Наверняка, каждый из вас слышал такое понятие, как бизнес-процесс. Оптимизация бизнес-процессов, управление бизнес-процессами… Эти формулировки часто мелькают в многочисленных книгах о ведении бизнеса и учебниках для начинающих предпринимателей. Что же такое бизнес-процессы и действительно ли так важно их глубинное понимание для успешного ведения бизнеса?
Отвечая сразу на вторую часть вопроса, однозначно скажем «да». Без понимания того, что вы делаете, что делает ваша компания и чего вы (как часть компании) хотите добиться, вряд ли вы приедете к цели. Любая деятельность бизнеса имеет определенную цель, и чтобы её достичь, необходимо правильно выстроить соответствующий бизнес-процесс. От того, насколько эффективно вы сможете организовать протекание того или иного бизнес-процесса, будет понижаться либо повышаться ваша конкурентоспособность и доходность.
Содержание скрыть
Определения бизнес-процесса
Итак, бизнес-процесс – это определенная совокупность действий, которые взаимосвязаны между собой и характеризуются регулярным повторением; которые направлены на создание конечного продукта (товара или услуги), имеющего ценность для потребителя. Бизнес-процессы нацелены на то, чтобы удовлетворить выполнение основной миссии компании. Можно привести и другие определения бизнес-процесса. Например: 1) бизнес-процесс – это структурированные операции, следующие одна за одной, выполнение которых реализует определенную задачу бизнеса; 2) бизнес-процесс – это последовательность действий, которые преобразовывают различную входную информацию в выходную, в результате чего выполняется предпринимательская функция; 3) бизнес-процесс – это взаимосвязь определенных бизнес-функций, реализация которых обеспечивает создание готового продукта (товара или услуги); 4) бизнес-процесс – это последовательные этапы создания добавленной стоимости продукта, которая соответствовала бы запросам клиентов.
Типы бизнес-процессов
Среди типов бизнес-процессов можно выделить следующие:
Операционные бизнес-процессы
Это то, что является главным направлением деятельности предприятия и благодаря чему формируется основная прибыль. Операционными бизнес-процессами, например, могут быть маркетинг, производство, строительство.
Управляющие бизнес-процессы
Система бизнеса должна функционировать, а чтобы она могла полноценно это делать, существуют управляющие бизнес-процессы. Стратегический менеджмент, риск-менеджмент, корпоративное управление – это управляющие бизнес-процессы.
Поддерживающие бизнес-процессы
Эти бизнес-процессы являются неосновными и, по своей сути, вспомогательными, однако, без них не может полноценно функционировать ни один проект. Они обеспечивают поддержку всей инфраструктуре предприятия. В эту категорию можем отнести ведение бухгалтерского учета, HR-менеджмент, техническую поддержку. Также в отдельную категорию можно выделить развивающие бизнес-процессы. Они нацелены на всяческое развитие и совершенствование предприятия в целом и отдельных его структур, а также улучшение характеристик товара, модификацию оборудования и др.
Характеристика бизнес-процессов
Если рассматривать наиболее общее определение понятия «бизнес-процесс», то можно выделить три основных фактора, которыми он (то есть, бизнес-процесс) и характеризуется. Первый фактор – это стоимость. При любых обстоятельствах она всегда будет стремиться к возможному минимуму. Второй фактор – это длительность.
Любой бизнес-процесс должен проходить как можно меньший (по длительности) путь от своего начала до конца, сохраняя при этом максимальную эффективность. Лишние затраты времени на бизнес-процесс – это лишние затраты ресурсов. И третий фактор – это уровень удовлетворенности потребителя продуктом.
Удовлетворенность продуктом может определяться различными факторами, но основным из них, как правило, является качество товара или услуги. Ко всему прочему, бизнес-процесс, чтобы достичь своей максимальной эффективности, должен быть четко описанным, быть организованным согласно оптимальным условиям, протекать в соответствии с обозначенной целью, а также совершенствоваться с течением времени. Приведем простой пример бизнес-процесса. Есть заведение общественного питания, есть его клиент. Из входных данных (приход посетителя) мы должны получить конечный результат (довольный посетитель). Бизнес-процесс будет выглядеть так:
Каждый бизнес-процесс имеет и своих субъектов. Условно назовем их руководитель, поставщик и потребитель. Руководитель (или еще можно сказать владелец) бизнес-процесса – это лицо, которое обладает определенными правами и обязанностями касательно протекания бизнес-процесса.
Для любого бизнес-процесса необходима определенная категория ресурсов, с помощью которых обеспечивается оптимальное протекание бизнес-процесса. Этими ресурсами «заведует» поставщик. Результат бизнес-процесса – это конечный продукт, получаемый из входных ресурсов и информации. В нем, прежде всего, заинтересован потребитель бизнес-процесса, который и получает этот конечный продукт. Поставщики и потребители могут рассматриваться и как внешние лица по отношению к предприятию, и как внутренние.
Источник: dengodel.com
Бизнес-процесс
Данное определение базируется на определении стандарта MC ISO 9000:2000 и является достаточно общим.
Понятие сети или системы процессов определить довольно трудно, так как разногласия между различными способами выделения процессов появляются уже на этиом уровне.
Ключевыми свойствами бизнес-процесса является то, что это конечная и взаимосвязанная совокупность действий, определяемая отношениями, мотивами, ограничениями и ресурсами внутри конечного множества субъектов и объектов, объединяющихся в систему ради общих интересов с целью получения конкретного результата, отчуждаемого или потребляемого самой системой.
Выделяют три основных группы процессов:
- Сквозной бизнес-процесс — определение одной из групп бизнес-процессов. Проходит через несколько подразделения организации или через всю организацию, пересекает границы функциональных подразделений. Такие процессы часто называют межфункциональными процессами.
- Внутрифункциональный бизнес-процесс — это определение одной из групп бизнес-процессов. Это бизнес-процесс (подпроцесс), подразделений, деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения организации.
- Операции (функции) в процессном подходе — определение одной из групп бизнес-процессов. Операции (функции) самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, как правило, операции выполняются одним человеком.
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Для наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схемы бизнес-процессов.
Описание
Существуют три вида бизнес-процессов:
- Управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить Корпоративное управление и Стратегический менеджмент.
- Операционные — бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются Снабжение, Производство, Маркетинг и Продажи.
- Поддерживающие — бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Например, Бухгалтерский учет, Подбор персонала, Техническая поддержка, АХО.
Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.
Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности.
Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).
Бизнес-процессы могут подвергаться моделированию с помощью различных методов. Одним из способов является составление модели бизнес-процесса «как есть» (англ. as is). После этого модель бизнес-процесса подвергается критическому анализу или обрабатывается специальным программным обеспечением. В результате строится модель бизнес-процесса «как должно быть» (англ. to be). Некоторые консультанты опускают фазу «как есть» и сразу предлагают модель «как должно быть».
Существует множество методов и техник, применяемых для моделирования бизнес-процессов.
Вид словаря:
Источник: hr-portal.ru
3 типа бизнес-процессов
Бизнес-процессов в компании могут быть десятки и сотни. Когда заходит речь об их описании, не всегда ясно, с чего вообще начать. Здесь следует знать, что существует 3 категории бизнес-процессов: основные, поддерживающие и процессы управления. Начинать работу по процессам следует всегда с основных, так как это фундамент, на котором строится компания. После них можно переходить к оставшимся.
Итак, есть три типа процессов:
- Основные
- Вспомогательные
- Управления.
Давайте разберемся, для чего нужен каждый тип.
Основные процессы
Основные процессы — это такие процессы, которые составляют суть бизнеса предприятия. Благодаря этим процессам компания получает прибыль. Также основные процессы формируют ценность для клиентов компании. Именно за них клиент компании готов платить.
Вот несколько примеров основных процессов для разных типов компаний:
- Для торговой компании – это розничная или оптовая продажа
- Для маркетингового агентства – создание рекламы и маркетинговых материалов для клиента
- Для авиаремонтного завода – ремонт самолетов и авиационных приборов.
Основные процессы есть в любой компании без исключения. Их важно уметь находить и отделять от остальных, так как такие процессы нужно описывать и улучшать в первую очередь. Это важно, так как от других процессов компания может отказаться или отдать их на аутсорс, а от главных — никогда. Если основные процессы не работают — компания не получает прибыль и разоряется.
Основных процессов в компании не много, обычно их можно посчитать по пальцам. Но часто собственникам и руководителям компании может показаться, что какой-то процесс является основным, хотя таковым не является. Из-за этого смещается фокус и в некоторых случаях страдает качество. Является ли процесс основным очень просто проверить, используя всего два вопроса:
- Дает ли результат выполнения этого процесса пользу, ценность клиенту, готов ли клиент за это платить?
- Дает ли результат выполнения этого процесса прибыль самой компании?
Например, компания производит и продает мебель. Процессы производства и продажи в данном случае будут основными, так как дают клиенту ценность — он приобретает мебель, которую хочет, а также дают компании прибыль — клиент за это платит деньги.
Поддерживающие процессы
Поддерживающие процессы еще называют бэк-офисом или вспомогательными процессами. Они также есть в любой компании и направлены на поддержание работы основных процессов.
Поддерживающие процессы убыточны, так как напрямую не приносят прибыль, но без них компания не сможет существовать.
Примерами поддерживающих процессов могут являться бухгалтерия, процессы по управлению персоналом, обучение сотрудников, ведение задач по поддержке IT-инфраструктуры компании и так далее.
Иногда компании отдают часть вспомогательных процессов на аутсорс. При этом это не вредит самой компании и может обходиться значительно дешевле поддержки данных процессов внутри компании. Например, на аутсорс может быть отданы бухгалтерия, рекрутинг, делопроизводство. А в некоторых случаях даже производство или продажи, которые часто считаются основными процессами компании.
Кстати обратите внимание: для тех компаний, которым передаются процессы на аутсорс, переданные процессы будут являться уже основными. Например, для кадрового агентства, рекрутинг – основной процесс.
Тем не менее качество поддерживающих процессов очень важно для компании. Ни одна компания не сможет стать крупной, если будет заниматься только основными процессами – в этой компании попросту некому будет работать и ей невозможно будет управлять.
Процессы управления
Управленческие процессы отвечают за распределение и наиболее разумное использование имеющихся у компании ресурсов.
К процессам управления относятся планирование бюджета, согласование планов продаж, планирование объемов производства, распределение средств и т.д.
Эти процессы связаны со всеми остальными процессами. Для того, чтобы планировать и распределять ресурсы, управленцы должны владеть информацией о текущих делах. Основные и поддерживающие процессы поставляют такую информацию в виде конкретных цифр. Если полученные значения, например, объем продаж, начинают отставать от запланированных, проводят анализ и принимают решения.
Управленческие процессы в свою очередь могут делиться на несколько уровней относительно горизонта планирования:
- Оперативное планирование
- Тактическое планирование
- Стратегическое планирование
Если оперативное планирование — это планирование на ближайшие дни или месяц, то тактическое — это планирование на полгода-год, а стратегическое на несколько лет вперед. К слову, стандартом стратегического планирования в западных компаниях является горизонт в 12 лет.
Какие процессы важнее?
Для компании на 100% важны все возможные процессы. В то же время при переходе на процессную модель управления, когда компания только начинает описывать и регламентировать бизнес-процессы, начать стоит конечно же с основных процессов.
Внедрение процессов идет поэтапно, лучше использовать в работе специализированные BPM-системы. Они позволят визуализировать процессы для всех сотрудников. Постепенно после внедрения основных процессов подключаются поддерживающие и только после того как база будет настроена, можно переходить к процессам управления.
Автор статьи
Николай Сушко
Общается со многими клиентами лично, пишет про релизы, публикует мнения и расписывает бизнес-кейсы. Всегда рад обратной связи!
Источник: neaktor.com