Инфраструктура поддержки бизнеса это какая среда

Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Статья содержит понятия «инфраструктура», «инфраструктура поддержки малого бизнеса». Отражает основные элементы и объекты инфраструктуры поддержки малых предприятий. В статье описывается роль инфраструктуры поддержки малых предприятий в развитии экономики страны и нормативно-правовое регулирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотникова Т. А.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Развитие малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого развития региона (на примере Челябинской области)

Государственное и местное управление системой инфраструктурной поддержки малого предпринимательства
Разработка инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса
Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства
Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ
i Не можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure of support of small-scale business in Russia

This article contains the term » infrastructure «, » infrastructure support for small businesses». Also this article presents the basic elements of infrastructure support for small businesses. The article describes the role of an infrastructure support for small businesses in national economic development and legal regulation of infrastructure support for small businesses

16.10 «Бизнес-планирование: лайт-формат. Инфраструктура поддержки бизнеса»

Текст научной работы на тему «Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России»

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

12.12. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Плотникова Т.А., соискатель, Институт экономики и антикризисного управления

Аннотация. Статья содержит понятия ««инфраструктура» «инфраструктура поддержки малого бизнеса» Отражает основные элементы и объекты инфраструктуры поддержки малых предприятий. В статье описывается роль инфраструктуры поддержки малых предприятий в развитии экономики страны и нормативно-правовое регулирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, инфраструктура, поддержка малого бизнеса

INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL-SCALE BUSINESS IN RUSSIA

Plotnikova T.A., the competitor, Institute of economy and anti-recessionary management

Annotation: This article contains the term «infrastructure», «infrastructure support for small businesses». Also this article presents the basic elements of infrastructure support for small businesses. The article describes the role of an infrastructure support for small businesses in national economic development and legal regulation of infrastructure support for small businesses.

Keywords: small business, infrastructure, support for small business

Устойчивое развитие российской экономики, поддержание заданных темпов роста макроэкономических показателей в посткризисный период зависит от множества факторов. Одним из ключевых сегментов, обеспечивающего должную экономическую инициативу является малый бизнес, устойчивое развитие которого позволит достичь задач, связанных с модернизацией и развитием инноваций.

В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. И не смотря на несовершенство политики по поддержке малого бизнеса, из года в год количество малых предприятий возрастает, этому свидетельствуют данные Росстата, которые приведены на рисунке 1.

1 600,0 1 500,0 § 1 400,0

Л 1 100,0 1 000,0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Год

Рис. 1 Динамика изменений количества малых предприятий в России в период с 2000-2009 гг., тыс.ед.

Рис. 1 Динамика изменений количества малых предприятий в России в период с 2000-2009 гг., тыс.ед.

Проанализировав динамику количества малых предприятий в России за последние 10 лет (с 2000 года по 2009 год), можно сделать вывод о том, что начиная с 2002 года количество малых предприятий непрерывно растет. За 8 лет количество предприятий увеличилось практически на 720 тыс.ед., что свидетельствует о том, что малый бизнес в России постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.

Одним из ключевых факторов, позволяющих сохранить заданные темпы роста количества малых предприятий является развитие инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование малого бизнеса.

В России наблюдается прямая зависимость роста числа предприятий малого бизнеса, от роста и расширения инфраструктуры по поддержки малого предпринимательства.

Действующая в регионах инфраструктура поддержки развития малого бизнеса не только не выполняет полном объеме возложенных на нее функций, но и «оттягивает» существенную часть средств государственной финансовой поддержки, не доходящих до непосредственных производителей товаров и услуг. На сегодняшний день можно сказать, о неудовлетворенности субъектов малого предпринимательства в развитости инфраструктуры. И до тех пор, пока не будет налажен контакт между малыми предприятиями и инфраструктурой, непосредственно влияющей на развитие бизнеса, все усилия государства направленные на стимулирование малого предпринимательства не будут достигать необходимого эффекта.

Итак, что же такое инфраструктура? Что включает в себя инфраструктура поддержки малого предпринимательства?

Термин «инфраструктура» впервые в экономической литературе появился в конце 40-х гг. ХХ в. Американский экономист П.Н. Розенштейн — Родан дал объяснение инфраструктуры, как комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.

В России проблемы функционирование и развитие инфраструктуры стали подробно изучать в 70-е гг. XX в. Исследования по вопросам инфраструктуры велись в следующих направлениях:

политэкономический подход, включающий выяснение функций и сущности инфраструктуры, ее роли в воспроизводственном процессе. Данные вопросы получили освещение в работах В.А. Жамина «Инфраструктура при социализме», А. Ю. Шарипова «Экономическая сущность инфраструктуры при социализме», В. П. Красовского «Инфраструктура и интенсификация экономики»;

отраслевой подход, нацеленный на изучение проблем развития и размещения отдельных инфраструктурных отраслей и объектов. Исследование инфраструктуры в данном направлении позволило более четко раскрыть ее функциональное назначение в экономической системе. Проблемами изучения инфраструктуры с позиций отраслевого подхода занимались И. Ф. Чернявский «Инфраструктура и эффективность, общественного производства», В. Г. Терентьев «Проблемы функционирования и развития инфраструктуры

народного хозяйства», В. Н. Стаханов «Экономика инфраструктуры общественного производства»;

региональный подход, выражающийся преимущественно в изучении развития инфраструктуры в конкретных регионах. Значительные внутрирегиональные различия повлияли на уровень развития и размещения инфраструктурных отраслей, эффективность их функционирования. Научные исследования инфраструктуры с позиций пространственной стратегии и региональной политики в 70-80-х гг. прежде всего, были нацелены на разработку исходных положений и рекомендаций, способствующих повсеместному улучшению функционирования инфраструктуры и сглаживанию диспропорций в ее развитии. В этом направлении работали Б.Х. Краснопольский «Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса Севера», В. А. Прокофьев «Управление отраслями инфраструктуры в системе региона»;

оценочный подход, включающий количественное измерение, уровня развития, использования инфраструктуры и уровня обеспеченности экономики инфраструктурой.

В общем итоге в российской экономической науке понятие инфраструктуры разделялось на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и т.д. Во вторую группу входят отрасли, непосредственно не связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и др.

Таким образом, под инфраструктурой следует понимать комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого развития и функционирования поселений и межселенных территорий, а инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности является подсистемой в экономической системе.

Рассмотрев толкование термина «инфраструктура» можно вывести определение, интересующей нас инфраструктуры поддержки малых предприятий.

Инфраструктура поддержки малых предприятий -это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, обеспечивая тем самым нормальные условия жизнедеятельности, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров, работ и услуг.

Цель формирования инфраструктуры малого предпринимательства является обеспечение потребностей малых предприятий, возникающих в процессе организации, ведения и расширения бизнеса. Систему инфраструктуры поддержки малого бизнеса можно разделить на следующие элементы: система финансирования малого бизнеса — это и система микрофинансирования, и взаимного кредитования, страхования, и лизинга;

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

система, связанная с обеспечением имущественных проблем малого бизнеса — это бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационные центры, производственно-технологические центры и т.д.;

система консалтинга, информационно-консультационная поддержка по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности (бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, патентированию, управле-

нию персоналом, бухгалтерскому и налоговому учету, юридические услуги). Сюда же входит получение и обработка информации, производство программного обеспечения, услуги по созданию и использованию баз данных, развитие электронных форм ведения бизнеса с использованием современных информационных технологий, объединения информационных ресурсов предпринимательства;

система аутсорсинга и аутстаффинга, связанная с привлечением ресурсов, сторонних организаций с целью профессиональной поддержки бесперебойной работы отдельных бизнес-процессов, тем самым, освобождая компанию от необходимости содержать дорогостоящий штат и предоставляя возможность пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов, сюда же входит лизинг персонала;

система, связанная с подготовкой и переподготовкой, обучением кадров (как специалистов управленческого звена, так и работников рабочих специальностей);

расширение деловых возможностей малых предприятий — это новый элемент инфраструктуры, которому следует уделять особое внимание в будущем. Развитие межрегиональных и международных связей, способствующее продвижению товаров малых предприятий на межрегиональные и международные рынки, налаживанию различных форм производственной кооперации малых предприятий, включая субконтрактные отношения с предприятиями среднего и крупного бизнеса как внутри страны, так и за рубежом, а также обеспечение участия малых предприятий в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, конференциях, семинарах, деловых встречах;

и последний элемент инфраструктуры — это система формирования правовой базы. Данный элемент занимается разработкой законодательно нормативных документов, мониторингом применения законодательства, внесением законодательных предложений по развитию малого бизнеса.

На рисунке 2 представлена схема инфраструктуры, на которой отражены элементы инфраструктуры и их объекты.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, — повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предприним ател ьства.

Основная задача, формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, заключается в создании таких условий его функционирования, которые способны обеспечить предпринимательским структурам необходимую норму прибыли.

Задачи, цели и пути формирования системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, определены ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Закон предусматривает оказание финансовой, имущественной, консультационной поддержки предприятиям малого среднего бизнеса.

Плотникова ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Т.А.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Одной из основных задач системы государственной инфраструктуры является координирующая, связующая роль в осуществлении деятельности системы поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в целом.

Для выполнения целей и задач государственной политики, необходимо создание объектов инфраструктуры, которые будут реализовывать поставленные перед ними задачи, связанные с развитием малого бизнеса.

Действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе созданная при участии государства, имеет ряд недостатков: нескоординированность действий ее отдельных составляющих на всех уровнях;

неравномерность распределения (размещения) объектов инфраструктуры поддержки;

недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг.

Факты свидетельствуют, что приблизительно 50% малых фирм разоряются в первый год существования. В течение пяти лет прекращают свое существование более 80% частных фирм. Таким образом, более вероятным исходом для любого бизнеса является его крах, нежели процветание. И лишь компании с большим стажем работы обычно уже не исчезают с рынка.

Для малых предприятий в первые годы создания необходима финансовая поддержка, но, даже получив такую поддержку со стороны государства, нет гарантии в том, что такие предприятия будут успешно функционировать, развиваться и приносить стабильную прибыль, а не ликвидируется в ближайшие годы. Это связано с тем, что финансовая нестабильность предприятия является не единственным ключевым фактором, влияющим на устойчивое развитие малого предприятия.

От того, как эффективно действует инфраструктура, зависит то, насколько весомую помощь от государства получают малые предприятия. Поэтому это направле-

ние является приоритетным в программе по развитию и поддержке малого предпринимательства.

Таким образом, развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса является комплексной, межотраслевой и региональной проблемой, решение которой возможно только при тесной взаимоувязке перспектив развития всех регионов страны с решением задач развития отдельных инфраструктурных отраслей.

1 Федеральный закон от 24.07.2007г. Ы209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/;

Сухова С. А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в современной экономике: Дис. кандидата экономических наук; 08.00.05 — Тамбов, 2008. — 166 с. ил.;

Петрова С. В. Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности: Дис.. кандидата экономических наук; 08.00.05 — Санкт-Петербург, 2009. — 215 с.ил.;

Щеклеин К. А. Формирование стратегии инфраструктуры малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: Дис.. кандидата экономических наук; 08.00.05 — Санкт-Петербург, 2007. — 166 с. ил.

1. Federal Law of 24. 07. 2007g. N209-FZ «On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation»;

2. Federal State Statistics Service http://www. gks. ru/;

3. Sukhova S.A. Infrastructure provision business in the modern economy: Dis. Ph. D. in economics; 08. 00. 05 — Tambov, 2008. — 166;

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Petrov S.V. Formation and development of infrastructure to ensure business: Dis. Ph. D. in economics; 08. 00.

05 — St. Petersburg, 2009. — 215;

5. Scheklein K.A. The formation of strategy infrastructures of small and medium businesses in the Russian Federation: Dis. Ph. D. in economics, 0800. 05 — St.

Petersburg, 2007. — 166.

на статью соискателя Плотниковой Т.А. «Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России»

Статья Т. А. Плотниковой посвящена определению основных инструментов поддержки малого бизнеса и роли инфраструктуры поддержки малых предприятий в развитии экономики страны.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку доля малого бизнеса в ВВП России составляет 23% и этот показатель из года в год имеет только положительную динамику роста. Для поддержания и становления малых предприятий необходима четкая и действенная инфраструктура по поддержки малого бизнеса.

Автор обращает внимание на рост численности предприятий малого бизнеса в России за десятилетний период. Четко проведена динамика данного показателя, что, безусловно, отражает необходимость поддержания инициатив со стороны государства, снижения барьеров для становления малых предприятий. Тем самым происходит развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В статье раскрыто понятие «инфраструктуры». Следует отметить, что достаточно полно и наглядно отражены объекты и элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Научная статья Т. А. Плотниковой «Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Проректор по качеству и прогрессивным технологиям

д.э.н. Д.И. Ряховский

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

Система обеспечения имущественных проблем

Федеральный, региональные и местные фонды поддержки малого предпринимательства;

Региональные и местные отделения

пенсионного фонда РФ

Кредитные кооперативы; Бизнес-ангелы;

Организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства.

Система, подготовки, переподготовки и обучения кадров

Расширение деловых возможностей малого предпринимательства

Аутсорсинговые и аутстаф-финговые агентства; Кадровые агентства;

Центры занятости населения.

Правительство РФ; Общественная организация «ОПОРА России»; Технопарки;

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса;

Территориальные агентства по развитию предпринимательства;

Консалтинговые фирмы; Аудиторские фирмы; Информационные агентст-

Система формирования правовой базы

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межрегиональные маркетинговые центры; Кластеры.

Морозовский проект, включающий сеть учебно-деловых региональных центров;

Дистанционное обучение; Различные образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий.

Совет Федерации; “Л Государственная Дума; Торгово-промышленная палата России;

Российская ассоциация развития малого предпринимательства;

Совет по малому бизнесу в Государственной Думе;

Специализированные государственные структуры.

Источник: cyberleninka.ru

Инфраструктура малого бизнеса

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства – совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

К объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства можно отнести [14]:

· общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;

· разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;

· информационные агентства и специализированные печатные издания;

· фонды поддержки малого предпринимательства;

· организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;

· консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;

· специализированные государственные структуры;

Технопарки и бизнес-инкубаторы.

В научной литературе термин «инфраструктура» (от лат. infra — под. structure — структура) означает совокупность отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности общества [15]. В данном случае мы рассмотрели термин «общей инфраструктуры».

Общая инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Первая охватывает отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство. К ним относят: все виды транспорта, линии электропередач, водоснабжение и др. К социальной инфраструктуре относится торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и народного образования, предприятия бытового обслуживания населения и др. отрасли нематериального производства, удовлетворяющие социальные, духовные и материальные потребности людей.

Помимо общей инфраструктуры существуют и частные, касающиеся непосредственно субъекта или их совокупности, составляющих сектор экономики, которым и является малый бизнес.

Под инфраструктурой рынка (англ. infrastructure market) понимается совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и функционирование рыночных отношений [16].

Различается инфраструктура рынка товарного, финансового, рабочей силы. В инфраструктуру товарного рынка включаются: торговля (оптовая и розничная), аукционы, ярмарки, товарные биржи, государственная контрактная система, инспекция по контролю над ценами, антимонопольные структуры и др. Инфраструктура финансового рынка охватывает всю банковскую систему, фондовую биржу, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и др. Инфраструктура рынка рабочей силы включает биржи труда, службу занятости, переподготовку кадров, организацию общественных работ, регулирование миграции трудовых ресурсов и т.п. [17].

Другими словами — рыночная инфраструктура — межотраслевой комплекс различных элементов хозяйственного механизма, призванных обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование экономики рыночного типа. Это комплекс представляется в виде сложной конструкции, сочетающей в себе институциональные, материальные и нематериальные элементы, призванные обеспечить выполнение всех необходимых функций в современной системе распределения товаров производственного и потребительского назначения и взаимосвязанных с ним услуг. В структурно-аналитическом аспекте элементы данного комплекса систематизируются в нескольких основных блоках: организационном, материальном, информационном, кредитно-расчетном, кадровом и нормативно-правовом.

Становлению рыночных отношений в Казахстане в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Создание прогрессивной рыночной инфраструктуры требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому развитие инфраструктуры осуществляется на основе комплексного системного подхода с учетом особенностей инфраструктуры каждой отрасли.

Эффективность использования инфраструктуры во многом зависит от особенностей состояния и развития каждой отрасли, ее использующей [18]. Вместе с тем, уровень развития инфраструктуры является важным фактором, формирующим эффективность функционирования как отдельно взятой организации, так и отрасли в целом.

Обобщая выше приведенную терминологию, можно сказать, что «инфраструктура» в общем смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную и социальную сферы народного хозяйства.

Рынок, будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйственными субъектами, имеет свою специфическую инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существование ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. Так, например, на рынке товаров и услуг распространены товарные биржи, многочисленные предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации и т.д.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.

К элементам рыночной инфраструктуры относятся торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агентства, коммерческие выставочные комплексы, центры по предоставлению информационных услуг и др [19].

В недавнем прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребностей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

Инфраструктура — обязательный компонент любой целостной экономической системы. Инфраструктура малого бизнеса представляет собой совокупность предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, обслуживающих малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, опосредующих и увязывающих деловые отношения в одно целое [2].

В отношения между предпринимателями и наемными работниками вклинивается огромное множество промежуточных структур, устанавливающих эти отношения и помогающих названными субъектами реализовать деловые интересы.

Элементами инфраструктуры малого бизнеса являются: кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; организационно оформленное предпринимательство на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; система регулирования занятости населения и центры содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система и налоговые инспекции; система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные, информационные агентства и средства массовой информации; торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов; таможенная система; профессиональные союзы работающих по найму; коммерческо-выставочные комплексы; система высшего и среднего образования; консультационные (консалтинговые) компании; аудиторские компании; общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.

Негосударственные элементы инфраструктуры являются продолжением деловых отношений, продукт их длительной эволюции. Инфраструктура не только организует деловые отношения и облегчает их участникам реализацию интересов, но и обеспечивает специализацию различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш, упрощает юридический и экологический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики. Рыночная экономика сможет эффективно развиваться и функционировать лишь при наличии развитой рыночной инфраструктуры, включающую несколько десятков, или даже сотен, ее элементов, так как переход к рынку в регионе требует создания эффективно действующего механизма по его комплексному обслуживанию [21].

Создание рыночной инфраструктуры возможно на уровне не одного, а нескольких регионов или экономических районов. Такие вопросы должны прорабатываться совместно с местными органами управления регионов, имеющих предпосылки к интеграции по данному направлению.

Наиболее прогрессивным элементом инфраструктуры, необходимым для малого бизнеса, является региональный технологический парк и, входящие в него, бизнес-инкубаторы.

Кризисная ситуация привела к существенному снижению финансирования науки. Но, несмотря на этот факт, Казахстан имеет достаточно высокий уровень развития науки. Кроме того, в стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений.

Реализуя необходимость сохранения и эффективного использования научно-технических ресурсов, а также учитывая то, что значительная часть населения положительно относится к возможности активного участия в «свободной» экономике и предпринимательской деятельности, нельзя недооценивать развитие малого инновационного бизнеса.

Способствовать становлению малых инновационных предприятий в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рыночной экономики будет создание технополисов или технологических парков, бизнес-инкубаторв, которые являются своеобразным инкубатором малого бизнеса на региональном уровне. Они создадут необходимую инфраструктуру для нормального функционирования малых инновационных предприятий, важных для развития данного региона[22] .

Под «бизнес-инкубатором» понимается форма содействия развитию местных небольших новых предприятий со стороны региональных органов управления с непосредственным участием местных спонсоров, которые контролируют и направляют работу «инкубаторов». Другими словами, бизнес-инкубатор — определенная организационно-экономическая структура, объединяющая ряд самостоятельных малых предприятий единым помещением и управленческим аппаратом. Характер объединения — временный, ограниченный промежутком, необходимым и достаточным для становления малых предприятий, после чего они уходят из «инкубатора» в «рынок».

Клиентами «инкубаторов» являются вновь созданные готовые бизнес планы малого бизнеса малые предприятия различных сфер деятельности, по упор в основном делается на инновационныепредприятия, производители новой техники, консалтинговые предприятия. «Инкубаторы» часто участвуют в собственности предприятий-клиентов [23].

Бизнес-инкубаторы являются первичными элементами (модулями) для образования других, более сложных, разновидностей технико-внедренческих экономических зон. Это чисто коммерческие структуры, размещенные в пределах небольшого участка (здания) и предназначенные для обеспечения благоприятных условий для развития малых или средних, только что созданных, наукоемких предприятий. Они не ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции и коммерциализацию научных исследований.

Технологический парк (или технопарк) (от англ. industrial park) — новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы [22, с. 43].

Другими словами, технологический парк это коммерческая или некоммерческая, организация (предприятие), учрежденная в определенной организационно-правовой форме (совместного предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, ассоциации, фонда, учреждения), имеющая статус юридического лица, способствующая формированию инновационной среды. Это достигается путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, для производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. В целях развития предпринимательства в научно-технической сфере технопарки наделяются налоговыми и иными льготами.

Технополис (от греч. techne — искусство и polis — город) — одна из форм свободных экономических зон, территорий, создаваемая для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффективному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологической продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычновключает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство [22, с. 43].

Технополис — это имеющая особый статус и льготный режим территория, где разрабатываются и реализуются технические и социально-экономические инновации, обеспечивается их непрерывное воспроизводство, ускоренная апробация, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок с их применением в практике. Технополис, как научно-производственный комплекс, имеет развитую научную, производственную и социальную инфраструктуру и сферу обслуживания, охватывающую территорию отдельного города, в экономике которого главную роль играют исследовательские и технологические центры (разрабатывающие новые технологии), и производства (использующие эти технологии). В составе технополисов могут функционировать бизнес-инкубаторы и технологические парки.

Мировая практика свидетельствует, что в основе технополисов и технопарков лежат следующие составляющие: крупные университеты; НИИ; лаборатории (осуществление научных разработок); финансовый капитал (вложение денег в исследования, разработку и выпуск продукции); промышленность (выпуск наукоемкой продукции) и сотрудничество с органами власти (предоставление льгот и привилегий). Все эти компоненты тесно взаимосвязаны. Их сотрудничество позволяет разрабатывать и выпускать конкурентоспособную наукоемкую продукцию, обеспечивающую стране ускоренные темпы экономического развития и лидерство в мировой экономике. Таким образом, технологические парки способствуют развитию экономики как региона, так и страны в целом. Поэтому их можно расценивать как наиболее эффективно развивающиеся формы интеграции науки и производства.

Технологические парки представляют собой перспективные формы активного и постоянного взаимодействия науки и производства. Их функционирование возможно только на основе органического соединения новейших научных идей, современных технологий и инновационной деятельности, доведенной до стадии массового выпуска новой продукции. Они способствуют преодолению относительной автономности науки.

К основным задачам, которые решают технопарки, можно отнести: экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий; оценка риска этих предложений; оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство; предоставление малым предприятиям производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство; оказание юридической, организационной, маркетинговой, инжиниринговой, финансовой помощи [24].

Следует подчеркнуть, что решение проблем развития технологических парков и бизнес-инкубаторов, а, следовательно, инфраструктуры малого бизнеса (в том числе и инновационного), будет способствовать решению проблем социальной сферы, а именно способствовать эффективному использованию значительного человеческого потенциала, которым богат Казахстан.

Источник: studopedia.ru

53. Инфраструктура предпринимательской деятельности

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства — это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые дл развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

В известной степени налогова инспекция, торгинспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого предпринимательства.

На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развити предпринимательской деятельности. Основные из них — это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.

Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем.

Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ. Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрировано более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат.

Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: «бизнес-центры», «школы предпринимателей», «технопарки», «бизнес-инкубаторы», «агентства», «учебно-деловые центры», «фонды поддержки» и другие. На практике бизнес- инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр — от школы менеджеров. Тем не менее, авторы пособия считают нужным представить свою классификацию и определение различных субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Бизнес-школы (БШ). Бизнес-школами — структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных.

Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ — негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательства.

Агентства поддержки малого предпринимательства. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого предпринимательства впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов.

В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства — АО “Российского агентства поддержки малого и среднего и бизнеса”, образованного согласно выполнению межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда “Ноу-Хау”. В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.

Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды-агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров. выступают в качестве гаранта для получени кредитных ресурсов.

Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих усилий дл решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого предпринимательства в регионах (Новосибирский государственный областной фонд и Алтайский фонд «Ноу-хау»; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).

Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах.

Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время их зарегистрировано более 40. Большинство технопарков объединены в “Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов”, созданную в 1992 году.

Технологические центры (ТЦ). Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно-иследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ сходны с целями технопарков, с той лишь разницей, что в ИТЦ уделяют больше внимани коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействи развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.

Бизнес-инкубаторы (БИ). К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др.

Термин “бизнес-инкубатор” впервые появился в Америке. Первое упоминание о них появилось в Программе “Молодежь России” в 1992 году по предложению Союза МЖК России и Центра “Возрождение предпринимательства”. В настоящее врем действует 50 структур, называющие себя бизнес-инкубаторами. В 1996 году образовано некоммерческое партнерство “Национальное содружество бизнес-инкубаторов”, объединившее 23 бизнес-инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.

Учебно-деловые центры (УДЦ). Термин “учебно-деловые центры” введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект — широкомаштабную программу поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров дл рыночной экономики. УДЦ имеют сходные с агентствами и бизнес-школами функции, однако, в отличие от агентств, УДЦ нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 77 УДЦ, а также 52 их филиала в небольших городах.

Социально-деловые центры (СДЦ). Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Впервые СДЦ появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского СДЦ был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель СДЦ — создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства.

Как правило, СДЦ — это государственными предприятиями с единственным учредителем — соответствующим центром занятости. В настоящее время в России зарегистрировано более 20 СДЦ.

Бизнес-центры (БЦ) оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживани клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некотрые БЦ сдают в аренду офисные помещения.

В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам. В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных БЦ. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью СДЦ.

Региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ). Эти структуры были созданы в 1994-1997 годах в 39 регионах России. Изначально информационно-аналитические центров создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы. За этот период было создано в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры.

Другие информационно-аналитические центры создавались на базе региональных ЦНТИ — центров научно-технической информации, территориальных Торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки предпринимательства, научно-производственных фирм. Более 50% региональных информационно-аналитических центров — коммерческие организации, однако существуют РИАЦ — негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также РИАЦ, действующие без образовани юридического лица. Финансироваться РИАЦ могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно-аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (предоставление консультационной, юридической, справочной, нормативно-технической, экономической, налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.

ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

1. Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

2. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

3. Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

ТЕХНОПОЛИС — одна из форм свободных экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффектному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство. Технополисы пользуются государственной поддержкой.

Технопарк — специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

Технопарк «Идея» начал свою работу 5 февраля 2004 года. Решение о его создании было принято 12 ноября 2002 г. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 640.

Бизнес-инкубатор — это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.

Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

Условия допуска субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсе:

срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсном отборе не превышает 1 год;

вид деятельности субъекта малого предпринимательства соответствует требованиям МЭРТ РФ;

субъектом малого предпринимательства предоставляется конкурсная документация, включающая, в том числе, бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе г. Набережные Челны.

В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности:

финансовые, страховые услуги;

розничная или оптовая торговля;

услуги адвокатов, оценщиков, юристов, нотариат;

операции с недвижимостью;

производство подакцизных товаров;

добыча и реализация полезных ископаемых;

Документы, необходимые для участия в конкурсном отборе субъектов малого предпринимательства по предоставлению нежилых помещений и оказания услуг в бизнес-инкубаторе г. Набережные Челны:

Копии Учредительных документов (для Обществ с ограниченной ответственностью);

Приказ о назначении руководителя (для Обществ с ограниченной ответственностью);

Выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП;

(!) На площадях бизнес-инкубатора могут размещаться Общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели.

Источник: studfile.net

Инфраструктура поддержки бизнеса это какая среда

Большинство стран мира оказывают поддержку малому и среднему бизнеса путем формирования мощной инфраструктуры, отличающейся особой спецификой и которая состоит не только из отрасли связи, транспорта и материально-технического снабжения, но и включает сервисные услуги и институциональную сферу, которые в совокупности позволяют нормально функционировать материальному производству. В статье проведено исследование основных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах, выявлены основные направления международного опыта поддержки МСБ.

Определена важность формирования м развития инфраструктуры МСБ России на основе применения опыта развитых стран. Кроме того, выявлены основные проблемы развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса России, к основным из которых относится: несовершенное налогообложение, проблема уплаты страховых взносов, проблема экспорта небольших партий товаров из-за сложного документооборота и другие. На основе выявленных проблем, предложены мероприятия по развитию государственной модели поддержки и стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса. В качестве новой программы поддержки МСБ России на основе опыта зарубежных стран рекомендуется выделить грантовую поддержку в форме инновационного ваучера, который является финансовым документом – сертификатом.

инфраструктура поддержки мсб
нормативно-правовое регулирование мсб
малый и средний бизнес

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.11.2017 №356-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

2. Белоусов А.В. Инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства / А.В. Белоусов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 189 С.

3. Лапуста М.Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 384 с.

4. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография / В.Э. Полетаев. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 624 с.

5. Бисултанова А.А. Проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса в России / А.А. Бисултанова // Экономика и управление: проблемы и решения. – 2017. – №5. – С. 35-40.

6. Грибовский А.В. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом / А.В. Грибовский, С.Е. Ушакова // Наука. Инновации.

Образование. – 2015. – №2. – С. 205-221.

7. Жураковский А.С. Мировой опыт поддержки малого предпринимательства / А.С. Жураковский // Вестник ТГУ. – 2015. – №1. – С. 35-38.

8. Заболоцкая В.В. Сравнительный анализ мер государственной малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №10. – С. 46-49.

9. Курбатова М.Р. Анализ зарубежного опыта поддержки малого и среднего предпринимательства / М.Р. Курбатова // Генезис экономических и социальных проблем. – 2016. – №1 – С. 20-28.

10. Никонов В.А. Государственная поддержка предпринимательства в развитых странах и адаптация опыта в России / В.А. Никонов // Государственное и муниципальное управление. – 2017. – №1. – С. 244-249.

На сегодняшний день в России сформированы определенные нормативно-правовые основы государственной поддержки МСБ. В качестве основного нормативно-правового документа, который осуществляет регулирование и определение основных функций МСБ выступает Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Данный документ содержит ключевые положения, которые связаны с развитием МСБ, его поддержкой. Закон содержит положения о формировании специальной инфраструктуры для поддержки малого и среднего бизнеса, которая своевременно и качестве сможет оказать финансовую (инвестиционную), имущественную, информационную и консультационную поддержку.

Особое внимание при развитии инфраструктуры поддержки МСБ следует уделить международному опыту. В таблице 1 представлены основные инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в 2016-2018 гг.

Таблица 1. Инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах [7]

специальные гарантии и кредиты для запуска стартапов

Австрия, Канада, Чехия, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, Швеция

прямое кредитование МСП

Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Германия, Финляндия, Франция, Греция, Япония, Корея, Португалия, Испания, Швеция

налоговые льготы, отсрочки

Бельгия, Финляндия, Италия, Латвия, Норвегия, Испания, Швеция, Великобритания

Бельгия, Франция, Ирландия, Новая Зеландия, Испания

банковские программы для кредитования МСП, отрицательные процентные ставки по депозитам в ЦБ

Выделим основные направления международного опыта поддержки МСБ [5]:

  • формирование условий, которые необходимы для качественного взаимодействия всех уровней бизнеса на основе договорных отношений;
  • на законодательном уровне закреплены обязанности крупных фирм по выполнению государственных заказов, с отдачей до 20% объема малому и среднему бизнесу;
  • возмещение затрат по консалтинговой деятельности в размере до 50% и оказание содействия в выставках в части стоимости аренды, а также монтаже и обслуживании стендов;
  • формирование региональных центров поддержки МСБ на базе крупного бизнеса или с участием учебных заведений;
  • организация деятельности фондов поддержки МСБ, которые субсидируется и финансируются на государственном уровне;
  • создание промышленных округов, которые специализируются на производстве однородной продукции и ее составных частей;
  • формирование гарантийных фондов;
  • обеспечение льготного кредитования субъектов МСБ на длительный срок и с низкой процентной ставке;
  • представление интересов предпринимателей торгово-промышленными палатами;
  • осуществление проектного финансирования малого предпринимательства отраслей, которые требуют модернизации производственной деятельности;
  • формирование структуры поддержки МСБ на государственном уровне по информационно-технологическому направлению, помощь и предоставление гарантий при получении кредитов, а также возможность предоставления субсидий и кредитов субъектам МСБ за счет бюджетных средств.

Субъекты малого и среднего предпринимательства России отстают в своем развитии от развитых экономик мира. Правительство концентрирует усилия по оказанию поддержке МСБ, которая на сегодняшний день как система фрагментарна и нетранспарентна. Большинство программ финансирования МСБ России находится в разработке или становлении.

Рассмотрим основные проблемы формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса России.

Основной и актуальной проблемой для предпринимателей является налогообложение: нестабильность налогового законодательства, чрезмерная атрибуция (индикативные данные) характеризуются как вынужденные меры из-за изменений в законодательстве и необходимости детального учета экономических субъектов для прогнозирования, но в то же время, решаемых путем следующих (возможных) действий [9]:

  • составление документации, регулирующей деятельность малых предприятий, включая налоговые вопросы в одном документе (кодексе) с установленными условиями совокупной поправки;
  • формирование более жестких требований по внесению изменений в формы документации и отчетности из регулирующих органов;
  • сохранение для субъектов МСП двух основных идентификаторов деятельности – ИНН и ОГРН, что позволит учитывать экономические, социальные параметры работы предпринимателя, а также его отраслевую принадлежность.

Не менее остро стоит проблема уплаты взносов во внебюджетные фонды. Для многих микро и малых предпринимателей из-за ограниченного товарооборота, и других проблем просто невыгодно вычитать страховые премии, которые уменьшают окончательную зарплату работника и создают проблему сохранения его на рабочем месте. В качестве способа решения проблемы можно предложить снижение ставок страховых премий для малых предприятий, что увеличит количество «белых» зарплат и высвободит средства для развития бизнеса. Это также требует решений и трудностей в области экспортных операций для предприятий малого и среднего бизнеса.

Существует проблема экспорта небольших партий товаров у мелких и средних предпринимателей из-за сложного документального оборота. Решением проблемы может быть сокращение объема документации для экспортных партий, стоимость которой не превышает определенного предела, увеличение экспорта МСП через региональные экспортные центры. Представляется целесообразным привлечь МСП для импортозамещения, расширения рынков сбыта. Для этого необходимо улучшить инфраструктуру для развития сетей субподрядов через конференции поставщиков, выставок, ярмарок, обменов субподрядами [2].

Проблемы, связанные с бюрократией при государственной поддержке предпринимателей, также влияют на сектор МСБ. Необходимо перевести максимальное количество процедур, связанных с функционированием бизнеса, в электронный формат и систему соответствующих государственных услуг.

Вопросы государственной поддержки предпринимательства также могут быть переданы общественным организациям с участием в процедурах отбора представителей государственной власти. Для совершенствования требуется вопрос о партнерстве между субъектами малого и среднего бизнеса и организациями кредитного рынка. Решение этой проблемы следует рассматривать в сотрудничестве с крупными российскими банками для создания кредитных продуктов, доступных для малого и среднего бизнеса (ключевым параметром должна быть ставка кредита, которая не превышает ключевой показатель России более чем на 3% — 5%) [3].

Кроме того, распространенной проблемой для малого и среднего бизнеса остается чрезмерный надзор со сторон органов. Основой этой проблемы является устаревание многих требований, которые используются в ходе проверок. Малый бизнес по своей природе имеет особую организационную структуру, а основные финансовые потоки направлены на развитие и расширение собственного присутствия на рынке. Тем не менее, многие из стандартов, которые используют инспекции, более вероятно принять в отношении к более крупным и более развитым предприятиям [4].

Поскольку общие проблемы предпринимательства можно также назвать «отечественным балластом малого бизнеса», а именно низким уровнем компетентности в экономической и правовой сферах и отсутствие навыков планирования рынка и роли собственного бизнеса на этом рынке. Решение всей совокупности этих проблем может заключаться в организации крупномасштабной образовательной и информационной работы с населением по организации и проведению собственного бизнеса. В то же время важно сформировать полномасштабную программу развития экономической и финансовой грамотности и предпринимательских навыков среди населения, от лиц школьного возраста до старшего поколения.

Для проблем, непосредственно связанных с поддержкой государственных инвестиций, могут быть предложены следующие решения. Необходимо сохранить ограничения на виды предпринимательской деятельности, допускающие конкурсный отбор для получения государственной инвестиционной поддержки, поскольку сейчас важно сбалансировать типы предпринимательства и развитие высокотехнологичных проектов. На данный момент очень важен баланс между налоговыми и инвестиционными предпочтениями. Введение градации шкалы для уплаты налогов для субъектов хозяйствования – получателей поддержки – может быть одним из способов повышения эффективности государственных инвестиций (финансовой помощи) для предпринимателей.

В зарубежной практике, например, в США, специализированный отдел развития малого бизнеса пользуется популярностью, его работа направлена на полную или частичную поддержку предпринимателей с точки зрения выбора вида предпринимательской деятельности и ее перспектив в текущих рыночных условиях, развития рынка и т. д. Важно отметить, что из-за работы этого отдела государство косвенно влияет на формирование рынка малого бизнеса, в результате чего рынок оказывается более функциональным и соответствует требованиям современный потребитель.

В целом для развития государственной модели поддержки и стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса необходимо осуществить следующие мероприятия [10]:

  • совершенствовать законодательство по финансированию и поддержке интеллектуальной собственности, венчурных фондов и бизнес-ангелов;
  • наладить и укрепить взаимное сотрудничество и кооперацию власти, науки, образования и бизнеса, в частности на уровне регионов страны;
  • изучать и внедрять передовой международный опыт по информационным, инжиниринговым, 1Т-, био- и нанотехнологиям, позволяющим сформировать систему программ по реализации инновационной продукции (услуг) и обмену технологиями в рамках функционирования наукоградов и технопарков;
  • создать программы и схемы страхования рисков кредитования инновационных МСП.

К основным видам поддержки в форме субсидий МСБ в России относятся:

  • возмещение части лизинговых платежей по договорам оборудования (далее — технические средства);
  • финансовое обеспечение (возмещение) части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением деятельности по оказанию социальных услуг гражданам;
  • субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ответственную деятельность, направленную на решение социальных проблем, в том числе путем создания частных детских садов;
  • предоставление субсидии в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг);
  • предоставление субсидии субъектам малого и среднего бизнеса на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;
  • предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства — индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми.

Важной частью инфраструктуры поддержки МСБ является инфраструктура поддержки инновационных предприятий, поскольку данные экономические субъекты играют главную роль в экономике многих развитых стран мира. Рассмотрим основные модели научно-инновационного развития в развитых странах:

  • государства со значительным научно-инновационным потенциалом оборонного сектора и ориентированные на крупные проекты с привлечением всех стадий научно-производственного цикла, которые занимают лидерские позиции по научным исследованиям в целом (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония).
  • государства с рационализацией всей структуры экономики, создающих благоприятную инновационную среду и распространяющих нововведения (Швейцария, Швеция, Финляндия).
  • государства, которые стимулируют инновации посредством управления различных секторов науки и технологии, обеспечив восприимчивость достижений НТП и развивая инновационную инфраструктуру (Южная Корея).

Инфраструктура поддержки инновационного МСБ состоит из специализированных институтов, которые способны разработать и реализовать определенную государственную политику. Данные институты способны создаться и действовать как с помощью государства, так и по инициативе предпринимательства. Состав специализированных институтов поддержки МСБ включает в себя бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, промышленные зоны и т.д.

В качестве новой программы поддержки МСБ России на основе опыта зарубежных стран рекомендуется выделить грантовую поддержку в форме инновационного ваучера, который является финансовым документом – сертификатом, представляющий собой денежный эквивалент по оплате услуг, которые связаны с инновационным проектом малого предприятия. Основное назначение инновационного ваучера заключается в стимулировании инновационной деятельности экономических субъектов, не имеющих собственный исследовательский потенциал или финансовые ресурсы для осуществления исследований [6].

В Европейских странах функционирует порядка 25 ваучерных схем, различающихся по возможностям применения ваучеров и оплачиваемых им услуг. В большинстве случаев при реализации ваучерных схем инновационную деятельность для МИП оказывают национальные государственные организации или организации с государственным участием. Однако в некоторых ваучерных программах функционируют только научные организации региона или узкоспециализированные компании, или научные организации. В ряде программ принимают участие иностранные малые инновационные предприятия.

Несмотря на существующие различия и общность в ваучерных схемах основным преимуществом данного вида поддержки МСБ является быстрое принятие решения по выдаче ваучера, простой механизм заполнения заявки и подписания контракта.

Таким образом, анализ государственной поддержки МСБ, обобщение проблем предпринимательства и пути совершенствования функциональных процессов малого бизнеса позволяют сделать следующие выводы: актуальность и важность государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современной экономике неоспорима. Принимая во внимание международную практику и высокий уровень участия малого бизнеса в процессах функционального развития современной экономики, вектор развития внутреннего предпринимательства должен быть направлен на сохранение достигнутых показателей и их дальнейший рост.

Но в существующей кризисной, экономической ситуации главное – сохранить результаты развития, которые могут быть достигнуты благодаря существующим инструментам поддержки. Инфраструктура поддержки МСП в России в целом способна оказывать всестороннюю поддержку малым и средним предприятиям, но эффективность ее функционирования во многом зависит от общего состояния экономики страны и предрасположенности (готовности) предпринимателей к конструктивному сотрудничеству и развитию. Решение существующих проблем сегодня и устранение препятствий в развитии МСП возможны при дальнейшем эволюционном развитии российского бизнеса. Длительный период отсутствия коммерческого мышления в идеологии государственной и общественной жизни сформировал в сознании большого числа современных предпринимателей неправильное восприятие бизнеса.

В то же время возможно формирование правильного рыночного мышления в сознании граждан, и даже сегодня возможно наблюдать этот процесс. В короткие сроки возможно полностью изменить отечественное предприятие и сделать его полноценным и эффективным при наличии инструмента функционирования и развития экономической системы Российской Федерации.

Источник: eduherald.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин