В настоящее время в сфере управления организациями достаточно прочные позиции, занимают 2 принципа управления:
- Функциональный
- Процессный
Функциональны подход:
Функционально ориентированная организация — это организация структура которой имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями и строго ориентированную подчиненность «сверху вниз».
Максимальное количество уровней управления 7, для компаний уровня Apple и тп.
Функционально ориентированная организация обладает рядом недостатков:
- Невозможность быстрой реакции в силу природы вертикальной иерархии.
- Непроизвольная, разрушительная конкуренция между подразделениями, принадлежащими к различным функциональным структурам.
- Рост накладных расходов за счёт предварительного разбиения процесса на множество операций и последующего «склеивания» через управленческий аппарат.
- Обособленность каждого подразделения с точки зрения методов управления и оптимизации— (обособленность управления и отсутствие общей информационной среды.)
Организация согласно стандарту iso—9000 2008:
Организация — это группа работников и необходимых средств, с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Процессный подход:
Определение процесса — Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности преобразующие входы, выходы.
Процессно ориентированная организация — это организация, в которой, деятельностью и ресурсами управляют как процессом. Процессный подход характеризует европейскую модель качества.
Модели качества организаций делятся на школы:
- Европейская — ориентирована на потребителя;
- Американская — на получения прибыли;
- Японская — на работников (получение квалификации, улучшение оборудования и т.п.);
Процессный подход позволяет учесть такие важные аспекты бизнеса как:
ориентация на конечный продукт,
заинтересованность каждого конкретного исполнителя в повышении качества конечного продукта,
более гибко реагировать на внутренние и внешние изменения,
оптимизировать обмен информацией между функциональными подразделениями, облегчить контроль времени выполнения работ и ресурсов.
TQM — total quality management (всеобщее управление качеством);
Описать бизнес процесс означает —
- Определить владельца бизнес процесса. (ответственность)
- Определить границы бизнес процессов. (границы ответственности и полномочия владельца процессов)
- Определить клиентов и выходы бизнес процессов.
- Определить поставщиков и входы бизнес процессов.
- Определить ресурсы необходимые для выполнения бизнес процессов.
- Описать технологию выполнения бизнес процесса.
- Разработать показатели, по которым оценивается бизнес процесс, его результаты (отчетность перед руководителем) и удовлетворенность клиентов бизнес процесса.
Деятельность организации с точки зрения процессного подхода (модель idef0) idef0 — это функциональный подход, но мы рассматриваем функции как процессы.
Требование клиента (Идея)
- Трудовые ресурсы.
- Материал.
- Информационные.
- Программно аппаратные.
- Время
Ресурсы (То с помощью чего будет выполняться процесс)
Деятельность организации — макропроцесс. (взаимодействие организации с внешней средой)
Владелец бизнес процесса(БП)— должностное лицо который имеет в своём распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес процессе, управляет ходом бизнес процесса, несёт ответственность за результаты и эффективность БП.
Вход БП — это продукт который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход. Вход процесса поступает в процесс извне. (например, сырьё, материалы, полуфабрикаты, документация, информация)
Выход БП — это результат (продукция или услуга) выполнения БП. Например, готовая продукция, документация, информация, услуги.
Ресурс БП — материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса. Ресурсы процесса находятся под управлением владельца процесса.
Демпинг — 14 принципов, один из которых политика качественного сырья.
Сеть процессов организаций—объединение взаимосвязанных и взаимосогласованных бизнес процессов в единую систему.
Существуют различные подходы к формированию стандартного перечня бизнес процессов, подходящего для любой организации:
- Маркетинг ранка и пожелания заказчика.
- Разработка стратегии.
- Разработка продукции(услуг).
- Организация продаж.
- Производство и поставка продукции.
- Управление человеческими ресурсами.
- Управление информационными ресурсами. (информационная безопасность)
- Управление финансовыми и физическими ресурсами. (экономический фактор)
- Управление экологией.
- Управление внешними связями.
- Управление улучшениями и изменениями.
Основные свойства бизнес процесса —
- Результативность — характеризует соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителя.
- Определённость — степень с которой реальный процесс соответствует описанию.
- Управляемость — характеризует степень к которой производится управление выполняемым процессом.
- Эффективность.
- Гибкость. (Адаптируемость)
- Стоимость.
Источник: studfile.net
Схема 2. Взаимосвязь бизнес-процессов предприятия
Бизнес-процесс (Business Process) – установленная последовательность действий, требующая определенного входа, достигающая определенного выхода и использующая определенные ресурсы, которая служит для реализации работы или услуги для внутреннего или внешнего клиента. В англоязычной литературе бизнес-процесс представляется как множество из одной или нескольких связанных операций или процедур, в совокупности реализующих некоторую цель производственной деятельности, осуществляемой обычно в рамках заранее определенной организационной структуры, которая отражает отношения между участниками.
Схема 1. Общее представление бизнес-процесса.
Понятие бизнес-процесса
Понятие получило распространение в связи с переходом к процессно-ориентированной организации и процессно-ориентированному менеджменту предприятия. На сегодняшний день не существует единой общепринятой типологии бизнес-процесса. Поэтому одновременно используется множество различных понятий и обозначений, как например, основной процесс, главный процесс, процесс создания стоимости, производственный процесс и т.д. Характерными для компаний процессами являются, например, выполнение заказа, разработка продукта, управление компанией, доставка продукции. На практике в каждой компании существуют типичные для их сферы, взаимосвязанные друг с другом бизнес-процессы, имеющие своей целью создание и реализация стоимости, продуктов и услуг.
В соответствии со стандартом ENISO 9001:2000 процесс – это набор взаимосвязанных средств и действий, преобразующих вход в результат. Процессы вызывают изменения соответствующего объекта.
В компаниях существуют процессы различных видов, которые могут зависеть друг от друга и в то же время различаться по многим параметрам. Такими параметрами являются:
· Вид деятельности: производственные процессы или оказания услуг. Результатом производственного процесса является материальный продукт (например, станки), оказания услуг – нематериальный (например, информация).
· Вид выполнения: оперативные, т.е. выполняемые процессы, такие как обработка, расчет, или диспозитивные процессы, как планирование, управление.
· Создание стоимости: прямые, изменяющие объект (монтировать), или косвенные процессы создания стоимости, подготовительные, или поддерживающие процессы (проверять, транспортировать).
· Комплексность: макропроцессы или микропроцессы. Макропроцессы описывают общие процессы на предприятиях (производство легковых автомобилей). Микропроцессы – их составные части (производство кузова).
· Коммерческий успех: ключевые, управленческие и поддерживающие процессы. Ключевые процессы являются специфическими для компании и имеют особое значение для достижения общей цели компании.
Бизнес-процессы часто представляют собой комбинацию ключевых, управленческих и поддерживающих процессов (см. схему 2).
· Ключевые процессы (создания стоимости) объединяют задания и работу для выполнения определенных требований клиента с применением ключевых производственных компетенций. Они являются стратегически важными и в то же время специфическими (уникальными, так как, например, вследствие применения фирменных знаний их сложно скопировать). К ним относятся:
— обработка и выполнение заказа;
— разработка, проектирование и дизайн продукта;
— производство и монтаж и др.
· Управленческие процессы содержат в себе задачи и деятельность, направленные на долгосрочное развитие компании и реализацию целей компании. К ним относятся:
— стратегическое развитие компании;
— долго- и среднесрочное планирование в компании;
— мотивация персонала и др.
· Поддерживающие процессы содержат необходимые задания и работы для поддержания ключевых процессов, но не приводящие к непосредственной ценности для клиента, например:
— административные процессы и др.
На схеме дана основная типология бизнес-процессов на предприятии, а также представлена их взаимосвязь.
Схема 2. Взаимосвязь бизнес-процессов предприятия
Формирование и структурирование предполагает рассмотрение не только типологии, но и учет уровня процесса (см. схему).
Схема 3: Уровни бизнес-процессов.
Уровни процессов | Примеры |
Процессы 1 уровня Цепочка предприятий | Организация внешних процессов, например, цепочка производственной кооперации. Пример: процесс логистики поставок по предприятиям производственной сети |
Процессы 2 уровня Предприятие | Организация прохождения заказа на предприятии. Пример: процесс закупок на предприятии |
Процессы 3 уровня Структурное подразделение | Организация прохождения заказа в структурном подразделении: Пример: разработка заказа в отделе закупок |
Процессы 4 уровня Рабочая система | Организация прохождения заказа в отдельной рабочей системе: Пример: согласование сроков поставки заказа сотрудником N. |
Для описания процесса с качественно-количественной, пространственно-организационной и технически-технологической точек зрения используются характеристики (параметры), которые заданы стандартом ENISO 9001:2000. Параметры процесса – данные для обозначения результативности и эффективности, например, затраты, время выполнения, качество, точность.
Источник: poisk-ru.ru
Как создать эффективную бизнес-систему с помощью цифровых технологий?
Современные реалии ведения бизнеса таковы, что обязательно требуется построение собственной бизнес-системы. Универсальные решения уже не подходят, поэтому приходится создавать уникальные кейсы.
Как это сделать? Оптимальный вариант — воспользоваться возможностями цифровых технологий, которые выведут предприятие на качественно новый уровень.
Что такое бизнес-система компании?
Это взаимосвязанное множество процессов в бизнесе, которые реализуются в пределах одной бизнес-единицы для достижения обозначенной цели. Ее задача заключается в том, чтобы получить максимальную выгоду в результате работы в рыночных условиях организационных, административных, экономических и иных систем.
Отличительные черты бизнес-системы:
- уникальность. Развитие каждой бизнес-системы происходит по собственному сценарию, поэтому даже деятельность схожих компаний будет существенно различаться;
- большие размеры;
- составной характер. Она состоит из подсистем, т. е. бизнес-процессов, которые влияют друг на друга;
- случайность и неопределенность факторов развития. Речь идет о неисправностях оборудования,
- неблагоприятных погодных условиях и иных форс-мажорных обстоятельствах;
множество критериев для оценки процессов.
Все это свидетельствует о том, что необходимо использовать специальные технологии бизнес-систем.
Бесплатное бизнес-шоу
Для тех, кто хочет получить максимум полезной информации о новых цифровых технологиях, банк «Открытие» проводит бизнес-шоу «Цифровая эволюция бизнеса». Мероприятие пройдет в онлайн-режиме.
За 1,5 часа спикеры расскажут:
- зачем нужны постоянные трансформации бизнес-процессов и как построить систему в бизнесе;
- как добиться заметного роста при продвижении через кейсы предпринимателей, «Яндекс», TikTok, Instagram и Facebook;
- как грамотно продавать через Aliexpress;
- как автоматизировать процессы и наладить продажи через автоворонки;
- как улучшить репутацию и изменить позиционирование бизнеса.
Для того, чтобы стать участником мероприятия, нужно лишь пройти процедуру регистрации с указанием контактных данных.
Преимущества построения системы в бизнесе
Использование полученной во время бизнес-шоу информации и изучение нюансов современных систем позволят:
- совершенствовать бизнес-процессы. Качественная система работает без дублирования операций, конфликтов внутри и вне ее, с полным отсутствием ненужных действий;
- повысить производительность за счет разработки и внедрения стратегий, стратегического планирования. Происходит оптимизация инструментов для достижения четко поставленных целей развития компании;
- повысить вовлеченность персонала. Осуществляется реализация их творческих идей, повышение квалификации, учитывается их мнение. Это приводит к увеличению результативности каждого сотрудника;
- соответствовать ожиданиям клиента/заказчика. Благодаря системному подходу осуществляется измерение, сравнение и анализ потребностей клиентов, а также идентификация неудовлетворенных запросов;
- увеличить прибыль за счет снижения затрат. При этом отсутствует необходимость урезать издержки в ущерб уровню обслуживания или качеству товаров.
Грамотно построенная бизнес-система — самый верный и надежный путь для успешного развития компании.
Источник: b-mag.ru