Успех в бизнесе

Отчего и для чего люди становятся предпринимателями? Отчего — тема для отдельного материала: на мой взгляд, здесь есть в чем разбираться. Тем более что я до сих пор не видел ни одного серьезного исследования на эту тему в новейшей истории России. А вот «для чего» — вопрос вовсе не праздный. То есть понятно, что для большего благосостояния, большей независимости, большей самореализации и тому подобного. Так вам с ходу ответит процентов 80, а то и 90 наших предпринимателей, и это более или менее прозрачно.

Но благосостояние и независимость каждый понимает очень по-разному. Для жителя Брянска, просидевшего перед этим год без работы, и для москвича, который, занимаясь собственным делом, никак не может сравняться доходами с бывшими сокурсниками, выбравшими карьеру в крупных компаниях, благосостояние представляется с совершенно разным количеством нулей. А кто-то, решив расстаться с зависимостью от плохих начальников, тут же с головой погружается в сомнительные отношения с чиновниками, основанными на взятках. Или мучается с капризными клиентами, которые никак не хотят платить вовремя, и при этом искренне считает себя независимым. Может быть, тут какие-то иные цели и критерии, которые не афишируются?

У меня есть знакомый, который, например, непременно хочет накопить миллион долларов. Что с ними будет делать, он еще не знает, но это — цель. Может, кто-то мечтает о том, чтобы его фамилией называлась сеть закусочных в городе или в стране. Тоже вполне себе цель. И так далее.

Мне проблема представляется в том, что подавляющее большинство нынешних бизнесменов таких целей перед собой не ставит. Ни тактических (обогнать конкретного конкурента), ни стратегических (стать первым в области). Все больше ориентируются на сегодняшний, в лучшем случае — завтрашний день. А когда нет внятных целей — трудно постоянно быть мотивированным на решение все более амбициозных задач. Живешь себе с квартирой-машиной-дачей, и все-то у тебя хорошо.

Нет, такие случаи, конечно, не российское изобретение. В странах с куда более развитой экономикой таких тоже полно. В тех же Штатах вы на любом перекрестке насчитаете с десяток таких бизнесов: магазинчики, парикмахерские, кафе. Но там все эти доставшиеся в наследство, с грехом пополам организованные и управляемые, не предпринимающие никаких попыток куда-то развиваться компании существуют в очень конкурентной системе координат, где за каждый кусочек рынка идет нешуточная борьба. Да и управляются они зачастую не предпринимателями в том смысле, как мы его понимаем.

У нас же с этой точки зрения расстилается непаханое поле, которое захватить не так уж трудно. Наша основная масса предпринимателей все-таки социально активна и вполне изобретательна во многих нюансах бизнеса, которые почему-то оказались не стертыми десятилетиями советской власти. Поэтому инфантильность и самодостаточность многих региональных бизнесменов не может восприниматься, по крайней мере мною, как нечто естественное.

И не стоит слушать консультантов, которые когда-то в учебниках, написанных совсем для другой страны, вычитали о том, что вам нужен бизнес-план. Выбросьте из головы! В тех условиях, в которых приходится расти отечественному малому бизнесу, эти планы имеют столь же актуальное значение, что и карта московского метрополитена за Полярным кругом.

Но вот цель иметь при себе стоит! А уж какими способами ее достичь, никто лучше вас не знает. Возможно, через какое-то время цель может измениться, возможно, вы даже проиграете по пути к этой цели, но бесцельное ведение своего дела, только ради машин-квартир-дач, почти наверняка оставит вас на обочине бизнеса. Потому что при прочих равных вы наверняка проиграете конкуренту, у которого такая цель будет.

Мечтайте о высоком!

Понравилась статья? Подпишись на новые статьи по емейл!

Популярные статьи:

Оставить комментарий