К политике и бизнесу нередко относятся как к сферам свободным от морального регулирования приведите

ГДЗ по обществознанию 11 класс учебник Боголюбов §11. Экономическая культура

Экономическая культура — система ценностей ,которая формирует уважительное отношение к любой форме собственности, а также ,способствует созданию и развитию благоприятных социальных условий для ведения предпринимательской деятельности. Ведущим элементом данной культуры является экономическая осознанность.

В широком значении такой осознанностью принято считать совокупность знаний и опыта в сфере экономического управления, применяемых для развития экономической жизни как общества — так и отдельного индивида.

В разрезе личностных качеств каждого человека, важным элементом является его мышление, которое он применяет для экономического развития. Тут, но уже в более узком смысле, роль играет познание закономерности развития экономических процессов, умение анализировать локальные экономические ситуации и извлекать из них осознанную выгоду.

Важным аспектом является и экономическая направленность личности , которую характеризуют мотивы данной деятельности, которые разнятся от человека к человеку. И все же, экономическая культура, хоть и имеет абстрактные элементы, делится на важные аспекты — характеризуется она лишь через принятие совокупности всех элементов экономической деятельности.

Экономика 11 класс (Урок№13 — Бюджетно-налоговая политика.)

При оценке совокупности этих показателей и можно определить экономическую культуру определенного индивида. Однако, существуют и общие положения , которые применимы ко всем — это уважительно отношение к любой форме собственности.

Экономическая культура — это симбиоз осознанности и практических результатов деятельности, которые и будут определять направленность экономической активности.

2. В чём значение экономической направленности и социальных установок личности?

Начнем с того, что личность из себя представляет.

Личность является социальной природой человека, совокупность социально-культурных свойств, которыми человек обладает, и которые человек развивает.

Направленность личности – система побуждений, которые характеризуют человека с той или иной стороны. Направленность личности формируется во время развития личности. Кроме того, направленность личности имеет очень важное значение, потому что это определяет поведение человека, отношение к людям и к самому себе.

Думаю, что экономическая направленность личности обуславливается потребностями человека, которые бывают и биологические, и социальные, но в том или ином случае это требует от человека экономических действий.

Что касается установок, то это готовность личности делать что-то неосознанно. Социальная установка (в качестве поведения, например), случившись один раз, повторяется снова и снова. Но это происходит неосознанно.

Значение экономической направленности и социальных установок личности является большим, ведь социальный установки формируют отношение к себе, людям и общее поведение. Определенный тип мышления или действия, направленный к обществу для удовлетворения потребностей – то, что характеризует практически всю жизнь человека.

3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?

Зачастую как раз собственный интерес и является основой экономического выбора. Например, при начале своей предпринимательской деятельности человек, в первую очередь, нацелен на получение выгоды, что является его собственным интересом. Однако всегда личный интерес является решающим в экономической деятельности. Помимо личного интереса, некоторые люди подходят к экономическому выбору с точки зрения альтруизма, что обуславливает существование таких явлений, как меценатство или благотворительность.

4. От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?

Выбор человеком эталона или можно сказать линии экономического поведения зависит от многих факторов.

Думаю, что все факторы перечислить просто не возможно, поэтому назову, как мне кажется, главные из них.

Это безусловно экономическая образованность, наличие свободного капитала, качество и масштабы личного бизнеса (если он есть) и конечно в первую очередь и главным образом от его характера.

5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

Я считаю, что в некоторых случаях нужно ограничивать экономическую свободу, потому что нельзя допускать неравенства на рынке богатство одних и бедность других, также невозможно создание одной фирмой огромного количества сетей и точек которые к конечном итоге захватят рынок.

6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?

Добровольный брак экономики и экологии вряд ли возможен. Многие предприятия, например отечественные, не соответствуют экологическим стандартам, т.к. довольно дорого следовать им. Однако, государство может жесткими мерами принуждать бизнес следовать экологическим нормам, а это уже не «добровольный брак».

7. В чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?

Думаю, что экономически грамотное и нравственно ценное поведение человека в экономике очень важно, хотя бы потому что это принесет материальную прибыль, а также спасет от неприятных последствий.

Суть данного поведения заключается в том, что каждый человек – член общества – обязан осознавать важность этики при ведении экономической деятельности. Это даст возможность стабильно получать инвестиции и вообще повысить материальное положение. Грамотное ведение дел поможет избежать ситуации, когда сотни тысяч человек вдруг начали называться обманутые дольщики. Если все будут иметь такое поведение, то не может быть сомнений в том, что материальное положение всех слоев общества значительно улучшиться.

8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

Экономика России на современном этапе претерпевает изменения, а именно происходит стадия перехода к рыночной экономике. В настояний момент перед государством стоит очень много проблем, которые обостряются день за днём. Это связано с тем, что экономика России зависит от мировых цен на природные ископаемые. В случае, если цена этих ископаемых снижается, есть риск того, что Россия не получит денежные средства.

В настоящее время больше всего денежных средств получают те, кто работает в сырьевой отрасли, а представители таких профессий, как преподаватели и врачи получают очень скромную зарплату. Другой проблемой, с которой сталкивается Россия, является расслоение общества. Средний класс формируется очень медленно.

Несмотря на то, что многие из них получают довольно большие зарплаты, они не имеют никаких гарантий в стабильности. Несмотря на то, что правительство РФ пытается предпринять меры по поддержке малообеспеченных семей, проблемы остаются нерешенными, так как нередко пенсионерам и студентам приходится прибегать к большим тратам.

Одной из самых больших проблем России является коррупция. Другой проблемой стало медленное развитие малого бизнеса. По сравнению с другими Европейскими странами, вклад малого бизнес в экономику страны остаётся на низком уровне, и проблема здесь связана с государственными и окологосударственными монополиями, которые не дают малому бизнесу развиваться.

1. С какими словами у вас ассоциируются рыночные отношения в российской экономике: анархия, экономическая эффективность, варварство, честность, социальное партнёрство, обман, стабильность, справедливость, законность, нажива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.

2. Экономист Ф. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа». Согласны ли вы с данным утверждением?

3. Это строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчёт — вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм — вот идеалы нашей эпохи».

В чём можно согласиться или о чём поспорить с автором письма?

4. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё», — утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с учёным? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

5. По оценке отечественных специалистов, большинство российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике многие сталкиваются с необязательностью партнёров. При этом вину за собой чувствуют лишь немногим более половины из них. Как вы относитесь к существованию двойной морали у участников экономических отношений — для себя и для партнёра?

Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надёжное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

1. Как взаимосвязаны экономика и другие сферы общественной жизни?

Экономика напрямую связана с различными сферами общественной жизни, будь то политика, образование, культура, социальный сектор и так далее. Если экономика государства процветает, то в стране складываются благоприятные условия для дополнительного финансирования всех выше указанных сфер общественной жизни.

2. Что изучает экономическая наука?

Что изучает экономическая наука? — экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

3. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

Роль в экономике высока потому что от экономического состояния страны зависит, уровень жизни её жителей например у стран Африки ( кроме ЮАР) отсталый уровень экономики и поэтому уровень жизни в стране низкий

4. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

Чтобы производитель сделал рациональный выбор, ему следует проверить рынок спроса касаемо продукции в том месте, где планирует торговать. А также узнать, какие доходы имеет население, чтобы установить нужную цену, за которую смогут у него этот товар приобрести.

Ну а чтобы потребитель сделал рациональный выбор, он должен всё проверить и сравнить возможные для него предложения на рынке, учитывая цену и качество.

5. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса и развития экономики?

Отсутствие экономического роста означает кризис, стагнацию. Кризисные явления очень тяжело сказываются как на экономике, так и на обществе, приводя к обнищанию населения, обострению социальных проблем. Экономический рост позволяет избежать подобных проблем, и чем выше его темпы, тем более здоровым является общества и тем быстрее решаются его проблемы.

6. В чём особенности рыночного регулирования экономики?

Особенности рыночного регулирования экономики заключаются в том, что Рыночная экономика является саморегулирующейся системой и в идеальном своём виде не требует вмешательства со стороны.

7. Как сделать производство эффективным?

Расширить ассортимент производимых товаров, а также перечня оказываемых услуг

8. Что необходимо для успеха в бизнесе?

Для прочного успеха в бизнесе предпринимателю необходимы бизнес-эффективность и личная эффективность. Факторы бизнес-эффективности: качественный продукт, выдающийся сервис, правильная цена, понимание потребностей целевой аудитории, умение донести до потенциальных клиентов правильное маркетинговое сообщение. Факторы личной эффективности: умение думать и придумывать хорошие идеи, привычка учиться и развиваться, упорство и настойчивость.

9. Как функционирует финансовый рынок?

Финансовый рынок объединяет огромное количество участников — эмитентов, инвесторов, финансовых посредников и представляет собой движение капитала между ними. Целью создания и функционирования финансового рынка является обеспечение встречи потребителей и производителей финансовых ресурсов при помощи финансовых посредников и финансовых инструментов.

10. Как современное государство участвует в решении экономических задач общества?

Чтобы решить экономические задачи в обществе, государство должно регулировать экономику, оно должно принимать меры, чтобы скорректировать основные процессы в экономике. Административными и прямыми мерами будут, например, поддержание сектора государства в экономике, занятие перераспределением ресурсов, доходов, государство также защищает основы рынка, увеличение заказов государства частному бизнесу, принятие законов в экономической сфере, выдача лицензий , косвенными и экономическими мерами будут, например, что государство будет регулировать предложение денег , государство будет регулировать расходы и налоги, государство также должно создать благоприятную внешнеэкономическую политику. государство должно уменьшить негативные последствия рынка,сделать так,чтобы рыночная экономика действовала с эффективностью, обеспечить защиту наиболее слабых слоев общества.

11. Кто и как регулирует денежные потоки в экономике?

Основным регулятором денежных потоков в экономике страны является центральный банк. Это законодательный орган, который издает законы, по которым действуют другие игроки рынка.

12. Зачем экономике рынок труда?

Рынок труда необходим для грамотного распределения людских, профессиональных ресурсов внутри страны, для контроля уровня безработицы, регулировании цен за оплату труда.Рынок труда как лакмусовая бумажка показывает уровень социального положения населения.

13. Почему страны вынуждены торговать друг с другом?

Страны вынуждены торговать друг с другом потому что вынуждены обмениваться друг с другом недостающими ресурсами и продуктами производства. Это как в играх стратегических: у вас есть мрамор и пшеница, но нет глины и железа для оружия.

14. В чём проявляется экономическая культура личности?

15. Как взаимосвязаны экономическая свобода и социальная ответственность участников экономики?

Источник: dzotvet.ru

К политике и бизнесу нередко относятся как к сферам, свободным от морального регулирования. Приведите три объяснения того, почему в этих сферах особенно необходимо соблюдение моральных норм

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «К политике и бизнесу нередко относятся как к сферам, свободным от морального регулирования. Приведите три объяснения того, почему в этих . » по предмету Обществознание, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Новые вопросы по обществознанию

Плюсы и минусы космополитизма

Тема: Валюта. Валютный курс. Валютный обмен. Приведите пример приобритения валюты гражданином, пояснив, с какой целью сделана покупка. Назовите не менее двух целей приобретения валюты потребителями. (Не обязательно, т. к уже сделал)

Сообщение на тему долг и обязанности человека

Напишите 10 правил взаимоотношений между людьми.

Источник: iotvet.com

Как перевернуть класс на уроках Обществознания.

Всё новое это хорошо переработанное и поданное под авторским соусом старое. Ещё в XIX в. в Кёнигсбергском университете «Альбертина» начали использовать триединую форму организации учебных занятий: лекция-семинар-практикум, где каждый элемент был направлен на достижение определённых целей. В веке XXI с массовой цифровизацией источников информации лекционная форма уходит в прошлое и аудиторная работа всё больше смещается к семинарам и практикумам.

А ещё в XXI в., если ты не придумал для своей идеи броского названия, а честно сказал, что используешь старые добрые методки, то тебя просто не заметят.

Так, усилиями Джоната Бергмана и Аарона Самса, преподавателей Woodland Park High School (США) появился «Перевёрнутый класс». Идея в том, чтобы готовить дидактический материал для домашнего изучения в формате видеоуроков и презентаций, а урок посвещать развитию навыков решения проблем, группового взаимодействия, сотрудничества, применению знаний и умений в новой ситуации, а также на создание, презентацию и применение учениками нового учебного продукта. Переизобретённая таким образом модель обучения получила название «Перевёрнутый класс» («Flipped classroom»).

Перевёрнутый класс входит в число моделей смешанного обучения (blended learning), призванных расширить образовательные возможности учащихся, в т. ч. путём индивидуализации образования, при которой учитываются образовательные потребности, интересы и способности учащихся, а учитель выполняет роль помощника и наставника.

Про Перевёрнутый класс и другие модели смешанного обучения, в т.ч Индивидуальные учебные планы написано уже много, и любознательный читатель может обратиться с соответсвующими запросами в поисковики, ну или почитать статьи из этой подборки.

Не вдаваясь в перечисление уже известных теоретикам и практикам плюсов и минусов смешанного обучения, далее я постраюсь рассказать о своём опыте, ответив на вопросы «зачем» и «как» можно перевернуть класс на уроках обществознания.

«Мы опять будем переписывать учебник?», «Дети, спишите с доски определение социальной мобильности» — эти, и множество сходных фраз можно услышать на уроках в школе, в т. ч. на «Обществознании».

Предмет «Обществознание» изучается в основной (VI–IX кл.) и в средней школе (X–XI кл.), имеет интегративный характер и опирается на межпредметные связи, в ос­нове которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Лите­ратура», «Мировая художественная культу­ра», «География», «Биология» и др. Пример­ная программа учебного предмета «Обществознание», как известно, составлена на ос­нове модульного принципа построения учебного материала и не задает последова­тельности изучения материала, распределе­ния его по классам.

В определенном смысле нам, обществоведам, не стоит беспокоится о количестве — обществознание остается самым выбираемым предметом, а история грозит превзойти, если министр образования реализует свои планы.

т. о. остается проблема стремления к качеству образования

И тут выявляется первое противоречие: что считать критерием/измерителем качества образования.

ОГЭ/ЕГЭ или «необходимость формирования обществоведческого мышления, применения исследовательских методов обучения с критическим анализом источников, практико-ориентированные уроки»

Первый показатель проще измерить, второй «красИвее» звучитJ

Дихотомия эта представляется ложной, т. к. сам формат заданий требует от выполняющего их ученика не только знаний готовых фактов, владение по принципу «вызубрил» базовыми понятиями, терминами, а именно умений выявлять проблему, аргументировать свою точку зрения, применяя знания из истории, литературы, современной действительности.

Например задание ОГЭ:

29. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.

Внимание вопрос: ? могут ли люди, не участвующие в деятельности подобных организаций, привести примеры?

29. К политике и бизнесу нередко относятся как к сферам, свободным от морального регулирования. Приведите три объяснения того, почему в этих сферах особенно необходимо соблюдение моральных норм.

Еще чаще задания с примерами встречаются в ЕГЭ по Обществознанию. (23, 26, К4 в 29)

Итак, и «гуманистическая» — развитие личности учащегося, и «административная» — ОГЭ/ЕГЭ и т. п. цели требуют от нас изменения формата преподавания -организации практической деятельности, в т. ч. по получению социального опыта в свете требований ФГОС и вопросов ОГЭ/ЕГЭ.

1. Определите свои цели. Не надо стесняться того, что вы целенаправленно готовите детей к экзаменам. С другой стороны, можно сдеалть курс интересным и без привязки к ОГЭ/ЕГЭ.

2. Определите свои организационные возможности. Вы слышали о концепции Bring Your Own Device(BYOD)? Есть ли у вас и ваших учеников возможность постоянно иметь доступ к интернет-сетям и носителям информации?

3. Разработайте для себя и своих учеников понятную рабочую программу, и дайте её детям.

Пример моей рабочей программы можно скачать здесь.

Итак, знаю что могу знать и на каком уровне. Осознанность и что с ней делать!

4. Как вы видите, в рабочей программе указаны необходимые элементы содержания и источники информации для их освоения: учебники, сборники схем и таблиц, видеолекции. А что же делать на уроке? Ну это если мы пока что оставляем урок.

Проведите с детьми мозговой штурм в преддверии изучении блока тем. На нём определите, чем вы будете заниматься на уроках и какова будет форма оценивания деятельности. Например к блоку «Общество как мир культуры» можно набросать такие формы деятельности:

1. Духовная культура общества.

— дискуссия «Существуют ли вечные ценности»

— представление результатов исследований «Какие культурные ценности преобладают у современной молодёжи»

— дискуссия «Формы культуры: элитарная, народная, массовая. Стоит ли бояться попсовизации культуры?»

2. Духовный мир личности.

— представление результатов исследований «Структура мировоззрения современной молодёжи»

— пройти и обсудить результаты личностных тестов: Айзенк, Рокич, СМИЛ, Кеттел и многие другие.

— посмотреть и обсудить фильм «Мальчик в полосатой пижаме»

4. Наука и образование.

— сходить в музей науки.

— доклады по темам «Какие научные открытия внесли наибольший вклад в развитие человечества».

— беседа с приглашёнными научными сотрудниками.

— дискуссия о роли и ответствености учёных в современном мире.

— пройти профориентационный тест, спроектировать свою образовательную траекторию.

5. Религия и религиозные организации.

— дискуссия «Роль религии в истории и современности».

— беседа с приглашёнными представителями религиозных организаций.

— интерактивный квест: «Что перед тобой: предмет современного искусства или уборщица швабру забыла?»

— поход в художественную галерею.

— беседа с приглашёнными деятелями искусства.

7. Массовая культура.

— снимем документалку о школе и о том, как изучали тему «Общество как мир культуры»

5. Научитесь создавать свои интерактивные материалы и освойте инструменты их распространения.

— текстовый файл и/или презентация к теме урока, выложенная в беседе класса или на странице учителя в соцсети. Наш опыт такой группы по этой ссылке.

— свой канал на YouTube. Конечно, можно сделать подборку уже сущесвующих видеоуроков, но всё же преподавание — искусство, и каждый учитель вносит свой мотив в каждую тему урока. Чтобы начать, посмотрите работы коллег. Лично мне, например, нравится что делают Евгений Калатуша и Артём Русакович. Мои же усилия можно оценить на канале brainstory.me.

Для записи видео с экрана я использую программу Bandicam.

— создавайте обучающий курс, например на платформе Stepic.org. Опять же — можно использовать уже существующие, а можно сделать самому. Мы сделали курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по Обществознанию.

— в мастерской Марины Курвитс даётся разбор большого количества сервисов для создания интерактивных заданий: quizlett, kahoot, memrise и многих других. Используйте их и многие другие. Мой пример из преподавания истории.

В какой момент учитель должен отойти в сторону и дать возможность действовать своим ученикам. Когда рассказал всё, что знает и умеет, проверил усвоение и убедился, что они всё усвоили? Или же, когда задал важные вопросы и показал путь?

Источник: mel.fm

2.2. Мораль и политика

Наряду с моралью и правом в обществе действует ряд других соци­альных регуляторов, важнейшим среди которых является политика. Поскольку общественные отношения, которые включаются в сферу политики, находятся также под влиянием морали, неизбежно воз­никает вопрос о связи и соотношении этих регуляторов.

Основной вопрос политики — это вопрос о власти, ее завоева­нии, использовании и удержании. После завоевания власти возникает естественная необходимость в том, чтобы обеспечить ее устойчи­вость, стабильность, чему служит система права и весь механизм государства, в том числе правоохранительные органы, являющиеся органами государства, реализующими его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому вопросы взаимосвязи политики и морали представляют для их сотрудников практический интерес.

Политиков во все времена обвиняли в использовании безнравст­венных средств в достижении своих целей. Уже с древнейших времен люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требовани­ям нравственности? Вариантов ответа на этот вопрос существует множество. Но можно выделить две наиболее отчетливые позиции, которые отстаивают так называемые «политические идеалисты» и «политические реалисты».

«Политические идеалисты» исходят из приоритета морали перед политикой. Политика должна полностью подчиняться морали. Еще Аристотель говорил о том, что лучшая политика вырастает на эти­ческой основе, на основе существующих нравов и обычаев. Цель политики, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечивать сча­стье граждан, такое состояние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Иными словами, цель политики находит­ся в этической сфере.

«Политические реалисты» проповедуют идею о внеморальности политики, полагая, что к ней неприменимы моральные оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, тогда как политика озабочена процветанием государства и осуществляется с учетом реальных обстоятельств. Апеллируя к историческому опыту, они доказывают, что государст­венные интересы выше любых других, а потому власть имеет право не считаться с моралью. Для политика важен практический результат, для моралиста — оценка этого результата и средств его достиже­ния. Следовательно, мораль и политика изначально несовместимы.

Как заявлял известный американский ученый и политик Р. Арон, «если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политиче­ски». Иначе говоря, в соответствии с данной позицией, если чело­век хочет сохранить верность высшим моральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он выбрал сферу политики, то он должен забыть о морали.

Абсолютизация первой позиции лишает ее реализма и делает практически непригодной. Крайняя форма второй позиции отдает откровенным цинизмом, когда политический интерес выдается за высшую ценность. Если согласиться с тем, что политика изначаль­но безнравственна и по своей природе не может быть иной, следует признать право власть предержащих на безнравственные действия, если это отвечает их интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но в таком случае государство лишается надежного ориенти­ра, так как именно мораль призвана служить компасом в мире че­ловеческих отношений.

В конце XX в. возникли новые подходы в понимании соотно­шения политики и морали как отражения грозящей человечеству мировой катастрофы перед лицом глобальных проблем.

Суть этих подходов состоит в необходимости преодолеть извеч­ные противоречия между политикой и моралью посредством соеди­нения усилий политиков, общественных деятелей, ученых и всех, способных оказывать влияние на общественное развитие, во имя выживания человечества и человека как биологического вида. Это получило выражение в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (государственными, классовыми, на­циональными и т.п.). Приоритет общечеловеческих ценностей — это единство политических и моральных требований, отражающих как интересы отдельного человека, так и интересы всего человечества.

Понимание того, что нормы справедливых и гуманных отноше­ний между людьми, политическими партиями, нациями, религиоз­ными конфессиями и государствами должны стать основой полити­ческой жизни, все больше пробивает себе дорогу и завоевывает пози­ции. Реальным проявлением этого понимания соотношения политики и морали стало принятие международно-правовых документов, за­крепляющих основы правового положения личности, основы меж­государственных отношений.

Чтобы выяснить соотношение морали и политики, необходимо рассмотреть их взаимосвязь, через призму которой можно увидеть их единство и различие.

Взаимосвязь морали и политики проявляется прежде всего в их функциях как по отношению к обществу, так и по отношению друг к другу. Мораль и политика едины в том, что они являются регуля­торами общественных отношений. Они направляют поведение людей в соответствии с теми или иными общественными интересами — в этом состоит их основная социальная функция.

По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, инструментом ее сдерживания, самоограничения, инструментом социального контроля за деятельностью политиков. Не случайно в развитых демократических государствах к политике и политикам предъявляются высокие нравственные требования.

Достаточно вспомнить хотя бы политические скандалы и от­ставки политиков из-за нарушения ими нравственных норм. Связь американского президента Билла Клинтона с Моникой Левински едва не стоила ему его поста. А скандальные похождения бывшего российского министра юстиции Ковалева и бывшего Генерального прокурора Скуратова привели к их отставке. Попытки политиков уклониться от нравственного контроля свидетельствуют о слабости их позиций, стремлении оправдать аморальные действия.

С другой стороны, функция морали — быть ориентиром, побу­дителем политической активности. Нравственность — это концен­трированный исторический опыт общения людей, который показы­вает пути решения сложных жизненных ситуаций. Политика, решая задачи регулирования общественных отношений, не может отка­заться от этого опыта, закрепленного в нравственных нормах. Ис­ходя из этого опыта, мораль требует от политики направлять свои идеи, цели, практические действия на реализацию сущности чело­века, принципов гуманизма и справедливости.

Мораль, остающаяся в тени, если политическая деятельность не противоречит ее принципам, заяапяет о себе, когда политика выхо­дит за рамки справедливости и гуманизма как ценностных ориенти­ров развития общества. Это «заявление» может быть разнообразным как по масштабам, так и по форме: от угрызений совести отдельных политиков до нравственного негодования масс. Нравственные взгля­ды, идеи, представления о добре и зле, справедливости и неспра­ведливости, долге, чести, достоинстве и других категориях, оценка действий политиков в соответствии с этими представлениями су­щественно влияют на ход их политической деятельности. Нельзя не учитывать и того, что моральный авторитет политиков высту­пает важным фактором реализации государством своих политиче­ских задач.

Моральным критерием политических действии является их спо­собность обеспечить свободное развитие и удовлетворение жизненных потребностей граждан с целью достижения всеобщего блага. Для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности, поскольку они отражают настроения масс, пользуются их поддержкой.

Поэтому политики вольно или неволь­но вынуждены учитывать нравственное состояние общества, суще­ствующие в нем моральные нормы и обычаи. Не случайно поли­тические действия, в том числе неблаговидные, нередко пытаются нравственно обосновать. Политика, не имеющая нравственной под­держки масс, обречена на провал. Не случайно в ходе предвыбор­ных кампаний кандидаты на политические посты создают себе имидж высоконравственных личностей, стоящих на защите интере­сов народа.

На ход политической жизни большое влияние оказывает мо­ральный фактор как способность и готовность населения реализо-вывать политическую волю.В политических действиях участвуют конкретные люди, обладающие чувствами, желаниями, волей, на­строениями, поэтому их духовный подъем, убежденность в правоте своего дела, инициатива являются мощным катализатором их дей­ствий. Вот почему политики стараются использовать моральный фактор населения для обеспечения поддержки проводимой ими политики, а также снятия противодействия ей. Именно моральный фактор народа, нацеленный на кардинальные изменения в обществе, помог М.С. Горбачеву во второй половине 1980-х годов провозгла­сить перестройку.

Нравственная атмосфера общества также существенно влияет на политическую дея­тельность, так как эта атмосфера ослабляет или укрепляет сложившуюся политическую и криминогенную обстановку в обществе.

Политика, в свою очередь, влияет на соз­дание условий для утверждения в обществе нравственных отношений, усвоения и вы­полнения моратьных норм. От политики во многом зависит нравственная атмосфера в обществе. Политика способствует изменению моральных норм, накладывает существенный отпечаток на характер нравственных воззрений людей.

Ослабление политических позиций, политические кризисы, как правило, при­водят к росту аморализма и преступности. И напротив, стабильная политическая система способствует укреплению нравственной атмосферы в обществе. Таким образом, мораль и политика нахо­дятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Нельзя не согла­ситься со словами известного русского философа В.С. Соловьева. писавшего о том, что «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века» 1 .

По мере развития общества потребность в единстве моральных и политических норм возрастает. Это обусловливается следующими причинами.

Усиливается влияние политики на судьбы людей и человечества в целом.В настоящее время в сферу политики в той или иной степе­ ни вовлекается большинство населения развитых государств, а поли­ тические решения затрагивают интересы не только граждан отдель­ ных стран, но и всего человечества. Поэтому моральные критерии политической деятельности становятся не благим пожеланием, а насущной необходимостью.

  1. Повышается ценность человеческой личности. Жизнь человека, честь и достоинство личности, гуманное отношение к ней приобре­ тают все большую значимость, что находит отражение в принятии политических решений и правовом нормотворчестве по вопросам прав и свобод человека как на уровне отдельных государств, так и на международном уровне.
  2. Повышается информированность общества о политике и поли­тиках, усиливается социальный контроль за их деятельностью. Про­ цессы демократизации, происходящие во всем мире, ставят полити­ ческую деятельность в зависимость от населения, оппозиционных структур, системы разделения властей. Политика становится все более открытой, а потому вынужденной считаться с нравственными настроениями масс, общественным мнением, поддерживать свой политический имидж соблюдением моральных норм.
  1. Существует проблема соблюдения принципа справедливости приосуществлении политики в сфере правоохранительной деятельности. Речь идет, в частности, о том, что в равной мере должны защи­ щаться интересы как потерпевших, так и правонарушителей. Крен в ту или другую сторону чреват нарушением прав человека и прин­ ципа справедливости, что может вызвать нравственное осуждение со стороны населения проводимой правовой политики. Если уси­ лия государства будут сосредоточены на защите интересов правона­ рушителей, то без защиты со стороны права и правоохранительных органов могут остаться потерпевшие, свидетели, другие участники судопроизводства. И наоборот, недостаточное внимание к соблюде­ нию прав и законных интересов правонарушителей приводит к произ­ волу, снижает авторитет государства и правоохранительных органов.
  2. В ситуациях, когда политика не отвечает интересам общества, она вступает в противоречие с верными нравственными установками. Тогда мораль ограничивает и направляет действия политиков.
  3. Иногда противоречие между политикой и моралью не осозна­ ется людьми, и наоборот, реально такое противоречие может не су­ ществовать, но в силу тех или иных причин человек может его вос­ принимать.
  • определяет стратегию правоохранительной деятельности — отклонение от принципов справедливости, общественного блага, гуманизма в политике искажает цели борьбы с преступ­ ностью, приводит к использованию недопустимых с точки зре­ ния морали средств деятельности правоохранительных органов;
  • вычленяет приоритеты в правоохранительной деятельности, чем будет руководствоваться политическая позиция в опреде­ лении значимости тех или иных направлений борьбы с пра­ вонарушениями — заботой о благе государства и его граждан или корыстными групповыми интересами, — от этого во мно­ гом зависит эффективность работы правоохранительных орга­ нов и их социальная позиция;
  • создает условия правоохранительной деятельности, которая может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на справедливые законы, принимаемые органами власти, когда политика государства направлена на развитие общества и всех его членов, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня преступности, когда обеспечиваются материальные и духов­ ные условия деятельности правоохранительных органов;
  • обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью, но всякий контроль становится действенным тогда, когда контролируемый признает нравственное право осуществления этого контроля со стороны контролирующего, т.е. если сами политики нарушают правовые и нравственные нормы, вряд ли они способны наладить работу правоохранительных орга­ нов, поэтому только политика, опирающаяся на мораль, в со­ стоянии направлять и корректировать правоохранительную деятельность;
  • формирует в обществе положительное отношение к правоохра­нительным органам и их деятельности — никакими политиче­ скими требованиями или заявлениями нельзя вызвать у насе­ ления уважение к правоохранительным органам, если сама политика государства и деятельность этих органов не отвеча­ ют нравственным чувствам масс; нравственная политика все­ гда найдет отклик у населения и сможет оказать влияние на формирование его положительного отношения к правоохра­ нительным органам.

Источник: studfile.net

Сфера духовной культуры: текст № 4 (мораль)

Мораль – это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.

Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.

Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей.

В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания…

Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков.

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  1. К политике и бизнесу нередко относятся как к сферам, свободным от морального регулирования. Приведите три объяснения того, почему в этих сферах особенно необходимо соблюдение моральных норм.
  1. С каких позиций, по мнению автора, мораль регулирует общественную жизнь? В каких пределах действуют моральные нормы?
  1. В тексте приведены отличия моральных норм от правовых. Назовите любые три из них. Чем обеспечивается соблюдение моральных норм?
  1. Продавец супермаркета С. узнала о том, что её коллега Р. регулярно обсчитывает покупателей. Увидев, что после её предупреждения поведение коллеги не изменилось, С. обратилась к администрации, и Р. была уволена. Часть сотрудников одобрили поступок С., часть – осудили. Найдите в тексте объяснение поступка С., и поведения других сотрудников. Какие положительные качества личности С. проявились в этой ситуации (укажите любые два качества)?
  1. Существует мнение, что моральные нормы делают человека полностью несвободным. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

Источник: psihdocs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин