Понятие «гипотеза» имеет древнегреческие корни и означает буквально «предположение». Некоторые употребляют данное слово в значении «обоснованная догадка». Гипотезы — это инструменты, применяемые для подтверждения или опровержения предположений.
В целях тестирования бизнес-идей мы остановимся на бизнес-гипотезах, под которыми понимается:
- предположение, лежащее в основе ценностного предложения, бизнес-модели или стратегии;
- то, что необходимо узнать для определения работоспособности бизнес-идеи.
Разработка хорошей бизнес-гипотезы
При формулировании верной, на ваш взгляд, гипотезы в отношении бизнес-идеи начинайте с фразы «Мы полагаем, что. ».
«Мы полагаем, что родители-миллениалы будут охотно подписываться на ежемесячные образовательные научные проекты для детей».
Имейте в виду: если формулировать все гипотезы в формате «Мы полагаем, что. », то можно угодить в ловушку предвзятости подтверждения. Вы неизбежно будете стараться подтвердить то, во что верите, вместо того чтобы это опровергать.
Во избежание этого мы советуем вырабатывать несколько гипотез, нацеленных на доказательство ошибочности ваших предположений.
«Мы полагаем, что родители-миллениалы не станут подписываться на ежемесячные образовательные научные проекты для детей».
E-Com Heroes: бесплатное закрытое сообщество русскоязычных предпринимателей, которые хотят запустить или развивать зарубежный e-com-бизнес. Подать заявку
Вы даже можете одновременно тестировать противоречащие друг другу гипотезы. Такой подход особенно полезен, когда члены команды не могут достичь согласия относительно гипотезы для тестирования.
Характеристики хорошей гипотезы
Грамотная гипотеза представляет пригодную для тестирования, четкую, дискретную тему, которую вы хотите изучить. С учетом этого мы продолжаем оттачивать и развивать гипотезы в отношении подписки на научные проекты.
❌ | ✅ |
Пригодность для тестирования |
На основе материалов Ларри Кили, Doblin Group и IDEO
«Можем ли мы это сделать?»
«Хотят ли они этого?»
«Стоит ли нам это делать?»
Рыночный риск
Гипотезы желательности
Изучайте в первую очередь
В шаблоне ценностного предложения рыночный риск связан и с картой ценности, и с профилем потребителя. Определите гипотезы желательности, которые вы выдвигаете в:
Профиле потребителя
Мы полагаем, что.
- решаем задачи, по-настоящему значимые для потребителей;
- сконцентрированы на проблемах, по-настоящему значимых для потребителей;
- сконцентрированы на выгодах, по-настоящему значимых для потребителей.
Карте ценности
Мы полагаем, что.
- наши товары и услуги действительно решают важнейшие задачи потребителей;
- наши товары и услуги решают самые серьезные проблемы потребителей;
- наши товары и услуги приносят потребителям существенную выгоду.
В шаблоне бизнес-модели рыночный риск связан с такими компонентами, как ценностное предложение, потребительский сегмент, каналы продаж и взаимоотношения с потребителями. Определите гипотезы желательности, которые вы выдвигаете в:
Потребительских сегментах
Мы полагаем, что.
- нацелены на правильные потребительские сегменты;
- сегменты, на которые мы нацелены, действительно существуют;
- сегменты, на которые мы нацелены, достаточно крупные.
Каналах сбыта
Мы полагаем, что.
- выбрали правильные каналы для охвата и завоевания потребителей;
- можем освоить каналы и поставлять ценность.
Ценностном предложении
Мы полагаем, что.
- подготовили правильные ценностные предложения для потребительских сегментов, на которые мы нацелены;
- наше ценностное предложение достаточно уникально, чтобы его нельзя было скопировать.
Взаимоотношениях с потребителями
Мы полагаем, что.
- можем выстроить правильные отношения с потребителями;
- потребителям трудно переключиться на товар конкурента;
- можем удержать потребителей.
Инфраструктурный риск
Гипотезы исполнимости
Изучайте во вторую очередь
В шаблоне бизнес-модели инфраструктурный риск связан с такими компонентами, как ключевые партнеры, ключевые виды деятельности и ключевые ресурсы. Определите гипотезы исполнимости, которые вы выдвигаете, в:
Ключевых видах деятельности
Мы полагаем, что.
- можем осуществлять все виды деятельности (с масштабированием) с уровнем качества, необходимым для создания бизнес-модели.
Ключевых ресурсах
Мы полагаем, что.
- можем получить и контролировать все технологии и ресурсы (с масштабированием), которые необходимы для создания бизнес-модели, включая интеллектуальную собственность, финансовые, кадровые и прочие ресурсы.
Ключевых партнерах
Мы полагаем, что.
- можем выстраивать партнерские отношения, необходимые для укрепления нашего бизнеса.
Финансовый риск
Гипотезы жизнеспособности
Изучайте в третью очередь
В шаблоне бизнес-модели финансовый риск связан с такими компонентами, как структура издержек и потоки доходов. Определите гипотезы целесообразности, которые вы выдвигаете, в:
Потоках дохода
Мы полагаем, что.
- можем убедить потребителей платить установленную цену за наши ценностные предложения;
- можем генерировать достаточные доходы.
Структуре издержек
Мы полагаем, что.
- можем управлять расходами на инфраструктуру и держать их под контролем.
Прибыли
Мы полагаем, что.
- можем генерировать доходы, превышающие расходы, и получать прибыль.
Источник: rb.ru
Как и зачем формулировать гипотезы?
Формулирование гипотез является неотъемлемой частью продуктовой разработки. С помощью них можно убедиться, что решения, принимаемые в процессе создания продукта, — верные.
Если вы — дизайнер или менеджер / владелец продукта, то эта статья для вас. Однако источником гипотезы может быть любой участник команды.
Что такое гипотеза?
Гипотеза — предположение об объекте исследования, которое требует доказательства.
Что может являться объектом проверки с помощью гипотезы?
Объектами исследования в продукте могут являться:
1. Интерфейсное решение — UX-паттерн или элемент микрокопирайтинга (он же UX-копирайтинг).
Предположим, вы хотите убедиться, что текст подсказки понятен:
Смысл предупреждения в модальном окне удаления сущности очевиден для пользователя.
2. Продуктовое или бизнес-решение — поиск новых потребностей на рынке или изменения любого масштаба в бизнес-модели, так называемый пивот.
Пользователи площадки для электронных торгов хотят проходить весь процесс в едином приложении.
On-Premise поставка приложения не востребована на рынке электронных торгов.
Поставка SaaS-приложений является удобной для клиентов в B2B-сегменте.
Зачем нужны гипотезы?
Возможно, в вашем продукте есть решения, в правильности которых вы не уверены. Или же вам только предстоит принять решение, и у вас есть несколько вариантов, но вы не знаете, какой из них оптимальный. Неважно, относится ли это к интерфейсу или продукту в широком смысле.
Сформулировав гипотезу, вы сможете проверить свою догадку во время исследования.
Формулирование гипотез предшествует проведению исследований. При наличии гипотез план исследования получится более четким, это своеобразная метрика успешности исследования. Если вы получили всю интересующую информацию, все гипотезы удалось проверить — исследование проведено удачно.
Также во время проведения исследования будет понятно, на что обязательно обратить внимание, если вы или респондент отклонится от темы, и фокус сместится.
Ситуация 1
Сомневаетесь, что маленькую кнопку-иконку заметят, но все еще не хотите перегружать интерфейс визуально? Отлично, сформулируйте гипотезу, и в ходе исследования, задав нужные вопросы, вы поймете, оптимальным ли было ваше решение.
Пользователю трудно найти кнопку сохранения изменений.
Когда придет время юзабилити-тестирования, взгляните на эту гипотезу и подумайте, как включить ее проверку в сценарий. Попросите пользователя внести изменения на странице, а затем перейти дальше. Если пользователь проигнорировал кнопку, спросите его, в чем была причина. Пользователь сказал, что не заметил кнопку? Ваша гипотеза подтверждена, нужно устранить это неудобство.
Ситуация 2
Возможно, вы хотите вывести свой продукт на новый рынок, но не уверены, будет ли он там востребован? Так и запишем:
Пользователям B2G-сектора недостаточно функциональности в платформе.
Создание маркетплейса с расширенной функциональностью решит проблему недостаточности.
Когда таких гипотез накопится достаточное количество, самое время пойти с кастдевом на интересующий вас рынок. Гипотезы лягут в основу скрипта вопросов для решенческого глубинного интервью.
Как правильно сформулировать гипотезу?
Независимо от того, о чем ваша гипотеза, она должна удовлетворять следующим условиям, чтобы быть качественной, то есть проверяемой:
1. Гипотеза должна быть понятна всей команде.
По возможности не используйте сложные термины, непонятные команде. Если избежать употребления терминологии нельзя, объясните значение команде заранее.
2. Гипотеза должна быть бинарной — ее можно однозначно подтвердить или опровергнуть.
3. Гипотеза должна быть односложной — одновременно должно проверяться только одно утверждение.
4. Гипотеза не должна являться общеизвестным или установленным ранее фактом.
В заключение
Гипотез к одному исследованию может быть сколько угодно. Совместно с командой подумайте, какие решения вы хотите проверить, чтобы убедиться в их правильности, а затем определите метод, которым вы их подтвердите или опровергните.
Бывают моменты, когда вы настолько привязались к продукту, что воспринимаете его как свое детище. И тогда может быть сложно признать, что у него есть недостатки. Однако очень важно смотреть на свой продукт объективно — не только видеть его сильные стороны, но и оценивать слабые.
Если есть сомнения в решении, можно проверить его с помощью гипотезы. И если сомнения подтвердятся, вовремя устраненная проблема может усилить продукт. А проигнорированная — ослабить.
Всем правильных гипотез и продуктивных исследований!
Источник: medium.com