Что отличает этику ведения российского бизнеса найдите в тексте характеристику этих особенностей

Российская этика бизнеса в контексте национальных особенностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ЭТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС ЭТИКА / РОССИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ETHICS / ORGANIZATIONAL BEHAVIOR / NATIONAL BUSINESS ETHICS / RUSSIA / NATIONAL CULTURE / NATIONAL VALUES / ETHICAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черепанова Наталья Владимировна

Анализируются основные элементы бизнес этики , позволяющие утверждать, что этические воззрения не могут носить универсальный характер, поскольку в основе лежат принципиальные культурные различия. Установлены элементы, указывающие на отличия в бизнес этике России , США и европейских государств. Сделаны выводы о культурных предпосылках, которые позволяют увидеть причину, по которой бизнесмены России и США будут по-разному реагировать на аналогичную этическую дилемму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черепанова Наталья Владимировна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Адаптация иностранных участников международного рынка к условиям ведения бизнеса в России
Языковое воплощение особенностей бизнес-культуры США и Мексики
Азиатский менеджмент: конфуцианское наследие и современность
Российская деловая культура: тенденции развития

Мировая бизнес-этика. Выгодно ли бизнесу быть этичным?

Измерения в кросс-культурном анализе организационного поведения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская этика бизнеса в контексте национальных особенностей»

РОССИЙСКАЯ ЭТИКА БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Анализируются основные элементы бизнес этики, позволяющие утверждать, что этические воззрения не могут носить универсальный характер, поскольку в основе лежат принципиальные культурные различия. Установлены элементы, указывающие на отличия в бизнес этике России, США и европейских государств. Сделаны выводы о культурных предпосылках, которые позволяют увидеть причину, по которой бизнесмены России и США будут по-разному реагировать на аналогичную этическую дилемму.

Этика, организационное поведение, национальная бизнес этика, Россия, национальная культура, национальные ценности, этическое поведение.

Этика бизнеса — один из наиболее спорных элементов современного управления организацией. С одной стороны, зарубежные организации, например в США, не представляют своего существования без этического регулирования. С другой стороны, во многих странах с нестабильной экономикой этика бизнеса остается не обязательной для управленческих решений.

Например, в России этика и бизнес до сих пор рассматриваются многими как взаимоисключающие понятия. При этом опыт зарубежных стран не всегда расценивается как образец для подражания, поскольку особенности российского менталитета не позволяют оценить сущность конкретной этической дилеммы. В традиции российских организаций, доставшейся в наследство с периода командной экономики, например, «покрывать» провинившихся. Это считается этичным и правильным. Вместе с тем, скрывая ошибки сотрудников, организации теряют возможность их устранения и гарантию, что подобные ошибки не повторятся в будущем.

Большинство зарубежных управленцев создает в рамках организационной культуры атмосферу одобряющую доносительство на своих коллег любого уровня. Если сотрудник американской компании замечает, что его коллега допустил ошибку — его первое действие сообщить руководству.

Здесь важно отметить один факт: цель «доносчика» не поймать нерадивого сотрудника за руку «на месте преступления» и проследить, чтобы тот получил наказание, а зафиксировать ошибку, которую допускает коллега по пока неизвестной причине. Отчет о проступке фиксируется руководством и рассматривается.

При этом если у допустившего ошибку не было злого умысла, то наказания он не понесет. При необходимости его отправят на курсы повышения квалификации. Допущенная им ошибка больше не будет повторена ни кем из его коллег, так как ее причины обнаружат и устранят прежде, чем ошибка станет системной. Из сказанного выше можно сделать вывод, что национальные (культурные) особенности накладывают отпечаток на оценку этичного или неэтичного поступка.

Таким образом, мы можем обозначить следующие цели данной статьи: во-первых, выделить элементы, позволяющие указать на особенности национальной деловой этики; во-вторых, указать на культурные различия, влияющие на бизнес этику. Оговоримся, что мы будем анализировать этику организаций США, России и европейских стран.

Итак, первый элемент, характеризующий национальные особенности деловой этики, -это лицо, ответственное за этичное поведение. В США данная ответственность возложена на каждого индивида конкретной организации. Иными словами, индивидуалистская культура, которая господствует в Соединенных Штатах, предполагает единоличную ответственность каждого сотрудника в организации за свое поведение. Для этого разрабатываются этические кодек-

Черепанова Наталья Владимировна, канд. филос. наук, доцент кафедры менеджмента Института социально-

гуманитарных технологий ТПУ. E-mail:

сы, позволяющие сотрудникам принимать этически верные решения, проводятся тренинги, позволяющие распознать ситуацию, требующую этического выбора. В Европейских странах приятно считать, что человек не может отвечать за этичное поведение организации, поскольку она работает в рамках, устанавливаемых обществом в целом и отдельным государством в частности, поэтому и ответственность за этичное поведение лежит на социуме [1].

Для отечественного бизнеса характерен особый подход к определению ответственных за этическое поведение. Поскольку в российских компаниях чрезвычайно важна иерархия и менеджер демонстрирует патернализм в отношении подчиненных, они находятся в состоянии ограниченного выбора альтернатив поведения. В подавляющем большинстве случаев поведение сотрудников отражает этические воззрения руководства, даже если это противоречит этическим нормам самого подчиненного. Таким образом, в российских организациях за этическое поведение в организации отвечает руководитель.

Вторым элементом, отражающим национальные особенности бизнес этики, являются нормативы этического поведения. Для США таким нормативом являются этические кодексы, разрабатываемые для каждой организации. Необходимо отметить, что нормы этического поведения в США продиктованы не государством, а бизнес сообществом.

Дело в том, что неэтичное поведение сотрудников может иметь для американских компаний весьма печальные последствия: обращение потерпевших в суд и выплаты штрафов — весьма распространенная практика. В Европе основными нормативами для этичного поведения являются нормы закона. При этом основные вопросы, относящиеся к сфере бизнеса — это взаимоотношения между компанией и сотрудниками. Для российского бизнеса основным источником этических норм является усмотрение руководителя. Иными словами, объективные потребности бизнеса и государственное регулирование являются второстепенными по отношению к мнению руководителя [2].

Третьим элементом является ключевая проблема, затрагиваемая бизнес этикой той или иной страны. Начнем рассмотрение с организаций в США. Для этой бизнес культуры особую важность этика имеет там, где совершается проступок. Причем важен не проступок, совершенный организацией в целом, а нарушение норм конкретным сотрудником. Практически все исследования бизнес этики в США касаются исправления морального облика сотрудника, предоставления ему ключевой информации о правильном, этичном поведении, которое ожидается от него.

Для европейских организаций основной проблемой, регулируемой деловой этикой являются социальные аспекты в рамках бизнеса. Для России основной этической проблемой является управление организацией. Как правило, сюда включают как непосредственно поведение менеджеров, практикующих злоупотребление властью, так и социальную ответственность компаний, которая находится в России на самой ранней стадии развития.

Четвертой основой для различий являются участники бизнес процессов. В США главным участником любого бизнес процесса, в том числе и этического регулирования, является корпорация. Государственное вмешательство в данный процесс минимально. Примечательно, что этическое поведение в организации редко регулируется законодательно, этика выступает в качестве жеста доброй воли, когда сотруднику рекомендуется вести себя тем или иным способом, который выгоден для бизнес сообщества в целом.

Для Европы, напротив, характерно активное вмешательство государства в бизнес процессы. Именно оно, наравне с организационными объедениями и профсоюзами, является участником бизнес процесса, регулирующего этику в организации. Для Европейских компаний традиционно характерны проблемы социальной сферы, которые невозможно решить без государственного вмешательства, а иногда без давления, оказываемого профсоюзами.

Для бизнес-процессов, происходящих в России, типичны следующие участники: государство и корпорации (организации). Важно отметить, что оба участника в качестве приоритета ставят собственные интересы, что, в итоге, отражается на результатах, достигаемых организациями [3].

Для удобства сведем данные, характеризующие национальные особенности бизнес этики, в таблицу.

Итак, рассматривая элементы бизнес этики, которые демонстрируют культурные различия в ее использовании, мы можем сказать, что деловая этика в организации — понятие не универсальное. Для США этика бизнеса, в первую очередь, включает анализ и корректировку индивидуального поведения. Каждый сотрудник обладает автономностью в принятии решений.

Для европейских компаний характерна ориентация на социальные проблемы, а вопросы бизнес этики регулируют недоработки государства в области социальной политики и корпоративной социальной ответственности.

Таблица. Элементы, характеризующие национальные особенности бизнес этики

Элемент/Регион США Европа Россия

Лицо, ответственное за этичное поведение Индивид Социум Руководитель

Нормативы этичного поведения Этический кодекс Нормы закона Воззрения руководителя

Ключевая проблема бизнес этики Проступок конкретного сотрудника Социальные аспекты в рамках бизнеса Нарушения в управлении организацией

Участники бизнес-процессов Корпорации Государство, профсоюзы Государство, корпорации

Российский бизнес и отечественная бизнес этика являются уникальным явлением по сравнению с опытом американских и европейских организаций [4, 5]. Это позволяет утверждать, что между этической реакцией на события в деловой сфере российских и зарубежных бизнесменов существует «пропасть» [5]. Например, малоэффективно создание этического кодекса для российской организации, поскольку чаще всего они создаются для сотрудников, а не для топ-менеджмента. При этом управленцы нарушают создаваемые правила, считая свое поведения выше регулирования. Сотрудники, видя подобное отношение, сами начинают игнорировать правила, зафиксированные в кодексе.

Представители зарубежного бизнеса убеждены, что деловая практика в России сопряжена со многими трудностями и даже опасностями [5]. Для выяснения причин, по которым российский бизнес кажется непривычным с точки зрения бизнес этики для иностранных партнеров, зарубежные исследователи рекомендуют опираться на модель культур Хофстеде [5].

Модель Хофстедe позволяет установить связь между национальными ценностями и экономической эффективностью той или иной страны. Основные элементы модели Хофстеде включают полярные индивидуализм/коллективизм, маскулинность/фемининность, а так же дистанцию власти, избегание неопределенности. Позже, в 2010 г., Хофстеде добавил пятое измерение — временной горизонт, подразумевая долгосрочный либо краткосрочный временной ориентир [6]. Причем подчеркивается, что Россия отличается, например, от США по всем четырем основным параметрам, но особенно эта разница заметна на таких элементах как индивидуализм/коллективизм и дистанция власти. Позволим себе напомнить основные положения, описывающие различия, лежащие между двумя такими непохожими культурами как Россия и США с точки зрения Хофстеде.

Несмотря на то, что исследования Хофстеде проводил в конце двадцатого века, Россия до сих пор считается страной, ориентированной на коллективное поведение, где принятие человека группой гораздо важнее, нежели собственное мнение или достижение. При этом в большинстве своем члены группы, в том числе и рабочей, проявляют заботу друг к другу. Так же принято считать, что в коллективистских культурах лояльность к строю является залогом успешность человека и ответной заботы со стороны организации. Принадлежность России к коллективистским культурам принято считать наследием коммунистического режима, когда основное значение имели коллективный труд и результаты, а индивидуализм и отход от коллективных ценностей осуждались. В действительности, коллективизм в России — явление, которое было усилено коммунистическим режимом, а не привнесено им.

Если рассматривать факторы, которые имеют непосредственное отношение к организационным аспектам, то можно увидеть, что для стран с коллективистской культурой характерна ответственность организаций за своих подчиненных, что влечет моральную «включенность» сотрудника [6]. Это представляет особый интерес в рамках нашего исследования.

В отличие от коллективистских культур, культуры, ориентированные на индивидуализм, предполагают ориентацию на индивидуальные интересы. В странах, относящихся к ин-

дивидуалистическим, например США, сотрудники организации отвечают за свои действия самостоятельно, а их взаимоотношение с работодателем построено на трезвом расчете, а не на основе моральных обязательств. Таким образом, сотрудник остается в большой степени эмоционально независимым от организации и от коллег. Немаловажным представляется факт, что индивидуализм подразумевает универсальность предъявляемых требований ко всем членам организации.

Следующий параметр, служащий для описания различий в культурах — дистанция власти. Он представляет собой совокупность отношений между обладающими властью людьми и людьми таковой не обладающими. Для культур с низким индексом дистанции власти характерны плоские организационные структуры, меньшая концентрация власти, участие в принятии управленческих решений на всех уровнях. Управленцы в странах с низкой дистанцией власти полагаются в работе не только на свой опыт, но и на опыт своих подчиненных, признавая его одинаково ценным. К странам с низкой дистанцией власти относят США.

Для стран с высокой дистанцией власти характерны высокие иерархические структуры, четкая вертикаль властных полномочий. Огромное значение имеют авторитет вышестоящих лиц, их решения в подавляющем большинстве случаев сомнению не подвергаются. Российская сфера бизнеса, относящаяся к культуре с высокой дистанцией власти, представляет собой абсолютно четкую иерархию, основанную на распределении властных полномочий. Характерной чертой такой культуры так же является терпимость к несправедливости в распределении власти и ответственности в организации [5].

Итак, опираясь на модель Хофстеде, были обозначены основные различия между культурами США и России. Вместе с тем, правомерно задать вопрос: каким образом теория Хоф-стеде может прояснить различия во взглядах именно на бизнес этику в России и в США? По мнению группы американских исследователей, различия в культуре могут повлечь за собой три типа конфликтов [5]:

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Характеристика моральных ценностей той или иной культуры может привести к диаметрально противоположным взглядам на то, что является правильным и неправильным. Например, если сотрудник американской компании заметит, что его начальник поступает в ущерб интересов компании, его долгом как сотрудника будет сообщить о ненадлежащем поведении начальника.

Если такая же ситуация произойдет в российской компании, ее сотрудник обязательно промолчит, так как авторитет начальника является непоколебимым и, в конечном итоге, наказали бы того самого сотрудника, который пожаловался на своего руководителя. Из данного примера явно видно как различия в дистанции власти и принадлежность к коллективистской или индивидуалистской культуре влияют на поведение при столкновении с моральной дилеммой. В индивидуалистской культуре США сотрудник чувствует ответственность за свое поведение и реакцию на данную ситуацию, а низкая дистанция власти позволяет ему указать на ошибку даже руководителю. В то время как в российской компании инициатива сотрудника подавлена высокой дистанцией власти и коллективистской культурой. Поэтому для него поведение руководителя выглядит абсолютно приемлемым.

2. Для представителя одной культуры моральная дилемма может иметь повышенное значение, в то время как для другой это будет выглядеть не стоящим внимания поступком. Например, в СССР, а потом и в России считалось не зазорным унести с работы какую-нибудь мелочь: ручку, папку и т. д. Это даже не рассматривалось, да и не рассматривается как воровство. В то время как в США каждый такой проступок является сигналом, на который существует определенная реакция: разбирательство, выговор и т. д. В данной ситуации снова актуализируется аспект коллективизма-индивидуализма, поскольку собственность компании в России воспринимается как «всеобщая», а, следовательно, ничья. Кроме того, в Российских компаниях «несуны» — дело привычное и ненаказуемое [7]. В индивидуалистической культуре акцент ставится на личной ответственности, поэтому даже распространенность негативного поведения не является оправданием для совершения проступка.

3. Решение одной и той же проблемы может представляться для лиц, принимающих решение, различным. Например, обвинение в сексуальном домогательстве в американской компании с большой долей вероятности повлечет судебное разбирательство и увольнение сотрудника. В то время как в отечественной организации сотрудник обойдется беседой с руководителем или выговором.

Таким образом, очевидна связь между культурными различиями и реакцией на этическую дилемму. Сотрудники зарубежных организаций, в частности американских, с ярко выраженной ориентацией на индивидуализм и низкой дистанцией власти будут отстаивать свое независимое мнение и справедливое отношение в общепринятом смысле. Для российского человека, существующего в условиях коллективистской культуры, справедливость предлагается воспринимать такой, какой ее принято считать в данной конкретной организации. При этом индивидуальное восприятие моральных ценностей, по большому счету, значения не имеет.

Необходимо уточнить, что выводы, сделанные на основе модели Хофстеде, не противоречат выводам относительно национальных особенностей этики, которые мы рассматривали ранее таблице. Например, индивидуалистская культура США находит отражение в том, что именно конкретный индивид ответственен за свое этическое поведение. А следовательно, именно этический кодекс будет являться средством, регулирующим поведение человека. Причем эффективное применение этического кодекса основывается и на низкой дистанции власти, так как предполагает универсальность прописанных правил.

С уверенностью мы можем утверждать, что и выводы относительно российской действительности перекликаются с заключениями, сделанными на основе теории культур Хофстеде. Во-первых, принадлежность к коллективистской культуре не позволяет отдельному сотруднику нести ответственность за этический выбор в организации. Во-вторых, высокая дистанция власти делает руководителя единственным источником этических правил, которые могут различаться от организации к организации.

Итак, подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, этика бизнеса — понятие не универсальное. Восприятие бизнес дилемм действительно зависит от страны, в которой находится организация.

Во-вторых, существует ряд элементов, таких как лицо, ответственное за поведение в организации; нормативы поведения; ключевые проблемы бизнес этики и участники бизнес процессов, указывающие на особенности бизнес этики в той или иной стране.

В-третьих, на примере двух стран США и России были обозначены основные причины, которые обуславливают различные подходы к бизнес этике. В частности, указано, что Россия и США, являясь, согласно теории культур Хофстеде, практически противоположностями в своем восприятии власти и коллективизма/индивидуализма, будут по-разному реагировать на, казалось бы, схожие этические дилеммы.

В-четвертых, находясь в процессе становления, российская бизнес этика, тем не менее, не может перенимать опыт зарубежных организаций, поскольку имеет иные ключевые проблемы, иных участников процессов, а так же отличные культурные традиции, лежащие в основе поведение участников.

Иными словами, для того, чтобы бизнес этика для России приобрела ту же важность, которую она заслуженно имеет в зарубежных компаниях, она должна внедряться с постоянной ориентацией на культурные особенности нашей страны.

1. Koehn D. What can Eastern philosophy teach us about business ethics? // Journal of business ethics. — 1999. — № 19. — P. 71-79.

2. Vogel D. Is US business obsessed with ethics? // Across the board. — 1998, November-December. — P. 31-33.

3. Lennic D., Keil F. Moral intelligence. — New Jersey: Pearson Education Inc., 2005. — 300 p.

4. Sandbu M. Just business. Arguments in business ethics. — New Jersey: Prentice Hall, 2011. -206 p.

5. Beekun R., Stedham Y., Yamamura J. Comparing business ethics in Russia and the US // International journal of HRM. — 2003. — № 14:8. — P. 1333-1349.

6. Hofstede G. Hofstede on culture // Greet Hofstede and Gert Jan Hofstede. 2013. URL: http://www.geerthofstede.nl/ (дата обращения: 20.01.2013).

7. Черепанова Н.В. Этическое основание российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 2010. — № 6. — С. 3-11

Поступила 08.02.2013 г.

Источник: cyberleninka.ru

Этика бизнеса в России. Профессиональная этика бизнеса

Понятие «этика» имеет греческие корни. В дословном переводе оно означает «характер», «нрав», «обычай». Как правило, понятие используется в двух смыслах. В первую очередь, этикой называют научную дисциплину, в рамках которой изучается мораль и нравственность, особенности их возникновения, факторы и динамика. Этим же термином обозначают непосредственный комплекс правил поведения в той или иной области деятельности.

этика бизнеса

Деловая этика и бизнес-этика

К трудовой деятельности человека предъявляются определенные требования. Часть из них связана непосредственно с поведением субъекта в процессе хозяйствования. Деловая этика появилась относительно недавно. В качестве ее основы выступала общая трудовая мораль. Ключевое место в этом понятии занимает бизнес-этика. Она включает в себя несколько компонентов.

Профессиональная этика бизнеса состоит из правил менеджмента, партнерского общения, поведения и пр.

Особенности развития

Существующие сегодня принципы этики бизнеса не появились в готовом виде. Они формировались в течение продолжительного исторического периода, по ходу развития цивилизации. Люди осознанно следовали определенным обычаям и традициям. Первые принципы этики бизнеса начали формироваться в эпоху расцвета древних цивилизаций.

Именно в то время была сформулирована клятва Гиппократа, выработаны нормы и правила торговли, представления о важности соблюдения договорных условий. Между тем, духовный мир античности и средневековья не допускал связи между трудом и богатством. Эти категории существовали отдельно, независимо друг от друга.

принципы этики бизнеса

Возникновение современной системы

Этика ведения бизнеса, существующая сегодня, включает в себя множество норм и постулатов, выработанных в протестантскую эпоху. Во время реформации государства Западной Европы пережили важнейший духовный переворот. Его суть заключалась в переосмыслении богатства и труда. Именно в то время изменилось отношение к коммерческой деятельности.

Этика бизнеса в России

Развитие норм в нашей стране имеет ряд особенностей. Они обусловлены спецификой исторического развития государства. В 19 – начале 20 столетия этика бизнеса в России состояла из комплекса традиций, которые позволяли ей выйти на те же позиции, что и другие крупные страны. В тот период широкую международную известность получили Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы, Чижов, Алексеев и пр.

В то время в стране действовал механизм, с помощью которого из предпринимательства исключались те, кто не мог соблюдать установленные нормы и правила. В каждом городе существовало свое купеческое общество. Оно имело право рекомендовать предпринимателя в гильдию или отказать ему. Между тем, такие полномочия тоже нужно было заслужить.

Для каждого члена купеческого общества этика бизнеса стояла на первом месте. Все, кто вступал в гильдию, объявляли величину своего капитала. Это существенно упрощало контрольную деятельность налоговой службы. Если купцом нарушалась этика бизнеса, Совестный суд мог лишить его права заниматься предпринимательством.

В результате были выработаны и прочно вошли в обиход такие правила и понятия, как «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдой, больше прибыли будет», «слово-вексель» и так далее. Впоследствии стали формироваться товарищества на вере. Они объединяли предпринимателей без каких-либо учредительных договоров, а партнерство держалось на купеческом слове.

этика бизнеса в россии

Социалистический период

В эту эпоху этика бизнеса фактически отсутствовала. Обусловлено это было отношением правящей элиты к предпринимательству, как таковому. Оно воспринималось как занятие, выступающее в качестве «источника наживы». При социализме частная собственность не признавалась – все было общее.

Если дореволюционная этика бизнеса в большей степени базировалась на нормах православия, то в период социализма их заменили марксистские идеи. Они обосновывали сравнительную самостоятельность морали как модели общественного сознания и утверждали классовый характер норм и требований. В этой связи трудовые отношения основывались на принципах приоритета общественного перед личным, дисциплины перед инициативностью и так далее.

деловая этика и бизнес этика

Современные реалии

Сегодня наблюдается своеобразная мутация существовавших ранее форм сотрудничества, поиск новых жизнеспособных вариантов ведения бизнеса. На формирование нового класса предпринимателей оказывают влияние различные силы, системы ценностей. Это обуславливается, прежде всего, присутствием в бизнес-сфере людей различных национальностей, воззрений.

В отечественное предпринимательство в 90-е годы вошло немало иностранных лиц. Их деятельность, в свою очередь, основывается на правилах западноевропейской деловой этики. Сотрудничество с иностранными предпринимателями обуславливает переплетение национальных черт с общемировыми. В определенной степени это способствует включению отечественного бизнеса в международный.

профессиональная этика бизнеса

Существующие препятствия

Между тем, развитие российской деловой этики и включение страны в международный оборот замедляется рядом факторов. Рассмотрим несколько из них. В первую очередь, недостаточно эффективно действует принцип неприкосновенности индивидуальной (частной) собственности.

Во-вторых, отечественный бизнес функционирует в условиях непринятия большей частью общества богатства в любом его виде, успешности как таковой, даже если это является результатом собственного труда. Кроме этого, в настоящее время в стране существует особое отношение к власти и законодательству.

Этический парадокс отечественного бизнеса заключается, по мнению экспертов, в том, что моральный аспект того или иного действия зачастую не определяется ни личным выбором, ни нормами права. На практике он обуславливается, главным образом, необходимостью выживания в условиях неопределенности, несоблюдения и несовершенства законодательной базы, безразличия, превышения властных полномочий. В настоящее время экономическая ситуация в стране достаточно сложная. Правительству необходимо искать варианты, которые удовлетворяли бы все стороны.

этика ведения бизнеса

Решение проблем

Устранить существующие противоречия можно только в том случае, если государство исполнит взятые на себя обязательства по созданию нормальных, цивилизованных условий для ведения бизнеса. В этом случае приход и во власть, и в предпринимательство людей, готовых изменять себя и адаптироваться к новым экономическим моделям, станет возможным. Для них собственное благо будет являться вполне легитимным, однако при этом его достижение будет осуществляться через повышение благосостояния государства.

Источник: www.syl.ru

Деловая этика в России

Деловая этика в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На нее влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

Есть, однако, и факторы, препятствующие этому:

Во-первых, в России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества: принцип неприкосновенности частной собственности. Частная собственность в России не священна. Здесь сомкнулись особенности православной культуры, презирающей поклонение материальным ценностям, и социалистическое презрение к частной собственности.

Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда.

В-третьих, в современной России сложилось своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.

К сожалению, фигура российского предпринимателя, как в России, так и за рубежом вписывается пока только в образ “нового русского” — беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика. У многих новых российских бизнесменов прослеживаются такие принципы как «Прибыль любой ценой», «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволено», «Hе обманешь — не продашь», вот некоторые мнения российских бизнесменов:

Мнение 1. Руководитель торгово-промышленного объединения: Безусловно, в бизнесе есть место для морали. Вопрос — какое. Иногда корректируют бизнес в соответствии с моралью, но чаще корректируют мораль и, как следствие, не вступают в противоречие с обществом. Корректировка морали происходит индивидуально, в меру собственной и окружающей испорченности.

Чем хорош моральный бизнесмен? Моральный бизнесмен отдает все свои долги, ему же отдают значительно реже.

Мнение 2. Руководитель торгово-промышленного объединения: к совести в бизнесе прислушиваться надо. Но в обычной жизни мораль одна, а в бизнесе — другая.

Мнение 3. Директор журнала: Бизнес — это борьба за выживание. Поэтому моральные принципы там действуют только для желающих. Мораль для бизнеса — это роскошь, которую можно позволить себе только при высокой стабильности и отсутствии необходимости выживать.

Изменить эти мнения можно если государство создаст благоприятные экономические, социальные, правовые условия, общую нравственную атмосферу для возрождения здорового бизнеса в России. Государство должно выполнить свои функции и создать цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России. Тогда станет возможным приход во власть и в бизнес людей, способных изменить себя и адаптироваться к новым условиям, для которых собственное благо вполне легитимно, но которые, ставя во главу угла заботу о благосостоянии своей семьи, добиваются этого через достижение благосостояния страны.

Но формирование профессиональной этики — это задача не только государства, но и самих предпринимателей. Сейчас в России объединения предпринимателей тратят основную энергию на политическое лоббирование, борьбу за сферу своего влияния. Для большинства этих организаций развитие профессиональной этики не стало еще важной проблемой их деятельности. Но все же отрадно отметить, что первые ростки профессиональной этики на поле российского бизнеса стали пробиваться.

Принят целый ряд этических кодексов, среди которых следует упомянуть: “Кодекс чести банкира” (1992), “Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка” (1994), “Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов” (1994), “Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков” (1994), “Хартия бизнеса России” (1995). Летом 1999г. Ассоциация российских банков и Ассоциация российских бирж выступили с совместным обращением к коммерческим банкам с предложением создать национальную валютную ассоциацию, главная миссия которой должна состоять в “дальнейшем развитии высококвалифицированного и высокотехнологичного валютного рынка, основанного на строгом соблюдении законодательства, принципов деловой этики, добросовестной конкуренции”. Таким образом, объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, “кодексы поведения” или специальные “этические статьи”, включенные в их уставы. По крайней мере, все это уже существовало ранее, например, в купеческих гильдиях России и довольно широко распространено сейчас в странах Запада.

Процесс становления деловой этики российского предпринимательства в постсоветской России идет и на уровне отдельных компаний. В 1998г. приняла Кодекс корпоративного управления «Сибнефть», в 2000 — «Ленэнерго», в 2001 «Юкос». Подобные документы готовятся и в ряде других российских компаний (РАО «ЕЭС России», «ЛУКойл», «Норильский никель»).

Проблема чистоты и прозрачности корпоративных отношений стоит настолько остро, что премьер-министр М. Касьянов дал поручение разработать Кодекс корпоративного управления. Кодекс будет представлять собой единый свод добровольно принимаемых стандартов, принципов и норм, регулирующих корпоративные отношения. Наличие вышеперечисленных документов свидетельствует об острой потребности в выработке общего этического Кодекса российского предпринимательства. Эта потребность была четко сформулирована в обращении Президиума Координационного Совета «Круглого стола бизнеса России», сопровождавшего проект «Хартии российского бизнеса» и звучавшего так: «В российской деловой среде уже созрело понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых — беззаконие, попрание прав личности и, в конечном счете, крах экономики как системы цивилизованного обмена товарами, услугами, информацией». Описанный выше процесс саморегламентации делового сообщества, осознание потребности в выработке общей этической основы российской деловой культуры отразились в решении Торгово-промышленной палаты РФ начать разработку национальной программы «Российская деловая культура» и подготовить Кодекс предпринимательской этики для обсуждения и последующего принятия деловым сообществом России.

Следует также напомнить, что формирование предпринимательской этики в России начинается не с нуля. В генетическом коде нации сохранились традиции дореволюционного предпринимательства. Газета деловых кругов “Биржевые ведомости” выходила в дореволюционной России под лозунгом “Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”. Приведем некоторые положения морального кодекса, разработанного российскими предпринимателями в 1912 году.

• Уважай власть. Власть необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

• Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Русский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей отчизны.

• Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

• Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. “Единожды солгавший, кто тебе поверит”. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

• Живи по средствам. Не зарывайся, выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

• Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение “двум господам” противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного.

Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Процессы демократизации и децентрализации по-новому ставят вопрос о единстве системы государственной власти, создании нового механизма координации всех звеньев госаппарата. Старые бюрократические процедуры во многом утратили эффективность. С этим связано усиление интереса к использованию культурных и социальных факторов.

Государству необходимо направлять процесс формирования соответствующей административной культуры, которая позволит обеспечить единство действий путем понимания всеми государственными служащими своих социальных ролей, осознания и принятия ими общих ценностей и норм. Необходимо также выработать и специальный этический кодекс государственного служащего.

В США существует подобный документ “Стандарты этичного поведения государственных служащих”. Эти своеобразные правила поведения чиновников помогают им в сложных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей и отношениями с представителями бизнеса.

Более того, в государственных учреждениях США существуют специальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. В 1998г. международная организация мирового сотрудничества и развития опубликовала рекомендации по совершенствованию этического поведения государственной службы. Было бы целесообразным, чтобы госслужащие давали клятву (наподобие “клятвы Гиппократа”). Каждый чиновник должен отдавать себе отчет в том, что, нарушая уголовный кодекс, он будет привлечен к уголовной ответственности, а при игнорировании существующих этических норм — навсегда покинет корпус госслужащих.

Проблема этики остро стоит и применительно к представительным органам власти. К концу 2000г. в думскую комиссию по этике поступило около 400 жалоб на поведение депутатов. В связи с этим были организованы парламентские слушания «О состояниях и перспективах формирования системы парламентской этики в России», итогом которых стало решение о разработке «Этического кодекса парламентского поведения». Государство наряду с институтами гражданского общества должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода “воспитательной” функции, направленной на укоренение здоровых этических норм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих. Набор конкретных мер здесь может быть весьма обширен: от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.

Не стоит строить иллюзий, что само по себе принятие этических кодексов создаст здоровый деловой климат. Действительно, многие из этих кодексов так и остаются декларациями и принимаются в определенные моменты: например, перед выходом компании на зарубежные рынки или в процессе привлечения западных инвесторов. И все же стоит согласиться с мнением исполнительного директора Ассоциации менеджеров России А. Дынина: » Пусть даже компании не будут соблюдать в полном объеме свои кодексы. Но уже сам факт их существования будет цивилизовать рынок, формировать менталитет. Это как раз тот самый случай, когда от стократного повторения слова «сахар» должно стать сладко».

Источник: studfile.net

Состояние современной этики бизнеса в России

В бизнесе обычно выделяют три составные части: предприниматель, условия предпринимательства, этика бизнеса. Несомненно, главная фигура современного бизнеса — предприниматель, постоянно готовый идти на риск, с неуемной энергией, настойчивостью, умением преодолевать трудности, любые преграды на пути к намеченной цели, с его свободой в принятии управленческих решений, с нестандартностью мышления.

В нашей стране в настоящее время идет активный процесс становления предпринимательского слоя. На смену прежним партийно-хозяйственным руководителям пришли новые люди, свободные от авторитета традиций и лишенные инерции мышления. Именно они и стали реализовывать возникшие в ходе перестройки новые возможности в сфере экономики. Социальный портрет российского предпринимателя противоречив, многолик, сложен и неоднозначен. Этот новый класс сформировался из разных социальных слоев: из предпринимателей прошлых лет, в большинстве своем функционировавших в теневых структурах; из представителей номенклатуры, прошедших социальную конверсию и нашедших свое место в новом экономическом пространстве; из производственников и творческой интеллигенции, которым уже за 30 и которые отчаялись занять достойное положение в своей профессии; из молодых людей, еще не успевших приобрести профессию, но уже постигших азы бизнеса.

На состояние этики в обществе, в бизнесе России накладывают свой отпечаток многообразные, порой противоречивые изменения в самых различных сферах жизни страны. Так, не секрет, что в России ныне очень активно развиваются религиозные факторы.

Предприниматели жертвуют на строительство храмов огромные средства. Духовные принципы, проповедуемые церковью, способны сыграть огромную роль в нравственном перерождении российского бизнеса, в формировании новых этических ценностей. Как известно, религия всегда была и остается хранительницей тех принципов человеческого общежития, которые опираются на объединение людей, на взаимовыгодное, справедливое их взаимодействие. Вспомним «золотое правило» Моисея — поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Заметим, что нравственные принципы во всех мировых религиозных системах во многом совпадают.

Независимо от того, объявляется ли человек атеистом или верующим, в его интересах соблюдать эти принципы. Исследования показывают, что независимо от страны и культуры, на западе и на Востоке верующие предприниматели добиваются более существенных успехов. Все чаще они становятся образцами для подражания, формируют новую культуру бизнеса. Моральные принципы, почерпнутые из религии, не мешают в делах, а то и помогают.

Известно далее, что российское общество сегодня очень криминализировано. Теневая экономика по официальным данным ныне объемлет не менее сорока процентов экономики страны. Связанные с преступными миром люди рвутся не только в бизнес, где они в ряде сфер уже имеют господствующие позиции, но и в органы власти.

Поэтому для россиян при оценке этических основ предпринимательства очень важно принимать во внимание действие тех этических норм, на которых держится криминальное сообщество, которое очень жестко организовано, но на основе неформальных законов. Заметим, что криминальный бизнес функционирует часто более эффективно, чем легальный, поскольку соблюдение принятых обязательств обеспечивается в нем угрозой смерти.

Интересно, что когда честные люди ведут друг с другом дела, то нередко подозревают друг друга в жульничестве. А жулики обычно исходят из того, что другой жулик — «порядочный» человек. Многие представители преступного сообщества надеются, что их дети станут респектабельными гражданами «нормального», а не воровского общества. Тем не менее, воздействие «воровской» этики на этику бизнеса вообще недооценивать нельзя — многие поплатились за это жизнью.

О социальной роли богатых в нашем обществе мнения разошлись, и очень полярно: от надежды и будущего нации до тюрьмы. «Дорожки» социального назначения богатого слоя населения представлены так: инициаторы процветания страны в будущем, локомотив реформ, те, на ком уже сегодня держится экономика страны, неизбежное зло, воры и мироеды, те, по кому тюрьма плачет.

Такой колоссальный разброс мнений о социальной роли богатых в России свидетельствует, что она еще абсолютно не определилась. К тому же жизнь новоявленных крупных капиталистов у нас отнюдь не сладка. Богатые живут и работают в России под угрозой террора. Больше всего они опасаются действий со стороны криминальных структур.

Второй по значимости источник опасности — угроза со стороны конкурентов. Реально и возмездие со стороны народных масс и притеснения со стороны государства.

Конечно, многие из новых русских считают, что в обстановке неуверенности и страха главное — выжить. И тут не до сантиментов, не до соблюдения этических требований. Но на деле это — глубокое заблуждение. Если в России создается цивилизованный рынок, а не криминальный, то без соблюдения этических норм и подходов не обойтись. Без этого деловых успехов не добиться, а имеющийся капитал легко растерять.

Сегодня в зарубежных деловых кругах убеждены, что российский стиль поведения отличается необязательностью и неаккуратностью, неумением держать слово, стремлением что-то выгадать для себя. Даже лучшие представители нашего нарождающегося делового мира нередко оказываются в проигрыше в работе с потенциальными зарубежными партнерами, поскольку просто не умеют себя вести. Хотя наши деловые люди обычно представляют свои собственные компании, авторитета пока им, как правило, не хватает. За рубежом ценят проверенных временем деловых партнеров, а к новичкам относятся очень осторожно. Новоиспеченным предпринимателям, попирающим элементарные основы современной деловой этики, надеяться на успех бесполезно.

Во всем мире имеется конкретное понятие деловой этики и обязательности. В США, например, в ходу понятие «техасское рукопожатие», когда стороны просто договариваются о каком-то деле. Если кто-то нарушил условия договора, никто не будет больше вести с ним бизнес.

В России необходимо формирование бизнесменов иного плана, ответственных профессионалов, сознающих свою миссию, формирующих свой имидж. Не торгаш, склонный к выпивке и разгульному образу жизни, а подтянутый, хорошо воспитанный джентльмен, умеющий «подать» себя и свою фирму в лучшем виде, чувствующий себя уверенно, потому что за ним — знание бизнеса и его этики. Этого требует веление времени. В XXI веке конкуренция станет беспощаднее. Будет создана новая культура бизнеса, позволяющая двигаться вперед быстрее, облегчить общение, улучшить обслуживание все более разборчивого клиента, а значит, усиливать позиции на рынке.

Этика бизнеса позволяет наращивать прибыль. В частности, она помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому вся фирма ориентируется на потребителя. В этих целях до инвестиций в основной капитал приходится затратить немало денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников.

Деловой мир, как известно, тесен. У каждого бизнесмена имеется много друзей, знакомых, их можно приобрести в качестве потенциальных клиентов. Здесь все определяется честностью, вежливостью, умением быстро ориентироваться. Если ты не прав и извинился, признав свою ошибку, это сослужит хорошую службу, покажет клиенту, что с тобой можно иметь дело. В бизнесе установлено правило: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе.

Очень важна профессиональная репутация производителя. Такую репутацию трудно приобрести, на это уходят годы, утратить же ее можно мгновенно, зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность. Для репутации важны и культура речи, и манеры, одежда, интерьер офиса и многое другое. Для наших предпринимателей, желающих работать с партнерами на долговременной основе, это важно вдвойне. Опыт убеждает — контакты обрываются сразу, как только обнаруживаются некомпетентность, непорядочность, рвачество наших предпринимателей.

Этика предпринимательства, имеющая глубинные корни в российском обществе, в новых условиях как бы заново формируется. Это же относится и к культуре бизнеса.

Облик нового русского, который сколотил свой капитал на спекулятивных операциях, на обмане людей и государства, наложил свой отпечаток и на формирование особой предпринимательской культуры, которую можно назвать спекулятивной. Ее характерные особенности — стремление к быстрому финансовому успеху, для которого любые пути и средства хороши, высокий риск, максимальное использование открывающихся шансов.

Проповедуют эту культуру в основном молодые бизнесмены, девиз которых: «Быстрые сделки — быстрые деньги». У такого делового человека ускоренно развиваются бойцовские, агрессивные качества. Чувства, эмоции остаются в стороне. Главное — быстрый и крупный финансовый результат любой ценой и любыми методами. Интересно, что такие бизнесмены обычно более суеверны, больше уделяют внимания разным приметам и т. д.

Спекулятивная деловая культура не нацелена на производство и реализацию высококачественных продуктов, налаживание современного обслуживания потребителей, на увеличение числа рабочих мест, на развитие общества. Здесь ориентация — на максимальную прибыль по возможности без производительного труда.

Упор делается на сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьевыми ресурсами и т. п. Но по мере продвижения России в современную рыночную экономику постепенно меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении и ноше, вновь проявляются на новом качественном уровне старые добрые российские традиции в предпринимательстве. Бизнесмены России все активнее приобретают новые черты, новые, более современные ценностные ориентиры. Постепенно возникает и расширяет свои границы обновленная деловая культура, нацеленная на удовлетворение требований рынка, на приоритет общественных, а не личных ценностей. Происходят кардинальные изменения в этических оценках и подходах наших предпринимателей, что свидетельствует о том, что процесс приобщения их к требованиям и условиям современного рынка форсируется, появляется новая основа для выкристаллизации совершенно иной этики бизнеса, что является залогом будущего процветания нашего отечества.

Бизнесмен, как известно, в первую очередь — руководитель. И особое, приоритетное значение этика бизнеса имеет в управлении. Экономическая цель предпринимательства — опосредование личного интереса каждого сотрудника предприятия, которое обеспечивает интеграцию коллектива для достижения общей цели, создает основу для нравственного менеджмента.

Сегодня наиболее эффективно такое управление, которое направлено на повышение роли человеческого фактора. Нацеленное на человека, на личность управление обеспечивает свободное развитие каждого работника, удовлетворение его личных интересов, замыслов, чаяний, раскрывает инициативу, творческие способности каждого члена коллектива. Такой менеджмент именуется нравственным, поскольку базируется на нравственных основах, на совокупности интересов, ориентирован на развитие человеческих отношений, в фундаменте которых заложены культура, свобода и инициатива.

В каждой компании формируется своя «философия» управления, отражающая уровень управленческой этики и культуры. Если сегодня в центре внимания менеджмента находится человек, его личное достоинство, признание заслуг, максимальное использование его потенциала, то такое управление — самое современное, нравственное, этически корректное.

Источник: vuzlit.com

Этика бизнеса в России

Этика бизнеса – это раздел деловой этики, который базируется на открытости, честности, верности слову, а также способности эффективно функционировать на рынке при соответствии существующему законодательству.

Общие сведения об этике бизнеса

Существуют две базовые точки зрения на соотношение этических и общечеловеческих принципов этики бизнеса:

  • релятивистская этика;
  • универсальная этика бизнеса.

Согласно релятивистской этике, каждая референтная группа имеет особые этические нормы. Универсальная этика бизнеса основывается на базовых этических нормах, а именно быть честным, держать слово, не вредить и т. д. Существует мнение, что теоретически более правильной является вторая точку зрения.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Необходимо отметить, что система этических правил и норм современного бизнеса не возникла в готовом виде и складывалась в течение весьма длительного периода.

Первичные основы этики бизнеса и профессиональной этики были заложены в период античности. Но особенную остроту проблемы этики бизнеса приобретают в современном мире, поскольку сильно изменился рынок, и конкуренция между бизнес-партнерами обострилась.

В связи с этим многие современные учебные заведения включают в свои учебные планы изучение основ экономической этики.

Экономическая этика

Экономическая этика является важнейшим разделом бизнеса, в связи с чем достаточно важно верно определить данный феномен.

Экономическая этика — это система правил и нормативных элементов поведения сотрудника бизнес-сферы, которые предъявляются ему обществом с целью анализа соответствия его стиля работы и характера общения с участниками бизнеса эталону. Это – адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Подобрали для написания работы по теме «Этика бизнеса в России »
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Этика бизнеса включает в себя деловой этикет, формируемый под влиянием традиций и определенных исторических условий в конкретном государстве. Она также составляет этику ведения переговоров и составления документации, адекватного применения конкуренции.

Определение 2

Деловой этикет – это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами и т. д.

Деловой этикет входит в азы предпринимательства, поэтому человек, который не освоил их будет применять в своей работе так называемые «дурные инстинкты», а именно «лукавство», «обман».

Серьезный предприниматель, скорее, понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет, нормы предпринимательской этики.

Этика бизнеса не возникла спонтанно и ее формирование шло длительно и сложно. Среди условий для формирования этики бизнеса можно выделить:

  • политическую и экономическую свободу;
  • стабильность законодательства и адекватную пропаганду права.

Первый национальный этический кодекс в области бизнеса был разработан Торговой палатой США. Некоторые его основы применяются и в нашей стране.

Основными принципами ведения современного российского бизнеса можно назвать: справедливость и доверие, оказание услуг на основе взаимной выгоды. Но при этом можно сказать, что это в некотором роде характеризует этику бизнеса как примитивную область знаний.

Постулаты этики бизнеса в России

Основными постулатами этики бизнеса в России можно назвать:

  • убеждение в полезности собственного труда;
  • вера в то, что окружающие люди хотят работать и умеют это делать;
  • расценивание бизнеса, как привлекательного творчества.

Такие основные принципы этики делового человека и специалиста в области бизнеса можно конкретизировать применительно к конкретным сферам деятельности. Становление этических норм бизнеса в России имеет собственные особенности, что можно объяснить специфическим историческим путем, который прошло государство.

Этика бизнеса часто связывается с управленческой этикой, поскольку бизнесмен часто принимает на себя функции руководителя.

Определение 3

Управленческая этика – это совокупность правил и форм делового общения, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения.

Результаты любой бизнес – деятельности в условиях современного рынка предопределяются качеством работы бизнесмена с тем «человеческим материалом», который имеется у него в наличии.

Поэтому этика современного бизнеса неразрывно связывается с психологией предпринимательской деятельности. Психология бизнеса становится фундаментом для того, чтобы выстроить деловой успех.

Определение 4

Психология бизнеса – это сфера науки, которая занимается психологическими проблемами и специфическими особенностями управления.

Управленческая этика в современных условиях претерпевает существенные изменения и метаморфозы. В настоящее время в тень ушли такие ценности, как иерархия, послушание, власть, карьера, централизация.

Таким образом, этика бизнеса создает творческое поле для развития внутреннего начала предпринимателя и помогает ему повысить степень собственной компетентности в профессиональной области.

Руководитель может оказывать весьма сильное воздействие на подчиненных, только если они убеждены в обширности и ценности его знаний, компетентности, что очень важно в современных условиях развития бизнес – сферы. Деловой этикет входит в азы предпринимательства, поэтому человек, который не освоил их будет применять в своей работе так называемые «дурные инстинкты», а именно «лукавство», «обман». Серьезный предприниматель, скорее, понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет, нормы предпринимательской этики.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин