Метод рынка капитала (или компании-аналога) основан на информации финансового рынка о ценах акций аналогичных компаний. В процессе оценки используется информация двух типов: *рыночная (ценовая), которая представлена ценами купли-продажи акций аналогичных компаний; *финансовая – представлена бухгалтерской финансовой отчетностью оцениваемой компании и компаний-аналогов и дополнительными сведениями, необходимыми для определения степени сходства оцениваемой компании и аналогичных.
Основные этапы оценки бизнеса методом рынка капитала 1 этап: отбор сопоставимых компаний, который включает сбор необходимой информации и осуществляется в три этапа: 1) предварительный отбор предприятий по критериями сопоставимости 2) составление более точного списка компаний-аналогов 3) формирование окончательного списка компаний-аналогов 2 этап: финансовый анализ, который проводится в два этапа: 1этап: анализ финансовых отчетов 2этап: анализ финансовых коэффициентов оцениваемого предприятия и сопоставление их со среднеотраслевыми или лучшими значениями в отрасли. 3 этап.
Расчет оценочных мультипликаторов Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия (или одной акции) и финансовой базой. Финансовая база – это измеритель, отражающий финансовые результаты деятельности компании (например, прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации и др. показатели).
Расчет ценового мультипликатора предполагает: 1) расчет цены акции по компаниям-аналогам; 2) вычисление финансовой базы за определенный период или на дату оценки. В оценочной практике используют два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.
Ценовой мультипликатор рассчитывается по формуле: , где Цм – ценовой мультипликатор компании-аналога; Vан – рыночная стоимость компании-аналога; ФБан – финансовая база компании-аналога. Выбор наиболее целесообразного финансового показателя определяется с учетом особенностей каждой конкретной ситуации.
Для получения объективных данных рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно. 4 этап.
Выбор величины мультипликаторов Определение величины мультипликаторов, используемых для формирования стоимости оцениваемой компании, может осуществляться на базе использования следующих основных методов: 1) статистического метода, который предполагает проведение анализа диапазона мультипликаторов одного вида по совокупности предприятий-аналогов и расчет значения мультипликатора либо как среднеарифметической величины либо как медианного значения; 2) аналитического метода, который используется, при анализе мультипликаторов разного вида по одной компании-аналогу, и при котором величина мультипликатора определяется как средневзвешенная величина, где весовые коэффициенты определены с учетом степени доверия оценщика тому или иному мультипликатору. 5 этап.
Определение итоговой величины стоимости компании Окончательная величина стоимости компании определяется по следующей формуле: , где ФБок — финансовая база оцениваемой компании; ФБан — финансовая база компании-аналога; Vан — рыночная стоимость компании-аналога. При использовании данного метода возникает необходимость проведения корректировок. Цель проведения корректировок – устранение влияния особенностей бухгалтерского учета, применяемого оцениваемой компании и компанией-аналогом. Использование метода рынка капитала требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, так как предполагает: во-первых, выбор приоритетных критериев сопоставимости исходя из конкретных условий, целей оценки и качества информации; во-вторых, внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Метод рынка капитала и метод сделок: этапы применения
Процедуры оценки стоимости предприятия по методу рынка капитала и по методу сделок одинаковы и включают следующие основные этапы, представленные на следующем рисунке.
Рис. Метод рынка капитала и метод сделок: этапы применения
В рамках первого этапа аналоги отбирают среди предприятий, которые представлены на фондовом рынке или рынке слияний-поглощений в качестве объектов купли-продажи. При этом в процессе отбора максимально возможного числа аналогичных предприятий применяют такие общие критерии сопоставимости компаний в оценке бизнеса, как сходство по виду экономической деятельности (отраслевое сходство), сходство производимой продукции, объемов производства и др.
Далее, по результатам анализа качества и доступности информации о финансовых показателях предприятий-аналогов, а также о ценах сделок с аналогами из первоначального списка исключаются предприятия, которые характеризуются плохим качеством, недостоверностью или недоступностью информации.
Сопоставимость (сходство) оставшихся предприятий с объектом оценки анализируется путем расширения состава критериев сопоставимости, в результате составляется окончательный список предприятий-аналогов.
На втором этапе проводят финансовый анализ оцениваемой компании и отобранных ранее компаний-аналогов. Путем использования традиционных приемов и методов финансового анализа в ходе реализации данного этапа оценивается финансовое состояние предприятий, в результате:
- подготавливается информация для построения и использования мультипликаторов;
- анализируется степень сопоставимости каждого аналогичного предприятия с оцениваемой компанией для последующего использования в процедуре оценки.
Основным инструментом оценки стоимости предприятий сравнительным подходом являются оценочные мультипликаторы, расчет которых осуществляется на следующем третьем этапе применения метода рынка капитала и метода сделок.
Оценочный мультипликатор представляет собой коэффициент, который показывает соотношение между рыночной ценой предприятия и его финансовой базой, в качестве которой могут быть использованы различные показатели финансовых результатов (выручки от реализации продукции, показатели прибыли), движения денежных средств (показатели денежного потока), балансовые показатели (балансовая стоимость совокупных активов или чистых активов).
Расчет мультипликатора как отношения рыночной цены предприятия к его финансовой базе обоснован в методе сделок. В методе рынка капитала в процессе расчета мультипликатора используются рыночные котировки в расчете на одну акцию и показатели финансовой базы также в расчете на одну акцию – например, чистая прибыль на одну акцию.
Оценочные мультипликаторы в оценке бизнеса, их классификация и особенности применения заслуживают отдельного рассмотрения
В рамках третьего этапа представляется обоснованным рассчитать значения всех возможных видов мультипликаторов по аналогичным предприятиям. В результате реализации рассматриваемого третьего этапа из множества значений каждого мультипликатора, рассчитанных по каждой из аналогичных компаний, необходимо обосновать значение каждого отдельного мультипликатора.
Выбор величины мультипликатора требует тщательного обоснования, которое необходимо представить в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, разброс значений одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно велик. Необходим анализ существенно отличающихся экстремальных величин, обоснование причин таких отклонений
Например, превышение значения мультипликатора «цена/ прибыль» по компании «В» в двадцать раз по сравнению со значениями данного мультипликатора по другим аналогам может быть связано с более высокой степенью диверсификации производимой продукции компании «В»: в структуре выручки от реализации компаний-аналогов преобладает выручка от реализации сырой нефти; а компания «В», будучи по ОКВЭД аналогом, на деле занимается также нефтепереработкой, в результате чего 40% ее выручки формируется за счет реализации нефтепродуктов. В этом случае можно поставить вопрос об исключении компании «В» из числа компаний-аналогов, поскольку, несмотря на отраслевое сходство, степень диверсификации выпускаемой продукции существенно отличается.
После исключения (анализа) экстремальных значений конкретная величина мультипликатора для оценки стоимости оцениваемой компании может быть обоснована одним из следующих способов:
- как среднеарифметическая величина из значений мультипликаторов по аналогичным компаниям. Этот наиболее распространенный на практике вариант, по мнению отдельных авторов, является наихудшим, поскольку при этом равные удельные веса придаются различным мультипликаторам;
- как медиана мультипликаторов по аналогам; в этом случае крайние значения влияют на медиану меньше чем на среднеарифметическое значение. Например, при небольшой прибыли максимальное значение мультипликатора «цена/ прибыль» может быть отмечено по компании с небольшой прибылью, близкой к нулю. В этом случае расчет по медиане будет более достоверным, расчет по среднеарифметической приведет к завышению значения мультипликатора;
- как средневзвешенная величина, при этом в качестве весов могут быть использованы знаменатели мультипликаторов – например, взвешивание значений мультипликатора «цена/ прибыль» может проводиться по величинам прибыли аналогичных компаний. Однако такой способ имеет свои ограничения; в частности, если оцениваемая компания существенно меньше по сравнению с компаниями-аналогами, при таком взвешивании несопоставимость возрастает;
- путем построения уравнения регрессии; при этом рассматривается зависимость значений мультипликатора от различных коэффициентов финансового анализа. Например, эмпирическим путем было установлено, что значение мультипликатора «цена/ выручка» хорошо коррелирует с рентабельностью продаж, а значение мультипликатора «цена/ чистые активы» — с рентабельностью собственного капитала.
Например, в результате анализа массива значений мультипликаторов по компаниям-аналогам была выявлена следующая зависимость значения мультипликатора «цена/ выручка» (P/ S) от рентабельности продаж (E/ S):
P/ S = -0,82 + 19,09 × Е/ S.
Оценить стоимость одной акции компании «К», рентабельность продаж которой составила 6,3%, а выручка от продаж в расчете на одну акцию — 25,3 руб.
Решение: начнем с расчета значения мультипликатора «цена/ выручка» для оценки компании «К» на основе представленной зависимости от рентабельности продаж:
P/ S = -0,82 + 19,09 × Е/ S = -0,82+19,09*0,063=0,38.
Использование полученного значения мультипликатора позволяет рассчитать стоимость одной акции компании «К», которая составит 9,6 руб.:
Р = P/ S × SК = 0,38 × 25,3 = 9,6 руб.
На четвертом этапе полученные значения каждого отдельного мультипликатора применяют для определения стоимости оцениваемой компании. В предыдущем примере стоимость одной акции компании «К» рассчитана умножением величины мультипликатора «цена/ выручка» (P/ S), равного 0,38, на выручку от продаж в расчете на одну акцию компании «К», равную 25,3 руб.
В завершение четвертого этапа получают несколько величин стоимости, количество которых соответствует количеству использованных мультипликаторов.
На пятом этапе рассчитывают предварительную величину стоимости путем согласования величин стоимости, полученных в результате применения множества различных мультипликаторов.
Для этого согласования могут быть использованы следующие способы расчета:
- расчет среднеарифметической полученных величин стоимости, что означает равную степень «доверия» оценщика каждому из мультипликаторов;
- расчет средневзвешенной величины, когда оценщик, в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации, придает каждому величине стоимости по каждому мультипликатору определенный удельный вес; на основе взвешивания получается предварительная величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.
Предварительная величина стоимости может быть скорректирована на завершающем этапе внесения итоговых корректировок по методу рынка капитала и методу сделок.
Заинтересовала тема? Вашему вниманию — похожие записи:
- Акционерная добавленная стоимость SVA как объект оценки
- Экономическая добавленная стоимость EVA как объект оценки
- Затратный подход в оценке бизнеса: краткая характеристика
- Оценка бизнеса методом капитализации: пример
- Оценка стоимости компании сравнительным подходом: пример
Источник: vamocenka.ru