Исламский менеджмент как концепция ведения бизнеса основные особенности

Для более полного представления движущих сил исламского стиля управления бизнесом рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.
Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике. В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотивация поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому о мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни.
Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства принадлежат Аллаху, который предал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.
Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность такой категории как ссудный процент в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:
• нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;
• рост потребительских, государственных и международных долгов;
• нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;
• концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;
• увеличение темпов инфляции.
Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:
• мусульман перед друг другом;
• всех перед законом и правосудием;
• мужчины и женщины перед Богом;
• социальной ответственности.
Если христианская этика требует забыть себя ради Бога, то исламская мораль наоборот призывает заботиться о себе, и своих ближних, об обществе, о Боге.
Два основных постулата концепции это риба (запрет ссудного процента) и закят (долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).
Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя при его во благо общества извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в увеличении своего достатка, а это в свою очередь, является фактором производства.
Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становится уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль.
В контексте теории фирмы в рамках исламской экономики главной целью человека является достижения материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремиться увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:
• максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов (маслаха).
• цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом(например легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, с/х – заниматься свиноводством и т.д.);
• справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог – закят и благотворительность;
• двойной контроль в управлении: божественный – на основе внутренней веры, внешний – со стороны уполномоченных органов;
• запрещение нанесение вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь;
Основные характеристики исламской фирмы:
• фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;
• фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;
• фирма рассчитывает в работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;
• работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;
• фирма несет социальную ответственность;
• основными принципами бизнеса являются: мушарака, мудараба, бей-салям, истисна и другие виды свободные от ограничений рыбы, гарара, и мейсира.
• права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.

Читайте также:  Маккормак чему не учат в гарвардской школе бизнеса

Источник: upravlenie.org

Исламский опыт управления бизнесом

Ислам, как религия является самой молодой. Зарождение ее относят к шестому веку, вобравшей в себя все лучшее от своих старших братьев иудаизма, христианства. Сила, власть и богатство как последствия дифференциации жизни арабов были закреплены в писании. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказания в конце мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам — едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность.

В исламской мире, например источником всякого закона признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного подчинения закону Аллаха — шариату.

Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоретики исследовали взаимосвязь между нравственными предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследования были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют личность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и предприимчивую. Изменилось также отношения к труду и трудовой активности. Умение производительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводятся исламом в ранг нравственного долга. Конструктивный диалог определил сотрудничество между представителями трех моно религий в сфере международного бизнеса, который в итоге выразился принятием соответствующего этического кодекса бизнеса в 1993 году.

Как отмечалось в этом кодексе, «бизнес является частью социального порядка. Его основная цель — эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг». Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира особо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества. В тоже время исследование влияние исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа.

Для достижения высокой результативности практически в любом виде предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Несмотря на пересечение права и морали право нельзя рассматривать как отражение моральных стандартов общества.

Принято разделять, что моральные ценности в отличии от правовых актов, которые наказывают за крупные нарушения преступления, регулируют межличностные отношения между представителями разных компаний, а также создают систему правил норм и принципов поведения в отдельном коллективе, способствующих росту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.

Особенности различных моделей экономического поведения

Для более адекватного восприятия исламской концепции поведения проведем сравнения ее с различными моделями в Украине, России, США и Японии.

Обратившись к таблице №1 можно отметить, все модели имеют исторические корни, региональные причины социально-экономического поведения и в некоторой мере определяются текущим позиционирование и будущими ожиданиями.

Украинская и Российская модель при том, что экономики этих стран связывают множество различных партнерств имеют характерные отличия. Исламская модель очень близка в некоторых аспектах русской, украинской именно желаниями и устремлениями, но не всегда это удается воплотить на практике. Англо-саксонская и японская модели несмотря на ряд отличий на современном этапе имеют ярко выраженную тенденцию к взаимопроникновению.

Особенности различных моделей экономического поведения

Украинская модельРоссийская модельИсламская модельАнгло-саксонская модельЯпонская модель
1.Украина привержена неформальным подходам принятия решений, построения отношений, своими действиями предвосхищая ожидания партнеров. Современный подъем духовности повлиял на повышение социальной ответственности власти и олигархов. 2.Развитие протестантских церквей используют в своих доктринах не формальный подход. 3.Многовекторность это склонность миссионерству и космополитизму проявляется в дружеских отношениях с востоком и западом 4.Инициатива следует за реальной мотивацией людей. 5.Хозяйский подход даже в лизинговых отношениях заслуживает доверия.1. В социально- экономическом плане РФ выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная склонность го-ва к патернализму и общественным формам присвоения (б.п образование, медицина). 2.Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализуют ее, жесткая норма отсутствует. 3.Экономическая свобода является второстепенной по отношению к задачам спасения. 4.Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях. 5.Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, преобладанию финансового капитала над промышленным.1. Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими благами, греховности стяжательства. Основной акцент на справедливом перераспре- делении материальных благ между всеми членами общества. 2.Запрет на ссудный процент в финансово- кредитной сфере. 3. Прямое долевое участие в работе фирмыТрадиции протестантского капитализма. Активно ориентировано на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность. 2.Ивестора отличает более отчетливая приверженность к риску, большой индивидуализм, подконтрольность не государству а крупным компаниям. 3.Человек обязан прикладывать все усилия выполнять свою работу, к зарабатыванию денег, в этом выражается его добродетель и умение в выполнении призванияСтремление к иерархичности к верности боссу, система пожизненного найма, меньшая приверженность к риску. Готовность быть опекаемым. Предпочтение руководством интересов персонала интереса акционеров Коллективизм, сбережение, честность и практицизм
Читайте также:  Лучший бизнес это государство

В заключении, хотелось бы отметить, что базовыми принципами исламской концепции управления бизнесом является:

§ свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров;

§ этичное поведение управляющих и управляемых;

§ благотворительность и милосердие.

При этом, подчеркивается, что этичные деловые культуры других стилей управления также изучаются, уважаются, принимаются и отдельные элементы, которые не противоречат шариату используются.

Модели участия в управлении

В России участие в управлении является долговременной традицией: власть обращается к людям в тех случаях, когда чувствует свою слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не стало элементом организационной культуры. Успехи и неудачи связывались подчиненными с работой руководителей. Россия является евроазиатской страной, поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной культур.

ЗападнаяВосточная
Преимущественно партисипативная модель участияПреимущественно подданническая политическая культура
Индивид – основной элемент политикиОбщность (семейная, клановая, профессиональная)
Устойчивые традиции политической демократииУстойчивые традиции авторитаризма
Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в нейИндивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней
Западные религии формируют открытый тип участия в политикеВосточные религии формируют тип скрытого участия в политике, иногда фанатичного в экстремальных условиях
Преобладание общенациональных интересовПервостепенная роль национально-этнического фактора
Преобладание модернизма в общей и политической культуреУстойчивость традиционной и политической культуры
Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и усложнение политического развитияВозрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли партий и общественных движений
Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитетаРезкий разрыв между элитами и массами и соответствующий политический менталитет

Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах

Различия в характеристиках работы в США и России

РоссиянеАмериканцы
Работать больше, чтобы сделать большеРаботать усерднее, чтобы сделать лучше
В работе и отдыхе больше ориентированы на количествоБольше ориентированы на качество в работе и отдыхе
Экстенсивность как главный принцип, поглощающий свободное времяИнтенсивность как главный принцип, сохраняющий свободное время
Низкая структурированность работы имеет своим продолжением низкую структурированность свободного времениВысокая структурированность работы имеет своим продолжением высокую структурированность свободного времени.

Вывод: принципиальные различия между трудовыми ценностями России и США состоят в том, что российский менеджмент находится на стадии количественного роста, поэтому качественная сторона дела пока недооценивается. Установлено, что руководители системы государственного управления и российские менеджеры работают в среднем на 1,5-2 часа больше, чем их американские коллеги. Отдых у американских менеджеров планируется на предсказуемой основе.

Исторические пути реформирования системы управления можно свести к двум главам:

· эволюционный путь, основой которого является мирное постепенное и последовательное преобразование с предварительной проработкой концепций, направлений, этапов и последовательности преобразований;

· революционный путь реформирования, когда реформаторы, опираясь на массовые симпатии противников прежнего режима действуют в интересах большинства.

Читайте также:  В чем смысл франшизы для малого бизнеса

Национальные особенности менеджмента.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях.

Американская модель — заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах:

· рациональная организация производства продукции;

· снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и т.д.

· фирма рассматривается, как закрытая система, цели и задачи считаются заданными и стабильными.

Японская модель — результат системы, оценивается специалистами, как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации. Особенности этой модели проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.

Маркетинговая модель — определяются следующими моментами:

· ставка на человека самореализующегося;

· фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

· эта модель основана на системном и ситуационном подходе;

· фирма, как открытая система.

Американская модельЯпонская модельМаркетинговая модель
Найм работников на относительно короткое времяПожизненный наймДолгосрочный найм
Индивидуальное принятие решенийКоллективное принятие решений
Индивидуальная ответственностьКоллективная ответственностьИндивидуальная ответственность
Быстрое развитие и продвижениеМедленное развитие и продвижение
Явный точный контрольМеханизмы косвенного контроляКосвенный неформальный контроль с точными формализованными критериями
Способствует развитию специализированной карьеры работникаСпособствует развитию неспециализированной карьеры работникаУмеренно-специализированное развитие карьеры работника
Избирательное диверсифицированное отношение к работнику, как к таковомуЦелостный подход к работнику, как к личностиЦелостный подход, рассматривая семью

Характерной чертой новых систем российского внутрифирменного управления является ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала.

Характеристика российской модели управления.

· Создание новых форм организаций, (финансово-промышленные группы, ассоциации, корпорации, холдинги и т.д.).

· Создание малых предприятий.

· Увеличение затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

· Комплексная автоматизация и компьютеризация производственных процессов.

· Повышение качества и надежности новых изделий.

· Разработка стратегий и тактики борьбы за лидерство.

· Определение приоритетных областей инвестиций.

· Развитие кадрового потенциала.

· Децентрализация и сокращение уровня в аппарате управления.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Исламская этика ведения бизнеса: мнение профессора исламского менеджмента

В чем особенности ведения исламского бизнеса? Как должен вести себя на работе мусульманин? С этими тонкостями делится Рафик Биикун, профессор менеджмента и стратегии исламского менеджмента, руководитель департамента менеджмента Университета Невады, создатель сайта и онлайн-курса по исламскому менеджменту.

Поступать этично мусульманскому бизнесмену в нынешнем глобальном мире – наивно? Ответ Рафика Биикуна – твердое “нет”. В исламе этика управляет каждым аспектом жизни. Желание добиться мирского и вечного счастья характерно для каждого мусульманина. Всевышний описывает людей, которые достигают успеха, как тех, кто “призывает к хорошему (хайр) и предписывает правильное (маруф) и оберегает от запретного (мункар).

Бизнес-этика, или как ее по-другому называют – “организационная этика” – это совокупность каких-то мер и принципов, которые ограничивают деятельность компании в рамках понятий “хорошо” и “плохо”. Согласно шариату этот термин близок по своему значению к “хулук” из Курана. Священная книга мусульман содержит множество терминов, которые описывают концепцию “благого” – хайр (добро), быр (правда), кист (акционерный капитал), ‘адл (равновесие и справедливость), хакк (правда, справедливость), ма’руф (известное и утвержденное), и таква (благочестие).

Но что это значит для бизнеса? Каким конкретным стандартам должна следовать компания? Какова ответственность мусульманского бизнесмена перед внутренними и внешними заинтересованными сторонами? Какого менеджера можно назвать образцом этического поведения? На все эти и другие вопросы отвечает дисциплина “исламский менеджмент”.

Профессор Биикун – автор 4 учебников по этой тематике. “Исламская этика бизнеса” была опубликована Международным институтом мысли (InternationalInstituteofIslamicThought) и переведена на несколько языков. В ней автор рассказывает о факторах, которые влияют на этическое поведение бизнеса в исламе, об исламской этической системе, халяльных сферах бизнеса, способах развития этического климата в организации.

Другая интересная книга, заслуживающая внимания, называется “Лидерство: исламская точка зрения”.

Владеющие английским языком могут прослушать его онлайн-курс по Исламскому менеджменту на Islamicity.com.

Источник: www.ansar.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин