Тренинг — это особое образовательное пространство, которое принципиально отличается от академического. И отличиями здесь выступают активность и симметричность.
Что имеется в виду? Не только тренер делает тренинг, но и группа. Ее участие не менее важно: больше того, оно является смыслоопределяющим и если тренер не вызвал достаточного включения группы, он не решил своей задачи. Понятие включенности означает в данном случае, что самостоятельной ценностью обладает на тренинге работа каждого участника.
Каждый формирует опыт общения и моделирования ситуаций, отработки и закрепления новых навыков. Например, обычной является ситуация, когда на программу «Молодой руководитель» приезжают уже весьма опытные директора и менеджеры.
Но и они могут найти для себя пользу от участия в такой программе: перезагрузка, переосмысление, повторение известного и освоение чего-то нового, которое обязательно происходит. И, конечно, коммуникации с новыми людьми, трансфер знаний и умений. Точно так же в тренинге для продвинутых могут участвовать новички, и это тоже бывает полезным для всех. Кстати, на основе многолетних наблюдений подобных ситуаций делаю такой вывод: чем осознаннее и опытнее руководитель, тем критичнее он относится к себе, справедливо считая, что нет предела совершенству и всегда есть, чему учиться и что прокачивать.
Действительно, возраст делу не помеха. Особенно, хорошему делу. Например, такому, как учеба, тренировки и саморазвитие. За более, чем уже двадцатилетний опыт моей тренерской деятельности, я работала с людьми разных возрастов. На моих занятиях часто бывают люди перед которыми реально снимаешь шляпу.
Это могут быть кардиологи, ежедневно спасающие человеческие жизни. Или талантливейшие инженеры оборонной отрасли, каждый из которых по своей уникальности существует в единственном экземпляре. Или руководители-бриллианты, у которых в подчинении — тысячи или даже десятки тысяч сотрудников.
Однажды участником моего тренинга был генеральный директор, который уже 27 лет управлял шестью тысячами человек. Вся группа была от него в восторге, я до сих пор вспоминаю о нем с благодарностью. Ему, кстати, было 62 года! Причем, будучи руководителем высокого ранга, он ежегодно прокачивал свои управленческие компетенции на тренингах. Вот почему мог показывать такую завидную гибкость восприятия и мышления.
После подобных ситуаций становится очевидно, что возраст часто не имеет никакого значения, что он не показатель профессиональной квалификации, лидерства и ясности ума. Можно быть успешным руководителем и в 32 года, и в 62. Важно, как участник воспринимает информацию, как выстраивает отношения внутри группы, как он осваивает и отыгрывает свои роли и инструменты, даже если давно уже о них знает и использует.
И это снова к вопросу о том, что дают тренинги. Они позволяют периодически перезагружаться даже специалистам уровня гуру. Энергия не любит застоя — как физическая, так и ментальная. Перезагрузка нужна для сохранения гибкости и недопущения косности. Абсурдно возражать против того, что наш мир меняется, причем, все быстрее и быстрее.
Бизнес-среда, задачи, инструменты, аудитории. Между людьми разных поколений возникают новые противоречия, конфликты и точки соприкосновения, компромисса. Но если специалист или руководитель сам по себе гибок, потому что периодически перезагружается с помощью учебы, то возраст значения не имеет.
И еще один немаловажный момент: благодаря группам растет и сам тренер, становясь более клиентоориентированным. Получается, что тренинг — это такая среда, в которой рождается фактически новый ментально-психологический организм: взаимодействующие тренер и группа.
От редакции
Источник: psy.systems
Бизнес-тренинг
Бизнес-тренингами называются спланированные и систематические усилия, направленные на модификацию или развитие деловых знаний, умений и установок человека путем его активного обучения в группе. Их цель — эффективное выполнение сотрудниками одного или нескольких видов деятельности.
Бизнес-тренинг в узком смысле дает профессиональные знания и навыки, благодаря которым человек может эффективно выполнять конкретные служебные задания и свою работу в целом. Однако современный бизнес все чаще обращается к более широким методам тренингового обучения, которые ставят своей целью развитие профессионально важных качеств личности. Для решения таких задач используются методики психологических тренингов личностного роста. Поэтому бизнес-тренинг в широком смысле — это разновидность социально-психологического тренинга.
Сегодня в бизнес-тренингах используются разнообразные методы и техники. Особую популярность получили манипулятивные приемы, которые, однако, неоднозначно оцениваются с моральной точки зрения.
В зависимости от направления и задач выделяют следующие виды тренинговой работы.
Тренинг профессиональных навыков
Фактически это переходная форма между активными методами подготовки персонала и его профессиональным обучением, повышением квалификации и др. Такие тренинги осуществляются специалистами по конкретному виду деятельности и очень редко — психологами. Однако процесс усовершенствования профессиональных навыков становится гораздо эффективным при применение именно психологических технологий.
Тренинги профессиональных навыков чрезвычайно разнообразны, как и разнообразные виды деятельности в различных сферах бизнеса.
Тренинг эффективных продаж
Тренинги эффективных продаж относятся к самым популярным бизнес-тренингам, спрос на которые неуклонно растет. Умение продавать в условиях рыночных отношений является основой бизнеса. В широком понимании здесь имеется в виду не только профессиональная деятельность продавца. На различных уровнях бизнес-структуры коммерческая деятельность имеет свои особенности. Это и умение оформить выгодное соглашение, и рекламная политика, и знание психологии потребителя.
Поэтому в процессе тренинга продаж используется все разнообразие методов — от простого тренажера продавца к игровому моделированию и отработке сложных профессиональных ситуаций, развитию творческого, нестандартного мышления.
Отдельно выделяют тренинг телефонных продаж, как умение вести телефонные переговоры с потенциальным потребителем товаров или услуг.
Тренинг управления временем (тайм-менеджмент)
Тренинги управления временем (англ. — time management) формируют навыки временно планирования, умение организовывать деятельность таким образом, чтобы времени хватало на все важные дела и чтобы оставался резерв для личностного развития.
Важно, чтобы человек не находился в состоянии постоянного стресса через дефицит времени и нерешенные дела.
Идея системы управления временем приписывается Бенджамину Франклину. Классическая система управления временем опирается на принцип разделения больших задач, которые стоят перед человеком, на подзадачи, а тех, в свою очередь, — на еще более мелкие задачи.
- Первый этап в тайм-менеджменте — определение человеком своих жизненных ценностей (чего он хочет от жизни).
- На втором этапе человек решает, чего конкретно он стремится добиться.
- На следующем, третьем, он строит генеральный план того, что надо сделать для достижения поставленной цели.
- На четвертом этапе на основе отдельных пунктов генерального плана разрабатывается долгосрочный (на несколько ближайших лет) промежуточный план, в котором обязательно указываются конкретные цели и сроки их реализации.
- Пятый этап — составление краткосрочного (от нескольких недель к нескольких месяцев) плана.
- Шестой — это план на ближайший день, в котором малые задания из краткосрочного плана решаются в полной мере за один день, а большие разбиваются на подзадачи.
Все планы тайм-менеджмента рекомендуется регулярно просматривать.
Существуют и другие стратегии тайм-менеджмента. Благодаря таким тренингам человек получает больше свободы, учится управлять не только своим временем, но и своей жизнью, находит резервы для других важных сфер самореализации.
Тренинг командообразования (тимбилдинг)
Командообразование (англ. — teambuilding). получило популярность в связи с переходом организаций сферы бизнеса на командную систему работы.
Тренинги командообразования проводятся как с подразделениями — командами, так и с менеджерами персонала, которые должны осуществлять реорганизацию. На них даются понятия о типах и структуре команд, их внешние и внутренние пределы, типы коммуникации в команде и др.
Во время тимбилдинга важно не только донести информацию, но и показать, как это сделать на практике, моделируя ситуации, в которых проявляются различные особенности командообразования.
Во время этого тренинга часто используется игра «Необитаемый остров», во время которой обрабатываются процессы спонтанного образования команды, формирования лидеров, этапы развития команды и др.
Важным в тренинге выступает обработка различных уровней общения в команде (внешнего формального и внутреннего психологического). Для полноценного функционирования команды нужно развитие обоих уровней и четкое разграничение функций между ними.
Значительный эффект в тренинге командообразования дают деятельностные методы — от игрового разыгрывания ситуаций до полноформатной социодрамы.
Тренинг принятия решений
Одной с важнейших функций руководителя является принятие решений по различным проблемам бизнеса и организационной жизни.
Тренинг принятия эффективных решений не ставит задачу научить принимать «правильные решения», потому что «правильность» определяется ситуацией и конкретными условиями.
Принятие решений — творческий процесс, следовательно, задачей тренинга становится развитие творческого начала. Человек должен быть способен найти новое, неординарное решение, которое может открыть совсем другие горизонты. И, когда оно найдено, то кажется почти очевидным, что это самый лучший способ решения данной проблемы.
В процессе принятия решений нередко возникает психологическая проблема выбора. Часто личность не может сделать выбор через неуверенность в себе или через какие-то психологические проблемы. Работа с ними также проходит во время тренинга принятия решений.
Тренинг эффективных переговоров
Цель тренинга переговоров — научить ведению деловых переговоров в сфере бизнеса, в управлении организациями и в других сферах, которые требуют принятия важных коммуникативных решений.
Умение убеждать, определять интересы оппонента и опираться на них в большой степени предопределяет результат переговоров.
Иногда на таких тренингах используют жесткие техники, подобные восточным единоборствам, а переговоры рассматривают как что-то похоже на поединок без правил. Хотя такой подход становится популярным, отношение к нему явно неоднозначно: жесткие методы не всегда эффективны. Хотя в современном бизнесе в отдельных случаях они оправданы.
Тренинг обращения с деньгами
Это специфический бизнес-тренинг, цель которого — коррекция установок, стереотипов и психологических барьеров относительно финансового положения человека, возможностей повысить свой социально-экономический статус.
Как правило, проводится с теми, кто планирует начать собственный бизнес, но при этом ему не хватает психологической готовности к этой деятельности, а также с теми, кто хочет улучшить свой материальный уровень, однако через психологические причины ему это не удается.
Источник: psyfactor.org
Как создать бизнес-тренинг
Сначала определимся в понятиях. Что такое бизнес-тренинг?
1033 просмотров
Есть несколько форматов обучения, которые принято называть тренингом.
Лекция. Основная задача лекции — дать информацию, рассказать о том, что участники обучения раньше не знали. Лекция состоит из монолога ведущего. Иногда — из очень увлекательного и захватывающего монолога. Есть интерактивные лекции.
В них добавлены вопросы к участникам, сбор мнений, обсуждения, ответы на вопросы. В очень интерактивной лекции участники могут больше половины всего времени что-то обсуждать, но это все равно — лекция.
Семинар. Основная задача семинара — погрузить участников в решение конкретной проблемы. Например, можно провести семинар на тему: «Как удержать клиентов во время кризиса?». На семинаре ведущий делает обзор возможных вариантов решения, а участники тоже участвуют в наработке этих вариантов. Т.е. если вы пришли на «тренинг», где вас разделили на группы, и вы делали задание: «Найди сто способов удержать клиентов», то это был семинар
Эвент. Это мероприятие с фокусом на раскрутку эмоций. Если всю мероприятие вы прыгали, делали башню, ходили по стеклу, собирали дощечки и на «всю жизнь это запомнили», то вы были именно там.
Тренинг. Основная задача тренинга — формировать и тренировать навык. Вот прям как на обычной тренировке: вам показывают или рассказывают, что делать, а вы делаете до тех пор, пока не получится. Тренинг предполагает, что ведущий знает, чему хочет вас научить, и дает вам возможность много раз делать (не рассуждать, а именно делать), обязательно разбирает, что вы сделали хорошо, что нужно доработать и дает возможность повторить еще раз.
Бизнес-тренинг — это тренировка навыка, которые вам нужны для работы.
О создании бизнес-тренинга дальше и пойдет речь.
Итак, как создать бизнес-тренинг.
Шаг 1. Выберите тему тренинга
Например: «Развитие клиентов», «Мотивация сотрудников», «Продажи пластиковых контейнеров»
Шаг 2. Ответьте на вопрос: «Что участники тренинга должны начать делать по-другому» после тренинга?». Именно делать: не знать, не понять, не осознать — делать.
Например: вовремя и правильно предлагать новые услуги, выводить своих подчиненных из стресса, продавать в два раза больше контейнеров.
Шаг 3. Сделайте базовую ключевую теоретическую модель тренинга. Это суть вашего тренинга, самое важное. Это то, что делает тренинг практичным и «структурным».
Есть разные виды таких структур:
- Алгоритм. В основе тренинга лежит последовательность действий, которые должны усвоить участники.
Например: 6 этапов продаж, три этапа обратной связи, 4 этапа ответа на возражения.
- Пирамида. Это структура уровней.
Например: модель Спиральной динамики, уровни мотивации сотрудников, уровни стресса.
Эта модель предполагает, что вы даете участникам инструменты работы на каждом уровне
- Ключевые элементы. В такой структуру вы описываете что-то через 3-4 элемента (не больше!).
Например: 4 качества эффективности, три вида сопротивления клиента, 3 навыка для подбора команды.
Важно! У вас должна быть ОДНА ключевая структура. Не делайте тренинг, собирая различные концепции и структуры. В лучшем случае это будет познавательная обзорная лекция, в худшем — интеллектуальная «каша».
Как создатель тренинга Вы отвечаете за выбор (из имеющихся) или создание модели тренинга. Сами решите, что будет полезно вашим клиентам.
Шаг 4. Наполните базовую модель. Подберите для каждого элемента полезные инструменты и техники.
Например: техники установления контакта, способы работы с сопротивлением и т.п. Внутри каждого элемента должно быть не больше 3-4 инструментов.
Шаг 5. Придумайте, как участники тренинга будут тренироваться применять эти инструменты.
Есть несколько способов это сделать.
- Индивидуальная отработка с тренером: участник один на один работает с тренером: ставит ему задачу, выявляет у него потребности, подбирает для него мотивационные аргументы и т.п. Пример задания для индивидуальной отработки: «Я — ваш подчиненный. Убедите меня взяться за новую задачу — вывести на рынок новый продукт».
- Работа в парах или тройках: участники отрабатывают навыки друг с другом. Пример задания для работы в парах или тройках: «Сформулируйте три аргумента, почему клиенту выгодна эта покупка. В тройках отработайте эти аргументы: один участник называет аргумент, два других — расшатывают его 3-4 раза. Если ваш коллега 3-4 продержался, переходите к следующему участнику. Делаете 3-4 круга».
- Работа в небольших группа 4-6 человек: этот формат подходит для того, чтобы потренировать или подготовить одного участника из этой малой группы. Пример задания для небольшой группы: «Александр сейчас выступает перед группой со своей мотивационной сессией. Ваша задача — рассказать, что вас «зацепило», а что оставило равнодушным». Или «Подготовьте Елену к презентации перед всеми».
Чередуйте эти способы, и тогда тренинг будет более динамичным.
Какие задания лучше придумать?
Интересные кейсы с нестандартными ситуациями запоминаются участниками и вызывают эмоции. Иногда так и хочется придумать что-нибудь этакое: спасти вселенную, провести переговоры с инопланетянами, презентовать новый способ делать яичницу.
Но такие кейсы не позволяют формировать навык. Они носят развлекательный характер, но не все могут после них перенести этот навык на свою реальную работу.
Лучше всего всю тренировку делать на рабочих ситуациях участников или кейсах, максимально приближенных к их работе.
Шаг 6. Дополните вашу модель примерами. Примеры позволяют лучше донести то, чему вы хотите научить участников. Самое главное, чтобы ваши примеры были интересны участникам, перекликались с их работой.
Очень важно, чтобы для каждого инструмента, который вы даете, был пример его использования.
В конце этого шага у вас будет: модель + инструменты + примеры + упражнения
Шаг 7. Создайте сценарий тренинга. Сценарий — это практически поминутное расписание тренинга, в котором указано, какая должная быть теория, в какой момент начинаются и заканчиваются упражнения, когда отвечать на вопросы участников и т.п.
Сделайте сценарий сбалансированным. Для этого:
- Поделите его на блоки по 1-1,5 часа. Между блоками делайте перерывы
- Чередуйте теорию с отработкой. На каждые 30-40 минут теории делайте упражнение
- Чередуйте напряжение и разрядку в тренинге. Если у вас было сложное упражнение, в котором участникам приходилось много думать, ошибаться, у них не получалось, то следующее упражнение должно быть легче и проще.
Шаг 8. Подготовьте материал для тренинга. Вы можете сделать презентацию или раздаточные материалы, в которых будут изложена теория тренинга. Я не использую слайды при ведении тренинга, я делаю подробные теоретические конспекты для участников. На мой взгляд, тренинг без презентации — более живой. Но это дело вкуса.
Вот и все. Первая версия вашего тренинга готова. Вы точно будете ее дорабатывать, убирать шероховатости, добавлять новое. Через 10-12 итераций он будет почти совершенным )).
Источник: vc.ru