В предыдущих разделах были описаны история развития бизнес-моделей, несколько современных концепции разработки эффективных бизнес-моделей, принцип разработки инновационных моделей, пришло время суммировать и обобщить задачи, которые бизнес-модели выполняют для бизнеса.
Бизнес-модель компании выполняет следующие пять важнейших задач:
1) Модель позволяет предпринимателю сформулировать довольно логичную и внутренне согласованную концепцию организации и позволяет довести эту концепцию до своих сотрудников.
2) Модель представляет собой схему для определения важнейших переменных, которые могут использоваться в уникальных сочетаниях. Бизнес-модель — основа для новаторских подходов и идей.
3) Бизнес-модель является наиболее простым и доступным способом оценить перспективы компании и реальность ее будущего успеха. Модель служит средством демонстрации экономической привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов. Банкиры и инвесторы часто ссылаются на бизнес-модель, так как оценить потенциал компании проще имея перед собой бизнес-модель, а не бизнес-план.
4) Бизнес-модель направляет текущую деятельность компании, устанавливая критерии для оценки целесообразности тех или иных стратегических и тактических решений компании.
5) В условиях молниеносных изменений, нестабильности бизнес-модель и ее управление становиться практически единственным инструментом конкурентной борьбы. Бизнес-модель оперативно позволяет определить необходимые изменения и преобразования, которые необходимо осуществить с учетом изменения внешних условий деятельности.
Критерии оценки эффективности бизнес-модели
Несмотря на отсутствие общепризнанного определения термина «бизнес-модель», большинство исследователей данной тематики придерживаются одной точки зрения относительно критериев оценки эффективности бизнес-модели. Если бизнес-модель соответствует перечисленным ниже критериям, то ее можно считать успешной и эффективной.
Критерия оценки эффективности бизнес-модели компании:
1) Привлечение клиентов, обладающих высокой ценностью
Это клиенты, которые могут быть легко найдены, позволяют устанавливать рентабельные цены, готовы попробовать продукт после минимального количества маркетинговых инициатив и заключают сделку на сумму, позволяющую выполнить задачи компании по продажам и прибыли.
2) Предложение значимой ценности клиентам
Под значимой ценностью понимается конкурентное преимущество компании, которое может быть выражено разными способами, например уникальными характеристиками продукта, лучшим сервисом, более низкими ценами и т.д.
3) Предложение продуктов и услуг, обеспечивающих высокую прибыль
Предложение продуктов и услуг, обеспечивающих высокую прибыль, может достигаться за счет нахождения более эффективного канала дистрибуции, уменьшения необходимости в стимулировании сбыта, наличие самого рационального производственного процесса в отрасли, предложения большего количества вспомогательных продуктов или других возможностей, позволяющих получать доход и не требующих увеличения торговых издержек.
4) Обеспечение удовлетворенности клиентов
Этот критерий отвечает на вопрос: будет ли трудно (дорого) поддерживать удовлетворенность клиентов после того, как они совершат покупку? Вот некоторые характеристики компании, которые обеспечивают высокую удовлетворенность клиентов: привлекательные гарантийные условия, обширная техническая поддержка продукта, простота установки благодаря характеристикам продукта или помощи сотрудников службы поддержки, совместимость продукта с другим оборудованием и т.д. Расходы на создание удовлетворенности клиентов после покупки продукта — это сигнал об опасности. Поддерживать удовлетворенность клиентов необходимо только в том случае, если это повышает привлекательность компании и стимулирует привлечения большего количества клиентов.
5) Усиление положения компании на рынке
Под данным критерием имеется в виду оценка риска рынка в целом. Бизнес-модель попадает в зону риска, если всего два или три крупных клиента покупает большую часть продукции, если крупные потенциальные конкуренты контролируют сеть дистрибуции, если технология меняется быстро и требует создания продукта повышенного риска, если существуют альтернативные технологии, если существуют хорошо финансируемые потенциальные конкуренты, которые могут выйти на ваш рынок. Многие предприниматели попадают в ловушку — они концентрируются на отдельных аспектах своего бизнеса, не оценив весь рынок в целом, а между тем характеристики этого рынка могут принести им много неприятностей.
6) Финансирование деятельности компании
Стартовые расходы, привлечение средств для пополнения оборотного капитала, накладные расходы и расходы на персонал — это лишь некоторые из обязательств статей расходов любой компании. Вопрос в том, принесут ли вложенные средства высокую прибыль, и сможет ли компания развиваться без крупных инвестиций. Предостерегающие сигналы, касающие инвестиций таковы: ROI (прибыль на инвестиции) в первые три года ниже 25%, масштабирование производства продуктов и услуг требует значительных дополнительных инвестиций, инвестиции должны быть осуществлены до принятия торговых обязательств, отрасль в целом характеризуется слабым показателем ROI или малорентабельна.
Данные шесть критериев можно разделить на 2 группы, которые символически можно сравнить с зеленым и красным сигналами светофора. Первые три элемента — привлечения клиентов, обладающих высокой ценностью, предложение значимой ценности клиентам и предложение продуктов и услуг, обеспечивающих высокую прибыль, — это «зеленый свет», они необходимы, чтобы продолжить движение вперед. Последние три элемента — обеспечение удовлетворенности клиентов, усиление положения компании на рынке и финансирование компании — это «красный свет», предупреждающий о возможной «неисправности» бизнес-модели. Бизнес-модель перестает работать, если техническая поддержка продукта связана с большими сложностями, если у вас нет эффективного метода усиления положения компании на рынке или если бизнес-модель требует слишком больших инвестиций. Превосходная бизнес-модель позволяет добиться успеха при движении на зеленый свет и помогает избежать красного.
Источник: studbooks.net
Технология разработки эффективной бизнес-модели
Современный этап развития экономики характеризуется обострением конкуренции между национальными и иностранными производителями; появлением новых видов рисков в предпринимательской деятельности, периодическими колебаниями финансовых рынков и пр.
Целью исследования является теоретическое обоснование технологии разработки эффективной бизнес-модели как ключевое конкурентное преимущество предприятия на рынке.
Проблемы разработки и внедрения бизнес-моделей нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как Друкер П., Линдер Дж., Макаров М., Остервальдер А., Сироткин Д., Стрекалова Н., Хамель Г. и др. Несмотря на разносторонние подходы к изучению бизнес-моделей и процессов, с ними связанных, отдельные теоретические и практические вопросы до сих пор не получили комплексного научного обоснования. В контексте сложившейся ситуации целесообразным является уточнение понятие «бизнес-модель» и обоснование технологии формирования эффективной бизнес-модели предприятия.
С. Тарасов в «Глоссарии системного аналитика предприятия» определяет бизнес-модель как «совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структуру, продукцию, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев определения деловых показателей» [3].
Исходя из другого определения, бизнес-модель подробно описывает, как предприятие зарабатывает деньги путем четкого определения его места в цепочке создания ценности. Бизнес-модель представляет собой систему, состоящую из таких компонентов бизнеса, как предпринимательство, стратегия, экономика, финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг и стратегии устойчивого роста [4].
На наш взгляд, второе определение бизнес-модели является более полным, поскольку с одной стороны данное определение раскрывает бизнес-модель как систему, а с другой стороны – описывает, как предприятие позиционирует себя в цепочки создания ценности и как оно собирается создавать прибыль.
Бизнес-модель предприятия является залогом успеха компании лишь в том случае, если бизнес-модель эффективна. Эффективная бизнес-модель – это бизнес-модель, которая обеспечивает максимальную пользу потребителю и прибыль компании [1]. Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) компании, ее соответствия стратегическим целям развития компании и согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов.
Выделяют следующие этапы разработки эффективной бизнес-модели:
Анализ существующей бизнес-модели предприятия. Данный этап предполагает изучение устройства компании, ее интеграции в бизнес-модель отрасли; определение ключевых компетенций, которыми обладает компания. На этом этапе также определяются, какие противоречия имеются между отдельными компонентами и процессами бизнес-модели предприятия и какие рыночные ключевые компетенции компании необходимо приобрести.
Ориентиры стратегии развития компании. На данном этапе предприятие разрабатывает стратегию развития и определяет, какая типовая бизнес-модель в наилучшей степени соответствует выбранной стратегии.
Определение новой бизнес-модели. Предприятие определяет, на какой типовой бизнес-модели (компаниях-аналогах) базируется новая бизнес-модель компании; каковы ее особенности, преимущества и недостатки. На этом этапе выделяют основные параметры работы бизнес-модели и рассчитывают предполагаемую экономическую эффективность новой бизнес-модели.
Конкретизация новой бизнес-модели включает в себя: определение взаимосвязей между основными компонентами бизнес-модели; определение устройства производства, инноваций, маркетинга, системы управления и т.д.; определение механизмов и процедур, обеспечивающих эффективность работы бизнес-модели.
Реализация представленных этапов позволяет избавиться от узкого, ограниченного реальностью своего предприятия, видения бизнеса и получить несколько реальных альтернатив улучшения деятельности предприятия [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях одним из главных факторов функционирования предприятий является наличие эффективной бизнес-модели, которая обеспечит компании конкурентные преимущества и позволит получать максимальную прибыль. Разработка эффективной бизнес-модели – кропотливый и сложный процесс, который предполагает системный анализ предприятия и среды его функционирования. Качественное выполнение всех этапов данного процесса позволяет создать конкурентоспособную и оптимальную для компании бизнес-модель.
Литература: Опацька, С. Бізнес-модель як інструмент реалізації візії [Електронний ресурс] / С. Опацька. – Електрон. текстові дані. – Режим доступу: . Сироткин, Д. Выработка эффективной бизнес-модели для компании [Электронный ресурс] / Д. Сироткин. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: . Тарасов, С. Глоссарий системного аналитика предприятия [Электронный ресурс] / С. Тарасов. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: . CECSI: Центр » target=»_blank» title=»Предпринимательское творчество: 5 областей»>предпринимательского творчества и » target=»_blank» title=»Системные инновации: 7 областей»>системных инноваций [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: .
Источник: be5.biz
Вопрос 4. Эффективная бизнес-модель определяется следующими параметрами
Эффективная бизнес-модель определяется следующими параметрами:
Выберите один ответ:
Постоянный поиск новых возможностей, сочетание возможностей рынка и возможностей компании, интегрированность компании в создание цепочки ценностей,
умение изменять существующую или
создавать новую бизнес-модель
ветствии с новыми возможностями.
Эффективное взаимодействие с рынком, поставщиками и конкурентами.
Эффективное управление, организация операционной деятельности, отличная идея, которую можно кому-нибудь продать.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Правильный ответ: Постоянный поиск новых возможностей, сочетание возможностей рынка и возможностей компании, интегрированность компании в создание цепочки ценностей,
умение изменять существующую или
создавать новую бизнес-модель
в соот-
ветствии с новыми возможностями.
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Шаблон бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пенье включает в себя следующие блоки:
Выберите один ответ:
Ценности, ценностное предложение, ключевые ресурсы, ключевые процессы, ключевые партнеры, потребители, ключевые конкуренты.
Потребительские сегменты, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, ценностное предложение, потоки поступления дохода, ключевые партнеры, основные виды деятельности, ключевые ресурсы, структура издержек.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Правильный ответ: Потребительские сегменты, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, ценностное предложение, потоки поступления дохода, ключевые партнеры, основные виды деятельности, ключевые ресурсы, структура издержек.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Рекомендуем для прочтения:
Векторные и растровые карты Цифровая картографическая информация Электронная карта – это карта, существующая в виде компьютерного файла.
Тема 5. Правовой статус личности 1. «Человек», «личность», «гражданин».
Объекты и субъекты управления В специальной литературе обычно указывается множество определений управления – факт.
Геометрические понятия в начальной школе 1. Краткая характеристика геометрического содержания курса математики начальной школы 2. Геометрические понятия в начальной школе 3.
Политические права и свободы человека и гражданина Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности.
Источник: studopedia.ru