Как известно, депутатам Госдумы по статусу заниматься бизнесом не положено. Но в то, что бывшие предприниматели, ставшие депутатами, порвали с бизнесом, верят немногие. Как не верит, хорошо зная жизнь парламентариев изнутри, депутат Госдумы РФ
Владимир Семенов, подготовивший законопроект о поправках к Закону РФ «О статусе депутата».
— Чем мотивировали вы необходимость принятия поправок, позволяющих депутатам заниматься бизнесом? — с таким вопросом наш корреспондент Валентина Сальникова обратилась к депутату.
— В проекте закона предлагается легализовать то, что есть фактически. А фактически мы знаем, что большинство депутатов или пришли из бизнеса, или занимаются каким-то бизнесом, или, войдя в Думу, организовали свой бизнес. Я предложил легализовать возможность депутатам заниматься тем, чем они и так занимаются.
Действительно, придя в Думу из владельцев заводов и пароходов или иных предприятий, новый депутат срочно переписывает владение на своих родственников или доверенных друзей, то есть меняет юридическое управление, а в сущности продолжает управлять своим делом. Формально человек живет на депутатскую зарплату, а с получаемых доходов не платит налоги. Например, был депутат Роман Абрамович, но вряд ли кто-то сомневался, что он все это время не имел отношения к бизнесу. Сейчас есть депутаты Игорь Лисиненко, Владимир Брынцалов (кабинет которого в Госдуме всегда закрыт), Юлий Дубов, вице-президент ЮКОСа (вроде бы бывший). Они формально не имеют отношения к своим компаниям, но продолжают с ними работать.
Выход из этой ситуации подсказывает Конституция РФ, где сказано, что депутат не имеет права заниматься иным оплачиваемым делом кроме преподавательской, творческой деятельности. А предпринимательство как раз и не относится к оплачиваемой деятельности. В бизнесе получают не зарплату, а доход или убытки от своей фирмы.
Так что юридически действующие нормы, запрещающие депутатам предпринимательскую деятельность, можно обойти. Но мы столкнулись с нежеланием большинства депутатов легализовать сложившийся порядок. В сущности остается двойная мораль, когда депутаты делают вид, что чисты от бизнеса, а на самом деле ведут себя так, как требуют интересы их дела, которое, конечно же, опасно оставить совсем без хозяйского глаза.
— Выходит, что одобряется теневая система распределения доходов, не так ли?
— Вот именно. А я призываю к прозрачности системы, когда депутат может не стесняться того, что он был руководителем предприятия, а пришел в Госдуму, чтобы содействовать поддержке малого бизнеса. И все избиратели, голосующие за него в регионе, знают, что этот человек, например, возглавляет металлургическое предприятие или сеть пекарен. Люди дают себе отчет в том, за кого они голосуют, чего от него ожидать в Госдуме.
— В какой стадии прохождение вашего законопроекта в Госдуме?
— Закон внесен в Комитет по государственному строительству полтора года назад. Но до него все не доходит очередь — его отодвигают.
— Вы не находите, что в предвыборный период такой закон не выглядит популистским, а каждый депутат, стремящийся сохранить свое рабочее место в Госдуме, выдвигает предложения, способные сформировать мнение о нем, как о защитнике интересов населения? И отстаивание интересов предпринимателя, попавшего в Госдуму, вряд ли близко сердцам большинства избирателей.
— Я не исхожу из популистской ориентации. Нужна система прозрачного поведения депутата Госдумы.
— Может быть, все-таки большинство парламентариев противится этому законодательному нововведению, предполагая, что голосование за него повредит имиджу депутата как борцу за свои личные интересы, раскроет механизм его деятельности в личных целях?
— Так ведь наоборот! Что лучше избирателю — нищий депутат-нахлебник, который из этого депутатского места выжимает все, что можно: бесплатные поездки, квартиру, пользование машинами, или человек, который ни в чем не нуждается? Кстати, обеспеченные депутаты, по крайней мере, половина всего состава вообще не пользуются думскими машинами. И эти деньги экономятся.
— А вы пользуетесь?
— Нет, я за рулем своей машины. Она не новая, но я сам вожу, хотя и не занимаюсь предпринимательством. Кстати, то, что я предлагаю — не блажь российских депутатов. Идея подготовить такой закон пришла мне, когда я познакомился с законодательством, касающимся японских членов парламента. Там не стыдятся того, что депутаты занимаются бизнесом.
Им это дозволяется неограниченно, и даже наоборот, предоставляется открыто — это его легальный источник дохода. По крайней мере, он не берет взятки, а получает доход от своего бизнеса.
— А не значит ли это, что депутат может использовать свое положение в разрешенной ему предпринимательской деятельности?
— Так ведь если он тайно занимается бизнесом, тоже может использовать свое положение. Для нормализации поведения депутатов необходим закон о лоббизме, которого, к сожалению, еще нет. Но, с другой стороны, если будет известно, каким бизнесом занимается тот или иной депутат, ему сложнее будет выдвигать законопроект, в котором виден интерес его личного бизнеса. Система прозрачности позволит избирателям решать, хотят ли они видеть бизнесмена в парламенте или не хотят, даст возможность легализовать налогообложение депутатов.
Источник: businesspress.ru
Как стать муниципальным депутатом
Упреждая, спорщиков по данному пункту, скажу одно. То, что я пишу — это личный опыт, это реальная практика. Как воинский устав написан кровью, так и мои слова подкреплены опытом кампаний 2008 и 2012 годов.
10 сентября 2017 года в Москве состоятся муниципальные выборы. Будем избирать новый состав Совета депутатов во всех муниципальных округах, кроме, Щукино. Там выборы прошли в 2016 году вместе с выборами в Государственную думу. Для тех, кто желает принять участие я опишу по существу основные моменты предвыборной кампании.
Как показывает опыт, наиболее интересующие вопросы — это «сколько нужно потратить?», «что нужно делать?» и «сколько получает депутат?»
Нужно быть готовым и подготовить морально своих близких и домочадцев, что хорошая и качественная предвыборная кампания займёт у вас достаточно времени, особенно с середины августа и до дня тишины 9 сентября. О летних каникулах лучше забыть.
В идеале, конечно же, начинать заниматься предвыборной кампанией нужно заблаговременно, решая проблемы и тем самым демонстрируя конкретный результат.
К агитационному периоду вам необходимо подойти уже с багажом реальных дел.
Закон о выборах.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
- Закон города Москвы «Избирательный кодекс города Москвы».
В этих законах вы подчеркнёте много полезной и нужной информации: кто может выдвигаться в качестве кандидата, о перечне документов, требуемых к предоставлению в избирательную комиссию, про агитационный период и многое другое.
Я умышленно не делаю подробную выборку из Избирательного кодекса, потому что хочу, чтобы вы сами изучили этот документ. Изучив кодекс, вы сможете избежать попадания на подводные камни. И юридически будете подкованы.
На старт, внимание… марш!
В соответствии с законодательством избирательная кампания начинается за 90 дней до дня голосования, и соответствующее решение подлежит опубликованию в местной газете. Но! Во многих муниципальных округах Москвы отсутствуют печатные версии местных газет. Только электронные.
Однако, органы местного самоуправления должны будут выпустить печатные спецвыпуски местных газет где будет размещена информация об объявлении выборов. Поэтому предположительно не позднее 13 июня должны быть объявлены муниципальные выборы. Следите за обнародованием данной информации.
Какие документы нужны и куда?
Подавать документы лучше сразу же на следующий день после объявления выборов. Это важно потому, что в случае обнаружения каких-либо недочётов в предоставленных с вашей стороны документации, будет время на их устранение.
Перечень необходимых документов содержится в Избирательном кодексе города Москвы. Поэтому не ленитесь и прочитайте кодекс от начала и до конца, делая пометки и закладки.
Подавать документы необходимо в Территориальную избирательную комиссию. Обычно она располагается по адресу управы района.
Сколько нужно потратить?
Стоимость кампании, при условии, что кандидат является и главным организатором, и сам себе помощником, и одним из расклейщиков, и, вообще, «сам танцую, сам плачу», в среднем получается 6 рублей на избирателя (два выпуска печатной продукции в виде газеты, один плакат с массовой заклейкой, один выпуск с предвыборной программой, три встречи с избирателями, с предварительной обклейкой для оповещения). Данные для примера я привожу исходя из собственной кампании 2012 года в двухмандатном избирательном округе при количестве избирателей в 10 тысяч чел.; где 30 тысяч рублей стоили предвыборные мероприятия и агитация, ещё 30 тысяч рублей за подготовительный информационный материал.
При минимуме денежных средств можно использовать квартирный обход и личное общение. Но это сложно психологически — отдельная квартира — отдельный мир, во всяком случае, я смог это сделать только один раз и то не полностью, в 2008 году.
Что касается количества избирателей. На данный момент в Вешняках 7 двухмандатных избирательных округов по 10 000 избирателей в среднем на округ. Скорее всего, скоро Совет депутатов МО Вешняки поменяет нарезку и будет 3 пятимандатных избирательных округа (как и в целом по Москве приводят количество округов либо к двум при количестве в 10 депутатов, либо к трем округам при количестве в 15 депутатов), что означает увеличение числа избирателей, площади избирательного округа и удорожания избирательной кампании. В среднем в новообразованных избирательных округах в Вешняках будет по 24 тысячи избирателей. Соответственно стоимость кампании может обойтись в среднем в 144 тысячи рублей.
Сколько и что получает муниципальный депутат?
В соответствии с законом, только 10% от общего числа избранных депутатов Совета депутатов имеют право на ежемесячное вознаграждение. Обычно это один депутат, который является председателем Совета депутатов и он же глава муниципального округа. Вознаграждение в пределах 100 тысяч рублей, но в данной сумме могу ошибиться.
Остальным полагается проездной на все виды городского общественного транспорта (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи).
Последние несколько лет в Москве действует система выплат компенсаций депутатам за отрыв от основного места работы по причине участия в деятельности комиссий по открытию актов ремонта и благоустройства, а также приёмки данных работ. В каждом муниципальном округе своя система выплат, поэтому сказать о какой ежемесячной сумме идёт речь проблематично. На примере моего муниципального округа, это 17 тысяч в месяц с учётом НДФЛ.
Как стать кандидатом в депутаты?
Для того чтобы стать кандидатом в депутаты есть два варианта.
Во-первых, выдвижение от партии, имеющей в нынешнем созыве своего депутата (тогда выдвижение от партии позволяет не собирать подписи избирателей, что облегчает прохождение регистрации в территориальной избирательной комиссии, до вас будут меньше докапываться и «рубить»). На этом, пожалуй, значимость партии и заканчивается. Люди на муниципальных выборах голосуют за личность, а то, от какой он партии, особой роли не играет.
Во-вторых, самодвижение через сбор подписей жителей, зарегистрированных в избирательном округе выдвижения потенциального кандидата. В ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы написано: «… для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, — 0,5 процента от числа избирателей, указанного в схеме многомандатных избирательных округов соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, не может быть менее 10».
Что предложить людям?
Предвыборная программа — это, бесспорно, важный атрибут избирательной кампании. Местное самоуправление в Москве явление, о котором мало кто слышал из жителей столицы. Те же, кто хоть как-то сталкивался с муниципальными депутатами, их деятельностью, или же сами депутаты частенько говорят об ограниченности в полномочиях и смехотворности своей функции. Но это только на первый взгляд.
Даже тот перечень функций и полномочий, который закреплён в уставах муниципальных округов и законах города Москвы, регулирующих вопросы местного самоуправления, вполне достаточен для того, чтобы сделать жизнь в своём избирательном округе лучше. Конечно, возникают конфликтные ситуации, когда мэрия игнорирует мнение жителей и продавливает нужные ей решения силой. Но это происходит лишь об бездействия большинства жителей, а активности районного меньшинства не хватает.
Со всем перечнем вопросов местного значения и полномочий вы можете познакомиться, прочитав устав муниципального округа на территории, которого планируете выдвигаться: согласование плана досуговых мероприятий, контроль за благоустройством территории, распределение средств по программе социально-экономического развития, участие в организации военно-патриотических мероприятий, контроль за проведением капитального ремонта жилых домов, заслушивание отчётов руководителей городских бюджетных учреждений, действующих на территории муниципального округа, внесение предложений по развитию территории и инфраструктуры в целом и многое другое.
Конечно, вы можете обещать снижение налогов, увеличение пенсий, но честнее и правильнее будет формировать предвыборную программу исходя из вопросов местного значения и полномочий муниципальных депутатов, увязывая их с проблематикой вашего избирательного округа: замена устаревших детских и спортивных площадок, ремонт раздолбанной проезжей части во дворах, благоустройство неблагоустроенных дворов и пр.
Источник: butrimov.org
Учредительное собрание: как депутаты создают новые компании
Российские чиновники и парламентарии публикуют сведения о доходах и имуществе с 2010 года. За это время проверка достоверности деклараций так и не превратилась в эффективный инструмент борьбы с коррупцией, однако в последние месяцы механизм общественного контроля заработал с невиданным размахом. Взятый Кремлем курс на национализацию элиты поставил перед госслужащими выбор: те, кто хочет влиять на российскую политику, должны отказаться от занятия бизнесом и владения финансовыми активами за рубежом, остальным придется оставить власть.
Главными жертвами затеянной кадровой чистки стали парламентарии. По собственному ли желанию или под давлением общественности, Госдуму и Совет Федерации покинули уже с десяток депутатов и сенаторов. Ящик Пандоры открыло изгнание из парламента Геннадия Гудкова, который лишился мандата на фоне эскалации конфликта властей и несистемной оппозиции. Это решение запустило цепную реакцию: Кремль был вынужден демонстрировать принципиальность и очищать ряды законотворцев от лояльных единороссов, заподозренных в нарушении антикоррупционных норм. Вето на зарубежные активы лишь усилило интенсивность процесса.
Одним из основных поводов для сложения парламентариями полномочий служит уличение в занятии предпринимательской деятельностью. Участие в управлении бизнесом депутатам и сенаторам прямо запрещает закон о статусе членов обеих палат Федерального собрания. Однако ясности в том, какие действия можно трактовать как предпринимательскую деятельность, документ не дает.
Forbes совместно с общественным проектом «Госсвязь» еще раз внимательно проанализировал прошлогодние депутатские декларации и обнаружил целый ряд случаев, когда народные избранники учреждали новые коммерческие организации или наращивали доли участия в существующих юрлицах после думских выборов 2011 года.
Для формального соблюдения закона депутату достаточно передать бизнес в доверительное управление. Однако в п. 2.1 ст. 6 закона «О статусе депутата. » это требование оговаривается лишь для случаев наличия конфликта интересов. После передачи компании в доверительное управление депутат остается бенефициаром бизнеса и может получать доход как в виде распределения прибыли компании, так и в результате роста стоимости компании. В гражданском законодательстве получение дохода определяется как основная цель именно предпринимательской деятельности.
После того как Гудкова лишили мандата за управление бизнесом, его коллеги по фракции обратились в Конституционный суд с просьбой разъяснить возможность участия парламентариев в составе акционеров (участников) хозяйственных обществ, говорит юрист адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова. КС заключил: сам факт владения активами законодательству не противоречит, но лишь до тех пор, пока депутат не входит в состав органов управления фирмы (правление, совет директоров, общие собрания и т. д.), которые уже принимают решения по поводу предпринимательской деятельности. Передачи долей в доверительное управление достаточно для восстановления баланса между публичными и личными интересами парламентария, считает Волкова.
Депутат-единоросс Дмитрий Саблин, выходец из команды бывшего губернатора Подмосковья Бориса Громова и один из крупнейших землевладельцев региона, в августе 2012 года вместе с Дмитрием Семеновым и Эдуардом Безбабных стал соучредителем с долей 90% в ООО «Рота». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, организация занимается консультированием, управлением, покупкой и продажей недвижимости. Это операционная компания, которая управляет бизнесом, пояснил Саблин Forbes. По его словам, свою долю он передал в доверительное управление группе МДК непосредственно в день учреждения ООО, а потому никаких нарушений законодательства, по его мнению, допущено не было.
Той же позиции придерживается «эсер» Михаил Сердюк. В январе 2012 года вместе с Людмилой Елисеевой он стал учредителем ООО «Железобетонный комплекс» («ЖБК») в поселке Белый Яр в Югре. Организация занимается строительством. Депутат факт учреждения фирмы не отрицает.
По его словам, ровно в тот же день, 18 января, он передал в доверительное управление все права и долю в уставном капитале «ЖБК». Это право гражданина, независимо от его статуса парламентария, не запрещено законом, настаивает Сердюк.
Его коллега по фракции Юрий Селиванов 30 декабря 2011 года стал соучредителем белгородской компании «Экспертиза, Энергоаудит, Энергосбережение» («ЭЭЭ»), а 10 января 2012 года – ООО «ЭКОМИР ЖБК-1», которая обслуживает жилой фонд. «ЭЭЭ» была учреждена еще 24 октября 2011 года, доля самого парламентария составила всего 1%, а 30 декабря фирма получила регистрацию как юрлицо, объясняет депутат. По его словам, участие в собрании учредителей «не является участием в органах управления общества, которые возникают после государственной регистрации общества в качестве юридического лица ». В управлении фирмой после избрания в Госдуму Селиванов не участвовал, ответил он Forbes. В случае с «ЭКОМИР ЖБК-1» он также выступил исключительно в качестве учредителя. С момента государственной регистрации ООО депутат «никогда не действовал, не принимал участия в управлении делами общества и в работе его органов». А участие в обществе не нарушает действующего законодательства, настаивает собеседник Forbes.
Еще один «эсер», Роман Ванчугов в январе 2012 года вместе со своим братом Максимом учредил в Санкт-Петербурге ООО «Перспектива» и ООО «Столица», занимающиеся недвижимостью. Депутат пояснил Forbes, что протоколы о создании обеих фирм были подписаны им 2 декабря 2011 года, то есть за два дня до выборов в Госдуму. Копии документов есть в наличии у самого депутата и в налоговой инспекции.
Должность гендиректора в обоих ООО занимает брат парламентария. После 4 декабря Ванчугов «никаких протоколов и иных документов, предусматривающих создание организаций или ведение хозяйственной деятельности, не подписывал, руководящих и иных постов в данных организациях не занимал». Доли в ООО переданы в доверительное управление и будут указаны в декларации за 2012 год, обещает депутат.
Депутат, бывший «эсер» Николай Лакутин, исключенный из партии за поддержку Дмитрия Медведева во время утверждения кандидатуры премьера в Госдуме, в мае 2012 года стал учредителем бара ООО «Волжанка плюс» в Тольятти. Его доля также находится в доверительном управлении.
Коммунист Сергей Левченко в ноябре 2012 года увеличил размер вклада в ООО «СибСтальМонтаж», доля участия парламентария в бизнесе возросла с 7,5% до 15%. В ООО «Ангарскстальконструкция» депутат увеличил долю участия с 1,71% (согласно декларации) до 11,53%. Через помощника Левченко передал Forbes, что действительно нарастил доли в двух ООО в 2012 году. По словам депутата, оба эпизода связаны с тем, что «один из учредителей, увольняясь, подарил свои доли» партнеру-парламентарию. «Никаких нарушений закона «О статусе» в этом нет. В декларации за 2012 год эти изменения, естественно, будут отражены», — обещает коммунист.
Еще почти с десяток депутатов за время работы нынешнего созыва Госдумы владели долями в организациях, которые, согласно выпискам ЕГРЮЛ и данным ФНС, вносили изменения в части участников-физлиц: это единоросс-миллионер Михаил Слипенчук, его коллеги по партии Валерий Язев, Михаил Маркелов (ныне сенатор), теннисист Марат Сафин и Андрей Колесник, либерал-демократы Сергей Вайнштейн и Владимир Семенов. Впрочем, процедуры изменения долей участников вряд ли можно отнести к предпринимательской деятельности, законом подобные действия, с условием своевременной передачи активов в доверительное управление, не запрещены, говорит адвокат Вадим Прохоров, в суде отстаивающий интересы Геннадия Гудкова.
К примеру, депутат-единоросс Александр Прокопьев, 26-летний сын основательницы фармацевтического гиганта «Эвалар», в ноябре 2012 года увеличил долю в ООО Торговый дом «ЭВАЛАР» с 15% до 90,89%. Депутат сообщил Forbes, что еще в отведенный законом трехдневный срок со дня избрания депутатом передал все активы в доверительное управление сроком на 5 лет. После этого все права и обязанности по управлению перешли доверительному управляющему, который «в том числе обладает правом осуществлять действия по изменению доли участника общества», подчеркивает Прокопьев. В упомянутой фирме его доля выросла именно «за счет дополнительного вклада, внесенного доверительным управляющим». Сам депутат «не осуществлял никаких действий, связанных с предпринимательской деятельностью, не принимал никаких решений, самостоятельно не совершал никаких действий с долей в уставном капитале и не вмешивался в деятельность доверительного управляющего», заверил представитель Прокопьева.
На сегодня прецедентов, когда учреждение или изменение долей участия в юрлицах квалифицировались бы как предпринимательская деятельность, действительно нет. Тот факт, что при учреждении активы не могут быть переданы в доверительное управление, так как при создании предприятия учредитель действует напрямую, закон не учитывает. Та же ситуация с изменением долей: конечным бенефициаром действия доверительного управляющего, действующего с целью извлечения максимальной прибыли, в любом случае остается депутат.
Нынешние законодательные требования носят формальный и лукавый характер, считает директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. По его мнению, не считать подобные действия занятием бизнесом необходимо лишь в случаях, если речь идет о юрлицах, которые не занимаются коммерческой деятельностью. «В противном случае к депутату возникает единственный вопрос: зачем он участвовал в создании новой организации, если не для извлечения прибыли, просто с помощью третьих лиц?» — удивляется эксперт. По действующему закону прецедент отзыва мандата создать невозможно, но это означает лишь, что в законе сохраняется лазейка, чтобы его обойти, подытоживает Южаков.
Источник: www.forbes.ru