Факторы городской среды влияющие на цифровую трансформацию бизнеса

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ломовцева Анна Витальевна, Трофимова Татьяна Витальевна

В настоящее время наблюдается тенденция повсеместного роста городского населения. Современные города — это центры культуры, социального развития, торговли, науки, однако в них наблюдается множество экономических, социальных и экологических проблем. Решение данных проблем возможно благодаря переходу к «умным городам» и «зеленой», низкоуглеродной экономики .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ломовцева Анна Витальевна, Трофимова Татьяна Витальевна

Концепция умного города и ее реализация в северной Европе и России
«Умный» город в цифровой экономике
УМНЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ ГОРОДА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
География и модели развития «умных городов» в России
Систематизация подходов к оценке развития умных городов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMART CITY : DIGITAL TRANSFORMATION OF THE URBAN ENVIRONMENT

Currently, there is a trend of widespread growth of the urban population. Modern cities are centers of culture, social development, trade, and science, but they face many economic, social, and environmental problems. The solution to these problems is possible thanks to the transition to » smart cities «and a» green», low-carbon economy .

Текст научной работы на тему ««УМНЫЙ ГОРОД»: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

СОЗДАНИЕ «УМНЫХ ГОРОДОВ»

В РЕГИОНАХ РОССИИ.

ресурсов. Впервые о переходе к новому типу городов с учетом вопросов окружающей среды было объявлено в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде в 1992 году. В настоящее время эксперты видят решение указанных выше проблем за счет внедрения концепции «умного города» («smart city») в «зеленой» экономике.

Концепция «smart city» предполагает использование интеллектуальных и информационно- коммуникационных

технологий для управления городским имуществом. Основная цель концепции — построение безопасной и комфортной среды для жизни населения и бизнеса: здравоохранение, образование, общественная безопасность, государственное управление, транспортная мобильность, коммунальные системы, торговля, финансы, производство и создание комфортной жилой среды.

В «зеленой» экономике в рамках «умных городов» предполагается

максимальное сбережение природных ресурсов, развитие экологических производств и создание городской инфраструктуры в гармонии с природой.

Одна из серьезных экологических проблем — это изменение климата на планете за счет больших выбросов углекислых газов и неконтролируемой вырубке леса. Поэтому города стремятся стать углеродно-нейтральными, то есть к нулевому балансу выбросов парниковых газов. В настоящее время 20 мегаполисов (например, Берлин, Лондон, Нью-Йорк, Осло, Хельсинки, Сидней) пообещали сократить выбросы до нуля к 2050 году. Стокгольм стремиться стать углеродно-нейтральным городом к 2040 году за счет установки солнечных батарей и ветрогенераторов. В настоящее время в Стокгольме 83% производимой для отопления энергии поступает от ветра и солнца, а железнодорожный транспорт работает на возобновляемых источниках. В Хельсинки разработан план действий «Carbon Neutral Helsinki 2035», где прописано 143 мероприятий для того чтобы стать углеродно-нейтральным, среди которых популяризация общественного транспорта, постепенный отказ

от бензиновых и дизельных автомобилей, модернизация старого жилого фонда, введения более строгих стандартов для нового строительства, широкого использования рекуперации тепла и геотермального отопления.

«УМНЫЙ ГОРОД» : ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

1 кандидат экономических наук, доцент

2 кандидат экономических наук, доцент

Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Нижний Новогород

В настоящее время наблюдается тенденция повсеместного роста городского населения. Современные города — это центры культуры, социального развития, торговли, науки, однако в них наблюдается множество экономических, социальных и экологических проблем. Решение данных проблем возможно благодаря переходу к «умным городам» и «зеленой», низкоуглеродной экономики.

Ключевые слова: smart city, «зеленая» экономика, низкоуглеродная экономика.

Во всем мире наблюдается повсеместный рост городского населения. Так, по прогнозам, к 2050 году 67% населения мира будет проживать в городах (сегодня этот показатель на уровне 50%). Современные города — это центры культуры, социального развития, торговли, науки, однако в них наблюдается множество экономических, социальных и экологических проблем. [1, с.79]

В современных городах множество экологических проблем — загрязнение атмосферного воздуха и водных пространств, проблемы утилизации отходов, проблемы микроклиматического характера и шумовое загрязнение. То есть урбанизация негативно влияет на здоровье людей путем воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и может в итоге оказывать негативное влияние на качество жизни населения.

Поэтому формирование устойчивой городской среды предусматривает развитие города, когда достигается одновременно безопасность и высокое качество жизни населения и сохранение природной среды,

«Зеленой» столицей Европы в 2021 году стал город Лахти в Финляндии. Лахти — это самый маленький и самый северный из городов, которые когда-либо удостаивались этого звания. Население Лахти составляет 120 тысяч человек.

Город расположен на берегу озера Весиярви на юге Финляндии. Городом он стал в 1905 году (в то время 3000жителей). Застраивать его начали в 1930-1970 годах. За это время увеличилось количество жителей, с ним — количество предприятий, а там — и экологических проблем. Так, например, центр города был переполнен автомобилями, а озеро Весиярви стало одним из самых загрязненных в Финляндии.

Читайте также:  Ошибки автоматизации в бизнесе

Работа по превращению города в более экологически благоприятный и безопасный велась не одно десятилетие. В настоящее время город отапливается переработанным топливом и сертифицированной древесиной. Это позволило сократить количество выбросов на 600 000 тонн в год. За 30 лет выбросы парниковых газов сократились на 70%.

К 2025 году Лахти планирует стать первым крупным городом Финляндии с нулевым балансом выброса углеродов, а к 2050 — с безотходной экономикой замкнутого цикла. Лахти — пионер в области zero waste, 99% бытового мусора здесь перерабатывается. К 2070 году ланируется перерабатывать 100% мусора.

Жителям города легко вести углеродно-нейтральную жизнь. В городе первыми в мире стали продавать квоты на выбросы личного транспорта, мы также сделали более доступными безопасные для окружающей среды средства передвижения. Предусмотрены

Начиная с 2018 года реализуется концепция «умного города» и в России. С 2019 года она реализуется в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда». В нем участвуют 209 городов — это города с численностью свыше 100 тысяч человек, административные центры субъектов РФ и «города-пилоты».

Можно выделить следующие предпосылки внедрения технологий «умного города» в крупнейшие города и мегаполисы Российской Федерации:

1. требования глобализации мирового развития;

2. увеличение городов и рост численности городского населения;

3. требование прогрессивного пути развития городского хозяйства;

4. стратегическое развитие городов направлено на улучшение качества жизни населения.

В Нижегородской области концепция «умного города» внедряется в 3 городах -Н.Новгород, Саров и Дзержинск. Наилучших результатов в настоящее время достиг Саров. В перечне поручений Президента России Владимира Путина по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления изучить лучшие практики использования цифровых платформ, в частности опыт цифровой платформы «Умный Саров».

В Нижегородском регионе была разработана и запущена в тестовую эксплуатацию единая система взаимодействия с гражданами — «Вам решать». Пока на портале вамрешать.рф обращение можно направить только в Дзержинске и Нижнем Новгороде, по итогам тестовой апробации будут подключены все остальные МСУ. «На портале пользователи могут задать вопросы или сообщить о проблемах из разных сфер жизни -пожаловаться на отсутствие освещения, яму на дороге, несанкционированную свалку мусора, оставить предложения по благоустройству общественных территорий и многое другое. Там же публикуется и ответ на обращение. Уверен, что в ближайшем будущем подобные сервисы станут неотъемлемой частью жизни в каждом городе», — говорит губернатор Глеб Никитин. [4]

В России существует проект построения «умного города» с нуля — это Иннополис или Смарт Сити Казань. Создание Иннополиса на земельном участке в 1200 га стартовало 9 июня 2012 г., а уже 9 июня 2015 состоялось торжественное открытие города. Основная цель всего проекта — создание городской экосистемы, обеспечивающей качественную подготовку, высокий уровень жизни и эффективную работу специалистов в инновационных отраслях, в первую очередь в ИТ. Иннополис построен вокруг университета, в котором обучаются будущие 1Т-специалисты. В октябре 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин постановил о создании при университете Иннополис опорного центра по подготовке ИТ-специалистов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики 2021-2024». А уже в декабре 2020 года им подписано постановление о федеральном финансировании курсов

повышения квалификации преподавателей высшей школы и среднего-профессионального образования в сфере 1Т в данном университете [3].

К преимуществам Иннополиса относятся: благоприятная бизнес-среда, экология, техническая база, географическое расположение, спортивная инфраструктура, вакансии в лучших компаниях (например, АК БАРС Цифровые Технологии, «ИнфоВотч», «Яндекс», «СберТех»). Один из уникальных городских сервисов по созданию благоприятных условий для жителей — консьерж-сервис, который предоставляет

ответы на любые вопросы о городе 24 часа в сутки, 7 дней в неделю на 3-х языках. В день один сотрудник консьерж-сервиса

обрабатывает в среднем 300 заявок. Такая нагрузка привела к необходимости появления летом 2018 года цифровой коллеги сотрудниц сервиса — виртуальной помощницы «Инны».

Так же в настоящее время идет разработка нового проекта, которым занимается компания Kravt Invest. Она собирается построить в Иннополисе первую в стране роботизированную гостиницу на 30 номеров с объемом вложений в 500 млн руб. Девелопер получил разрешение правительства Татарстана, говорится в сообщении компании.

Проект планируется реализовать в течение 2530 месяцев.

Треть стоимости строительства составят расходы на инновационные технологии на основе искусственного интеллекта, которые Kravt Invest разработает вместе с датской технологической компанией Universal Robots. Клиентов гостиницы будут регистрировать автоматически без персонала в зоне ресепшн. Кроме того, компанией Kravt Invest предусмотрены роботизированные решения для сопровождения гостей до двери номера.

положительные результаты, в

российских городах «умные технологии» внедряются намного более медленно,

Читайте также:  Бизнес требования для удаленных работников

нежели в развитых странах мира и, говоря о перспективах

городов», в первую очередь стоит выделить следующие проблемы:

Во-первых, достаточно низкий уровень

финансирования. Решение данной

послужить сотрудничество частных организаций и государства для

определенные проекты по развитию города в рамках модели государственно-частного партнерства.

Во-вторых, высокий уровень административных барьеров. В основном, инициаторами являются местные органы власти и для того, чтобы согласовать это с высшими органами, должно пройти большое количество времени. В этой связи целесообразно сделать процесс согласования автоматизированным, а также сократить сроки принятия решений и их подписания.

В-третьих, отсутствуют единые показатели измерения эффективности реализации концепции «умного города», поэтому становится необходимым

систематизация соответствующих показателей эффективности реализации концепции.

В-четвертых, наблюдается острая нехватка компетентных и

высокомотивированных сотрудников и специалистов в соответствующих сферах. В той связи видится перспективным перенимать опять развитых стран, для этого целесообразно приглашать лучших международных и местных экспертов в области градостроительства, 1Т-сектора и экономического развития.

В-пятых, достаточно низкий уровень продвижения концепции «Умный город». Для решения данной проблемы необходима грамотная маркетинговая политика по продвижению «умных городов». Например, Иннополису необходим бренд, чтобы сделать его более привлекательным для переезда высококвалифицированных ИТ специалистов из других регионов России. По статистике в Иннополисе проживает 1,5 тыс. человек, а планируемая численность 155 тыс. жителей. Попытки формирования бренда Иннополиса были предприняты в 2016 году в рамках конкурса по созданию бренда, однако среди работ не был выбран победитель.

Таким образом, рациональное использование ресурсов городского хозяйства, транспортная система, которая использует информационные технологии и современные системы управления потоками, а также чистая экология, которая построена на обособленных технологиях переработки отходов — всё это взаимосвязано в концепции «умного города». Будем надеется, что все проекты в рамках развития концепции «умного города» в РФ останутся не только на бумаге, а найдут свое реальное воплощение, повысив

конкурентоспособность данный городов. Однако «умные города» не смогут эффективно существовать без информационной

безопасности — слишком серьезны последствия потенциальных угроз нарушения их деятельности в результате хакерских и инсайдерских атак [2, с.380].

Список источников и литературы:

экологических урбанизированных переход к «умным

Решение проблем территорий: городам» // Экология и природопользование: тенденции, модели, прогнозы, прикладные аспекты: материалы Нац. науч.-практ. конф./РГАУ

им.П.А.Костычева. Рязань, 2020.С.79-84. . — URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4416 8727 (дата обращения 25.02.21)

2. Ломовцева А. В., Губаревич Е.В. Информационная безопасность при внедрении цифровых технологий в экономике РФ // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развитие региона. Материалы II всеросс. науч.-практ. конф. / ФГАОУ ВО «КФУ имВ.И.Вернадского». Ялта, 2019. С. 378-381. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=3710 5394 (дата обращения 25.02.21)

3. Официальный сайт города Иннополис [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://innopolis.ru/

4. Платформа «Умный Саров» станет внедрять технологии «Умный город» на территории страны [Электронный ресурс]. — URL: https ://nnovgorod.bezformata. com/listne ws/stanet-vnedryat-tehnolo gii-umnij/82007991/

SMARt CITY : DIGITAL TRANSFORMATION OF THE URBAN ENVIRONMENT

Candidate of Economic Sciences, docent, Candidate of Economic Sciences, docent Nizhny Novgorod Institute of management -branch of Ranepa

Abstract. Currently, there is a trend of widespread growth of the urban population. Modern cities are centers of culture, social development, trade, and science, but they face many economic, social, and environmental problems. The solution to these problems is possible thanks to the transition to » smart cities «and a» green», low-carbon economy. Keywords: smart city, «green» economy, low-carbon economy.

Рукопись поступила: 1 марта 2021 г.

Submitted: 1 March 2021

Источник: cyberleninka.ru

Цифровая трансформация развития городской среды

Цифровая трансформация развития городской среды

Статья посвящена исследованию процессов цифровой трансформации городской среды. Автор определяет понятие цифровой трансформации и выделяет ее основные задачи в сфере управления городским хозяйством. В работе рассмотрены основные этапы развития информационного пространства городов и дано описание наиболее актуальной концепции – «умного города».

Региональные особенности цифровой трансформации городской среды проанализированы на примере Красноярского края. Для анализа были выбраны три основных направления: вовлечение граждан в процессы принятия управленческих решений, мониторинг состояния коммунальной инфраструктуры и учет жилищно-коммунальных услуг. В ходе исследования были выявлены основные тенденции и проблемы цифровизации городской среды в Красноярском крае.

Источник: digital-economy.ru

Цифровая трансформация городской среды: «умные города» как драйверы социально-экономического развития региона

Предмет. Процессы цифровой трансформации городов, успешность реализации проекта «Умный город», подходы к оценкам эффективности цифровой трансформации региона и цифровизации городской среды. Цифровая трансформация городской среды как один из важнейших элементов качества жизни населения в современных условиях.
Цели. Анализ результативности процессов цифровизации городов России на фоне исследования зарубежного опыта цифровой трансформации городской среды. Разработка методического подхода к оценке эффективности цифровой трансформации городской среды, интенсивности развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в масштабах экономики региона.
Методология. Использованы методы наблюдения, обобщения, статистического анализа данных. Предложен алгоритм анализа эффективности реализации стратегических направлений в области цифровой трансформации городской среды и оценки стабильности развития сектора информационно-коммуникационных технологий региона. Процедура оценивания основана на сопоставлениях плановых и фактических показателей, вычислении относительных индикаторов состояния и динамики выделенных направлений (аспектов) и агрегировании рассчитанных коэффициентов с присвоением балльных оценок.
Результаты. Проведен анализ уровня цифровой трансформации по группам городов на основе рейтинга IQ городов за 2021 г. Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, дан обзор значимых инфраструктурных решений компаний – резидентов фонда «Сколково», специализирующихся на IT-разработках. Предложен подход к оценке эффективности цифровой трансформации региона в целом и сферы развития городской среды в частности в рамках «Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Красноярского края». Обоснована необходимость интенсификации отечественных разработок и их внедрения в процесс цифровой трансформации условий жизни населения и среды функционирования бизнеса.
Выводы. Цифровая трансформация городской среды начата и продолжается успешно, что подтверждается ростом индекса IQ городов России за 2021 г. Сформулированы основные достижения и проблемы развития отрасли информационно-коммуникационных технологий в 2021 г. и первой половине 2022 г.

Читайте также:  Что дает госзаказ бизнесу

Ключевые слова: «умный город», цифровая трансформация, информационно-коммуникационные технологии, стратегия цифровизации, городская среда

  1. Алексеева М.В., Линкин В.Н. Особенности стратегии государственного управления в сфере развития информационного общества // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 76–80. URL: Link
  2. Писарева О.М. Измерение эффективности реализации решений и деятельности участников стратегического планирования в условиях цифровой трансформации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 4. С. 24–39. URL: Link
  3. Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93–114. URL: Link
  4. Камолов С.Г., Корнеева А.М. Технологии будущего для «умных» городов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Экономика. 2018. № 2. С. 100–114. URL: Link
  5. Hallin A., Lindell E., Jonsson B., Uhlin A. Digital transformation and power relations. Interpretative repertoires of digitalization in the Swedish steel industry. Scandinavian Journal of Management, 2022, vol. 38, iss. 1. URL: Link
  6. Тетерятников К.С., Камолов С.Г., Каунов Е.Н. «Умные» города как драйвер социально-экономического развития: опыт России и Китая // Международная экономика. 2019. № 9. C. 43–62. URL: Link
  7. Davidsson P., Hajinasab B., Holmgren J. et al. The Fourth Wave of Digitalization and Public Transport: Opportunities and Challenges. Sustainability, 2016, no. 8(12). URL: Link
  8. Вайчуль М.П. Китайский опыт в сфере городской модернизации и создание системы «умный город» // Молодой ученый. 2019. № 8. С. 77–80. URL: Link
  9. Ezeh A., Kissling F., Singer P. Why Sub-Saharan Africa Might Exceed its Projected Population Size by 2100. The Lancet, 2020, vol. 396, iss. 10258, pp. 1131–1133. URL: Link31522-1
  10. Anastasiadis F., Tsolakis N., Srai J.S. Digital Technologies Towards Resource Efficiency in the Agrifood Sector: Key Challenges in Developing Countries. Sustainability, 2018, vol. 10, iss. 12. URL: Link
  11. Агаширинова В.Ю. Урбанизация как сложное комплексное явление // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 8. C. 178–191. URL: Link
  12. Di Clemente R., Strano E., Batty M. Urbanization and Economic Complexity. Scientific Reports, 2021, vol. 11, no. 3952. URL: Link
  13. Samih H. Smart Cities and Internet of Things. Journal of Information Technology Case and Application Research, 2019, vol. 21, iss. 1, pp. 3–12. URL: Link
  14. Кретинин А.А., Безрукова Т.Л. Цифровизация управления охраной лесов на базе мониторинга лесных пожаров // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2022. Т. 10. № 1. С. 139–152. URL: Link
  15. Василенко Н.В. Особенности формирования экологической составляющей потребительских предпочтений в цифровой среде // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 5. С. 23–32. URL: Link
  16. Киселева Е.Г. Влияние цифровизации на инвестиционный потенциал города // Финансы: теория и практика. 2020. Т. 24. № 5. С. 72–83. URL: Link
  17. Курчеева Г.И., Копылов В.Б. Подходы к разработке концепции «цифровой город»: роль населения в управлении // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2021. Т. 14. № 1. С. 21–33. URL: Link
  18. Видясов Е.Ю., Видясова Л.А. Цифровизация в управлении городом: исследование коммуникационных каналов приема и обработки обращений граждан в Петербурге // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 1. С. 115–128. URL: Link
  19. Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93–114. URL: Link
  20. Курчеева Г.И., Клочков Г.А. «Умная культура»: проблемы и факторы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2021. Т. 14. № 3. С. 40–51. URL: Link

Источник: www.fin-izdat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин