Конищева, Д. В. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Д. В. Конищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48619/ (дата обращения: 21.05.2023).
В данной статье рассматриваются основные количественные и качественные критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, качественные показатели, количественные показатели.
Малый и средний бизнес вносит большой вклад в экономику любой страны и способствует ускоренному экономическому росту. Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает увеличение рабочих мест, сокращение уровня безработицы, насыщение рынков. Но для успешного функционирования предприятиям малого и среднего бизнеса необходима финансовая поддержка. В свою очередь, для ее осуществления необходимы четкие критерии выделения малых и средних предприятий среди других субъектов экономической деятельности. На сегодняшний день в мире не существует единых стандартов определения малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим, актуальным вопросом является определение параметров отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.
Субъектами малого и среднего предпринимательства согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются зарегистрированные по требованиям законодательства Российской Федерации, хозяйственные общества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели [4].
Субъектами малого и среднего предпринимательства могут выступать как юридические, так и физические лица, которые отвечают требованиям, установленным законодательством. Определение критериев отнесения субъектов экономической деятельности к малому и среднему бизнесу, установление объекта государственной поддержки, является важным этапом при анализе состояния малого и среднего предпринимательства, а также при разработке государственной политики в области малого и среднего бизнеса.
Разделение субъектов предпринимательской деятельности на группы является также обязательным условием при определении специальных налоговых режимов, координировании антимонопольной деятельности, введении льгот для субъектов экономической деятельности, проведении государственной поддержки, разработке программ развития, банковском кредитовании, а также в других целях.
В развитых странах порядок отнесения субъектов предпринимательства к малому или среднему бизнесу базируется на комбинации количественных и качественных показателей. Наиболее распространено использование количественных критериев.
Как правило, к наиболее общим для всех стран количественным показателям, на базе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, относятся размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода, выручки), валюта баланса, средняя численность работников, занятых за отчетный период в организации и другие [1, с. 328].
Критерий численности работников является общепринятым количественным показателем для определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Но в его применении в разных странах есть свои особенности: используются разные расчеты численности населения, при определении учитываются или не учитываются виды деятельности предприятия.
Годовой оборот или объем продаж также применяется как дополнительный показатель к численности работников. Основными причинами использования ограничений на объем продаж или годовой оборот как критериев для разграничения предприятий на группы являются: однозначность интерпретации данного показателя, отсутствие потребности применять специальный учет, легкость определения необходимой группы субъектов хозяйственной деятельности.
Показатель валюты баланса также применяется в некоторых странах как еще один критерий вместе с показателями количества занятых и размером оборота. Данный критерий имеет большое значение для определения размеров предприятия в зависимости от имущественных прав. Но так как не все субъекты малого и среднего бизнеса формируют отчетность в виде балансов, применение данного показателя имеет ограниченное использование.
Также распространенным показателем является ограничение на структуру собственности, который дает возможность точнее дифференцировать субъекты малого и среднего бизнеса. Применение этого критерия дает возможность исключить из субъектов малого и среднего предпринимательства несамостоятельные и зависимые субъекты (дочерние, ассоциированные или государственные предприятия).
В России с 2015 года принята классификация микро-, малых и средних предприятий, использующая в своей основе количественный подход (табл. 1).
Критерии отнесения предприятий ксубъектам малого исреднего предпринимательства вРоссийской Федерации
Микропредприятия
Малые предприятия
Средние предприятия
Средняя численность работников
Источник: moluch.ru
Критерии малого бизнеса
Малый бизнес в качестве экономического явления обладает рядом черт, которые характерны вообще для предпринимательства, а также специфическим набором свойств, которые позволяют рассматривать его как самостоятельный объект исследования.
Различают следующие сферы изучения малого предпринимательства:
- В качестве определенного социально-экономического явления,
- В качестве объекта статистического учета,
- В качестве объекта воздействия государства, которое может быть регулирующего или фискального характера.
Замечание 1
Во втором и третьем случае критериями определения структуры малого бизнеса из всей системы экономических структур будут являться, в первую очередь, четкие количественные критерии. При рассмотрении малого бизнеса в качестве социально-экономического явления на первый план выступают качественные аспекты.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Критерии определения малого предпринимательства
Малый бизнес в качестве определенной макроэкономической категории показывает существование в экономике системы мелких экономических субъектов (предприятий, фирм), которые обладают полной экономической самостоятельностью и связывают экономику в одно целое.
При определении малого предпринимательства в экономической литературе до настоящего времени не сложилось единого мнения, как у отечественных, так и у зарубежных исследователей.
Авторы многих трудов часто дают произвольные определения малому бизнесу, определяя его наличием определенного количества рабочей силы или размером вложенного капитала.
В подходах при определении малого бизнеса можно выделить несколько критериев, в соответствии с которыми можно определить малое предприятие:
- Определение малого и среднего предприятия отличаются не только в разных странах, но и в внутри страны (по отраслям и территориям);
- Совокупность характеристик определяется в соответствии с практическими потребностями и должна служить конкретным целям;
- Большое количество определений отражает то, что малый бизнес не обладает четко выделенными границами.
«Критерии малого бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
При соотнесении предприятия к определенному сектору малого бизнеса в зарубежной статистике чаще всего применяют следующие критерии:
- Численность рабочих,
- объем валовой продукции,
- оборот капитала (продажи),
- объем фондов производства.
Качественные характеристики малого предприятия
Среди качественных характеристик малого предприятия выделяют:
- Единство в праве собственности и непосредственном управлении предприятиями, включая связанный с ними риск;
- Малый рынок сбыта, который не дает возможности предприятию оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цену или объем продаваемой продукции;
- Правовая независимость;
- Управление малым предприятием персонифицировано, так как собственник самостоятельно принимает участие во всех аспектах управления, а также принимает большинство решений.
Многие отечественные экономисты определяют малое предприятие как технически и технологически передовые, специализированные, мобильные, экономически эффективные предприятия, которые имеют относительно небольшую численность персонала.
Замечание 2
На сегодняшний день некоторые малые предприятия по технической вооруженности и производительности зачастую не уступают крупным фирмам, все чаще становясь составными звеньями крупнейшего общественного производства.
Мировая практика показала, что важным критерием, на основе которого предприятие различных организационно-правовых форм можно отнести к субъектам малого предпринимательства, является, прежде всего, средняя численность работников, которые заняты в отчетном периоде на предприятии.
Наиболее общими критериями, на основании которых предприятие причисляется к разряду малого бизнеса, можно назвать:
- размеры уставного капитала;
- величину активов;
- объем оборота (прибыль, доход).
Источник: spravochnick.ru
Критерии определения малого бизнеса
Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.).
При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:
* численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
* годовой объем производства;
* годовой объем продаж;
* среднегодовая балансовая стоимость активов.
При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте — до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.
В Японии к малым предприятиям относятся компании, отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн. йен и количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле — 30 млн. йен и 100 человек, в розничной торговле — 10 млн. йен и 50 человек. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек — к наименьшим, 25 — 99 к малым), от 100 до 499 — к промежуточным, от 500 до 999 — к крупным и более 1000 человек — к крупнейшим. В Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции — от 10 до 50 человек.
Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:
* предприятие владеет небольшой долей рынка;
* управление предприятием осуществляет лично его владелец;
* предприятие является независимым, то есть не подчиняется крупной компании.
В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.
Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.
На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала: например, создавать отдел кадров для организации с численностью 10 человек не целесообразно. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководство, собственник компании, поэтому на МП, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, как правило, не более одного года. Отмечается следующая зависимость: чем меньше размер предприятия, тем короче цикл принятия управленческих решений.
Как правило, на МП слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства (некоторые МП создавались без предварительного экономического обоснования целесообразности и планирования перспектив развития предприятия), построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями. Процесс трансформации МП в крупную компанию носит эволюционный, саморазвивающийся характер. По мере того как на МП начинают меняться подходы к ведению бизнеса, формируется организационная структура предприятия, появляется система управления персоналом, начинает планироваться производственная и финансовая деятельность предприятия, организуются НИОКР. В результате попытается качество продукции или предоставляемых услуг, расширяется рынок сбыта, появляются постоянные потребители, что в свою очередь расширяет и масштаб деятельности МП. Таким образом, процесс эволюции МП и его преобразования в крупное предприятие можно представить следующим образом:
«рост масштаба деятельности перестройка организационной структуры рост масштаба деятельности …»
Следует отмстить, что из числа крупнейших международных корпораций многие помнились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных МП — это компании IBM, Microsoft, MacDonald’s и др.
Главной особенностью МП является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания МП состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. В качестве примера можно привести МП, занимающееся продажей строительных материалов, где четко выражена следующая структура рыночного цикла: подъем спроса — апрель- ноябрь, спад — декабрь — март. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату, представительские расходы, налоги.
Малое предприятие располагает небольшим объемом ресурсов, поэтому его отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат. Так, если в крупной компании найм одного сотрудника (среднемесячный объем производства 10000 шт.) с заработной платой 1000 дол. приводит к увеличению цены продукции на 0,15 дол. ( 100,15 дол.), то для МП в той же отрасли (среднемесячный объем производства 100 шт.) найм дополнительного сотрудника вызовет рост цены продукции на 15 дол. ( 115 дол.). Еще одной особенностью МП как специфического сектора предпринимательства является значительный объем банкротств — около 50 % МП закрываются в первые два года деятельности, успешными бывают только 15 % МП.
В то же время процесс банкротства — это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей. Чтобы обеспечить устойчивое функционирование экономической системы, государству достаточно сохранить у потенциальных предпринимателей желание открыть свое дело, поэтому во многих странах оно старается сделать процедуру банкротства как можно менее болезненной для предпринимателя. С этой точки зрения важно найти четкий баланс между стимулированием деловой активности и минимальным уровнем ответственности предпринимателя, предохраняющим общество от нежелательных экспериментов с экономическими ресурсами и снижающим количество микрокризисов в экономике в форме банкротства компаний.
Рассмотренные выше отличительные черты МП характеризуют наиболее важные особенности функционирования малого бизнеса. В то же время следует отметить, что количество отличительных признаков МП и крупных предприятий, которые выделяют отечественные и зарубежные ученые — М. Балашевич, Г. Пфоль, П. Келлервессель, Дж. Муглер и другие, — гораздо больше. Отличительные особенности в подходах к ведению бизнеса малых и крупных компаний выделяются в области управления, организации производства, сбыта, НИОКР и управления персоналом.
Источник: studbooks.net