Декомпозиция бизнес процесса это

Полежаев, Е. А. Декомпозиция бизнес-процесса «Сборка и доставка заказа» на основе ЕРС-диаграмм / Е. А. Полежаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84854/ (дата обращения: 21.05.2023).

В статье автор представляет пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса и иллюстрирует результат построения первого и второго уровней декомпозиции бизнес-процесса «Сборка и доставка заказа».

Ключевые слова : декомпозиция, ЕРС-диаграмма, бизнес-процесс

На сегодняшний день, в условиях пандемии, проблема формирования таких направлений деятельности компаний, которые способствуют завоеванию лояльности клиентов и поддержанию высокого уровня конкурентоспособности, является очень актуальной. Целями функционирования современных компаний по-прежнему остаются не только стабильное получение и преумножение прибыли, но и успешное развитие компании.

Все чаще сотрудники получают и применяют на практике знания о процессном управлении. С появлением и развитием функциональных возможностей современных программных продуктов менеджеры имеют в своем распоряжении множество способов и возможностей для моделирования и оптимизации бизнес-процессов компании. Как правило, в небольших компаниях рассматриваются бизнес-процессы, состоящие не более чем из двух-трех десятков операций. Но для работы как с массивными, так и с небольшими бизнес-процессами необходимо провести их декомпозицию.

Декомпозиция — это разбиение целого на части. Для анализа, выявления и решения проблем бизнес-процесса необходимо выделить из него составные элементы и обозначить связи между ними. Проблемы, ошибки и несоответствия могут скрываться как в отдельных элементах, так и во взаимосвязях. Следует рассматривать не только каждый элемент и каждую связь в отдельности, но и принцип их совместного взаимодействия, потому что вместе они составляют бизнес-процесс — одно из звеньев цепочки бизнес-процессов в рамках реализации процессного подхода к управлению [2].

В качестве примера проведения декомпозиции бизнес-процесса возьмем небольшой бизнес-процесс «Сборка и доставка заказа» популярной сегодня компании «Сбермаркет». Рассмотрим услугу «Быстрая доставка», в рамках которой действия по сборке и доставке заказа выполняются одним исполнителем. Декомпозицию представим графически, то есть выполним моделирование бизнес-процесса. В качестве нотации моделирования выберем нотацию ЕРС, доступную в программном продукте Microsoft Office Visio Professional. Количество уровней декомпозиции — два, то есть операции бизнес-процесса тоже должны быть декомпозированы, а значит, представлены в виде составных элементов и связей между ними там, где это возможно. Пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса, составленный на основе указанной информации, представлен в таблице 1.

Пример постановки задачи декомпозиции бизнес-процесса

Сборка и доставка заказа

Источник: moluch.ru

Основы бизнес-процессов. Декомпозиция и характеристики

Если всю деятельность компании можно разделить на бизнес-процессы, то и процессы можно разделить на более мелкие составляющие. В методологии построения бизнес-процессов это называется декомпозиция бизнес-процессов. Об этом, а также характеристиках процессов мы и поговорим.

Основы бизнес-процессов. Декомпозиция и характеристики

Цель декомпозиции очень проста – если большим процессом сложно управлять, его необходимо разделить на части. Проектирование бизнес-процессов позволяет нам «разбирать» и «собирать» процессы, изменяя их размер и область рассмотрения.

Читайте также:  Бизнес инкубатор СПБ это

Декомпозиция бизнес-процессов. Основы

Итак, процесс можно разбить на более мелкие части:

Подпроцесс

Если необходимо разделить процесс на части для более легкого управления мы будем делить его на подпроцессы. Подпроцесс можно рассматривать отдельно. Он имеет такие же составляющие и свойства. У подпроцесса так же есть начало, окончание, механизм реализации, показатели и т.д. Иными словами, подпроцесс — это процесс более низкого уровня.

В принципе, количество уровней, подпроцессов, на которые мы делим процесс, может быть безграничным. Когда мы собираемся приготовить обед, то мысленно делим процесс на подпроцессы – подготовка продуктов, подготовка посуды, обработка продуктов, приготовление.

Операция

Это самое простое действие в процессе. «Простое» означает, что его не надо детализировать. Если процесс не имеет вложенных подпроцессов, то его механизм реализации как раз и представляет собой цепочку операций. Когда мы готовим посуду для приготовления обеда, то выполняем простые операции: достать кастрюлю, налить в нее воду, поставить на плиту и так далее. Нет смысла подробно объяснять, что значит «налить воду в кастрюлю», а значит, это операция.

Декомпозиция процесса на подпроцессы и операции

Насколько необходимо детализировать процессы?

Ровно настолько, насколько это необходимо;) Да, это правда. Все зависит от цели описания бизнес-процесса. Если нужно подробное описание для новичка, то и детализировать необходимо максимально. Таким образом, кстати, можно готовить инструкции для некоторых подпроцессов. Если же вы делаете общую модель, то достаточно общих, объемных операций.

К примеру, подготовка квартального отчета, тоже может быть операцией. А может и подпроцессом с большим количеством уровней. Мы еще вернемся к этому вопросу в теме про подготовку описания процессов.

Группировка операций и подпроцессов.

Иногда необходимо объединить некоторые операции или подпроцессы — чтобы ими было легче оперировать. К примеру, можно выделить:

  • Работы – это процессы и/или операции, которые выполняет один человек или одно подразделение. Например, для дворника такой работой является уборка мусора.
  • Функции – совокупность работ, похожих друг на друга или имеющих что-то общее. Продажи — это функция. А обработка заявок по продажам – работа.

По сути, можно спокойно обойтись без такой группировки. В своей работе я стараюсь избегать подобных усложнений. Но есть один очень полезный тип группировки — Процедура.

Процедура — это цепочка операций. При этом такая цепочка может иметь только один вариант порядка действий, а операции выполняются одна за одной, без перерыва.

Процедуры удобны для подготовки инструкций.

Характеристики бизнес процесса.

Любой бизнес процесс необходимо как-то оценивать. Оценка позволяет быстро понять, какие процессы требуют пристального внимания и должны меняться в первую очередь. Это позволяет найти слабое звено во всей системе бизнес-процессов. Любой процесс можно охарактеризовать по следующим критериям:

  • Результативность – достигает процесс необходимых результатов или нет. Если в результате процесса «Приготовление пирога» получился яблочный пирог, то процесс результативен.
  • Эффективность – сколько ресурсов затрачивает процесс на получение результата. Если вы знаете, что на приготовление пирога должно уйти 0,5 кг яблок, а было потрачено 2 кг, то процесс неэффективен.
  • Определенность – если процесс описан в каком-то документе, и то, как он выполняет в действительности, соответствует тому, что написано, значит, процесс определен. Если пирог был приготовлен полностью по рецепту, все ок.
  • Повторяемость – важнейшая характеристика! Она показывает, может ли процесс получать одинаковые результаты из раза в раз. Если повар постоянно выдает разные яблочные пироги, что-то не так с процессом. Или с поваром.:)
  • Адаптируемость — характеристика гибкости бизнес процесса, т. е. способности меняться в зависимости от условий. Можно ли быстро заменить яблоки на груши? Можно. Значит, процесс адаптируем.
  • Длительность — время, которое необходимо для выполнения процесса. Иными словами, промежуток времени между началом процесса и его завершением.
  • Стоимость — это совокупность всех затрат выполнения процесса 1 раз. Для этого необходимо подсчитать, сколько продуктов мы затратили на приготовление пирога, сколько стоит время повара, который его готовил, а также сколько стоит использование инструментов и посуды.
Читайте также:  Сколько стоит перелет в Турцию из Москвы бизнес класс

Данные характеристики являются основой бизнес-процессов. Но никто не запрещает вам добавлять их, сократить или расширить.

  • Методология бизнес-процессов помогает нам разбивать крупные процессы на подпроцессы и операции.
  • Операция – самая простая составляющая процесса.
  • При создании бизнес процессов необходимо учитывать их характеристики. Более того, построение системы бизнес-процессов невозможно без построения системы характеристик.

Построение системы бизнес-процессов начинается с карты процессов, но об этом уже в другой раз.

Источник: deep-vision.one

Уровни описания процессов (декомпозиция)

Декомпозиция — прием, позволяющий представить сложную систему в виде нескольких более простых взаимосвязанных, вложенных систем. Такая форма представления позволяет анализировать процесс, не перегружая представление элементами, излишними для решения текущей задачи. Глубина декомпозиции определяется целями моделирования и, таким образом, задает степень детализации описания процесса. По аналогии с планированием можно проводить моделирование и описание бизнес- процессов «сверху-вниз» и «снизу — вверх». В случае моделирования «сверху — вниз» описываются все процессы системы начиная с верхнего уровня, т. е. сначала рассматривается все предприятие в виде комплекса взаимосвязанных функций, а затем раскрываются отдельные функции в виде взаимосвязанных бизнес-процессов. При моделировании «снизу — вверх» выбирается один процесс (например, «Обработка заказа»), затем производится его описание и дальнейшая оптимизация под поставленные цели. Часто в этом случае описания системы предприятия в целом не происходит, а описывается только часть системы, взаимодействующая с описываемым процессом. В дальнейшем такая работа может быть продолжена путем включения других процессов в работу по бизнес-инжинирингу. Каждая из методик моделирования имеет право на существование, а также свои достоинства и недостатки. Описание системы бизнес-процессов предприятия «сверху — вниз» требует больших затрат ресурсов. При такой работе, как правило, ломаются устоявшиеся стереотипы, и часто результаты сложно внедрить без серьезного изменения существующей системы. Необходима детальная, предварительная проработка системы «миссии — стратегии — цели» компании. При подходе «снизу — вверх» проще создать команду и добиться улучшений за небольшой срок, но эти улучшения будут носить локальный характер. Для такой работы достаточно проработки целей проекта по инжинирингу. Решения в пользу этого подхода принимаются с учетом более низких затрат и возможности испытать эффективность новой технологии без большого риска для компании в целом. В дальнейшем обученную команду сотрудников можно использовать для распространения опыта проекта на всю остальную компанию. Данная методика описывает именно такой подход к бизнес-инжинирнгу. Что же представляет собой многоуровневое моделирование бизнес-процессов? Функция (одно действие) процесса может представлять собой отдельный процесс и раскрываться уровнем ниже в виде отдельного процесса состоящего из нескольких операций (см. Рис. 8).

Рис. 8. Декомпозиция Таким образом, повышая детализацию описания бизнес-процессов, можно сформировать структурную «вложенность» бизнес-процессов. Подобная структура является процессной моделью предприятия и должна содержать описание бизнес-процессов, определяя их взаимосвязи. Уровень детализации описания отдельного бизнес-процесса диктуется необходимостью обеспечить качество понимания бизнес-процесса. Если какой-либо шаг процесса при данном уровне детализации остается непонятным, детализацию описания повышают. Если данного уровня детализации достаточно для однозначного понимания бизнес-процесса (определяющего удобство и эффективность работы с ним), то повышать детализацию не требуется (в целях экономии ресурсов). Модель процесса включает в себя описание всех его составляющих — функций, ресурсов, участников, целей, информации, результатов, событий, направлений и последовательностей действий — отражая, таким образом, существующую реальность или ее желаемое представление (модель) в будущем. В соответствии с этой моделью осуществляют свою деятельность (функциональные обязанности) все участники процесса. Каждый участник (сотрудник) четко знает все свои действия в рамках всех процессов, в которых он задействован. Поскольку описание процессов имеет многоуровневую структуру (см. декомпозицию — сначала описывается процесс на макроуровне, т.е. на уровне предприятия, а затем переходит к описанию нижнего уровня с более высокой степенью детализации), то обеспечивается системность, т.е. структурная взаимосвязь всех процессов. В зависимости от задач описания бизнес-процессов может быть несколько различных вариантов детализации их описания. Анализ проблем бизнеса:

  • по направлениям;
  • по подразделениям;
  • внутри подразделении;
  • на рабочих местах.
Читайте также:  It менеджмент в бизнесе кем работать

Внедрение информационной системы:

  • формулировка требований;
  • спецификация проекта;
  • описание реализации.

В данной Методике основное внимание уделяется описанию бизнес-процессов для анализа проблем управления и внедрению информационных систем на уровне формулировки требований. Процессы, описываемые на уровне направлений деятельности, изображаются с помощью диаграммы добавленной стоимости — только очень укрупненные функции (рис. 9). Альтернативное название, — цепочка добавленного качества, в ней отражается последовательность функций добавляющих ценность к производимым продуктам/услугам. Рис. 9. Диаграмма добавленной стоимости В дальнейшем эти функции будут детализироваться по подразделениям. На этом этапе важно не упустить каких-либо функций интересующего процесса. На уровне подразделений и должностей составляются событийно-функциональные диаграммы.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин