Оборудование, которое использует бизнес, со временем изнашивается, компьютерные программы — устаревают. Когда приходит время приобретать новые, встаёт вопрос — как быть с расходами на их обновление.
Первое, что надо запомнить, — такие расходы включают в себестоимость товара, работы или услуги. Это называется амортизацией.
Например, компания шьёт одежду. Когда швейная машина выходит из строя, покупают новую, а расходы на неё включает в себестоимость товара и конечную цену для потребителя. Чтобы цена не выросла резко, амортизацию учитывают частями в течение нескольких лет.
Так же поступают, если приходится менять кофемашины в кофейнях, плиты в ресторанах, кресла в парикмахерских. Все расходы на новое оборудование, без которого бизнес не может полноценно работать и получать прибыль, должны быть амортизированы, то есть заложены в себестоимость продукции.
Пример оборудования (промышленная швейная машина), расходы на которое включают в амортизацию
Амортизируют как материальные, так и нематериальные активы. Помимо оборудования, к материальным активам относят недвижимость, оргтехнику, транспорт. К нематериальным — программное обеспечение (ПО), патенты.
Не подлежат амортизации водные ресурсы, земельные участки, недра, сырьё, незавершенное строительство, выпущенные товары, коллекционные предметы.
Учёт амортизации
Амортизацию отражают в налоговом и бухгалтерском учёте.
В налоговом учёте амортизацию регулирует налоговое законодательство (ст. 256-259 НК РФ). Она уменьшает базу налогов на прибыль и на имущество организаций. Её учитывают на общей системе налогообложения (ОСН), в том числе у индивидуальных предпринимателей.
На упрощенной системе налогообложения (УСН) «Доходы минус расходы» — амортизации нет. Однако расходы на приобретение новых активов равномерно включаются в общие расходы до конца года, в котором оно было куплено. Остальные спецрежимы налогообложения не рассчитывают амортизацию.
В бухгалтерском учёте амортизацию начисляют согласно правилам МСФО (IAS) 16 и ФСБУ 6/2020. Важно включить начисления в себестоимость продукции и расчёт остаточной балансовой стоимости активов.
Для налоговой амортизируют активы, если они стоят более 100 000 рублей. В бухучёте стоимость активов не ограничена, но на практике 100 000 рублей часто утверждают для обоих учётов. Это позволяет их сблизить.
Вернёмся к примеру с пошивом одежды. Швейная машина, которую планирует купить компания, стоит 120 000 рублей, значит, рассчитывать амортизацию нужно для обоих учётов.
Срок полезного использования активов
В амортизацию включают активы, у которых срок полезного использования (СПИ) не менее 12 месяцев. СПИ — это период, в течение которого компания будет получать выгоду от использования актива. Этот срок нужен для начисления амортизации.
Для бухучёта владелец бизнеса может сам установить срок полезного использования. Например, исходя из физического и морального износа оборудования, планов по модернизации.
СПИ смотрят в Общероссийском классификаторе основных фондов. Если какого-то актива там нет, срок полезного использования можно взять из технической документации изготовителя.
Данные из классификатора подойдут для обоих учётов. Обратимся к нему, чтобы найти СПИ для швейных машин.
В классификаторе 10 амортизационных групп. Швейные машины находятся в шестой группе — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно (330.28.94.24 — Машины швейные, кроме брошюровочных и бытовых швейных машин).
Владелец швейной компании из диапазона 10-15 лет выбрал срок 10 лет (120 месяцев). Это значит, что в течение 10 лет расходы на покупку оборудования будут равномерно включать в себестоимость одежды, которую шьёт фирма.
СПИ не влияет на реальный срок службы — швейную машину можно использовать и после окончания СПИ, если она будет для этого пригодна.
Чем срок полезного использования короче, тем выше себестоимость продукции. Если срок выбран очень длинный — оборудование может выйти из строя до того, как полностью окупится.
Методы амортизации
Метод начисления амортизации компания вправе выбирать самостоятельно, но его необходимо прописать в учётной политике. Желательно придерживаться одного метода для конкретного объекта в течение его эксплуатации.
Изменить метод амортизации можно в новом налоговом периоде. Менять нелинейный метод на линейный нельзя чаще, чем 1 раз в 5 лет.
Линейный — самый простой метод начисления амортизации, так как расчёты можно сделать по одной формуле для налогового и бухгалтерского учёта.
Особенности линейного метода амортизации
Линейный метод равномерно переносит расходы на себестоимость товаров (оказанных услуг, выполненных работ) в течение СПИ.
В случае со швейной машиной к себестоимости всей одежды, которую отшивает компания, каждый месяц будет прибавляться одна и та же сумма в течение 10 лет.
Только линейным методом начисляют амортизацию для:
- зданий,
- сооружений,
- передаточных устройств (трубопроводов, кабельных и воздушных сетей, сетей связи),
- патентов,
- оборудования со СПИ от 20 до 30 лет и более.
Линейный метод подходит для бизнеса, у которого нет больших скачков ежемесячной прибыли. Равномерно поступает прибыль — равномерно начисляется амортизация.
Если же есть колебания или ожидается большое поступление прибыли в первые 1-2 месяца использования оборудования — выгоднее начислять максимальные суммы амортизации сразу же. Для этого подойдут другие методы.
Линейный метод иногда не подходит для списания затрат на ПО. Например, когда программы устаревают быстрее, чем заканчивается срок их списания.
Пример расчёта амортизации линейным методом
Рассчитаем амортизацию линейным методом для компании, которая шьёт одежду. Для этого первоначальную стоимость швейной машины нужно поделить на её СПИ.
В первоначальную стоимость входят цена, установка, доставка и другие услуги по вводу оборудования в эксплуатацию. В нашем случае она составляет 120 000 рублей (со скидкой), так как поставщик привозит её сам.
Срок полезного использования швейной машины мы уже знаем — 10 лет (120 месяцев).
Если бы компания решила отремонтировать и продать старую швейную машину за 20 000 рублей, то в расчёте амортизации для бухучёта их пришлось бы вычесть из первоначальной стоимости.
При этом расчёт для налогового учёта остался бы прежним.
Есть ещё один способ рассчитать амортизацию для налогового учёта. Для этого сначала надо вычислить норму амортизации:
Затем умножить первоначальную стоимость на норму:
Итак, расчёт показал, что 1000 рублей будет равномерно прибавляться к себестоимости всей произведённой одежды каждый месяц на протяжении 10 лет.
Вычисления как по налоговому, так и бухучёту можно вести в Excel или вспомогательных сервисах, таких как бухгалтерия от Сбера.
Остаточная стоимость активов
В налоговом учёте амортизацию начисляют с первого месяца, следующего за установкой оборудования, а в бухгалтерском — с даты признания в учёте. Для удобства можно выбрать для обоих учётов первый вариант и прописать его в учётной политике.
Допустим, что в нашем примере швейную машину купили в мае, значит, первое начисление можно провести 1 июня. Происходит этот процесс следующим образом:
1-й месяц: 120 000 – 1000 = 119 000 — остаточная стоимость швейной машины
2-й месяц: 119 000 – 1000 = 118 000
119-й месяц: 2000 – 1000 = 1000
120-й месяц: 1000 – 1000 = 0
В обоих учётах допустимо начислять амортизацию с первого числа месяца, следующего за окончанием СПИ. Однако такой порядок также нужно прописать в учётной политике.
В момент полного списания амортизации остаточная стоимость оборудования будет равна нулю. Это значит, что расходы на его приобретение компенсированы.
Главное
Амортизация — включение расходов на обновление оборудования, недвижимости, техники, ПО в себестоимость товаров, работ, услуг.
Амортизация учитывается в налоговом и бухучёте. В налоговом — уменьшает налоговую базу, в бухгалтерском — переносится на себестоимость, нужна для расчёта остаточной балансовой стоимости активов.
Амортизируют активы со сроком полезного использования (СПИ) не менее 12 месяцев. Он не влияет на реальный срок службы, нужен для расчётов, его выбирают с учётом классификатора.
В налоговом учёте — 2 метода начисления амортизации, в бухгалтерском — 3. Линейный метод есть и том, и в другом. Он считается самым простым и универсальным.
Всегда используют линейный метод для активов со сроком от 20 до 30 лет и более. Также он подходит для бизнеса, где прибыль равномерно поступает каждый месяц.
Самая простая формула линейного метода: Первоначальная стоимость ÷ СПИ = Амортизация.
Источник: www.sberbank.ru
Как считать амортизацию
Основные средства и нематериальные активы — это имущество и нематериальные ценности организации, которое используется в её деятельности и способны приносить организации доход от владения ими и их использования в течение долгого периода времени — не менее 1 года (станки, инструмент, автомобили, недвижимость, патенты на изобретения, лицензионные или авторские права, товарные знаки и так далее).
Со временем станки устаревают, инструмент изнашивается, здания разрушаются, старые патенты заменяются на новые, более технологичные. А если вы, например, захотите продать свой станок или здание, то возникает вопрос — а какова же его реальная стоимость с учетом активного использования? Не может же 3-летняя «Газель» стоить по цене новой. Так мы приходим к необходимости учитывать износ основного средства (нематериального актива) или его обесценивание со временем. С учетом нам поможет амортизация.
Что же такое амортизация?
Амортизация — это процесс периодического переноса начальной стоимости основного средства или нематериального актива на производственные, коммерческие или общехозяйственные расходы — в зависимости от того, как этот актив используется.
Есть несколько способов амортизации, но юрлицам на УСН, вероятно, стоит выбирать самый простой — линейный способ амортизации.
Линейный способ заключается в том, что в течение всего срока полезного использование основное средство или нематериальный актив списываются равными долями. Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная со следующего месяца после введения имущества в эксплуатацию, и до тех пор, пока не амортизируют полностью первоначальную стоимость основного средства или нематериального актива.
Как мы можем посчитать амортизацию?
Как видно из формулы, необходимо будет определить первоначальную стоимость и срок полезного использования для расчета ежемесячной суммы амортизации. Если с суммой первоначальной стоимостью проблем нет, то определить срок использования — порой сложная задача.
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Попробовать бесплатно
Определяем срок полезного использования
Для нематериального актива срок полезного использования устанавливает сама фирма. Это срок в течение которого НМА будет использоваться и тем самым приносить доход.
Для основных средств в бухгалтерском учете предприятие тоже может установить срок использования самостоятельно, но не лишним будет согласовать этот срок с уже разработанными нормами и классификаторами.
Поэтому для определения срока полезного использования мы рекомендуем воспользоваться классификатором основных средств.
Если основное средство относится к нескольким группам амортизации — выбор срока полезного использования рекомендуем делать из диапазона тех групп, к которым оно относится, исходя из предполагаемого времени эксплуатации объекта основных средств.
Таким образом, станет возможным получить сумму ежемесячной амортизации.
Если необходимо определить сумму амортизационных отчислений за период, например, на 01.01.2021, то следует сначала определиться с датой ввода в эксплуатацию, а затем посчитать, сколько ежемесячных сумм амортизации должно было быть произведено. Таким образом, можно ежемесячную сумму амортизации умножить на количество месяцев с момента ввода в эксплуатацию.
Пример расчета
ООО «Ромашка» купила легковой автомобиль за 600 000 руб 22.02.2018 и ввела его в эксплуатацию 10.03.2018.
На 01.01.2021 необходимо определить сумму амортизации за период использования.
Автомобили легковые согласно классификатору относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет. Мы выбираем, например, 5 лет — автомобиль надежный, и мы собираемся долго его эксплуатировать.
Годовая норма амортизации получается равна: 100% / 5 лет = 20 %
Ежегодная сумма амортизации равна 600 000 руб * 20 % = 120 000 руб.
Ежемесячная сумма амортизации равна 120 000 руб / 12 мес. = 10 000 руб.
Ввели основное средство в эксплуатацию 10.03.2018, таким образом, до 01.01.2021 оно эксплуатировалось в течение 9 + 12 + 12 = 33 полных месяцев.
На 01.01.2021 сумма амортизации составит 33 мес. * 10 000 руб = 330 000 руб.
Статья актуальна на 21.01.2022
Источник: e-kontur.ru
Что такое амортизация. Объясняем простыми словами
Амортизация — постепенный перенос стоимости основных средств производства на себестоимость продукции (по мере их материального износа или морального устаревания).
Проще говоря, любая компания что-то приобретает — технику, инструменты, недвижимость, транспорт. Со временем всё это изнашивается. Нужны деньги на обновление. Где их брать? Амортизация — простой и эффективной способ сохранить материальные активы.
Суть амортизации в том, что организация благодаря амортизационным отчислениям постепенно возмещает стоимость объекта. Процесс может выглядеть следующим образом:
- организация что-то приобретает (недвижимость, автомобиль, профессиональную технику);
- далее фиксируется полная стоимость покупки;
- определяется наценка на товар или услугу, которые производит организация;
- производятся регулярные отчисления.
Далее, когда актив изнашивается, его могут либо списать и заменить на новый, либо использовать дальше — и получать уже чистую прибыль.
Пример употребления на «Секрете»
«Поскольку амортизация — это чисто налоговый расход, который не затрагивает ваши денежные средства, необходимо добавить их (теперь уже со знаком плюс — мы же не тратим эти суммы) к сумме чистой прибыли».
(Региональный финансовый директор ESAB (Russia https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-amortizaciya-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm» target=»_blank»]secretmag.ru[/mask_link]