Обеспечение экономической безопасности предпринимательства в государстве требует применения комплексных мер с участием как государственных органов, так и самих предпринимателей.
Для успешного развития предпринимательству необходимы государственные меры обеспечения его безопасности, поддержки и формирования приоритетов развития. Они включают в себя формирование правовых, организационных и экономических механизмов в данной сфере.
В первую очередь, это создание правовой среды, обеспечивающей защиту собственности субъектов бизнеса, помощь в ее приобретении, накоплении и эффективном воспроизводстве, устранение барьеров входа на рынок и развитие их деятельности.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими наиболее общие вопросы деятельности организаций, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I, II и III);
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I и II).
Документом, регулирующим функционирование и развитие сферы малого и среднего предпринимательства, в настоящее время в Российской Федерации можно назвать Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Как заглянуть в будущее или зачем бизнесу трендвотчинг?
Также действует ряд законов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности:
- Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
- Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Большое значение имеют документы стратегического характера, определяющие цели и задачи развития предпринимательства. В первую очередь, это Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Стратегия конкретизирует задачи в области обеспечения безопасности экономической деятельности, включающие:
- снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки;
- профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных противоправных действий, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей государственных органов;
- создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем;
- предотвращение преднамеренного банкротства;
- повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
- противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики.
Следует понимать, что реализация этих целей и задач невозможна без формирования институциональных механизмов в области экономической безопасности.
Экономическая безопасность предприятия
В системе федеральных органов исполнительной власти, определенной Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», вопросы государственной поддержки и безопасности предпринимательства входят в сферу полномочий нескольких министерств и ведомств.
В их числе Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ (а также находящиеся в его ведении Федеральная налоговая служба, Федеральной таможенная служба и др.), Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и другие.
Первостепенную значимость в обеспечении безопасности предпринимательства являются рычаги по возмещению ущерба и предотвращению негативных последствий для организации бизнеса.
Это обусловливает высокую роль в этом процессе судебной системы и правоохранительных органов, в первую очередь – Министерства внутренних дел РФ и его территориальных структур, таких как управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России в субъектах РФ.
Важнейшим инструментом повышения экономической безопасности предпринимательства является реализация программ и проектов федерального, регионального и муниципального уровня. Их роль заключается в содействии привлечению инвестиций в предпринимательскую сферу, повышению экономического потенциала и финансовой устойчивости ее субъектов, преодолению ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов при разработке товаров, пользующихся спросом на рынке, поддержке инновационной деятельности субъектов предпринимательства в высокотехнологичных отраслях, повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан ряд национальных проектов, в том числе в сфере развития предпринимательства.
Важнейшим из них можно назвать национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», цель которого – рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн. человек к концу 2024 года.
Национальный проект включает в себя ряд федеральных проектов:
- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
- расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
- акселерация субъектов МСП;
- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
- популяризация предпринимательства.
Данный национальный проект направлен на решение трех ключевых задач: создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность.
В рамках реализации проекта предусматривается «таргетирование» мероприятий по выявленным группам целевой аудитории, что позволит значительно повысить эффективность коммуникации.
Кроме того, большое значение для развития бизнеса имеют национальные проекты «Производительность труда и поддержка занятости» (направлен на обеспечение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики), «Международная кооперация и экспорт» (направлен на достижение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения – 60 млрд. долларов), «Цифровая экономика» (предполагает создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций).
Среди наиболее значимых федеральных государственных программ, направленных на создание благоприятных условий для развития бизнеса, можно назвать программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие внешнеэкономической деятельности», «Развитие транспортной системы».
Обеспечение экономической безопасности предпринимательства невозможно силами исключительно государственных структур. Оно должно предусматривать также действия самих хозяйствующих субъектов по повышению уровня собственной экономической безопасности.
Безопасность предпринимательской деятельности, как и всей национальной экономики, – это система мер, которая обеспечивается на следующих взаимосвязанных направлениях:
- защита от преступного мира;
- защита от нарушений закона, чтобы самим не попасть под санкции;
- защита от недобросовестной конкуренции;
- защита от противоправных действий собственных сотрудников.
Эти направления деятельности реализуются на различных участках:
- производственный (сохранность материальных ценностей);
- коммерческий (оценка партнеров, юридическая защита интересов);
- информационный (определение значимости информации, порядка поступления, пользования, передачи, защиты от хищения);
- кадрового обеспечения и др.
Система экономической безопасности на предприятии включает следующий перечень задач:
- проведение анализа текущего состояния предприятия;
- оценка внешних факторов – отношений с поставщиками, подрядчиками, уровня конкуренции и так далее;
- обеспечение защиты материальных ценностей, безопасности персонала, защиту коммерческих данных.
Каждая из задач предполагает широкий комплекс мероприятий по их реализации.
Основными структурными подразделениями, образующими систему экономической безопасности организации, являются такие отделы, как:
- информационно-технологический отдел (IT-отдел);
- отдел экономической безопасности;
- отдел охраны;
- отдел кадров.
Конкретный состав и структура этих подразделений зависят от разных факторов: масштабов деятельности организации, ее отраслевой принадлежности и других.
Статьи по теме
Источник: student-servis.ru
Безопасность предпринимательства: теоретические и исторические основы
Нестеров, Е. В. Безопасность предпринимательства: теоретические и исторические основы / Е. В. Нестеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62298/ (дата обращения: 12.01.2023).
Целью настоящего исследования выступает комплексный и всесторонний анализ института безопасности предпринимательства в контексте исторического развития и становления, а также его состояние и особенности на современном этапе. Методы исследования: исторический, анализ, сравнительно-правовой, обобщения, системный, логический и диалектический. По результатам проведенного исследования сформулирован ряд практических рекомендаций, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России.
Ключевые слова: безопасность, государство, защита, история, предпринимательство, развитие.
The Purpose of this study is a comprehensive and comprehensive analysis of the Institute of business security in the context of historical development and formation, as well as its status and features at the present stage. According to the results of the study, a number of practical recommendations aimed at improving the legal regulation of business security in Russia are formulated.
Key words: security, state, protection, history, entrepreneurship, development.
Одним из наиболее подвижных и активных секторов национального хозяйства является сфера предпринимательства. От уровня развития предпринимательства во многом зависят высокие и стабильные темпы экономического роста, уровень благосостояния, конкурентоспособность государства на международной арене, уровень и степень занятости населения. В сфере обеспечения безопасности предпринимательства государство должно помогать в реализации практической деятельности законопослушных и добросовестных предпринимателей, выполнять в исследуемой сфере инфраструктурную, обеспечивающую и организующую роль. Эффективное функционирование предпринимательства в России возможно только при успешной реализации данных функций государства.
Предпринимательство на современном этапе развития сталкивается с различными проблемами. Нестабильность законодательства в рассматриваемой сфере является одной из наиболее актуальных проблем. Постоянное внесение изменений и дополнений в законодательство о предпринимательстве отрицательно сказываются на эффективности защиты прав предпринимателей.
Методы исследования
Методологическая база исследования представлена следующими методами: методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, системный, логический и диалектический методы научного познания. Данные методы позволили осуществить всесторонний, комплексный анализ предмета исследования, сделать теоретические выводы, на основе которых выработаны необходимые предложения по совершенствованию законодательства РФ в части правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России.
Результаты исследования
Вопросы обеспечения безопасности предпринимательства на различных этапах становления российского социума решались по-разному. При этом, проблема обеспечения безопасности предпринимательской деятельности имеет длительную историю [5, с. 237].
Действия политической элиты, господствующей в обществе, особенности духовных, социальных, психологических и экономических факторов, особенные национальные и исторические условия жизни страны ‒ все изложенные выше факторы всегда оказывали огромное воздействие на совокупность принципов государственного регулирования предпринимательства. Развитие и становление государственного регулирования безопасности предпринимательства в нашей стране условно можно подразделить на следующие периоды: дореволюционный, советский и современный.
На первоначальном этапе развития и становления государственного регулирования предпринимательства в стране основным нормативным источником, регламентировавшим вопросы предпринимательства, являлась «Русская правда».
Российское предпринимательство на дореволюционном этапе оказывало огромное воздействие на экономическое благополучие и обороноспособность государства. До революции 1917 г. экономика страна была рыночной, на послереволюционном этапе рыночная экономика сменилась планово-административной системой. На законодательном уровне перестали регулироваться вопросы, связанные с правовым статусом и деятельностью частных предприятий, данные виды предприятий полностью исчезли из экономики государства.
Возрождение частного предпринимательства связывают с периодом перестройки (80-е г. г.). На данном этапе для обеспечения безопасности предпринимательства стали формироваться соответствующие экономические и правовые условия. Частное предпринимательство в отдельных видах производства и услуг было узаконено с принятием в 1988 г. законов «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», подзаконных правовых актов.
Само понятие предпринимательской деятельности, общие социальные, экономические, правовые основы создания предприятий, их организационно-правовые формы были закреплены и урегулированы нормами Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Также был узаконен порядок регистрации предприятий.
В процессе развития и становления анализируемого правового института огромное значение приобретают вопросы безопасности предпринимательства. Одним из видов экономической деятельности выступает предпринимательская деятельность, на это указывает Конституция РФ в ст. 34 [1].
Защита (обеспечение безопасности) предпринимательства — это процесс, направленный на ограждение предпринимательских структур и отдельных физических лиц, в деятельности которых присутствует элемент предпринимательства, от применения по отношению к ним методов криминальной конкуренции и от иной деятельности, наносящей им ущерб вследствие нарушения законодательства или деловой этики [3, с. 117].
Безопасность (защищенность) предпринимательства — такое состояние цивилизованного бизнеса, при котором отсутствует экономический или иной ущерб, который наносился бы бизнесу преднамеренно или непреднамеренно физическими лицами или социальными организациями (в том числе юридическими лицами) с нарушением закона или этики предпринимательства.
Безопасность предпринимательства обеспечивается совокупностью постоянно осуществляемых экономических, организационных, информационных, правовых, воспитательных, технических, специальных и других мер, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение криминальной конкуренции [6, с. 11].
Проблема безопасности предпринимательства в последние годы вышла на первый план. Угрозу безопасности предпринимательства создают следующие факторы:
– внутренняя логика развития, определяемая прибылью как целью и стимулом развития;
– вовлеченность в «теневую экономику». При этом, важно учитывать, что «теневая» экономика состоит из двух секторов: «неофициальная экономика», криминальная экономика.
Обсуждение
В целях совершенствования правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России, можно предложить реализацию следующих рекомендаций:
1) С целью обеспечения в нашем государстве дополнительной защиты бизнеса от коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, а также ошибок судебных и правоохранительных органов, в 2012 г. Президентом РФ была учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а через год был подписан соответствующий федеральный закон [2]. На сегодняшний день дискуссионным остается вопрос о процессуальном статусе Уполномоченного.
По нашему мнению, ст. 53.1 АПК РФ следует дополнить нормой, предусматривающей право Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по своей инициативе вступить в дело на любой стадии процесса для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности.
2) Современное состояние безопасности предпринимательства свидетельствует о том, что в нынешней ситуации существующие традиционные методы обеспечения безопасности бизнеса, государственно-правовые механизмы, для организации защиты прав и законных интересов предпринимателей являются малоэффективными. Неудовлетворительное состояние безопасности предпринимательства обусловлено рядом причин, в числе основных:
– отсутствие необходимой корректировки законодательства,
– организационная слабость механизмов согласования интересов предпринимателей и государства,
– несовершенство нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности,
– явная недостаточность квалифицированного юридического консультирования,
– несовершенство института страхования предпринимательских рисков [4, с. 197].
По нашему мнению, решение изложенных выше проблем возможно посредством принятия федерального закона о защите предпринимательства. В нормах данного закона следует предусмотреть: основные принципы и направления защиты деятельности в предпринимательской сфере, способы обеспечения безопасности бизнеса. В вопросах обеспечения безопасности предпринимательства главенствующая роль должна отводиться не государственной правоохранительной деятельности, а экономическим механизмам.
3) Для целенаправленной деятельности в направлении обеспечения комплексной безопасности бизнеса может быть полезным создание в субъектах РФ при исполнительных органах власти координационных советов по безопасности предпринимательства.
4) В настоящее время одним из преступлений, направленных против предпринимателей, является рейдерство. Действия рейдеров направлены на завладение или установление контроля над группой предприятий (сетей), на предприятиях, связанных технологической цепочкой либо крупный бизнес. Довольно часто, рейдеры прибегают к физическому уничтожению собственников бизнеса. Захватом, согласно уголовному законодательству, являются внезапные для потерпевшего агрессивные действия виновного, которые соединены с насилием или угрозой применения насилия.
Уголовно-правовая политика в борьбе с «рейдерством» заключается в определении квалифицирующих признаков «способствующих рейдерскому захвату», внесении изменений в действующий УК РФ, возможно с параллельной разработкой федерального закона «О рейдерстве», а затем, принятии антирейдерских норм, включив отдельную статью в главу 22 УК РФ.
Считаем, что реализация изложенных выше рекомендаций может принести положительный эффект и сделает более совершенной систему мероприятий, направленных на обеспечение безопасности предпринимательства в современной России.
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 18 мая.
- Баркатунов В. Ф. Стратегия экономической безопасности и проблемы развития предпринимательства в условиях современной России // Политика, экономика и инновации. 2018. № 3. С. 117 ‒ 122.
- Гузенко Л. В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2018. № 16. С. 197 ‒ 200.
- Лаптев В. А. Правовое регулирование предпринимательства в России (исторический аспект) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 237 ‒ 244.
- Лянной Г. Г. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 12. С. 11 ‒ 19.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Россия, безопасность предпринимательства, обеспечение безопасности предпринимательства, Президент РФ, внесение изменений, государственное регулирование предпринимательства, криминальная конкуренция, правовое регулирование обеспечения безопасности предпринимательства, частное предпринимательство.
Источник: moluch.ru
Экономическая безопасность предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галигузов И.В., Белецкая М.Д., Суходаева Т.С.
На основе действующего законодательства, практики его реализации, нами была предпринята попытка рассмотрения ключевых составляющих содержания понятия экономической безопасности предпринимательской деятельности , а также анализа ведущих элементов системы ее обеспечения.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галигузов И.В., Белецкая М.Д., Суходаева Т.С.
Факторы рисков в инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства и пути их снижения
Раскрытие сущности и содержания категории «Экономическая безопасность»
Анализ термина «Безопасность» в контексте современной предпринимательской деятельности
Пути преодоления коррупции как угрозы безопасности инновационной активности малого и среднего предпринимательства
Предпринимательские риски как угроза экономической безопасности коммерческой организации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность предпринимательства в России»
Экономическая безопасность предпринимательства в России Economic security of entrepreneurship in Russia
Associate Professor at the Department of Economics and Investments
На основе действующего законодательства, практики его реализации, нами была предпринята попытка рассмотрения ключевых составляющих содержания понятия экономической безопасности предпринимательской деятельности, а также анализа ведущих элементов системы ее обеспечения.
On the basis of the current legislation, the practice of its implementation, we attempted to consider the key components of the content of the concept of economic security of business activities, as well as the analysis of the leading elements of its security system.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, предпринимательская деятельность, система обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.
Key words: national security, economic security, business activities, a system for ensuring the economic security of business activities.
Проблема экономической безопасности России уже более 25 лет остается одной из важных для развития России как суверенного единого государства в целом. В последние годы вопросы обеспечения экономической безопасности субъектов бизнеса стали привлекать все большее общественное внимание.
К настоящему времени имеется достаточно обширная теоретическая база по данной области знаний, однако, реализация практических задач обеспечения экономической безопасности отстает от вызовов, стоящих перед нашей страной с учетом современных политических процессов [3, с. 60].
Проанализируем сущность и особенности формирования экономической безопасности предпринимательства в России.
Экономическая безопасность определяется как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».
Такое определение «экономической безопасности», несмотря на его легальный характер и лаконичность не лишено недостатков, в особенности в его заключительной части, касающейся условий для реализации стратегических национальных приоритетов. В этой связи представляет интерес точка зрения доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института экономики Казанцева С.В.
В целях самосохранения и развития предпринимательства необходимо постоянно оценивать и прогнозировать внутренние и внешние угрозы, создавать и совершенствовать инструменты обеспечения экономической безопасности [3, с. 60].
Техническое и технологическое развитие страны невозможно без эффективного продуманного развития малого и среднего предпринимательства (МСП) на отдельно взятой территории. Такое развитие является одной из ветвей системы обеспечения экономической безопасности страны и реализуется с помощью различных механизмов, одним из которых является формирование системы агломерации. Так как экономическая безопасность — это совокупность внутренних и внешних условий, способствующих росту национальной экономики, гарантирующих защиту от различного вида угроз, то сегодня все более актуальным становится вопрос формирования и развития МСП не только отдельных городов, но и построения эффективной взаимосвязанной системы, одной из которых является городская агломерация. [1, с. 60].
Роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности заключается в том, что малые предприятия оказывают влияние на развитие социально-экономической системы, тем самым обеспечивается устойчивость национальной экономики.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) — это предпринимательская деятельность, опирающаяся на деятельность небольших фирм, малых предприятий.
Несмотря на постоянное увеличение количества микропредприятий, на протяжении последних трех лет также наблюдается тенденция увеличения количества малых и средних предприятий, что говорит нам о том, что сформирована благоприятная среда для развития МСП.
Широкое развитие малого и среднего предпринимательства в России формирует различные виды экономической деятельности. Выполнение важнейшей социальной функции, малое и среднее предпринимательство создает новые рабочие места, тем самым снижая уровень безработицы в стране (таблица 1).
Таблица 1. Показатели субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической
Сельское хоз-во Промышленность Строительство Торговля
2014 56 067 13 108 25 036 156 169
2015 61 350 10 057 27 061 169 281
2016 61 581 8140 27 230 171 600
Из данных таблицы 3 видно, что основным видом экономической деятельности является оптовая и розничная торговля — 63,9% в 2016 г. (заметно увеличение с каждым годом), также немалую часть составляет сельское хозяйство. [4].
Анализ базовых факторов обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности свидетельствует о недостаточном взаимодействии субъектов этой деятельности в самой предпринимательской среде и с правоохранительными органами на фоне фактического отсутствия достаточной государственной поддержки в этом вопросе малого и среднего предпринимательства.
Больше всего преступная деятельность криминальных структур угрожает субъектам предпринимательства, занятым в финансовой сфере. торговле, операциях с недвижимостью.
Среди главных причин и условий, способствующих неудовлетворительному положению дел с экономической безопасностью предпринимательства, в первую очередь следует назвать противоречивость, изъяны нормативно-правовой базе, отсутствие механизма согласования интересов государства и предпринимателей, неудовлетворительная работа правоохранительных органов и отсутствие квалифицированного юридического консультирования по вопросам обеспечения безопасности.
Среди причин также можно назвать отсутствие надежных (безопасных) источников финансирования предпринимательской деятельности, несовершенство механизмов страхования риска, чрезмерную регламентацию деятельности в целом.
Таким образом, можно утверждать, что безопасность предпринимательской деятельности означает состояние защищенности субъекта этого, весьма рискованного вида предпринимательства, особенно малого и среднего, от влияния внешних и внутренних угроз, которые могут иметь в отношении данного субъекта экономические, организационные или иные последствия. Полагаем, что характер последствий напрямую предопределяет тип безопасности предпринимательской деятельности. На практике проявление негативных факторов экономической безопасности можно повлечь за собой не только экономические последствия, но и организационно-административные, репутационные (имиджевые), правовые, психологические и т.д. [2, с. 41].
Список используемой литературы:
1. Баркатунов В.Ф. Стратегия экономической безопасности и проблемы развития предпринимательства в условиях современной России // Политика, экономика и инновации. — 2018. — № 3 (20). — С. 3.
2. Бердышев О.К. Базовые факторы экономической безопасности предпринимательской деятельности // Информатика и безопасность современного общества. — 2017. — № 2-2 (2). — С. 41-46.
3. Власова М.С. Стратегическое направление обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса // Петербургский экономический журнал. — 2017. — № 1. — С. 60-68.
4. Федеральная служба государственной статистики.
Источник: cyberleninka.ru
Введение
Переход к рыночной экономике, появление значительного числа предприятий разнообразных организационно-правовых форм, базирующихся на различных формах собственности, наличие всевозможных способов конкурентной борьбы, несовершенство законодательной базы, слабость государственных структур, призванных создать нормальные условия для развития бизнеса, криминализация хозяйственной жизни и многие другие причины поставили белорусские субъекты хозяйствования в условия, когда они вынуждены уделять значительное внимание вопросам обеспечения своей экономической безопасности.
Отличительной чертой предпринимательской деятельности является то, что в открытой конкурентной среде субъекты хозяйствования действуют на свой страх и риск, под свою персональную и, прежде всего, имущественную ответственность.
Каждый предприниматель, организующий свое дело, должен знать, что он будет не только получать прибыль и пользоваться всевозможными благами, но и постоянно рисковать. И далеко не каждое предприятие, даже в странах с богатой рыночной историей, может выдержать столь жесткие испытания и обеспечить свою экономическую безопасность. Так, в США, где рыночная экономика имеет давнюю историю и глубокие корни, из 2 млн. ежегодно создаваемых коммерческих предприятий только 30% выживают, остальные 70% обречены на банкротство. В связи с этим рассмотрение данной темы — экономической безопасности предпринимательской деятельности в настоящее время приобретает особую актуальность. [3]
Для раскрытия темы в работе поставлена — рассмотреть сущность экономической безопасности и принципы ее обеспечения на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность экономической безопасности предпринимательства, необходимость создания системы экономической безопасности предприятия, а также рассмотреть организацию данной системы на предприятии.
Понятие и сущность экономической безопасности предпринимательства. Критерии и индикаторы экономической безопасности
Экономическая безопасность одна из составляющих корпоративной безопасности, представляющая собой состояние юридических, финансовых и производственных отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при котором обеспечиваются нормальное производственное развитие и финансово-коммерческий успех предприятия.
Экономический успех предприятия зависит от комплексного подхода к решению проблемы безопасности финансовой, кредитной, правовой сферах деятельности. Такой же комплексности требует работа с кадрами. Сейчас все большую актуальность приобретает многоплановая работа не только по подбору, подготовке собственной команды, но экономическая безопасность переходит в плоскость защиты интеллектуальной собственности предприятий и фирм. Они заинтересованы в сохранении своих ноу-хау, финансовых схем работы с клиентами и т.д.
Порой, сосредоточив усилия на сборе материала о потенциальных угрозах, структурные подразделения не могут определить, а тем более прогнозировать поведение кадрового состава фирмы. Наиболее подверженным воздействию конкурентов оказывается среднее руководящее звено. Именно на него приходится наибольшее число утечек информации в пользу деятельности конкурента. Большой ущерб в экономическом отношении фирмы несут и от обиженных сотрудников. Обиды эти, как правило, — результат вопиющих ошибок менеджмента по работе с кадрами, невнимание руководителя к микроклимату в коллективе.
Сущность экономической безопасности для предпринимательской структуры состоит в обеспечении состояния наилучшего использования ее ресурсов по предотвращению угроз предпринимательству и созданию условий стабильного, эффективного функционирования и получения прибыли.
Система экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности — оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. [4]
Необходимо отметить, что для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются в ущерб другим.
Источник: studbooks.net
Безопасность бизнеса как фактор, влияющий на экономическую безопасность региона *
Kisloschaev P.A. Safety of business as the factor influencing on the economic safety of region.
Кислощаев Павел Андреевич, старший преподаватель кафедры АУФиК ФГБОУ ВПО «ЗабГУ», кандидат экономических наук.
В статье исследуется понятие безопасности бизнеса и ее влияние на экономическую безопасность региона.
Ключевые слова: безопасность бизнеса, экономическая безопасность.
The article examines the notion of safety of business and its influence on the economic safety of region.
Key words: safety of business, economic safety.
Условия функционирования отечественной экономики, как присущие переходному процессу, так и доставшиеся «по наследству» от плановой экономической системы, обусловливают специфику механизма обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Современный переходный процесс можно рассматривать как своеобразный катализатор процесса формирования российской модели устойчивого развития, создания норм, институтов и методов, обеспечивающих ее реализацию.
Поскольку речь идет о функционировании экономики, об особенностях обеспечения устойчивого развития, то невозможно обойти вниманием такую важную характеристику, как бизнес. Это связано с тем, что от функционирования бизнеса в конечном итоге зависит формирование микроэкономических предпосылок устойчивого развития национальной экономики.
В последнее время понятия «бизнес» и «предпринимательство» рассматриваются как тождественные, хотя зачастую с предпринимательством связывается реализация новых рискованных идей, способных принести в перспективе доход, а с бизнесом — в основном рутинная деятельность. В ситуациях, связанных с деятельностью в высокорискованных направлениях, сферах, границы между понятиями «бизнес» и «предпринимательство» практически стираются. Рассмотрим, какие же условия оказывают на бизнес определяющее влияние. Экономика может устойчиво развиваться лишь при обеспечении своеобразного режима благоприятствования в отношениях между обществом, государством и бизнесом, т.е. при создании таких условий функционирования бизнеса, при которых он был бы заинтересован и мог развиваться в направлении, обеспечивающем устойчивое развитие как конкретной отрасли, региона, так и в целом национальной экономики.
Эффективное функционирование бизнеса (в т.ч. конкретного хозяйствующего субъекта) возможно лишь при наличии у него стимулов к устойчивому развитию. Отсутствие подобной заинтересованности на уровне региона приводит к нерациональному использованию имеющегося экономического потенциала. Повышение уровня реальной самостоятельности хозяйствующего субъекта сопровождается постепенным «втягиванием» в сферу его интересов все большего количества субъектов (фирм-партнеров, муниципальных и региональных органов власти, кредитных учреждений и т.д.). Бизнес становится своеобразным интегрирующим элементом национальной экономики.
Новым во взаимоотношениях государства и бизнеса в России является то, что контроль со стороны государства сменился открытым противопоставлением бизнеса государству. Социальные возможности бизнеса не могут быть эффективно использованы в настоящее время, поскольку право на решение социальных вопросов находится у государства, а ответственность за их решение — у предпринимателей. Следствием отсутствия сформировавшихся основ взаимодействия бизнеса и государства является сравнительно небольшое количество компаний, способных в полной мере функционировать на принципах социальной ответственности в российской экономике.
В настоящее время проблема экономической безопасности, безопасности бизнеса становится чрезвычайно актуальной, что обусловлено сегодняшним экономическим кризисом. Поэтому очень важно определиться, за счет каких факторов ее можно обеспечить, учитывая что экономическая безопасность является фундаментом национальной безопасности. В последние годы в официальных документах, научной литературе, в средствах массовой информации активно обсуждаются проблемы угроз безопасности бизнеса, в т.ч. и угроз со стороны теневой экономики.
Об устойчивости экономики (на любом уровне — макро-, мезо-, микро-) можно говорить лишь при обеспечении необходимого для конкретно-исторических условий уровня ее экономической безопасности. Поскольку безопасность бизнеса определяется в значительной мере полнотой и качеством выполнения им своих функций, то можно сформулировать ряд взаимосвязанных понятий.
Прежде всего, можно сформулировать понятие «безопасность бизнеса» и выделить связанные с ним понятия — «предпринимательская безопасность» и «безопасность предпринимательства».
Безопасность бизнеса — система функционирования бизнеса, создающая благоприятные условия для реализации в полной мере функций бизнеса при соблюдении его интересов, не противоречащих системе национальных интересов в целом. При этом следует разграничивать понятия «безопасность предпринимательства», «предпринимательская безопасность» и «безопасность бизнеса» (рис. 1).
Шлыков В.В. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: организационные и криминологические аспекты. Рязань: Пресса, 2000. 24 с.
—————————————————————¬
¦ ————————————-¬ ¦
¦ ¦ Предпринимательская деятельность ¦ ¦
¦ L——————T——————- ¦
¦ ¦ ¦
¦ / ¦
¦ ———¬ ———————-¬ ———¬ ¦
¦ ¦ Вход ¦ ¦Хозяйствующий субъект¦ ¦ Выход ¦ ¦
¦ L——— L———————- L——— ¦
¦ ————> ————> ¦
¦ / / ¦
¦ ¦ ————————————-¬ ¦ ¦
¦ L——+ Безопасность предпринимательства +—- ¦
¦ L————————————- ¦
¦ / ¦
¦ ¦
L————————————————————-
/
———————-¬
¦Безопасность бизнеса ¦
L———————-
Рис. 1. Взаимосвязанные понятия в области безопасности
«Безопасность предпринимательства» используется для характеристики взаимоотношений бизнеса с внешним окружением (обществом, государством, различными хозяйствующими субъектами, природой).
Шахмалов Ф.М. Государство и экономика: основы взаимодействия. М.: ОАО НПО «Издательство «Экономика», 2000. 382 с.
«Предпринимательская безопасность» используется для характеристики процессов внутри хозяйствующего субъекта (коллективы, природа и т.д.).
Пучков С.И. Управление системой безопасности фирмы. Практическое руководство к действию: Справочное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 128 с.
Безопасность бизнеса включает в себя как предпринимательскую безопасность, так и безопасность предпринимательства. Таким образом, безопасность предпринимательства и предпринимательская безопасность являются составными элементами безопасности бизнеса, от обеспечения которых зависит и обеспечение безопасности бизнеса.
Под предпринимательской безопасностью будем понимать баланс интересов фирмы, ориентированный на достижение оперативных и стратегических целей по обеспечению устойчивого развития фирмы.
Под безопасностью предпринимательства будем понимать баланс интересов фирмы и ее партнеров, ориентированный на обеспечение устойчивого развития фирмы.
Следует также различать понятие «обеспечение безопасности» и непосредственно понятие «безопасность». «Безопасность» характеризует состояние системы , а «обеспечение безопасности» — это процесс формирования и корректировки системы .
Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. N 6. С. 10.
Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. N 1. С. 12.
Такое разграничение позволяет говорить и об уровне безопасности, т.е. об оценке способности системы выполнять свое предназначение.
В связи с этим система обеспечения предпринимательской безопасности — это система поддержания баланса интересов фирмы, ориентированная на достижение оперативных и стратегических целей по обеспечению устойчивого развития фирмы.
Система обеспечения безопасности предпринимательства — система поддержания баланса интересов фирмы и ее партнеров, ориентированная на обеспечение устойчивого развития фирмы.
На наш взгляд, именно достижение и сохранение баланса интересов позволяет отразить суть понятия «безопасность». Традиционно же понятие безопасности связывается с состоянием, которое позволяет противостоять различным видам угроз.
В соответствии с функциями и системой национальных интересов можно выделить основные факторы безопасности бизнеса. Под факторами безопасности бизнеса будем понимать источники возможных отклонений от идеала для конкретно-исторических условий. Факторы безопасности бизнеса — это такие изменения условий принятия управленческих решений, которые увеличивают вероятность (как позитивных, так и негативных) отклонений от цели бизнеса в конкретно-исторических условиях .
Сафрончук М.В. Экономическая безопасность и инвестиции как факторы роста в переходной экономике России // Вопросы статистики. 2001. N 11. С. 50 — 54.
Состав основных факторов безопасности бизнеса можно представить более подробно :
- система государственного регулирования экономики:
- правовая и политическая стабильность;
- сбалансированность воспроизводственного процесса (как по фазам общественного производства, так и по производственным факторам);
- экономическая активность (на макро-, мезо- и микроуровнях);
- социальная активность (на макро-, мезо- и микроуровнях);
- самодостаточность национальной экономики;
- ресурсный потенциал:
- человеческий потенциал;
- технологический потенциал;
- инновационный потенциал;
- природный потенциал;
- функции бизнеса:
- социальная активность на микроуровне (социальная активность);
- экономическая активность на микроуровне (предпринимательская активность);
- рациональное природопользование (экологическая функция);
- «законопослушный» бизнес (гражданская функция);
- система национальных интересов:
- самореализация (интересы личности);
- социальная активность (гражданское общество) (интересы общественных образований);
- социально ответственный бизнес (интересы бизнеса);
- социальное государство (интересы государства);
- наднациональные факторы:
- мировой воспроизводственный процесс;
- состояние биосферы;
- процессы интеграции и глобализации.
Функционирование бизнеса зависит от того, насколько полно учитываются все факторы безопасности. Для того чтобы оценить уровень безопасности бизнеса в конкретной ситуации, необходимо проанализировать исходную информацию о состоянии бизнеса, т.е. определить собственно факторы безопасности бизнеса. Наличие полной и должным образом структурированной информации о факторах безопасности позволяет выработать эффективную систему мер по обеспечению безопасности бизнеса.
Все методы выявления факторов безопасности бизнеса (универсальные и специальные) для конкретных условий основываются на различных способах сбора и обработки информации о функционировании хозяйствующих субъектов.
Среди универсальных методов можно выделить :
- заочное массовое анкетирование;
- выборочное интервьюирование с использованием структурированной план-программы или в форме свободной беседы;
- анализ квартальных или годовых отчетов хозяйствующего субъекта;
- построение профиля риска;
- анализ индикаторов безопасности хозяйствующих субъектов.
Среди группы специальных методов для выявления факторов безопасности и их ранжирования можно выделить:
- анализ первичных документов управленческой и финансовой отчетности;
- выборочное или полное обследование подразделений хозяйствующего субъекта;
- анализ организационной структуры;
- анализ системы управления.
Может использоваться также дополнительная информация, полученная с привлечением экспертов. Различная комбинация приведенных методов позволяет выявить факторы безопасности в соответствии с конкретными условиями функционирования бизнеса. Уровень безопасности бизнеса может быть количественно оценен с помощью системы показателей уровня безопасности, поскольку столь сложное явление невозможно адекватно полно и однозначно охарактеризовать.
Среди государственных мер по обеспечению безопасности бизнеса в качестве примеров можно выделить следующие :
- таможенная политика, направленная на регулирование участия иностранного капитала на российском рынке услуг в области безопасности;
- предоставление дополнительного финансирования государственным учебным заведениям, осуществляющим обучение по специальным программам в области безопасности бизнеса;
- льготные условия для хозяйствующих субъектов, выполняющих государственный заказ в области безопасности бизнеса;
- льготные условия для структур, специализирующихся в области безопасности бизнеса.
Обеспечение экономической безопасности национальной экономики способствует :
- созданию условий для формирования гражданского общества и социального государства;
- повышению конкурентоспособности национальной экономики;
- повышению национального потенциала;
- стабильному росту государственного бюджета;
- росту занятости вследствие повышения экономической и социальной активности;
- развитию инфраструктуры рынка;
- повышению управляемости экономики;
- повышению информированности о состоянии экономической безопасности как в целом по стране, так и по регионам;
- улучшению морально-психологического состояния общества; упорядоченности отношений между всеми участвующими сторонами.
Обеспечение безопасности бизнеса способствует :
- расширению масштабов деятельности хозяйствующего субъекта;
- улучшению морально-психологического состояния;
- формированию предпринимательской культуры;
- упорядоченности отношений между участниками;
- укреплению ощущения безопасности у всех участников;
- устойчивому развитию хозяйствующего субъекта.
Экономическая эффективность обеспечения экономической безопасности определяется соотношением стоимостной оценки экономических результатов и связанных с ними расходов.
Прямой экономический эффект системы обеспечения безопасности бизнеса может заключаться в предотвращении или снижении потерь (материальных, финансовых и т.п.), порчи имущества и т.д.
Косвенный эффект может проявляться в улучшении морально-психологического климата, предпринимательской культуры, укреплении трудовой дисциплины, повышении оперативности получения необходимой информации для принятия решений и т.д.
Сущность безопасности бизнеса реализуется в системе критериев, факторов и показателей экономической безопасности региона. Оценка его состояния выполняется с позиции развития процессов в регионе, в рамках его экономической безопасности и включает набор индикаторов экономической безопасности, которые позволяют сигнализировать о возможной опасности бизнесу и осуществить комплекс программно-целевых мероприятий по стабилизации обстановки.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности бизнеса достигается при условии, что весь комплекс факторов, критериев, угроз, показателей их индикаторов находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одних достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела или снижение дефицита бюджета до порогового значения — к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т.д.
Безопасность бизнеса в зависимости от уровня хозяйствующего субъекта может как входить в состав некоторых частных видов экономической безопасности, так и являться самостоятельным видом экономической безопасности (если рассматривать микроуровень).
Соблюдение государственных мер по обеспечению безопасности бизнеса, использование универсальных и специальных методов выявления факторов безопасности бизнеса для конкретных экономических условий позволят более качественно подойти к оценке уровня экономической безопасности и оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Источник: wiselawyer.ru