Бюджетные инструменты взаимодействия государства и бизнеса определение виды цели

Исследование особенностей взаимодействия государства и бизнеса

Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты

Для того чтобы выработать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают.

Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. Голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния.

На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.

Быстрый курс: экономики за 30 минут

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген, — соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Допустим, что целей всего две(увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два — налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называется целевой функцией. Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример — контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстрирует наглядно данную ситуацию.

Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.

Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:

  • 1. Объем государственных расходов.
  • 2. Темп изменения реальной заработной платы.
  • 3. Уровень занятости.
  • 4. Индикатор распределения доходов.
  • 5. Размеры инвестиций.
  • 6. Совокупный спрос.
  • 7. Уровень производства.
  • 8. Сальдо платежного баланса.

Позже, в 1970-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели:

  • 1. Полная занятость.
  • 2. Стабильность цен.
  • 3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.
  • 4. Устойчивый уровень экономического развития.

В конце 1980-х — середине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать лишь 2 задачи:

  • 1. Полная занятость.
  • 2. Борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регулирования и на нем сосредоточить основные условия.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

Во многих промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок — великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства.

В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста с мировым именем Яноша Корнаи: «Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство — две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития. [8]

Источник: vuzlit.com

Методы и модели взаимодействия государства и бизнеса

Теоретические аспекты взаимодействия государства и бизнеса

Определение 1

Методы и модели взаимодействия государства и бизнеса – это способы, которыми осуществляется коммуникация между бизнесом и государством (включая материальные, финансовые и информационные потоки).

Современная экономика представляет собой результат взаимодействия между рыночными механизмами, общественными силами и элементами государственного регулирования. Конкретные формы и масштабы сфер влияния государства, общества и рынка определяются рядом факторов:

  • развитием общества,
  • научными достижениями,
  • уровнем знаний,
  • применяемыми технологиями.

Традиционно в экономических исследованиях ставился вопрос о том, в какой мере государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Системные представления об этом складывались в те исторические периоды, когда ученым удавалось выявить господствующие тенденции экономического развития. В результате формулировались конкретные рекомендации о том, какие формы и методы государственного влияния позволят провести эффективную экономическую политику. Но со временем ситуация менялась, и рекомендации переставали быть действенными.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

К настоящему времени сложилось несколько концепций, по-разному отвечающих на вопрос об оптимальном взаимодействии бизнеса и государства.

Исторически первой научной концепцией стал меркантилизм, сторонники которого провозглашали необходимость активного государственного вмешательства в экономические процессы для обеспечения роста богатства в формате накопления денег (драгоценных металлов).

На смену меркантилизму пришла школа физиократов с концепцией laisser faire («позвольте делать») – принципом невмешательства. Формирование этой школы было обусловлено тем фактом, что предприниматели уже накопили первоначальный капитал, рынки окрепли, а государственные ограничения из поддержки превратились в препятствия развитию. По мнению физиократов, государственное участие должно было быть минимизировано, в идеале – сведено к охране права собственности.

По мере переноса центра анализа от торговли к производству сложилась классическая школа. Ее сторонники считали, что должна быть установлена экономическая свобода, а государство может вмешиваться в экономику для реализации трех функций:

Подобрали для написания работы по теме «Методы и модели взаимодействия государства и бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

  1. ограждение общества от внешних вторжений и насилия,
  2. ограждение членов общества (по мере возможности) от угнетения и несправедливости со стороны других членов общества (путем создания системы правосудия),
  3. учреждение общественных сооружений и организаций, которые нужны не отдельным лицам, а обществу в целом, и затраты на которые невозможно покрыть частным лицам.

Марксизм предполагал отказ от частной собственности и использования рынка в пользу общественной собственности и централизованного планового регулирования.

Неоклассическая школа концентрировалась на микроуровне, за счет чего была создана теория рыночного равновесия. В рамках неоклассической школы были высказаны предположения, что государство своим вмешательством только нарушает пропорции, поэтому роль государства должна сводиться к контролю за монополиями и производству общественных благ.

Кейнсианство, возникшее в ответ на вызовы Великой Депрессии, обосновало необходимость проведения денежно-кредитной политики в дополнение к бюджетной.

Современный неолиберализм исходит из принципа «конкуренция везде, где возможно; государство – там, где необходимо», а монетаризм предлагает две модели координации экономики:

  1. централизованное руководство, опирающееся на принуждение,
  2. добровольное сотрудничество.

Государственные закупки

Определение 2

Государственные закупки – это процесс приобретения товаров, работ или услуг на бюджетные средства для удовлетворения нужд государства.

Государственные закупки охватывают множество рыночных сфер, потому что для обслуживания государственного аппарата требуются различные товары, работы и услуги – от канцелярских товаров до стройматериалов и автомобилей.

Система государственных закупок подвержена разнообразным коррупционным угрозам. Действительно: когда человек приобретает товар для себя, он заинтересован в том, чтобы найти самое выгодное предложение (самую низкую цену). Когда решение принимает одно лицо (чиновник), а плательщиком является другое (государство), интереса в экономии нет – и за вознаграждение «себе лично» чиновник может согласиться на покупку по завышенной цене (так называемая схема «отката»). Поэтому проведение государственных закупок должно быть жестко регламентировано законодательно и подвергнуто тщательному контролю. Так, в России они проводятся в виде открытых конкурсов (тендеров), сведения о которых в обязательном порядке размещаются на специализированных площадках.

Государственно-частное партнерство

Общемировой тенденцией в последние годы становится активизация отношений между бизнесом и государством в формате совместного решения экономических проблем. Это трансформирует государственную роль, а также приводит к расширению влияния частного сектора в условиях глобализации.

Под государственно-частным партнерством понимают организационный и институциональный альянс между:

  • государством,
  • частными компаниями,
  • международными финансовыми организациями,
  • банками,
  • другими институциональными образованиями,

создаваемый для реализации значимых для общества проектов.

Основными формами реализации государственно-частного партнерства являются:

  • контракты, которые заключаются между частной фирмой и государством для осуществления необходимых и полезных обществу видов деятельности,
  • аренда в классической форме или в виде лизинга,
  • концессия – передача частному партнеру определенных функций и правомочий,
  • соглашения о разделе продукции,
  • совместные предприятия (акционерные общества или совместные предприятия, в которых стороны имеют доли).

Источник: spravochnick.ru

Девять ошибок бизнеса при взаимодействии с государством

Любая сфера бизнеса предполагает взаимодействие предпринимателя с представителями государственных органов. Интенсивность общения напрямую зависит от характера деятельности организации. Нередко оно отнимает силы, время, но при этом не соответствует ожиданиям и не удовлетворяет потребности.

Арсен Григорьян

В большинстве случаев предприниматели не до конца понимают, как следует выстраивать отношения с госслужбами, поэтому совершают ошибки, которые только усложняют ситуацию. Остановимся на наиболее распространенных ошибках и посмотрим, можно ли их избежать.

  • Точки соприкосновения бизнеса с государством
  • Чем полезно для бизнеса взаимодействие с государством
  • Почему предприниматели избегают контактов с чиновниками
  • Проблемы и ошибки бизнеса при взаимодействии с государством
  • Как избежать ошибок при помощи решений LegalTech

Точки соприкосновения бизнеса с государством

Желание большинства предпринимателей — свести общение с чиновниками к минимуму, сделать все, чтобы они хотя бы не мешали вести бизнес. Кроме того, законодательство постоянно совершенствуется, вводятся новые правила и нормы. Необходимость разбираться в новшествах и приводить дела в соответствие с ними тоже добавляет забот.

По некоторым вопросам взаимодействовать с государством бизнесу приходится довольно плотно: лицензирование, получение и обновление разрешительной документации, доступ к разного рода мерам поддержки.

Чем полезно для бизнеса взаимодействие с государством

Вести бизнес в сотрудничестве с государством сегодня стало проще — многие процессы оцифрованы, создана единая система поддержки предпринимательства. В рамках нацпроектов у предпринимателей есть возможность получить весомую поддержку. Это льготное кредитование, лизинг оборудования, обеспечение рабочих механизмов выхода на фондовый рынок, доступ к производственным площадям. Также начинающий бизнесмен может заручиться господдержкой в рамках специальных программ развития, это может быть развитие моногородов или фермерских хозяйств.

В период пандемии меры господдержки стали для многих компаний единственным способом выживания и продолжения деятельности. Они смогли сохранить рабочие места, не потеряли отношения с контрагентами, не утратили конкурентную привлекательность товаров или услуг только за счет вмешательства государства на федеральном и региональном уровнях.

Государство постоянно разрабатывает инструменты поддержки бизнеса, которые не связаны с пандемией. На данный момент актуальны меры для смягчения санкционного давления, которое оказывает влияние на бизнес.

Меры поддержки внедряются поэтапно. Не всегда подобные программы широко афишируются, поэтому предпринимателям нужно постоянно мониторить изменения в нормативно-правовой базе.

Почему предприниматели избегают контактов с чиновниками

Одна из причин, почему бизнес старается минимизировать взаимодействие с госслужбами, объясняется негативным опытом. Например, если в прошлом неправильное применение законодательства привело к отказу в предоставлении госуслуг.

Государственные органы, со своей стороны, заинтересованы в продуктивном общении с бизнесом и предпринимают шаги для облегчения взаимодействия с ним. С этой целью разрабатываются различные электронные сервисы. Однако подобные сервисы часто имеют достаточно неудобный интерфейс. А поиск в интернете приводит к накоплению противоречивой информации. Особенно остро эта проблема ощущается по таким вопросам, как получение различных разрешительных документов, которые выдаются контрольно-надзорными органами, — без них компания просто не сможет продолжать свою деятельность.

Есть и другая проблема — некомпетентность или низкий уровень квалификации чиновников. Это не способствует получению желаемого результата даже тогда, когда все бумаги в порядке. Должностные лица могут намеренно тормозить процесс получения какой-либо услуги, в том числе из-за коррупционной составляющей.

Проблемы и ошибки бизнеса при взаимодействии с государством

Сегодня предпринимателям приходится преодолевать множество проблем. Однозначные рекомендации по этому вопросу дать сложно. Поэтому бизнесмены, вырабатывая собственные решения, совершают определенные ошибки. И это лишь затрудняет общение с государством.

Актуализация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты, которые дают возможность получить госуслугу или пройти необходимую административную процедуру, быстро теряют актуальность. Иногда меняются обстоятельства или условия предоставления услуги.

Актуальная нормативная база, консультации по бухгалтерской, налоговой, кадровой и юридической тематикам

Часто актуальные версии законодательных актов, особенно региональные, появляются в свободном доступе довольно поздно.

Получение результата без необходимых знаний

Руководителем может быть как начинающий, так и опытный предприниматель. Он пытается сам во всем разобраться, найти необходимую информацию, чтобы решить вопрос. Но на это не всегда хватает компетенций.

При взаимодействии с государством помогает юридическое образование и соответствующий опыт. Если у предпринимателя все это есть, то, несомненно, ему повезло. Если же нет, то правильнее было бы привлечь к сотрудничеству профессионалов.

Отсутствие внутреннего контроля

Иногда предприниматели пренебрегают организацией внутреннего контроля — не следят за тем, как различные аспекты бизнеса соответствуют нормативным положениям. При проверке все нарушения выходят наружу.

Как правило, эти проблемы являются следствием того, что в компании отсутствует юридическая составляющая и не проводятся консультации с профильными специалистами.

Подписание документов без понимания их содержания

При осуществлении деятельности предприниматель подписывает различные документы. Иногда в них содержатся формулировки, которые сложно правильно интерпретировать без соответствующей подготовки. При этом некоторые положения могут нести вред бизнесу.

Неверное представление о схеме работы госслужб

Некоторые предприниматели уверены, что госорганы получают об их бизнесе только ту информацию, которую они сами им и предоставляют (отчеты, декларации, уплата страховых взносов, открытие или закрытие банковских счетов). Из-за этой уверенности возникает иллюзия, что без специальных проверок контролирующие органы не могут получить необходимые им сведения.

На самом деле сегодня любой бизнес является достаточно прозрачным. Особенно для налоговой службы. Поэтому важно понимать, как действовать в случае проверок, как правильно оформлять и направлять документы.

Незнание обязанностей чиновников

Важно разбираться в полномочиях и обязанностях чиновников. Нужно иметь точную информацию о том, кто и по каким вопросам оказывает содействие. Без этого будет сложно определить, намеренно чиновник затягивает процесс и присылает отписки или вопрос просто находится вне зоны его компетенций.

Отсутствие консультирования в интерактивном режиме

Во время проверок у предпринимателей могут затребовать информацию или запугать их штрафами и предписаниями. Они вынуждены реагировать на запросы, но не всегда понимают правомерность действий проверяющих. У них нет возможности проверить актуальность законодательных актов, которыми руководствуются проверяющие.

Желательно заранее позаботиться о присутствии во время проверки юриста, который подскажет правильное решение и даст полезный совет.

Незнание своих прав

Многие предприниматели хорошо информированы об обязанностях перед проверяющими органами, но при этом мало знают о своих правах.

Все это может негативно отразиться на деятельности. Без соответствующих знаний сложно защитить себя в ситуациях, когда представители госорганов превышают полномочия.

Экономия на квалифицированном персонале

Как бухгалтер, так и юрист являются важными элементами бизнеса, именно благодаря их работе обеспечивается эффективное взаимодействие с госслужбами. Они помогают систематизировать документооборот и избежать проблем с законом.

На начальных этапах предприниматель может привлечь аутсорсинговую компанию, если у него нет финансовых возможностей нанять юриста и бухгалтера в штат.

Хорошо, если компетентного специалиста могут порекомендовать знакомые.

Как избежать ошибок при помощи решений LegalTech

Сегодня избежать многих проблем, которые возникают при общении бизнеса с госорганами, можно с помощью технологий LegalTech. Это инструменты для оптимизации работы юристов: сервисы справочно-правовых систем, системы проверки контрагентов, сервисы составления проектов договоров и др.

В России рынок технологий LegalTech — не новое явление, но он еще не успел массово охватить бизнес. Многие предприниматели, особенно на начальном этапе, при взаимодействии с госорганами допускают ряд ошибок.

Рынок IT-решений в области права активно развивается, и существующие технологии позволяют уже не просто просмотреть требуемые сведения о конкретной компании. Есть сервисы, которые осуществляют полную правовую проверку компании на соответствие действующему законодательству. Существуют также вспомогательные сервисы, которые оказывают поддержку от этапа обращения в государственные органы до момента выдачи необходимых документов.

Сегодня предприниматели получили возможность выбора: самостоятельно изучать юридическую специфику своей отрасли, передать все коммуникации с государственными структурами на аутсорс или применять технологии LegalTech и RegTech. Для осознанного выбора необходимо понять, какой вариант является оптимальным в конкретной ситуации, грамотно расставить приоритеты и оценить, достаточно ли будет имеющихся ресурсов.

Арсен Григорьян, основатель компании «Эргиус»

Источник: kontur.ru

Тема 6. Методы и формы взаимодействия государства и бизнеса.

Студент должен знать: основные методы и формы взаимодействия государства и бизнеса; систему контрактирования, выступающую формой реализации государственного заказа на производство товаров и услуг; понятие и сущность смешанного частно-государственного предпринимательства; особенности взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционной сфере; формы владения бизнесом государственными ресурсами (аренда, концессия, траст государственного имущества); механизмы взаимодействия государства и бизнеса при помощи института корпоративизма и трипартизма; основные правовые акты в данной сфере.

Студент должен уметь: представлять механизм взаимодействия государства и бизнеса на современном этапе; приводить примеры как успешного, так и неудачного взаимодействия государства и бизнеса, анализировать причины и последствия такого взаимодействия; ориентироваться в правовых актах, регламентирующих сферу взаимодействия бизнеса и власти.

Содержание темы: Поиск корпорациями точек соприкосновения с государственными органами. Контрактная система. Смешанное частно-государственное предпринимательство. Взаимодействие в инвестиционной сфере. Аренда, концессия, траст государственного имущества.

Корпоративизм и трипартизм.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  7. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р.
  8. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008г. / http://koet.syktsu.ru/download.htm.
  9. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес) / Отд. Экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – 414 с. – (Системные проблемы России).
  10. Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений. М.: Издательский центр «Акционер», 2002 – 264с.
  1. Вопросы экономики.
  2. Экономист.
  3. Хозяйство и право.
  4. Вестник «Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера» Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета / http://koet.syktsu.ru/vestnik/otredakcii.htm.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  6. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р.
  7. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008г. / http://koet.syktsu.ru/download.htm.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин