При чтении и прослушивании новой информации люди могут воспроизвести не более 20% из 100% новой, только что ими полученной. Но когда в обучающем процессе задействованы методы, использующие не только текст, но и звуки и визуальное отображение, а особенно активное личное участие в ее обсуждении, то результаты становятся намного лучше. В этом случае удаётся усвоить до 80% новой информации.
Истоки
Одним из многих «предков» первых современных бизнес игр с обучающими целями считается «Монополия». Что именной в этой игре неудобно для HR менеджеров и самих игроков: карточный формат представления данных предполагает и создание миссии в рамках одного варианта тематической деловой игры с достаточно примитивной визуализацией и ограниченными возможностями привязать ее бизнес ситуации конкретной компании.
То же самое касается и других видов ролевых игр, разработанных для решений очень конкретных ситуаций. Такой карточный обучающий метод наилучшим образом подходит коммуникабельным и активным людям. А те, кто по натуре стеснителен или относится к молчунам, вряд ли получат хороший опыт от участия в бизнес игре.
Simformer: бизнес-симуляция для создания курсов и тренингов
Гораздо более эффективными являются бизнес симуляции. Рассмотрим достоинства и недостатки табличной версии тренинга бизнес симуляции и вариант, где все же происходят на экране ряд действий с персонажами, то есть игрок видит «себя» среди других игроков или «из глаз» то есть только других участников событий. Все это более или менее становится похоже на привычные нам компьютерные игры в формате «стратегии».
Тренинг бизнес симуляция с математическим уклоном
Табличный формат: Для решения поставленных задач предлагается таблица, где задан перечень исходных показателей, значения которых игрок может произвольно изменять.
Во время каждого «хода» игрок дает указания в виде изменения параметров, а программа подсчитывает конечный результат этого «хода» и выводит получившийся результат на экран.
Типичным размером «хода» является игровой месяц. Что это значит: например, пусть это «игровой январь 2016». Тогда игрок задает показатели в таблице, понимая, что перед этим был «игровой декабрь», с его особенностями спроса и ценовой ситуаций.
Тренинг бизнес симуляция получается чётким, точным, но «оживить» ее можно с помощью усилий бизнес тренера – ведущего, иначе она будет безликой, с отсутствием «заряжающего» энтузиазма.
Действия обучаемого игрока или группы игроков напоминают работу экономистов, гипотезы о том как поступить у них тоже есть, но в основном это более грубые или более точные подсчеты.
Поэтому мало игровая — табличная форма или похожая по логике на EXCEL математическая модель бизнес-симуляции устроит сотрудников, обладающих не только аналитическим складом ума, но и способных быстро ее самостоятельно «оживить» примерами из опыта. У людей более пассивных такой табличный вид оттачивания навыков может навивать скуку через пару тройку игровых месяцев.
Что такое бизнес-симуляции?
Погружение в реальность
Какой тип обучения гарантированно подойдёт всем? Ответом станет деловая бизнес игра, симуляцией реальных процессов и событий в фирме или ходлинге, с 2 или 3D-визуализацией, воспроизводящая реальные события, процессы, технологии. В ней тоже заложена сложная математическая модель, но «математика» очень логично и ненавязчиво встроена в общую картину, и ее сложнее «просчитать» игрокам.
Пользователю предстоит полностью «окунуться» в бизнес процесс, на интеллектуальном тренажёре — симуляторе проработать те возможные ситуации, которые позволят выбирать оптимальное решение и видеть как это решение воплощается в жизнь.
Например, игрок в качестве решение о расширении сбыта в этом игровом месяце решил выстроить бизнес-центр и вложил 2 миллиона игровых евро – на экране появится стройка, и со временем она будет завершена, здание будет «выглядеть на 2 000 000, а не будет детским домиком с трубой.
Чем ещё хороша бизнес симуляция в виде онлайн-игры? Участники, погружаясь в процесс, раскрепощают своё сознание, полноценно вовлекаются в решение предлагаемых вопросов. Здесь приветствуется свобода мысли и креативность в рамках заданного сценария.
В ходе интенсивного обучения внутри групп игроков рождаются новые идеи, затем проверяется их целесообразность до практического «воплощения в моделируемую бизнес жизнь на компьютере». Отрицательные итоги позволяют учесть допущенные ошибки, промахи, проработать «слабые» участки, налаживая работу всех звеньев производственной, торговой или любой другой цепочки. Бизнес-игра поможет неуверенным в своих силах участникам нейтрализовать комплекс «слабого звена», а излишне уверенным стать осторожнее.
Выбор игрока влияет на последствия в реальности
Каждый руководитель, задумываясь об улучшении работы компании, делает собственный выбор в пользу одного из видов бизнес симуляций. Когда обучение максимально приближено к реальному воспроизведению событий, оно не только познавательно, но и выражается в улучшении показателей в реальной жизни компании в достижении целей. Это объясняется заблаговременной проработкой технических и организационных моментов, более тщательной подготовкой материала, способствующего вовлечению каждого участника в рабочую схему. Качественное обучение с помощью компьютерных бизнес-симуляций является надёжной инвестицией в финансовое будущее современной компании!
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |
Источник: lico.ru
Бизнес-симуляции
Бизнес-симуляция — это тематическая деловая игра, в которой моделируется бизнес-среда, максимально приближенная к реалиям конкретной компании. Многие эксперты называют бизнес-симуляцию «тренингом будущего». Условия игры разрабатывает фасилитатор (ведущий) с учетом того, что путем проб и ошибок участники найдут оптимальное решение проблемы, приобретут навыки и опыт, которые в будущем смогут применять в практической деятельности.
Бизнес-симуляция как средство обучения была разработана в шведской компании CELEMI в начале 90-х годов прошлого века. На Западе она быстро приобрела популярность, и стала включаться как в программы учебных заведений, которые занимаются подготовкой кадров для ведения бизнеса, так и в корпоративные тренинги многих компаний. В России игра появилась в начале 2000-х годов, в рамках корпоративного обучения ее стали применять территориальные подразделения иностранных компаний.
Сфера применения
Поскольку в бизнес-симуляции можно смоделировать любой бизнес процесс любой компании, то они используются, когда возникает необходимость развить у менеджеров умение принимать грамотные управленческие решения и научить их реализовывать конкретный бизнес-процесс. Бизнес-симуляции могут быть использованы и при внедрении в работу компании новых систем и процессов. Это качество особенно ценно для российских компаний, которые находятся в начале пути освоения рыночных отношений.
Эксперты отмечают еще одно важное преимущество бизнес-симуляции. Прививая навыки стратегии в новых условиях, в то же время игра учит умению «находить общий язык и договариваться в условиях, когда у каждого свои интересы, свои планы, но находить общий язык надо, иначе проигрывают и те и другие».
Форматы обучения
Обучение с применением бизнес-симуляции возможно в двух форматах.
- В западных университетах она включена в классический учебный процесс. В этом случае на игру затрачивается много времени, т.к. она продолжается целый семестр. Каждое занятие соответствует одному игровому периоду (финансовому году). Между встречами студенты выполняют домашние задания (например, анализируют кейсы). Такой подход глубокого проникновения в проблему дает возможность получить более качественные знания.
- Корпоративное обучение. В этом случае используются короткие программы, которые рассчитаны на два-три учебных дня, т.к. в игре принимают участие сотрудники, занятые на производстве.
Существует два типа бизнес-симуляции. Первый из них помогает понять общую картину работы компании и ее подразделений, где и как они соприкасаются в процессе деятельности и как влияют друг на друга. В результате это приводит к четкому пониманию перспектив развития. Второй тип бизнес-симуляции моделирует отдельные бизнес-процессы, протекающие в компании, например, производственный цикл, каскадирование стратегии на функциональный уровень и т.д. Существует две разновидности бизнес-симуляций – компьютерные, которые представляют собой электронные модели, воспроизводящие реальную бизнес-среду, и настольные (бортбейс).
Необходимость адаптации
В бизнес-симуляции есть один серьезный риск. Чтобы эта довольно дорогостоящая игра была эффективной, необходимо адаптировать ее к условиям конкретного предприятия или компании. В противном случае участники игры могут оказаться в ситуациях, которые не свойственны их производствам, и полученные знания не смогут применяться на практике.
Учитывая это, не следует пользоваться стандартными вариантами симуляций, тем более, что зарубежные и российский консалтинговые компании имеют возможность адаптировать их под конкретную проблему и условия компании.
Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru
Бизнес симуляция в тренинге это
Обзорная статья Февраль 2014
Интерактивные форматы обучения: бизнес-симуляция SimDustry
Поделиться
Новость 16.05.2022
HRTimes №33 Май 2022
Обзорная статья 09.12.2022
Акмалов Ренат
Справочник по управлению персоналом
Оценить на практике за короткий промежуток времени долгосрочные эффекты принятых решений без реального ущерба для бизнеса и проверить свои предпринимательские и управленческие компетенции сегодня можно с помощью современных инструментов обучения — интерактивных форматов. К преимуществам бизнес-симуляций относят возможность участия больших групп сотрудников с активным вовлечением в процесс обучения, что в итоге способствует еще большему сплочению команды.
На рынке тренинговых услуг представлено большое количество продуктов, которые призваны решать запросы на сплочение команды, активное вовлечение в процесс обучения, например, командообразующие мероприятия, которые сейчас переживают второй виток рождения, а также стратегические сессии, групповые коуч-сессии и прочее.
Бизнес-симуляции являются современным способом практической отработки эффективных алгоритмов действий в реальных условиях бизнеса. Интерактивные форматы позволяют участникам игры взглянуть на бизнес под другим углом, с более широким горизонтом. Симуляционные формы обучения сотрудников делаются все более востребованными в корпоративном обучении.
Предпосылки к внедрению проекта
HR-директор крупного производственного холдинга обратился в консалтинговую компанию с запросом: «Покажите нашим руководителям n-2 уровня, каким образом каждый из них влияет на предприятие в целом». Основная проблема была ясна: руководители не могли решить, кто из них важнее, каждый «тянул одеяло на себя», в результате компанию периодически лихорадило — то перепроизводство, то недопоставки. Задача осложнялась тем, что руководители уже не раз проходили различные тренинги и были достаточно осведомлены и информированы. От командообразующих мероприятий HR-директор отказался: «незачем нам корпоративы дополнительные устраивать». В итоге консультантами было предложено провести обучение в интерактивном формате.
У HR-директора при изучении коммерческого предложения возник вопрос, в чем заключаются преимущества интерактивного обучения перед ставшими уже привычными формами, например, перед классическим тренингом (таблица). Вопрос вполне резонный — странно предлагать топ-команде играть в игрушки, когда не понятны выгода и эффективность. Таким образом, причина сомнений — в отсутствии информации, которую, соответственно, необходимо предоставить, а также продемонстрировать игру.
С целью ознакомления консультанты провели презентацию деловой бизнес-симуляции SimDustry для HR-директора, что позволило ему сформировать мнение относительно данной игры и интерактивного подхода к обучению в целом. В результате был заключен контракт на реализацию проекта по обучению основам экономики и финансов предприятия, в контур проекта вошли руководители уровня n-2, а основной методикой обучения была выбрана бизнес-симуляция.
Рассмотрим проект с использованием интерактивных форматов обучения.
Таблица. Интерактивный формат обучения
Обучение с помощью игры SimDustry
Основная задача бизнес-симуляции SimDustry — дать участникам возможность почувствовать себя директорами производственного предприятия. Цель участников — построить эффективную компанию, которая стабильно развивается и приносит прибыль.
Во время первоначального инструктажа, ведущий бизнес-симуляции описывает основные роли участников каждой команды. В каждой команде выделяется генеральный директор, за которым, в конечном итоге, будет последнее слово при принятии управленческих решений.
Он же отчитывается перед импровизированными акционерами о достижениях компании за прошедший период и о примерной стратегии на ближайшие раунды. Так же в команде выделяется роль маркетолога — это человек, который имеет право в специально отведенный промежуток времени перемещаться по аудитории и смотреть на доски других компаний — своего рода маркетинговые исследования. Другие роли в командах опциональны — финансовый директор, директор по производству, директор по поставкам и т.д. Данные роли вводятся в зависимости от количества игроков или пожеланий заказчика для большей адаптации симуляции к реалиям бизнеса. Опциональны же они потому как участники в любом случае решения принимают сообща и одновременно выступают в каждой из роли на различных этапах игры.
Количество ведущих бизнес-симуляции зависит от количества команд. Нормальной практикой считается 2 ведущих на 4 команды. Такое количество ведущих позволяет проводить небольшие консультации команд в ходе проведения симуляции, а так же корректно обрабатывать результаты раундов.
Основная роль ведущих в бизнес-симуляции — разъяснять правила и отвечать на вопросы, касающиеся теории финансов. При этом ведущие не дают советов по стратегии или тактике игры, не склоняют участников к принятию каких-либо решений. Иногда ведущие могут выступать в роли провокаторов — с целью продемонстрировать возможные ошибки менеджмента в условиях давления (например, времени).
В процессе игры участники объединяются в команды по 5–6 человек (в игре участвовало пять команд), каждая команда является советом директоров небольшого предприятия. Стартовые условия для всех команд одинаковые: два завода, некоторое количество запасов на складах, разработанные технологии, долги и деньги на счетах. Игра ведется этапами (продолжительность этапа — 30–40 минут), каждый из которых символизирует один игровой год. В ходе игры самой бизнес-симуляции, ведущие делают заметки для финального разбора — когда будут выявляться сильные и слабые стороны команд, даваться конкретные рекомендации.
В течение каждого этапа игры участники принимают решения относительно дальнейшей судьбы производственного предприятия:какие заводы построить (или взять в аренду), сколько произвести продукции, на какие рынки выходить, какими кредитами пользоваться, какие деньги выделять на маркетинг. При этом каждое решение, принятое на определенном этапе, отражается на финансовых результатах в долгосрочной перспективе.
После каждого этапа ведущий проводит дебрифинг. В ходе дебрифинга участники докладывают о своих текущих результатах, сравнивают итоги года, рассказывают о предполагаемой стратегии на следующие этапы игры. В ходе обсуждения постоянно идут отсылки к реальной рабочей практике, рассматриваются финансовые инструменты анализа предприятий и сравниваются стратегии.
Как говорилось выше, бизнес-симуляция может быть полезна не только для отработки каких-либо навыков или получения руководителями новых знаний. Бизнес-симуляция так же может быть использована и для оценки персонала.
По договоренности с заказчиком, во время проведения бизнес-симуляции, в аудитории могут находиться сотрудники отдела оценки персонала. Они помогут оценить потенциал работы команды и каждого из ее участников. В данном случае, расчет количества оценщиков происходит в пропорции 1 к 1 по отношению к количеству команд.
По результатам участия в данной бизнес-симуляции участники самостоятельно отвечают на следующие вопросы:
- Что необходимо делать руководителю, чтобы обеспечивать доходность и прибыльность бизнеса?
- Как действия руководителя конкретного направления влияют на бизнес-результаты всей компании?
В завершении бизнес-симуляции проводится разбор всей игры. В ходе данного разбора ведущие выступают в роли фасилитаторов и помогают участникам сформулировать основные выводы на будущее, провести «разбор полетов» по горячим следам.
По итогам SimDustry участники наиболее часто делают следующие выводы:
- Для достижения результата бизнеса необходимо уметь мыслить на несколько шагов вперед
- Каждое из подразделений в компании важно и игнорирование потребностей одного подразделения в конечном итоге может разорить всю компанию
- Кредитные ресурсы для организации — благо, которым надо уметь пользоваться
- Денежный поток и прибыль — это разные понятия и руководителю необходимо уметь управлять и тем, и другим
- Небольшой просчет в стратегии на старте компании может обернуться крупным провалом через 2-3 года
- Неумение прогнозировать денежный поток приводит к кассовым разрывам в самых неожиданных местах и прочие.
Возможные трудностии способы их решения
При проведении интерактивного обучения можно столкнуться с рядом трудностей, в числе которых — недоумение, негативный настрой участников по отношению к предстоящему событию. Нежелание некоторых руководителей принимать участие в подобных «играх» — довольно часто возникающая сложность.
Для ее решения порой достаточно на первом этапе сформировать команды таким образом, чтобы в каждой оказалось хотя бы по 1–2 мотивированным участникам. Это помогает запустить игру, а далее сама симуляция втягивает остальных и снимает все напряжение. В описанном случае помогло также предварительное информирование об игре. Тем не менее, те участники, которые предварительно получили информацию об игре, были в предвкушении. В игре приняли участие 27 директоров в возрасте от 35 до 55 лет.
Еще одна возможная трудность — ощущение искусственности достижений у участников игры. Для того чтобы у участников не возникло подобных эмоций,самое главное при проведении интерактивных форматов обучения — глубокий разбор каждого из этапов с обязательным «приземлением» на практическую деятельность участников. Качество данного разбора всецело зависит от ведущего и от его умения гибко адаптироваться под реалии бизнеса, для которого проводится обучение. Самое главное требование к ведущему — четкое понимание целей обучения, первоначальных проблемных зон компании-клиента и ее запроса.
Способом «приземления» результатов бизнес-симуляции на реалии участников является также адаптация игры. После предварительной работы с заинтересованными сторонами, еще на подготовительном этапе, производится тонкая настройка игры под потребности конкретного бизнеса. Это позволяет в ходе симуляции участникам обязательно встретиться с теми проблемами, которые бизнес испытывает в настоящий момент и совместными усилиями преодолеть их. Такая настройка подойдет для тех игр, которые направлены на выявление и решение системных проблем. Для бизнес-симуляций, нацеленных на развитие единичных навыков (например, стратегическое мышление в игре «Золото Королей Пустыни»), такая настройка не потребуется, так как эти игры изначально «настроены» на достижение конкретных результатов.
Еще одна трудность, которая может возникнуть, — недостаточность теоретической подготовки участников. С одной стороны, данная проблема решается благодаря предварительному обучению (онлайн курсы по экономике или предварительный однодневный тренинг), с другой стороны — с помощью автоматизированных помощников на iPad, своего рода шпаргалок, подсказывающих участникам как заполнять финансовые документы.
В числе возникающих трудностей, довольно банальных на первый взгляд, но встречающихся очень часто — подготовка зала, не соответствующая формату мероприятия.Поскольку бизнес-симуляции по большей части настольные игры, при их проведении есть определенные требования к размеру столов, количеству стульев и ширине проходов. И если при проведении тренингов данную проблему преодолеть проще за счет быстрой перестановки стульев, то в формате бизнес-симуляций неправильно подготовленная аудитория может привести к срыву мероприятия.
Нередко на этапе внедрения сложно «продать» идею руководству.В описанном выше предприятии достаточно было вовлечь заинтересованные стороны в презентацию и мини-игру для того, чтобы продажа состоялась. В других случаях помогают промоматериалы и отзывы реальных участников, а также демонстрация реальных эффектов, которые дает участие в бизнес-симуляции. Третий вариант преодоления данной задачи никто не отменял — это собственные навыки консультантов по продаже идей.
В приведенном выше примере до финального этапа игры дошли не все. Одна команда не справилась с финансовым управлением и обанкротилась. Еще одна — только к концу восьмого года смогла расплатиться по обязательствам и выйти в зону прибыльности. Благодаря этому участники в ходе игры осознали факторы, которые влияют на принятие решений. Каждый из участников научился читать и использовать основные финансовые документы (отчеты о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств) и развил в себе предпринимательское мышление.
Провидение бизнес-симуляции: примеры и выводы
Из пяти команд, участвовавших в игре, наиболее успешной оказалась одна. Это обусловлено тем, что в ходе игры участникам удалось правильно расставить приоритеты и качественно выстроить взаимодействие. Члены этой команды начали с того,что разработали долгосрочную стратегию, наметили цели и распределили между собой обязанности. Участники также постоянно проводили промежуточный анализ для корректировки пути развития, то есть были гибкими и мобильными.
По специфике своей деятельности некоторые участники ранее не были связаны с управленческими должностями, а скорее являлись техническими специалистами, поэтому опыт руководства в игре оказался для них оченьинтересен и полезен. Участвуя в симуляции, игроки почерпнули для себя много нового в области управления компанией, в финансовых и экономических вопросах.
Например, один из участников симуляции на протяжении всей игры был против активного кредитования компании, так как привык рассматривать кредит с точки зрения физического лица. В конце игры он осознал, что был не прав, так как компания-конкурент, использовав возможность кредитования по максимуму, обошла его команду по прибыли и заняла первое место.
В экономике есть базовое понятие — «амортизация». И нередко не экономисту сложно объяснить, что «амортизация» — это «не денежная» статья расходов. Но с помощью игры SimDustry это осваивается участниками достаточно быстро и никогда уже не забывается. Благодаря перемещению фишек по игровому полю участники наглядно увидели, каким образом, например, уменьшается стоимость активов предприятияи формируются расходы
Пожалуй, самый важный вывод, который сделали большинство участников бизнес-симуляции — это комплексное видение деятельности своих предприятий, которое значительно шире видения в рамках только своего подразделения.
Результаты проекта
По сравнению с классической тренинговой активностью интерактивная форма обучения показала несравненно большую эффективность в долгосрочном плане, что было отмечено заказчиком — HR-директором крупного производственного холдинга по прошествии семи месяцев. Как следовало из отзыва, участники даже через семь месяцев помнят о проведенной игре и активно используют на практике собственные выводы и советы ведущего, сгенерированные в ходе бизнес-симуляции и дебрифингов.
Один из дополнительных результатов бизнес-симуляции — сплочение команды, развитие неформальных связей между участниками, что в свою очередь приводит к упрощению межфункционального взаимодействия. HR-директор отметил также сокращение времени согласований принимаемых решений. Во время совещаний руководители стали внимательнее относится к точке зрения оппонента, при принятии решений стали учитывать, в том числе, влияние этих решений на другие подразделения. Как дополнительный плюс были отмечены конкретные бизнес-показатели: количество недопоставок сократилось на 37% благодаря более слаженной работе подразделений; сроки обработки выполнения заявок внутренних клиентов сократились в среднем на 1,5–2 дня, что в целом положительно влияет на эффективность бизнеса компании.
Источник: www.ecopsy.ru
Имитаторы бурного бизнеса
У компании «АльфаСтрахование» есть собственная настольная игра, возведенная чуть ли не в ранг корпоративного фетиша. Когда двадцать менеджеров, разбившись на четыре команды, рассаживаются за игровыми досками и начинают яростный передел страхового рынка в вымышленном городе Альфаграде, роль ведущего и арбитра непременно берет на себя лично гендиректор Владимир Скворцов.
Дело-то нешуточное: каждой из четырех «компаний» поручено выйти к третьему игровому году на самоокупаемость, а к концу шестого — постараться стать в Альфаграде лидером страхового рынка. «Впервые я сыграл, когда был еще специалистом одного из филиалов, — говорит Александр Анапольский, руководитель корпоративного университета. — В больших компаниях менеджеру такого уровня редко выпадает шанс лично пообщаться с гендиректором. А я получил от него прекрасный двухдневный бизнес-коучинг.
Это безумно мотивирует!» Конкуренты из Росгосстраха играют в другую сделанную под заказ «игрушку» про страховой бизнес — компьютерную. По словам начальника отдела дистанционного обучения Максим Кузьмин, за прошлый год в нее сыграло 1 300 менеджеров в 46 городах.
А в DHL Express и вовсе всех новых сотрудников поголовно отправляют первым делом сыграть в настольную игру «Добро пожаловать в DHL!» и — независимо от занимаемой должности — катать по нарисованным улицам игрушечные автомобильчики, рулить потоками грузов и считать финансы. Казалось бы: фишки и карточки, но… «Симуляция демонстрирует все бизнес-процессы и культуру DHL!» — говорит HR-директор компании Елена Петрова.
В компании «СИБУР — Русские Шины» избрали другой род деловых «забав» — устраивают внутрикорпоративные соревнования на базе глобальной компьютерной игры по стратегическому менеджменту Global Management Challenge (GMC). Обсуждение в команде и принятие игровых управленческих решений в ходе каждого раунда требует от участников изрядного времени, поэтому они нередко засиживаются в своих офисах допоздна.
Соревнование проходит в онлайне, так что помимо штаб-квартиры в игре принимают участие все пять заводов холдинга. Азартно и самозабвенно играют во многих компаниях: МТС, «ВымпелКом», «Тройка Диалог», «Фармстандарт», X5 Retail, L’Oreal, Danone, «Филип Моррис», «БАТ Россия». Похоже, возникает новая интересная ниша на стыке бизнес-образования и имитационного моделирования.
Игрушечные мастерские «50 миллионов евро в год — максимум», — прикидывает мировой объем рынка Денис Конанчук, директор центра инновационных образовательных технологий Института технологий образования АНХ при Правительстве РФ. Институт организует российский этап соревнования GMC, адаптирует западные бизнес-симуляторы и создает собственные.
Зарабатывают на бизнес-симуляциях двумя способами: на организации игр по лицензии разработчика («доставке игры») и собственно на разработке. В качестве коммерческих разработчиков на мировом уровне известны 15–20 компаний. В России «Бизнес-журналу» удалось насчитать три. Рынок не самый хлебный, зато богатый на энтузиастов.
Чаще всего сюда попадают из сферы бизнес-образования: преподаватели экономических дисциплин и бизнес-тренеры сперва делают игры для нужд собственного курса, а потом понимают, что продукт может иметь и коммерческую перспективу. Яркий пример — игра Storewars («Сражения магазинов.
Борьба за место в умах и на полках»), которую придумал в 1995 году профессор бизнес-школы INSEAD Марсель Корстьенс. Чтобы отправить своего менеджера поиграть в нее, компании придется заплатить около 2 тысяч евро — или выложить около 47 тысяч евро за корпоративный тренинг. Желающих хватает: компания IMS Group устраивает в России по 20 «сражений» в год при полном аншлаге.
Другая дорожка на рынок — из среды специалистов, профессионально занимающихся имитационным моделированием. Старожилом этого направления в России считается Александр Тимохов, глава «Высших компьютерных курсов бизнеса» (ВККБ).
С начала 90-х он занимался математическим моделированием макроэкономических процессов, а потом решил создать игровой концепт, обучающий финансовому менеджменту предприятия. «Эта идея нас захватила и уже пятнадцать лет не отпускает», — говорит Тимохов. В его «Корпорацию Плюс» сейчас играют в трех сотнях российских вузов, а с 2002 года без особых усилий со стороны разработчика в вузах страны само собой запустилось олимпиадное движение.
Конструирование бизнес-симулятора по заказу конкретной компании — высший пилотаж. Вычленить главное и адекватно описать бизнес компании и поведение рынка в виде компактной математической модели, которая закладывается в игру, — этого мало.
Часто еще требуется тонко «нагрузить» модель правильными идеями. — Бизнес-симуляция — это способ доставки обучающего контента, обучающее медиа, — четко формулирует Олег Замышляев, генеральный разработчик игровых обучающих решений компании «Бизнес Тренинг». — Когда заказчик определяет контент, у нас появляется список идей, которые участник должен понять через игру. Допустим, начальство хочет ему сказать: не делай так, иначе будет вот это… И мы эту идею доносим, но только таким образом, что играющий делает вывод сам — через эффект «Ох, елки-палки!».
Подразделение Олега Замышляева в «Бизнес Тренинге» работает в очень сложном жанре настольных игр. Компания уже реализовала около 30 уникальных проектов для различных корпораций.
Когда «Бизнес-журнал» усомнился, что с помощью карточек и фишек можно моделировать сложные бизнес-процессы, Олег Замышляев выложил на стол свою новую разработку — игру по управлению изменениями в компании, рассчитанную на менеджеров среднего звена. Сценарий прост: игрок руководит отделом из семи человек, начальство сверху спускает приказ внедрить некое изменение — например, новую ИТ-систему.
Требуется преодолеть сопротивление подчиненных и выполнить задачу. Подчиненные разные: кто-то открыто демонстрирует неприятие реформы, кто-то помалкивает, но ведет разлагающую работу среди коллег в «курилке». Сверху, как водится, падают «сюрпризы» от начальства. Узнаваемо? Вполне. Но можно ли формализовать этот процесс и реализовать его в игровом концепте? Оказывается, можно.
По сценарию игры, поясняет Замышляев, руководитель отдела должен правильно распределить имеющиеся у него ресурсы времени — 20 часов в неделю, остающиеся после выполнения своих обычных должностных обязанностей, — на выработку правильного видения перемен, на ту или иную коммуникацию с подчиненными: написание писем, встречу с глазу на глаз, общие собрания. Каждый способ коммуникации по-разному влияет на того или иного подчиненного и приносит разное количество «коммуникационных очков» игроку.
Далее по этапам: раздача задач (тут важно попасть в интересы и компетенцию подчиненного), мотивация (кого-то можно повысить в должности, кому-то дать отдельный фронт работ, а кого-то особенно безнадежного — уволить) и определение ключевых показателей. На каждом этапе действия игрока влияют на отношение каждого из виртуальных сотрудников к переменам: оно может меняться от состояния «грозовая туча» до «ясного неба» — такая в игре выбрана визуальная метафора.
Ошибка с выработкой видения перемен на начальном этапе, например, может основательно подпортить «погоду» в отделе. «Мы умеем моделировать в настольной игре разных людей — поставщиков, клиентов — в динамике, — без ложной скромности говорит Олег Замышляев. — Ценность в том, что за каждой карточкой, каждым кусочком поля, каждым «чихом» в игре — свой ключевой вывод. Мы вообще не моделируем ничего лишнего».
Впрочем, он признает, что у настольных бизнес-симуляций есть физические ограничения в ветвлении сценариев — в отличие от компьютерных. «Зато здесь заложена визуальная метафора того, как и что работает, и она за время игры четко отпечатывается в головах участников, — говорит Замышляев. — Да, они совершенно по-детски двигают фишки на поле и раскладывают карточки, но при этом реально осязают, почему из-за фишки, положенной вот сюда, происходят те или иные последствия. А компьютер — это некий «черный ящик», который не всегда дает такое понимание».
«Потешный» аудит Чтобы соорудить качественный бизнес-симулятор, разработчику нужно провести, по сути, специфический «игровой аудит» бизнеса компании. Заказчики, как правило, не против. Для начала проводится пара интервью с топ-менеджерами, затем еще несколько десятков — с руководителями отдельных направлений.
Потом «модельеров» пускают порыться в статистике продаж и управленческой отчетности компании. Заключительный этап — совместное «пилотирование» игры разработчиками и топ-менеджерами, пока последние не вынесут вердикт: «Похоже на правду!» Весь процесс занимает около полугода. — Самая творческая часть работы — это когда мы собираемся за столом вместе с теми, кто принимает решения в компании, и начинаем терзать их вопросами: как устроен их бизнес?
Какие есть решения в сфере управления спросом? Что является обеспечением ресурсов? — говорит Денис Назаров, специалист по компьютерным бизнес-симуляциям тренинговой компании Bridge (бывшая DOOR Training
• полную информационную поддержку: безлимитные консультации с экспертами по любым рабочим вопросам;
• эксклюзивные статьи от главреда «Клерка» по вашему запросу.;
• более 400 чек-листов, инструкций, шаблонов для работы;
Забирайте Клерк.Премиум. пока дешево — всего 10 800₽. Больше такой цены не будет. Оставьте заявку ниже — ответим на все вопросы.
Источник: www.klerk.ru