Арт бизнес что это
Творческое предпринимательство — это деятельность, в основе которой лежит творческая составляющая и где используются социальные, культурные, технологические нестандартные подходы для получения востребованного продукта. Творческое предпринимательство лежит в поле креативных индустрий, куда входят очень разные сферы: от дизайна и музыки до IT решений и проектов в сфере городского развития.
Это нишевая деятельность, которая не всегда завязана на массовые аудитории, но обязательно решает проблемы конкретных людей и сообществ, заходя в неожиданные области, где раньше не предлагался такой продукт. Такое новшество может стать неожиданностью и для самих потребителей, и для создателей.
Творческий продукт создается на пересечении индустрий и часто является результатом кросс-инноваций. Все эти продукты получаются особенными и рассказывают личные истории о мире.
Например, «Орнамика» — проект по интерпретации и сохранению орнаментов из разных регионов России с использованием цифровых технологий — решает проблему музеев и позволяет актуализировать материальное наследие. Это содержательный и творческий инструмент, который помогает людям приобщиться к тому, что никогда бы не стало им известно и доступно, не имело бы шансов на популярность в традиционном формате.
Как устроен арт-бизнес| Вся правда о рынке искусства
Творчество заходит и на сторону науки. Сегодня технологии нуждаются в популярных востребованных форматах. Такие решения технологическим компаниям помогают найти именно творческие предприниматели.
Это связано и с растущими возможностями аудитории, и с ежедневной работой инженеров, математиков, программистов и биотехнологов, которые выходят на новые уровни. Неслучайно именно в сфере биомедицины много креативных решений — индивидуальный мониторинг здоровья, «умные» приложения, когда мы не просто следим за своим здоровьем, но и оказываемся одним из действующих лиц истории, которую сами же формируем.
RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
Благодаря коллаборации творческих предпринимателей, ученых и технологов часто появляются продукты, которые решают наши ежедневные проблемы в повседневной жизни.
Например, финалист российского этапа конкурса Creative Business Cup 2016 года — мобильное приложение «Пыльца Club», разработанное при содействии иммунологов и биологов. Приложение работает как виртуальный клуб для аллергиков, где пользователь может найти информацию об аллергенных растениях, календаре и карте их цветения.
С одной стороны, в этом проекте технологии тесно связаны с наукой, а с другой — само решение (создание интерактивного мобильного приложения-клуба) соотносит проект с социокультурной сферой и творческими индустриями.
Креативный бизнес не всегда основан на творческом контенте. Такой бизнес, прежде всего, отличает поиск нестандартного решения существующей проблемы. Пример — «Моторика» — уже известная во многих странах компания по производству бионических протезов рук. «Моторика» работает с технологиями на стыке медицины, дизайна, устойчивого развития и робототехники. «Моторика» изменила устаревшие подходы к протезированию, улучшив качество жизни людей с инвалидностью.
Креативные решения могут быть и не связаны с технологиями — например, новые форматы досуга, когда местные люди рассказывают о своем районе или квартале и погружают человека во внутреннюю жизнь (сервис Airbnb Впечатления или приложение для городских сервисов ГороДД, разработанное для жителей города Димитровград в Ульяновской области).
Как правило, общественно-социальная польза заложена практически во все проекты творческих предпринимателей, даже если они не являются социальными в чистом виде. Так в проекте «Заплатки для города» художник-керамист из Иркутска декорирует ямы на дорогах керамическими плитками, решая городские проблемы творческим способом.
Перспективы развития творческого рынка в России
Сегодня креативный рынок, безусловно, особенно заметно растет в больших городах. В целом объем мирового рынка креативной продукции увеличился с 208 млрд долларов в 2002 году до 509 млрд в 2015 (UNCTAD, Creative Economy Outlook, 2018). Годовой прирост оборота глобальной торговли в креативном секторе составил 7,34% (ООН, 2018).
В России вклад креативного бизнеса в ВВП по приближенной оценке АСИ на 2019 год составляет 4,98%. Совокупный вклад креативных индустрий в ВВП РФ административных центров субъектов России на 2019 равняется 4,19%.
Творческие предприниматели работают на стыке разных видов деятельности и могут быть полезны даже при разработке корпоративных решений. Проект Art and Science интерпретирует то, что делают ученые и внедряют инновации в городской среде в понятном для горожан формате — например, в формате интерактивных световых инсталляций.
Российский пример городских инноваций — растущая быстрыми темпами компания iFarm — технологический стартап, разрабатывающий решения для автоматизированного круглогодичного выращивания органических овощей, ягод и зелени в городских условиях.
Творчество становится человекоориентированным, не только обогащает и просвещает внутренний мир, но и решает конкретные проблемы. Российский проект Timeflip предлагает удобный компактный инструмент (дизайнерский гаджет) для отслеживания времени на активности в течение дня.
Как творческому предпринимателю попасть на российский рынок
Рынок творческого предпринимательства — не просто рынок свободного времени и досуга — в первую очередь, это рынок вовлеченности с растущим потенциалом.
По данным за 2018 год, в творческих индустриях Москвы было занято 463 тысяч человек, а добавленная стоимость креативных индустрий составила 1,12 трлн рублей (НИУ ВШЭ, 2018). Доля креативного сектора в валовом региональном продукте Москвы — 9,5% (Аналитический центр при Правительстве, 2017).
С точки зрения маркетинга емкость российского рынка пока недостаточно исследована. Культурные организации и администрации городов в России традиционно напрямую изучают потребительское поведение, но не касаются вопросов, которые помогают понять, как человек хотел бы активно проводить время, что придумывать.
Система поддержки предпринимательства работает в каждом регионе России, но нигде нет отдельной адресной линии и специальных программ, тогда как этот сектор нуждается в особом внимании. Очень сложно найти того, кто мог бы системно заниматься поддержкой и сделал бы инновационных предпринимателей заметными.
Студентам творческих вузов нужно помогать запускать собственные стартапы — в отличие от технологических проектов, они остаются неизвестными. С 2021 года, обозначенного годом креативной экономики, готовится концепция развития креативных индустрий в России. Эта инициатива даст возможность легализоваться предпринимателям и включить властям поддержку креативного сектора в свои полномочия.
Творческое предпринимательство сильно привязано к такой экосистеме, где важны не просто линейные потребности и продукты. Это история про развитие, образование и возможности проявить себя. Это рынок самоактуализации и самореализации.
Важная история — фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», где общественно-полезное дело поставлено на постоянные рельсы, а участники стремятся запустить свои собственные проекты. Силами горожан, волонтеров, по всей России восстанавливаются памятники культурного наследия.
Проекты в сфере творческих индустрий часто становятся площадкой для совместного творчества. Примером может служить креативное сообщество «Картония»: независимые художники, кураторы, event-менеджеры реализуют проекты по оформлению городских пространств, организуют творческие мастерские и проводят уличные фестивали.
Креативный подход очень тесно связан с развитием городской среды. Уже никого не интересуют пустые благоустроенные пространства — всем нужна жизнь и событийность, сервисы и ‘продуктность’ места. Во многом это провоцирует предпринимателей создавать простые очевидные вещи (сувениры, необычная еда, дизайн), но еще и формировать средовые вещи и сообщества, которые рассказывают о себе.
Один из главных трендов творческого предпринимательства — экология. В Москве довольно часто проводятся фестивали для вегетарианцев, где предлагают не только еду, но и эко-товары, учат использовать переработанные продукты и вторично.
Проект Zero Waste Shop — самая популярная сеть магазинов без упаковки для сокращения пластиковых отходов. Все продукты продаются на развес в чистую тару покупателя.
Поскольку мир креативного сектора — это в основном микро- и малые предприятия, творческие предприниматели остаются незаметными, хотя они есть везде. Возможность показать свои лучшие проекты и посмотреть, какие тренды происходят на рынке, дается на международном конкурсе Creative Business Cup. Конкурс проводится ежегодно для участников из более 70 стран. Благодаря таким инициативам творческое предпринимательство в России становится заметным.
Как определить успешность творческого проекта
Главное отличие творческого предпринимательства в том, что его успешность напрямую связана с креативной составляющей. Только если создателю удается придумать что-то действительно нестандартное, получается выйти на значимые рынки.
Второй рецепт успешности — решение конкретных проблем и задач, «ответ на боль аудитории». Творческий продукт всегда отвечает запросу, даже если ожидания пользователей не вполне сформулированы.
И третье — следование трендам экологии и устойчивого развития, в целом отклик на рынок.
Источник: rb.ru
Sotheby’s Institute of Art, New York: Что такое арт-бизнес и где его изучать
Что такое современный арт-бизнес, где он процветает и какие перспективы он открывает выпускникам — давайте разберемся.
Итак, если студент увлечен искусством, но больше тяготеет к его бизнес-составляющей, то программа магистратуры в Sotheby’s Institute of Art (London, New York), которая славится специальностью «Art Business», станет идеальной площадкой для будущего студента.
Art Business — это тотальное и прицеленное погружение в область бизнеса в искусстве. Вводная часть курса включает в себя зарождение глобального арта и дизайна, которая подводит студента к самому главному: по каким законам существует современное искусство? И сколько оно стоит?
Основные модули: материалы и методы современного искусства, оценка произведений искусства, принципы бизнеса, искусство и право, арт-бизнес (область исследования — Венецианская биеннале), арт-бизнес: этика и политика, продвинутая оценка произведений искусства, дополнительные занятия и др.
Мы получили внутренний взгляд на арт-бизнес от Виктории (22 года), которая провела месяц в Sotheby’s Institute of Art, New York, изучая PR Marketing
Я учусь в сфере искусств, но у меня сухое искусствоведение, которое действительно нужно разбавить чем-то более прибыльным. В арт-сфере можно выбрать очень много всего, но я решила изучить именно бизнес-сторону искусства.
О программе
Мы учились с понедельника по четверг, занятия начинались в 10 утра и заканчивались в 12.30. Каждый день у нас было что-то новое. Иногда мы занимались непосредственно в Sotheby’s Institute of Art, все занятия проходили интерактивно. Преподаватель нам объяснял, что такое маркетинг, PR и как это работает в сфере искусств.
Также у нас были выездные занятия, которые проходили в музеях, галереях, где у нас проходило живое общение со специалистами — пиарщиками, маркетологами и т.д. Это было очень интересно. У нас была обзорная экскурсия по аукциону — мы видели выставку непосредственно перед торгами. По пятницам были выездные экскурсии в галереи Бруклина и Бронкса.
Если мы занимались в университете — это были лекции от преподавателей, когда мы куда-то выезжали — нам читали лекции практикующие специалисты. У нас была группа около 20 человек со всех уголков мира, я была единственной русской.
Огромный плюс программы — это то, что я общалась с огромным количеством искусствоведов, людьми знающими и увлеченными. Мы ходили на все выставки: как официальные, так и андеграундные, например, в Бруклине, где художники-самоучки пытаются сделать что-то потрясающее и кучка единомышленников создает настоящее шоу.
Я была много раз в Лондоне — город мне не близок, поэтому я решила открыть для себя что-то новое и Нью-Йорк стал очевидным выбором. Нью-Йорк — это то место, где ты целиком и полностью вливаешься в арт-атмосферу и совершенно не хочешь ее покидать.
Об университете
Университет расположен на 570 Лексингтон авеню, в потрясающей высотке в стиле модерн. Все кишит масонской символикой — это будоражит! У них огромная библиотека. Нам давали не теоретические знания, а опыт полного погружения в предмет, большое количество очень нужных связей. Помню, как мы пришли в галерею Дэвида Цвирнера и нам сразу сказали, что, если вы хотите пройти у нас практику — устанавливайте контакты, практика оплачиваемая.
Нью-Йорк — это место для молодых и амбициозных. Если есть такой набор качеств — ты можешь все!
О жизни в Нью-Йорке
Первые две недели было сложно привыкнуть к такому ритму жизни, очень много людей, но потом влюбилась абсолютно и безвозвратно. Постоянный траффик, гул сирен, это совершенно другой мир. Но нейтрального отношения к этому городу быть не может: Нью-Йорк либо ненавидят, либо обожают. Однажды я просто проснулась и поняла, что я влюбилась в этот город, в этих людей и что все намного проще. Сейчас я думаю только о Нью-Йорке и поступлении туда.
Моя любовь к Нью-Йорку случилась на одном вечере искусствоведов. На рассвете мы решили пойти до Манхеттена пешком по Бруклинскому мосту. Это был сумасшедший опыт. Этот город настолько странный, но несмотря на все недостатки — он манит, завораживает.
Об английском языке
В России нам преподают более искусствоведческий английский: архитектура, живопись, мазок. А там был бизнес-английский. В Америке у меня не было проблем с языком. Понимать очень легко. Американцы сами очень открытые, поэтому если ты что-то не понимаешь — они с радостью объяснят.
О питании
Нью-Йорк очень адаптирован для того, чтобы есть вне дома. Огромное количество маленьких недорогих кафе. Все эта система рассчитана на офисных сотрудников, у которых есть буквально пять минут, что спуститься и взять ланч-бокс. Это очень вкусно. У них есть потрясающие продукты и рынки.
В отношении еды и питания в Нью-Йорке проблем не было.
О внутренних изменениях
Становишься более общительным. В этом городе нужно общаться, здесь все держится на связях.
Поэтому, нужно себя переступать, раскрепощаться, отходить от устоявшихся канонов и заводить новых друзей. Для тех, кто хочет окунуться в искусство — Нью-Йорк станет идеальным местом.
Мы часто ходили на руф-топ в завершении дня, смотрели на вечерний Манхеттен, красоту города. Главное — успеть все в себя впитать. И кажется, я это сделала.
О дальнейших планах
Скорее всего, это и будет магистратура в Sotheby’s Institute of Art. То, как в Нью-Йорке развивается искусство — такого не найти ни в Европе, ни даже в Лондоне. Особенно это касается современного искусства. Вливаются огромные деньги для его поддержания. Искусство в Нью-Йорке — это лучшие коллекции, которые я видела в своей жизни, а еще большое количество увлеченных людей.
Я себя ощущала полностью вовлеченной.
Совет будущим студентам: один мой друг сказал, что Нью-Йорк — это место для сильных людей. Либо он тебя примет, либо проглотит и ты уже не захочешь туда вернуться. Трудностей будет немало, и, если ты справишься, то абсолютно и безоговорочно влюбишься в этот город. Поэтому, важно ничего не бояться и идти к своей цели. Главное — не останавливаться.
Нужно просто встать и следовать своей цели. В итоге это окажется лучшим местом.
Источник: www.studylab.ru
Анализ становления и развития артрынка и артбизнеса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Старкова Надежда Олеговна
Раскрыты понятия и сущность артрынка и артбизнеса . Рассмотрены этапы развития и становления мирового артрынка, описаны его основные элементы, охарактеризованы современное состояние и особенности.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Старкова Надежда Олеговна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Images of time in the Romanesque churches of the XI XII CC. In the west of France (Saintonge-Poitou)
Оценка инвестиционной привлекательности и тенденций развития современного артрынка
Особенности страхования объектов современного артрынка
Статистический анализ распределения цен на произведения искусства
Арт-индексы: корреляция цен на предметы искусства с ценами других активов и некоторые эффекты арт-рынка
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Analysis of formation and development of art market and art business
Definition and essence of the concept of art market and art business have been done. The stages of development and formation of the world art market , its current state, particular qualities and main elements have been described.
Текст научной работы на тему «Анализ становления и развития артрынка и артбизнеса»
Секция 4. Искусствоведение
Starkova Nadezhda Olegovna, Kuban State University, candidate of science in Economics, associate professor, International economics and management department
Analysis of formation and development of art market and art business
Abstract: Definition and essence of the concept of art market and art business have been done. The stages of development and formation of the world art market, its current state, particular qualities and main elements have been described.
Keywords: art market, art business, culture, artist, artwork, gallerist, auction, сollectioner.
Анализ становления и развития артрынка и артбизнеса
Аннотация: Раскрыты понятия и сущность артрынка и артбизнеса. Рассмотрены этапы развития и становления мирового артрынка, описаны его основные элементы, охарактеризованы современное состояние и особенности.
Ключевые слова: артрынок, артбизнес, культура, художник, произведение искусства, галерист, аукцион, коллекционер.
По мере развития общества развивалась сфера культуры, которая всегда играла большое социальное и экономическое значение для развития отдельных стран и мира в целом. Наличие тесной связи культурного, общественного, эстетического и экономического развития обусловлено существованием иерархии человеческих потребностей. Сначала человек удовлетворяет свои физиологические потребности, затем потребность в безопасности, любви, уважению, далее актуальным для него становится удовлетворение эстетических потребностей, потребностей познания и самоактуализации. Ориентируясь исключительно на первичные потребности людей, любая экономика в итоге заходит в тупик [2], она может развиваться только тогда, когда она преодолевает естественные потребности людей и начинает стремиться к удовлетворению культурных потребностей общества.
В современном обществе большинство людей вполне удовлетворят свои амбиции, останавливаясь на четвертом уровне — уважения. Это имеет отношение не только к обывателям, но и к большому числу современных бизнесменов и инвесторов. Верхние уровни иерархии, в общем случае называемые потребностью в самовыражении или потребностью в личностном росте, предназначены для той части общества,
которая уже достигла ступени уважения, но нуждается в совершенствовании развития личности.
Руководствуясь, данной логикой, артбизнес, являющийся неотъемлемой частью культурной сферы развитого общества, направлен на удовлетворение потребностей, людей, стремящихся к развитию, и без понимания этого не возможно его существование. Инвестирование в искусство всегда и во все времена являлось делом не только доходным, но и весьма уважительным, подтверждавшим не только уровень благосостояния владельца предметов искусства, но и его интеллектуальный, общественный и культурный статус. В последнее время данное направление инвестиционной деятельности приобретает еще большую актуальность, свидетельством чему являются данные ведущих аналитических компаний, специализирующихся в конкретной сфере [8]. Возрастающий интерес к артбизнесу со стороны инвесторов и практиков создает предпосылки для системного изучения данного явления.
Создавая уникальное в своем роде произведение искусства, художник реализует свои яркие творческие способности, с одной стороны, и рассчитывает на определенное материальное вознаграждение, выступая как производитель некоего продукта, с другой стороны. Это порождает проблему материальной
Section 4. Study of art
оценки того, что относится к продуктам духовной деятельности человека. Формируется особый вид взаимодействия между талантливым человеком, создавшим неповторимый, не тиражируемый в массовом количестве продукт, и теми людьми, которые стремятся стать его обладателями [3]. Как любой предмет, предназначенный для продажи, произведение искусства нуждается в людях, обеспечивающих отношения обмена между создателем этого произведения и покупателем. Данный вид отношений находит отражение в термине «артбизнес».
В общем смысле под артбизнесом принято понимать вид экономической деятельности по оценке и распространению произведений искусства. Однако раскрытие глубинного смысла данного явления представляет определение артбизнеса, как инициативной экономической деятельности, связанной с получением прибыли за счет удовлетворения потребностей личностного развития, эстетического и культурного совершенствования потребителя. Сферой осуществления данной деятельности является артрынок. Артбизнес и артрынок — необходимые элементы развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, артрынок можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.
Этот рынок представляет собой систему культурных и экономических отношений, определяющих:
— сферу предложения и спроса на произведения искусства;
— денежную стоимость произведений искусства;
— специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка.
Важной особенностью рынка искусства заключается в том. что он представляет собой не только производство, выражающееся в создании художественных ценностей и их сбыте, но и экономический механизм отбора, обращенный к регулярной переоценке системы художественных ценностей. Такая переоценка и, соответственно, ее результаты — ценообразование, денежная стоимость и доступность основана на собственных регулятивных механизмах поступления, отбора и канонизации новых ценностей, а не на вкусах потребителя, как это происходит на рынках массового или кустарного производства товаров.
Артрынок — это всегда поле борьбы различных сил, позиций, стратегий, направленных как на обновление, трансформацию, так и на сохранение сложившегося порядка вещей, это сложное многоуровневое явление, в нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его
актуализации. Основными субъектами артрынка являются производители (художники) и потребители (публика). Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников, которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались. Чтобы раскрыть сущность артрынка необходимо рассмотреть особенности его формирования и функционирование на различных временных этапах, а также основные функции и структуру артрынка.
Зачатки художественного рынка существовали еще в Древнем Риме, где проводились первые зафиксированные аукционы по продаже предметов искусства [4], а становление современного артрынка прошло ряд этапов.
Первый этап связан с фактом появления рынка произведений искусств. Это произошло в конце XVII века в Англии. Эта страна является родиной артрынка потому, что именно в этой стране статус художника стал впервые определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ.
В других развитых в культурном плане странах, таких как Франция, Италия, Испании XVII и XIX веках статус художника определялся степенью его признания в различных салонах или среди ценителей из числа аристократов [5, 312]. Прогрессивная в экономическом плане британская модель приобрела популярность и распространилась на национальные артрынки США, Германии и Голландии. Популярность британской модели можно связать с протестантской этикой раннего капитализма, господствовавшей в данных странах, на основании которой любой продукт, который производится (в том числе и произведение искусства), имел возможность быть адекватно оценен. Очевидно, что покупка и продажа произведений искусства существовала на протяжении всей истории искусства. Но только по окончании буржуазной революции появились условия, способствующие формированию рыночной экономики, а, следовательно, и артрынка.
Существуют сведения о том, что первый большой аукцион произведений искусства был организован в 1693 [7]. Целью его организации было, прежде всего развлечение, а не получение больших доходов. Тем не менее аукционы приобрели большую известность среди британской элиты в конце XXVII начале XXVIII веков. Исследователи полагают, что первый аукцион, произведений искусств, ориентированный на коммерческие цели был проведен в Лондоне в 1754 году, общая сумма продаж
Секция 4. Искусствоведение
оказалась рекордной по тем временам и состави-ла16069 гиней [6].
Значительный приток капитала в артрынок наблюдается, начиная со второй половины XVIII века. Основную часть продаж того времени составляли работы малоизвестных авторов. В начале XIX века формирующийся артрынок выдвинул спрос на произведения Великих мастеров, таких как Леонардо Да Винчи, Рембрандт, Рубенс.
Высокие продажи работ мастеров прошлого явились побуждающим мотивом для ряда современных авторов начать выставлять свои работы на торги. Коммерческие цели пришли на смену целям поиска богатых покровителей, без поддержки которых художники просто не могли ранее существовать. Однако современные авторы не могли рассчитывать на значительную выгоду от реализации своих работ на аукционах, так как предпочтение отдавалось работам широко известных авторов.
Начало второго этап развития артрынка относят к середине XIX века. В это время в Европе начала формироваться структура художественного рынка, которая включала в себя торговцев произведениями искусства, дилеров, галереи, выставки, аукционы, распродажи, издание каталогов и специальных журналов, рекламу, художественных критиков, коллекционеров и музейных специалистов.
Данный этап развития артрынка характеризуется также увеличением капиталовложений в современных авторов, которые иногда даже вытесняли старых мастеров. Начиная со второй половины XIX века произошло разделение артрынка на две сферы — сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов.
Обе эти сферы активно конкурируют между собой, но институционального разделения между ними не наблюдалось вплоть до 2012 года. До этого периода на всемирно известных аукционах «Sotheby’s» и «Christie’s» одинаково активно продавались работы Великих мастеров и представителей современного искусства. В широко известном всем знатокам артсферы списке тысячи наиболее высоко оцененных в мире произведений искусства — Skate’s Top 1000, созданном международной компанией Skate Press, работы современных авторов соседствуют с произведениями Великих мастеров Золотого века. Однако в последнее время наметилась тенденция того, что в первую десятку наиболее оцененных рынком работ попадают преимущественно работы современных авторов. Так находящийся на первом месте в списке триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», написанный Фрэнсисом Бэконом в 1969 году в Лондонском Королевском колледже
искусств был продан 12 ноября 2013 года на аукционе Christie’s всего через шесть минут после начала торгов за 142 404 992 долл. США. В то время как самая дорогая на настоящий момент работа мастера Золотого века великого Питера Пауля Рубенса «Избиение младенцев» занимает только тринадцатое место в списке. Она была продана на аукционе Sotheby’s 9 июля 2002 года за 76 671 280 долл. США [9].
Также в XIX веке изменился и класс потребителей дорогостоящего искусства. На смену аристократии пришли богатые представители буржуазии. Посредством приобретения дорогостоящих произведений искусства они хотели повысить свой капитал, а также продемонстрировать свою власть в поле распределения экономического капитала. Подобная ситуация имела место и в парижских салонах [1, 511].
Важной особенностью данного этапа стало расширение арт-рынка. На торги стали выставляться не только работы современных авторов (в основном, британцев и голландцев), британские коллекционеры заинтересовались и французской современной живописью. Популярностью пользовались работы Жана-Батиста Камиля Коро (1796-1875), Розы Бонер (1822-1899), Ораса Верне (1789-1863), преимущественно пейзажи.
Тем не менее, французские авторы на данном этапе не могли конкурировать с британскими живописцами, мастерами портретного жанра. Именно портреты в конце XIX века оценивались рынком наиболее высоко. Среди известных английских и шотландских мастеров особым признанием современников пользовались работы Томаса Лоренса (1769-1830), Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775-1851), Томаса Гейнсборо (1727-1788), Джорджа Доу (1781-1829).
К началу XX века общемировой артрынок окончательно сложился. Уже на этапе становления и эволюционного развития рынок предметов искусства имел все признаки достаточно конкурентного рынка, участники которого имели приблизительно одинаковые возможности и не могли оказывать серьезного влияния на уровень цен. Рынок предметов искусства совершил за указанный период переход от хаотичного, сильно фрагментированного рынка к хорошо организованной системе товарного обращения произведений искусства со специфическими принципами функционирования, осуществляющей распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Современный артрынок имеет развитую инфраструктуры, систему мониторинга и оценки, показывает высокую норму доходности,
Section 4. Study of art
в последнее время даже превышающую доходность фондового рынка.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Еще в период становления артрынка выделились основные мировые центры торговли предметами изобразительного искусства — Лондон и Париж в Европе, Нью-Йорк в США которые сохранили этот статус и по сей день.
Таким образом, к настоящему моменту артры-нок уже полностью сформировался и существует как
специфический механизм, обеспечивающий функционирование художественной сферы в рыночных условиях и, опираясь на взаимодействие искусства и экономики, представляет собой сложное многоуровневое явление. В нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его актуализации, отношения между которыми осуществляются в рамках высокоорганизованной и развитой системы мирового артбизнеса.
1. Антиквариат: энциклопедия мирового искусства/Ген. ред. Х. Маллалью. — М.: Белый город, — 2001. — 640 с.
2. Арт-рынок и арт-бизнес//Библиографический потрал. 2008.URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2. cgi?Rdqutusoqg.
3. Арт-рынок в России и CHX//Artmers. Проект американского информационно-аналитического агенства ArtMarketEconomicResearch. — 2007. — URL: http://artmers.com/ru/RussianEvents.html
4. Арт-бизнес в России — кот в мешке или идеальное вложение денег?//Избранные статьи о едином художественном рейтинге. — 2001. — URL: http://rating.artunion.ru/article16.htm
5. Верман К.: История искусства всех времен и народов. — М: АСТ, — 2010. — 944 с.
6. Койфмам В. Сотбис, Кристис и другие. Всё об аукционах//Международный интернет-портал «Русский глобус», № 8, — август 2011. — URL: http://www.russian-globe.com/N114/Koyfman.SotbisKristi.htm
7. Ранинен И. Рекордные торги Christie’s. Старые мастера и живопись XIX века, 11.12.2009. Good Life. URL: http://www.thegoodlife.ru/art/1513-christie_dec.html
8. Skate’s TOP 1000 general indicators. — URL: http://www.skatepress.com/_index.php?cat=27.
9. Skate’s TOP 5000 by nominal value. — URL: http://www.skatepress.com/_index.php?cat=92
Tyurikova Yulia Mikhailovna, The Moscow state academic art institute named after V. I. Surikov, Postgraduate student, The Department of History of Art «Fine art, decorative and applied art and architecture»
Images of time in the Romanesque churches of the XI — XII cc. in the west of France (Saintonge-Poitou)
Abstract: This article is dedicated to the representation of Signs of Zodiac and Labors of Months in the monuments of the region of Poitou-Charentes, on the example of three churches in the Western France: the Assumption of the Virgin in Fenioux, St. Nicholas, Civray and Saint- Pierre, Aulnay.
The subject of this article lies at the intersection of several areas of art studies of the Middle Ages: particularly, the history of medieval art, especially architecture, sculpture, history of astrology, medieval symbolic and history of the image of Signs of Zodiac, Labors of Months, seasons and works.
This work clearly shows us that the examined images of time in the calendar cycles of the Romanesque art belong to the same regional tradition that unites not only composition and artistic solution Labors of Months, but also the stylistic peculiarities.
Keywords: the Middle Ages, the Romanesque art, the region of Poitou-Saintonge (Poitou-Charentes), the Assumption of the Virgin in Fenioux, St. Nicholas, Civray, Saint- Pierre, Aulnay, Labors of Month, Signs of Zodiac.
The pictorial tradition in the development of the in the Western France: the Cathedral of Dormition
theme of time and calendar cycles in Western Euro- of the Mother of God in Fenioux, the Saint Nicolas
pean art was studied on the materials of three churches Cathedral in Civray and the Saint Pierre cathedral in
Источник: cyberleninka.ru
Торговля предметами искусства: как преуспеть в этом сложном деле
Арт-бизнес — дело настолько тонкое, что заработать на нем — все равно что заставить жирафа залезть в цветочный горшок. Но если вам повезет, то заработаете столько, что хватит еще и правнукам.
Сергей Веселов
Getty Images
Искусство покупали всегда, а вкладывать в него деньги стало занятием более прибыльным, чем торговать океанскими яхтами. Арт-инвестиции называют чуть ли не самым доходным финансовым инструментом, приносящим, говорят, до 1000% годовых. В отличие от яхт или даже обычных автомобилей, которые уже через год после покупки дешевеют почти на треть, художественные ценности с годами, наоборот, только дорожают.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Справедливости ради надо отметить, что обычный рост составляет процентов 10 в год. И только в случае какого-нибудь ажиотажа цены взлетают на 50-100, ну иногда 200%. Так случилось, к примеру, с Энди Уорхолом, питавшимся по бедности исключительно консервированным супом «Кэмпбелл». После этого, от нечего делать, Уорхол нарисовал банки из-под него.
Потом вдруг поп-арт превратился в глобальное художественное направление, а сейчас это просто модно. Высокие проценты обусловлены факторами конъюнктуры или раритетности. Например, внезапно появляется мода на авангард, и все срочно скупают Кандинского. Или, скажем, какой-нибудь величайший художник современности покидает этот мир. Тогда все бросаются на оставшееся после него художественное наследие, поскольку количество его работ уже никогда не увеличится.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прежде всего не кидайтесь на первую попавшуюся картину и не старайтесь потом впарить ее втридорога. Надо уяснить, что арт-рынок имеет жесткую структуру и вливаться в него стоит, только четко понимая свое место.
Дилер
Стать арт-дилером — проще простого. Для этого не требуется никаких финансовых вложений. Зато роль дилера на рынке фактически самая главная. Даже великие императоры и президенты подчас были не в состоянии совершить ответственную покупку на аукционах и прибегали к услугам специалистов. Арт-дилер — посредник между продавцами и покупателями на рынке художественных ценностей.
Как правило, специализируется в какой-то определенной области искусства, обладает связями с клиентами, художниками и галеристами. Имеет от 7 до 20% от сделки. Главное — понимать конъюнктуру и динамику рынка и вовремя дать нужный совет нужному человеку. Со временем арт-дилеры и сами становятся коллекционерами, покупают для себя, впрок, открывают галереи и сами формируют рынок.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Почем дрова
Лучше всего иметь дело с работами признанных мастеров. Например, картины Ивана Константиновича Айвазовского, который так долго жил на море, что мог рисовать волны не выходя из спальни, являются одними из самых востребованных в мире.
Впрочем, имейте в виду, что за 100 лет после его смерти подделок под Айвазовского создано в несколько раз больше, чем сам он успел написать за всю свою сознательную жизнь. Поэтому перед тем, как покупать шедевр, проверьте его подлинность. Никто не смог превзойти Ивана Ивановича Шишкина (картины которого в среде арт-дилеров называют «дрова») в изображении русского леса. Хотя от опытного искусствоведа не ускользнет едва уловимое сходство его полотен с картинами швейцарского пейзажиста Калама, работы которого Шишкин копировал, будучи студентом Академии художеств.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Еще хорошо идет советская живопись 40-60-х годов прошлого века. Госструктуры, имеющие выход на внешний рынок, предпочитают современное искусство, крупные корпорации интересуются XVIII веком и абстракцией типа Поллока, а дочери банкиров и ветреные звезды Инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) любят украшать свои спальни картинами Такаши Мураками.
Еще есть множество государственных мужей, а также представителей деловых и политических кругов, которые не прочь увековечить себя в образе служителей Отечеству. Никас Сафронов как-то сказал, что чиновники — «самые капризные заказчики, но зато они очень любят позировать». И вы можете помочь обеим сторонам — во-первых, крупному политическому деятелю, который стесняется признать, что хочет заполучить собственный портрет. Во-вторых, талантливому художнику — найти выгодный заказ.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Настоящий арт-дилер не стоит с полотнами в торговых рядах на ярмарке в Измайлово. Его задача — войти в дверь к тому человеку, которого действительно интересует его предложение. Экспертизу картины можно сделать в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Всероссийском научно-реставрационном центре им. Грабаря, Институте реставрации, Эрмитаже и Русском музее.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Арт-проект
Первый шаг в налаживании контакта с будущим покупателем — экспозиция. Как известно, художники любят выставляться к месту и не к месту. Ваша задача — внести в этот процесс рациональное зерно: необходимо актуализировать концепцию будущей выставки, чтобы привлечь клиента. Этим на практике занимается куратор проекта.
Куратор — главный инициатор, соавтор и организатор художественного проекта, который соединяет в одном месте художественные ценности, финансы и зрителей. Часть из этих самых зрителей становится потенциальными покупателями.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но сначала вы должны отыскать дюжину картин, которые впоследствии станут шедеврами. Конечно, тут нужно проявить профессиональное чутье, но это не самое сложное. Во всяком случае, не сложнее, чем обеспечить последующее финансирование проекта.
Кульминацией всего проекта должна стать даже не покупка какого-нибудь отдельного холста, а положительная реакция публики и прессы, а также заинтересованность в дальнейшем продвижении. Ваша задача — максимально раскрутить художников через выставки и международные ярмарки. Сначала художник работает на имя, потом имя работает на художника и его дилера.
«Знак доллара» Энди Уорхола, который не упускал случая помочиться на свои произведения и всю жизнь мечтал купить какую-нибудь безделушку за 5 баксов, чтобы продать ее за миллионы, ушел с аукциона Christie’s за $4,5 млн. Джексон Поллок любил расплескать краски по разложенному на полу холсту, а потом хорошенько отстегать получившуюся картину плеткой. Так рождались шедевры абстрактного экспрессионизма. Самая дорогая из его работ — «Номер 12» — продана на аукционе Christie’s за $11,7
Галерист
Галерист — владелец собственной галереи. Выставляет в ней художников по своему усмотрению. Как правило, заключает контракты с несколькими из них, обеспечивает им PR, позитивную критику и клиентов. Бизнес делает за счет разницы между стоимостью картины, так сказать, «со склада» и ее цены после соответствующего промоушена.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ни один уважающий себя галерист никогда не признается, что бизнес его процветает. И это чистая правда, поскольку держать галерею в принципе занятие убыточное. Уйма денег уходит на аренду помещения, свет, охрану, зарплату персоналу. Сами картины продаются крайне медленно. Но раскрутиться можно, если не торговать картинами, а продавать себя.
Если уж открывать галерею, то лучше всего сразу покупать шоурум в центре, как Гари Татинцян, который открыл свое заведение через дорогу от Кремля. Потом, конечно, стоит заявить о себе в художественном мире — привезти, например, Карима Рашида или Нормана Фостера. Ну а затем уже заводить и двигать своих художников. В одной только Москве сотни галерей, но все они остаются в тени, а на самом деле известных выставочных площадок с мировым уровнем — не более 10-15. Картина, попавшая туда, гарантированно будет замечена художественной тусовкой.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
И с этого момента начнется ее счастливое продвижение по экспозициям, странам и континентам до тех пор, пока путь не увенчается выгодной продажей на каком-нибудь аукционе. Знаменитый арт-дилер и галерист Лео Кастелли первым начал платить стипендии художникам за то, чтобы те не уходили к другим галеристам, открыл Энди Уорхола и Роберта Раушенберга и фактически стал одним из основателей поп-арта и концептуализма.
Арт-инвестиции
Модное направление в финансовой сфере. Вы можете неплохо заработать, скупая отдельные картины какого-либо художника, как если бы это были акции компаний. Чем больше у вас будет картин, тем больше ваш пакет акций, а цена на него значительно выше, чем сумма от продажи каждой работы по отдельности.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самый доступный способ — покупка работ современных российских авторов. Для начала соберите с десяток картин. Важно, чтобы они вам самому понравились. Первичные вложения составят $20 000-50 000. Посмотрите, как будет меняться ситуация вокруг автора. Коллекция реально подорожает, если другие работы вашего художника вдруг попадут в Эрмитаж или Лувр.
Или кто-нибудь из действующих президентов купит что-нибудь для своей загородной резиденции. Самый надежный вариант — вложения в мировые шедевры. Стоимость одной картины в этом случае — сотни тысяч, всей коллекции — сотни миллионов. Но и проблем возникает намного больше — страховка, охрана и специальный климатический режим хранения. Создают такие коллекции не для продажи, а для поддержки имиджа или для обеспечения потомков.
Российский арт-рынок разогрет как никогда, и в ближайшее время будет бурно развиваться. Количество дорогой недвижимости умножается, а владельцы особняков класса де-люкс просто мечтают украсить стены своих домов настоящим искусством. И тут им понадобится помощь специалиста.
Эксперты прогнозируют, что цены будут расти на российское современное искусство, так как сейчас это самый дешевый сегмент рынка. В цене окажется также русская академическая школа — от передвижников до соцреализма 1960-80-х годов. Так как вещей того времени на рынке становится все меньше, дефицит начнет восполняться работами новых реалистов.
Источник: www.mentoday.ru