Этапы развития международного бизнеса

На рубеже XXI века глобальная конкуренция становится настолько важной и неотъемлемой частью развития мировой и национальной экономики, что начинает оказывать решающее влияние на стратегическое планирование и управление не только в крупных транснациональных корпорациях, но и в компаниях, традиционно ориентированных на внутренний рынок. Компании прямо или косвенно вовлечены в международные бизнес-процессы.

Международный бизнес возникает в результате развития и углубления международного разделения труда и формирования глобального рынка. Международный бизнес можно определить как деловое взаимодействие фирм различных форм собственности или их подразделений, расположенных в разных странах, основной целью которого является получение прибыли за счет преимуществ и выгод международного бизнеса.

Международный бизнес во многом похож на отечественный, однако существуют значительные различия, которые необходимо учитывать для успешной реализации международных стратегий. Самой большой проблемой, на мой взгляд, является преодоление различий в национальных культурах, которые проявляются в особенностях ведения бизнеса. Поскольку международные компании работают в разных культурах, результаты реализации одних и тех же целей и программ могут различаться.

Это различие особенно важно для российского делового сообщества и его выхода на международный рынок, поскольку опыт большинства российских компаний, осуществляющих международную деятельность, ограничен относительно узкими временными рамками.

Сущность международного бизнеса

Международный бизнес предполагает проведение деловых операций партнерами по меньшей мере из двух стран. Примером международного бизнеса может служить следующее: Закупка сырья в одной стране и его транспортировка в другую страну для дальнейшей переработки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи; организация производства в зарубежной стране с целью получения дохода за счет использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования бизнеса в другой стране. Участниками таких сделок могут быть физические лица, отдельные компании, группы компаний или государственные органы.

В то время как внутренняя коммерческая деятельность ограничивается коммерческими сделками, которые не пересекают национальные границы, международные коммерческие сделки пересекают эти границы. Международный бизнес отличается от отечественного по ряду других характеристик, из которых можно отметить следующие.

  • Страны, вовлеченные в международный бизнес, используют разные валюты, в результате чего возникает необходимость конвертировать валюту, по крайней мере, одной из сторон;
  • В разных странах существует проблема различий в законодательстве, что заставляет одну или несколько сторон вносить коррективы для приведения своих действий в соответствие с местным законодательством;
  • Существуют также различия между культурами, которые заставляют каждую из сторон разрабатывать стратегию своего поведения, чтобы оно соответствовало ожиданиям других;

Каждая страна характеризуется своим составом и количеством имеющихся ресурсов. Одна страна может иметь большое предложение природных ресурсов, но испытывать нехватку квалифицированной рабочей силы, в то время как другая страна может иметь производительную, высококвалифицированную рабочую силу, но испытывать нехватку природных ресурсов.

В принципе, навыки и знания, необходимые менеджеру для успешной работы в международном и отечественном бизнесе, одинаковы. Например, в обоих случаях требуется анализ потребностей и желаний целевых клиентов, независимо от того, является ли бизнес международным или внутренним. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, руководители, вовлеченные в международный бизнес, должны быть более компетентны в ряде вопросов. Эксперты, занимающиеся международным бизнесом, должны знать о культурных, правовых, политических и социальных различиях между странами. В их обязанности входит правильный выбор стран, в которых реализуется продукция компании, и стран, в которых закупается сырье, необходимое для производства.

Читайте также:  Как сохранять деньги в бизнесе

Международный бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая с использованием различных форм капитала с целью получения прибыли и распространяющаяся на международные сферы экономики.

Международный бизнес состоит из различных видов предпринимательской деятельности, осуществляемой несколькими государствами. Такие отношения существуют как между предприятиями, так и между различными государственными субъектами.

Субъектами международного бизнеса являются как самостоятельные личности, так и целые общественные структуры, которые характеризуются особыми внутренними мотивами, интересами, целями и способностями к реализации в любых сферах международной деятельности.

Этапы развития международного бизнеса

Первый этап развития международного бизнеса связан с появлением торговли (1500 — 1850 гг.). По сути, предпосылкой для появления международного бизнеса стала торговля колониальными товарами в Европе, которая стала мощной и влиятельной силой. Риск такого бизнеса заключается в необходимости опасных морских путешествий на большие расстояния. Межгосударственная торговля требовала страхования коммерческих рейсов, что являлось отправной точкой для развития инвестиций и страхования. Характерными чертами международного бизнеса на данном этапе были:

  • значительное влияние государства на деловые отношения между странами;
  • Значительная государственная поддержка предпринимателей, которые занимались созданием предприятий за рубежом.

На втором этапе — во время экспансии (1850-1914 гг.) происходило мощное промышленное развитие, окончательная доработка и структурирование колониальных империй. В то же время рост объемов промышленного производства потребовал развития добычи сырья и других перспективных направлений международного бизнеса.

Появление государств, производящих промышленную продукцию, и государств, торгующих этой продукцией. Такое разделение труда между странами было вызвано разными темпами развития европейских стран, наличием природных ресурсов, а также разным уровнем образования населения.

На третьем этапе, в период концессии (1914-1945 годы), изменилась роль крупных фирм, занимающихся колониальной торговлей. При таких крупных концессионных компаниях были сформированы независимые экономические микрогосударства, которые взяли на себя функции в сфере торговли, транспорта, медицины, производства и образования.

Четвертый этап международного экономического развития, эра национальных государств (1945-1970 гг.), представлен двумя основными направлениями. Во-первых, идет активное развитие новых стран с развитой экономической базой, структурой труда и технологической структурой. Во-вторых, колониальное развитие национальной экономики, предполагающее использование только одного вида сырья, привело к тяжелым финансовым потерям. Спрос на финансовые услуги растет и заставляет развиваться международный капитал, появляются инновационные финансовые инструменты, растет международная сфера аудита и консалтинга.

Пятый этап — глобализация (с 1970-х годов XX века), мировой прогресс приводит к революционным технологическим, экономическим, политическим и социальным изменениям в международном бизнесе. Глобализация охватывает почти все страны мира.

Проблемы развития международного бизнеса в России

Международный бизнес в России сталкивается с рядом проблем, как типичных, так и специфических:

  • Менталитет трейдера, а не производителя. Современный предприниматель стремится только к финансовым результатам, а не к новому продукту. Рентабельность является основным показателем эффективности, в отличие от количества клиентов. Российский бизнес, в силу своего менталитета, ориентируется на краткосрочный, а не на долгосрочный план.
  • Сотрудники российских компаний часто сопротивляются изменениям. Любые инновации болезненно воспринимаются сотрудниками, которые не стремятся экспериментировать и склонны к перфекционизму.
  • Закрытое мышление и отсутствие терпимости к мультикультурализму.
  • Реклама — это главная движущая сила бизнеса. Крупные западные компании, в отличие от местных предпринимателей, уже отказались от модели «сначала реклама, а потом рынок».
  • Обычно партнерство закрепляется печатью одобрения, вместо того чтобы строить долгосрочное партнерство. Российским бизнесменам часто не хватает специальных знаний в области управления карьерой, лидерства, контакт-менеджмента, персонального брендинга и т.д.
  • Ирония по отношению к предпринимателям, в то время как в развитых странах предприниматель становится источником инноваций.
Читайте также:  Бизнес и или любовь

Основные черты современного международного бизнеса

  • Эффективное ведение бизнеса в международном бизнесе требует возможностей для бизнеса за пределами национальных границ.
  • Предприниматель должен использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из ресурсного состояния внешнего рынка, особенностей правовой системы иностранного государства, экономических и политических отношений, регулируемых определенными взаимодействиями на межгосударственном уровне.
  • Вариативность международного бизнеса зависит от степени интернационализации. Международный бизнес в своем развитии прошел через различные степени интернационализации: от единичных поставок до иностранных поставок в цивилизованную структуру транснациональных корпораций.
  • Интернационализация обеспечила глобальный бизнес-сервис, независимый от государств, который способствует развитию высоконаучных, финансовых, транспортных и кадровых услуг, что позволяет максимально реализовать в бизнесе.
  • Необходимость учитывать культурный фактор в бизнесе, а именно требования и ограничения культуры конкретной страны, налагаемые на делового партнера.
  • Развитие международного бизнеса приводит к глобальному охвату мировой информационной системы, финансового рынка, объемных конструкций инновационных технологий и др.
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
  • Роль предприятий в обеспечении конкурентоспособности национального производства — концепция и роли
  • Приватизация секторов экономики — значение, секторы и суть процесса
  • Скрытая инфляция — признаки, концепция и последствия
  • Капитализация в оценке бизнеса — концепция, этапы и методы
  • Экономическое развитие населения — численность, определение, роль и место в экономике
  • Методы конкуренции — концепция и виды
  • Анализ социально-экономического развития — развитие, концепция и применение
  • Роль экономических систем в экономике — концепция, структура и виды

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Этапы развития международного бизнеса

Международный бизнес исторически и логически возникает вследствие развития и углубления международного разделения труда и формирования мирового рынка. Американский исследователь Р. Робинсон предложил периодизацию исторического развития международного бизнеса, которая включает в себя следующие этапы (эры).

1. Коммерческая эра (1500-1850 гг.). Этот этап начинается со времен Великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Следует отметить, что в это время были достаточно велики риски этого бизнеса: они были связаны с опасностями далеких морских путешествий. Но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.

Мощный импульс, который получила промышленность европейских стран — от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья — это результат развития международного бизнеса таких стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция.

2. Эра экспансии (1850-1914 гг.). В указанный период идут окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала XIX в. и последующими достижениями технологического развития. Достижения промышленной революции и развитие массового индустриального производства позволили развитым странам перейти к добыче сырья и содержанию плантаций в колониальных регионах. Для зарубежного бизнеса это стало более выгодным и экономически перспективным.

Читайте также:  Как открыть свой зубной бизнес

Стоит отметить, что именно в этот период своего развития международный бизнес почувствовал и начал использовать главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до настоящего времени, а именно: использование более эффективных ресурсов различных видов (сырьевых, природных, энергетических, дешевой рабочей силы); расширение рынков сбыта; вложение свободных финансовых ресурсов; использование местного законодательства (налогового, таможенного и т.д.) в своих целях.

3. Эра концессий (1914-1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, которые оперировали на колониальных рынках. Соответствующие компании-концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, полицейские функции не только для своих работников, но и для жителей прилежащих к их концессиям районов. На концессионных предприятиях происходит формирование значительного слоя наемных, «чужих» менеджеров среднего звена, которых специально обучали, нередко на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно росло и национальное самосознание колониальных народов.

Следует отметить, что после Первой мировой войны и особенно после Второй мировой войны последовал передел мировых рынков, остро стал вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с внутренним (национальным), об интернационализации использования людских ресурсов. Именно этот период дал ускорение процессам самоопределения в колониальных и неколониальных странах. Именно в этот период бизнес стал стремиться к глобализации, поскольку происходила интернационализация мирового рынка.

Именно интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировом рынке, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, осуществили продвижение к следующей эре развития международного бизнеса — эре национальных государств.

4. Эра национальных государств (1945-1970 гг.). В этот период наблюдается два направления развития международного бизнеса. Первое — это становление и бурное развитие новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры развитый экономический базис, кадровую и технологическую структуры. Второе — это тормозящие развитие негативные черты колониального хозяйственного развития (однопродуктовая экономика и тяжелейшие финансовые проблемы).

Именно вследствие этих непростых путей развития и их результатов произошло превращение колониальных империй из субъектов закрытых внешнеэкономических отношений в самостоятельные субъекты на рынке, активно продающие свои товары и являющиеся объектами для инвестиций.

Эра национальных государств дала мощный импульс развитию международного бизнеса, сделав весь мир его сферой. В нем перестали существовать закрытые системы типа «метрополия — колония», в мировом сообществе впервые был признан тот факт, что международный бизнес вышел на качественно новый уровень развития — глобализацию.

5. Эра глобализации (с 70-х гг. XX в. по настоящее время). Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены.

Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически изменили все традиционные технологии, выведя их на качественно новый уровень. Первыми и самыми главными результатами этого процесса воспользовались и пользуются в настоящее время промышленно развитые страны. Стоит отметить, что сегодня в мире практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и сфер деятельности.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин