Автомобильный бизнес в России это

Российский автомобильный рынок стал одним из главных пострадавших от введенных в начале весны антироссийских санкций. Большинство местных заводов зарубежных производителей остановились, сложности испытали и дилеры, ранее поставлявшие автомобили из-за границы.

Из-за разрыва привычных логистических цепочек и прямых запретов на ввоз дорогих машин им пришлось прибегать к серым схемам или вовсе постепенно отказываться от иномарок, полагаясь на накопленные запасы. Нишу западных моделей заняли китайские аналоги, но и они, и отечественная продукция ожидаемо подорожали. В сложившейся ситуации активизировались перекупы.

В торговлю пошли даже автоблогеры, многие из которых теперь составляют полноценную конкуренцию профессиональным продавцам. За последние восемь месяцев российский автомобильный рынок изменился до неузнаваемости, и что будет с ним дальше, пока сказать не может никто. Новый поворот — в материале «Ленты.ру».

Сколько зарабатывают автодилеры на продаже авто? Автомобильный бизнес. Менеджмент. Итоги АВТОСЕТЬ.РФ

Не обещали вернуться

26 октября Mercedes-Benz объявил об окончательном уходе из России. Легендарный немецкий производитель продал завод в подмосковном Солнечногорске и все имущество, включая право дистрибьюции, дилеру «Автодом». «Основными приоритетами при согласовании условий сделки были максимальное обеспечение выполнения обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг, а также сохранение рабочих мест сотрудников российских подразделений компании», — говорится в заявлении компании.

Сумма сделки не раскрывается, но общая стоимость активов, ставших ее предметом, в конце прошлого года оценивалась в два миллиарда евро. Покупатель обещает продолжить обслуживание всех уже проданных в стране автомобилей Mercedes. Ожидается, что в дальнейшем «Автодом», не имеющий производственного опыта, сможет привлекать сторонних партнеров для выпуска автомобилей на приобретенных мощностях.

Это уже третий случай полного ухода иностранного автоконцерна из России в нынешнем году. Еще весной о подобном решении объявила французская Renault, вместе с госкорпорацией «Ростех» владевшая еще и АвтоВАЗом (ей принадлежали 68 процентов в совместном предприятии, выступавшем единственным акционером крупнейшего российского концерна).

Столичный завод компании переименовали в «Москвич» и передали мэрии города. В середине октября деятельность в России свернул японский Nissan. Завод и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве достались государству в лице института НАМИ. В обоих случаях обслуживание ранее проданных машин взял на себя АвтоВАЗ.

В один день с Mercedes об уходе из России сообщил Ford. Компания продала 49-процентную долю в совместном предприятии «Соллерс Форд». Покупателем выступило российское юрлицо концерна, а стоимость сделки равнялась номинальной цене актива.

Автомобильный бизнес берёт паузу. Что происходит в Автосеть.РФ. Что делать. Автодилер. Кризис 2022

Еще несколько зарубежных компаний пока не решились на полный разрыв деловых связей с Россией, но остановили местное производство и активно рассматривают сценарии сворачивания бизнеса. Среди них немецкий Volkswagen и шведская Volvo, владеющие заводами в Калуге, японская Toyota, которой принадлежат производственные мощности в Санкт-Петербурге. В марте в простой ушел завод «Соллерс» в Елабуге, где собирались Ford Transit, и владивостокский завод того же собственника с мощностями по производству Mazda.

В раздумьях

В мае стало известно о замораживании калининградского «Автотора», производившего легковые машины BMW, Kia, Hyundai и грузовые Ford Cargo. Также простаивают площадки в Нижнем Новгороде и Калужской области, собиравшие модели чешской Skoda. В качестве основной причины остановки выпуска автомобилей почти всегда назывались проблемы с поставками комплектующих и общая неопределенность в России.

Наконец, в октябре заговорили о скором прекращении продаж корейской Kia. Компании из этой страны долгое время считались одними из наиболее лояльных российскому рынку, причем не только в автомобильном сегменте, — на полноценное продолжение работы в стране до сих пор надеется Samsung. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и вовсе утверждал, что Hyundai продолжает сборку, но концерн его слова опроверг.

Вдобавок ко всему поставки в Россию прекратили большинство марок, не имевших собственного локального производства. Машины немецких Audi, Opel и Porsche, японских Honda, Suzuki, Mitsubishi, Lexus и Infiniti, итальянских Fiat, Ferrari и Lamborghini, британских Jaguar и Rolls-Royce, французских Citroen и Peugeot, а также Chevrolet и Cadillac, принадлежащие американскому General Motors, можно купить только из имеющихся у дилеров запасов, которые за прошедшие месяцы существенно истощились. Помимо стандартных сложностей, существенное влияние оказал запрет Евросоюза на поставки в Россию автомобилей дороже 50 тысяч евро. Нарушители рискуют попасть под вторичные санкции.

За чужой счет

Единственной страной, не только сохранившей полноценное присутствие на российском автомобильном рынке, но закрепившей его, стал Китай. Haval продолжает сборку на заводе в Тульской области, Chery, JAC, Geely исправно завозят свои модели в страну. Примечательно, что сборочное предприятие Haval в 2022-м работало стабильнее большинства российских брендов. АвтоВАЗ и ГАЗ в течение года уходили в простой. Кроме того, вместе с УАЗом они прибегали к выпуску упрощенных моделей.

Решение китайских брендов объясняется просто: их страна не вводила никаких ограничений в отношении России и сохранила с ней полноценное транспортное сообщение. В таких условиях своевременная доставка комплектующих или готовых автомобилей не вызывает сложностей. Машины из Китая завозит даже Haval, чей тульский завод в 2022-м не справляется с резко возросшим спросом.

Уже в самом начале года, до введения санкций, китайские марки добились более чем двукратного роста: в январе было продано почти 10 тысяч новых машин. В дальнейшем позиции лишь укреплялись. В августе рост составил 20 процентов в годовом выражении, в сентябре — 8 процентов. Одновременно выросла доля китайского автопрома в России — с 10 процентов в начале года до 27 осенью.

При этом общие объемы продаж на отечественном рынке, напротив, снизились на 60 процентов. Лидирующие позиции среди представителей Китая занимают все те же Chery, Haval и Geely, а также Exeed: все они стабильно превышают отметку в тысячу новых машин, проданных за месяц.

составляет доля китайского автопрома в России

Однако указанные результаты зафиксированы на официальном рынке, поставки на котором осуществляются исключительно через уполномоченных дилеров. Одновременно с ним в России активно развивается параллельный импорт. Так называется ввоз в страну товаров без разрешения правообладателя.

После начала спецоперации на Украине он стал универсальным и зачастую единственным решением проблемы нехватки товаров из-за ухода западных компаний. Прежде он был вне закона, но в марте правительство специальным постановлением отменило запрет для некоторых категорий товаров. В перечень вошли и автомобили: ввозить их в Россию по серой схеме могут юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП). Раньше это могли делать только физические лица.

Им параллельно

Теперь продавать машины в России можно без предустановленной навигационной системы ЭРА-ГЛОНАСС и одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое невозможно получить без одобрения производителя. Взамен импортеру достаточно иметь заключение экспертной организации, функции которой возложены на НАМИ. По словам специалистов, на деле все несколько сложнее.

В инструкции от НАМИ говорится, что импортеры не освобождаются от предоставления «доказательственных материалов». Ими могут быть технические документы на ввозимый автомобиль, в которых содержатся данные, аналогичные указываемым в ОТТС. Получить такие бумаги зачастую можно только от производителя. В августе источники, близкие к Минпромторгу, рассказывали, что ведомство еще не выработало четкие правила параллельного импорта автомобилей.

Хорошо, что государство в целом увидело проблему и начало искать пути решения. Непонятно, как будет применяться новый режим. Может быть, получится провести его тонкую настройку, чтобы он работал в массовом порядке

Антон Шапарин глава Национального автомобильного союза (НАС)

Другие сложности связаны с отсутствием необходимого опыта у дилеров, привыкших использовать только легальные схемы, и проблемами при валютных переводах из России вследствие санкций. Участники рынка признают, что небольшие поставщики справляются с параллельным импортом лучше крупных игроков. Последние активно скупают уже ввезенные в Россию по параллельному импорту автомобили.

Новые возможности

В такой ситуации активизировались многочисленные автомобильные блогеры. К обзорам новых моделей они добавили бизнес по ввозу в Россию и перепродаже машин. Так, у блогера и автомобильной журналистки Елены Лисовской (канал «Лиса рулит») 1,6 миллиона подписчиков на YouTube.

В отдельном Telegram-канале она вместе с помощниками размещает объявления о продаже машин, привезенных в страну в рамках параллельного импорта. Недавно Лисовская анонсировала новую опцию: возможность взять автокредит и оформить лизинг. Фактически она выступает посредником между покупателем и банком, а значит, приравнивает себя к полноценному автосалону.

Читайте также:  Дерево бизнес процессов пример

«Мы привозим из США, Европы, Казахстана, Грузии, Азербайджана, ОАЭ. Самое популярные направления — Эмираты, Казахстан и Европа», — рассказала Лисовская в разговоре с «Лентой.ру». По словам блогера, она сотрудничает как с крупными, так и с мелкими банками: «Мы помогаем оформить потребкредит — он выгоден в первую очередь тем, что машина не в залоге, покупатель может распоряжаться ею по собственному разумению».

Лисовская отмечает, что на первых порах сталкивалась со множеством сложностей, однако в итоге сумела решить большинство из них. «Малые игроки отвалились, остались только крупные — вроде нас. Плюс с окончанием лета элементарно таможня стала работать лучше, перевозчиков стало больше, так как отпуска закончились. Это тоже сыграло свою роль отчасти», — говорит блогер.

Параллельный импорт позволил избавиться от наценок производителей и снизить стоимость многих востребованных машин. Решающим фактором становится размер пошлины, которую оплачивает импортер. Специалисты приводят подсчеты, в соответствии с которыми Kia K5 в родной для него Южной Корее стоит 1,15 миллиона рублей.

Пошлина обойдется физическому лицу в 650 тысяч рублей, в то время как в России цены на новый автомобиль этой марки начинаются от 2,7 миллиона. Еще один пример касается приобретения Mitsubishi Pajero Sport в Таиланде за 2,24 миллиона рублей с уплатой пошлины в размере миллиона. В России стандартная стоимость этой машины составляет 4,3 миллиона рублей.

Не было бы счастья

При таком подходе перекупщики имеют возможность зарабатывать и все равно предлагать иномарки дешевле официальной стоимости. Правда, пошлина для юрлиц, как правило, выше, а в расчетах не учитываются расходы на доставку машин. Но на практике покупатель, как правило, оказывается в плюсе. Профильное издание в августе рассказало о завозе в Россию новой модификации кроссовера Mitsubishi Outlander, не успевшего выйти на отечественный рынок «по-белому», по цене 2,5-3,9 миллиона рублей — в зависимости от комплектации. Участники рынка утверждают, что в официальных салонах за такую сумму можно приобрести лишь старую версию модели.

Дополнительная сложность при параллельном импорте связана с отсутствием гарантийного обслуживания и прямого доступа к запчастям. Некоторые блогеры, специализирующиеся на параллельном импорте, предлагают подписчикам автодетали, а также шины, закупаемые за рубежом. Срок ожидания обычно составляет несколько недель.

Российский авторынок сильно пострадал от санкций и других последствий спецоперации. Большинство зарубежных производителей полностью ушли из страны либо заморозили производство, на котором заняты десятки тысяч человек. В сложившихся условиях, затронувших и российские концерны, лидерами по продажам стали китайские бренды, резко нарастившие выручку. Неожиданную для себя нишу освоили автоблогеры, начавшие использовать аудиторию по-новому и зарабатывать на параллельном импорте иномарок. Крупные игроки пока только разбираются в новых реалиях, а конечные потребители приспосабливаются к жизни с ограниченным предложением, низкими ценами и дефицитными запчастями.

Источник: lenta.ru

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Все чаще на глаза стали появляться новости о том, что в России создают новые автомобили (и это не только Aurus!). При том, что их выпускают не крупные и всем известные автогиганты, а маленькие небольшие компании. И, как правило, за маленькими компаниями стоят большие личности. Давайте посмотрим, какие проекты есть сегодня, и мы ждем их выхода, а какие – так и остались в планах разработчиков.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

BR03

О проекте

Совсем недавно, 18 мая в Сколково представили гоночный болид под кодовым названием BR03. Разработчик – компания BR Engineering Бориса Ротенберга. Предполагается, что гоночный автомобиль создавался специально для национальных гонок, а значит и для российских трасс. Спорткар – техника профессиональная и в принципе не может получить массового распространения, но получит ли он признание в профессиональных кругах – покажет время.

Об автомобиле

Болид позиционируется как отечественный, однако под капотом «атмосферник» Renault объемом 3,5 литра и мощностью 420 л.с. Коробка передач – шестиступенчатая, переключение передач с помощью подрулевого переключателя. Сцепление – керамическое, двухдисковое. Максимальная скорость может достигать 310 км/ч.

Автомобиль весит 850 кг, длина – 4,9 метра, ширина – 2 метра, высота – 1,2 метра.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Маруся

О проекте

За этим автомобилем стоит имя шоумена Николя Фоменко. Этот проект он создавал совместно со своими партнерами – Антоном Колесниковым и Ефимом Островским. В 2008 году началась разработка гоночного автомобиля. В том же году он был представлен широкой публике. В компании был не один десяток прототипов, но только 4 спорткара вышли в серийное производство.

Уже в декабре 2009 года российская разработка приняла участие в Формуле-1. Однако в 2014-м гоночная команда объявила о банкротстве и в целом сам проект был закрыт.

Об автомобиле

Было разработано два концепта спортивных автомобилей – B1 и B2. Они различались только формой кузова. Кузовные панели спорткаров из карбона с добавлением автоклава, под капотом три варианта двигателя: атмосферник объемом 3,5 литра и мощностью 300 л.с., а также турбированный мотор объемом 2,8 литра мощностью 360 или 420 л.с. Максимальная скорость – около 250 км/ч.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Ё-мобиль

О проекте

Ё-мобиль в свое время вызвал настоящий ажиотаж. И по предзаказу было куплено больше 100 электрокаров. Но они так и не дошли до конечного потребителя, так как проект свернули.
Наверняка все помнят Михаила Прохорова, того самого, который участвовал в президентских выборах. Тогда, в начале «десятых» в предвыборной гонке был важен самопиар и Прохоров попытался поднять с колен российский автопром. Он был во главе «ОНЭКСИМ», одной из компаний-основательниц бренда Ё-мобиль.

Первая презентация концепта была еще в 2010 году, а уже в 2011-м началось строительство автозавода, где и должен был выпускаться этот автомобиль. В том же, 2011 году, Владимир Путин (на тот момент премьер-министр) лично протестировал машину, тем самым повысив ее статус и интерес у потребителей. Через 2 года прототип смогли испытать журналисты. В целом они дали положительную оценку.

Но выборы были проиграны, интерес к проекту поутих. И в 2014 году он закрылся.

Все и думать забыли о Ё-мобиле, но он как птица Феникс возродился из пепла в 2020 году. Дело в том, что Сбербанк создал дочернюю компанию Sber AutoTech. Они выкупили «Ё-Инжиниринг» и теперь займутся созданием отечественных беспилотников. Закончится этот проект провалом или успехом, покажет только время.

Об автомобиле

Ё-мобиль – это гибрид, который работает на электричестве в паре с газом или бензином. В данном случае установили мотор от Fiat объемом 1,4 литра, который использовался как «зарядка» для электромотора. В салоне располагался мультимедийный экран с возможностью выхода в Интернет. Навигационная система при этом поддерживала ГЛОНАСС и GPS.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Monarch

О проекте

В ноябре прошлого года компания Monarch открыла предзаказ на электромобили премиум-класса российского производства. В начале соберут всего 30 автомобилей. Из них 10 машин будут именные. По словам производителей, для более широкого круга потребителей автомобили будут доступны в 2023 году. Стоимость электрокаров премиум-класса стартует от 58 100 долларов.

По текущему курсу это более 4 миллионов рублей. При этом первая партия из 10 машин будет стоить от 150 тысяч долларов (более 11 миллионов рублей).

Для начала давайте разберемся, что это за компания такая – Monarch. Позиционируют они себя как автоконцерн, который объединил специалистов не только из России, но и из США и Европы. Генеральный директор – Алексей Пономаренко.

Будет ли массовое производство запущено к 2023 году, не известно, но последняя новость на сайте компании датируется ноябрем прошлого года, а официальное сообщество в Инстаграм не ведется с 2019 года.

Об автомобиле

Сейчас для предзаказа доступны сразу два варианта одной модели – Concept S200 и Concept S400. Это седаны, которые немного различаются техническими характеристиками.

Под капотом электродвигатели – в первом варианте один, а во втором – сразу два электромотора. Они синхронные, с постоянным магнитом, батарея при этом литий-ионная. У модели S200 привод передний, у S400 – полный. Максимальная скорость при этом 250 км/ч и 260 км/ч соответственно.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

КАМА-1

О проекте

Первый электрический российский трехдверный кроссовер может появиться на свет до 2025 года. При этом разработкой занимаются не политики-бизнесмены-шоумены и не фирмы-однодневки, а вполне серьезные организации. Это КАМАЗ и СПбГУ. Впервые кроссовер был представлен на ежегодной выставке ВУЗПРОМЭКСПО-2020. Предположительно, цена кроссовера начнется от 1 миллиона рублей.

Читайте также:  Продукция для малого бизнеса это

Батарея – литий-ионная, электрический двигатель при этом может развить скорость до 150 км/ч, а без подзаряда проедет 250 км. Оптика – полностью светодиодная. В качестве отдельных элементов выступают накладки крыльев, порогов, юбки бамперов. В салоне мультимедийный экран расположен непосредственно на рулевой колонке.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Zetta

О проекте

Еще один электромобиль, который должен появиться в ближайшее время. Но не все так просто. Дело в том, что старт производства был намечен еще на 2019 год, потом сроки сдвинули на весну 2020 года, а после и вовсе отложили на неопределенный срок. Несмотря на некую неопределенность в сроках, этот проект активно поддерживается правительством.

Так, в марте 2021 года во время рабочей поездки в Тольятти (где разрабатывается электрокар) глава Минпромторга Денис Мантуров лично проехал на электрокаре. Помимо моральной поддержки, была поддержка и материальная. Минпромторг выделил в 2017 – 2018 годах 285 миллионов рублей. Еще 49,5 миллиона компания получила в виде льготного кредита от Фонда развития моногородов.

Изначально стоимость готового автомобиля должна была составить от 450 тысяч рублей. Но какова будет конечная стоимость машины, если она войдет в серийное производство – не известно.

Об автомобиле

Предположительно, автомобиль будет в трех вариантах исполнения – полноприводном, переднеприводном и моноприводном. С запасом хода до 500 км. Батарея при этом так же, как и у других моделей – литий-ионная. Возможно, что вместо обычного руля будет джойстик, а управлять машиной можно будет через приложение в смартфоне. Это позволит управлять автомобилем людям с ограниченными возможностями.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Крым

О проекте

Набившая оскомину фраза «Крым – наш» как никогда актуальна. Еще одна отечественная разработка – родстер «Крым» стартовал в 2013 году. Разработчиками стали студенты и аспиранты конструкторского бюро молодежи МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке московского института ФГУП «НАМИ». Уже разработано 2 спортивных спорткара и ведется работа над третьим прототипом.

И так как целевая аудитория родстера – это молодежь, цена ожидается не заоблачная – от 650 тысяч рублей. В планах также разработка купе, кроссовера и пикапа. Когда проект будет реализован – неизвестно.

Об автомобиле

Кузов выполнен из легких композитных панелей, а обвес – из стеклопластика и углепластика. При этом 70% узлов и агрегатов от LADA и только 30% – собственная разработка. Двигатель – «атмосферник» ВАЗ-21127 объемом 1,6 литра мощностью 106 л.с. Разгон до «сотни» за 8,6 секунды.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Сталкер

О проекте

Этот внедорожник разработан тольяттинской компанией «Апал», которая занимается поставкой комплектующих из пластика. Проект был разработан еще в 2002 году и в 2006-м получил Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). После чего несколько внедорожников увидели свет. Но после проект был заморожен. Причина все та же – недостаток средств.

Через 10 лет проект вновь возродили, автомобили стали продаваться. Кстати, цена была не из дешевых – от 1,2 до 1,4 миллиона рублей. Но осенью проект вновь был закрыт.

Об автомобиле

Узлы и агрегаты от LADA, в том числе и двигатель мощностью 83 л.с. Коробка передач – механическая, 5-ступенчатая.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

ОВУМ

О проекте

ОВУМ разработан специалистами концерна «Калашников» по специальному заказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Мини-электрокары были изготовлены в 2018 году специально для Чемпионата мира по футболу, который проходил в России.

Об автомобиле

Изначально электрокар был трехколесным, но после доработки (в 2019 году) его поставили на 4 колеса. Мощность двигателя – всего 15 кВт, но при этом может разогнаться до 80 км/ч. Запаса хода при этом хватит на 150 км. Позже можно было наблюдать этот миниэлектрокар на различных выставках. Его можно использовать не только для нужд полиции, но и на предприятиях, и в такси.

В свободной продаже этих машин нет.

Aurus, BR03, Маруся, Ё-мобиль и другие. Как часто в России начинали создавать новые автомобили?

Aurus

О проекте

Проект берет свое начало в 2013 году. Тогда НАМИ стал вести разработку автомобиля для первых лиц государства. Готовый продукт под брендом Aurus широкая публика увидела в 2018 году на Московском международном автосалоне. Сборка велась вручную – в Москве на производственных мощностях НАМИ.

Позже было принято решение наладить серийное производство с использованием высокотехнологичного оборудования. 31 мая 2021 года начался серийный выпуск Aurus Senat в Елабуге на бывшем заводе «Соллерс». Производственная мощность предприятия – 5000 автомобилей в год.

Об автомобиле

Aurus Senat доступен в том числе и в бронированном варианте. Под капотом двигатель V8 объемом 4,4 литра и мощностью 598 л.с. Работает в паре с электродвигателем мощностью 62 л.с. Весит автомобиль более 3 тонн.

Максимальная скорость Aurus Senat – 250 км/ч, а до «сотни» разгонится за 6 секунд.

Стоимость автомобиля составит 18 миллионов рублей, а машины первой партии в максимальной комплектации будут продаваться за 22 миллиона рублей.

К сожалению, большинство российских разработок так и не доходят до массового потребителя. Как мы видим, многие проекты закрылись из-за недостатка финансирования. Крупные отечественные автопроизводители при этом тоже не балуют нас своими новинками. Например, последние новинки АВТОВАЗа – LADA Vesta и LADA XRAY, которые начали выпускаться еще в 2015 году.

Все остальное – это лишь рестайлинг прошлых моделей. Как вы думаете, что в будущем будет с российским автопромом?

Какие еще модели могут появиться на российском рынке – смотрите в «Календаре новинок».

Фото: АВТОСТАТ, сайты производителей

Источник: www.autostat.ru

«Эти автомобили – просто космос!»: как Peugeot, Citroen и Opel будут строить бизнес в России

«Эти автомобили – просто космос!»: как Peugeot, Citroen и Opel будут строить бизнес в России

Я маркетолог, а маркетинг в России – это всегда импровизация. Ситуация меняется ежемесячно, еженедельно и ежедневно, и нет волшебного шара, на котором можно было бы погадать. Поэтому российскому менеджеру, а тем более маркетологу, нужно быть максимально гибким и оперативно выдавать решения поставленных задач. Западные менеджеры привыкли строить планы на срок до пяти лет, но у нас все слишком быстро меняется.

«Эти автомобили – просто космос!»: как Peugeot, Citroen и Opel будут строить бизнес в России

Что позволило вам стать именно таким менеджером? Жизненный опыт? Образование?

Образование однозначно крайне важно. Оно обеспечивает кругозор, дает понимание процесса и правил игры, знание законов. Но и опыт нужен. Особенно при работе в России, где прописанные в книгах законы зачастую или не работают, или работают не так, как должны. Образование – это тот корень, который удерживает.

Но нужно как тростник быть максимально гибким. А это уже жизненный опыт.

Сегодня многие стараются получить образование за рубежом…

У нас не проблема получить хорошее образование. Я начинала учиться в советское время со «стандартным пакетом», включавшим и разные кружки, и музыкальную школу. Мой дедушка говорил, что я должна иметь все навыки, при которых я, оказавшись на необитаемом острове, могла бы выжить. Всю жизнь следовала этим рекомендациям.

А если серьезно, то и сегодня при желании у нас можно получить очень хорошее, разностороннее образование. Причем далеко не всегда на коммерческой основе. К примеру, мои дети учатся в обычной школе, имеют возможность заниматься и в музыкальной школе, и в различных кружках на бесплатной основе.

Как вы выбирали профессию?

Первый вуз, в который я поступила, был… Театральный институт имени Бориса Щукина. Произошло это так: проходила по Арбату мимо «Щуки», а там как раз шли приемные экзамены. Слышу, выкрикивают фамилию Кравец, зашла. Нужного, или нужной, Кравец, судя по всему, не оказалось, и я предстала перед приемной комиссией.

Рассказала стихотворение, басню, прочитала что-то из прозы и… была допущена ко второму туру. Так и поступила. Но моя мама впервые в жизни сказала мне твердое «нет». Я не слишком расстроилась, да и маму можно было понять. Я училась в языковой школе при Высшей школе экономики и Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова.

Для поступления выбрала последний – был ближе к дому. С общим потоком поступила на экономический факультет, затем была учеба на IBS (International Business Studies) – это совместный проект с зарубежными школами, и обучение проходило на английском языке. Учеба отличалась от нашей привычной тем, что акцент делался на практическое решение вопросов.

Автомобильный бизнес – это был ваш выбор?

Полностью мой. Уже на третьем курсе института я стала искать работу, отправляя факсы с резюме во все автомобильные представительства и в авиакомпании. В результате меня пригласили на должность ассистента в отдел маркетинга «БМВ Груп Россия». Это был 2001 год, и тогда у нас запускался бренд Mini.

Читайте также:  Как улучшить бизнес центр

В первый год в планах была продажа 86 автомобилей, существовал всего один дилер, бюджета не было в принципе. Да и особой веры в эту маленькую, пусть и от BMW, машинку ценой от 30 000 USD не было.

Похоже, во многом благодаря вам выход Mini на российский рынок оказался успешным…

Надеюсь, я действительно внесла определенную лепту в этот процесс: за время моей работы в «БМВ Груп Россия» продажи увеличились до 700 машин, развилась дилерская сеть. А для меня это была настоящая школа бизнеса. Тем более что руководство компании сразу отправило меня на стажировку в «4 цилиндра», штаб-квартиру BMW в Мюнхене.

Вообще, бренд Mini был суперпродуктом для молодой девушки, которая учится маркетингу — с первых шагов приходилось думать нестандартно. Зато энергии было в избытке. Делали то, что можно было сделать или бесплатно, или с минимальными затратами: ночной автобус для клубной тусовки, клуб друзей марки Minipeople… Было немало креативных проектов, которые помогли в продвижении марки.

Вы сразу себя нашли в сфере автомобильной индустрии. И вдруг погружаетесь в мир моды. Я имею в виду вашу работу в BoscodiCiliegi.

Мне сделали предложение, от которого молодой девушке сложно было отказаться: развивать в России все бренды, входящие в структуру Bosco! Alberta Ferretti, Max Mara, Kenzo, Жан-Поль Готье… И это далеко не полный список. К Bosco я присоединилась в 2006 году и сразу отправилась на Олимпийские игры в Турин, где работала в Русском доме, занимаясь коммуникацией с местными и международными СМИ.

Все приходилось делать буквально с нуля, без трафаретов и стандартных методов. Очень помогло знание языков: на тот момент в моем активе были английский, немецкий, итальянский и французский. В Bosco я работала недолго, но очень многому научилась. Например, работе со «звездами». Во время работы в автомобильном мире у меня такой практики не было, а ведь через доверительную аудиторию, на которую ориентируются потенциальные покупатели, можно очень неплохо продвигать продукт.

Что помешало продолжению карьеры «по курсу Bosco»?

Тесные рамки, связанные с авторитарностью штаб-квартиры. Например, в BMW руководство определяло стратегию, а вопросы тактики во многом предстояло решать самостоятельно. Работа в Турине была очень интересной и продуктивной, а дальше – некий вакуум. А еще я скучала по динамичному, конкурентному и очень приятному в плане общения автомобильному миру.

Поэтому следующим моим местом работы стала компания «Фольксваген Груп Рус». Замечательный, активно развивающийся в России бренд, а я пришла в компанию в очень интересное время: новая стратегия, открытие завода в Калуге, ребрендинг… До моего прихода продажи не превышали 6000 автомобилей, а после перечисленных перемен они значительно выросли. Но к тому моменту у меня уже был первый ребенок, затем последовал переезд, и местоположение офиса стало для меня проблемой — на дорогу уходило слишком много времени, а мне хотелось оптимальной комбинации работы и личной жизни. Я тогда максимально почувствовала себя мамой, и это чувство до сих пор сохранилось — я никогда не хотела жить только ради работы.

Но и исключительно домохозяйкой становиться не намеревались?

Нет, конечно! Еще находясь в декретном отпуске, просматривала удобные для меня варианты, и именно тогда я получила предложение от компании Jaguar Land Rover. Расположение офиса меня вполне устраивало, а предложение было настолько интересным, что я решила прервать декретный отпуск.

В JLR мне предстояло заниматься брендом Jaguar, то есть автомобилями, которыми я восхищалась буквально с детства. Это были захватывающие 10 лет, полные крутых проектов. Ведь многие элементы современного маркетинга только зародились и приходилось их развивать с самого начала: CRM, социальные сети, новые инструменты коммуникации в медиа.

Альянс с JaguarLandRover был самым длительным в вашей трудовой биографии. И вот теперь вы в Stellantis. Предпочли новый вызов?

Точно. Причем целых два, так как в промежутке между JLR и Stellantis был еще проект SberAvtoTech, где мне предложили заниматься автономным транспортом. Это совсем новое направление, связанное с созданием IT-экосистемы внутри автомобиля, позволяющей работать со всеми сервисами Сбера.

Несмотря на то, что это абсолютно новая для меня среда, я уже наметила определенные траектории, но сам проект оказался в самом начале пути, поэтому коммуницировать было рановато. На этом мое участие в проекте завершилось, а в конце прошлого года мне позвонили из exPSA. Очередное провидение скорректировало мои планы, но в Stellantis я перешла не из-за того, что меня что-то не устраивало в JLR.

Как вам работается на новом месте?

Я очень рада, что снова вернулась в автомобильный бизнес. При этом я понимала, что у брендов, входящих в Stellantis, дела шли не блестяще. Во всяком случае, осенью прошлого года. Но я никогда и не приходила на готовенькое. Сейчас в портфолио Stellantis прекрасная линейка брендов — к Peugeot, Citroen и Opel добавились FIAT и Jeep.

Сегодня компания активно работает: в этом году запущено семь новых продуктов, из них 6 – Российского производства. Также на нашем заводе в Калуге начали производить дизельный мотор, а совсем скоро, в ноябре начнем производить микроавтобусы на экспорт в Европу. Это новый виток в развитии брендов в России, а значит особенно важно работать с продуктом и коммуникациями.

В этом году удалось запустить несколько интересных проектов: например, онлайн шоурумы по всем брендам, где представлены автомобили в наличии и поставке с учетом всех действующих предложений, возможностью оценить свой автомобиль, рассчитать стоимость кредита, лизинга и возможностью предоплаты. По бренду Citroen стартовали с очень интересной идеей семейных путешествий.

Много ли времени мы проводим в семейном кругу? А два дня путешествия способствуют настоящему семейному единению, да еще без гаджетов. В программе уникальные маршруты, мастер классы, иммерсивные экскурсии с актерами и многое другой. Для клиентов – масса впечатлений, а для нас – уникальный атмосферный тест-драйв, который точно запомнится и свяжет бренд с лучшими воспоминаниями.

Много интересного связано с возвращением на российский рынок марки Opel. Например, 9 октября мы собираемся вписать новую главу в Книгу рекордов Гиннеса – построить самый большой в мире логотип Opel диаметром в полтора километра, в создании которого будет задействовано как минимум 1601 автомобиль этой марки. Сегодня в России более 500 тысяч почитателей этого бренда, и мы хотим им показать, что их не оставили на произвол судьбы и по-прежнему будем оказывать им всестороннюю поддержку. Сейчас у нас есть интересные решения не только для новой линейки автомобилей Opel, но мы готовы работать и с автопарком GM предыдущих лет. Тем более, что в нашем распоряжении направление Eurorepar – поставка запчастей и сервисное обслуживание.

На какие модели будет сделана основная ставка?

По брендам Peugeot, Citroen и Opel у нас схожая ситуация. Есть производство в Калуге, способное обеспечить объемы. Здесь очень важна линейка компактвэнов, которая была запущена в этом году, и наши микроавтобусы. Плюс особый фокус мы делаем на коммерческие автомобили. Особенно это касается марки Peugeot с моделями Partner, Expert и Boxer, продажи которых составляют 55 % от общего объема.

Похожие модели есть и в линейках Citroen и Opel. Кроме того, мы предлагаем большое количество переоборудованных версий, которые наверняка станут идеальными решениями для любого бизнеса. Такие машины производятся на базе «каблучков», микроавтобусов и автомобилей класса Boxer.

Есть и имиджевые предложения – автомобили, которые мы импортируем. Понятно, что импорт создает определенные проблемы в плане ценообразования, но с точки зрения сохранения души брендов мы просто обязаны их представить. И эти автомобили – просто космос! Посмотрите на дизайн кроссоверов Peugeot. А интерьеры и отделка салонов?

Уникальная структура сидений в Citroen, эффектные передние панели, кожа с контрастной строчкой… Инновационные решения в виде камеры ночного видения и встроенного регистратора — в этих автомобилях присутствует многое из того, что присуще лишь премиальным моделям. И, конечно же, многообразие цветовых решений и вариантов отделки интерьера – это сейчас вообще редкость. А на будущий год у нас появятся новые Opel Grandland, Astra и хетчбек Citroen C4. Другими словами, набираем обороты и держим курс на успех!

Источник: 5koleso.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин