К группе принципов оценки бизнеса обусловленных действием рыночной среды относится принцип

Главным фактором на рынке продаваемых предприятий, влияющим на их цену, является соотношение спроса и предложения, т.е. конъюнктура рынка. При равновесном состоянии спроса и предложения цены остаются достаточно стабильными.

Если рынок предлагает весьма ограниченное количество прибыльно работающих предприятий, то цены на них будут достаточно высокими. В случае, когда на рынке имеет место большое количество предприятий-банкротов, то цены на них будут сравнительно низкими. Такое состояние рынка недвижимости обусловлено необходимостью учета принципа соответствия.

Принцип соответствия. Согласно этому принципу все предприятия, не соответствующие требованиям рынка по оснащенности производственным оборудованием, применяемым технологиям, уровню менеджмента, информационной обеспеченности и доходности, оцениваются ниже среднего.

Известны следующие закономерности в рыночной экономике:

  • • если спрос неизменен, а предложение растет, то цены уменьшаются;
  • • если спрос неизменен, а предложение уменьшается, то цены увеличиваются;
  • • если предложение неизменно, а спрос имеет тенденцию расти, то цены растут;
  • • если предложение неизменно, а спрос сокращается, то цены уменьшаются.

Цены остаются постоянными в том случае, когда между спросом и предложением на рынке установилось необходимое равновесие. От соотношения спроса и предложения непосредственно зависит цена объекта оценки.

С этим принципом связаны принципы регрессии и прогрессии.

Принцип регрессии. Суть его состоит в нецелесообразности проведения на предприятии излишних технико-технологических и иных улучшений в данных рыночных условиях. Рыночная цена такого предприятия, вероятнее всего, не будет адекватно отражать его реальную стоимость, так как будет ниже реальных затрат на его создание.

Принцип прогрессии. Речь идет о ситуации, когда в результате присутствия на рынке ряда предприятий с достаточно высокими конечными экономическими и финансовыми показателями, отражающими результаты их деятельности, рыночная цена выставленного на продажу предприятия с менее привлекательными потребительскими свойствами (меньшей полезностью) может оказаться выше его стоимости.

Принцип конкуренции. Суть его заключается в том, что в случае превышения объемом получаемой прибыли понесенных затрат, связанных с привлечением необходимых факторов производства, обостряется конкуренция на рынке купли-продажи бизнеса. Следствием этой конкуренции является снижение среднего уровня доходов.

Цена предлагаемого на рынке предприятия определяется во многом уровнем конкуренции. Конкуренция на рынке возникает среди покупателей, продавцов, арендаторов и арендодателей, которые заключают между собой сделки купли-продажи имущества или арендные договоры. Каждый объект собственности конкурирует с другими объектами, имеющими функционально аналогичное назначение или обеспечивающими примерно такие же экономические выгоды. Этот принцип не распространяется на предприятия-монополисты — естественные монополии.

На стоимость бизнеса оказывают воздействие не только внутренние факторы, но и внешние. Поэтому нужно учитывать принцип зависимости от внешней среды.

Принцип зависимости от внешней среды. Оценка стоимости бизнеса должна осуществляться с учетом изменения политических, экономических, экологических и социальных факторов как внутри страны, так и за рубежом.

Стоимость предприятия вследствие изменения конъюнктуры рынка не остается постоянной во времени. Поэтому необходимо учитывать принцип временной привязки.

Принцип временной привязки. Оценка стоимости предприятия должна проводиться по состоянию на определенную дату. Это обусловлено как оперативными изменениями, происходящими на каждом предприятии, так и непостоянством конъюнктуры рынка продаж готового бизнеса.

Читайте также:  Как выглядит бизнес класс в аэрофлоте боинг 777

Принцип экономического разделения. Согласно этому принципу имущественные права следует разделять или соединять таким образом, чтобы в итоге увеличить общую стоимость объекта оценки.

Для придания традиционно декларируемым принципам оценки стоимости бизнеса системности и необходимой завершенности предлагается дополнить их новыми принципами (рис. 2.8). Такие принципы являются необходимой научной основой для принятия окончательного решения в отношении состава подлежащих применению целесообразных методов оценки стоимости бизнеса и получения итоговых результатов расчетов.

Принцип корректности исходных данных. Его применение связано с использованием в процессе оценки стоимости бизнеса рыночного метода, который базируется на сравнении информации, накопленной в данной отрасли по компаниям-аналогам. Этот принцип обусловливает необходимость учета особенностей и проведение соответствующей корректировки исходных данных в процессе оценочных расчетов по предполагаемому к продаже объекту собственности на основе накопленных ретроспективных статистических отраслевых данных.

Принцип достоверности означает, что подлежащие использованию в расчетах исходные данные по оцениваемым объектам собственности должны характеризоваться приемлемой степенью точности. Денежные потоки прогнозного и постпрогнозного (следующего за прогнозным) периодов должны определяться с использованием современных методов прогнозирования, а не исходя из субъективных представлений.

Принцип целевой направленности предполагает необходимость применения при проведении оценочных расчетов таких методов (подходов), которые обеспечивали бы достижение главной цели, во имя достижение которой предполагается проводить оценку стоимости бизнеса.

Дополнительно рекомендуемые принципы оценки стоимости бизнеса

Рис. 2.8. Дополнительно рекомендуемые принципы оценки стоимости бизнеса

Принцип системности обусловливает необходимость построения системы оценки стоимости бизнеса в тесном единстве и взаимообусловленности всех ее элементов (жизненного цикла бизнеса, приемлемой точности необходимых для расчетов исходных данных и т.д.).

Принцип многокритериалъности предусматривает целесообразность использования многокритериального подхода при выборе наилучшего результата решения по оценке стоимости бизнеса в случае выполнения расчетов с помощью различных методов, проводимых по одним и тем же исходным данным.

Принцип актуализации результатов расчетов предполагает необходимость внесения соответствующих корректив в расчеты, связанные с оценкой бизнеса, в случае появления новых статистических данных по рассматриваемому объекту собственности. Благодаря соблюдению этого принципа создаются благоприятные условия для повышения точности расчетов, отражающих стоимостную оценку бизнеса.

Принцип аналогии означает, что знание, полученное по какому- либо объекту собственности (какой-то модели), или статистическая ретроспективная информация об объектах примерно одинаковой природы (одинаковых параметров) переносится на другой менее изученный объект с учетом особенностей последнего.

Принцип оптимальности. Из альтернативных вариантов оценки стоимости бизнеса должен выбираться такой вариант, при котором возможна наиболее полная реализация функциональных возможностей предприятия как имущественного комплекса.

Причем альтернативные варианты должны получаться при единовременном применении к оценке объекта собственности различных методов расчетов и последующего их агрегирования с помощью коэффициентов важности. С целью повышения достоверности оценок вместо субъективно устанавливаемых коэффициентов важности могут использоваться соответствующие коэффициенты чувствительности, получаемые на основе сбора и обработки статистической ретроспективной информации. Следствием применения оптимального варианта будет в дальнейшем достижение наивысшей стоимости объекта (бизнеса). Этот принцип лежит в основе реализации конечной цели, которая обычно декларируется в рамках системы управления стоимостью компании.

Читайте также:  Кто из артистов шоу бизнеса с Украины

Принцип адекватности характеризует не только необходимость организации процесса сбора достоверной ретроспективной и текущей статистической информации на постоянной основе, но и выявление устойчивых тенденций в развитии отраслей и производств.

Принцип верифицируемости предполагает необходимость определения степени достоверности и обоснованности получаемых результатов расчетов.

Источник: studref.com

Принципы, обусловленные действием рыночной среды

Эта группа принципов напрямую обусловлена действием рыночной среды.

Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, является соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью.

Если рынок предлагает незначительное число прибыльных организаций, т.е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеет место избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.

В долгосрочной перспективе спрос и предложение являются относительно эффективными факторами в определении направления изменения цен. Но в короткие промежутки времени факторы спроса и предложения могут и не иметь возможности эффективно работать на рынке активов. Рыночные искажения могут быть следствием монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынок могут влиять государственные механизмы контроля.

Как уже отмечалось, полезность определена во времени и пространстве. Рынок учитывает эту определенность прежде всего через цену. Если бизнес соответствует рыночным стандартам, характерным в конкретное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения; если же объект не соответствует требованиям рынка, то это, как правило, влияет через более низкую цену на данный бизнес. С действием такой закономерности связан другой принцип — принцип соответствия, согласно которому организации, не соответствующие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., скорее всего, будут оценены ниже среднего.

С принципом соответствия связаны принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда организация характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого бизнеса, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в результате функционирования соседних объектов, например объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного бизнеса, скорее всего, окажется выше его стоимости.

На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой действует бизнес, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике в эту область пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли. Значит, при оценке стоимости бизнеса необходимо учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящее время и в будущем. Содержание принципа конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но во многом и внешними. Стоимость организации, ее имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Следовательно, при оценке бизнеса необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды.

Читайте также:  Что такое тоо в бизнесе

Изменение политических, экономических и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость бизнеса изменяется. Следовательно, оценка стоимости бизнеса должна проводиться на определенную дату.

В этом заключается суть принципа изменения стоимости: для того чтобы рассмотреть возможные способы использования данного бизнеса, необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение и другие факторы определяют альтернативные способы использования данных активов. При рассмотрении альтернатив развития может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных прав на собственность, если это позволит увеличить общую стоимость. Экономическое разделение имеет место, если права на объект можно разделить на два или более имущественных интересов, в результате чего общая стоимость объекта возрастает. Принцип экономического разделения гласит, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.

Результатом такого анализа является определение наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, иначе говоря, определение направления использования собственности организации, которое юридически, технически осуществимо и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. Данный принцип применяется, если оценка проводится в целях реструктурирования. Если целью оценки бизнеса является определение стоимости действующего бизнеса без учета возможных измерений, то данный принцип не применяется.

Источник: bstudy.net

Принципы оценки бизнеса

Принцип полезности – заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребности собственника, тем выше его стоимость. Чем больше полезность, тем выше его стоимость.

Принцип замещения – означает, что максимальная стоимость предпри-ятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

Принцип ожидания – заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

Вторая группа принципов включает в себя:

Принцип вклада – включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стои-мости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.

Принцип сбалансированности (пропорциональности) – максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства. Одним из важных проявлений данного принципа является соответствие размеров предприятия потребностям рынка.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования – предполагает выбор направлений с наиболее эффективным использованием потенциала предприятия.

Третья группа принципов обусловлена действием рыночной среды и включает в себя:

Принцип соответствия – предприятие, не соответствующее требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., скорее всего будет оценено ниже среднего.

Принцип конкуренции – если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

Принцип изменения стоимости – изменение политических, экономии­ческих и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин