Контрагенты не работают по безналу. Как подстраховаться?
Расскажите банку об особенностях бизнеса. Если банк поймет, что ваши контрагенты не работают за безналичный расчет, у него не будет повода обращаться с вопросами по этой теме. Поэтому советуем рассказать об особенностях бизнеса своему банку.
Как рассказывать, зависит от банка. Если вы клиент Тинькофф Бизнеса, то можете ответить на вопросы в чате или устно — как будет удобно.
На какие вопросы рекомендуем ответить в рассказе:
Почему компании нужны наличные.
Что именно она на них закупает.
Какие документы оформляются для оплаты — до закупки и после.
Почему нельзя заменить партнеров на тех, кто работает по безналичному расчету.
Получает ли компания оплату в наличных. Если да, то как их проводит официально.
Если нет, то по каким документам выводит со счета.
В Тинькофф есть сервис «Репутация», он нужен, чтобы помочь бизнесу увидеть себя глазами банка. Он бесплатный. В нем клиент может ответить на вопросы анкеты и в свободной форме рассказать об особенностях бизнеса.
KPI менеджеров отдела продаж и маркетологов
Оплачивайте только по документам. Один из главных советов — о документах. Даже если расплачиваетесь наличными, расходы все равно нужно подтверждать. Это понадобится не только банку, но и налоговой.
Вам пригодятся документы:
На заключение сделки — обычно это договор, счет.
По итогам сделки. Эти документы подтвердят, что ваш партнер выполнил свою работу, оказал услугу или поставил товар. Например, подойдет кассовый и товарный чек, накладная или любой другой документ, где написано, за что оплата.
Из‑за расчета наличными у налоговой тоже могут появиться вопросы. Поэтому у нас есть еще два совета, которые помогут подстраховаться от возможных проверок.
Контролируйте объем сделок с наличными. Наличными по одному договору с компанией или ИП можно заплатить не больше 100 тысяч рублей. Допустим, закупка товаров составляет 100 тысяч — здесь все в порядке, можно платить наличными. А вот если 150 тысяч, то уже нельзя.
Не стоит составлять однотипные договоры с разными номерами ради лимита — например, пять договоров на закупку одного и того же сырья. Налоговая их просто суммирует, и компания превысит лимит.
Правило действует для компаний и индивидуальных предпринимателей при расчетах с ООО или ИП. Для компаний лимит работает всегда, для ИП — только в случае коммерческих сделок.
Для расчетов с самозанятыми и физлицами без статуса ИП лимит не действует. Но при частых или крупных переводах у банка все равно могут появиться вопросы.
Проверяйте партнеров. Убедитесь, что партнеры не относятся к компаниям, которые налоговая считает неблагонадежными. Иначе у налоговой могут возникнуть вопросы.
Для экономии времени советуем использовать сервисы проверки контрагентов. Они работают автоматически: обычно нужно только вбить ИНН компании, и вы увидите, есть риски от сотрудничества или нет. В Тинькофф тоже есть такой сервис, он бесплатный и работает в личном кабинете клиента.
Как я зарабатывал в детстве !
Меня устраивает контрагент, но банк считает его ненадежным. Что делать?
Мы можем по‑разному смотреть на контрагента, и это абсолютно нормально. Вы оцениваете партнера с точки зрения цены и качества, а мы оцениваем надежность. И наши выводы о партнере не всегда совпадают. Он может быть идеальным по цене, но рискованным с точки зрения его деятельности.
Например, по кодам ОКВЭД партнер занимается розничной торговлей, а вы заказываете у него ремонт склада. Банку непонятно, что это за бизнес и точно ли сделка не фиктивная. Более того, это будет непонятно и налоговой тоже.
Чтобы разобраться в ситуации, банк будет задавать вопросы и запрашивать документы.
А дальше все зависит от результатов проверки:
если по итогам проверки все в порядке, то и у банка не будет вопросов;
если после проверки все равно остаются вопросы, то банк может ограничить полностью дистанционное обслуживание или только переводы этому партнеру. В Тинькофф мы редко ограничиваем все — обычно только платежи конкретным компаниям;
если банк ограничил переводы компании, то клиент так и не сможет переводить ей деньги.
На что банк обращает внимание при проверке контрагента?
Банк оценивает компании по десяткам критериев. Чтобы вы лучше их представляли, мы собрали несколько примеров.
Это базовый список, поэтому ориентируйтесь по ситуации, какие критерии подходят к вашему контрагенту, а какие — нет.
Например, если у консалтинговой компании нет сайта, профиля в соцсетях, отзыWow клиентов и рекламы, это вызывает подозрение. Непонятно, как тогда ее находят клиенты.
Зато если речь о производстве материалов для космической отрасли, то отсутствие рекламы не показатель. Конечно, клиенты не приходят к такой компании через лендинги.
Примеры критериев для оценки контрагента
Компания или ИП официально работают | Есть ли контрагент в официальных реестрах | Проверить реестры на сайте налоговой |
Тип адреса для компании — массовый или нет | Массовый адрес — тот, по которому находятся десятки компаний. На самом деле они там не работают, а просто зарегистрированы для вида. Исключение — бизнес-центры | Проверить массовость адреса на сайте налоговой |
Иски к контрагенту | Если с контрагентом часто судятся, вероятно, он не выполняет свои обязательства: срывает сроки, не платит, нарушает требования к качеству. Сотрудничать с такой компанией опасно и подозрительно | Посмотреть иски на сайте арбитражных судов |
Не банкрот ли контрагент | Если компания проходит процедуру банкротства и при этом выполняет заказ, непонятно, откуда у нее ресурсы на это | Проверить статус: банкрот или нет |
Есть ли долги по налогам | Если компания недоплачивает налоги, налоговая может заблокировать счета, и тогда не факт, что заказ выполнят | Список должников на сайте налоговой |
Есть ли лицензии | Есть сферы, где без лицензий работать незаконно. Поэтому если контрагент относится к таким сферам, а лицензии нет, это подозрительно | Проверить лицензию через Единый федеральный реестр |
Внесен ли контрагент в список недобросовестных поставщиков | Это список тех, кто не выполнил условия госзакупок. Например, привез товар с опозданием или не привез Wowсе. Его еще называют черным списком | Проверить черный список на сайте госзакупок |
Есть ли сайт или соцсети | Если у компании нет сайта, непонятно, как о ней узнают клиенты. Возможно, это уже очень известная компания или услуги у нее такие специфические, что нет смысла делать сайт. Но все равно, если нет совсем никакого сайта, это вызывает вопросы |
Источник: www.tinkoff.ru
Критерии дифференциации понятий малого и среднего предпринимательства (Прохорская А.Ю.)
Малое и среднее предпринимательство развивалось в России постепенно и при воздействии на него государства. При этом соответствующие понятия в законе долго не были закреплены. Легальная дефиниция «малое предприятие» появилась только в 1989 году в письме Министерства народного образования РСФСР от 25 декабря 1989 г. N 09-14/897 «О направлении положения об организации деятельности малых предприятий» .
———————————
Информационный сборник Минобразования РСФСР. 1990. N 19.
Под ним подразумевались предприятия, имеющие бесцеховую структуру управления, создаваемые учредителями, работающие на принципах самоокупаемости и самофинансирования, численность персонала которых, как правило, не превышает 100 человек. Далее понятие «малое предприятие» появилось в Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР» , которое в качестве критериев отнесения к малым предприятиям выделило объем хозяйственного оборота и численность работников.
Позже к упомянутым признакам добавился критерий разделения по сферам деятельности, в которых работали предприятия. С принятием Федерального закона от 14 июня 1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к критериям отнесения предприятий к малым добавилась форма собственности. Таким образом, создавалась конкурентная среда для действительно малых предприятий, а не подконтрольным государству или крупному бизнесу организаций. Помимо всего, появилась направленность на получение прибыли и открылся доступ физических лиц к осуществлению предпринимательской деятельности.
———————————
Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 460.
Собрание законодательства РФ. N 25. Ст. 2343.
Упоминание среднего предпринимательства в законодательстве отсутстWowало до принятия Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о малом и среднем предпринимательстве), то есть до 2007 года среднее предпринимательство не выделялось в самостоятельную категорию и учитывалось совместно с крупным.
———————————
Собрание законодательства РФ. N 31. Ст. 4006.
Рассмотрим легальное определение, указанное в действующем законодательстве Российской Федерации. В Законе о малом и среднем предпринимательстве закреплено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, под которым понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Критерии отнесения к тому или иному предприятию установлены в статье 4 рассматриваемого Закона. Обобщенно выделяют следующие:
1) критерий юридической принадлежности к определенной организационно-праWowой форме: субъект среднего предпринимательства должен быть хозяйствующим обществом или партнерством, производственным кооперативом, сельскохозяйственным потребительским кооперативом, крестьянским (фермерским) хозяйством или индивидуальным предпринимателем;
2) критерий независимости: ограничение участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами МСП для хозяйственных обществ и партнерств, а также поддержка стратегически важных направлений развития экономики;
3) критерий численности работников: установлена максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. Сейчас для средних предприятий она составляет от ста одного до двухсот пятидесяти человек, а для малых — до ста человек. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
4) критерий доходности: устанавливаются предельные значения дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. С 1 августа 2016 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» , в соответствии с которым предельные значения выручки будут составлять:
———————————
Собрание законодательства РФ. N 15. Ст. 2097.
— микропредприятия — 120 млн. рублей;
— малые предприятия — 800 млн. рублей;
— средние предприятия — 2 млрд. рублей;
5) критерий легитимации: для отнесения к субъектам МСП необходимо зарегистрироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Хотелось бы обратить внимание, что при определении категории субъекта малого или среднего предпринимательства берется наибольшее значение при сравнивании среднесписочной численности работников и доходов предприятия. Следовательно, если предприятие, являющееся по своей сути малым, имеет в штате более 101 человека, то по существующим критериям оно будет отнесено к среднему.
Полагаем, что такая система разделения субъектов несовершенна. С развитием информационных технологий, автоматизации процесса количество работников не всегда может отразить реальный размер предприятия, а, скорее, указывает на его прогрессивность и умение рационально использовать человеческий ресурс. Решить данную проблему помогло бы закрепление в законодательстве, помимо количественных критериев, еще и качественных показателей. В таком случае отнесение субъекта к малому или среднему предприятию не сводилось бы к формальному подсчету, а проводился бы детальный анализ с целью реального отражения масштабов организации.
Проанализировав критерии, установленные в законодательстве, приходим к выводу, что в данный момент разграничение малого и среднего предприятий происходит не по существенным признакам, а только по количественным показателям. По мнению автора, малый и средний бизнес являются различными формами хозяйственной деятельности, различающиеся не только размерами, но и способами управления, системой финансирования, технологией работы. Малые организации только начинают свое становление, тогда как средние уже обладают сложившейся системой хозяйстWowания, выдвигающей на первый план качество производства с продуманной системой управления, ориентированной на большую аудиторию.
При обобщении малых и средних предприятий невозможно дифференцировать меры государственной поддержки среднего предпринимательства и, следовательно, у малого бизнеса нет стимула преобразовываться в более крупную форму хозяйстWowания. И хотя малые предприятия и решают многие социальные задачи, такие как безработица, пополнение местных бюджетов, поддержание конкуренции, но по объективным экономическим законам они менее эффективны, чем средние. Средние предприятия являются «градообразующей базой малых предприятий» . Их несомненным плюсом является большая конкурентоспособность и мобильность.
———————————
Гагарский М.Д. Среднее предпринимательство как фактор развития региона // Географический вестник. 2012. N 1 (20) С. 44 — 51.
Также среднее предпринимательство является связующим звеном между малым и крупным бизнесом. Оно помогает регулировать различные организационные, праWowые вопросы, возникающие при взаимодействии малого и крупного бизнеса.
Среднее предпринимательство преимущественно занимается производством, на котором и основывается экономика страны.
Таким образом, полагаем, что среднее предпринимательство должно в большей мере поддерживаться государством, должны создаваться отдельные программы, направленные на развитие среднего предпринимательства и поддерживаться инициатива по укрупнению малого бизнеса.
Но выделение специальных мер поддержки невозможно при смешении понятий малого и среднего предпринимательства. В этой связи автор считает возможным разграничить малые и средние предприятия на самостоятельные виды. Для разделения понятий необходимо выделить критерии, которые подчеркнут специфику каждого предприятия.
Как было показано ранее, условия, установленные в Законе о малом и среднем предпринимательстве, имеют явно выраженный количественный характер. Данный подход позволяет четко разграничить предприятия по размерам, что удобно для проведения статистического учета, исключает двойное толкование. Но существуют и недостатки у такого подхода. Основной из них связан с поверхностной оценкой и отсутствием раскрытия существенных различий между малым и средним бизнесом. В связи с этим наряду с количественными показателями выделяют и качественные, такие как:
1) способ управления предприятием: если в малом предприятии руководство чаще всего осуществляет сам собственник, то в среднем из-за масштаба предприятия управление осуществляется совместно собственником и наемным работником;
2) способ финансирования: у мелкого предпринимателя финансирование происходит за счет собственных средств участников и получения небольших кредитов, тогда как средние предприниматели могут привлекать инвесторов, а также выпускать акции на рынок;
3) территория деятельности: средние предприятия нацелены на расширения межрегионального и международного сотрудничества. Малые предприятия развиваются чаще всего в рамках своего региона;
4) размер сделок: чем больше размер предприятия, тем больше его производительность и сделки;
5) целевая аудитория: чем крупнее предприятие, тем крупнее его потребитель, таким образом, малые предприятия нацелены на реализацию товара конечному потребителю, а средние работают для удовлетворения нужд малых предприятий;
6) полнота производства: как вытекает из предыдущего пункта, малые предприятия нацелены на производство конечного продукта из готовых материалов, а средние занимаются производствам с начальной стадии и до конечного продукта.
Использование качественных показателей позволяет учитывать специфику развития малого и среднего предприятия. Но автор полагает, что использование таких критериев в нормативном праWowом акте является недостаточным, так как позволяет применять субъективный подход к определению размера предприятия. Таким образом, исключать количественные показатели из закона считается нецелесообразным, но возможно дополнить их качественными показателями для подчеркивания различий между малыми и средними предприятиями.
В качестве еще одного способа дифференциации малых и средних предприятий выделяют деление по отраслям, в которых такие организации осуществляют хозяйственную деятельность.
Существует международная практика по разграничению предприятий по отраслям промышленности. Например, в Китае «к малым были отнесены металлургические предприятия с выплавкой менее 100 тыс. тонн стали и шахтоуправления с добычей менее 900 тыс. тонн угля в год, к средним — соответственно предприятия с выплавкой менее 600 тыс. тонн стали и добычей менее 3 млн. тонн угля. Соответствующие критерии были приняты и для строительных организаций» .
———————————
Мещерякова А.А. Эволюция законодательства о критериях малого и среднего предпринимательства в России и Китае // Международное публичное и частное право. 2010. N 5. С. 22 — 25.
В США для отнесения к малому и среднему предпринимательству используют критерий отраслевой принадлежности. «С 2002 г. размеры предприятий добывающей промышленности, производственной сферы, транспорта и оптовой торговли определяются штатной численностью работников, в других отраслях, например в строительстве, розничной торговле, сельском хозяйстве, — выручкой от продаж» .
———————————
Комарова О.В. Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса: Монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. С. 44.
В Японии разграничение происходит по 4 основным направлениям:
1) производство, строительство, транспорт; 2) оптовая торговля; 3) розничная торговля; 4) оказание услуг.
В российском законодательстве также был опыт установления предельных значений средней численности работников в зависимости от отрасли. Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 июня 1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия):
———————————
Собрание законодательства. N 25. Ст. 2343.
— в промышленности — 100 человек;
— в строительстве — 100 человек;
— на транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве — 60 человек;
— в научно-технической сфере — 60 человек;
— в оптовой торговле — 50 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Автор считает, что установление различных критериев для отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства для отдельных отраслей является целесообразным.
В Законе о малом и среднем предпринимательстве существует практика установления Правительством Российской Федерации предельных значений дохода предприятий, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. Мы предлагаем перенять данный опыт и распространить его на установление среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов.
В связи с этим автор предлагает изложить часть 2 статьи 4 рассматриваемого Закона в следующей редакции:
«2. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.
2.1. Для следующих отраслей среднесписочная численность работников для каждой категории субъектов должна утверждаться Правительством Российской Федерации:
— промышленность;
— строительство;
— сельское хозяйство;
— научно-техническая сфера».
Помимо вышесказанного, автор полагает, что необходимо закрепить виды экономической деятельности, в которых не может быть субъектов малого предпринимательства, а предприятия, осуществляющие такую деятельность, будут приравниваться к средним или крупным компаниям. Например, к такому виду деятельности можно отнести добычу, переработку и реализацию нефти, нефтепродуктов, газа.
По нашему мнению, специальные законы должны закреплять дополнительные критерии для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого или среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики.
При разделении понятий «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство» возможно будет оказывать те меры поддержки, которые необходимы конкретному субъекту с учетом особенностей его функционирования.
Список литературы
1. Гагарский М.Д. Среднее предпринимательство как фактор развития региона // Географический вестник. 2012. N 1 (20).
2. Мещерякова А.А. Эволюция законодательства о критериях малого и среднего предпринимательства в России и Китае // Международное публичное и частное право. 2010. N 5.
3. Комарова О.В. Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса: Монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: lexandbusiness.ru
Магазин
Основные критерии определения среднего, малого и микро предприятия
Основные критерии определения среднего, малого и микро предприятия.
Чтобы считаться малым, средним или микро-предприятием, нужно подходить по трём основным параметрам:
- попадать в рамки лимита по размеру доходов;
- попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
- попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
С 1 августа 2016 в расчёт максимального размера доходов за прошедший год включаются не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации.
Приведём критерии в виде таблицы:
101 — 250 человек
Доля участия других лиц в капитале:
Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.
Количество работников за год определяется на основании среднесписочной численности, отчёт по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию. Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения.
Лимиты не распространяются на:
акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики; участников проекта «Сколково»;
компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Подпишись на рассылку
Новые статьи по бухучету, оповещения об изменениях в законодательстве и другие интересные материалы по бухучету и налоговому учету.
Мы гарантируем, что адрес вашей электронной почты не будет передан третьим лицам
Аутсорсинг
- Бухгалтерское сопровождение ООО и ИП
- Услуги по регистрации ИП и ООО
- Внутренний аудит
- Ликвидация ООО и ИП
- Восстановление учета
- Индивидуальные консультации
Источник: www.profirost.ru
Определён пакет мер поддержки для предприятий малого и среднего бизнеса
Предприятия малого и среднего бизнеса оказались в затруднительной ситуации из-за принятых ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Они первые пострадали в текущей ситуации и поэтому нуждаются в нашей поддержке. Прежде всего это предприятия общественного питания, гостиничного бизнеса и сферы обслуживания. Данные предприятия смогут получить беспроцентные микрозаймы на выплату заработной платы. А также субсидию на выплату процентов по действующим инвестиционным кредитам,
— сказал глава региона. Также для этих организаций будет введён мораторий по налогу на имущество, снижен налог для организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Будут обнулены арендные платежи за пользование региональным имуществом и землёй для субъектов малого и среднего бизнеса. Владислав Шапша подчеркнул, что эти меры не являются окончательными. В ближайшую неделю будет принят новый пакет мер поддержки для разных отраслей экономики, которые оказались в трудной ситуации. Ника ТВ
Источник: nikatv.ru
Всетевой магазин: число МСП на маркетплейсах за три года выросло в шесть раз
С начала пандемии число торгующих через интернет малых и средних предприятий выросло в шесть раз, до 245,9 тыс. Такими подсчетами с «Известиями» поделились в Корпорации МСП. Тенденцию подтвердили в Минэке. Это связано с карантинными мерами, а также с развитием параллельного импорта в период санкционных ограничений.
На маркетплейсах становится всё проще организовать бизнес, из-за чего число торговцев на площадках только продолжит расти, полагают предприниматели. Однако малые компании могут попасть в серьезную зависимость от маркетплейсов.
Пандемия и параллельный импорт
Какая розница: в РФ предложили обязать онлайн-магазины принимать наличные
Почему общественники настаивают на таком порядке
К середине декабря 2022 года число представителей малого и среднего бизнеса, которые торговали через интернет, достигло 245,9 тыс. компаний. Это почти в шесть раз больше, чем было в период до начала пандемии: на 1 января 2020-го их число составляло 43,4 тыс. Такие данные следуют из подсчетов Корпорации МСП, которые есть у «Известий».
Среди регионов — лидеров по росту количества небольших компаний, торгующих в интернете, в 2022 году оказались Москва и Подмосковье, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Татарстан. В десятку лидеров вошли Башкирия, Свердловская, Ростовская, Самарская и Новосибирская области. С начала прошлого года выручка МСП, которые реализуют свои товары через интернет, достигла 220 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на 27%, следует из данных статистики Цифровой платформы МСП.РФ. В 2021-м рост был существеннее — на 40%.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
«Сохранить качество сервиса по достойной цене»
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов — о параллельном импорте и виртуальных торговых площадках
Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич отметил, что вслед за ростом спроса на маркетплейсы у покупателей внимание на них обратил и бизнес. Он предположил, что в наступившем году доля малых и средних компаний в онлайн-торговле увеличится примерно в 1,5–2 раза.
В пресс-службе Минэкономразвития РФ сообщили «Известиям», что располагают теми же данными по бизнесу в интернете, что и Корпорация МСП. Наибольший рост сферы интернет-торговли фиксируется в 2020–2021 годах. В первую очередь это связано с протиWowирусными ограничениями в офлайн-продажах, отметили в ведомстве. — На развитие онлайн-продаж МСП ориентирован ряд мер господдержки. Так, центры «Мой бизнес» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» оказывают компаниям помощь по выходу на электронные торговые площадки, созданию собственных интернет-магазинов, продвижению товаров и услуг в соцсетях, — рассказали в пресс-службе.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
В свою очередь президент АКИТ Артем Соколов со ссылкой на данные интернет-площадок отметил, что количество МСП, торгующих непосредственно через маркетплейсы, за год увеличилось втрое. Сегодня их зарегистрировано около 1 млн.
От ворот оборот: Минэк оценил спад трансграничной онлайн-торговли в 30-35%
Как власти рассчитывают заменить американские и европейские интернет-магазины
— Онлайн-торговля дает возможность покупателю быстро сравнить стоимость товара на разных ресурсах. Безусловно, он выберет для себя наиболее выгодное предложение, но и этот фактор срабатывает не всегда. Главная задача сейчас — предложить клиенту действительно качественный товар и удобные для него сроки, — считает Артем Соколов.
Заложник маркетплейса
В 2022 году основными драйверами для открытия МСП в интернете стали релокация и санкции на ряд товаров и торговых площадок, считает основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. В России начали открывать компании, которые специализируются на работе с параллельным импортом. Преимущественно их запускают онлайн. Опрошенные «Известиями» эксперты ожидают роста оборота онлайн-торговли и в 2023 году. Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Мария Коломиец прогнозирует увеличение оборота на 20–30%, при этом не менее 35% от этого показателя придется именно на продажи МСП.
Фото: ТАСС/Михаил Метцель
Граница возможностей: ритейл предупредил о проблемах с импортом
Сетевая торговля попросила помощи у правительства и ЦБ
Координатор «Деловой России» в Центральном федеральном округе Дмитрий Аббакумов рассказал, что в 2022 году самые трендовые и быстрорастущие направления в интернет-продажах — сантехника, стройматериалы, товары для сада, фото- и видеотехника. Рост в этих категориях составил 200–250% к предыдущему году.
Также, по его словам, 70–80% роста показывают направления, связанные с одеждой и текстилем (самая крупная сфера), косметикой и товарами для детей. Говоря о сферах интернет-торговли, наиболее перспективных с точки зрения роста в 2023 году, эксперты также отметили бизнес, связанный с легкой промышленностью: товарами для дома, здоровья, бытовой химией, продуктами питания, спорттоварами.
В «Эксперт РА» указали, что уже заметно увеличение предложения на маркетплейсах цифровой техники и электроники, что может быть связано с параллельным импортом. Тема, связанная с маркетплейсами, достаточно сложная в плане некоторых последствий, отметил Дмитрий Аббакумов.
Онлайн-магазины действительно позволяют производителям продавать свою продукцию по всей России и странам СНГ. С другой стороны, интернет-площадки забирают долю продаж у офлайн-торговли. Розница перестает платить налоги, зарплаты, что влечет за собой снижение доходов региональных бюджетов, сказал он. При этом пункты выдачи маркетплейсов не могут компенсировать эти выпадающие доходы, посетовал координатор «Деловой России» в ЦФО.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Запретные посылки: почему россиян судят за заказы из интернет-магазинов
Покупки на зарубежных онлайн-площадках могут обернуться уголовным преследованием
По его словам, маркетплейсы постоянно ужесточают условия хранения, логистики, увеличивают свою долю вознаграждения за продажи. Всё это снижает рентабельность небольших компаний. Кроме того, есть риск, что сетевые ритейлеры начинают выпускать продукцию под собственной торговой маркой, забивая цепочку продаж.
Также небольшой производитель, начиная работать на маркетплейс как на моноклиента, приходит к полной зависимости от него. При возникновении конфликта решение принимается не в пользу производителя, указал эксперт. — Несмотря на то что компании, которые раньше и мечтать не могли работать на всю Россию, начинают это делать, они попадают в очень уязвимое положение, — отметил он. Поэтому при развитии МСП в интернете необходимо учитывать все общественно-экономические интересы, добавил Дмитрий Аббакумов.
Источник: iz.ru