Да, каждому человеку нужна экономическая грамотность, чтобы принимать взвешенные решения о личных финансах, инвестициях и понимать работу экономики в целом.
Экономическую свободу можно рассматривать как баланс между анархией и ответственностью. Границы экономической свободы устанавливаются законами и нормативными актами, защищающими права и интересы личности и общества в целом. Быть честным в экономических сделках выгодно, так как доверие и честность являются важными составляющими здоровой экономики.
Вопросы и задания к документу
1. Чем вызван, по мнению автора, интерес к проблеме этики бизнеса в российском обществе?
2. Можно ли согласиться с утверждением автора о влиянии национальных культурных особенностей на этику бизнеса?
Да, национальные культурные особенности могут влиять на деловую этику, поскольку в разных культурах существуют разные ценности и нормы, которые могут влиять на ведение бизнеса.
3. Что отличает этику ведения российского бизнеса? Найдите в тексте характеристику этих особенностей.
4. Какие условия развития российского общества обостряют потребность в соблюдении бизнесом морально-этических норм?
Отсутствие эффективного регулирования и правоприменения в сочетании со стремлением привлечь иностранные инвестиции и интегрироваться в глобальную экономику повышает необходимость для бизнеса в России соблюдать морально-этические нормы.
5. Приведите известные вам примеры несоблюдения морально-этических норм в деятельности отдельных компаний и предприятий. Дайте им оценку с позиций этических ожиданий общества.
Примерами несоблюдения морально-этических норм в деятельности компаний и предприятий являются загрязнение окружающей среды, эксплуатация труда, уклонение от уплаты налогов, взяточничество. Эти действия обычно рассматриваются как неэтичные с точки зрения общественных ожиданий.
1. Каковы основные элементы экономической культуры?
Основные элементы экономической грамотности включают знание основных экономических понятий, понимание личных финансов и способность анализировать и интерпретировать экономические данные.
2. В чём значение экономической направленности и социальных установок личности?
Экономическая ориентация и социальные установки человека имеют большое значение, поскольку они влияют на экономическое поведение и принятие решений и могут иметь более широкие последствия для функционирования экономики в целом.
3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?
Нет, личный интерес — не единственная основа экономического выбора. Другие факторы, такие как этика, социальная ответственность и долгосрочные соображения, также могут влиять на принятие экономических решений.
4. От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?
На выбор человеком нормы экономического поведения могут влиять такие факторы, как личные ценности, культурные нормы, социальное давление.
5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?
Экономическая свобода не должна быть неограниченной, поскольку для защиты отдельных лиц и общества от негативных внешних факторов и обеспечения добросовестной конкуренции могут потребоваться правила и ограничения.
6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?
Возможен «добровольный союз» экономики и экологии, но могут потребоваться стимулы и правила для поощрения экологически ответственной экономической практики.
7. В чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?
Экономически и нравственно ценное поведение человека в экономике характеризуется честностью, благонадежностью, стремлением к социальной ответственности и устойчивому развитию.
8. Какие трудности переживает новая экономика в России?
Новая экономика в России сталкивается с такими трудностями, как неадекватная инфраструктура, слабое верховенство закона, коррупция и нехватка квалифицированной рабочей силы. Эти факторы могут тормозить развитие экономики и снижать ее конкурентоспособность.
1. С какими словами у вас ассоциируются рыночные отношения в российской экономике: анархия, экономическая эффективность, варварство, честность, социальное партнёрство, обман, стабильность, справедливость, законность, нажива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.
2. Экономист Ф. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа». Согласны ли вы с данным утверждением?
3. Это строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчёт — вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм — вот идеалы нашей эпохи».
В чём можно согласиться или о чём поспорить с автором письма?
4. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё», — утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с учёным? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.
5. По оценке отечественных специалистов, большинство российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике многие сталкиваются с необязательностью партнёров. При этом вину за собой чувствуют лишь немногим более половины из них. Как вы относитесь к существованию двойной морали у участников экономических отношений — для себя и для партнёра?
Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надёжное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?
1. Как взаимосвязаны экономика и другие сферы общественной жизни?
Экономика взаимосвязана с другими сферами общественной жизни, такими как политика, социальная сфера, экология, культура, технологии и др. Экономика влияет на эти сферы, и они, в свою очередь, влияют на экономику.
2. Что изучает экономическая наука?
Экономическая наука изучает процессы производства, распределения и потребления материальных благ в обществе, а также способы их оптимального организации.
3. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?
Экономическая деятельность является одной из важнейших составляющих жизни общества. Она обеспечивает производство и распределение материальных благ, создает рабочие места, влияет на уровень жизни населения и вносит вклад в экономический рост и развитие общества.
4. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?
Рациональный экономический выбор производителя и потребителя основывается на оценке затрат и выгод от сделки. Он зависит от таких факторов, как цена товара, его качество, спрос на рынке, возможность замены и др.
5. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса и развития экономики?
Экономический рост является критерием прогресса и развития экономики, потому что он обеспечивает увеличение производства материальных благ и улучшение уровня жизни населения.
6. В чём особенности рыночного регулирования экономики?
Особенностью рыночного регулирования экономики является то, что цены и объемы производства формируются на основе спроса и предложения, а не государственного планирования. Рынок регулируется механизмами конкуренции, которые стимулируют производителей к снижению цен и улучшению качества товаров.
7. Как сделать производство эффективным?
Для того чтобы сделать производство эффективным, необходимо оптимизировать процессы производства, увеличивать производительность труда, снижать затраты на производство и повышать качество продукции. Также важно учитывать потребности рынка и конкурентную ситуацию.
8. Что необходимо для успеха в бизнесе?
9. Как функционирует финансовый рынок?
10. Как современное государство участвует в решении экономических задач общества?
11. Кто и как регулирует денежные потоки в экономике?
12. Зачем экономике рынок труда?
13. Почему страны вынуждены торговать друг с другом?
14. В чём проявляется экономическая культура личности?
15. Как взаимосвязаны экономическая свобода и социальная ответственность участников экономики?
Источник: dzotvet.ru
Развитие этики российского бизнеса
Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Рассматривая историю европейской цивилизации, П.Я.Чаадаев отмечал, что «помимо общего всем обличья, каждый из народов этих имеет свои особые черты, но все это коренится в истории и в традициях и составляет наследственное состояние этих народов». Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.
Основы российских норм экономического поведения складываются в период становления Московского царства (XV — начало XVI вв.), когда русские князья реально осознали роль предпринимательства для развития государства. Возвышению Москвы в определенной степени способствовала политика привлечения рабочего населения: всем желающим было разрешено селиться на берегах Москвы-реки, мастеровые надолго освобождались от уплаты всяких налогов. Развитие ремесел явилось основой экономического усиления Московского царства, предпосылкой к расширению внутренней и внешней торговли, к возникновению нового слоя предпринимателей-купцов. При этом сильная централизация власти и усиление отчужденности от Запада способствовали формированию в поведении московитов, в том числе московских купцов, подозрительности к иностранцам; привычку действовать «всем миром», склонности строить на обмане торговые отношения с чужими, слабого уважения к «букве закона». Устинян И. Экономическая этика // Экономист. — 1995. — N 3
С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.
Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры капиталов объявлялись самими купцами «по совести», чем последние очень гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием торгового мореплавания, учреждением заграничных консульств и заключением торговых конвенций.
Россия XIX — начала XX вв. характеризуется уже набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др.
В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью.
Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.
Характер внутрифирменных отношений в России конца XIX в., как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Фирмы, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе; их презрительно называли «проходными дворами».
Немалую роль в формировании такого типа отношений сыграло то, что и купцы, и заводчики, и работавшие у них пролетарии были недавними выходцами из крестьян. Нормы нравственности, бытовые привычки в их семьях носили отпечаток норм и обычаев крестьянства, что выразилось в «общинности», «соборности» и совпадении понятий «работники» и «члены семьи»,. Некоторые исследователи отмечают, что в поведении русских купцов более, чем у представителей других государств, присутствовала «истовость» в поступках, и объясняют это их приверженностью к православной вере. Отчасти это можно признать справедливым, хотя и с той же оговоркой, что и соответствующее утверждение о христианской основе деловой этики, приведенное выше.
Источник: vuzlit.com
Этика бизнеса в России. Профессиональная этика бизнеса
Понятие «этика» имеет греческие корни. В дословном переводе оно означает «характер», «нрав», «обычай». Как правило, понятие используется в двух смыслах. В первую очередь, этикой называют научную дисциплину, в рамках которой изучается мораль и нравственность, особенности их возникновения, факторы и динамика. Этим же термином обозначают непосредственный комплекс правил поведения в той или иной области деятельности.
Деловая этика и бизнес-этика
К трудовой деятельности человека предъявляются определенные требования. Часть из них связана непосредственно с поведением субъекта в процессе хозяйствования. Деловая этика появилась относительно недавно. В качестве ее основы выступала общая трудовая мораль. Ключевое место в этом понятии занимает бизнес-этика.
Она включает в себя несколько компонентов. Профессиональная этика бизнеса состоит из правил менеджмента, партнерского общения, поведения и пр.
Особенности развития
Существующие сегодня принципы этики бизнеса не появились в готовом виде. Они формировались в течение продолжительного исторического периода, по ходу развития цивилизации. Люди осознанно следовали определенным обычаям и традициям. Первые принципы этики бизнеса начали формироваться в эпоху расцвета древних цивилизаций.
Именно в то время была сформулирована клятва Гиппократа, выработаны нормы и правила торговли, представления о важности соблюдения договорных условий. Между тем, духовный мир античности и средневековья не допускал связи между трудом и богатством. Эти категории существовали отдельно, независимо друг от друга.
Возникновение современной системы
Этика ведения бизнеса, существующая сегодня, включает в себя множество норм и постулатов, выработанных в протестантскую эпоху. Во время реформации государства Западной Европы пережили важнейший духовный переворот. Его суть заключалась в переосмыслении богатства и труда. Именно в то время изменилось отношение к коммерческой деятельности.
Этика бизнеса в России
Развитие норм в нашей стране имеет ряд особенностей. Они обусловлены спецификой исторического развития государства. В 19 – начале 20 столетия этика бизнеса в России состояла из комплекса традиций, которые позволяли ей выйти на те же позиции, что и другие крупные страны. В тот период широкую международную известность получили Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы, Чижов, Алексеев и пр.
В то время в стране действовал механизм, с помощью которого из предпринимательства исключались те, кто не мог соблюдать установленные нормы и правила. В каждом городе существовало свое купеческое общество. Оно имело право рекомендовать предпринимателя в гильдию или отказать ему. Между тем, такие полномочия тоже нужно было заслужить.
Для каждого члена купеческого общества этика бизнеса стояла на первом месте. Все, кто вступал в гильдию, объявляли величину своего капитала. Это существенно упрощало контрольную деятельность налоговой службы. Если купцом нарушалась этика бизнеса, Совестный суд мог лишить его права заниматься предпринимательством.
В результате были выработаны и прочно вошли в обиход такие правила и понятия, как «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдой, больше прибыли будет», «слово-вексель» и так далее. Впоследствии стали формироваться товарищества на вере. Они объединяли предпринимателей без каких-либо учредительных договоров, а партнерство держалось на купеческом слове.
Социалистический период
В эту эпоху этика бизнеса фактически отсутствовала. Обусловлено это было отношением правящей элиты к предпринимательству, как таковому. Оно воспринималось как занятие, выступающее в качестве «источника наживы». При социализме частная собственность не признавалась – все было общее.
Если дореволюционная этика бизнеса в большей степени базировалась на нормах православия, то в период социализма их заменили марксистские идеи. Они обосновывали сравнительную самостоятельность морали как модели общественного сознания и утверждали классовый характер норм и требований. В этой связи трудовые отношения основывались на принципах приоритета общественного перед личным, дисциплины перед инициативностью и так далее.
Современные реалии
Сегодня наблюдается своеобразная мутация существовавших ранее форм сотрудничества, поиск новых жизнеспособных вариантов ведения бизнеса. На формирование нового класса предпринимателей оказывают влияние различные силы, системы ценностей. Это обуславливается, прежде всего, присутствием в бизнес-сфере людей различных национальностей, воззрений.
В отечественное предпринимательство в 90-е годы вошло немало иностранных лиц. Их деятельность, в свою очередь, основывается на правилах западноевропейской деловой этики. Сотрудничество с иностранными предпринимателями обуславливает переплетение национальных черт с общемировыми. В определенной степени это способствует включению отечественного бизнеса в международный.
Существующие препятствия
Между тем, развитие российской деловой этики и включение страны в международный оборот замедляется рядом факторов. Рассмотрим несколько из них. В первую очередь, недостаточно эффективно действует принцип неприкосновенности индивидуальной (частной) собственности.
Во-вторых, отечественный бизнес функционирует в условиях непринятия большей частью общества богатства в любом его виде, успешности как таковой, даже если это является результатом собственного труда. Кроме этого, в настоящее время в стране существует особое отношение к власти и законодательству.
Этический парадокс отечественного бизнеса заключается, по мнению экспертов, в том, что моральный аспект того или иного действия зачастую не определяется ни личным выбором, ни нормами права. На практике он обуславливается, главным образом, необходимостью выживания в условиях неопределенности, несоблюдения и несовершенства законодательной базы, безразличия, превышения властных полномочий. В настоящее время экономическая ситуация в стране достаточно сложная. Правительству необходимо искать варианты, которые удовлетворяли бы все стороны.
Решение проблем
Устранить существующие противоречия можно только в том случае, если государство исполнит взятые на себя обязательства по созданию нормальных, цивилизованных условий для ведения бизнеса. В этом случае приход и во власть, и в предпринимательство людей, готовых изменять себя и адаптироваться к новым экономическим моделям, станет возможным. Для них собственное благо будет являться вполне легитимным, однако при этом его достижение будет осуществляться через повышение благосостояния государства.
Источник: www.syl.ru