Хотя этические нормы на Западе стали развиваться гораздо раньше, в России тоже была своя предпринимательская этика.
Современная этика бизнеса в России не должна формироваться на голом месте, ведь российское предпринимательство имеет свои, очень интересные исторические традиции. Правда, мнение о них далеко не однозначное. В одной стороны, российские предприниматели старались следовать «Принципам ведения дел в России», которые были выработаны деловым сообществом и которые провозглашали главными добродетелями честность, верность своему слову и отечеству. С другой стороны, существовало мнение о российских купцах как о плутах, причем с позиции заморских купцов они выглядели совсем уж нелицеприятно.
Многие иностранные авторы так оценивали торговые нравы России: «Русские купцы в своих сделках всегда прибегают к обманным клятвам и обещаниям»; «У русских купцов нет ни малейшей добросовестности…Добросовестность – эта единственная основа торговли –не существует в России».
В любом случае, более низкий в среднем этический уровень российских торговцев, особенно до XIXв., безусловно, был связан с более низким уровнем развития экономики, общества и культуры России по сравнению с европейскими странами.
Как идеи православия повлияли на формирование этики бизнеса в России? Чрезвычайно интересным представляется мнение русского философа Николая Бердяева. Он пишет: «Русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность – западноевропейский идеал.
Русский идеал – святость… Русское православие, которому русский народ был обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач перед личностью среднего русского человека. Смирение было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Русский человек привык думать, что бесчестность – не великое зло…»[28]
Также интересно отношения русского человека к богатству. Павел Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» писал: «Само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем теперь на Западе или в Америке. На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой… Нужно сказать вообще, что в России не было того «культа» богатых людей, который наблюдался в западных странах». [29]
М.Л. Лучко рассказывает об истории российской бизнес – этике. «Еще Петр I пытался в свое время «привить» в России правила честных деловых отношений и внутри страны, и в отношениях с иноземцами, сурово карая провинившихся силой своей власти. Говоря о российских традициях в предпринимательской этике, нельзя не сказать и о том, что девизом русских купцов и промышленников в XIX в. становиться принцип «Честь превыше прибыли!».
Попытки укрепить на государственном уровне нравственных основ предпринимательства в России стали более заметными в XVIII — XIX вв. Еще в 1733 г. российская Коммерц-коллегия издает указы, в которых регламентируются правила торговли внутри России с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики. Уже тогда начинают прилагать усилия по борьбе с недобросовестной конкуренцией и нечестной торговлей. Причем параллельно с принятием законов и указов, предусматривающих административные и уголовные наказания за проступки деловых людей, пытались воздействовать на провинившихся путем морального осуждения в обществе». [30]
Еще не так давно, если верить данным социологических исследований, имидж российских предпринимателей находился на критически низком уровне. При этом сам бизнес как сфера деятельности воспринималась в целом положительно, но формы его воплощения в России оценивались «как совершенно неприемлемые».
Отношения к нашим отечественным предпринимателям меняется не так уж быстро. Пока нельзя сказать, что общественное мнение о них в целом благоприятное. А это не способствует развитию нормального бизнеса у нас в стране, так как в «агрессивной внешней среде обитания» российским предпринимателям сложно рассчитывать на большие коммерческие успехи. Еще более негативная оценка российских бизнесменов нередко звучит из уст их зарубежных партнеров. «То, что на Западе считается бесчестно, в России считается здравым смыслом». (А. Крейг Копетас, американский ученый, журналист).
Именно различие в понимании основ этичного поведения в сфере предпринимательства на практике часто служит главным препятствием к развитию долговременных деловых контактов с зарубежными партнерами. Это отнюдь не означает, что в странах с развитой рыночной экономикой бизнес всегда ведется честно. Однако никто не отрицает, что на Западе уже сложилось представление о правилах игры, нарушение которых приводит к выталкиванию нечестных предпринимателей из их среды и с рынка вообще. Это если речь идет о неписанных этических правилах, а уж если были нарушены законы…
Наши бизнесмены в подавляющем большинстве не только не имеют такого представления. Они даже не подозревают, насколько сильно влияет соблюдение норм этики бизнеса на формирование положительного имиджа компании и на ее коммерческий успех. До сих пор считается, что «роскошь этичного бизнеса» могут позволить себе лишь немногие, ведь этика и прибыль – понятия почти противоположенные.
Сегодняшний день дает немало примеров необязательности, непорядочности, а то и просто обмана в относительно молодом российском бизнесе.
Журнал «Экономика и жизнь» оповещает нас о следующих фактах. «Чтобы не отставать от западных коллег, еще в 90-е годы некоторые «продвинутые» российские предприниматели стали разрабатывать этические кодексы для своих компаний. Например, Совет Российской торгово-сырьевой биржи (РТСБ) уже вскоре после учреждения одобрили свод моральных требований к брокерам и другим категориям работников – своеобразный кодекс чести, основные положения которого актуальны отнюдь не только для биржевиков». [31]
М.Л. Лучко в книге «Этика бизнеса – фактор успеха» рассказывает о том, как разрабатывались кодексы в российских компаниях. «Этические кодексы российских компаний составлялись с учетом выработанного зарубежного опыта. В них, как правило, представлены разделы, посвященные отношениям с основными группами стэйкхолдеров: сотрудников компании, ее клиентов, деловых партнеров, конкурентов, госструктур. Рассматриваются в кодексах и такие важные вопросы, как конфликт интересов, взяточничество, отношение к охране окружающей среды ит.п.
Отрадно сознавать, что большинство крупных компаний уже имеют свои этические кодексы. И пусть часто это – дань моде, срисовывание картинки западных компаний, но без такого этапа в формировании нормальных правил игры не обойтись. Сначала надо хотя бы осознать необходимость своих правил бизнеса, правил деловой этики, или этических кодексов, задуматься над тем, зачем все это нужно; потом – кодексы должны рано или поздно заработать.
Много крупных российских компаний уже осознали важность проблем социальной ответственности и, перенимая опыт зарубежных фирм, разработали в последние годы свое видение. Например, в компании РУСАЛ сформулирована так называемая миссия, иными словами, обязательства, которые она добровольно берет на себя перед обществом в самом широком смысле слова.
В крупнейшей нефтяной компании ЛУКОЙЛ существует не этический кодекс, а социальный кодекс, в котором речь идет непосредственно о социальной ответственности. Это один из наиболее подробных и хорошо разработанных кодексов подобного рода.
Отрадно, что российское бизнес-сообщество осознало необходимость, во-первых, изучать вопросы этики бизнеса и социальной ответственности; во-вторых, пропагандировать удачный опыт; в-третьих, помочь нашим предпринимателям понять, что в нынешних условиях уже нельзя отмахиваться от этих проблем, надо просто проанализировать все «плюсы» и все трудности соблюдения этических норм бизнеса.
Нужно также упомянуть о том, что в октябре 1997 г. прошла презентация национального фонда «Российская деловая культура». Главной целью этой программы названа помощь отечественным предпринимателям «в быстром овладении навыками современной деловой культуры и и использование отечественного и зарубежного опыта». За время существования этой программы были разработаны принципы бизнеса в современной России «Двенадцать принципов ведения дел в России».
Очень важным фактором интеграции российских деловых кругов и специалистов в области этики бизнеса и деловой культуры является международная поддержка, которую получила национальная программа «Российская деловая культура».
Конечно, не смотря на разные этические кодексы в компаниях, несмотря на благотворительные программы и социальные проекты, этика бизнеса в сегодняшней России находится пока на относительно низком уровне. Какие же причины способствуют тому, что российская этика бизнеса пока еще находится в зачаточном состоянии, несмотря на то, что рыночную экономику мы развиваем больше 15 лет?
1. Религиозные факторы. Как правильно заметил Николай Бердяев, в традициях православной религии было ценить в верующем не «честь и честность», а «святость и смирение». Идеи православия не создали для российский предпринимателей моральных стимулов заниматься бизнесом.
2. Исторические факторы. Капитал начал развиваться только с 70-годов XIX в. А этика бизнеса и деловая культура, так же, как и этика и культура вообще, тесно связаны с экономической и культурной стадией развития общества.
3. Национальные факторы. Российское общество – многонационально. Неоднородный этнический состав населения, разные группы которого имеют свои традиции, религиозные верования и национально – психологические особенности, — все это затрудняет выработку единых норм этики бизнеса в России.
4. Синдром советского прошлого. Какая могла быть этика того, чего не существовало при социализме – самого бизнеса?
5. Трудности переходного периода. В условиях разрушения старой системы ценностей новая появляется не так быстро, поэтому пока нельзя говорить о зрелой, сформировавшейся российской системе этических норм бизнеса.
6. Трудность «первоначального накопления капитала».
7. Проблемы выживания. С конца 80-х годов XX в. отечественным предпринимателям пришлось пережить много разных кризисов, дефолтов и т.п.
Несовершенство законодательной базы. С создавшихся условиях многое предприниматели стараются обмануть государство. Предсказуемость государственной политики весьма относительна.
8. Всеобщая безнаказанность.
9. Отсутствие «хороших примеров». До недавнего времени в вопросах этики бизнеса царил почти «полный штиль», в чем заслуга и наших СМИ, и предпринимательских структур. Нет еще подробного, серьезного анализа вопросов социальной ответственности компаний, нет освещенных примеров незаконного или неэтичного поведении. В итоге – полное непонимание «что такое хорошо и что такое плохо».
Что делать для того, чтобы уровень российской этики бизнеса повысился?
· Больше освещать в российских СМИ опыт лучших и худших компаний;
· Вводить курсы по этике бизнеса в школах и вузах;
· Проводить больше круглых столов и семинаров по этике бизнеса и социальной ответственности в среде менеджеров и предпринимателей;
· Развивать сотрудничество с западными фирмами для использования их опыта в этой области;
· Государству более активно поддерживать социально ответственные компании (снижение налогов и другие экономические льготы);
· Создать более эффективное законодательство, которое будет и более справедливым к предпринимателям, и более нетерпимым к нарушению законов;» [32]
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Проблема этики бизнеса. Иерархические уровни этики бизнеса.
Этичное ведение бизнеса сопряжено с возникновением проблем на предприятиях и в обществе и необходимостью их решения. Новые схемы бизнеса (к примеру, генная инженерия) требуют осмысления и вписывания в этические рамки, из-за чего они какое-то время находятся вне этики (клонирование тканей человека, животных).
Немаловажный аспект связан с защитой окружающей среды и интересов потребителей. Организации, как правило, спонсируют зеленые движения и экологические программы. Однако здесь нет четкой грани между поддержкой зеленых и откупом от них. Тем более что, когда принимаются законы, повышающие экологическую ренту, промышленники лоббируют их смягчение, угрожая ростом цен, издержек и увольнениями.
Защита интересов потребителей выливается только в рекламу заботы об их комфорте и безопасности. Например, нефтяные компании в последние годы стали называться «энергетическими». В рекламных роликах по добыче нефти и производству топлива они делают упор на новые возможности и комфорт, который дают свет и тепло, езда на автомобиле или авиаперелеты. О вредных выбросах этих предприятий, их «лисьих хвостах» и разрушении экологии не говорится ни слова, хотя никакая прибыль нефтяных компаний не оправдывает разрушения окружающей среды.
В настоящее время актуальными становятся проблемы этики, связанные с цифровыми технологиями, с развитием сети Интернет и баз данных. Здесь выделяют три этических аспекта. Первый относится к работе сотрудников внутри компании. Второй связан с темой виртуальной занятости, когда работодатель не знает своего сотрудника в лицо. Третий касается распространения информации и доступа к ней посредством сети Интернет.
Всемирная сеть изменила взаимоотношения работодателя и работника в тех сферах бизнеса, где основной формой организации деятельности являются проекты. Речь, в частности, идет о проектировщиках, инженерах, журналистах и т. д. Появилась возможность объединять сотрудников в разных городах и странах, нанимать на временную работу специалистов в той или иной области, а также трудиться 24 часа в сутки.
Первооткрывателями в данной области стали производители программного обеспечения в США и Европе. Однако повышение, эффективности из-за роста производительности и снижение издержек, вследствие разного уровня оплаты труда в различных регионах, приводят к сокращению рабочих мест в развитых странах. Наймы временных работников вызвал и ряд проблем. Прежде всего, виртуальные отношения требуют высокое степени доверия между работодателем и работником, т. к. фактически все держится на электронной переписке.
Таким образом, этика бизнеса на современном этапе развития имеет еще много трудноразрешимых проблем как на уровне отдельно взятых международных компаний, так и на уровне законодательном, политическом. Исходя из вышеописанных характеристик бизнеса и проблем деловой этики, можно сделать вывод, что она в широком понимании затрагивает все сферы жизнедеятельности общества: мировые связи, глобализацию, экономику, внедрение новых технологий, окружающую среду, рынок труда, политику, права человека и многое другое. Поэтому целью этики бизнеса должно быть принятие целесообразных решений, вступление на путь цивилизованного процветания, не наносящего ущерба обществу.
Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях: Мировой уровень (гипернормы) это нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса». В сжатом виде они сводятся к следующему:
— социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих, акционеров, а также населения);
— модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
— повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны — искренность, честность, выполнение обещаний);
— уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
— признание верховенства этических норм (некоторые
сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки
— содействие свободе многосторонней торговли;
— охрана окружающей среды;
— отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, терроризм, наркоторговля и др.).
Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.
Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики) — это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или в национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двенадцать принципов ведения дел в России»). Важнейшими тут являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие дискриминации на рынке труда.
На корпоративном уровне (микроуровень — в масштабе отдельное фирмы и её» клиентов) принципы доверия и отсутствия дискриминации раскрываются в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т. д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.
Учитывая вышеизложенное, можно предложить некоторые правила и рекомендации, учет которых может помочь формировать такое многогранное понятие как корпоративная этика:
— выработать привычку: все, с чем сталкиваетесь; рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела, но в то же время учитывать и интересы партнера;
— выполнять обещания в срок. Если не смогли это сделать
— не оправдываться, а определить новый срок и сдержать слово;
— отклонять тактично и вежливо предложения, не представляющие интерес для фирмы;
— избегать самоуверенности, будучи уверенным в себе;
— анализировать неудачи, сбои или промахи;
— понимать в общении с людьми не только то, что сказано, но и то, что не высказано;
— руководствоваться в работе тремя «не»: не раздражаться, не теряться, не распыляться;
— быть терпимым к недостаткам людей (если эти недостатки не мешают непосредственно вашему бизнесу);
— помнить, что человека можно оскорбить не только словом, но и позой, жестом, мимикой;
— избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении, т. к. в этом явно видны переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим;
— уважать человека, т. к. унижение никогда не забывается и не прощается. Бояться поступить несправедливо, т.к. это всегда сильно задевает людей;
— обращать особое внимание на нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентиры могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Основы этики — это тот путь, который помогает понять организационное «Зазеркалье»;
— относиться скептически к предложениям, призывающим к быстрой трансформации культуры;
– оценить значимость основных организационных символов (название компании, логотип, лозунги) для сотрудников;
— вводить организационные обряды для усиления культуры;
— воплощать абстрактные идеалы в своей повседневной деятельности. От менеджера требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать это вниз по уровням организации.
Особое значение имеет этика переговоров и разрешение конфликтных ситуаций. Этика переговоров — морально-нравственная категория, выражающая кодекс сводных правил общения партнеров в процессе переговоров, создающих определенный морально-психологический климат в предпринимательской деятельности.
Этика рыночных отношений отражает социальную ответственность предпринимателей, их общественную миссию. В отличие от комплексов юридических норм, этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. В последнее время в России этике, деловому этикету уделяется больше внимания. Считается, что в условиях рыночной экономики 15 % успеха менеджера зависит от профессиональных знаний и 85 % — от искусства общения, владения приемами собственной презентации.
В рамках норм предпринимательского поведения действуют специальные рекомендации для лиц, участвующих в переговорах. Среди них: внешний вид и привычки; порядок представления и знакомства; требования к визитным карточкам; умение держать себя на визитах, в обществе, в гостях; организация официальных и неофициальных приемов и встреч.
Основные требования делового этикета: пунктуальность и обязательность; бережное отношение к своей репутации; проявление внимания и уважения к партнеру; настрой на компромисс; немногословность. Деловая этика, помимо общей культуры поведения, включает в себя также специальные приемы, способствующие успеху делового общения, основанные на психологии:
— относиться к людям с уважением;
— не критиковать своего партнера. Критика в деловых отношениях бесполезна, она задевает гордость и заставляет обороняться;
— интересоваться другими людьми, их делами. Во время деловых переговоров учитывать не только свои интересы, но и интересы партнера: «сначала заглянуть в чемодан партнера, затем открывать свой»;
-стараться произвести хорошее впечатление на партнера, чаще улыбаться. Человек без улыбки не должен открывать магазин;
— обращаться к людям по имени. Звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия.
— беседовать с партнером о том, что ему интересно. Изучить партнера. С людьми, преодолевшими большие трудности, полезно говорить о них;
— уметь делать людям комплименты. Для этого надо учиться открывать в людях хорошее;
— не всегда говорить неприятную правду. Если ваш партнер купил что-то очень дорогое, не напоминать ему об этом;
— избегать острых углов. Единственный способ одержать верх в споре — уклониться от него. Нельзя говорить: «Я вам докажу». Это равносильно тому, как если бы сказать: «Я вас умнее»;
— не начинать переговоры со спорных вопросов. Не давать партнеру возможности сказать: «нет»;
— стараться внушить партнеру, что ваша идея — это его идея. Надо стремиться к тому, чтобы клиент захотел купить.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение термину «этикет».
2. Чем обусловлен рост социальной значимости этического момента в государственной службе?
3. Что представляет собой этика государственной службы?
4. Назовите принципы, составляющие основу этических кодексов в системах управления многих стран.
5. Дайте характеристику принципу законности.
6. Что характеризуют этические принципы государственной службы?
7. В чем различие этических принципов от этических норм?
8. Дайте определение термину «межролевой конфликт».
9. Где межролевой конфликт проявляется наиболее остро?
10. Дайте определение социальной ответственности этики бизнеса.
11. Перечислите проблемы этики бизнеса.
12. Иерархические уровни этики бизнеса и их характеристика.
Источник: poisk-ru.ru