Социальный проект – это особая форма организации деятельности, способствующая достижению социально значимого результата в установленные сроки посредством заранее определенной последовательности и способов действий.
В таком случае, в чём отличие «социального» проекта от других проектов?
Социальный проект — это такой проект, который, или иначе, связан с решением проблем самого человека, семьи, общества, общением человека, сферами его жизнедеятельности, взаимодействиям между людьми и т.д.
Таким образом, социальные проекты — это проекты, связанные с образованием, чистотой в городе, отношением к разным слоям населения и другими.
Когда мы хотим сделать тот или иной проект, особенно социальный, нам нужно с самого начала определить следующее:
1) Проблема, которую мы хотим решить, реализовав социальный проект, должна волновать не только нас самих. Она должна волновать всех, кто о ней прочтет, тогда на этот проект можно найти финансирование.
2) Любой проект должен быть направлен на достижение четко сформулированной цели;
3) Должна быть интересная ИДЕЯ и заранее определена последовательность и способы действий;
4) Реализовываться с использованием ограниченного количества ресурсов (то есть, нужно посчитать, сколько денег понадобится для реализации проекта, сколько людей должно быть в команде, какие еще средства нужно привлечь конкретно, составить бюджет);
5) Осуществляться в установленные сроки;
6) Оцениваться на основе конкретных показателей (количественных и качественных), которые разрабатываются до начала выполнения проекта.
7) Эффективность социального проекта возрастёт при наличии социальной рекламы, в которой в сжатой форме излагается суть проблемы и способы её решения.
Теперь. Для того, чтобы социальный проект реализовался, нужно подумать об источниках финансирования.
Есть несколько вариантов.
Есть несколько вариантов.
1) Идеальным вариантом является проект, который:
— будет решать социальную проблему;
— будет зарабатывать деньги, то есть произойдет монетизация идеи.
То есть социальный проект будет и бизнес — проектом, с видимым бизнес — результатом, и, в то же время, решающим социальную проблему. (для примера, решение социальной задачи- трудоустройство инвалидов, а бизнес-идея- партнерская программа бизнеса через Интернет).
2) Нужно искать компании, государственные организации, частных лиц, которые этот проект профинансируют на тех или иных условиях.
Если Вы хотите найти средства на финансирование проектов, то нужно писать проект по правилам и рассылать его в соответствующие инстанции.
Существуют комитеты по социальной политике, специальные фонды, учреждения, к которым можно обращаться при наличии проекта.
Кроме того, подобные проекты могут найти поддержку у частных компаний и физических лиц.
Каждый проект имеет 5 основных разделов, в которых автор проекта демонстрирует свою компетентность в предлагаемой к решению проблеме. Для этого автор описывает положение дел по избранной проблематике в регионе или конкретной местности, где планирует реализовать проект, грамотно и корректно выделяет цели, задачи и способы их решения, описывает, какие действия, в какой последовательности, кем и с использованием каких ресурсов планируется предпринять для решения поставленных задач, как будут отслеживаться и оцениваться полученные результаты.
Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, (1) целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, (2) которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и (3) воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Проекты можно классифицировать по пяти различным критериям:
По характеру проектируемых изменений выделяются инновационные и поддерживающиесоциальные проекты. Задача инновационных проектов – внедрение принципиально новых разработок.
Поддерживающие проекты (реанимационные или реставрационные) решают задачи сохранения, рационального использования и обогащения социальных объектов.
По направлениям деятельности: образовательные, научно-технические, культурные и т.д.
По особенностям финансирования выделяются инвестиционные (извлечение прибыли); спонсорские (реклама); кредитные, бюджетные, субсидируемые (государственное финансовое пособие юридическим и физическим лицам в виде ассигнования на покрытие убытков, сбалансирование бюджета и т. д.); благотворительные проекты.
По масштабу: микропроекты, малые и мегапроекты (целевые программы, состоящие из проектов).
По срокам реализации выделяют краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные социальные проекты (10-15).
Источник: cyberpedia.su
О социальных и бизнес-проекты
Кроме словосочетание «социальные исследования» в этой книге другое часто употребляемое — «социальные проекты». Какова специфика таких проектов по сравнению с бизнес-? Насколько опыт социальных проектов может быть близким или далеким для тех читателей, которые не работают в третьем секторе?
Стоит заметить, что социальные проекты реализуют не только общественные организации, но и частные инициативные группы, государственные структуры иногда даже бизнес. Ведь ряд крупных компаний имеют специальные отделы, которые занимаются благотворительными инициативами, а средний и мелкий бизнес тоже может быть инициатором и участником различных местных общественных инициатив.
Автору нередко приходилось слышать мнение, что целью деятельности общественных организаций является решение различных социальных проблем, а бизнеса — прибыль; общественный сектор помогает людям решить их проблемы, зато бизнес зарабатывает на проблемах людей. Однако бизнес — это совсем не обязательно слепая погоня за прибылью, подобно тому как работа третьего сектору- не обязательно «грантоедство».
Так же как бывают качественные общественные проекты, не имеющие ничего общего с феноменом «грантоедства», бывает бизнес «с человеческим лицом» — бизнес как эффективная реализация идеи и удовлетворения определенных потребностей людей, разнообразие их жизни и повышение его качества. По мнению автора, ключевая разница между социальными и бизнес проектами не в мотивации их исполнителей. Ведь многие, задействованных в третьем секторе, работают не на волонтерской, а на платной основе, то есть зарабатывают себе на жизнь подобно людей, занятых в бизнес проектах. В то время как в бизнес проекте, так и в социальном мы стремимся предоставить услуги или товары, которые нужны тем или иным людям — потенциальным потребителям / получателям этих товаров или услуг.
Но есть ключевое отличие. В бизнес-проекте потребители наших услуг или товаров платят за продукт достаточно, чтобы полностью покрыть расходы на его производство и, желательно (для нас), оставить нас с прибылью, которым сможем распоряжаться по своему усмотрению: инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса, выплатить премии наемным работникам, потратить на благотворительность или частные нужды. Зато в социальном возвестят потребители нашего продукта (или бенефициары нашего проекта) не платят за него или платят меньше его себестоимости, а создание товара или услуги финансируется одним, несколькими или даже многими благотворителями. Это обстоятельство и определяет специфику работы с социальными проектами.
В деловом проекте должны убедить потенциальных потребителей, что им нужен наш продукт. Зато в социальном проекте должны убедить потенциальных спонсоров, грантодателей, благотворителей, что его потенциальные результаты стоят финансирования. Бизнес-проект конкурирует с другими бизнес-проектами за внимание потребителей. Социальный проект конкурирует с другими социальными проектами за внимание доноров.
В социальном проекте мы подотчетны донорам и по его течения, и по результатам. Тратить средства можем только согласно предварительно согласованному с донором смете. Если нам удается сэкономить определенную сумму, мы не можем ею распоряжаться, зато обязаны или вернуть ее грантодателей, или получить от него разрешение использовать эту сумму на конкретные расходы, полезные для реализации проекта. Конечно, если мы объединяем роли донора и исполнителя (то есть за свой счет финансируем свой проект), то подотчетны только себе.
Такая специфика социальных проектов оставляет не так много пространства для импровизации и эксперимента и требует максимально четкого видения проекта еще на том этапе, когда подаем его финансирования. Ведь любые изменения, необходимость которых мы осознаем уже в процессе работы, должны быть согласованы с нашими грантодателями. Последние нередко готовы пойти навстречу Грантера и пересмотреть проект уже в процессе его течения, если предложенные изменения будут обоснованными. Но в основном все эти изменения возможны только в рамках имеющегося гранта, то есть увеличение финансирования невозможно. Поэтому в социальных проектах особенно важно понимать заранее специфику и объемы работы.
В деловом проекте мы постоянно заботимся не только качеством продукта, но и тем, довольный клиент, обратится к нам снова, или порекомендует наш продукт другим. В социальном — не только результатом проекта, но и тем, доволен грантодатель, или сотрудничать в будущем и или порекомендуют нас другим грантодателям, ведь без проектного финансирования возможности общественной организации весьма ограниченными.
Учитывая эту специфику, в третьем секторе приходится уделять особое внимание детализированном, грамотном прописывания проектных заявок и корректном отчетности. Поэтому книга содержит ряд акцентов на том, как грамотно представлять запланировано исследование в заявке на выполнение социального проекта.
Несмотря на различия, логика планирования, управления и оценки социальных и бизнес-проектов является одновременно и подобной. В социальном проекте, как и в деловом, должны быть четкая цель и четкий план ее реализации, соответствует реальным возможностям исполнителей. В обоих случаях необходимо сплотить для общей работы компетентных людей и найти достаточные материальные и финансовые ресурсы. В обоих случаях необходимо понимание количественных и качественных аспектов результата, которого хотим. Поэтому между социальными и бизнес-проектами в итоге больше общего, чем различий.
Сходство проявляется даже в том, что не только деловой, но и социальный проект может быть убыточным. Как такое может произойти в случае социального проекта, если на нем не зарабатывают? Дело в том, что, хотя донор обычно предоставляет достаточно авансовое финансирование, контракт может предусматривать требование возврата всех средств или по крайней мере их части при некорректной работе [1] . Такие ситуации вполне реальные и иногда случаются даже с опытными, респектабельными грантерами.
Итак, опыт социальных проектов хотя и ближайший специалистам третьего сектора, но является релевантным и для более широкого круга людей. Где бы вы работали, если хоть немного интересуетесь практикой планирования и реализации социальных / социологических исследований, вы найдете в этой книге то, что сможете соотнести с собственным опытом.
- [1] На практике такое случается крайне редко, только в случае откровенно нецелевого использования средств или исключительно неудачного продукта в рамках проекта. Обычно в случае неудовлетворенности проектом гранта хотя и остается с деньгами, но имеет репутационные потери в глазах своего донора, уменьшает шансы на дальнейшее финансирование. Причем иногда Грантодательская организации обмениваются информацией о грантополучателей, поэтому неудачный проект может нанести репутационный ущерб в глазах нескольких доноров одновременно. Грантодатели также не всегда дают средства авансом. Иногда от организации ожидают выполнения определенной части проекта и только при условии удовлетворительной работы грантодатель перечисляет средства.
Источник: studbooks.net
Чем отличается социальный проект от бизнес проекта
Что такое социальный проект и чем он отличается от бизнес-проекта? Лекция директора Центра поддержки общественных инициатив Ольги Юдаевой в текстах , фото , видео и аудио
Что такое социальный проект и чем он отличается от бизнес-проекта? Лекция директора Центра поддержки общественных инициатив Ольги Юдаевой
17 марта 2022
Где найти средства на реализацию своего проекта? В чём различия социального проекта и бизнес-проекта? Что такое целевая аудитория и как её определить? Об этом и многом другом в своей лекции рассказывает директор Центра поддержки общественных инициатив (Тольятти) Ольга Юдаева. Телевизионная редакция «Толк ТВ» представляет полную запись лекции.
Что такое социальный проект и чем он отличается от бизнес-проекта? Лекция директора Центра поддержки общественных инициатив Ольги Юдаевой
Источник: talk-on.ru