Для более полного представления движущих сил исламского стиля управления бизнесом рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.
Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике. В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотивация поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому о мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни.
Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства принадлежат Аллаху, который предал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.
Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность такой категории как ссудный процент в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:
• нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;
• рост потребительских, государственных и международных долгов;
• нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;
• концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;
• увеличение темпов инфляции.
Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:
• мусульман перед друг другом;
• всех перед законом и правосудием;
• мужчины и женщины перед Богом;
• социальной ответственности.
Если христианская этика требует забыть себя ради Бога, то исламская мораль наоборот призывает заботиться о себе, и своих ближних, об обществе, о Боге.
Два основных постулата концепции это риба (запрет ссудного процента) и закят (долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).
Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя при его во благо общества извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в увеличении своего достатка, а это в свою очередь, является фактором производства.
Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становится уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль.
В контексте теории фирмы в рамках исламской экономики главной целью человека является достижения материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремиться увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:
• максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов (маслаха).
• цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом(например легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, с/х – заниматься свиноводством и т.д.);
• справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог – закят и благотворительность;
• двойной контроль в управлении: божественный – на основе внутренней веры, внешний – со стороны уполномоченных органов;
• запрещение нанесение вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь;
Основные характеристики исламской фирмы:
• фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;
• фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;
• фирма рассчитывает в работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;
• работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;
• фирма несет социальную ответственность;
• основными принципами бизнеса являются: мушарака, мудараба, бей-салям, истисна и другие виды свободные от ограничений рыбы, гарара, и мейсира.
• права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.
Источник: upravlenie.org
Исламский опыт управления бизнесом
Ислам, как религия является самой молодой. Зарождение ее относят к шестому веку, вобравшей в себя все лучшее от своих старших братьев иудаизма, христианства. Сила, власть и богатство как последствия дифференциации жизни арабов были закреплены в писании. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказания в конце мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам — едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность.
В исламской мире, например источником всякого закона признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного подчинения закону Аллаха — шариату.
Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоретики исследовали взаимосвязь между нравственными предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследования были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют личность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и предприимчивую. Изменилось также отношения к труду и трудовой активности. Умение производительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводятся исламом в ранг нравственного долга. Конструктивный диалог определил сотрудничество между представителями трех моно религий в сфере международного бизнеса, который в итоге выразился принятием соответствующего этического кодекса бизнеса в 1993 году.
Как отмечалось в этом кодексе, «бизнес является частью социального порядка. Его основная цель — эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг». Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира особо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества. В тоже время исследование влияние исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа.
Для достижения высокой результативности практически в любом виде предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Несмотря на пересечение права и морали право нельзя рассматривать как отражение моральных стандартов общества.
Принято разделять, что моральные ценности в отличии от правовых актов, которые наказывают за крупные нарушения преступления, регулируют межличностные отношения между представителями разных компаний, а также создают систему правил норм и принципов поведения в отдельном коллективе, способствующих росту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.
Особенности различных моделей экономического поведения
Для более адекватного восприятия исламской концепции поведения проведем сравнения ее с различными моделями в Украине, России, США и Японии.
Обратившись к таблице №1 можно отметить, все модели имеют исторические корни, региональные причины социально-экономического поведения и в некоторой мере определяются текущим позиционирование и будущими ожиданиями.
Украинская и Российская модель при том, что экономики этих стран связывают множество различных партнерств имеют характерные отличия. Исламская модель очень близка в некоторых аспектах русской, украинской именно желаниями и устремлениями, но не всегда это удается воплотить на практике. Англо-саксонская и японская модели несмотря на ряд отличий на современном этапе имеют ярко выраженную тенденцию к взаимопроникновению.
Особенности различных моделей экономического поведения
Украинская модель | Российская модель | Исламская модель | Англо-саксонская модель | Японская модель |
1.Украина привержена неформальным подходам принятия решений, построения отношений, своими действиями предвосхищая ожидания партнеров. Современный подъем духовности повлиял на повышение социальной ответственности власти и олигархов. 2.Развитие протестантских церквей используют в своих доктринах не формальный подход. 3.Многовекторность это склонность миссионерству и космополитизму проявляется в дружеских отношениях с востоком и западом 4.Инициатива следует за реальной мотивацией людей. 5.Хозяйский подход даже в лизинговых отношениях заслуживает доверия. | 1. В социально- экономическом плане РФ выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная склонность го-ва к патернализму и общественным формам присвоения (б.п образование, медицина). 2.Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализуют ее, жесткая норма отсутствует. 3.Экономическая свобода является второстепенной по отношению к задачам спасения. 4.Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях. 5.Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, преобладанию финансового капитала над промышленным. | 1. Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими благами, греховности стяжательства. Основной акцент на справедливом перераспре- делении материальных благ между всеми членами общества. 2.Запрет на ссудный процент в финансово- кредитной сфере. 3. Прямое долевое участие в работе фирмы | Традиции протестантского капитализма. Активно ориентировано на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность. 2.Ивестора отличает более отчетливая приверженность к риску, большой индивидуализм, подконтрольность не государству а крупным компаниям. 3.Человек обязан прикладывать все усилия выполнять свою работу, к зарабатыванию денег, в этом выражается его добродетель и умение в выполнении призвания | Стремление к иерархичности к верности боссу, система пожизненного найма, меньшая приверженность к риску. Готовность быть опекаемым. Предпочтение руководством интересов персонала интереса акционеров Коллективизм, сбережение, честность и практицизм |
В заключении, хотелось бы отметить, что базовыми принципами исламской концепции управления бизнесом является:
§ свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров;
§ этичное поведение управляющих и управляемых;
§ благотворительность и милосердие.
При этом, подчеркивается, что этичные деловые культуры других стилей управления также изучаются, уважаются, принимаются и отдельные элементы, которые не противоречат шариату используются.
Модели участия в управлении
В России участие в управлении является долговременной традицией: власть обращается к людям в тех случаях, когда чувствует свою слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не стало элементом организационной культуры. Успехи и неудачи связывались подчиненными с работой руководителей. Россия является евроазиатской страной, поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной культур.
Западная | Восточная |
Преимущественно партисипативная модель участия | Преимущественно подданническая политическая культура |
Индивид – основной элемент политики | Общность (семейная, клановая, профессиональная) |
Устойчивые традиции политической демократии | Устойчивые традиции авторитаризма |
Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней | Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней |
Западные религии формируют открытый тип участия в политике | Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике, иногда фанатичного в экстремальных условиях |
Преобладание общенациональных интересов | Первостепенная роль национально-этнического фактора |
Преобладание модернизма в общей и политической культуре | Устойчивость традиционной и политической культуры |
Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и усложнение политического развития | Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли партий и общественных движений |
Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитета | Резкий разрыв между элитами и массами и соответствующий политический менталитет |
Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах
Различия в характеристиках работы в США и России
Россияне | Американцы |
Работать больше, чтобы сделать больше | Работать усерднее, чтобы сделать лучше |
В работе и отдыхе больше ориентированы на количество | Больше ориентированы на качество в работе и отдыхе |
Экстенсивность как главный принцип, поглощающий свободное время | Интенсивность как главный принцип, сохраняющий свободное время |
Низкая структурированность работы имеет своим продолжением низкую структурированность свободного времени | Высокая структурированность работы имеет своим продолжением высокую структурированность свободного времени. |
Вывод: принципиальные различия между трудовыми ценностями России и США состоят в том, что российский менеджмент находится на стадии количественного роста, поэтому качественная сторона дела пока недооценивается. Установлено, что руководители системы государственного управления и российские менеджеры работают в среднем на 1,5-2 часа больше, чем их американские коллеги. Отдых у американских менеджеров планируется на предсказуемой основе.
Исторические пути реформирования системы управления можно свести к двум главам:
· эволюционный путь, основой которого является мирное постепенное и последовательное преобразование с предварительной проработкой концепций, направлений, этапов и последовательности преобразований;
· революционный путь реформирования, когда реформаторы, опираясь на массовые симпатии противников прежнего режима действуют в интересах большинства.
Национальные особенности менеджмента.
Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях.
Американская модель — заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах:
· рациональная организация производства продукции;
· снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и т.д.
· фирма рассматривается, как закрытая система, цели и задачи считаются заданными и стабильными.
Японская модель — результат системы, оценивается специалистами, как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации. Особенности этой модели проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.
Маркетинговая модель — определяются следующими моментами:
· ставка на человека самореализующегося;
· фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;
· эта модель основана на системном и ситуационном подходе;
· фирма, как открытая система.
Американская модель | Японская модель | Маркетинговая модель |
Найм работников на относительно короткое время | Пожизненный найм | Долгосрочный найм |
Индивидуальное принятие решений | Коллективное принятие решений | |
Индивидуальная ответственность | Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность |
Быстрое развитие и продвижение | Медленное развитие и продвижение | |
Явный точный контроль | Механизмы косвенного контроля | Косвенный неформальный контроль с точными формализованными критериями |
Способствует развитию специализированной карьеры работника | Способствует развитию неспециализированной карьеры работника | Умеренно-специализированное развитие карьеры работника |
Избирательное диверсифицированное отношение к работнику, как к таковому | Целостный подход к работнику, как к личности | Целостный подход, рассматривая семью |
Характерной чертой новых систем российского внутрифирменного управления является ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала.
Характеристика российской модели управления.
· Создание новых форм организаций, (финансово-промышленные группы, ассоциации, корпорации, холдинги и т.д.).
· Создание малых предприятий.
· Увеличение затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.
· Комплексная автоматизация и компьютеризация производственных процессов.
· Повышение качества и надежности новых изделий.
· Разработка стратегий и тактики борьбы за лидерство.
· Определение приоритетных областей инвестиций.
· Развитие кадрового потенциала.
· Децентрализация и сокращение уровня в аппарате управления.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Исламская этика ведения бизнеса: мнение профессора исламского менеджмента
В чем особенности ведения исламского бизнеса? Как должен вести себя на работе мусульманин? С этими тонкостями делится Рафик Биикун, профессор менеджмента и стратегии исламского менеджмента, руководитель департамента менеджмента Университета Невады, создатель сайта и онлайн-курса по исламскому менеджменту.
Поступать этично мусульманскому бизнесмену в нынешнем глобальном мире – наивно? Ответ Рафика Биикуна – твердое “нет”. В исламе этика управляет каждым аспектом жизни. Желание добиться мирского и вечного счастья характерно для каждого мусульманина. Всевышний описывает людей, которые достигают успеха, как тех, кто “призывает к хорошему (хайр) и предписывает правильное (маруф) и оберегает от запретного (мункар).
Бизнес-этика, или как ее по-другому называют – “организационная этика” – это совокупность каких-то мер и принципов, которые ограничивают деятельность компании в рамках понятий “хорошо” и “плохо”. Согласно шариату этот термин близок по своему значению к “хулук” из Курана. Священная книга мусульман содержит множество терминов, которые описывают концепцию “благого” – хайр (добро), быр (правда), кист (акционерный капитал), ‘адл (равновесие и справедливость), хакк (правда, справедливость), ма’руф (известное и утвержденное), и таква (благочестие).
Но что это значит для бизнеса? Каким конкретным стандартам должна следовать компания? Какова ответственность мусульманского бизнесмена перед внутренними и внешними заинтересованными сторонами? Какого менеджера можно назвать образцом этического поведения? На все эти и другие вопросы отвечает дисциплина “исламский менеджмент”.
Профессор Биикун – автор 4 учебников по этой тематике. “Исламская этика бизнеса” была опубликована Международным институтом мысли (InternationalInstituteofIslamicThought) и переведена на несколько языков. В ней автор рассказывает о факторах, которые влияют на этическое поведение бизнеса в исламе, об исламской этической системе, халяльных сферах бизнеса, способах развития этического климата в организации.
Другая интересная книга, заслуживающая внимания, называется “Лидерство: исламская точка зрения”.
Владеющие английским языком могут прослушать его онлайн-курс по Исламскому менеджменту на Islamicity.com.
Источник: www.ansar.ru