Бизнес на Бали для русских идеи

Влад Аюкаев, CEO индонезийского венчурного билдера PVG.

Индонезия — крупнейший и один из самых быстрорастущих рынков Юго-Восточной Азии, где проживает более 270 млн человек, и с 2010 года эта цифра выросла более чем на 30 млн. Большой интерес для россиян представляют Джакарта и остров Бали. За последние несколько лет здесь сформировалось большое бизнес-комьюнити, которое помогает получать нужный нетворк, обмениваться экспертизой и опытом.

Весомый фактор релокации бизнеса — это уровень экономического развития. В странах, которые относятся к наименее развитым или развивающимся, но при этом быстро и стабильно растут, бизнес получает дополнительный мультипликатор — возможность вложить X и через 5-7 лет получить 5X или 10X.

Экономика Индонезии все еще относится к lower-middle income (с доходом ниже среднего: ВНД на душу населения — от $1036 до $4045). Это особенно привлекательно для российских инвесторов, которые здраво оценивают вызовы и риски Emerging Markets (развивающихся рынков). Давайте рассмотрим особенности переезда и релокации, а также разберем, какое значение для русскоязычных предпринимателей имеет местное комьюнити.

Мой провальный бизнес на Бали

Перспективные ниши для запуска стартапа

Edtech

Власти Индонезии активно способствуют развитию проектов по профессиональной переподготовке населения. По оценке аналитиков , к 2030 году в ней будут нуждаться 113 млн жителей Индонезии. В стране уже насчитывается почти 400 EdTech-проектов, предлагающих как полноценные курсы или сервисы для онлайн-репетиторства, так и платформы для самообучения. Однако перспективы для новых продуктов еще есть.

Показателен пример онлайн-школы по диджитал-маркетингу и анализу данных Refocus.me . Стартап запустился в Индонезии в начале 2022 года, и за 8 месяцев заработал $1,5 млн на продажах онлайн-курсов. Еще один пример — школа программирования Algorithmics , которая вышла на рынок Индонезии этим летом.

Школа программирования Algorithmics

CEO Algorithmics Indonesia Ирина Новикова отмечает, что при выборе страны для запуска проекта основатели оценивали размер рынка, структурный спрос на услуги и уровень конкуренции. По ее словам, сейчас в Индонезии все еще низкая конкуренция в этой нише и высокий спрос на качественное IT-образование.

Медицина

Сейчас качественная медицина — один из основных приоритетов в национальной повестке. В 2014 году правительство Индонезии запустило программу для всеобщего здравоохранения BPJS-Kesehatan (также называемая JKN), в которой зарегистрировано около 83% населения страны. Это внесло значительный вклад в развитие бизнеса в сфере медицины, поскольку программа косвенно увеличила количество пациентов.

Центральные и региональные органы власти активно строят новые медицинские учреждения, но их все еще слишком мало, чтобы полностью удовлетворить спрос. Сегодня в Индонезии 2925 больниц . В них чуть более 318 тыс. коек или 1,17 коек на тысячу населения — самый низкий показатель в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). У иностранных инвесторов есть возможность заполнить сложившийся дефицит на рынке.

Читайте также:  Сливовый сад как бизнес

Бизнес за границей на острове Бали в Индонезии

Пандемия ускорила рост цифровой медицины, поэтому еще один привлекательный сегмент — телемедицина. C марта 2020 года местное приложение здравоохранения Alodokter зарегистрировало более 30 млн активных пользователей. В стране, где на 2,5 тыс. человек всего один врач, а население живет более чем на 17 тыс. островов, — телемедицина обеспечивает предоставление медицинских услуг даже в самых отдаленных регионах. Очевидно, что в ближайшем будущем эта отрасль будет стремительно развиваться, при этом сегодня в ней нет высокой конкуренции.

FinTech

Fintech-индустрия в Индонезии находится в начале своего развития. В стране насчитывается около 63 млн UMKM (микро-, малые и средние предприятия), на долю которых приходится более 60% ВВП страны. Однако по состоянию на 2022 год, только 19% этих предприятий пользуются финансовыми продуктами, например, электронными деньгами и кошельками. С учетом такой ситуации и роста среднего класса потребность в FinTech-стартапах велика.

Наш первый проект в Индонезии — платежная система Klikoo . Она объединяет мерчантов на улице, банки, различные платежные системы, телекоммуникационные компании и кредитные организации. Фактически, это интегратор, который проводит транзакции между разными финансовыми агентами. Сейчас у Klikoo более 10 тыс. бизнес-партнеров. Второй продукт, который мы запустили, — это онлайн-касса Posy , с помощью которой малые предприятия могут автоматизировать свой бизнес и отказаться от ручного аккаунтинга. С момента запуска осенью 2021 года к Posу подключилось более 5 тыс. мерчантов.

Особенности переезда и релокации бизнеса в Индонезию

Культурный код бизнес-коммуникации

Важнейшая особенность культурного кода Индонезии заключается в том, что местные жители стремятся к коллективизму и хотят принимать решения совместно. Они предпочитают работать с теми, кого хорошо знают, к кому у них есть определенный уровень доверия и личная симпатия. Индонезийцы настороженно относятся к иностранцам.

Многим предпринимателям кажется привлекательным бизнес на острове Бали. Но существуют и определенные тонкости, о которых необходимо знать для того, чтобы не лишиться своих денежных средств и получить желаемую материальную прибыль. Проанализируем особенности бизнеса на райском острове на ToursBali.

Краткая справка

Краткая справка

Бали является островом в Индонезии, который любят посещать туристы из разных уголков земного шара. Именно путешественники являются основной категорией покупателей. Туристические услуги пользуются у иностранцев особой популярностью.

В качестве одного из вариантов ведения бизнеса на Бали можно рассмотреть организацию разнообразных экскурсий, оказание юридических услуг, работу переводчиком (при условии свободного владения местным языком). Если разобраться во всех тонкостях этих сфер бизнеса, можно рассчитывать на неплохую прибыль в пик туристического сезона.

Можно совмещать работу на Бали с насыщенным проведением свободного времени. Именно поэтому многие россияне мечтают организовать свое дело именно на райском острове.

Нюансы или подводные камни

Нюансы ведения бизнеса

Среди основных проблем, которые могут появиться при открытии на индонезийском острове своего бизнеса:

  1. Поиск площади (аренда) для работы. На острове разрешается открывать собственное предприятие лишь на территории, предназначенной для коммерческого применения: в промышленном комплексе, в бизнес-центре. Цена на аренду в подобных местах достаточно высокая. Оплата осуществляется съемником не каждый месяц, сразу за год либо за несколько лет (предоплата). У арендодателей есть право на изменение своих планов и расторжение договора со съемщиком (придется выезжать из здания, заново подыскивать площади для аренды).
  2. Проблемы могут возникнуть с процедурой регистрации фирмы. Для начала необходимо зарегистрировать свою фирму, и только потом заниматься оформлением рабочей визы — КИТАС. Индонезия выдает ее далеко не всем предпринимателям (есть, к примеру, возрастные ограничения, только с 27 лет). На оформление такого варианта виз уходит до четырех месяцев (за процедуру нужно заплатить 2500 долларов).
  3. На территории Индонезии регистрация бизнеса разрешена только на местных жителей. Иностранцы не могут открыть компанию на себя, они могут только занимать одну из должностей. Условно именно житель Индонезии будет считаться владельцем компании (занимать должность номинального директора). Неоднократно случались такие ситуации, при которых балийцы выгоняли подлинных владельцев из бизнеса. К сожалению, риск велик, так как трудно доказать, что индонезиец не является настоящим владельцем фирмы, и бизнес ведется иностранным гражданином.
Читайте также:  Как понять словосочетание социальная ответственность бизнеса

Минусом являются и систематические проверки, организуемые миграционными службами. На острове определен специальный перечень должностей, которые имеют право занимать иностранные граждане. Если иностранец нарушает правила, ему грозит большой штраф (порядка тысячи долларов), либо депортация.

К примеру, в управленческой сфере иностранцы могут занимать должность супервайзера. При оформлении рабочей визы необходимо указывать род занятий, а также те обязанности, которые будут выполняться иностранцами.

Отличные идеи для бизнеса

Идеи для ведения бизнеса

При организации собственного дела рекомендуем выбирать сферы, ориентированные на потребности туристов. Среди самых распространенных идей выделим:

  • обслуживание путешественников (сдача в аренду вилл, юридические услуги, экскурсионные программы, перевод с местного языка на английский);
  • изготовление и реализация сувенирной продукции (туристы стараются привозить с острова магниты, статуэтки, украшения), поэтому важно проанализировать арендованное здание на предмет проходимости, оценить возможность получения прибыли;
  • развлекательная сфера (ночные клубы, рестораны, кафе, бары) является неплохим вариантом для бизнеса, но существенным минусом будут единовременные крупные материальные вложения, для возврата которых потребуется время;
  • сдача в аренду жилья (в качестве основных арендаторов выступают иностранцы, которые приезжают на райский остров для отдыха) предполагает огромный начальный капитал на покупку виллы, косметический ремонт, а также на рекламы;

Сувенирный магазин

Отличная идея сувенирного магазина

Туристы любят приобретать во время отдыха сувениры на память. Такой бизнес распространен по всему миру, индонезийский остров не является исключением. Необходимо ответственно подойти к подбору ассортимента. Неинтересные и заурядные товары, минимальный выбор, незнание продавцом языка — все это негативно скажется на прибыли магазина. Проблема состоит в том, что на острове много аналогичных торговых точек, конкуренция в этом секторе экономике является достаточно высокой.

Вопрос эксперту
Какими видами бизнеса в основном занимаются иностранцы на Бали?

Читайте также:  Если снизить цены в бизнесе

Основные типы бизнеса, которые выбирают экспаты, — это общепит, производство продуктов питания, аренда недвижимости, маленькие магазинчики и все что связано с туризмом.

Отличительной особенностью выбора этой сферы для собственного дела является отсутствие необходимости оформления лицензии. Благодаря этому можно существенно сэкономить денежные средства.

Бизнес в сфере туризма

Идея бизнеса для туризма

Это самое распространенное направление для бизнеса на острове Бали. Причина такой популярности в посещении индонезийского острова огромным количеством путешественников с разных стран мира. Можно в качестве специализации выбрать оказание определенного вида услуг туристам:

  • обучение дайвингу и серфингу;
  • уроки йоги;
  • организация экскурсионных программ;
  • бронирование отелей;
  • услуги переводчика

Среди минусов подобного бизнеса отметим большую конкуренцию. Новичкам, у которых нет опыта в подобной сфере деятельности, будет сложно конкурировать с профессионалами.

Аренда недвижимости

Идея с арендой недвижимости

На острове можно сдавать в аренду виллы. Арендную плату чаще всего взимают на один, три, и даже на пять лет вперед. Есть и посуточная аренда, которая приносит неплохой доход. На территории острова много вилл сдается в аренду, но подобрать оптимальный вариант сложно. Для того чтобы после покупки можно было сдавать туристам приобретенную виллу, объект должен быть презентабельным, располагаться недалеко от инфраструктуры.

Бизнес, касающийся аренды недвижимости, предполагает большие материальные затраты. Среди основных статей расходов:

  • оформление лицензии на использование виллы;
  • разрешение на предоставление виллы в аренду;
  • расходы на косметический ремонт, обслуживание кондиционеров, уборку;
  • продвижение бизнеса (реклама)

Среди критериев, используемых для выбора виллы, выделим ее рейтинг на сайтах бронирования. При составлении такого рейтинга учитываются реальные отзывы клиентов, поэтому так важно продвижение виллы в интернете.

Развлекательные заведения

Развлекательные заведения на Бали

Путешественники прилетают на райский отдых для того, чтобы расслабиться, отдохнуть, развлечься. В ночных клубах и ресторанах собираются гости, мечтающие весело провести свободное время. В пик туристического сезона подобные заведения могут рассчитывать на существенную материальную прибыль.

Основным недостатком организации такого варианта бизнеса являются существенные первоначальные затраты, а также высокая конкуренция. Для того чтобы привлекать клиентов важно в деталях продумать все этапы создания собственного ресторана. Нужно найти «фишку», которая станет отличительной особенностью собственного ресторана.

Можно приобрести готовый бизнес. Явным преимуществом подобного решения будет существенная экономия свободного времени. Подобный способ будет гораздо дороже, чем открытие предприятия с нуля. Покупка готового бизнеса хороша в том случае, когда предлагается отработанный бизнес-проект (сразу после покупки можно приступать к работе).

Источник: toursbali.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин