Кара, Иван. Модели банковской деятельности и пути их совершенствования в Российской Федерации / Иван Кара. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77991/ (дата обращения: 21.05.2023).
В статье рассматривается применимость различных бизнес-моделей, используемых банками в современных экономических условиях.
Ключевые слова : анализируемый период, банк, банковский сектор, годовая отчетность, клиентская база, экономический рост страны.
За анализируемый период (2009–2019 гг.) банковская система Российской Федерации потерпела значительные изменения, причиной которым послужило сокращение темпа роста экономики страны в целом. В начале 2000-ых годов тем роста экономики страны составлял 8 % ежегодно, что в разы выше чем текущий показатель. В период с 2014 по 2018 гг. экономический рост страны сократился до 1,75 % в год. По результатам политики надзорного характера, проводимой Центральным Банком России, количество участников банковского сектора значительно сократилось, избавившись от недобросовестных и финансово неустойчивых игроков. Но при этом, оставшимся участникам пришлось адаптироваться под новые реалии сектора, прибегая к изменению текущей модели хозяйствования.
Основой данной статьи является рассмотрение изменения выбора бизнес-моделей коммерческими банками на примере более 10 кредитных организаций за анализируемый период.
Для определения бизнес-моделей, которые стали основой деятельности банков, использовались открытые источники, содержащие банковскую отчетность.
Путем анализа показателей, представленных в таблице 1, которые используются в балансовом соотношении, было выявлены следующие форы бизнес-моделей:
– многофункциональная форма — включает в себя большой спектр операций, проводимых с клиентами банка;
– специализированная форма — включает в себя работу с ограниченным комплектом потребностей определенной категории клиентов банка;
– отсутствует определенная форма бизнес-модели.
Балансовые соотношения
Доля ценных бумаг
Доля денежных средств
Доля обязательств юридических лиц
Доля обязательств физических лиц
Доля кредитов, выдаваемых юридическим лицам
Доля кредитов, выдаваемых физическим лицам
К третьей форме бизнес-модели были отнесены коммерческие банки, в которых не удалось установить соответствие к двум первым формам.
Стоит отметить, что коммерческие банки, которые были подвержены санации не учитывались в выборке, т. к. это можно считать отзывом лицензии у банка.
По итогам проведенного анализа изменения предпочтений кредитных организаций разных уровней в период отсутствия экономического роста страны, сделан вывод, что бизнес-процессы всех рассматриваемых банков схожи между собой и переход к новым реалиям банковского сектора, которые возникли под действием макроэкономических факторов, всё ещё не окончен. Значительная доля перехода к сложившемся условиям банковского сектора произошла в начале 2014 года, когда под влиянием нестабильной позиции России на мировой арене темпы экономики страны значительно сократились.
Идея перехода обусловлена следующими процессами:
1) Повышение количества кредитных организаций с отсутствующей собственной постоянной клиентской базой, которая является гарантом надёжной позиции коммерческого банка.
2) Повышение количества кредитных организаций, использующих специализированные формы хозяйствования, которые сосредоточены на определенной категории населения среди своей клиентской базы.
Стоит отметить, что свою роль сыграла и нестабильная экономическая ситуация в стране после введения санкций странами Запада и США, которая привела к обрушению среднего бизнеса. Банковский сектор также не стал исключением.
Для проведения исследования были выбраны коммерческие банки, у которых:
1) на 1 октября 2009 и в последующие годы имеется лицензия на осуществления банковской деятельности. Стоить объяснить почему была выбрана именно эта дата каждого анализируемого года. Использование отчетности, которая относится к концу третьего квартала каждого года, даёт возможность шире анализировать выбранный год, т. к. при возникновении необходимости возможно использование квартальной отчетности банка.
Возможно возникнет вопрос — «Почему бы не использовать годовую отчетность организации для выстраивания более четкой картины внутренней ситуации банка?».
Ответом на этот вопрос служат следующие соображения:
– большая часть коммерческих организаций, включая сектор коммерческих банков, отображает не совсем достоверную информацию в годовой отчетности, т. к. именно на эту форму отчетности приковано внимание контрагентов. Приукрашивание показателей баланса является логичным инструментом для привлечения дополнительных инвестиций и новых контрагентов.
– часть клиентов коммерческих банков, по тем же причина отображает недостоверную информацию в годовой отчетности, что также влияет на достоверность годовой отчётность коммерческих банков.
– возможное изменение строения баланса в связи с предоставлением денежных средств из бюджетной системы страны. Отчетность на конец третьего квартала является точкой, отвечающей вышеуказанным условиям. Данная отчетность в меньшей степени деформируется.
2) отчетность за второй квартал в течении анализируемого периода является общедоступной.
В ходе исследования за каждый год анализируемого периода были отобраны коммерческие банки, число которых указано в таблице 2.
Период и количество анализируемых банков
Источник: moluch.ru
Исследование: Бизнес-модели российских банков
Пять лет назад каждый второй российский банк оказывал весь перечень банковских услуг компаниям и населению, теперь – каждый третий. Банки усиливают специализацию либо вообще отходят от использования выраженной бизнес-модели.
15 августа 2019 | Дмитрий Мирошниченко Эконс
Пять лет назад каждый второй российский банк оказывал весь перечень банковских услуг компаниям и населению, теперь – каждый третий. Банки усиливают специализацию либо вообще отходят от использования выраженной бизнес-модели.
15 августа 2019 | Дмитрий Мирошниченко Эконс
Переход экономики на низкие темпы роста привел к существенной трансформации структуры банковской системы за последние 10 лет. Если в результате ужесточения регуляторной и надзорной политики Банка России по расчистке банковского сектора от недобросовестных игроков значительная часть кредитных организаций была вынуждена уйти с рынка, то остальным приходилось адаптироваться к изменившимся экономическим условиям, в том числе меняя свою бизнес-модель.
«Эконс» проанализировал бизнес-модели более 1000 банков в период с июля 2007 г. по сентябрь 2018 г. Из расчетов были исключены Сбербанк и ВТБ из-за их сильного влияния на показатели всего банковского сектора. Полный текст исследования и описание методики – в файле .PDF
Суть трансформации, происходящей в последние годы в банковской системе, состоит в том, что доля банков-универсалов ежегодно сокращается, а доля специализированных банков и банков, не обладающих выраженной бизнес-моделью, растет.
Банковские модели
Бизнес-модель – это продуктовая линейка банка, отражением которой является структура его баланса. Если у банка широкий набор продуктов для клиентов, можно говорить о его универсальности. Но банк может делать ставку только на какие-то определенные операции – тогда можно говорить о его специализации.
Банки специализированного типа были разделены на пять бизнес-моделей:
- «Население-Предприятия»: основную часть привлеченных средств составляют депозиты физических лиц, а основную часть активов – кредиты предприятиям.
- «Корпоративный банк»: в обязательствах преобладают привлеченные средства организаций, а в активах – корпоративные кредиты.
- «Расчетный центр»: специализация на привлечении средств организаций и размещении их в денежные средства.
- «Инвесткомпания»: специализация на вложениях в ценные бумаги.
- «Розничный банк»: активность на рынке депозитов физлиц, в активах преобладают розничные кредиты.
Если показатели банка не соответствуют ни одной из перечисленных моделей, то он отнесен к третьему типу кредитных организаций – без выраженной бизнес-модели. Это может означать, что банк либо не имеет устойчивой клиентуры, либо зарабатывает на специфических операциях (например, валютных), не стремясь продавать своим клиентам такие традиционные банковские продукты, как кредиты и депозиты.
Рисунок 1. Динамика популярности типов бизнес-моделей банков, % от общего количества банков в выборке
Универсальные модели
Специализированные модели
Отсутствие выраженной модели
Период сокращения темпов экономического роста
Источник: банковская отчетность, расчеты Econs
Универсальные модели
Отсутствие выраженной модели
Специализированные модели
Период сокращения темпов экономического роста
Источник: банковская отчетность, расчеты Econs
Универсальные модели
Отсутствие выраженной модели
Специализированные модели
Период сокращения темпов экономического роста
Источник: банковская отчетность, расчеты Econs
Отход от универсальности
Универсальная модель предполагает продажу депозитов и кредитов как населению, так и компаниям. Значительный рост спроса на эти продукты возможен при динамично растущей экономике, при ее торможении возникает проблема качества клиентов. После 2014 г. процесс сокращения числа банков, придерживающихся универсальных моделей, резко ускорился. Если с 2007 по 2013 г. к универсальному можно было отнести примерно каждый второй банк и их доля за этот период почти не изменилась (53% и 52% соответственно), то к 2018 г. – уже примерно каждый третий (35%). Часть банков переходила к специализированным моделям, а более значительная часть оставалась без какой-либо выраженной модели ведения бизнеса: в 2013 г. в эту категорию попадал чуть менее чем каждый пятый банк, в 2018 г. – чуть более чем каждый четвертый.
Попытки специализации
Доля банков со специализированными бизнес-моделями за последние пять лет возросла с 30% до 39%, и вместе с этим начала расти их значимость для банковской системы в целом. Под значимостью в исследовании понимается доля в обязательствах банковской системы (без учета Сбербанка и ВТБ); и эта доля у специализированных банков возросла с трети в 2014 г. до почти половины (48%) в 2018 г. Однако перепрофилирование происходило не всегда удачно.
Например, после кризиса 2008–2009 гг. существенно выросла популярность модели «Население-Предприятия». Это можно связать с вымыванием корпоративной клиентуры и попытками банков заместить деньги юридических лиц за счет агрессивного привлечения средств населения.
Но в 2015–2017 гг. произошел перелом, вызванный массовым отзывом лицензий у кредитных организаций, привлекавших депозиты физлиц и размещавших эти средства в корпоративные кредиты низкого качества. Неустойчивой оказалась и бизнес-модель «Корпоративного банка»: за последние пять лет доля придерживающихся ее банков уменьшилась почти вдвое, а в целом за 11 лет – в 2,6 раза.
Однако одновременно с этим значимость банков с такой моделью возросла: их доля в пассивах системы выросла с 9% до 22%. Это может означать, что модель корпоративного банка оказалась жизнеспособной только для тех, кто обслуживал крупных клиентов. Часть банков, отошедшая от корпоративной модели, постаралась развить розничный бизнес, а часть превратилась в «банки-кошельки»: после 2013 г. произошел более чем двукратный рост доли банков, придерживающихся модели «Расчетного центра». В 2018 г. она оказалась самой популярной из всех специализированных бизнес-моделей.
Источник: econs.online