Бизнес тренер как стать

Вы помните, когда в первый раз увидели бизнес-тренера — в телепередаче или на тренинге вживую? Вспомните свое впечатление от этой профессии. Какое оно?

Любопытство мое отнюдь не случайно. Я веду свою статистику, опрашиваю разных людей и обнаружила некоторые закономерности. Как правило, «телевизионный» тренер вызывает восхищение, а «живой» тренер — более смешанные и неоднозначные чувства.

Но и в том, и в другом случае, многие, побывав на каком-либо тренинге или увидев харизматичного и успешного тренера, начинают мечтать об этой профессии.

Даже если и не мечтать, то хотя бы вскользь думать: «Хорошо было бы быть бизнес-тренером! Стоишь такой классный, в крутом костюме, в большом красивом зале, красиво рассказываешь, руками водишь, на флип-чарте маркерами пишешь, и успешные солидные люди слушают тебя и слушаются! И денег много платят тренерам. Хорошо было бы тоже стать тренером!»

Естественно, когда люди сталкиваются с изнанкой тренерских будней, обнаруживается, что все не так уж радужно и глянцево, что есть и свои минусы, как и в любой профессии. Но сейчас не об этом. А пока хочу поговорить о том, что первое впечатление от профессии в большинстве случаев исключительно положительное.

Знаете, как в советское время относились к артистам? Вот приблизительно так же сейчас воспринимается профессия бизнес-тренера. Модная. Причем, чем моложе человек, столкнувшийся с тренингом, тем выше процент «заразительности» этой профессии для него. И, казалось бы, действительно, грех не мечтать!

Это выглядит так круто!

Хороший тренер выглядит как дирижер или спортивный тренер. Он легко и виртуозно управляется с большой группой взрослых людей, он так остроумен, харизматичен, излучает энергию успеха. Да и вообще, это такая интересная работа! Ах, к тому же престижная и хорошо оплачиваемая! Убийственный коктейль, правда же?

Притягателен как для женщины романтичный красивый банкир спортивного телосложения, цитирующий Есенина, предугадывающий желания и дарящий шикарные подарки.

Но из целой армии мечтающих лишь единицы доходят до цели. Один из первых и основных барьеров — страх и неуверенность.

А вдруг у меня не получится?

Наверное, надо быть особенным человеком, обладать какими-то редкими качествами и способностями. Причем врожденными. Неужели я тоже смогу?

Этот вопрос знаком каждому, кто мечтал об этой профессии и не только. Вы удивитесь, но даже те, кто прошел обучение и начал работу по этой специальности, еще очень долго задаются вопросом: «А у меня точно хорошо получается? А моё ли это? На своем ли я месте?»

Причем, как и в любой работе, у новичков, конечно же, бывают косяки. И маленькие, которых никто кроме самого тренера не знает, и большие. Профессия повышенного стресса и повышенного спроса к себе. Так что поводов для сомнений хватает.

Расскажу о себе. Я переживала на тему, точно ли я на своем месте, ни много, ни мало года 2-3. И я отчетливо помню переломный момент. Нет, не тогда, когда я участвовала в профессиональном конкурсе и вошла в пятерку финалистов. И не тогда, когда стала получать восхищенные отзывы, в том числе от коллег.

Все равно продолжала сомневаться.

Представьте себе, это произошло, когда я прочитала статью! Всего лишь одна небольшая статья изменила мою жизнь на «до» и «после». Это было лет 7 назад, но хоть ночью меня разбуди и спроси, я вспомню эту статью и назову автора. Ирина Куракина, руководитель школы бизнес-тренеров, ныне живущая в Германии.

Так вот, мысль была очень проста и доходчива, но для меня неожиданна. А говорилось там о том, что, как и в любой другой профессии, в нашей существует стадия новичка и стадия профессионала. И то, что человек отучился на бизнес-тренера, отнюдь не означает его автоматического перехода к стадии профессионализма!

А поскольку профессия очень ёмкая, комплексная и, не побоюсь этого слова, многофункциональная, то времени на ее освоение уходит гораздо больше, чем на освоение многих других.

И теперь самое главное, что позволило мне в свое время выдохнуть и не грызть себя бесконечно сомнениями и оценками: стадия профессионализма в этой сфере приходит… на 3-5-й год работы!

А я, надо сказать, тогда была патологической перфекционисткой, склонной к самоедству, с базовой потребностью в признании. Если не сказали, что хорошо, то значит точно плохо! Представили себе, да?

Я обучилась на тренера и была уверена, что все, отныне я обязана соответствовать уровню и требованиям на 100% и никак не меньше. И каждый свой косяк воспринимала как приговор и регулярно собиралась бросать профессию! А поскольку автор статьи была для меня большим авторитетом, я сразу же восприняла информацию и поверила ей без сомнений. Жить и работать стало легче. Ирина Куракина, если Вы когда-нибудь прочитаете эти строки — спасибо Вам за статьи!

И вот теперь, памятуя о том, как может изменить качество жизни всего лишь одна статья, я хочу поделиться своим опытом и, может быть, развеять чьи-то сомнения и облегчить кому-то жизнь.

Почему у вас все получится

Так вот. В ответ на вопрос «А получится ли у меня?» я смело и безапелляционно говорю: «Да!» «Что за абсурд? — скажете вы. — Так не бывает!» А вот и не абсурд! Объясню свою позицию.

Наверное, вы и сами подозреваете, что не бывает тренера-универсала? Ну, такого, чтобы одинаково хорошо работал и с маленькой аудиторией, и с залом на 500 человек? Чтобы мог обучать настройке бизнес-процессов и регламентов, а еще и личностные тренинги бы вел? Чтобы мог и веревочный курс замутить, и модерацию-фасилитацию провести?

Чтобы одинаково эффективно обучал и продавцов розницы, и топ-менеджеров нефтяного холдинга? Чтобы и с суровой аудиторией финансистов нашел общий язык, и с сотрудниками отделения почты?

Представили? И правильно, не может быть и не должно быть такого универсала! Нет, я не говорю, что никто не сможет! Если у тренера много опыта, либо просто много амбиций и давно не было заказов… он может почти чудеса совершить! Но мы не про чудеса, а про жизнь. Причем про тренерскую. А в среде профессиональных тренеров универсальность не в почете.

По совершенно простым и понятным причинам. Если человек сразу «везде», то, скорее всего, он «по верхам».

Товарищи, я понимаю, что из всех правил встречаются исключения, встречаются и гении. Но их 3-5 %. Поэтому не будем о них. А если говорить о реалиях бизнеса, то, как вы понимаете, существуют очень разные запросы на обучение — и по содержанию, и по сфере бизнеса.

И даже в аналогичных бизнесах бывает разный коллектив, разная корпоративная культура и атмосфера. Где-то заказчик хочет, чтобы тренер вдохновил на изменения, где-то — чтобы усилил исполнительскую дисциплину. Да чего только не заказывает заказчик! И замечательно, когда есть доверие к специалисту, и он искренен и прямо говорит, что хочет! Такой заказчик — подарок для тренера.

Часто же бывает, что озвучивает-заказывает одно, а на самом деле хочет другого, но не хочет признаваться по тем или иным причинам. Чего только не бывает в тренерских буднях. Но это уже детали.

А что главное из этого следует? А то, что…

Существуют разные роли тренеров

Иногда нужен тренер-мамка, иногда — тренер-проводник, иногда — тренер-философ, иногда — тренер-логик. А в некоторых случаях — тренер-Прометей! В некоторых ситуациях и коллективах нужен тренер авторитетный и, возможно, даже немного авторитарный.

Запросы разные и роли обучальщика разные. И, соответственно, нужны разные типажи тренеров!

И поэтому вопрос не в том, «Смогу ли?», а скорее в том, «Какой я на самом деле? Какой природный типаж? Какой архетип?» И в соответствии со своими природными данными можно понять, какие тренерские роли вам ближе и в какой отрасли и темах вам будет комфортнее и эффективнее реализовываться. Важно попасть в свою специализацию и именно сюда надо направить свое внимание.

Сначала понять себя. Потом понять, где это лучше всего реализовать, определить специализацию. Да, не сразу. Мало кто по-настоящему знает себя. Но постепенно, анализируя, с какой аудиторией вам комфортнее всего, где у вас лучше всего получается, каждый может найти свою нишу, свою специализацию в профессии бизнес-тренера.

Например, лично я наломала немало дров в своей тренерской карьере. Началось с того, что я почти сразу попала в среду, где основные заказы были корпоративные, серьезная аудитория, к которой принято приходить в костюме, застегнутом на все пуговицы. Такой вот был образ хорошего тренера. Чтобы дорого, строго, по делу, экспертно и убедительно, авторитетно и даже немного авторитарно.

Такая вот специфически классическая роль. А у меня, представьте себе, архетип «волшебница». Нестыковочка, да? Еще какая! И засада в том, что я этого на тот момент не осознавала.

Я приняла правила игры. Очень долго себя ломала-переделывала-встраивала в эту роль. Получалось криво-косо. Люди всегда чувствуют неконгруэнтность, воспринимают как фальшь. Со всеми отсюда вытекающими.

Чувствовала, что что-то не так, сомневалась, думала: «Ну ведь знаю, что даю людям действительно важные ценные вещи! Я ведь не просто по книжкам обучаю, я сама прошла все ступени, начиная от секретаря-референта до руководителя, у меня была именно «офисная» карьера, я знаю про бизнес изнутри, я тренер-практик. Плюс 12-летний стаж психолога — тоже не шутка. Но что же не так, почему результат обучения не всегда такой, какого я хочу?» Опять-таки это вечное «На своем ли я месте?».

Естественно, когда я проводила тренинги, будучи психологом, мой архетип ложился в контекст просто идеально, я была весьма и весьма востребована, любима и уважаема. А тут долгие годы не могла понять — что же тут не так?

А вопрос-то был не в месте, а в роли! Вопрос в том, что я подхожу в те ниши, где нужен тренер легкий, энергичный, креативный, опекающий, я бы даже сказала, любящий. Тренер-наставник, тренер-немного-мамка. Как только я сделала для себя это открытие, жить стало гораздо приятнее.

Казалось бы, вроде такая мелочь, неосязаемая, нематериальная, но — решающая!

Подытоживая, скажу так. Если чувствуете влечение к этой профессии, значит, оно вам по какой-то причине нужно. Значит надо туда идти. Знайте, что получится у каждого, кто захочет и приложит к этому усилия. Да, не сразу.

Иногда очень не сразу. Помните про то, что профессионализм приходит лишь на 3-5-й год? И это усредненная статистика. У кого-то может и на 6-й. Но если вы действительно хотите, то получится!

Главное — совпасть со своей ролью и попасть в свою нишу и специализацию.

Читайте также:  Обувной бизнес в маленьком городе идеи

И скажу еще такой секрет. Вы в любом случае не прогадаете. Даже, если вы когда-то захотите уйти из этой профессии, то весь уникальный комплекс умений и навыков будет служить вам верой и правдой в любых жизненных обстоятельствах и профессиональной сфере.

Вы даже не представляете, насколько меняется, шлифуется, развивается личность человека в этой профессии! Своего рода такой хронический самотренинг личностного роста. Вы всегда в плюсе!

Еще больше полезных советов на портале «Психология эффективной жизни» .

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!

Источник: dzen.ru

Как стать бизнес-тренером?

Вопрос этот — из разряда часто встречающихся. Мне его задавали в самых разных ситуациях самые разные люди. Сейчас многие люди хотят расширить свои возможности и приобрести новую специальность. К тому же, прямо скажем, — из разряда элитных. Многие просто хотят сменить прежнюю работу и попробовать себя в новом качестве.

Так что отвечать буду с удовольствием.

Для начала — кто чаще спрашивает.

«Гуманитарии».

Психологи, учителя, спортивные тренеры, бывшие офицеры — словом люди умеющие развивать человеческие способности. Они хотят войти в мир бизнеса. В мир отношений жестких, но зато имеющих четкие критерии успешности. Все знают, что тренеры свою работу любят. Да, к тому же, и это тоже все знают, что деньги платят за эту работу, прямо скажем, неплохие.

«Технари».

Из взрослых — получившие образование и основные навыки работы «при советской власти». Дело они знают, работу свою любят, но… «Сейчас же все другое». Из молодых — люди с хорошо простроенным мышлением, понимающие, что в основе любой успешности лежат система и последовательность.

Люди бизнеса.

Успешные менеджеры по продажам часто хотят сделать шаг на более высокую ступеньку иерархии. Часто тренером назначают кого-нибудь из успешных менеджеров, и он сразу же обнаруживает, что продавать самому — одно дело, а обучать этому — совсем другое. Или — распространенный вариант — когда менеджера по персоналу (они же, как правило, психологи) обязывают еще и тренинги вести. Руководители видят смысл поучиться, чтобы повысить качество своей работы по обучению подчиненных.

Поскольку своих читателей я уважаю, то понимаю, что нельзя отвечать на вопрос буквально:
— Как стать бизнес-тренером?
— А просто. Пройти «тренинг для тренеров». И — желаю удачи!

Предлагаю вопрос немного расширить. Например, таким образом:
Чем должен знать и уметь бизнес-тренер?
Какая подготовка и какие рабочие навыки помогут тренеру стать успешным?
Что входит в набор профессиональных компетенций бизнес тренера?

Сразу хотелось бы договориться вот о чем. То, что пишу я — из моего личного опыта. У кого-то вполне м.б. другой опыт. Захотите поспорить, поделиться своим опытом или высказать свое мнение — милости просим. Пишите.

Опубликуем.

Статья первая.

Нужна ли бизнес-тренеру подготовка в области практической психологии?

Для начала — в чем она м.б. полезна.
— конечно, задача — встраивать навыки. А как быть, если навык не встраивается именно из-за наличия у человека внутренних проблем? Если его успешности мешают некие травматические воспоминания? Как быть, если к тебе обратились с проблемой, суть которой в том, что человек одной рукой разрушает то, что пытается создавать другой?

Примеры из практики:
1. Молодая худенькая женщина чувствовала себя некомфортно при переговорах с крупными, вальяжными, уверенными руководителями-мужчинами.
2. Взрослый мужчина при переговорах с молодыми женщинами начинал вести себя покровительственно и раздражался, когда те демонстрировали самостоятельную позицию, отличающуюся от той, которую рекомендовал он.
3. Молодой менеджер при переговорах со сверстником вполне мог начать выяснять «кто круче»: спорить, бороться за «последнее слово» и т.д..
4. Молодая, очень квалифицированная и честолюбивая женщина (кстати, тренер), встречая требования придерживаться норм служебной иерархии, заявляла, что «в ней женщину не видят».
И т.д.

Можно заявить, что, мол, в серьезных фирмах уже и штатные психологи появляются. Или: пусть сам решает свои проблемы — к психологам ходит, тренинги личностного роста посещает. И т.д. Сказать-то можно все, что угодно.
Во-первых, далеко не во всякой фирме есть штатный психолог. Во-вторых, даже если и есть, то обратиться к нему мешают многие наши стереотипы. Не привыкли пока еще наши люди к психологам обращаться. Сам по себе совет обратиться к психологу все еще может быть воспринят, не как возможность стать успешней, а как некий диагноз.

Как-то само получается: если ты «психолог», то я, выходит, «псих» или «психопат». Короче, ты нормальный, а я по сравнению с тобой — отклонение, ненормальный. Так, что ли?
Тренеру достаточно легко, по ходу выполнения упражнений, сделать для участника следующее:
1) помочь ему осознать: да, у него есть некая «заморочка», которая тормозит его рост;
2) успокоить: наличие проблем никакого отношения к чувству собственного достоинства или самоуважению не имеет.
В зависимости от аудитории, высказать некие рефрейминги, типа: и хорошие компьютеры могут получить вирус. К качеству самого компьютера это отношения не имеет. Запустить антивирусник — и все! Или: осознание наличия проблемы похоже на включение света — сразу видно, где что находится и что с этим теперь делать.

Тренер чаще всего воспринимается, как в значительной мере — свой, «продажник». Сам в свое время по клиентам бегал, все понимает. Помогает нам деньги зарабатывать. На одном языке разговаривает. Так сказать, готовая подстройка по ценностям. По личному опыту знаю, что после пары тренингов начинают подходить посоветоваться «о личном».

А вот психолог все-таки немного чужой. Он — из другой, спокойной, благополучно-размеренной жизни. Приходит в 10 00, уходит в 18 00. Тренер, он — свой, такой же, только умный. С ним проще. Психолог — тоже умный, но другой. К нему обратиться, как черту некую переступить.

Хотя, конечно, все в очень значительной степени зависит от конкретных людей.

И еще одно соображение по поводу базовой подготовке тренера. По моему мнению (подчеркиваю: исключительно — по моему!), тренеру не просто не повредит иметь какую-нибудь методическую подготовку, а он в обязательном порядке должен знать особенности обучения взрослых людей.
1) Понимать, что участникам только тогда будет интересен тренинг, если он отвечает на какие-то конкретно стоящие перед ними вопросы.
2) Уметь объяснить, частью какой общей картины является предлагаемый для отработки навык.
3) Обладать способностью к системному видению всего комплекса необходимых для данной профессии навыков. Уметь представить своим слушателям предстоящий тренинг не как простую последовательность тех или иных упражнений, а как взаимоувязанный единый комплекс, все части которого по своему влияют на их будущую успешность.
А то у нас всех в памяти, в результате многих лет, проведенных в школе и институте как клише, отпечатались примеры плохих учителей и лекторов. Которые тупо гнали свои лекции без всякого желания поинтересоваться, интересны ли кому-то их лекции и нужны ли они вообще? Методическая подготовка помогает понять, как привязать безличную теорию к интересам и уровню данной конкретной аудитории, данных конкретных участников для решения их конкретных сегодняшних задач.
Иначе — две опасности тренерской работы:
Первая -соблазн скатиться к простой, но неэффективной схеме: «делай, как я».
Вторая — свести тренинг к натаскиванию на бессистемный набор когда-то эффективных приемов и приемчиков: «прием №5», «штучка № 10», «ответ №3 на возражение №8» …..

Задача тренера — научить своих участников 1) самостоятельно находить выход из затруднительного положения, 2) суметь проанализировать встречу и понять, что он сам сделал такого, что попал в это затруднительное положение, 3) что делать, чтобы больше в подобные положения не попадать.
Если же тренер не учит своих учеников системному видению, если не говорит с ними об общей логике продаж и переговоров, тренинг сведется к рекомендациям типа «если он тебе задаст вот такой вопрос …, ты ему на это выдавай вот такой ответ…».
-«А если он спросит по-другому?». «А тогда ты ему отвечай вот так».
Т.е. вместо профессионально грамотного взаимодействия участников натаскивают на манипуляции. И мы получаем не доброжелательного и уверенного в себе профессионала, который строит долговременные отношения со своим клиентом, а хитрого манипулятора, выжидающего момент, чтобы «втюхать». А потом — хватай яблоко с воза и беги!

Статья вторая

Кстати, по поводу манипуляций. Давайте разберемся не спеша.
Вокруг этой темы гораздо больше ажиотажа, чем реального понимания о чем, собственно поднимается крик. Мы ведь все постоянно оказываем или пытаемся оказывать друг на друга убеждающее воздействие. Дочка просит денег на мороженное, вы отказываете, она надувает губы, делает грустное лицо и большие глаза, и ваше отцовское сердце тает — это как — манипуляция или нет? Конечно — да.

И еще какая! Но вы ведь, вроде, не в претензии, правда же? Все мы, люди — стихийные манипуляторы, один лучше, другой хуже. Специалистов, получивших профессиональную подготовку, столько же, сколько профессиональных гипнотизеров — настолько немного, что можно снять тему. Но здесь, действительно, есть несколько важных моментов.

Первый — важен не сам факт манипуляции, а цели, в которых она осуществляется. Жулик или мерзавец просто используют человека в своих интересах, как вещь. Руководитель, желающий придать подчиненному больше желания рискнуть на новой должности, исходит в конечном итоге из его же интересов. Самые могучие манипуляторы — это дети, маленькие мудрецы и хитрецы, которые добиваются от нас почти всего, чего хотят.

Второй важный момент — если вас обманули, господа, то почему, собственно, вы купились на очередной «лохотрон»? Зачем вы, например, остановились рядом с цыганкой «узнать судьбу» или начали слушать очередного зазывалу с коробками? Вы что, изначально не отдаете себе отчет, с кем имеете дело? В чем причина того, что люди женятся на стервах или отдают деньги брачным аферистам?

В хитрых манипуляциях? Нет! Причина в отсутствии самоуважения, неуверенности в себе, желании потешить себя иллюзиями. А эти ребята в людях разбираются и попросту грамотно используют чужие слабости. Так может быть все дело-то как раз в этих слабостях?

Может быть, важнее задуматься о своей пониженной самооценке, а не о том, что кто-то ее может использовать? Может быть, имеет смысл подумать, почему окольные пути кому-то кажутся более легкими, чем прямые? Может быть, важнее тратить время не на то, чтобы слабые книжки о манипуляциях покупать, а на то, чтобы воспитать в себе умение говорить «нет»?

Читайте также:  Бизнес счет это простыми словами

Третий момент — интерес к манипуляционным техникам чаще всего проявляют те, кто из-за нехватки честности, профессионализма и нужного количества извилин в мозгу не способен строить открытые и взаимовыгодные партнерские отношения как в личной жизни, так и в бизнесе. Именно эти ребята ищут «заветную кнопку», а также способы как на нее нажимать. Мне это напоминает то, как люди, неспособные к любви, ищут мастериц любовных приворотов.

Четвертый момент — бизнес, господа. Раскрутка брэнда. Заработать хочется. Ну, сами посудите, когда вы отдадите свои деньги за книжку или тренинг с соответствующим названием: когда вы спокойны и рассудительны или же когда вам нагнали страху или дали 100%-ные гарантии успеха? Ответ на этот вопрос ни на какие размышления вас не наводит?

Отсюда и соответствующие книжки, и рассылки в Интернете, и тренинги с названиями, похожими на «с гарантией верну мужа».
Авторитетно заявляю: серьезных специалистов по манипуляциям готовят отнюдь не на многочисленных психологических факультетах. А в совершенно других учебных заведениях. И выпускники этих заведений книжек по манипуляциям не пишут и тренингов не ведут, а занимаются совершенно другими делами.

Ну и, наконец, пятый момент. Если что-то существует, профессионалы все-таки должны этим владеть. Но — помня о приоритетах. В серьезные курсы подготовки продавцов, переговорщиков и управленцев входят многие эффективные технологии воздействия и влияния: техники мотивации, техники замены убеждений, техники работы с возражениями, техники работы с чувствами и эмоциями и т.п.

И, разумеется, техники манипуляций — тоже. (При условии, что ими владеет ведущий тренер.). Погоды они не делают, в арсенале подготовки занимают достаточно скромное место, но знать их полезно.
По трем причинам.
Во-первых, многие наши коллеги и партнеры являются неосознаваемыми манипуляторами и воздействуют на собеседника, так сказать, не ведая, что творят.
Во-вторых, все-таки существует определенное количество людей, которые приемами манипуляций действительно владеют на уровне стихийно найденного и хорошо отработанного навыка.
В-третьих, в некоторых случаях техники манипуляции действительно помогают подтолкнуть клиента к принятию нужного решения и, тем самым, эффективно завершить работу. Запас , как говорится, карман не тянет. Так что очень даже неплохо, если тренер и сам владеет, и учеников своих учит хотя бы базовым навыкам обнаружения и противодействию манипуляционным приемам. Но, — помня о том, что это отнюдь не палочка-выручалочка и не спасательный круг.

Статья третья

Еще несколько слов о навыках тренера.
Профессиональный тренер должен уметь провести тренинг на любую тему из тех, которыми он владеет, на любой аудитории буквально через 20 минут после получения соответствующей задачи.
Это — не признак мастерства. Это необходимый базовый навык.
В жизни фирмы возможны ситуации, при которых тренера неожиданно просят провести тренинг «через полчаса». И это — не провокация, а вполне возможный вариант. Например, заболел топ-менеджер и менеджеры его группы, маются без дела. (Можно спросить: что это за менеджеры, которые сидят без дела, но это уже — другой вопрос.).

Во многих фирмах существуют готовые сценарии тренингов и часто тренера приглашают просто для того, чтобы он их «озвучил». Не знаю, что в этом случае делают другие, а я поступаю следующим образом: беру неделю на адаптацию и подробно вникаю в ежедневную деятельность тех, для кого такой сценарий создан.

Твердо уверен, что писавший этот сценарий исходил из своего видения и из своих представлений. Я увижу по-другому и внимание обращу на другие моменты, нежели он. А потом адаптирую готовый текст «под себя». Но, конечно, такой подход я оговариваю с директором по персоналу еще на стадии приема на работу. И, кстати, сразу оговариваю, по каким параметрам будут оценивать мою работу.

Настаиваю на том, что о моей работе будут судить по результату, не вмешиваясь в процесс.
Печальный опыт, с которым тоже хочу поделиться: если какой-то момент не был оговорен с самого начала, по нему неизбежно начнется расхождение мнений и конфликты. А возвращаясь к теме готового сценария, выскажу такое убеждение:
Профессиональный тренер начинается не с умения «отстучать» партию по чужой партитуре, как заяц на барабане. Тренер это тот, кто умеет тренинги создавать «под проблему» и «под клиента», т.е. под конкретную ситуацию вполне конкретных людей. Просто повторять чужой сценарий — превращать себя в того самого «зайца на барабане». Хотя, с другой стороны, бывают и настолько хорошо написанные сценарии, что работать по ним — одно удовольствие.

Источник: hr-portal.ru

«Нужно прежде всего над собой работать». Эксперт — о профессии бизнес-тренера

Организатор конкурса тренерского мастерства рассказала, кто идёт в бизнес-тренеры, какие есть мифы о них и что это за работа на самом деле.

Катя Павловская для Skillbox Media

Анастасия Алтынцева

Анастасия Алтынцева

Филолог и журналист с опытом работы в кадровых агентствах. Пишет об HR для HR-специалистов и всех, кто работает с кадрами.

Елена Долина

Генеральный директор компании Buro Akzent, куратор ежегодного профессионального конкурса «Тренерское мастерство» (проводится с 2005 года). Руководитель проектов по комплексному развитию и обучению руководителей, бизнес-тренер и сертифицированный бизнес-коуч (Европейский центр коучинга).

Елена объяснила:

  • почему бизнес-тренер — не то же самое, что преподаватель и мотивационный спикер;
  • какие представления об этой профессии не соответствуют действительности;
  • как чаще всего становятся тренерами и где этому учатся;
  • так ли уж важно для бизнес-тренера обладать харизмой;
  • почему отзывы в духе «Он просто бог!» — не признак хорошего тренера;
  • как бизнес-тренерство пережило переход в онлайн из-за пандемии.

О сути профессии бизнес-тренера

Некоторые идут в профессию, потому что им кажется, что здесь можно легко заработать много денег.

Это не так, я сразу хочу сказать. Потому что нужно пройти очень большой и серьёзный путь для того, чтобы твой труд высоко ценили, в том числе в материальном плане. Деньги — это скорее косвенный эффект от того, что ты стал экспертом, состоялся в этой профессии.

Тренерская профессия невозможна без понимания, ради чего ты этим занимаешься.

Надо хотеть обучать людей, а это дано не всем — не каждый человек любит делиться знаниями и думать о результатах других, хотеть, чтобы они были успешными. Когда человек готов делиться, он переживает, ему не всё равно, что будет с людьми из его команды.

Надо думать о других (как я могу помочь другим людям стать лучше), а не о себе (как мне выглядеть эффектнее, успешнее, умнее). Это ключевое.

Тут как в спорте: хороший тренер воспитывает спортсменов, чтобы они выигрывали на Олимпиаде.

«Преподаватель» — более академическое слово, связанное с теоретическими знаниями.

А «тренер» — от слова «тренировка». Цель бизнес-тренировки — изменить поведение человека в рабочей среде. Надо организовать процесс тренировки и дать новые инструменты так, чтобы люди стали их применять и в итоге научились что-то делать по-другому, лучше, чем раньше.

Заказчики от нас хотят, чтобы люди лучше делегировали задачи, вели переговоры, общались с коллегами, решали конфликты. Это не просто знания, но умения и навыки, которые должны проявиться в работе. Бизнес-тренер нацелен именно на это.

Мотивационный спикер — не то же самое, что тренер.

Тех, кто работает только в формате ярких выступлений, сложно назвать тренерами. Здесь точно надо понимать: если вы хотите тренинг, то, возможно, вам вообще не нужен звёздный спикер, а нужен просто хороший тренер, который будет учить людей. А если вы хотите, чтобы у вас открывали конференцию и вдохновляли 150–300 человек космонавты, как сейчас модно, то вам не нужен хороший тренер, вам нужен мотивационный спикер с красивой историей о том, как надо преодолевать трудности. Но это не тренерство.

Тренер должен понимать, что он делает, ради какой цели, к какому результату надо прийти.

Его работа состоит из двух больших частей: во-первых, он должен понимать, какая программа приведёт к нужному результату — это может быть уже готовая программа либо её надо разработать под конкретную задачу. И, во-вторых, он должен уметь проводить обучение по этой программе, то есть работать со взрослыми людьми так, чтобы они чему-то научились. Кстати, именно на основе этих двух частей работы тренера построены критерии оценивания в нашем конкурсе тренерского мастерства.

О мифах и заблуждениях

Со стороны кажется, что работа тренера — это такой праздник, где ничего особо делать не надо, только красиво выступай и деньги зарабатывай.

Или кажется, что это такая творческая профессия — тут столько всего интересного! На самом деле это достаточно стрессовая работа. Она требует моральных и физических сил, умения собрать себя. «За кадром» не видно серьёзной подготовки, внутренних ресурсов, которые требуются для проведения обучения. Если эта профессия и похожа на звёздное шоу, то только тем, что надо всегда хорошо выглядеть, не терять лицо, в каком бы состоянии ты ни находился.

Очень часто бизнес-тренеры выгорают.

Многим корпоративным тренерам приходится вести изо дня в день одни и те же программы. Поля для творчества у них остаётся мало. Или приходится постоянно ездить по регионам, чтобы проводить массовое обучение, и никто не спрашивает, хочешь ты эту программу или нет, — ты просто её ведешь. Тренер-фрилансер тоже очень часто не имеет возможности отказаться от работы, даже если плохо себя чувствует.

Заказчики бывают очень разные, не всегда прислушиваются, даже если тренер пытается им объяснить, как сделать лучше.

Иногда они хотят невозможного — условно говоря, дайте нам 15 тем за четыре часа на сто человек, и пусть будет результат! И никакие убеждения не действуют.

Здесь постоянно есть опасение потерять свою репутацию, поскольку это публичная профессия, и у нас узкий рынок, все друг про друга знают. Выходя в группу, каждый раз думаешь: «А что, если будут плохие отзывы, кому-то что-то не понравится, достигнем не тех результатов, которые нужны?»

В общем, идя в эту профессию, нужно видеть все оборотные стороны и быть к ним готовым.

Ко мне в компанию часто приходят менеджеры по работе с клиентами, желающие стать тренерами. И большинство из них, посмотрев на то, как эта профессия выглядит изнутри, передумывают, говорят, что лучше с клиентами будут дальше работать.

О том, как становятся тренерами

Типичный сценарий: был лучшим продавцом, начал постепенно учить и тренировать и решил сделать это своей профессией.

Или был руководителем, развивал свой персонал, потом тебя позвали учить других (сначала в рамках компании, где работаешь) — и ты стал тренером. Это достаточно частая история. Реже бывает, когда кто-то решил сразу после института: пойду в тренеры. Обычно это всё-таки путь из практики.

Читайте также:  Как получить помещение от города в безвозмездное пользование для бизнеса

Я не очень верю в тех тренеров, которые никогда ничего сами не продавали, но зато успешно учат продажам.

И в тех, кто не имел опыт в управлении, но проводит тренинги для управленцев, тоже не верю. Надо сначала пороху понюхать, а потом уже, обладая экспертизой, нести в массы новые знания. Если люди знают, что ты на те же грабли наступал, проживал то, о чём рассказываешь, к тебе по-другому относятся.

Мы недавно проводили опрос среди тренеров, и один из вопросов был про базовое образование.

Большинство (около 80%) ответили, что их базовое образование либо педагогическое, либо психологическое. Но есть и те, у кого техническое, медицинское или другое. Такие люди приходят в тренерство другим путём.

Это не значит, что обязательно нужно фундаментальное, академическое психологическое образование.

Для работы бизнес-тренером настолько глубокие знания психологии не требуются. Психологические навыки просто позволяют более эффективно общаться с другими людьми, понимать их мотивы. А для этого можно читать книги по психологии и педагогике, ходить на краткосрочные курсы, но самое главное — нужно прежде всего над собой работать, в себе разобраться, быть здоровой и зрелой личностью.

Про обучение и развитие тренеров

Очень многие тренеры учились мастерству у своих коллег, у кого-то были наставники, которые делились знаниями.

Около 75% тренеров пришли в эту профессию без базового тренерского образования. То есть они учились непосредственно на опыте. Начинали вести первые программы под руководством старших коллег или подсмотрев, как это делают другие тренеры, почитав книги. И только через несколько лет некоторые из них (не все) пошли за систематизацией знаний на тренерские курсы. Такой путь у многих, и у меня тоже — я начинала с практики, потом догоняла теорию.

Я не слышала о длительных вузовских программах подготовки тренеров, но уже много лет существуют тренерские школы с серьёзными программами длительностью по полгода-год. И есть более краткосрочные курсы.

Систематизация накопленного опыта бывает критично важна для того, чтобы дальше развиваться.

Люди, которые опытным путем пришли в тренерство и имеют за плечами много лет проведения корпоративных или открытых обучающих программ, понимают, что им не хватает методической базы. Они сталкиваются с тем, что им сложно разрабатывать новые программы, не всегда есть полное понимание всего ассортимента тренерских инструментов и форматов.

Тренерство — это постоянное развитие без потолка, мы должны быть впереди всех.

Хотя последний год показал, что мы догоняли, а не опережали, но так уж получилось. А вообще, тренер всегда держит нос по ветру, всегда ищет, что можно почитать, на какой опыт коллег посмотреть, и рад послушать обратную связь от экспертов относительно себя. Надо периодически проходить ревизию, чтобы понимать, над какими зонами стоит поработать.

У нас на конкурсе даже те участники, которые не выходят в финал, а слушают комментарии жюри про других коллег, говорят, что это для них ценно — потому что можно узнать разнообразие мнений и увидеть какие-то находки, взять их в работу. Так что наш конкурс — тоже про развитие. Не только участников, кстати, но и организаторов, и членов жюри, ведь нам всегда надо думать, как сделать ещё лучше.

О харизме и звёздности тренеров

Необязательно иметь какой-то искромётный юмор или мощную энергетику, заинтересовать можно и тем, как вы выстроите программу.

Я бы сказала, что для тренера не столько харизма, сколько ораторские навыки важны. Надо уметь доносить информацию так, чтобы было интересно слушать и никто не уснул в процессе.

Можно быть хорошим корпоративным тренером, при этом размеренным, спокойным, структурированным человеком и методично вести людей к результату.

Иногда слишком харизматичные тренеры перетягивают одеяло на себя и не дают работать своей группе. А для формирования навыка необходима работа самих участников тренинга.

Так что вовремя отойти на задний план — очень важное умение. Нельзя всё время быть в центре внимания и доказывать, какой ты прекрасный и умный, какие у тебя интересные кейсы были, надо сделать так, чтобы участники включились, использовали свой опыт и пришли к инсайтам.

Для меня работа тренера качественно выполнена, когда он в процессе тренинга уходит с лидирующей роли на организационную.

Если, оставляя отзыв о тренинге, участники не пишут: «О, к нам сегодня бог приходил и такие прекрасные вещи говорил!» — а рассказывают больше про то, чего они достигли в плане результата и командной работы, то в моём понимании — это косвенный показатель правильной работы тренера. Но это, конечно, не означает, что тренер должен быть скучный, вялый и неэнергичный.

Про неправильных тренеров

Плохо, если бизнес-тренер не спрашивает у заказчика, как обучение связано с теми задачами, которые сейчас есть у бизнеса.

И про то, как в компании собираются внедрять полученные навыки. Тренер считает — он провёл обучение и ушёл. А заказчик думает, что всё должно измениться волшебным образом, и тренер ему не рассказывает, что с его стороны тоже нужны усилия для того, чтобы результаты обучения прижились и поведение поменялось. Если тренер об этом на переговорах не рассказывает, то можно поставить ему минус за непонимание процесса системного обучения.

Есть тренеры, которые приходят в профессию, чтобы самоутвердиться за счёт других людей, хотя сами не всегда это осознают.

Это видно по тому, как они работают с людьми. Они ставят себя в позицию бога и носителя непреложной истины и явно демонстрируют это группе. Для взрослых людей такое очень неприятно и болезненно.

Работа со взрослыми — это работа на равных. Мы имеем дело с людьми, у которых есть собственный опыт и сложившееся мировоззрение. Они могут быть умнее тренера и даже в чем-то экспертнее.

Иногда тренеры специально применяют жёсткие и некрасивые манипуляции — якобы для того, чтобы подвести людей к каким-то инсайтам. Я не сторонник таких методов. Считаю это не профессиональной тренерской позицией, а наносящей вред людям, потому что одно неаккуратно брошенное слово может оказаться для человека серьёзным ударом, который запомнится на многие годы.

О тренерских качествах

Важны широта мышления, системность, логика.

Безусловно, нужен и кругозор, потому что тренер должен обладать пониманием очень разных сфер — и своей экспертной, и психологии, и устройства бизнес-процессов. А поскольку всё меняется во всех областях, то нужно и самому всё время учиться и знания пополнять. Надо уметь работать с группой, вести коммуникацию, диалог, давать обратную связь, помогать людям рефлексировать, получать инсайты — это очень важная составляющая тренерской работы.

Надо быть гибким в процессе, меняться в зависимости от ситуации.

Потому что, бывает, приходишь с одним планом на тренинг, но понимаешь, что для этой группы такой план не подходит. И тогда надо принять быстрое решение, перепланировать на ходу, сделать по-другому.

Сейчас компании хотят более современной «экспертизы», новых форматов, других подходов к мотивации и коммуникации.

Тренер должен уже не только очно уметь работать, но и в смешанных форматах. К сожалению, не у всех находятся силы и желание идти во что-то новое. Кто-то продолжает использовать то, что срабатывало вчера и ещё будет применяться какое-то время. Но, чтобы быть успешным послезавтра, нужно что-то менять уже сегодня.

Сейчас ты опытный и востребованный, у тебя много заказов, расписанных на два-три месяца, а то и на год вперёд, ты работаешь в потоке, и нет времени на собственное обучение. Это опасный момент, когда высокий спрос может затормозить развитие. Придёт кто-то другой, кто всё это время изучал новое, развивался, и ты останешься в прошлом.

О рынке тренерства эпохи пандемии и онлайна

Конечно, последний год серьезно на нас отразился, поменял структуру работы, некоторых выбил из колеи.

Не все смогли работать в онлайн-формате, к сожалению. Кто-то перестроился, кто-то только сейчас начинает это делать с опозданием, кому-то было тяжело, а кто-то не хотел перестраиваться, потому что не видел ценности в онлайне.

Поначалу многие вообще не знали, как подступиться к своим программам, которые были расписаны для очного формата.

Они пытались то же самое «упаковать» в онлайн-формат. Но это невозможно — онлайн с точки зрения инструкций, упражнений и времени требует изменений программы.

У этого формата есть своя специфика, как методическая, так и техническая: мы в нём по-другому общаемся с группой, у нас другие инструменты влияния на людей, мы по-иному должны выстраивать занятия — с учётом временных рамок, смены активностей, размера группы и того, сколько времени говорит тренер, а сколько — участники.

Тут нет возможности, как в очном формате, двигаться по залу и раздавать учебные материалы. Тренеру надо владеть цифровыми инструментами — например, Padlet, Kahoot, Miro, чтобы вовлекать людей. И в то же время нужно чувствовать, когда, наоборот, лучше не использовать никаких дополнительных платформ, а просто поговорить с людьми. Разнообразие инструментов и гибкость в онлайне приобретают особое значение.

Владение голосом, энергия, да даже умение видеть в экране участников и взаимодействовать с ними тоже требуют особого развития, иначе тренер рискует превратиться в скучную «говорящую голову».

Я думаю, требуются серьёзные усилия для того, чтобы коллеги в общей массе начали более эффективно работать в новых форматах.

Многие до сих пор пытаются действовать по-старому и в онлайне проводят не тренинги, а обычные вебинары — то есть просто делятся знаниями и предлагают минимальный интерактив. У нас есть курс «Онлайн-тренер», который мы проводим уже год, сейчас идёт пятый поток. И я всё думаю: «Ну, наверное, все уже всему научились, курс уже не актуален». Но всё равно приходят тренеры, которые не владеют цифровыми инструментами, не понимают, чем онлайн-тренинги отличаются от очного формата, и пытаются обычные программы в том же виде проводить.

Однозначно, часть компаний, особенно те, у которых много территориальных подразделений, будут и дальше использовать онлайн.

Это экономит им бюджеты и даёт возможность обучать большое количество людей по всей стране.

Но уже сейчас мы видим тенденцию и желание проводить очные тренинги для некоторых категорий сотрудников и по определённым темам. Например, навыки публичных выступлений сложно тренировать онлайн (хотя я знаю, что коллеги умудряются это делать). Стратегические сессии компании тоже предпочитают проводить очно, потому что эффект синергии, ощущения от командной работы в онлайне и офлайне разные.

  • 6 советов по выбору бизнес-тренера
  • Корпоративное обучение продолжает меняться
  • 12 инструментов для образовательных онлайн-мероприятий
  • Как мотивировать взрослых учиться

Источник: skillbox.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин