Есть ли мораль у бизнеса

Резюмируя вышесказанное, консультанты, работающие с современными организациями и думающие о будущем, должны сделать несколько выводов в отношении этики бизнеса. В кратком изложении они таковы.

— Этичное поведение. Мы не можем игнорировать тот факт, что, работая с организациями, нам удастся избежать ситуаций, которые могут прийти в противоречие с нашими моральными принципами. Это касается всего, что мы делаем: сохранения своего рабочего места, методов работы в консалтинговой фирме и способов общения с коллегами, управления отношениями с клиентами, сущности поставленных задач и практических действий, в которых мы участвуем.
— Представления о морали. Если мы хотим поступать этично, то мы должны уметь выявлять вопросы, касающиеся морали, и принимать соответствующие решения. Это достигается не автоматически, а только путем активного познания.
— Философская платформа. Первым шагом на пути познания должно стать осмысление нашей философской платформы. Какая теория будет определять наше мышление?

Бизнес и мораль

этика и бизнес

— Анализ условий. Вторым шагом на пути познания является анализ условий. Разобравшись с философской платформой, нам следует проанализировать многочисленные факторы, влияющие и на наши знания о той или иной проблеме, и на то, что мы о ней думаем.
— Цикл принятия этического решения. Третий шаг — осмысление, на основании которого принимается решение и совершаются действия. Благодаря данному циклу, независимо от вашей платформы можно получить ответы на множество вопросов и принять правильное решение.
— Почему следует в своей работе ориентироваться на нравственные принципы? Ответ «потому, что это хорошо для бизнеса», требует уточнения. Идет ли речь о механическом выполнении обязанностей или о конкурентном превосходстве? В данном случае есть опасность упустить главное. Разве работа, основанная на моральных принципах, и не есть «хороший бизнес»?

Конфликт, власть и убеждение. Это то, что должно быть хорошо знакомо переговорщику. Переговоры — наиболее эффективный способ решения проблемы. Именно поэтому они станут одним из основных средств консультанта будущего. Для того чтобы уметь убеждать, консультант должен иметь некоторую информацию о самом конфликте, включая и то, как он сам будет действовать в конфликтной ситуации.

Большинство переговорщиков относятся к одной из двух групп: те, для кого добиться успеха — значит выиграть, и те, для кого добиться успеха — значит не проиграть. Переговорщики первой группы делают все возможное, чтобы заставить противную сторону отойти от заранее намеченного жесткого плана, вытянуть все до последнего доллара. Они считают, что проиграть должна противная сторона, но никак не они сами. Переговорщиков второй группы заботит то, как бы не проиграть.

Они с неохотой отступают от своих позиций и идут на уступки. Для этой группы переговорщиков добиться успеха — значит не проиграть. Это означает заключение сделки, которая в лучшем случае лишь чуть-чуть превосходит типовой вариант.

Евгений Черняк: Собчак, новый кризис и есть ли мораль в бизнесе

Также рекомендуем другие статьи:

Источник: ecouniver.com

База ситуаций (кейсов)

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

В одну фирму по рекомендации хорошего знакомого пришел работать специалист, который отлично справился со сложными задачами. И вот хороший знаком становится вице-президентом компании, которой теперь тоже нужен такой специалист. Хороший знакомый приглашает директора фирмы на чашку кофе, чтобы «забрать» специалиста себе.

Ситуация «Бизнес и мораль» («Мораль — бизнес — мораль»)

В одну коммерческую фирму по рекомендации хорошего знакомого пришёл работать специалист, молодой, талантливый человек. Генеральный директор фирмы определил ему круг сложных задач, с которыми специалист успешно справился. В результате этого, через год доходы фирмы стали стабильнее, и она стала одной из ведущих в регионе.

Читайте также:  Название для эко бизнеса

Специалисту было предоставлено со стороны фирмы всё необходимое для достижения им задуманного. Оплата работы также вполне соответствовала его интересам. В это время знакомый генерального директора фирмы становится вице-президентом крупной компании, профиль деятельности которой в данном значении оказался таким же, что и у фирмы, куда им был в своё время рекомендован специалист.

Перед знакомым встаёт задача комплектации штата высококвалифицированными специалистами и выведение данного направления деятельности компании на ведущие позиции в стране. В связи с этим знакомый вспоминает о некогда рекомендованном им специалисте, интересуется по своим каналам о его профессиональных достижениях и решает попросту «перекупить» его. Он предлагает генеральному директору встретиться за чашкой кофе, вспомнить «старые добрые времена» и обсудить возможности перехода специалиста к нему на работу.

Роли и интересы

Генеральный директор — удержать ценного специалиста, который, кроме всего прочего, может предоставить очень много полезной информации о деятельности данной фирмы в случае ухода; не допустить нанесения какого-либо ущерба фирме, в то же время, не испортить хороших отношений со знакомым.

Хороший знакомый — добиться зачисления специалиста в свой штат, предложив ему более выгодные условия работы, но при этом постараться сохранить полезное знакомство и не «подмочить» собственную репутацию.

Специалист — обеспечить дальнейший профессиональный рост, упрочить своё материальное положение, не оказаться «между двух огней».

Записи управленческих поединков по данной ситуации:

Источник: peregovorshiki.ru

Богатство и мораль

Богатство и мораль

Любознательный технарь

В XIX веке Томас Даннинг, английский публицист и борец за права рабочих, написал:

«Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Фраза жесткая, меткая, запоминающаяся. Ее цитировал Карл Маркс в своем «Капитале», ее не раз использовали писатели и публицисты.

Прошли годы, и сытые европейцы начали забывать о работорговле и каторжном труде на заводах в прошлые века. А потому в наше время многие воспринимают эту фразу просто как красивую метафору. Они говорят:

— Это передергивание. При чем тут капиталисты? Не, ну бывает, конечно… Но аморальное поведение в равной степени свойственно всем, независимо от благосостояния.

Однако в XXI столетии высказывание Даннинга неожиданно получило научное подтверждение. И не где-нибудь, а в США — стране, которая сегодня считается оплотом мирового капитала.

Исследования Пола Пиффа

Существует ли связь между уровнем дохода и моралью? Ответ на этот вопрос попытался найти социальный психолог Пол Пифф из университета в Беркли. В 2010-х годах он провел серию интересных экспериментов, во время которых проверил американских толстосумов на щедрость, честность и другие моральные качества.

Прежде чем приступить к основным исследованиям, психолог решил узнать: а как вообще влияют на людей различные привилегии? В качестве простейшей модели реальной жизни он решил взять «Монополию» — популярную в США настольную игру.

В этом забавном эксперименте приняли участие двести человек, которые были незнакомы друг с другом. С помощью жребия их разделили на две группы, и в результате один из игроков незаметно получал на старте денег больше, чем его соперник. Психологи усаживали испытуемых играть, а сами наблюдали за ними через скрытую камеру.

«Счастливчики» сразу сообразили, что получили незаслуженное превосходство над оппонентом. Но проходило несколько минут и они напрочь забывали об этом. Незаметно для себя они начинали проявлять «доминирующее поведение»: громко стучать фишками по столу, хвастаться своими успехами и демонстрировать пренебрежение к своему менее удачливому партнеру.

Читайте также:  Имущественная поддержка малого бизнеса что это

После игры психологи попросили «счастливчиков» поделиться секретом победы. Те охотно поведали о тщательно продуманных ходах, хорошей стратегии и о своей умелой игре. О том, что на старте их капитал был больше, чем у соперника, «счастливчики», как правило, забывали.

Эта нечестная игра стала отличной метафорой реальной жизни. А дальше Пифф решил выяснить, будет ли подобное поведение наблюдаться у настоящих богачей.

Первым делом он задумал проверить богатых людей на щедрость. Психолог пригласил к себе в лабораторию людей из разных социальных слоев и раздал им по десять долларов. Он сказал, что эти деньги они, конечно же, вправе оставить себе. Но если вдруг захотят, то могут пожертвовать халявные доллары незнакомым людям, которые в них нуждаются.

В эксперименте участвовали люди с доходом менее 25 тысяч в год и люди с доходом свыше 150 тысяч в год. И первые жертвовали свои деньги на 44% чаще, чем богачи, для которых эти 10 долларов были совсем уж незначительной суммой.

А как у обеспеченных людей обстоят дела с честностью? Психолог предложил людям разного достатка сыграть в азартную игру — виртуальные кости. В случае победы участники получали приз — вполне реальные 50 долларов.

Участники должны были сами записывать очки: их никто не проверял и не контролировал. Однако коварные исследователи настроили программу так, что она никогда не выдавала 12 очков. Испытуемые об этом, естественно, не догадывались.

Оказалось, что богатые участники жульничали в 3-4 раза чаще, чем малообеспеченные. Пользуясь отсутствием контроля, они регулярно записывали те самые 12 очков, которые никогда не выпадали.

Хм… А как у богатых с моралью вообще? Психолог поставил в комнате для исследований большую банку с конфетами. Он объяснил испытуемым, что сладости предназначены для детей, которые участвуют в другом эксперименте. И выяснилось, что обеспеченные набрали конфет в два раза больше, чем те, кто считали себя бедными.

Затем Пифф решил проверить богачей на законопослушность. Для следующего эксперимента он нанял актера, который несколько дней подряд переходил улицу по «зебрам», возле которых не было светофоров. На таких переходах американские водители, так же как и наши, всегда обязаны пропускать пешеходов.

Каждый переход улицы исследователи фиксировали на камеру. Оказалось, что чем дороже машина, тем реже ее водители пропускают пешеходов. Среди владельцев самых дорогих автомобилей лишь 50% оказались законопослушными. При этом владельцы самых дешевых автомобилей соблюдали закон почти всегда.

Почему так происходит?

Постепенно Пифф выявил и другие виды асоциального поведения у обеспеченных граждан. Психолог выяснил, что они чаще берут и дают взятки, чаще нарушают законы, чаще допускают неэтичное поведение на работе и чаще обманывают своих деловых партнеров и клиентов.

Пифф предложил этому феномену очень простое объяснение. По его словам, чем большими ресурсами обладает человек, тем сильнее он ощущает свою независимость от общества. Обеспеченные люди считают себя не такими, как все, а «привилегированными». И это значит, что им можно не думать ни об окружающих, ни о последствии своих поступков.

Психолог утверждает, что такое поведение способно поддерживать само себя. Образуется замкнутый круг: аморальный человек стремится любой ценой повышать свой материальный и социальный статус. А повысив его, он еще сильнее отклоняется от общепринятой морали.

Читайте также:  Валяние шерсти как бизнес

Все это постепенно усиливает расслоение общества на богатых и бедных. Сегодня в США 20% людей владеют 90% всех благ, и этот разрыв с каждым годом становится все больше.

Неравенство выступает катализатором неблагополучия и обостряет другие проблемы общества: преступность, наркоманию, нездоровый образ жизни и многое другое. Психолог сокрушается, что из-за этого становится недостижимой «американская мечта» о равных возможностях для всех.

Из этих, в общем-то, верных наблюдений Пифф делает парадоксальный вывод: нужно просто пропагандировать среди богачей моральное поведение. Во время одного из экспериментов психолог показал им короткий видеоролик о детской бедности. Посмотрев его и растрогавшись, толстосумы начали жертвовать свои деньги более охотно.

Это, по словам Пиффа, дает обществу некоторую надежду. В качестве примера, как можно решить проблему, он приводит различные организации миллионеров, которые вместе борются с неравенством и бедностью.

Выводы

Вокруг исследований Пиффа в США разгорелись жаркие споры. Многие наотрез отказываются признавать достоверность экспериментов и те выводы, которые сделал психолог. Примерно то же самое происходило когда-то после экспериментов Милгрэма: ученые показали людям их подлинное лицо, и оно им ужасно не понравилось.

Впрочем, результаты исследований стали откровением лишь для западных обывателей. О том, что с моралью богатых что-то не так, отлично знали еще в глубокой древности. Еврипид писал, что «богатство порождает скупость и наглость», а в Евангелии сказано, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Но больше удивляет не общественная реакция, а выводы самих психологов. Аморальное поведение толстосумов они пытаются представить как очередное когнитивное искажение, упорно не замечая, что его причина кроется в самой сути обогащения.

Пол Пифф и его коллеги живут в стране, где на каждом углу воспевается свободное предпринимательство, а капитализм считается безусловным благом. А значит, они не могут даже допустить мысль, что в борьбе за ресурсы побеждают отнюдь не самые добрые, честные и щедрые.

За годы холодной войны Запад настолько увлекся лозунгами о свободном рынке, что сам потихоньку начал в них верить. При слове «капиталист» перед глазами среднего американца или европейца возникает облик мудрого созидателя из романов Айн Рэнд. Он открывает предприятия, создает рабочие места, двигает вперед прогресс и меняет мир к лучшему. Когда же Пифф показывает, как «мудрые созидатели» капитализдят у детей конфеты, это, естественно, вызывает на Западе шок и недоверие.

Увы, но с конца 80-х годов благолепный облик предпринимателя пропагандируют и у нас. Русский идеал — это прогрессивный купец, радеющий о благе Отчизны. Он искренне заботится о клиентах и сотрудниках, охапками жертвует деньги на благотворительность и, конечно же, регулярно посещает церковь.

Но порою с этих «иконописных купцов» слетают маски, и наши обыватели испытывают такой же шок, как и американцы. Ведь за этим идеальным обликом нередко прячутся откаты, изуверские системы штрафов, серые зарплаты, а иногда — все те же малиновые пиджаки с распальцовкой.

Безусловно, есть и другие бизнесмены. Можно вспомнить китайского миллионера Сюн Шуихуа, который построил новые дома для жителей своей деревни. Или российского предпринимателя Владислава Тетюхина, открывшего в Нижнем Тагиле современный медицинский центр.

Да, таких примеров тоже можно привести много. Но проблема в том, что сами правила «игры в бизнес» благоприятствуют прежде всего тем, кто исповедует совсем другую мораль.

Источник: xren.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин