Автор предложивший относиться к персоналу организации как важнейшему ресурсу развития бизнеса

Понятие и принципы управления: обзор научных подходов

Управление, как явление, возникло очень давно. Появление социального управления как науки относится к 1900 г. и связано с именами американцев Дж. Вартона и Ф. Тейлора. В 1911 г. Фредериком Тейлором была опубликована книга «Принципы научного управления».

Хотя именно благодаря усилиям Ф. Тейлора социальное управление получило всеобщее признание, отцом управления, как, науки считается всё же не Ф. Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916 г. вопрос о преподавании этого предмета в учебных заведениях.

К теоретикам управления вполне можно отнести и В.И. Ленина. В своём произведении «Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация). В отличие от А. Файоля (а его работы совпадали по времени с работами В. Ленина) и большинства других теоретиков, даже современных, В.И. Ленин особо выделял задачу повышения производительности труда (а не повышения прибыли) как наиболее важную составляющую повышения благосостояния народа.

Один из последних шагов в теории управления сделал в 1985 г. Т. Питерс. Его заслугой является то, что он предложил относиться к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Обобщение основных положений социального управления организацией как науки началось лишь с середины XX века. идеи, взятые из теории управления, психологии, социологии, экономики и др. получили свое развитие в менеджменте

Ученые выделяют шесть основных школ менеджмента:

1. Классическая (традиционная) школа управления: основоположником которой был Ф. Тейлор.

Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил прогрессивную систему оплаты труда.

В основе лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единообразие расценок. Благодаря этому повысилась производительность труда, подешевели товары, рабочие получили более высокую заработную плату, у них появилась заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями и т.п.

Тейлор рассматривал работников не как людей, не как личности, а как наиболее эффективное средство выполнения поставленных задач. Используя наблюдения, замеры, анализ, он разбивал работы на простейшие конкретные задания, подбирал работникам в соответствии с их способностями посильные задания, максимально эффективно организовывал график и последовательность выполнения операций.

2. Административно-функциональная школа: Создателем классической школы считается Г. Файоль. В отличие от Ф. Тейлора, вышедшего из «низов», Файоль 30 лет руководил горнодобывающей компанией, которая в момент его прихода на должность находилась на грани краха, а к концу его карьеры приобрела мировое значение. Здесь рассматривались основные принципы и функции управления, исследовались процессный подход к управлению, построение организаций, централизация и децентрализация власти, мотивация труда и стабильность кадров, разделение труда, власть и ответственность, справедливость оплаты, контроль работы.

Однако, изучая вопросы эффективности труда, построения продуктивно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы для этого следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке. Постепенно стала формироваться «школа человеческих отношений». В конце 50-х гг. некоторые представители «школы человеческих отношений» выделились в школу «поведенческих наук», изучающую не методы налаживания межличностных отношений, а самого человека.

3. Школа «человеческих отношений»: Исторически это была третья школа. У её истоков стояли Г. Мюнстерберг, М. Фоллетт, Э. Мэйо. А. Маслоу, Р. Лайкерт, Р. Акофф и др. исходили из того, что непосредственными мотивами деятельности людей лишь частично служат потребности, удовлетворяемые с помощью денег. При благоприятном морально-психологическом климате люди очень отзывчивы на заботу со стороны руководства, удовлетворены своим положением, и, если им создать соответствующие условия, они автоматически будут трудиться более производительно.

Например, представитель школы человеческих отношений Д. Мак-Грегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), второй — на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации.

  • 4. Школа социальных систем. Она возникла под воздействием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсоном, Р. Мертоном, а также общей теории систем Л. Берталанфи и А. Раппопорта.
  • 5. Эмпирическая школа управления. В нее вошли Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, П. Друкер и др.
  • 6. Новая школа управления. Ее основателями являются Л. Берталанфи, С. Бир, Е. Арноф, В. Леонтьев и др.
Читайте также:  Где деньги для малого бизнеса

Все учения об управлении можно разбить на две большие группы: одномерные и синтетические.

Одномерные учения исследуют отдельно: работу (задачи), человека, администрирование и т.д.

Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

Существуют четыре основных научных подхода к управлению фирмами:

  • -традиционный;
  • -процессный;
  • -системный;
  • -ситуационный.

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой — самоуправления группы. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных и целенаправленно их использует. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня.

Выбор методов влияния на подчиненных составляет основу работы руководителя. Руководитель — это должностное лицо, которое эффективным в данных условиях методом влияния направляет подчиненных на достижение цели организации. Это влияние достигается путем определения норм поведения подчиненных, удовлетворения их нужд в меру возможностей и защиты их интересов перед руководителями верхнего уровня управления.

Для выбора эффективного метода влияния руководитель получает, преобразует, анализирует и использует различные виды информации. Экономические, организационные, административные, нравственные и многие другие факторы определяют межличностные отношения в трудовом коллективе, которые позволяют влиять на него целенаправленно.

Следовательно, предметом труда помимо информации являются отношения в коллективе. Деятельность по налаживанию этих отношений носит профессиональный характер. Это и определяет необходимость профессиональной подготовки и отбора работников для системы управления, знания теоретических положений и изучения практики управленческой деятельности.

Таким образом, управление выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников.

Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Управление как наука объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

Одной из главных задач управления является определение целей деятельности организации. Цели в организации — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

Целевое управление — это процесс, состоящий из четырех этапов:

  • — выработка ясной и сжатой формулировки цели;
  • — разработка реальных планов их достижения;
  • — систематический контроль и измерение качества работы и результатов;
  • — принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно — со второй половины Х1Х века. Цель таких исследований состояла первоначально в поиске методов рационального выполнения производственных операций.

Формирование наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, технологии, организации производства.

Тейлор сформулировал четыре научных принципа, или «закона управления», суть которых состоит в следующем:

  • 1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия.
  • 2. Отбор рабочих и руководителей на основе научных критериев, их тренировка и обучение.
  • 3. Сотрудничество между администрацией и работниками.
  • 4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и руководителями.

Вебер отмечал, что действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента:

  • а) субъективная мотивация индивида;
  • б) ориентация индивида на другого (других).

По мнению Анри Файоля (1841-1925), «управлять — значит предвидеть, распоряжаться, координировать и контролировать. В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916) А. Файоль рассмотрел следующие принципы, лежащие в основе эффективного функционирования управленческого механизма:

1. Разделение труда.

  • 2. Власть — ответственность.
  • 3. Дисциплина.
  • 4. Единство распорядительства.
  • 5. Единство руководства.
  • 6. Подчинение частных интересов общим.
  • 7. Вознаграждение персонала.
  • 9. Иерархия.
  • 10. Порядок.
  • 11. Справедливость.
  • 12. Постоянство состава персонала.
  • 13. Инициатива.
  • 14. Единение персонала.
Читайте также:  Куар код для бизнеса что это

Такое деление является условным. Управление представляет собой систему целенаправленных воздействий на управляемый объект, с целью преобразования его исходного состояния в желаемое конечное.

В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон: объекта управления (того, чем управляют) и субъекта управления (того, кто управляет).

Управляющее воздействие (позитивное или негативное) может быть признано состоявшимся лишь тогда, когда оно воспринято объектом управления, в противном случае управляющее воздействие следует считать несостоявшимся.

Эти воздействия осуществляются в форме принятия решений по персоналу, что является одной из важнейших особенностей управления. Управленческие решения по персоналу направлены на:

формирование необходимой информационной базы (например, получение информации об изменении во времени эффективности функционирования тех или иных категорий персонала);

регламентацию деятельности (внутрифирменное взаимодействие);

разработку и совершенствование систем мотивации и др.

Принятие управленческих решений по персоналу вызывает ответную реакцию управляемого объекта. Очевидно, что эффективность такого взаимодействия зависит от полноты, точности и качества принятого решения, на базе которого формируется ответная реакция.

Разработка эффективных решений — основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

В зависимости от творческого вклада руководителей в разработку решений, выделяются четыре уровня решений: рутинные (принимаемые согласно отработанному механизму), селективные (инициатива и свобода действий проявляется в ограниченных пределах), адаптационные (рассчитываемые на дополнительные, непредусмотренные трудности) и инновационные (связанные со сложностью и непредсказуемостью событий, вызывающие необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения).

Классическая школа впервые выдвинула принцип департаментализации, который и сейчас эффективно используется на практике. Согласно этому принципу, предполагается строить организацию снизу вверх, анализируя на каждом этапе необходимость создания новых подразделений.

Основываясь на анализе научных подходов к организации управления, к числу важнейших задач управления персоналом организации можно отнести следующие:

  • — социально-психологическая диагностика, анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений;
  • — управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;
  • — информационное обеспечение системы кадрового управления;
  • — оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров;
  • — планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;
  • — управление трудовой мотивацией; психофизиология, эргономика и эстетика труда.

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в российской управленческой практике отсутствовало. Но процесс создания служб специального исследования и обслуживания на отечественных предприятиях уже начался. На базе традиционных служб отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. создаются новые службы управления персоналом, призванные заниматься кадровой политикой предприятия, координировать деятельность по управлению трудовыми ресурсами.

Главный стратегический курс компаний должен быть направлен сегодня на высокий уровень образования, квалификации и этики работников, непрерывного повышения профессионального мастерства, использование многообразных систем мотивации и развитие организационной культуры.

Решения по персоналу направлены на:

  • 1) формирование необходимой информационной базы;
  • 2) оптимизацию состава;
  • 3) регламентацию деятельности (внутрифирменное взаимодействие);
  • 4) разработку и совершенствование систем мотивации и др.

Воздействие на персонал как на объект управления осуществляется различными методами. К их числу можно отнести:

  • 1. Методы распорядительного воздействия.
  • 2. Методы дисциплинарного воздействия.
  • 3. Экономические методы.
  • 4. Правовые методы.
  • 5. Социально-психологические методы.

Эффективность реализации данных методов управления находится в прямой зависимости от соблюдения ряда принципов:

  • 1) минимизация воздействия;
  • 2) комплексность воздействия;
  • 3) системность воздействия;
  • 4) внутренняя непротиворечивость воздействия.

Характер управленческого воздействия на персонал организации показывает, главным образом, какой руководитель управляет коллективом, каковы его ценностные ориентации, уровень профессионализма и т.п. Однако даже высоко- профессиональный руководитель может отрицательно относиться к делегированию полномочий (что является характерным для российских руководителей), или коллективному принятию решений, когда коллектив выступает уже в качестве субъекта управления.

Зарубежный опыт управления свидетельствует, что рациональное делегирование полномочий — непременное условие нормального функционирования организаций. Именно делегирование полномочий позволяет расширить диапазон управления руководителя, сосредоточиться на решении перспективных задач. Именно делегирование освобождает возможности руководителя для углубленной разработки так называемого стратегического фактора. Кроме того, делегирование полномочий не только полезно руководителю, но и необходимо сотрудникам, так как это создает предпосылки для более полного использования потенциала исполнителей, создает дополнительную мотивацию, повышает включенность в реализацию принятых решений.

Читайте также:  Бизнес на первом этаже жилого дома идеи

В зарубежной управленческой практике широкое распространение получило также коллективное принятия решений, Это объясняется, с одной стороны, развитием процессов демократизации управления, с другой — сложностью решаемых задач.

Таким образом, с научной точки зрения, управление персоналом состоит в осуществлении целенаправленных воздействий на соответствующие его категории или отдельных работников с целью наиболее успешного решения стоящих перед предприятием задач. Эти воздействия осуществляются в форме принятия решений по персоналу, что является одной из важнейших особенностей управления социо-техническими системами.

Из вышесказанного следует, что управление организацией — понятие очень емкое и характеризуется в современных экономических условиях как особый вид деятельности по социальному управлению, умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Источник: studwood.net

Персонал как главный ресурс любой организации

Романцова, О. Н. Персонал как главный ресурс любой организации / О. Н. Романцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69450/ (дата обращения: 21.05.2023).

Главным ресурсом любой организации, который обеспечивает эффективность функционирования, рыночную устойчивость, является персонал. Поэтому для организации становится актуальным вопрос управления персоналом, которое организованно таким образом, чтобы при минимальных затратах обеспечить организацию трудовыми ресурсами соответствующего количества и качества.

Ключевые слова: персонал, управление персоналом, эффективность управления персоналом.

Каждая организация, которая стремится обойти своих конкурентов, должна постоянно искать способы повышения эффективности своей деятельности, рационально используя при этом все виды ресурсов. В условиях быстро меняющейся экономической и социальной среды, возрастания конкуренции особое значение приобретает персонал организации как объект управления.

Известный американский теоретик современного менеджмента Питер Друкер как нельзя точно предсказал существующую реальность:

«Самым ценным активом компании XX века было ее производственное оборудование. Самым ценным активом организации XIX века, будь то бизнес или не бизнес, будут ее работники умственного труда и их производительность»

Действительно так, персонал является важным стратегическим ресурсом организации, скрывающим огромные резервы для повышения результативности её деятельности, от которого практически полностью зависит будущее благополучие, а иногда и выживание фирмы.

Квалификация персонала, его знания, мотивация — все это отличает сильную компанию от слабой. Компания ничего не стоит без людей, работающих в ней. Сотрудники, который покидают организацию, могут быть заменены физически; но набор их навыков и знаний не может быть точно заменен другим человеком, так как каждый человек обладает различным набором навыков и опытом.

Успех развития компании, неважно крупная корпорация или небольшое частное предприятие, напрямую зависит от эффективности работы ее персонала. Компетентный и высококвалифицированный персонал, удовлетворенный условиями трудовой деятельности, демонстрирует высокую производительность труда. Из всего этого следует, что грамотно организованная система управления персоналом является способом достижения поставленных целей.

Система управления персонала направлена на повышение конкурентоспособности компании на рынке, производительности труда и качества результатов производства, и как следствие, увеличение прибыли.

Поскольку персонал является одним из важнейших ресурсов предприятия, то совершенствованию системы управления персоналом должно уделяться особое внимание. Чтобы выявить существующие проблемы и найти пути решения, необходимо периодически анализировать и оценивать эффективность управления персоналом.

Проблему, связанную с оценкой эффективности управления персоналом, рассматривали в своих работах: И. Ансофф, В. Ф. Егоров, Т. Ю. Базарова, А. Я. Кибанова, А. М. Колот, Е. В. Маслова и др.

Однако, на сегодняшний день не существует единственного метода, позволяющего получить самую полную информацию и однозначную оценку эффективности системы управления. Для анализа предлагается оценить фонд рабочего времени, производительность труда и движение персонала.

Для оценки персонала целесообразно использовать следующие показатели:

Показатели движения (найма и увольнения) персонала.

Отслеживание движения персонала позволяет выявить причины их перемещения и своевременно реагировать на эти изменения.

Коэффициент оборота по приему

Коэффициент оборота по выбытию

Коэффициент замещения персонала

Коэффициент постоянства состава.

Предположим, что у нас есть компания, которая обладает следующими показателями (таблица 1):

Анализ движения персонала компании

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин