01. Это передача организацией на договорной основе каких-либо, как правило, непрофильных, функций стороннему исполнителю (организации или физическому лицу), который является специалистом в данной области и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами.
Выберите один ответ:
b. Аутсорсинг
d. Лизинг персонала
Баллов: 1,00 из 1,00
02. Это технология поиска и подбора персонала высококвалифицированных специалистов, которая заключается в выходе на конкретного специалиста и убеждении его в целесообразности перехода в организацию заказчика.
Выберите один ответ:
a. Хедхантинг
d. Лизинг персонала
Баллов: 1,00 из 1,00
03. Это когда компания переводит часть своих работников в штат другой организации, при этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности.
Выберите один ответ:
c. Аутстаффинг
d. Лизинг персонала
Баллов: 1,00 из 1,00
04. Это управленческая технология, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами на определенное время, используя услуги сторонней организации .
Источник: psihdocs.ru
Роль психолога в тренинге
Ведущий тренинга, его личностные особенности, знания, умения являются средством развития как отдельной личности участника, так и группы в целом. Позиция консультанта, его стиль и методы работы с группой не могут быть в течение всего тренинга однообразными. Они зависят от потребностей участников, групповой ситуации, уровня развития группы.
Основные функции ведущего в социально-психологическом тренинге:
Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий.
Экспертная функция. Ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других.
Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе.
Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия, умение действовать в межличностном общении в доверительной манере. Он создает в группе эффективные коммуникации, учит быстро реагировать на возникающие ситуации.
Ведущий — образец поведения для участников. Подражание ведущему, особенно на начальных этапах, неизбежно. Именно поэтому консультант должен предоставлять участникам такую возможность. Он искренен в выражении своих чувств, активен, участвует в процедурах вместе с группой. Но искренность ведущего не должна приводить к его интимному самораскрытию, так как группа может начать обсуждать его проблемы.
Ведущий должен иметь психологическое образование, иметь тренинговый опыт, участвовать в работе таких групп в качестве одного из остальных, так как высока вероятность профессиональной и личностной деформации в результате длительного общения с группами. Возраст ведущего должен быть не менее 25 лет. Хорошо, если с группой работают два консультанта — мужчина и женщина.
Это позволяет обогатить опыт участников и способствует продуктивности работы. Кроме того, ведущие как бы задают своими отношениями модель взаимодействия в группе. Очень важны методические средства, которыми пользуется ведущий в своей работе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Тренинг как метод практической работы психолога
Тренинг как метод практической работы психолога |
Лекции и практикум по психологии — Тренинги |
План1. Тренинг как метод практической работы психолога Список литературы1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с. 1. Тренинг как метод практической работы психологаС точки зрения запроса клиента, И.В. Вачков выделяет четыре основные цели практической психологической деятельности и способы их достижения, которые он называет мета-методы деятельности психолога: информирование, консультирование, интервенция и тренинг. Метаметодами они названы ввиду того, что направлены на достижение глобальной цели (мета-цели) любой психологической работы — развитие и позитивные изменение в жизни человека, повышение качества его жизни [2]. 2. Определение понятия «психологический тренинг»Слово «тренинг», согласно «Толковому словарю русского языка», имеет значение «система, режим тренировок». Тренировка — занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умения. |
Рисунок 1. Основные понятия и структура тренинговой технологии
Основу тренинговой технологии составляют модули. Модуль тренинговой технологии (Мтт) — это совокупность последовательных, научно обоснованных процедур, направленных на оптимизацию процессов тренинга в рамках данной технологии [5, с.52]. Как было отмечено, исходя из понимания того, что структура любого тренинга складывается из трех компонентов — личностного, группового и их взаимодействия — выделяют следующие модули тренинговой технологии.
— Личностный модуль тренинговой технологии (ЛМтт) — направлен на оптимизацию процессов развития и совершенствования личности на тренинге.
— Групповой модуль тренинговой технологии (ГМтт) — направлен на оптимизацию процессов развития и совершенствования тренинговой группы.
— Профильный модуль тренинговой технологии (ПМтт) — направлен на оптимизацию процессов, связанных с взаимодействием личности и тренинговой группы для решения задач тренинга.
Процедура модуля — это метод, прием, техника направленные на личность в целом или отдельные ее компоненты с целью их изменения в соответствии с задачами модуля тренинговой технологии [5, с.52]. Исходя из ключевой идеи технологического подхода к тренингу как технологии психологического воздействия на личность и группу, осуществляемой в единстве и последовательности процессов обучения, коррекции и развития, Ю.М. Макаров классифицирует процедуры модулей тренинговой технологии.
— Обучающая процедура модуля (ОПм) — направлена на обучение личности на тренинге.
— Корректирующая процедура модуля (КПм) — направлена на коррекцию личности на тренинге.
— Развивающая процедура модуля (РПм) — направлена на развитие личности на тренинге.
Обучающая, корректирующая и развивающая процедуры составляют основу модуля тренинговой технологии.
К числу основных элементов модуля тренинговой технологии относятся психогимнастические упражнения (ПУ) и процедура рефлексии (ПР). Психогимнастическое упражнение — форма работы на тренинге, предназначенная для регуляции психоэмоционального состояния
участников. Психогимнастическое упражнение проводится перед обучающей процедурой модуля. Рефлексия на тренинге — это метод осознания того, что участники тренинга пережили и узнали нового. Рефлексия может быть осуществлена по итогам проведения процедуры (процедурная рефлексия) и реализации модуля (модульная рефлексия).
— Процедурная рефлексия (ПР) — это процесс отслеживания динамики изменений, происходящих на уровне личности и группы после выполнения какой-либо процедуры модуля.
— Модульная рефлексия (МР) — это процесс отслеживания динамики изменений, происходящих на уровне личности и группы после выполнения процедур модуля тренинговой процедуры.
Таким образом, Ю.В. Макаров считает, что технологический тренинг более эффективен, так как позволяет оптимизировать процессы, происходящие на нем и сократить сроки проведения.
3. Парадигмы тренинга
4. Отличия тренинга от психотерапии, психокоррекции и обучения
Для обозначения форм групповой психологической работы используют ряд терминов: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, тренинговые группы [1].
Психологический тренинг — технология психологического воздействия на личность и группу с целью ее обучения, коррекции и развития [5].
Психотерапия — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно- ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности [1].
Психологическая коррекция — психологическое воздействие, направленное на психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности [1].
И.В. Вачков называет следующие основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения [1], обращая внимания на то, что в тренинге могут быть применены психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы.
— В отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.
— В отличие от психокоррекции в тренинге уделяют внимание не столько отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.
— В отличие от обучения в тренинге когнитивный компонент не всегда является главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта.
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются [1]:
— наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
— нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
— соблюдение ряда принципов групповой работы;
— стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы;
— акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
— определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
— применение активных методов групповой работы;
— объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
— атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Контрольные вопросы
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — семья»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Я — учитель»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — ученик»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — класс»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — школа»
Источник: www.vashpsixolog.ru