Эти методы работы бизнес тренинга направленные на определение позиции психолога и его роли

Ведущий тренинга, его личностные особенности, знания, умения являются средством развития как отдельной личности участника, так и группы в целом. Позиция консультанта, его стиль и методы работы с группой не могут быть в течение всего тренинга однообразными. Они зависят от потребностей участников, групповой ситуации, уровня развития группы.

Основные функции ведущего в социально-психологическом тренинге: Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий. Экспертная функция.

Ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других. Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе. Посредническая функция заключается в организации групповых процессов.

В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия, умение действовать в межличностном общении в доверительной манере. Он создает в группе эффективные коммуникации, учит быстро реагировать на возникающие ситуации. Ведущий — образец поведения для участников.

Подражание ведущему, особенно на начальных этапах, неизбежно. Именно поэтому консультант должен предоставлять участникам такую возможность. Он искренен в выражении своих чувств, активен, участвует в процедурах вместе с группой. Но искренность ведущего не должна приводить к его интимному самораскрытию, так как группа может начать обсуждать его проблемы.

Ведущий должен иметь психологическое образование, иметь тренинговый опыт, участвовать в работе таких групп в качестве одного из остальных, так как высока вероятность профессиональной и личностной деформации в результате длительного общения с группами. Возраст ведущего должен быть не менее 25 лет. Хорошо, если с группой работают два консультанта — мужчина и женщина.

Это позволяет обогатить опыт участников и способствует продуктивности работы. Кроме того, ведущие как бы задают своими отношениями модель взаимодействия в группе. Очень важны методические средства, которыми пользуется ведущий в своей работе.

Методические средства, используемые в тренинге

Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.

Обычно выделяются три типа ориентации групповых дискуссий: биографическая, тематическая и ориентация на взаимодействие. В профессиональной группе педагогов среди обсуждаемых тем можно выделить: «Конфликты с детьми» («дети стали другие»), «Родители и педагоги», «Группировки в педагогическом коллективе», «Как управлять собой в сложных ситуациях?».

Анализ ситуаций — стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» – случаи из профессиональной практики или личной жизни, имеющие значимость для участника или группы.

Ситуации могут быть описаны дома и принесены в группу для обсуждения. Сама возможность описания позволяет более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свое место в ситуации.

На дом можно давать задания типа: опиши 2-3 ситуации, где ты оказался неуспешным (желательно из педагогической деятельности), опиши случай с трудным учеником, когда тебе не удалось установить с ним эффективные взаимоотношения; вспомни и опиши ситуацию, из которой ты вышел победителем. Примером групп, работающих по этому методу, являются Баллинтовские группы.

В таких группах собираются специалисты для обсуждения своих профессиональных проблем. Один из участников рассказывает о своем затруднении, остальные сначала задают ему вопросы по уточнению ситуации, а затем каждый высказывается по этому поводу. В заключение подводятся итоги: что нового для себя взял пришедший с проблемой и каждый участник из обсуждения.

Ролевая игра — метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.

Психодрама – метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание.

Психодраматические приемы: монолог – высказывание главным действующим лицом своего истинного отношения к происходящему; исполнение собственной роли; двойник или второе «Я»; обмен ролями; прием отзеркаливания. Информирование (инструктирование) — вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия.

Инструктирование может проводиться через раскрытие в доступной форме психологических понятий и их обсуждение, через описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Тренировка эффективного поведения состоит из следующих этапов: определение поведения, которое нуждается в тренинге; инструктаж и обучение участника эффективному поведению; повторение поведения; моделирование желательного поведения; отработка поведения в течение одного или нескольких занятий; получение обратной информации о поведении участника вне группы.

Читайте также:  Бизнес завтрак Москва где провести

Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус.

Психогимнастика — вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика может обеспечивать следующие цели: диагностическую, коррекционную, социометрическую, активизирующую и/или релаксационную.

Музыкотерапия — метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, пение) может снять напряжение и усталость.

Диагностические процедуры используются в тренинге для отбора участников в группу; как средство самопонимания и самораскрытия; как средство получения участником такой психологической информации о себе, которой у него раньше не было. Кроме традиционных психологических методик типа самооценочных шкал, теста Люшера, методики УСК (уровень субъективного контроля), шкал тревожности и др. в тренинге рекомендуется использовать специальные техники и вопросники самораскрытия.

Например, к специальным относятся техники: «Кто есть кто? », «Кто я? », проективный рисунок на тему «Я и моя главная проблема в общении», психологическая процедура «Каким я вижу себя и каким меня видят окружающие». Домашняя работа (ведение дневниковых записей) – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома.

Участникам предлагают воспользоваться дневником для выполнения заданий, выданных на занятиях, анализа эффективности опыта, полученного в группе, и предложений по собственному улучшению. Дневник позволяет участнику отдавать себе отчет в том, как он развивается, что с ним происходит, каковы особенности его реакций в той или иной ситуации. Известно также, что усвоение протекает лучше, если оно формулируется в письменных высказываниях. Чтение литературы — ведущий может рекомендовать участникам специальную психологическую литературу лишь после того, как у участников возникнет потребность в концептуальном осмыслении своего опыта.

Источник: studfile.net

Общие тренинговые методы

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Классификация форм групповой дискуссии в тренинге:

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.

И гровые методы – включают:

  • ситуационно-ролевые,
  • дидактические,
  • творческие,
  • организационно-деятельностные,
  • имитационные,
  • деловые игры.

Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна.

Достоинство игровых методов в тренинге:

  • способ преодоления скованности и напряженности участников на первой стадии групповой работы, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
  • инструмент диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
  • интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
  • создание условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.
  • игра мощный психотерапевтический и психокоррекционный средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых метод в тренинговой работе .

Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.

С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное само восприятие.

Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель — В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов:

  • работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
  • чувственное осознание,
  • нервно-мышечная релаксация,
  • восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники — используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию — «погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)».

Читайте также:  Открыть бизнес на материнский капитал

Возможен вред участникам группы — неосторожное или злонамеренное внушение, любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низко квалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим.

Отсюда — высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс.

Важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.

Источник: hr-portal.ru

ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 323.42 Kb.

Выберите один или несколько ответов:

a. предполагает обратную связь

b. проходит в специфически неформальной среде

c. предполагает активность и/или обмен опытом

d. обучение осуществляется на базе опыта

e. подходит для молодой аудитории

f. требует мало финансовых затрат

g. не требует специально-оборудованной аудитории

Баллов: 1,00 из 1,00

02. Специфика бизнес-тренинга заключается в том, что тренеру необходимо учесть интересы и заказчика, и организатора, и участников — это принцип…

Выберите один ответ:

a. «табуретки»

c. «неформального отношения»

d. «кто заказчик, тот и прав»

Баллов: 1,00 из 1,00

03. Чтобы новые идеи и навыки проникли сквозь все организационные слои, «торт» нужно поливать сверху (начинать с руководства) — это принцип…

Выберите один ответ:

b. «пропитки»

c. «неформального отношения»

d. «кто заказчик, тот и прав

Баллов: 1,00 из 1,00

04. Групповая работа в процессе использования метода бизнес-тренинга строится по трем основным линиям:

Выберите один или несколько ответов:

a. групповая динамика

b. активизация коллективного мышления

c. работа по содержанию

d. индивидуальная работа

e. активизация физического опыта

Баллов: 1,00 из 1,00

05. Эти методы работы бизнес-тренинга направленные на постановку, анализ, решение проблем…

Выберите один ответ:

a. методы содержательной работы группы

b. методы качественной работы группы

d. методы координатора

Баллов: 1,00 из 1,00

06. Эти методы работы бизнес-тренинга используются для раскрытия причинно-следственных связей, анализа процессуальных характеристик в группе внутренней структуры и взаимосвязей, планирования, развития и ускорения динамических процессов в группе…

Выберите один ответ:

a. методы содержательной работы группы

b. методы качественной работы группы

c. методы структурирования

d. методы координатора

Баллов: 1,00 из 1,00

07. Эти методы работы бизнес-тренинга направленные на формирование структуры группы и проводимых интервенций …

Выберите один ответ:

a. методы содержательной работы группы

b. методы качественной работы группы

c. методы структурирования

d. методы координатора

Баллов: 1,00 из 1,00

08. Эти методы работы бизнес-тренинга направленные на определение позиции психолога и его роли…

Выберите один ответ:

a. методы содержательной работы группы

b. методы качественной работы группы

c. методы структурирования

d. методы координатора

Баллов: 1,00 из 1,00

09. «Раскрой» тренинга: К—Р—И расшифровывается:

Выберите один ответ:

a. концепт-ресурс-инструмент

01. Это передача организацией на договорной основе каких-либо, как правило, непрофильных, функций стороннему исполнителю (организации или физическому лицу), который является специалистом в данной области и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами.

Выберите один ответ:

b. Аутсорсинг

d. Лизинг персонала

Баллов: 1,00 из 1,00

02. Это технология поиска и подбора персонала высококвалифицированных специалистов, которая заключается в выходе на конкретного специалиста и убеждении его в целесообразности перехода в организацию заказчика.

Выберите один ответ:

a. Хедхантинг

d. Лизинг персонала

Баллов: 1,00 из 1,00

03. Это когда компания переводит часть своих работников в штат другой организации, при этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности.

Выберите один ответ:

c. Аутстаффинг

d. Лизинг персонала

Баллов: 1,00 из 1,00

04. Это управленческая технология, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами на определенное время, используя услуги сторонней организации.

Выберите один ответ:

d. Лизинг персонала

Баллов: 1,00 из 1,00

05. Это услуга в сопровождении, ориентации на рынке труда, психологической поддержке и в конечном итоге трудоустройстве сокращенного или уволенного работника.

Выберите один ответ:

d. Лизинг персонала

e. Аутплейсмент

Баллов: 1,00 из 1,00

06. При оценке относительно стратегий развития организации прежде всего необходимо определить степень готовности персонала к осуществлению предстоящих организационных изменений. При этом необходимо ответить на вопросы:

Выберите один или несколько ответов:

a. готовы ли сотрудники к индивидуальным изменениям?

b. готовы ли они к напряженной работе по проведению организационных изменений?

c. обладают ли они необходимыми для предстоящей работы знаниями и умениями?

d. хватит ли у организации финансов на необходимые изменения?

e. достаточной ли квалификацией обладает консультант?

f. готов ли руководитель освободить занимаемое место?

Баллов: 1,00 из 1,00

07. Это особый вид консультирования, главная задача которого – создать условия прямого диалога сотрудников организации с представителем того или иного уровня управления или специализированного подразделения.

Выберите один ответ:

b. Конференция

d. Индивидуальное консультирование

Баллов: 1,00 из 1,00

08. Этот вид как правило, используются в том случае, когда в организации нет серьезных проблем, персонал работает стабильно, его главная задача – рассказать более подробно о каком-то аспекте деятельности.

Читайте также:  Проблемы законодательства малого бизнеса

Выберите один ответ:

c. Семинар

d. Индивидуальное консультирование

Баллов: 1,00 из 1,00

09. Это самостоятельная форма кадрового консультирования, основная задача которой – создание нового состояния группы, в котором проблемы участников получают новое освещение.

Выберите один ответ:

a. Тренинг

d. Индивидуальное консультирование

Баллов: 1,00 из 1,00

10. ____ помогает клиенту, однако руководство организации не предполагает, чтобы он широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменения в организации.

Выберите один ответ:

a. Консультант по ресурсам (эксперт)

b. Консультант по процессу

c. Консультант по найму

d. Консультант по финансам

Баллов: 1,00 из 1,00

11. ____ является активно действующим субъектом изменений в организации, он пытается научить клиента решать свои проблемы, передавая методы, прогнозируя последствия изменений, подходы к оценке, чтобы организация сама могла в дальнейшем проводить диагностику и устранять (решать) собственные проблемы.

Выберите один ответ:

a. Консультант по ресурсам (эксперт)

b. Консультант по процессу

c. Консультант по найму

d. Консультант по финансам

Баллов: 1,00 из 1,00

12. Является одним из древнейших механизмов психологического воздействия и представляет собой неосознаваемую подверженность определенным психическим состояниям.

Выберите один ответ:

a. Заражение

Баллов: 1,00 из 1,00

13. Форма межличностного воздействия, при котором происходит передача эмоций, мыслей и форм поведения, причем человек принимает их некритично, в готовом виде.

Выберите один ответ:

b. Внушение

Баллов: 1,00 из 1,00

14. Представляет собой воспроизведение индивидом черт и способов демонстрируемого поведения.

Выберите один ответ:

c. Подражание

01. Методика раскрытия потенциала личности для максимизации собственной проводительности и эффективности — это…

Выберите один ответ:

d. Коучинг

Баллов: 1,00 из 1,00

02. Ответьте, верно ли утверждение: «Коуч не учит своего клиента, как делать»

Выберите один ответ:

a. верно

Баллов: 1,00 из 1,00

03. Улучшенная с помощью коучинга производительность, повышенные энтузиазм и удовлетворенность работой нужна для…

Выберите один ответ:

a. сотрудников

Баллов: 1,00 из 1,00

04. Улучшенные с помощью коучинга коммуникация, мотивация, делегирование, уполномочивание подчиненных, планирование и навыки мониторинга нужны для…

Выберите один ответ:

b. менеджеров

Баллов: 1,00 из 1,00

05. Ответьте. верно ли утверждение: «Коуч всегда работает со стремлением и вниманием поочередно: сначала визуализируя цель, потом уделяется внимание следованию к цели намеченным курсом»

Выберите один ответ:

a. не верно

Баллов: 1,00 из 1,00

06. «Что конкретно надо сделать? Как это будет выглядеть в результате? Каковы критерии оценки результата? Для чего это нужно компании? Зачем это нужно именно сейчас?

Сколько времени понадобится? Что получит в результате сотрудник?» — это вопросы какого этапа коучинга?

Выберите один ответ:

a. Постановка цели

b. Анализ реальности

c. Поиск возможностей

d. Принятие решения

e. Конкретные действия

Баллов: 1,00 из 1,00

07. «Что уже сделано в этом направлении? Что из сделанного наиболее эффективно, дало хорошие результаты? Что оказалось малоэффективным? Каковы причины этого? Что помешало сделать больше? Каковы основные выводы на основании этого опыта?

Каковы имеющиеся ресурсы? Каковы препятствия — внутренние и внешние (причины, почему это может не получиться)?» — это вопросы какого этапа коучинга?

Выберите один ответ:

a. Постановка цели

b. Анализ реальности

c. Поиск возможностей

d. Принятие решения

e. Конкретные действия

Баллов: 1,00 из 1,00

08. «Каковы возможные пути решения? Что можно сделать, если бы все необходимые ресурсы у вас были? Что в этом случае сделал бы (имя). Что бы сделал, если бы времени было сколько хочешь?» — это вопросы какого этапа коучинга?

Выберите один ответ:

a. Постановка цели

b. Анализ реальности

c. Поиск возможностей

d. Принятие решения

e. Конкретные действия

Баллов: 1,00 из 1,00

09. «Что из этого точно делать не будем? Какие из путей наиболее интересны, приятны вам? Какие из интересных путей необходимы и реальны для компании? Что конкретно вы будете делать? Как это будет выглядеть в конечном итоге?

Какие первые конкретные шаги и когда будут сделаны? Какие требуются ресурсы и как они будут привлечены? Чем Я могу помочь в решении этой задачи?» — это вопросы какого этапа коучинга?

Выберите один ответ:

a. Постановка цели

b. Анализ реальности

c. Поиск возможностей

d. Принятие решения

e. Конкретные действия

Баллов: 1,00 из 1,00

10. В этом виде коучинга коуч помогает руководителю осознать свои истинные цели, причины удач и неудач, определить направление развития личности руководителя и, как следствие, организации в целом.

Выберите один ответ:

a. личный коучинг

b. групповой коучинг (корпоративный)

c. внутренний коучинг

d. внешний коучинг

Баллов: 1,00 из 1,00

11. Этот вид коучинга направлен на работу с изменениями в организации, планирование и внедрение изменений.

Выберите один ответ:

a. личный коучинг

b. групповой коучинг (корпоративный)

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин