Рахымова, Мяхри. Институты и предпринимательство / Мяхри Рахымова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6660/ (дата обращения: 28.05.2023).
Классическая экономическая теория традиционно рассматривала вопросы экономического роста и развития с позиции преодоления проблемы убывающей отдачи от использования все возрастающего количества производственных ресурсов. Превалирующие теории экономического роста предполагали, что проблема убывающей отдачи может быть решена на основе сложившегося механизма повышения эффективности использования производственных факторов посредством внедрения результатов научных исследований и роста уровня знаний и компетенций. Безусловно, что новые знания, технологии и компетенции могут и должны обеспечить экономический рост без привлечения дополнительных ресурсов. Однако, сам по себе, научный и образовательный капитал не может быть преобразован в товары и услуги, если этот капитал не является социально значимым и полезным, способным к генерации все новых идей посредством интенсификации и расширения предпринимательской деятельности. Именно знания и компетенции, воплощаемые в инновационной предпринимательской деятельности, являются источником решения проблемы убывающей отдачи производственных ресурсов и двигателем экономического роста.
Разочарование в жизни: Как справиться? Зоя Краславская
Следует подчеркнуть, что предприниматели не являются субъектами ограниченного предложения, а предпринимательская деятельность в последние десятилетия широко признается в качестве источника роста экономики [10, с. 893–921]. Вместе с тем, если общество может генерировать неограниченное число предпринимателей, а их деятельность является основой экономического роста, то закономерен вопрос о причинах сложившейся разницы в экономическом развитии стран мира — почему доходы населения одних стран динамично растут, а других — падают, при этом, если в первом случае, сокращается разрыв в уровне доходов различных слоев населения, то во втором — дифференциация доходов населения все более углубляется.
Отметим, что предприниматели существуют в любом обществе, но является ли предпринимательская деятельность социально продуктивной и значимой для экономического роста страны определяется, прежде всего, правилами, нормами и мотивационной системой, создаваемыми общественными институтами страны [1,7].
Для предпринимателя критически важно не только и не столько его идеи и знания, сколько четкая и понятная структуризация норм и правил, в контексте которых будет осуществляться предпринимательская деятельность, которая, будучи направленная и мотивированная возможностью коммерциализации новых идей и знаний, оказывает положительный эффект на деятельность других предпринимателей, создавая условия получения прибыли прямыми и косвенными участниками рыночного обмена [4].
Бизнес-ВУЗы в России
Таким образом, среди условий и факторов, определяющих эффективность предпринимательской деятельности и более полное использование инновационного потенциала предпринимателей, ключевое значение имеет институциональная среда, определение которой требует уточнения с тем, чтобы термин «институт» не был ассоциирован с понятием «организация». Заметим, что лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт указывал, что «Институты — это правила игры в обществе, или более формально, это изобретенные человечеством ограничения, которые придают форму и обусловливают порядок и взаимодействие в поведении людей» [2, с. 3].
Другими словами, институты — это формальные и неформальные ограничения и меры принуждения для их соблюдения, нормы и правила, которыми следует люди в своей повседневной жизни. Институт, по сути, эквивалентен спортивным правилам, без существования которых соревнования были бы невозможны. Спортсмены взаимодействует в рамках четко установленных правил игры. Общественные институты также устанавливают правила, в рамках которых осуществляется взаимодействие людей. «Институты, — отмечал Дуглас Норт, — включают любую форму ограничений, которые изобрели люди для придания порядка в их взаимоотношениях» [2, с.4]. Организация же представляет собой сочетание институтов и людей, которые используют институты для достижения общих целей.
Для обеспечения социального взаимодействия и снижения его неопределенности институты устанавливают правила и руководства, которые определяют, направляют и развивают повседневную жизнь людей и практику коммерческой деятельности. Именно институты, ограничивая поведение людей, структурируют их мотивацию на осуществление тех или иных видов деятельности. Аналогично спортивным состязанием, жесткие правила которых заставляют соперников играть в строго определенных рамках, общественные институты мотивируют любого и каждого следовать установленным правилам в обычной жизни и в предпринимательской деятельности для достижения поставленных целей. Институты «. направляют взаимодействие людей, — писал Дуглас Норт, — таким образом, что когда. мы хотим. управлять автомобилем, создать бизнес. мы знаем (или легко научимся этим знаниям) как осуществить эти действия. На языке экономистов, институты определяют и ограничивают набор вариантов индивидуальности» [2, с.3–4].
Институты могут носить формальный и неформальный характер. В первом случае институты — это законодательные и нормативно–правовые акты, а во втором — неписаные правила поведения в той или иной культурно–однородной группе людей. В основном, правила, регулирующие социальное взаимодействие, не ограничиваются формальными институтами и включают элементы неформальных институтов, которыми руководствуются люди в своей повседневной жизни. Индивидуальность будет придавать значение тем формальным и неформальным институтам, которым он следует в своей жизни. Поэтому учет различий между формальными и неформальными институтами, а также формализация неформальных правил критически важны при разработке любых государственных программ, которые ориентируются на достижение каких-либо целей путем воздействия на экономическое поведение человека.
Формальные и неформальные институты, стабильность и предсказуемость которых важны для их эффективного функционирования и достижения поставленных целей экономического развития, со временем меняются и развиваются. Формальные институты дополняются и реформируются, а развитие неформальных институтов происходит спонтанно, в зависимости от степени их полезности для социальных групп общества.
В краткосрочной перспективе воздействие на неформальные нормы и правила ограниченно, поэтому весьма важно при внесении дополнений и изменений в формальные институты принять во внимание ограниченность планируемой институциональной реформы, учитывая экономические последствия пренебрежения неформальными институтами, которые экономисты называют «общественный капитал» [6].
Таким образом, сложившаяся формальная, прежде всего, правовая и институциональная среда определяет роль и значимость предпринимателей в экономике страны, а также превалирующую в обществе стратегию развития предпринимательской деятельности, которая может быть (1) продуктивной, (2) социально деструктивной или (3) ориентированной на уклонение [1,7,10]
Продуктивная предпринимательская деятельность обеспечивается формальными институтами, создающими такую мотивационную систему, при которой предпринимательская деятельность выявляет и в полной мере использует социально выгодные возможности практического воплощения своих идей и знаний. Формальные институты не только и не столько дают четкое определение права собственности, но и обеспечивают их эффективную и экономически обоснованную правовую защиту. Важно заметить, что в таких формальных институтах нашли отражение неформальные нормы поведения.
Стратегия уклонения возникает в предпринимательской среде, если формальные институты сокращают выгоды рыночного обмена и мотивируют использование неформальных методов социального взаимодействия. Как правило, стратегия уклонения, превалирующая в странах с высоким уровнем налогообложения, сложно структурированной регуляторной средой и слабой защитой прав собственности, мотивируя предпринимателей на менее эффективное распределение ограниченных ресурсов, оказывает отрицательное воздействие на благосостояние общества в целом.
Социально деструктивная предпринимательская деятельность возникает в случае, если в обществе превалируют мотивы участия в деятельности, которая не приносит никаких выгод от социального взаимодействия. Социально деструктивная предпринимательская деятельность, сокращающая общественное богатство и представляющая собой экономическую игру с нулевой или отрицательной суммой выгод, возникает в случае слабости и нестабильности формальных институтов и наличия возможностей манипулирования существующими нормами и правилами и их использования для одностороннего получения выгод за счет потребителей, налогоплательщиков и предпринимателей, участвующих в социально продуктивной деятельности.
Рентоориентированное поведение предпринимателей, получающих прибыль от защищенной формальными институтами деятельности, может служить примером социально деструктивного предпринимательства, равно как и распространение идеи о так называемом «проклятии природных ресурсов», более замедляющим, чем ускоряющим экономический рост, является, по сути, поддержкой деструктивных форм предпринимательства, извлекающего за счет всего общества монопольно высокую и оправданную формальными институтами прибыль от эксплуатации природных ресурсов. Обилие природных ресурсов может привести к повышению доходов всего общества (не тех, кто имеет возможность манипуляции формальными институтами) при условии, что общество способно создать четкую, ясную, контролируемую и не подверженную внешнему влиянию институциональную среду и прежде всего, правовую и регуляторную среду, которые отличались бы стабильностью и неизменностью.
При этом следует отметить, что если правовая реформа, нацеленная на приведение национального законодательства к международным нормам и правилам, равно как и судебная реформа, ориентированная на обеспечение независимости в решении деловых споров, как правило, процесс длительный и трудоемкий, то совершенствование и упрощение регуляторной среды, сокращение или полная отмена излишних транзакционных издержек представляется возможным осуществить в краткосрочной перспективе, что явится, по нашему мнению, наиболее эффективным методом содействия развитию национального предпринимательства. При этом следует заметить, что многочисленные исследования выявили прямую связь между уровнем коррупции, с одной стороны, и сложившимся в той или иной стране регуляторным механизмом, с другой стороны — чем сложнее, дороже и запутаннее механизм регистрации бизнеса, тем выше степень коррупции государственного аппарата [8]. В то же время, регуляторные барьеры не оказывают отрицательного воздействия на рост предпринимательства в коррумпированных, как правило, развивающихся или наименее развитых странах [5]. Связано это с тем, что наиболее мотивированные предприниматели либо находят варианты осуществления деятельности в формальной экономике, либо перемещают бизнес в теневой сектор [9]. Все это крайне отрицательно сказывается на развитии продуктивной предпринимательской деятельности и в значительной степени сдерживает экономический рост развивающихся и наименее развитых стран мира.
1. Christopher Coyne and Peter Leeson. The Plight of Underdeveloped Countries. Cato Journal. 2004. vol. 24(3), P.235–249.
2. Douglas North. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press.1990. P. 3
3. Douglas North. Understanding the Process of Economic Change. Princeton: Princeton University Press. 2005
4. Israel Kirzner. Competition and Entrepreneurship. Chicago: University of Chicago Press. 1973
5. Leora Klapper, Luc Laeven Christopher Woodruff. Entrepreneurs and the Ordering of Institutional Reform: Poland, Slovakia, Romania, Russia and the Ukraine Compared. 2000. 8 ECON. TRANSITION 1
10. William Baumol. Entrepreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive. 1990. The Journal of Political Economy. 98(5).
PP. 893–921
Основные термины (генерируются автоматически): институт, предпринимательская деятельность, экономический рост, правило, социальное взаимодействие, институциональная среда, общество, убывающая отдача, деструктивная предпринимательская деятельность, краткосрочная перспектива.
Похожие статьи
Сущность предпринимательства как экономического института
институт, предпринимательская деятельность, экономический рост, правило, социальное взаимодействие, общество, убывающая отдача, институциональная среда, деструктивная предпринимательская.
К проблеме институционализма как методологии исследования.
предпринимательская деятельность, институт, предпринимательская среда, предпринимательство, Узбекистан, экономический рост.
Институт предпринимательства как социально-экономическая.
институт предпринимательства, предпринимательство, правило игры, институт, предпринимательская деятельность, социально-экономическая система, социальный институт, рыночная экономика, главная.
Социальное предпринимательство как один из приоритетов.
Институт гражданского общества способствует созданию экономических условий, которые должны помогать развитию социального предпринимательства.
И наконец, перспективы роста социальных предприятий зависят от того, какое внимание будет уделяться.
Проблемы эволюции института предпринимательства в XIX.
Предпринимательская деятельность рассматривалась не столько как социальное явление, сколько как процесс, посредством которого
Развитие института предпринимательства является цепью упущенных возможностей для внедрения эффективных правил хозяйствования.
Предпринимательство как один из факторов развития.
Социально-экономическая характеристика предпринимательства. предпринимательская деятельность, предпринимательство, предприниматель, рыночная экономика, выполнение работ, оказание услуг, деньга, бизнес, современное общество, хозяйственная деятельность.
Сущность предпринимательства: теоретический аспект
институт предпринимательства, предпринимательство, правило игры, институт, предпринимательская деятельность, социально-экономическая система, социальный институт, рыночная экономика.
Корпоративная социальная ответственность как фактор.
При анализе деятельности компании также учитываются и риски, обусловленные социальным и экономическим влиянием компании на общество. Неудивительно, что в таких макроэкономических условиях одним из важнейших институтов цивилизованной рыночной.
Значение экономических институтов в экономической теории
институт, правило, Испания, экономическая теория, агент, том, Нобелевская премия, институциональная экономическая теория, экономический рост, координационный эффект институтов.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Институты развития, их цели, задачи и виды.
Госуда́рственно — ча́стное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Роль институтов развития в проектах ГЧП состоит в:
– распространении опыта в области подготовки и реализации проектов ГЧП, консультировании государственных органов;
– финансировании подготовки проектов ГЧП;
– предоставлении различных форм «кредитной поддержки» проектов, в том числе финансирования на льготных условиях и т. д.;
– предоставлении гарантий (в отношении финансовых, валютных, политических рисков);
– предоставлении части финансирования на рыночных условиях.
Институты развития оказывают организационную и методическую поддержку хозяйствующим субъектам в процессе реализации проектов ГЧП. Главным образом поддержка оказывается стратегически значимым инвестиционным проектам, характеризующимся высокой значимостью, общественной эффективностью, но не вызывающим большого интереса у частного сектора в связи с высоким уровнем рисков и трансакционных издержек, с длительными сроками окупаемости, низкой коммерческой эффективностью проекта.
Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.
48. Финансовые институты развития, цели и задачи, примеры.
Под институтом развития обычно понимаются финансовая или нефинансовая организация, осуществляющая аккумулирование и перераспределение финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов для решения социально-экономических проблем развития и модернизации экономики. ИР оказывают поддержку главным образом стратегически значимым инвестиционным проектам (ИП), характеризующимся высокой значимостью, общественной эффективностью, но не вызывающим большого интереса у частного сектора в связи с высоким уровнем рисков и трансакционных издержек, с длительными сроками окупаемости, низкой коммерческой эффективностью проекта. ИР выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам. Принято разделять финансовые и нефинансовые институты развития. К финансовым относятся банки развития, агентства развития, финансовые корпорации, инвестиционные, венчурные и суверенные фонды и др. К нефинансовым институтам развития относятся особые экономические зоны (ОЭЗ), технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы, научно-внедренческие инновационные центры и т. п.
Финансовый институт развития (по версии ООН) — банк или организация, выполняющие функцию долгосрочного финансирования инвестиционных проектов (ИП), которые, как следует из вышесказанного, не могут быть полностью профинансированы частным бизнесом и направленные на социально-экономическое развитие
Проекты, финансируемые ИР, как правило, имеют некоторые схожие особенности. Это достаточно крупные, долгосрочные и не слишком прибыльные проекты, осуществляющиеся с меньшей нагрузкой на федеральный, региональные и местные бюджеты, они часто используют механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
особенно эффективны, полезны банки развития в условиях восстановления, переустройства, модернизации экономики, когда необходима концентрация ресурсов для решения ключевых задач. Именно в таком состоянии находится в настоящее время российская экономика. Существующий набор ИР в нашей стране сложился довольно стихийно и каждый из них учреждался по своим основаниям и имеет свою историю. К ФИР федерального уровня, действующим на территории нашей страны, прежде всего, относятся Внешэкономбанк, Инвестиционный фонд РФ, Российская венчурная компания, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития, Роснано, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Россельхозбанк и др
Одним из наиболее известных и активных универсальных институтов развития является государственная корпорация «Внешэкономбанк». Она создана как национальный банк развития и действует в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82ФЗ и Меморандумом о финансовой политике, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 июля 2007 г. № 1007р. Главными целями деятельности ВЭБа являются повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификация, стимулирование инвестиционной деятельности. В своей работе Банк использует разные механизмы поддержки: долговое и долевое финансирование, гарантии и поручительства, страхование экспортных кредитов, лизинговые операции, инвестиционное консультирование. В структуре направлений деятельности Банка 26 % принятых органами управления решений относятся к развитию инфраструктуры, 23 — к развитию инноваций, 21 — повышению ресурс эффективности, 10 % — поддержке экспорта.
Функции поддержки малого и среднего предпринимательства ВЭБ осуществляет через дочерний банк «МСП Банк». Финансовая поддержка МСП осуществляется через банки партнёры и через организации инфраструктуры поддержки.
За весь период реализации программ под держки ОАО «МСП Банк» (был учрежден в 1999 г. как РосБР) получи ли финансирование более 24 тыс. субъектов МСБ на общую сумму 179 млрд рублей. Другая «дочка» ВЭБа — Росэксимбанк, обеспечивает практическую реализацию государственной политики поддержки и стимулирования отечественного экспорта продукции машиностроения.
Росэксимбанк выполняет функции агента Правительства по предоставлению гарантий экспортерам, а также организовывает синдицированное кредитование импортеров российской продукции. В 2011 году ВЭБом был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) для привлечения капиталов в российскую экономику из-за рубежа.
Его задача — привлекать в первую очередь долгосрочные иностранные инвестиции в высокотехнологичных сферах: в энергетике, нефтегазовой сфере, освоении космоса, фармацевтике и т. д. В течение пяти лет российское правительство предоставит РФПИ капитал в объеме 10 млрд. долл. для осуществления прямых акционерных инвестиций в ведущие компании российской экономики. В том же году ВЭБом было создано Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР). Его основные цели — создание условий для продвижения российской продукции на зарубежные рынки, минимизация рисков финансовых потерь при проведении экспортных операций, а также улучшение условий финансирования экспорта со стороны банков. Инвестиционный фонд РФ (ИФ) образован в январе 2006 г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации ИП. Главная цель использования средств Фонда — поддержка приоритетных для государства и регионов проектов путем со здания
транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.
Национальный центр ГЧП. Национальный Центр ГЧП на системной основе ведет работу по поиску и отбору наиболее перспективных проектов ГЧП, планируемых к реализации в субъектах РФ. Центр оказывает содействие в привлечении инвестиций, поиске потенциальных партнеров и запуске пилотных проектов в различных отраслях инфраструктуры. Национальный Центр ГЧП является ключевым центром компетенций по вопросам развития инфраструктуры и осуществляет аналитическое обеспечение развития сферы ГЧП в России. Центром проводятся исследования и подготавливаются аналитические материалы по особенностям применения механизмов ГЧП в России и за рубежом.
На регулярной основе проводится анализ планируемых и реализуемых проектов, оценка судебной и правоприменительной практики, обзор финансовых механизмов и мер государственной поддержки. Осуществляется постоянный мониторинг инфраструктурной составляющей национальных проектов.
Национальный Центр ГЧП на системной основе ведет работу по поиску и отбору наиболее перспективных проектов ГЧП, планируемых к реализации в субъектах РФ. Центр оказывает содействие в привлечении инвестиций, поиске потенциальных партнеров и запуске пилотных проектов в различных отраслях инфраструктуры.
В развитии российских венчурных инвестиций важную роль играют Российская венчурная компания (РВК), которая создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2006 г. № 838р по принципу «фонда фондов». Основные цели ее деятельности — стимулирование создания в нашей стране собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляются государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в России
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — старейший ФИР, распределяющий грантовую помощь. Создан постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65, реализует задачу развития МСБ в научно-технической сфере и поощрения конкуренции
в этой сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
Еще один институт развития, который постоянно на слуху, — государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (Роснано). Она относится к отраслевым институтам развития и по принципам своих инвестиций близка к венчурной компании, которая вкладывает средства в проекты с использованием наноматериалов и нанотехнологий, разделяя риски с партнерами и опытными управленческими командами.
Основной сферой деятельности «Роснано» является софинансирование частных проектов по созданию нанотехнологических производств. Форматы участия в проектах: долевое участие; предоставление 25 денежных средств в виде комфортных займов; предоставление поручительств по кредитам; приобретение облигаций и конвертируемых долговых обязательств; осуществление лизинговых операций; поддержка через софинансирование фондов
Деятельность Российского сельскохозяйственного банка (Рос сельхозбанка) направлена на приоритетное кредитование АПК, сельских территорий, рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов. Согласно долгосрочной стратегии, банк к 2020 г. при сохранении контроля государства сохранит значительный уровень отраслевой специализации и усилит свою роль ведущего финансового учреждения для АПК.
Существующие российские государственные ФИР очень разнообразны и по организационно правовым формам, и по масштабу располагаемых инвестиционных ресурсов, и по характеру поддерживаемых проектов, и по формам оказываемой поддержки. Они осуществляют со финансирование как крупных проектов, ориентированных на добычу и первичную переработку сырья, так и только формирующихся инновационных фирм на предпосевной стадии
49. Нефинансовые институты развития, цели и задачи, пример.
Нефинансовый институт развития — это специальная структурно обособленная территория, основной задачей которой является изменение среды существования бизнеса с целью повышения конкурентоспособности выбранных секторов экономики. Опираясь на выполняемые нефинансовыми институтами развития функции, их можно разделить на четыре группы.
К первой группе относят институты, основной функцией которых является снижение транзакционных издержек в глобальном и межнациональном масштабе. Данная функция может быть реализована через процессы встраивания национальных экономик в мировую и встраивания национальных экономик в межнациональные экономические кластеры.
Эта группа нефинансовых институтов развития также затрагивает социальноэкономическую политику государства, а потому не будет рассматриваться в рамках данной статьи.
Ко второй группе принадлежат институты, выполняющие функцию развития человеческого капитала, которая реализуется через процессы базового и профильного развития человеческого капитала.
К этой группе относят школы, профессиональные учреждения дополнительного образования, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения, центры подготовки кадров высшей классификации. В третью группу входят институты, реализующие функцию трансфера технологий, осуществляемую через процессы государственного заказа, выполнения НИОКР и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Например, университеты и научные организации. К четвертой группе относятся институты, которые выполняют функцию развития бизнес-систем. Данная функция воплощается через процессы генерации, выведения товаров, работ, услуг на рынок, снижения барьеров выхода на рынок новой продукции, оказания услуг бизнесу в целях его развития и оптимизации для обеспечения наиболее полного соответствия динамичным внешним воздействиям и формирования кластеров и 156 региональных инновационных систем с целью создания сбалансированной и эффективной национальной экономики.
В эту группу входят консалтинговые агентства, экспертно-аналитические центры, бизнес-инкубаторы, технополисы, технопарки, центры коммерциализации разработок при вузах, промышленные союзы, торговые ассоциации, долговые центры, центры содействия инновациям, специальные экономические зоны, инновационно-технические центры, технико-внедренческие зоны.
Источник: infopedia.su
Экономические институты — влияние и примеры
В данной статье мы рассмотрим, что такое экономические институты, их разнообразие, влияние на экономику и примеры успешных институтов.
Экономические институты — влияние и примеры обновлено: 16 мая, 2023 автором: Научные Статьи.Ру
Помощь в написании работы
Введение
Экономические институты играют важную роль в функционировании экономики и развитии страны.
Что такое экономические институты?
Экономические институты представляют собой правила, нормы и организации, которые регулируют экономические отношения в обществе. Они определяют, каким образом люди взаимодействуют в сфере производства, распределения и потребления ресурсов.
История развития экономических институтов
Развитие экономических институтов происходило на протяжении многих веков. Старейшими формами экономических институтов являлись рынки, на которых люди обменивали товары и услуги. С течением времени появились государственные институты, которые регулировали экономическую деятельность.
Виды экономических институтов
Существуют различные виды экономических институтов, каждый из которых выполняет определенные функции и играет свою роль в экономической системе. Вот основные виды экономических институтов:
- Государственные институты: Это институты, созданные и контролируемые государством. Они включают в себя министерства, ведомства, комитеты, агентства и другие государственные организации. Государственные институты регулируют экономику, разрабатывают и внедряют экономическую политику, осуществляют контроль и надзор за соблюдением законов и правил.
- Частные институты: Это институты, которые функционируют на рынке и являются частным собственностью. В их числе предприятия, компании, ассоциации и другие некоммерческие организации. Частные институты играют важную роль в создании рабочих мест, инновационном развитии и обеспечении конкуренции на рынке.
- Международные институты: Это институты, созданные для сотрудничества и координации между странами. Примерами международных институтов являются Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и другие. Международные институты способствуют регулированию глобальных экономических отношений и урегулированию конфликтов.
- Социальные институты: Это институты, которые обеспечивают социальную защиту и благосостояние населения. К ним относятся системы здравоохранения, социального обеспечения, пенсионные фонды и другие организации, направленные на поддержку населения в различных жизненных ситуациях.
Каждый из этих видов экономических институтов играет свою уникальную роль в обеспечении стабильности, развитии экономики и защите интересов различных субъект
Роль экономических институтов в экономике
Экономические институты играют важную роль в экономическом развитии и стабильности. Они обеспечивают правовую и организационную основу для экономической деятельности, защищают права собственности, регулируют рынки, обеспечивают социальную защиту и способствуют инновациям и развитию бизнеса.
Влияние экономических институтов на развитие страны
Экономические институты имеют существенное влияние на развитие страны. Хорошо функционирующие и эффективные институты способствуют росту экономики, привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и снижению неравенства. Они также способствуют повышению уровня жизни, улучшению условий бизнеса и развитию конкурентоспособности страны на международной арене.
Преимущества и недостатки экономических институтов
Экономические институты имеют свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно выделить обеспечение стабильности и предсказуемости в экономике, защиту прав собственности, создание благоприятного бизнес-климата и содействие развитию инноваций. Институты также способствуют установлению правил и регулированию рынка, что обеспечивает справедливость и конкуренцию.
Однако, экономические институты также имеют свои недостатки. Некорректные или неэффективные институты могут создавать бюрократию, коррупцию и искажать рыночные процессы. Неравенство, отсутствие доступа к ресурсам и непредсказуемость правил также могут стать проблемой, ограничивающей экономический рост и развитие.
Реформы экономических институтов
Для обеспечения эффективности и развития экономических институтов часто требуются реформы. Реформы могут включать упрощение бюрократии, улучшение правовой системы, борьбу с коррупцией, создание благоприятного инвестиционного климата и повышение открытости экономики для международного сотрудничества.
Примеры успешных экономических институтов
Существует множество примеров успешных экономических институтов по всему миру. Например, Швеция славится своей социальной защитой и высоким уровнем равенства, благодаря системе социального обеспечения и прогрессивной налоговой политике. Сингапур является примером страны с эффективной системой правопорядка, прозрачностью и низким уровнем коррупции. Также можно упомянуть Швейцарию, которая благодаря своей финансовой системе стала одним из ключевых мировых финансовых центров.
Заключение
В данной статье мы рассмотрели значимость экономических институтов в сфере экономики и развития страны. Экономические институты являются правилами, нормами и организациями, которые регулируют экономические отношения. Они играют важную роль в создании стабильности, защите прав собственности, развитии бизнеса и обеспечении равенства на рынке.
Различные виды экономических институтов, включая государственные, частные и международные, выполняют определенные функции и способствуют развитию экономики. Через эффективные институты создаются условия для роста, инноваций и конкуренции. Однако, несовершенные институты могут привести к неравенству, коррупции и искажению рыночных процессов.
Для обеспечения эффективности и развития экономических институтов требуются реформы, такие как улучшение правовой системы, борьба с коррупцией и создание благоприятного инвестиционного климата. Примеры успешных экономических институтов, таких как Швеция, Сингапур и Швейцария, демонстрируют важность хорошо функционирующих институтов для экономического развития.
В целом, экономические институты являются фундаментом экономической системы и имеют существенное влияние на жизнь людей и развитие страны. Правильное управление и развитие экономических институтов способствуют устойчивому экономическому росту и благополучию общества.
Источник: nauchniestati.ru