Люди, принимающие участие в деятельности организации, рассматриваются в качестве важнейшего ресурса. Именно сотрудники обеспечивают эффективность деятельности предприятия и достижение поставленных целей. Несмотря на развитие информационных технологий, человек по-прежнему оставляет за собой лидирующие позиции и обеспечивает гибкое и качественное управление. Поэтому роль человеческого фактора в организации оценивается как самая значимая.
Однако индивид в системе трудовых отношений осуществляет функции, которые делают его скорее не объектом, а субъектом управления. Выступая в качестве центральной фигуры в организации, индивид занимается принятием управленческих решений, структуризацией компании, использует личностные особенности и способности для достижения поставленных целей. Он вправе использовать структуру своих знаний, умений и навыков, указывать на процессы, которые выполняют другие индивидуумы и корректировать их. Знания и навыки могут использоваться и для принятия решений, и для их исполнения, особенно когда сотрудник только начинает карьерный путь, и нуждается в адаптации к организационным условиям.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Человеческий фактор может трактоваться с точки зрения нескольких понятий, а именно, как:
- рабочая сила;
- трудовые ресурсы;
- личность;
- работник;
- рабочий.
Деятельность сотрудника определяется возложенными на него обязанностями, наличием прав, достаточного уровня квалификации и особенностями занимаемой должности. Человек играет важную роль в организационных процессах, поскольку благодаря человеческому капиталу компания может достигать высот, демонстрировать конкурентоспособность. Людьми определяется имидж компании, также человек осуществляет исследовательскую деятельность, определяет направления и объем инвестиций и вложений в компанию, собирает команду единомышленников. И во всем этом определяющим является человеческий фактор.
Замечание 1
Рабочая сила – это совокупность умственных и физических способностей индивида, которыми он пользуется для производства материальных благ и услуг, причем упор в его профессиональной деятельности делается на материальную составляющую, поскольку деятельность организации ориентирована на получение выгоды, соответственно игнорировать финансовый и экономический аспекты невозможно.
«Роль человеческого фактора в организации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Человеческий фактор раскрывает человека с точки зрения разных измерений — как сотрудника компании, как гражданина и семьянина, как человека, который является источником идей. Личный фактор характеризует многообразие качеств работника, которые проявляются в процессе трудовой деятельности.
Человек имеет собственные представления о том, как должен складываться рабочий процесс, какими установками следует руководствоваться для достижения поставленных целей. Человеческий фактор будет непрерывно присутствовать в трудовой деятельности индивидов, поскольку сотрудники обладают набором характеристик, черт характера, знаниями и опытом. Без их проявлений они не смогут грамотно демонстрировать способности и возможности, не будут допущены к принятию решений. Изучением человеческого фактора занимаются психологи, менеджеры и управленцы. Особенность человеческого фактора состоит в постоянстве, субъективности и адаптированности.
Роль человеческого фактора в развитии организации
Человеческий фактор определяется с точки зрения организационной системы. Сотрудники, которые относятся к организации или учреждению, объединены целью ее деятельности. Совместное времяпровождение, трудовой процесс, принятие решений влияют на характер человека, мотивацию работника. В структурном плане человеческий фактор прежде всего — это личность, рабочая группа, коллектив.
Единая цель заставляет сотрудников менять представления о характере деятельности, иметь гибкий ум, овладевать новыми знаниями и умениями. Помимо того, что человеческий фактор — это коллективный работник, это еще и коллективный субъект общественной жизни.
Субъект имеет структуру:
- социальную — совокупность черт характера, коммуникаций и круг общения;
- демографическую — семейные отношения, дети, супруг/супруга;
- экономическую — финансовое положение и статус индивида в обществе и организации;
- политическую — мировоззрение, идеология.
Элементы человеческого фактора взаимосвязаны, в совокупности они дают лучшее понимание того, как развивать общество, как достигать поставленных целей и реализовывать эффективную экономическую деятельность. Индивид — полноценный и сознательный участник общественного развития, нельзя принижать роль отдельного человека в сравнении с обществом. Являясь экономико-политическим термином, человеческий фактор вызывает интерес со стороны менеджеров, управленцев, психологов. Работник организации — значимый фактор развития бизнеса, поскольку человек с привычками и желанием работать способен достигать собственные и корпоративные цели. Индивид формирует организацию как институт, из рядового сотрудника может переквалифицироваться в менеджера и грамотного управленца.
Человеческий фактор проявляется в системе отношений «человек-организация». Эта система отношений включает совокупность связанных элементов, определяющих порядок взаимодействия индивида и организации. В процессе деятельности компания предоставляет сотруднику материальные и денежные ресурсы.
Цель компании — получить продукт, который в перспективе принесет организации прибыль. Но доверить разработку продукта технологиям и системам невозможно, ведь они не умеют учитывать гибкий спрос потребителя, истинные пожелания личности. Поэтому сотрудники-люди так ценятся в компаниях, какими бы организации не были компьютеризированными и технологически подкованными. Будучи частью компании, индивид осуществляет функции в условиях сформированной среды. Среда характеризуется несколькими показателями:
- организационно-экономическим;
- социально-культурным;
- правовым;
- институциональным.
Замечание 2
Показатели влияют на экономическое поведение индивида. Являясь частью крупной компании, человек аккумулирует силы в пользу достижения поставленных целей. Личные цели переплетаются с текущими обязанностями, индивид воспринимает компанию и ее задачи как свои собственные. Мотивация является одним из факторов достижения успеха, а также частью структуры человеческого фактора.
Источник: spravochnick.ru
1.9. Человеческий фактор и его роль в развитии организации
Важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех экономики организации, является ее персонал (люди) – кадровый потенциал предприятий и организаций. Квалификация, профессионализм, компетенция, мотивация персонала предприятий определяют возможности внедрения современных технологий производства и управления, инновационного преобразования рабочих мест с целью обеспечения роста производительности труда и конкурентоспособности.
Можно выделить несколько факторов повышения роли человеческого фактора в современном производстве. Эффективное использование «человеческого капитала» стало такой же актуальной задачей, как и использование финансовых, технологических и других ресурсов. Это было обусловлено рядом причин.
1. Принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых видов техники, технологий и методов производственной деятельности. 2. Обострение конкуренции на мировом рынке продукции и услуг, повышение значимости качества продукции и услуг. 3. Повышение образовательного и культурного уровня работников. 4. Изменение форм организации труда на предприятии.
5. Изменение возможностей контроля над сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. 6. Изменение взгляда руководителей на управление персоналом как второстепенный фактор управления. Таким образом, в современных условиях знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценностно-мотивационная сфера работников любого предприятия становится все более важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом.
1.10.Классификация персонала
Источник: studfile.net