Ю ридические факторы наличие и разнообразие институтов, с помощью которых осуществляется деятельность фирмы :
- банки
- юридические фирмы
- страховые фирмы
- аудиторские фирмы
- рекламные фирмы.
Природные — наличие ресурсов по видам
- степень освоения и исполнения ресурсов.
Демографические : — численность населения
- территориальное разделение населения
- количество активного населения.
Научно-технические : — научно-техническая политика государства
- уровень технологий
- технологический уровень и качество продукции
Экономические факторы : — степень государственного регулирования экономики
- система налогообложения
- минимальный размер зарплаты
Экологические факторы : — экобезопасность окружающей среды
- экологичность производства.
- Свобода выбора форм организаций экономических связей
- Экономическая недискриминация
- Экономическое сотрудничество
- Суверенитет государства под своими естественными ресурсами
Международная торговля: формы и методы развития
В данной главе раскрывается сущность международной торговли, определено ее место в системе международных экономических отношений, охарактеризованы основные формы международной торговли, тарифное и нетарифное регулирование, заключение внешнеторговых контрактов. Рассматриваются посредники в международной торговле, и их виды, публичные и частные торговые биржи, аукционы и этапы их проведения, о торги и их основные виды.
Опорный конспект.
Международная торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений она представляет собой обмен товарами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. При этом обмен услугами рассматривается как относительно самостоятельная форма международных экономических отношений (МЭО).
Место международной торговли в системе МЭО определяется следующая:
- Через международную торговлю реализуются результаты всех форм мировых связей (вывоз капитала, производственная кооперация и т.п.)
- Развитие международной торговли товарами определяет динамику международного обмена услугами.
- Рост и углубление межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции.
- Международная торговля способствует дальнейшему разделению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей
Формы и методы международной торговли складывались на мировом рынке под влиянием ряда различных факторов и отличаются большим разнообразием, проявляющимся во внешнеэкономической деятельности различных фирм.
Основные формы международной торговли.
Формы международной торговли
Торговля готовой продукцией
Традиционная и наиболее распространенная форма торговли. Характерная черта- поставка полностью собранной продукцией, готовой к применению потребителями.
Торговля комплектным оборудованием
Это оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. В основе торговли лежат кооперационные связи. Эта форма сбыта достигла 30 % общего объема торговли оборудованием.
Торговля продукцией в разобранном виде.
Повышает конкурентоспособность продукции, т.к. экспортер получает следующие преимущества: экономия на транспортных расходах, экономия на таможенных пошлинах.
Торговля сырьевыми товарами
Для торговли сырьем характерно стремление партнеров установить долгосрочные отношения. Характеризуется большой степенью монополизации со стороны ТНК.
Кооперирование производства и сбыта продукции
Облегчает реализацию продукции на рынках третьих стран, способствует снижению издержек производства.
Предполагает наличие непосредственных контактов между производителем и конечным потребителем.
Продажа через посредников
Дает возможность делегировать посреднику осуществление трудоемких и сложных операций. Что ускоряет оборот денежных средств.
Основные виды встречной торговли: бартерные сделки, встречные закупки, комплектация импортного оборудования, компенсационные соглашения, выкуп устаревшей продукции, а также различные посреднические услуги. Особый вид выдачи заказов на продукцию или на выполнение работ по заранее объявленным условиям.
Распространятся на стандартные партии товаров, обладающих определенным количеством для каждого вида продукции.
Отличается от биржевой тем, что на аукционах продается реальные товары со строго индивидуальными свойствами.
Оформляется передача лицензиарами принадлежащих им прав на научно-технические достижения лицензиатам. Позволяет получать доходы без дополнительных вложений капитала
Все государства мира регулируют свою внешнеэкономическую деятельность. Инструментами внешнеторговой политики являются методы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли.
Таможенно-тарифное регулирование занимает центральное место в регулировании международной торговли в любой стране.
Основные направления тарифного регулирования определяет закон Украины «о едином таможенном тарифе».
Не тарифное регулирование является составной частью мер по защите национального рынка, национального производителя. К нему следующие меры:
- Квотирование и лицензирование. Квоты и лицензии ограничивают самостоятельность субъектов внешнеэкономической деятельности в отношении выбора рынка и объемов торговли.
- Учет внешнеэкономических контрактов. Регистрации и учету подлежат контракты, предметом которых являются реэкспортные товары.
- Ветеринарный контроль. Подконтрольными грузами являются все виды животных, продукты питания животного происхождения, корма животного происхождения и т.п.
4.Стандартизация и сертификация импортной продукции. Обязательной сертификации не подлежат товары, перемещаемые транзитам, а также временно возимые на территорию государства.
- Экологический контроль. Контролируются транспортные средства, грузы, содержащие промышленное сырье, отходы производства, токсичные и другие опасные вещества.
- Экспортный контроль. Регулирование экспорта, транзита всех видов оружия, военного имущества, технологий оборонного назначения.
- Специальные санкции. Лишение права заниматься внешнеэкономической деятельностью субъектов, нарушающих законодательство.
Практика международной торговли выявила наиболее часто встречающиеся условия обмена товарами, а также соответствующие этим условиям обязанности сторон. Международная торговая палата разработала базисные условия поставки — «ИНКОТЕРМС». В 1990 году в них были внесены изменения. Например, условия «франко-перевозчик» теперь адаптированы ко всем видам транспорта, независимо от сочетания различных способов транспортировки. Соответственного условия, касающиеся некоторых отдельных способов транспортировки из документа изъяты.
Источник: studfile.net
ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Главными факторами возникновения и развития современного международного корпоративного бизнеса являются стремление обеспечить а) сохранение позиций компании во внутренней экономике и б) увеличение прибыли компании за счет завоевания и удержания позиций в экономике другой страны или на мировом рынке. Это стремление подстегивается острой конкурентной борьбой как на внутреннем, так и на международных рынках.
Важнейшая особенность капиталистического производства состоит в том, что позиции компании в экономике страны или на международных рынках ничем не гарантированы. Это относится ко всем компаниям, в том числе и самым крупным. Достаточно, например, сравнить списки 500 крупнейших компаний мира 1960 г. и 2010 г., чтобы убедиться в том, что в них произошли большие изменения.
Если компания не будет заботиться об укреплении своих позиций на внутреннем рынке, повышать конкурентоспособность своих товаров, то в силу действия законов конкуренции через некоторое время конкуренты предложат рынку более конкурентоспособные товары, что может крайне негативно отразиться и на судьбе самой компании. Именно поэтому деятельность компании нельзя рассматривать только в статике.
Выход компании на международные рынки, успешная реализация на нем ее продукции свидетельствуют о том, что компания конкурентоспособна. Это позволяет компании также удерживать позиции и на внутреннем рынке.
Кроме того, компания может приобрести на мировом рынке ресурсы, необходимые для производства продукции. Более тесные связи создаются путем вложения прямых инвестиций. Это особенно выгодно, если рабочая сила в стране либо достаточно высококвалифицированная, а производство требует именно рабочей силы высокой квалификации, либо рабочая сила стоит дешевле. Сопоставление часовой заработной платы в Китае, с одной стороны, и США, с другой, показывает, что в 2008 г. в Китае затраты на наем рабочих в обрабатывающей промышленности были в 13 раз меньше, чем в США. Однако рост заработной платы в Китае в последние годы должен привести к снижению конкурентоспособности китайских товаров.
Среди факторов, которые оказывают влияние на развитие международного бизнеса, способствуя ему или создавая определенные препятствия, можно отметить географические, политические, экономические, социокультурные, международные факторы. Огромное воздействие также оказывает научно-технический прогресс.
Так, географический фактор является особенно важным при организации туристской деятельности. Первостепенной при проведении деловых операций в другой стране является стабильность режима и политическая стабильность в обществе. В условиях большой по территории страны также имеют существенное значение инвестиционный климат и деловая среда в ее отдельных регионах.
Социокультурные факторы связаны с историческими и культурными традициями народов, нормами и обычаями ведения бизнеса. Международные факторы тесно связаны с политическими — двусторонними отношениями между государствами. Общая ситуация в мировой политике и положение в отдельных регионах мира в ряде случаев оказывают решающее влияние при выборе форм и методов ведения международного бизнеса.
Важнейшим фактором, воздействие которого на международный бизнес труднопрогнозируемо, является научно-технический прогресс, в результате которого происходит рывок в той или иной отрасли или сфере. Ярким примером воздействия научно-технического прогресса на экономическое и финансовое положение компании являются сильные конкурентные позиции американской компании Apple. Курс акций этой компании с уровня 70 долл, за акцию в начале 2005 г. взлетел до 700 долл, в сентябре 2012 г., однако не удержался на этом уровне и в мае 2013 г. снизился до уровня около 450 долл.
Фактор глобализации оказывает огромное воздействие на развитие международного бизнеса. Причем это воздействие обоюдное. Точно также, как крупная промышленность создала мировой рынок, усиление ТНК в мировой экономике стало одним из факторов ее глобализации. С другой стороны, отнюдь не случайно в последние десятилетия возросли масштабы слияний и поглощений.
Хотя в периоды кризисных явлений число и стоимостный объем слияний и поглощений снижались, все же восходящая тенденция в 1985—2011 гг. очевидна. Если в 1985—1988 гг. общий объем слияний и поглощений не достигал и 1 трлн долл., то в 2006 г. он увеличился примерно до 6 трлн долл., и хотя в период кризиса он значительно упал, однако в несколько раз превысил объем второй половины 1980-х гг.
В последнюю четверть XX в. ускорились процессы либерализации хозяйственной деятельности, это затронуло и сферу внешней торговли. Государственный контроль стал менее жестким, и это было характерным явлением для всех групп стран: развитых с рыночной экономикой, развивающихся и транзитивных.
В 1995 г. на основе соглашения ГАТТ и в результате Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров была создана Всемирная торговая организация (ВТО), главной задачей которой стала либерализация внешней торговли.
В результате действия вышеуказанных факторов существенно расширились возможности для ведения международного бизнеса.
Для российских компаний важнейшим событием 2012 г. стала ратификация соглашения о присоединении России к ВТО, которое в значительной степени меняет правила игры, обостряет конкуренцию с иностранными производителями на внутреннем рынке, но одновременно открывает новые возможности для более широкого присутствия на международных рынках. Однако эти новые возможности не могут реализоваться автоматически, российскому бизнесу предстоит пройти сложную, но необходимую трансформацию, чтобы оказаться на уровне требований, предъявляемых в условиях глобализации экономики.
Конкретные причины, которые заставляют компанию участвовать в международном бизнесе, можно свести в две большие группы:
- а) реакция на изменения окружающей среды вследствие усиления конкуренции, изменения политического климата, изменения экономической ситуации в стране и мире;
- б) политика активного освоения международных рынков и наращивания своего присутствия в международном экономическом пространстве, порождаемое стремлением обеспечить более благоприятные условия для роста компании.
Обе эти группы причин взаимосвязаны. Так, курс на более активное участие на мировом автомобильном рынке оказал решающее воздействие на решение международных автомобильных компаний вложить капиталы в создание совместных предприятий в Китае. При этом учитывалось, что автомобильный рынок Китая имеет огромный потенциал роста, а государство создало благоприятные условия для иностранного капитала.
С другой стороны, государство может также как содействовать притоку в страну прямых иностранных инвестиций при создании благоприятного инвестиционного климата, так и оказывать под держку национальным компаниям в их зарубежной экспансии.
Отдельного внимания заслуживает получившая широкое развитие в современном международном бизнесе такая противоречивая форма бизнеса, как использование иностранной рабочей силы (гастарбайтеров). В этом случае не происходит обмен части или всего готового продукта с представителями бизнеса в другой юрисдикции, а сам фактор производства, рабочая сила, перемещается в страну базирования компании-производителя.
С одной стороны, иностранная рабочая сила необходима для поддержания экономического роста в стране, с другой — гастарбайтеры нередко подвергаются сверхэксплуатации местным капиталом из-за отсутствия соответствующего законодательства. Отношение отдельных представителей бизнеса к гастарбайтерам наносит существенный ущерб имиджу всего бизнеса. Невыплаты заработанной заработной платы или ее уменьшение, плохие условия труда и жизни — все это характерно не только для России, но имеет место и в самых развитых странах.
Примеры из практики. В 2008 г. в Екатеринбурге свыше 300 жителей Таджикистана, работающих на стройке и не получавших в течение более четырех месяцев заработную плату, объявили забастовку.
В июне 2012 г. мексиканские гастарбайтеры подали жалобу в министерство труда США против компании «Си-Джей Сифуд» — одного из поставщиков компании Wal-Mart Stores, протестуя против того, что компания не выплачивала заработную плату за сверхурочные, ограничивала свободу передвижения и выступила с угрозами физического воздействия за недостаточно быстрый темп работы.
Вышеприведенные примеры показывают, что в международном бизнесе важнейшую роль призвано играть государство, что должно найти отражение и в теории международного бизнеса.
Источник: studref.com