Исследование с любопытными результатами было проведено международной организацией Grant Thornton International (GTI). В результатах отмечено, что в России руководящий состав компаний почти наполовину представлен женщинами, и это является высшим показателем во всем мире. Надо отметить, есть и неоднозначная закономерность: чем развитей экономика и чем в ней лучше обстоят дела, тем женщин в руководстве компаний меньше, и наоборот.
В опросе GTI участвовало 11500 респондентов из 40 стран мира. Выяснилось, что в России из 11 человек высшего звена крупных и средних компаний: 5 (46%) — женщины. Это наивысший показатель среди исследованных стран. В первой 3-ке, с большим отставанием от России, следует Грузия (в руководстве компаний 38% женщин) и Италия (36%). В среднем в мире этот показатель составляет 21%.
По мнению Сергея Тишакова, партнера «Грант Торнтон Россия», гендерные различия оказывают влияние на разрешение критических ситуаций: действия мужчин более предсказуемы, в то время как женщины зачастую фиксируют такие нюансы, о которых не пишут в учебниках.
Процент женщин на руководящих постах в российских компаниях:
- Главный бухгалтер – 72%
- Директор по персоналу – 68%
- Финансовый директор – 60%
- Директор по маркетингу – 45%
- Первый заместитель генерального директора – 23%
- Директор по производству – 8%
- Председатель совета директоров – 5%
Конкурентные преимущества женщин при устройстве на работу:
- Более высокая по сравнению с мужчинами лояльность по отношению к работодателю – 53%
- Отличаются большим трудолюбием и работоспособностью – 43%
- Готовы работать за меньшую оплату – 30%
- Выше уровень образования, чем у мужчин – 23%
Наличие в российских компаниях программ для женщин (женщин с детьми):
- Гибкий рабочий график – 63%
- Возможность выполнять работу из дома – 45%
- Мед. страховка для детей и семьи – 35%
- Страховое покрытие по беременности и родам – 20%
- Образовательные программы для женщин – 20%
- Программы поддержки и коучинга – 13%
- Корпоративные ясли/сад/школа/кружки – 5%
А вот результаты исследования компании PricewaterhouseCoopers: в 2012 г. почти 2-ое больше компаний имеют программы для женщин и работающих мам .
Заметно выросла доля женщин на таких высоких постах, как генеральный директор и финансовый директор.
В последнее время заметно увеличилась доля представительниц прекрасного пола, получивших назначение на руководящие посты (42%), а именно на такие ключевые позиции, как генеральный директор ( в 2012 г. – 21% и 13% – в 2011 г.), финансовый директор (60% в 2012 г., 49% – годом ранее). Большая доля женщин на постах главного бухгалтера, директора по маркетингу, директора по персоналу.
Конкурентным преимуществом кандидатов-женщин в глазах работодателей является их высокая лояльность к компании. В 53% опрошенных компаний представительницы слабого пола работают дольше, чем мужчины.
Примерно 40% участников опроса отметили, что женщины в сравнении с представителями мужского пола дольше занимают одну и ту же должность и при этом работают без продвижения по карьерной лестнице. По сравнению с результатами 2011 года, доля опрошенных, отметивших данный факт, увеличилась на 13%.
43% респондентов отметили трудолюбие и работоспособность основными преимуществами кандидатов-женщин. Каждый 3-ий считает, что женщины готовы выполнять свои трудовые функции за меньшую зарплату.
Основной причиной отсутствия программ поддержки женщин в российских компаниях 48% участников исследования посчитали низкую заинтересованность руководства. Однако, за прошлый год почти в 2 раза возросла доля компаний, практикующих программы для женщин и работающих мам. Все большее число работодателей стали предоставлять работающим мамам возможность работать из дома один или несколько раз в неделю (45% – в 2012 г. , 36% – в 2011 году).
Значительно увеличилась доля работодателей, предоставляющих мед. страховку семье и детям (в 2012г. – 35%, в 2011 г. – 21%). Возросла доля компаний, практикующих программы адаптации для женщин возвратившихся из декретного отпуска (с 9% до 10%).
В 10% компаний уже имеется, а в 3% планируется принять официальную стратегию, связанную с положением женщин в компании и их продвижением по карьерной лестнице.
К числу самых важных вопросов связанных со взаимоотношением женщин и их работодателей около половины респондентов отнесли организацию рабочего времени и графика сотрудниц, у которых есть маленькие дети. Одна четверть участников опроса считают актуальными вопросы, которые связаны с последующим профессиональным развитием, а также адаптацией женщин в компании после их возвращения на работу из декретного отпуска.