Финансы предприятий малого бизнеса это

В рыночной экономике место и роль организаций малого бизнеса трудно переоценить. В развитых странах малый бизнес составляет основу национальной экономики. Малые предприятия по сравнению с крупными обладают гибкостью и способны быстрее и лучше приспосабливаться к рыночной конъюнктуре. В российской практике критериями отнесения предприятия к малому является численность работников и участие их в формировании уставного капитала. В других странах применяются такие критерии, как величина капитала, прибыли, выручки и др.

Сложившаяся в России в 90-е гг. отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43%), строительство и промышленность (по 16%). Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников.

На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее их число наблюдалось в строительстве (12 человек), наименьшее — в науке и научном обслуживании (4 человека). По статистике, малые предприятия сегодня — самый динамично развивающийся сектор экономики. К примеру, убыточных малых предприятий в три раза меньше, чем государственных.

ЕКАМ.Бизнес — учёт финансов для малого бизнеса

Рассмотрим особенности организации финансов на малом предприятии. На таком предприятии могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность.

Преимущества малого бизнеса — гибкость в освоении новых видов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, высокая оборачиваемость активов, управляемость. Недостатки — слабая устойчивость вследствие небольшого основного капитала, небольшой запас рентабельности в цене товаров и, как следствие, проигрыш в конкурентной борьбе при общем снижении цен. Малый бизнес имеет высокую степень ротации и поэтому поглощает избыточные трудовые ресурсы, обеспечивая населению самозанятость. Он может быть достаточно рентабельным вследствие небольшой величины накладных расходов и высокой оборачиваемости.

Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Эта поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов.

В соответствии с главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ к небольшим предприятиям могут применяться особые режимы налогообложения. Глава 26.2 предполагает добровольное применение упрощенной системы налогообложения, которая заменяет уплату ряда налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Объектом налогообложения, единым налогом по выбору налогоплательщика являются либо доходы в целом, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Финансы и банковское дело

Критериями отнесения предприятий к малым, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, являются сумма дохода, стоимость основных фондов, наличие обособленных филиалов и представительств, численность работающих, вид деятельности и доля юридических лиц в уставном капитале.

Малые предприятия, функционирующие в областях экономики, где сложно осуществлять контроль над доходами, должны платить единый налог на вмененный доход, что предусмотрено гл. 26.3 НК РФ. В основном это предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, небольшие автотранспортные предприятия.

Решение об установлении этого налога принимается субъектом федерации. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль, единый социальный налог, налог на имущество. Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Для малых предприятий применяется также упрощенная система бухгалтерского учета. Если такое предприятие использует особые режимы налогообложения, оно не обязано вести учет методом двойной записи и, следовательно, составлять и представлять бухгалтерский баланс.

Источник: psyera.ru

15.7. Финансы предприятий малого бизнеса

Для реализации поставленных целей законодательными и нормативными актами Российской Федерации, государственными и муниципальными программами развития малого предпринимательства предусматриваются следующие меры:

  • формирование инфраструктуры развития и поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • вовлечение в предпринимательскую деятельность социально – незащищенных слоев населения;
  • определение перспективных направлений и приоритетных видов деятельности;
  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства форм ведомственного статистического наблюдения;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • участие субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • обеспечение прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • обеспечение финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

В ходе реализации государственных и муниципальных программ для малых предприятий устанавливаются льготные арендные ставки при заключении договоров аренды федерального, регионального и местного имущества.

Субъектам малого бизнеса расширен доступ к госзакупкам. Обязательная квота 20% для малых предприятий с 2009 года распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков, что позволило значительно увеличить спрос на продукцию малого бизнеса.

Читайте также:  Как открыть бизнес живые цветы

Для субъектов малого предпринимательства наряду с общим режимом налогообложения определены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения. Право выбора этой системы предоставлено предприятиям на добровольной основе, но при этом необходимо учитывать следующие условия:

  • доходы организации по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не превысили 45 млн. рублей;
  • средняя численность работников в организации не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных фондов и нематериальных активов организации не превышает 100 млн. рублей;
  • доля участия других организаций в уставном капитале не превышает 25%;
  • организация не имеет филиалов и представительств.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога (на совокупный доход или валовую выручку), исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. При этом сохранен действующий порядок уплаты организациями таможенных платежей, государственной пошлины, лицензионных сборов.

Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством налога на доходы физических лиц уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент , выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

На льготных условиях может осуществляться кредитование субъектов малого предпринимательства. При поддержке государственных региональных фондов по развитию малого бизнеса реализуются программы кредитования малого бизнеса. Они предоставляют гарантии до 75% от суммы кредита для покрытия недостающего у заемщика залогового обеспечения, субсидируют выплату процентной ставки по кредитам в размере до двух третей ставки рефинансирования Банка России.

Важное значение имеет поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки и переподготовки кадров.

Источник: studfile.net

Финансы организаций малого бизнеса

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».

Введение. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России. 5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса. 7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса. 10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса. 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия. 17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия. 18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия. 19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса. 20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса. 22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ. 24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса. 26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства. 29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области. 33
Заключение. 38
Список литературы . 40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ. 42
Приложение 1. 52
Приложение 2. 54
Приложение 3. 59

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра финансового менеджмента

по дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»

на тему «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА»

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. Развитие малого бизнеса в России. . . 5

  1. Понятие и субъекты малого бизнеса. . . 7

1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса. 10

1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса. . . 12

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1. Принципы организации финансов малого предприятия. ..17

2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия. . . 18

2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия. . 19

2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса. 20

2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса. . 22

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ. . 24

Читайте также:  Производство чалок как бизнес

3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса. .26

3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства. . . . 29

3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области. . . . . 33

Список литературы . . . ..40

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ. . . . 42

Приложение 1. . . . 52

Приложение 2. . . . 54

Приложение 3. . . . 59

В данной курсовой работе исследуется сущность финансов малого бизнеса.

Тема моей курсовой работы очень актуальна, так как развитие рыночной экономики в России тесно связано с созданием и эффективным функционированием малого бизнеса. В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов и больших объемов оборудования.

Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса — мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу в этих странах.

Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство.

Малый бизнес служит таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Также можно отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства создает прекрасные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор и т.д.

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

  1. Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
  2. Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
  3. Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
  4. Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».

Объектом исследования курсовой работы является малое предпринимательство РФ.

Предметом исследования являются финансы малого предпринимательства РФ.

Глава 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. Развитие малого бизнеса в России

Для того чтобы понять природу и сущность малого бизнеса (предпринимательства), целесообразно рассмотреть историю его возникновения.

В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Следует отметить, что первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689—1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, происходит оживление акционерной деятельности. Развитию промышленности способствовал иностранный капитал.

В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается ак-ционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др.

К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — НЭП, которая проводилась советским государством в 1921-1926гт. Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь свертывается, и лишь в 1990-е гг. началась его реанимация в России.

В октябре 1990г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990г. — Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (Приложение 1).

С 1990-х гг. времени начинается создание и широкое распространение малых предприятий. Уже на конец 1996 г. в России их насчитывалось 841,7 тыс., а на конец 1998 г. — 890,6 тыс. Затем их число несколько снижается (в 2000 г. — до 879,3 тыс., в 2001 г.— до 843,0 тыс.) и далее опять растет. На конец 2007 — начало 2008 г. количество малых предприятий возросло до 1137,4 тыс. единиц.

Читайте также:  Страны где легко начать бизнес

Анализ таблиц № 2-4 (Приложение 2) показывает, что за 2007—2009 гг. наблюдается рост числа малых предприятий в России с 1137,4 до 1602,5 тыс. Среднемесячная численность работников малых предприятий в 2009 г. составила (без внешних совместителей) 10247,5 тыс. человек, или 13,4% к общему числу экономически активного населения страны.

Однако эти цифры существенно ниже, чем в развитых странах Западной Европы, в Японии и США.

Рассматривая малые предприятия по видам экономической деятельности, следует отметить, что в 2009 г. наибольшее их число — 658,3 тыс., или 41,1%, в оптовой и розничной торговле, ремонте, автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, т.е. в торговле и сфере услуг, при этом по обороту на нее приходится 66,9% общего оборота малых предприятий, или 11290,7 млрд руб.

На второе место по числу малых предприятий в России за последние годы выдвинулась сфера операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. На конец 2009 — начало 20010 г. она составляла 18,9% (288,6 тыс. предприятий). В строительстве число малых предприятий составило 193,7 тыс., или 12,1%. Вслед за строительством идут обрабатывающие производства (165,3 тыс. предприятий, или 10,3% к общему числу малых предприятий в стране), 5,9% от общей численности составляют транспорт и связь (93,9 тыс. предприятий).

В то же время, анализируя структуру малых предприятий по видам экономической деятельности в стране, следует обратить внимание на то, что по численности работающих в четырех отраслях занято свыше 4/5 всех работников (79,1%). Так, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) в процентах к общей численности работавших на малых предприятиях составила в 2009 г. в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 31,6% (3233,9 тыс. человек), в обрабатывающих производствах — 15,2% (1559,1 тыс. человек), в строительстве 15,0% (1534,0 тыс. человек) и в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг — 17,3% (1770,2 тыс. человек).

Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что еще недостаточно развит малый бизнес в реальном секторе экономики: в обрабатывающих производствах, в строительстве. Исчезли из официальной статики данные о числе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. По последним опубликованным данным (2004 г.), число малых предприятий в науке и научном обслуживании составляло 2007 тыс., или 2,2%, что совершенно недостаточно.

1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конструирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

Источник: www.stud24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин