Бизнес-джет – это самолет, который относится к сегменту бизнес-авиации и предназначен для перелетов VIP-персон: государственных деятелей, политиков, бизнесменов, ТОП-менеджеров корпораций и представителей сферы шоу-бизнеса и искусства. В целом в сфере деловой авиации в России чаще используют термин «частный самолет», чем «бизнес-джет», а в Европе или США «executive jet» или «private jet».
Бизнес-джеты всегда проектируются с учетом более высоких требований к уровню комфорта и безопасности, чем самолеты для регулярных рейсов, хотя и с этим можно поспорить, однако, производители частных самолетов всегда ставят во главу угла:
- комфорт на борту бизнес-джета (вариативность компоновок самолета, толерантность к перепадам давления, шумоизоляцию, вместимость багажника, габариты кабины);
- функциональность частного самолета (дальность беспосадочного перелета, пассажировместимость, скорость полета);
- безопасность перелета на частном самолете (самая последняя электроника и авионика, новые материалы, дублирующие системы, множественные тесты перед вводом в эксплуатацию, постоянный контроль от производителя уже эксплуатируемых моделей).
Фото бизнес-джета
Производители бизнес-джетов
Производителей бизнес-джетов не так много. Сейчас рынок частной авиации в России на 85-90% насыщен самолетам зарубежных производителей:
- Embraer (самолеты Phenom, Praetor, Legacy),
- Bombardier (Challenger, Global),
- Textron Aviation (самолеты модельного ряда Cessna, Hawker, Beechcraft),
- Gulfstream,
- Dassault Aviation (Falcon),
- Pilatus (Пилатусы),
- Boeing,
- Airbus,
а также российскими частными самолетами таких производителей как:
- ОКБ имени Яковлева (ЯК-40, ЯК-42 VIP компоновки),
- ПАО Сухой (SUKHOI — Сухой Суперджет — Sukhoi Superjet),
- ПАО Туполев (самолеты Ту),
- ГП «Антонов» (самолеты АН),
в Европе и США, помимо вышеуказанных, бизнес-джеты представлены:
- Honda Aircraft Company (HondaJet),
- Piaggio Aero (итальянские бизнес-джеты Piaggio Avanti).
Надо отметить, некоторые производители, скажем, Boeing, Airbus, ОКБ имени Яковлева, ПАО Сухой, ПАО Туполев, ГП «Антонов» изначально специализируются на самолетах для регулярной авиации, и хотя могут выпускать самолеты регулярной авиации с VIP-компоновками, все равно их воздушные суда ближе к авиалайнерами нежели к бизнес-джетам.
Также стоит отметить, что некоторые бизнес-джеты не эксплуатируются на территории России и практически не залетают на территорию РФ, к примеру:
- самолеты израильской компании Israel Aircraft Industries Westwind,
- немецкий Grob Aircraft,
- американские самолеты Nextant Aerospace,
- самолеты Piper Aircraft,
- Adam Aircraft Industries,
- Daher’s aviation,
- Mooney Airplane Company,
и некоторые другие.
Виды бизнес-джетов
В сфере частной авиации принято определенное деление по размерам и дальности перелёта среди бизнес-джетов, при этом многие российские авиаброкеры и операторы не выработали единого перевода для такого деления, в виду чего часто путают средние и легкие частные самолеты.
Бизнес-джеты в деловой авиации делятся на (классификация разделяет бизнес-джеты по maximum takeoff weight (MTOW)):
Piston — турбовинтовые — на них чаще всего летают на очень небольшие расстояния (между островами на Карибах, Сейшелах, Мальдивах, Индонезии (Бали), в Австралии, в США и т.д.). Яркие представители: модели Cessna Caravan, Pilatus PC-12, King Air, Piper, Cessna 340A, 421 C, Beech BE-58P, Diamond DA-42 Twin Star и различные другие.
Entry level jets — самые востребованные модели этой категории: Cessna Citation CJ, CJ1, CJ1+, M2, Mustang, HondaJet, Phenom 100, 100E, Eclipse 500.
Light jet — самые известные модели — это Cessna Citation Bravo, Cessna Citation CJ2/ CJ2+, CJ3/CJ3+, CJ4, Cessna Citation Ultra, Encore, Encore+, Hawker 400XP, Premier 1A, Nextant 400XTi, LearJet 35, 70, Piaggio Avanti и некоторые другие модели.
Super Light jets — наиболее известные модели: Cessna Citation XLS+, Learjet 40, 40XR, 45, 45XR, 75, Phenom 300, 300E, Pilatus PC-24, Falcon 10 и 100, а также другие. К примеру, по РФ большинство авиаброкеров начинают предложения с цен на Cessna Citation XLS+ или Hawker.
Часто Entry level jets называют сверхлегкими бизнес-джетами, и иногда к ним добавляют модели Cessna Citation CJ2/ CJ2+, CJ3/CJ3+, CJ4, а также Premier, что не совсем верно, так как Entry level jets и Light jets отличаются.
Также очень часто модели Light jets и Super Light jets перемешиваются, в частности Nextant 400XTi, LearJet 35 и Cessna Citation Encore, Encore+ — это не одно и то же, что Learjet 40, 40XR и Pilatus PC-24. На многих российских ресурсах Light jet и Super Light jets объединяют в легкие самолеты, а некоторые модели Super Light jets могут попасть и в средние самолеты.
Midsize jets — в этой категории представлены модели Textron Aviation, к примеру Hawker 750XP, Hawker 850XP, Hawker 900XP, Cessna Citation III, VI, VII; а также производителя Bombardier: Learjet 60XR, и самолеты компании Gulfstream Aerospace: G-100, G-150, Dassault Aviation: Falcon 20, 20-5 и другие модели.
Super midsize jets — наиболее известная категория для большинства клиентов частной авиации, т.к. в нее входят самолеты Bombardier: Challenger 300, Challenger 350, самолеты Textron Aviation: Cessna Latitude, Longitude, Sovereign, Sovereign+, Cessna X, Hawker 1000 и 4000, Gulfstream 200/280, бизнес-джеты Embraer: Legacy 450, 500, Praetor 600 и воздушные суда Dassault Aviation Falcon 50, 50 B.
Midsize jets и Super midsize jets вместе с Cessna XLS+ из Super Light jets могут объединять в средние самолеты, однако в классификации по MTOW и в понимании авиаброкеров у них есть четкое разделение. Иногда в средние самолеты могут подмешать и некоторые модели Heavy Jets, к примеру Challenger 604, 605, Challenger 850.
Heavy Jets — представлены наиболее известными моделями: Challenger 604, 605 Challenger 850, Falcon 2000, 2000EX, 2000EX EASy, Falcon 900, а также другими моделями французской компании Dassault Aviation: Gulfstream G-400, G-450, G-IV, G350, Legacy 600, 650, 650E. Наиболее востребованными для клиентов частной авиации остаются Challenger 604, 605 Challenger 850 и Legacy 600, 650, 650E.
Ultra long range — в российском аналоге дальнемагистральные. Можно сказать, что самолеты с любым показателем MTOW могут попасть в дальнемагистральные, но в частной авиации принято выделять в отдельную группу именно такие самолеты.
Тут бизнес-джеты всего нескольких производителей:
- Bombardier: Global 5000, Global 5000, 6000, 6500, 7500, Global Express XRS,
- Gulfstream Aerospace: Gulfstream G-500, G-650, G-650ER, G-V,
- Dassault Aviation: Falcon 7x, 8x,
VIP airliner — в эту группу входят бизнес-лайнеры, которые, в принципе, изначально производились для регулярной авиации:
- Airbus ACJ 318 Elite, 319 Corporate jets, 319neo, 320neo, 319VIP, 340VIP,
- Boeing 737-300 VIP, 737-400 VIP, 737-500VIP, 737-800 VIP, Boeing BBJ, ЯК-42 (Yak 42 D),
- Embraer Lineage 1000,
и некоторые другие модели.
Классификация бизнес-джетов по габаритам салонов
В целом для русскоязычных клиентов привычнее разделение бизнес-джетов по габаритам салонов:
- Турбовинтовые — 3-6 пассажиров,
- Сверхлегкие или Малые бизнес-джеты — 3-6 пассажиров,
- Легкие бизнес-джеты — 5-8 пассажиров,
- Средние бизнес-джеты (Embraer Legacy 450, Hawker 750XP/850XP/900XP, Cessna XLS+) — 8-12 пассажиров,
- Большие бизнес-джеты (Challenger 604, 605, 850, Legacy 600, 650, Gulfstream G350, G450, Falcon 2000) -более 10 -15 пассажиров, но до 19 пассажиров,
- Авиалайнеры бизнес-джеты (Boeing 737VIP, BBJ, Lineage 1000, Airbus) — от 19 до 30 или от 20 до 60 пассажиров и выше.
Классификация бизнес-джетов по максимальной дальности перелета
- Ближнемагистральные бизнес-джеты — с дальностью до 4000 км (Embraer Phenom 300, Cessna Citation Bravo и CJ, Hawker 400XP, Premier 1A),
- Среднемагистральные бизнес-джеты — с дальностью от 4500 до 9000 км (Gulfstream 200 / 280, Embraer Legacy 500, Challenger 300 / 350, Cessna Citation Sovereign),
- Дальнемагистральные бизнес-джеты — от 9000-9500 км и больше (Gulfstream 650, Global 6000, Falcon 7X).
Как выбрать бизнес-джет?
Для клиентов частных авиационных компаний и авиаброкеров наиболее важными характеристиками бизнес-джета являются параметры безопасности:
- модель самолета (год производства),
- год ввода в эксплуатацию,
- крайняя дата технического обслуживания,
- год переоборудования салона (Refurnishment),
- параметры, относящиеся к комфорту на борту,
- вместимость по количеству пассажиров,
- объем багажного отделения (может отличаться на каждом конкретном самолете, к примеру, при установке дополнительных баков горючего объем может сильно уменьшаться),
- габариты салона — наверное, наиболее важным параметром является высота от пола до потолка, т.к. многие клиенты частной авиации любят просторные салоны бизнес-джетов,
- компоновка салона — по регламенту производителя частного самолета, компоновка салона может различаться, т.е. существуют одни и те же модели самолетов, у которых по-разному могут быть установлены кресла, может присутствовать или отсутствовать диван и т.п.,
- наличие душевой кабины на борту — актуально только для heavy jets, ultra long range jets. Наличие туалета стоит уточнять при аренде совсем небольших самолетов Entry level jets и very light jets,
параметры, относящиеся к техническим характеристиками бизнес-джетов:
- дальность беспосадочного перелета (максимальная и максимальная при определенной загрузке пассажирами — ведь, чем больше багажа и пассажиров, тем меньше максимальная дальность перелета),
- скорость полета — чем выше скорость, тем больше дальность — логика простая, есть разные параметры скорости для бизнес-джетов, т.к. скорость самолета от взлета до приземления неравномерная, есть понятие крейсерской скорости,
- уровень шума в салоне самолета — обычно брошюры от производителей самолетов содержат параметры уровня шумоизоляции или уровня потенциально возможного шума в салоне самолета, однако такой параметр очень индивидуальный,
- остальные параметры всегда могут быть предоставлены заказчику частного самолета.
Остальные вопросы уже зависят от профессионализма авиаброкеров, а, значит, экипажа, бортпроводников, работы аэропортовых службы и организации обслуживания бизнес-джета оператором.
На рынке такие машины представлены в разных моделях и модификациях. Между собой они отличаются вместимостью, дальностью полета, дизайном и техническим оснащением салона и, разумеется, стоимостью.
Источник: dzen.ru
Что такое бизнес-джет
За долгую историю развития авиации появилось большое количество видов и классификаций самолетов. Большинство людей знакомы с пассажирскими самолетами, летающими по регулярным направлениям авиакомпаний.
Знакомясь с форматом частных перелетов, у клиентов иногда складывается мнение, что рейсы осуществляются на тех же пассажирских самолетах, только модифицированных под бизнес-авиацию. Но это не так. В этой статье мы хотим познакомить вас с бизнес-джетами, или частными самолетами, рассказать об их особенностях, преимуществах и типах. Бизнес-джет – это административный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров бизнес-авиации. Такие самолеты используются для частных перелетов одного человека или группы людей, компаниями и коммерческими организациями для перевозки своих сотрудников, государственными лицами и т.д.
Преимущества бизнес-джета
Бизнес-джеты – класс самолетов, разработанный специально под частные перелеты. Они выпускаются производителями, также специализирующимися на создании исключительно джетов. Несколько примеров: Bombardier (Канада), Gulfstream (США), Embraer (Бразилия), Cessna (США), Dassault (Франция). Главные ориентиры при проектировании джетов – удобство, комфорт и безопасность клиента.
Преимущества этой категории воздушных судов
Улучшенные полетные характеристики. Кабина пилота оснащена современной авионикой и модернизированным техническим оснащением. Конструкторские решения, применяемые к джетам, влияют на аэродинамические характеристики. Они нацелены на облегчение самолета и уменьшение расхода топлива, соответственно, такие самолеты экологичнее.
Джеты производят меньше шума (есть ограничения по допустимому уровню), что комфортнее не только для людей, но и для окружающей природы. Комфортабельный салон. Вне зависимости от размера джета, салон всегда оснащен удобной мебелью и дизайнерской отделкой.
В зависимости от типа бизнес-джета, салон может быть оборудован диванами и зонами отдыха, полноценными кроватями, душевой, рабочим пространством и т.д. Связь. Даже находясь в небе, вы сможете оставаться на связи, продолжать работать или отдыхать, наслаждаясь фильмами. В салоне есть wi-fi, телевидение, мультимедийная система. Обслуживание.
Средние и большие бизнес-джеты всегда обсуживаются бортпроводниками, предусмотрено питание vip-класса. Широкий выбор самолетов. Маленький, экономичный и маневренный или большой, вместительный и мощный – выбор бизнес-джета зависит от ваших задач и ожиданий.
Типы бизнес-джетов
Существует 8 типов бизнес-джетов: они делятся в зависимости от их вместимости и возможностей по дальности полета. Начнем с самых экономичных.
Легкие
Легкие турбовинтовые (Turboprop Jets)
Это маленькие джеты с турбовинтовым (пропеллерным) двигателем, способные развивать скорость до 400 км/час. В таких самолетах нельзя встать в полный рост, их максимальная вместимость – 7 человек. Дополнительные услуги и обслуживание не предусмотрены, туалет отсутствует.
Легкие турбовинтовые джеты подходят только для коротких перелетов: в пределах одной области, между ближайшими странами и т.д. Подобные джеты ценят за их экономичность и маневренность. Они легко садятся в маленьких аэропортах, на укороченную взлётную полосу. В некоторых случаях могут заменять вертолеты: способны садиться на грунт. Вместимость: 4-7 человек
Время в воздухе: до 2,5 часов
Модели самолетов: Pilatus, Piaggio avanti.
Легкие реактивные (Light Jets)
Следующие по размеру и вместительности джеты – легкие реактивные. Они вмещают до 6 пассажиров и могут находиться в воздухе до 3-х часов без дозаправки. Здесь также, как и в предыдущем типе самолетов, не предусмотрено питание и обслуживание, отсутствует полноценный санузел. Вместимость: 4-6 человек
Время в воздухе: до 3 часов
Модели самолетов: Citation Mustang/Bravo, Phenom 100/300
Суперлёгкие реактивные (Super Light Jets)
Эти самолеты сконструированы на базе предыдущих двух типов джетов, но с увеличенным салоном, способным вместить до 9 пассажиров. Кабина Super Light Jet позволяет вставать в полный рост, предусмотрены бортпроводники, питание и другие дополнительные возможности. Преимущество этих моделей перед предыдущими типами – дальность (до 4 часов), а перед Midsize Jets – экономичность при схожих характеристиках. Этот тип джетов очень популярен и комфортен для перелетов средней дальности по Европе. Вместимость: до 9 человек
Время в воздухе: до 4 часов
Модели самолетов: Citation XLS и XLS
Средние и среднемагистральные
Средние реактивные (Midsize Jets)
На борту Midsize Jets значительно комфортнее, чем на самолётах лёгкого типа: салон – шире, кресла – больше, с возможностью раскладываться. Пассажиров (до 9 человек) обслуживает бортпроводник, питание включено. На этих самолетах рекомендуем совершать перелеты до 5-5,5 часов. Вместимость: 8-9 человек
Время в воздухе: 2-4 часа
Модели самолетов: Hawker 700/750/800/850, LearJet 60 и 60 XR
Суперсредние (Super Midsize Jets)
Эти самолёты относят к VIP-классу: имеют улучшенную авионику и конструктивные решения. Способны находиться в воздухе до 7 часов без дозаправки. Достоинства Super Midsize Jets – еще более широкий салон, чем у предыдущего типа джетов, увеличенная вместимость. Вместимость: до 10 человек
Время в воздухе: 7 часов
Модели самолетов: Cessna Citation Sovereign, Challenger 300, Gulfstream G-20
Большие (тяжелые) и дальнемагистральные
Тяжёлые реактивные (Heavy Jets) Heavy Jets – большие самолеты высокого уровня комфорта. Их часто используют для корпоративных перелетов или организации рейсов по системе jet sharing. В этих самолетах предусмотрено увеличенное пространство для каждого пассажира: два салона, два санузла, полноценный раскладывающиеся спальные места.
Кроме кресло-кроватей обязательно есть диван – он дает возможность сменить положение во время долгого полета. Конечно, VIP-питание и обслуживание. Вместимость Heavy Jets – 15,16 человек, время полета без дозаправки – до 8 часов.
Вместимость: до 16 человек
Время в воздухе: 7 часов
Модели самолетов: Legacy 600, Challenger 850
Дальнемагистральные реактивные джеты (Ultra Long Range)
Эти самолеты выбирают для межконтинентальных и трансатлантических рейсов: В США, Австралию, на Мальдивы, Сейшелы. Компоновка салона и обслуживание – как у тяжелых реактивных самолетов. Отличие Ultra Long Range – в дальности полета: они способны находить в воздухе до 16 часов без дозаправки. Вместимость: 16 человек
Время в воздухе: 16 часов
Модели самолетов: Gulfstream G-650, Falcon 7X
Бизнес-лайнеры (Business Liners)
Бизнес-лайнеры – шикарные воздушные апартаменты, воплощение идеи о частных самолетах с самыми невероятными услугами на борту. Эти самолеты имеют те же характеристики, что и большинство моделей тяжелых дальних джетов, но отличаются дизайном и сервисом. Такие самолеты редко используются в коммерческих целях. Чаще всего они оборудуются под владельца и учитывают непосредственно его предпочтения и требования к виду и наполнению салона самолета. На борту подобных воздушных судов могут быть оборудованы СПА, коктейль-бар, личные кабинет и комнаты для пассажиров, гостиная. Вместимость: до 20 человек
Время в воздухе: 16 часов
Модели самолетов: Airbus Corporate Jet, Boeing Business Jet При планировании перелета наши специалисты помогут вам с выбором подходящего борта: они предложат все возможные варианты, учитывая ваши задачи и пожелания, расскажут о преимуществах каждого доступного бизнес-джета. Вы получите исчерпывающую информацию, включающую такие сведения, как год выпуска, состояние самолета, внутренний и внешний вид. Вместе с вашим менеджером вы сможете принять оптимальное решение.
Источник: jet-partners.ru
Как работает бизнес-авиация в России (центры FBO)
Если объехать аэропорт Шереметьево, то можно увидеть небольшой терминал А, который время от времени берёт под охрану ФСО, если в этот день бизнес-джетом вылетает кто-то из первых лиц государства.
От момента, когда вы вышли из машины, и до момента, когда вы встали на предстарт ВПП, проходит от 8–15 (внутренний рейс) до 15 минут (международный). Багаж можно отправить заранее.
Теперь давайте разберёмся, как это работает и кому вообще нужно. А также чем хороши бизнес-джеты.
А чем хороши бизнес-джеты?
Многие джеты были созданы с использованием наработок от истребителей (например, Dassault Falcon). По сути, это гражданские версии военных истребителей. Конечно, они «поспокойнее» в плане возможных манёвров, но у них очень и очень хорошая энерговооружённость.
Если вы видите трёхдвигательный малый самолёт бизнес-авиации — скорее всего, он куплен для трансатлантических перелётов. Особенность в том, что у каждого судна есть максимальное удаление от аэропорта, и трёхдвигательные позволяют пересекать Атлантику довольно коротким маршрутом — почти напрямую.
Вторая особенность — можно очень многое взять на борт. Если это грузовые самолёты, то они должны довольно тщательно рассчитывать время вылета, потому что при повышении температуры днём воздух становится менее плотным, и можно не взлететь с нужным количеством топлива и груза. В бизнес-авиации расписание движется почти постоянно: ведь почему бы благородному дону не вылететь на 40 минут позже, если хочется? Но проблему со взлётом подобная ситуация (это исторически за последние лет 10 практики FBO в Шереметьево) создала только один раз, и не в самом Шереметьево, а в аэропорту высоко в горах.
Это же означает короткий взлёт (1 000 метров почти для любого джета), то есть минимальные требования к длине полосы. В Шереметьево это ещё означает укороченную процедуру взлёта, что даёт возможность вклиниться в расписание и пройти без очереди. В других российских аэропортах спецпроцедуры для таких «вжиков» нет, и они стоят в общей очереди. Согласование этой процедуры у FBO «А-Групп» заняло несколько лет. Показывали международные примеры руководству аэропорта, доказывали эффективность в графиках и так далее.
В отличие от больших тяжёлых самолётов бизнес-джеты хуже сопротивляются ветру, поэтому это накладывает чуть большие ограничения на условия посадки по погоде.
Ещё эти суда часто летают верхними эшелонами, могут подниматься до 13–14 километров: там воздух более разреженный, и это позволяет развить большую скорость и эффективнее использовать топливо.
Чем бизнес-джет отличается от частного самолёта или чартера?
С точки зрения нормативов в России отличий мало. С точки зрения западных стандартов регулирования — до 19 посадочных мест (поэтому и у нас обычно так). Это исторически сложившийся критерий. Условно можно сказать, что бизнес-авиация начинается там, где владелец самолёта не садится за штурвал сам и где в самолёте появляется туалет. Исключение — большие борта для перевозки российских сборных, но это отдельный случай.
Самые популярные на сегодня в России суда — это Челленджер-300, в нём обычно делают 12–14 мест.
Почему у мест вилка? Потому что очень часто бизнес-джеты делают с индивидуальными салонами. В пределах одного типа судна компоновка очень разная. Например, если малое судно используется для чартеров — там больше сидений, нет поста бортпроводника, кухня только для разогрева.
Если это частный самолёт бизнесмена — часто меньше кресел с большим шагом, спальная для главного пассажира, нередко — душ. Довольно часто встречается большая кухня с возможностью готовить что угодно прямо на борту и с холодильником.
В Европе исторически используют лёгкие самолёты, у нас — среднего и большого размера, потому что страна большая, и летать надо далеко. Вот что примерно популярно в нашей стране:
- Bombardier Challenger 600 / 650
- Bombardier Global Express / Global 5000
- Dassault Falcon 7X
- Gulfstream G550
- Embraer Legacy 600/650
- Bombardier Challenger 300
- Gulfstream G650
- Hawker 800
- Cessna Citation
- Dassault Falcon 900
Кому нужны такие самолёты?
Это рейсы вне расписания и вне маршрутной сети. Рейсы того же Аэрофлота расписываются на годы вперёд и несильно меняются. А в бизнес-авиации рейс планируется обычно за 2–3 часа, и лететь можно в любом направлении. Единственное «но»: нельзя взять и повернуть в Копенгаген в полёте, если вы летите в Минск, потому что придётся следовать заранее поданному плану полёта.
Вопреки распространённому мнению, пользуются бизнес-джетами не только олигархи. Например, бывают корпоративные самолёты для перевозки делегаций для переговоров. Часто встречаются собственные борта крупных компаний со множеством филиалов, чтобы за день-два облететь полстраны, что на обычных рейсах заняло бы две недели. С учётом, что в самолёте часто можно ночевать, как в отеле, это вполне оправданно по экономии времени топ-менеджмента. Эти же борта используются для перевозки срочных грузов и посылок.
Спортсмены, музыканты и политики часто используют бизнес-джеты, чтобы избежать излишнего внимания и отдохнуть. Всё оборудование можно загрузить в самолёт заранее. В терминале точно нет фанатов и папарацци.
В мире бизнес-джеты используются ещё для санитарной авиации, то есть перевозки до больниц (в Швейцарии примерно треть флота Пилатусов — самолётов с огромной дверью для погрузки носилок — для этого). У нас такого почти нет, потому что это скорее задачи вертолётного флота МЧС.
Отдельное направление бизнес-авиации — это борта для спортивных команд. В отличие от обычных бизнес-джетов, для таких рейсов берутся почти обычные пассажирские самолёты, но используется инфраструктура FBO.
Что такое FBO?
Это Fixed Base Operator — провайдер наземной инфраструктуры для бизнес-авиации. Их часто называют «частными терминалами», и это почти верно. FBO «А-Групп» в Шереметьево, например, имеет собственные ангары для хранения самолётов и вертолётов, собственные машины для антиобледенительной обработки, собственную инфраструктуру для обслуживания и заправки и целый терминал А.
Вся вот эта дверь открывается:
FBO — это аэропорт для бизнес-джетов. Это часть инфраструктуры для бизнес-авиации. Это хард. Поверх него лежит софт: например, для коммерческого управления используется авиакомпания бизнес-авиации (оператор). В FBO самолёт хранится и обслуживается, а также совершает вылеты и прилёты.
Также FBO не занимается продажей рейсов и бронированием: это работа операторов и брокеров.
Всё это нужно потому, что мало просто купить самолёт. Частное владение само по себе непростое, но если вдруг вы используете самолёт для коммерческих целей (себя и семью можно, кого-то ещё — нет либо очень сложно), то вам нужно фактически заворачивать его в авиакомпанию, потому что требования к любому коммерческому полёту будут такие же по строгости, как к пассажирскому рейсу Аэрофлота. А это почти автоматически означает штат в 30–50 человек для обслуживания: инженер, три смены пилотов, три смены проводников, юридическая служба, бухгалтерия.
Ещё одна особенность в том, что просто держать самолёт на земле не очень выгодно. Многие владельцы для снижения издержек разрешают использовать свои самолёты для частных полётов других людей. То есть фактически сдают их в аренду. Но оформляется это чуть иначе: можно отдать самолёт оператору, и он будет принимать заказы и управлять всеми бронированиями. А когда он вам понадобится — борт будет на нужном месте.
Виртуализация самолётов в таких компаниях, обслуживающих бизнес-джеты, дошла до уровня, что если вдруг ваш самолёт занят для неожиданного срочного полёта, то вам предоставят аналогичный свободный, если надо. Но надо понимать, что для владельца это не заработок, а просто удобное снижение расходов.
В США и Европе ещё распространено долевое владение: группа покупает самолёт в складчину, делят часы поровну. Каждый получает условно 20 часов в месяц, и все договариваются, как и когда их используют. Делят расходы. Могут сдать самолёт в чартер — но когда нужен, пользуются.
Вернёмся к инфраструктуре. Кроме терминала, есть специальный перрон для бизнес-авиации. Нужны своё оборудование и спецтехника. Например, свой тип буксировщиков, своя заправка.
Эти маленькие электромобили дают возможность очень точно размещать лёгкие самолёты в ангаре.
Изначально это палубные тягачи с авианосцев, чтобы быстро пересесть и двигаться в другую сторону.
Перроны для бизнес-джетов, кстати, отличаются от обычных авиационных. Самолёты лёгкие, и запуск двигателей около здания это здание не сложит, поэтому они выезжают на собственной тяге, их не надо выбуксировать. Бизнес-джетам не нужны трапы: они обычно встроены в сам борт.
В России FBO обычно прикреплены к аэропортам, а в США и Европе часто у FBO есть собственные аэропорты, либо есть общие аэропорты только для FBO без обычной регулярной авиации. В Хитроу — 11 FBO на базе одного аэропорта-поставщика.
В Москве FBO есть в SVO, DME и VKO, причём в Шереметьево, кроме собственно «А-Групп», есть ещё два виртуальных FBO, которые используют инфраструктуру «А-Групп», но имеют свои мини-терминалы. В Петербурге в Пулково — два центра. В Париже в аэропорту Шарль-де-Голль приземляется линейная авиация, а вот Лебурже — только для бизнес-авиации (там музей и знаменитое шоу ещё).
В обычное время там находится три–четыре FBO. У них общая ВПП и четыре разные инфраструктуры. В Канны нельзя прилететь на регулярном рейсе, но можно через деловой аэропорт. Регулярной авиацией — через Ниццу.
Вариант «бабушка с дедушкой прилетели в SVO с рюкзачком и пошли смотреть Красную площадь» у нас случается довольно редко. В том же Париже — чаще. А у нас будут про это годами рассказывать. Вот, собственно, бабушка с дедушкой один раз прилетали. А во время Чемпионата мира по футболу приземлился Пилатус на восемь пассажиров.
Просто прилетели финны на своём самолёте футбол смотреть.
С другой стороны, в шоу-бизнесе подход диаметрально другой. Джеки Чан, амбассадор Эмбраера, летает сам. У Траволты — пять самолётов, причём, кроме небольших джетов, есть ещё Боинг 707 — здоровый лайнер. В Дубае отношение к частным вертолётам — вообще как к такси: можно случайно Uber-Heli вызвать вместо машины, и стоить это будет очень даже вменяемых денег.
В Европе бизнес-терминалы часто выглядят не очень презентабельно. Домик с пилотской комнатой, ресепшеном — запросто. Но есть, как дворцы, например, в ОАЭ. И там и там в день будет 30–50 пассажиров, но азиатские или ближневосточные могут выглядеть, как музей. В США и Европе — потребительский подход.
FBO в Америке выглядят вроде наших заправочных станций. В России специфика такая: когда человек летит из Москвы в такую будку в другой стране, ему нормально. Ключик висит на двери, документы сам распечатаю и пойду — приемлемо. Но как только он прилетает сюда обратно — нужен нормальный комфорт. Сарай не подойдёт.
Пассажир чаще всего выбирает FBO по аэропорту и очереди в нём. Точнее, опытный пользователь бизнес-авиации. Неопытный не всегда знает разницу.
Сейчас ходят слухи, что воздушное пространство Москвы снова откроют для полётов на низких высотах (не только для транзита). Сейчас многие используют вертолёты в бизнес-авиации, и около терминала есть вертолётная площадка с ночным стартом. Это означает, что можно попасть в любое место области очень быстро, поскольку вертолёт может приземлиться хоть на крышу, хоть в поле.
А в самой Москве есть достаточно зданий, которые могут оборудовать площадки на крышах. Сейчас рядом с Крокусом строится 14 небоскрёбов, каждый уже со своей площадкой (но они в открытой части пространства). В Москве же сейчас правительственные и МЧС (медицинские, в частности) летают. Но согласование сложное.
Вертолётные перевозки — растущий сегмент бизнес-авиации, потому что скорость обеспечивается в 260–280 километров в час, а дальность — 1 200 километров. Когда и если рынок откроется, то будут важны двухдвигательные вертолёты для полётов над городом (это средние и тяжёлые классы).
Ссылки Туту-Авиации:
- Благодарим коллег из «А-Групп» за проведение экскурсии и помощь при создании материалов.
- Грузовой рейс
- Подготовка к полёту для пилотов
- История бортового питания и наш рейтинг «самых вкусных» авиакомпаний
Источник: habr.com