Как международный бизнес связан с глобализацией экономики

Главной чертой современного мирового хозяйства является глобализация, оказывающая решающее воздействие на развитие мирового бизнеса. Она проявляется в непрерывном устойчивом процессе интеграции рынков, суверенных государств, достижений научно-технической революции, которые позволяют корпорациям, малому бизнесу, другим участникам международного экономического сообщества устанавливать взаимовыгодные контакты, минимизировать затраты, получать устойчивые прибыли.

Глобализация — новый качественный уровень интернационализации, который охватывает все сферы жизни современного общества: производство, обмен, распределение, потребление, социальные, политические и культурные отношения, развивая их вширь и вглубь.

В результате глобализации создаются наднациональные формы производственных связей; процесс производства осуществляется на мировом уровне с использованием всех факторов производства независимо от их национальной принадлежности.

На новый уровень выходит мировая торговля, базирующаяся на углублении международного разделения труда и развитии новых форм связей между отдельными странами и интеграционными объединениями. Объем мирового товарооборота превысил в начале нового века 14 трлн долл., что почти в 1000 раз больше показателя середины XIX в. Экспортная квота — показатель открытости экономики, характеризующий отношение стоимости экспорта к объему мирового ВВП составил более 20% (для сравнения: 1970 г. — 14%).

Наряду с внешней торговлей быстро растет экспорт капитала. Так, прямые иностранные инвестиции выросли с 0,7 трлн долл, в 1985 г. до 4,5 трлн долл, в начале XXI в. и около 20 трлн долл, в 2010 г. Иностранный капитал активно «странствует» по миру, охватывая экономику не только развивающихся, но и развитых стран. Его доля в промышленности Австралии, Канады, ЮАР составляет 33%, Великобритании, Франции — 28, Германии — 21, США — 15%. По существу, каждая развитая страна, кроме внутренней, имеет вторую зарубежную экономику.

Гигантски выросли финансовые потоки (что, заметим, явилось одной из причин мирового экономического кризиса). Только ежедневные операции с валютой составляют более 1,7 трлн долл.

Интенсивно развиваются интеграционные процессы в Европе, Северной Америке, Азии.

Развивающиеся процессы глобализации определяются как политическими, так и технологическими факторами. Начиная с 80-х годов XX в. все большую роль на мировой арене стали играть либеральные экономические тенденции, ограничивающие роль государства и активизирующие предпринимательскую деятельность на открытых рынках. Усилились процессы приватизации государственной собственности (отметим, что они замедлились и даже пошли вспять в результате мирового экономического кризиса).

Огромные достижения были достигнуты в технологической сфере: Интернет, спутники связи, сотовые телефоны, персональные компьютеры и прочие технические новшества ускорили процесс формирования мирового рынка капитала, беспрецедентного роста мировой торговли, электронной коммерции.

Читайте также:  Хартия в бизнесе это

Глобализация породила много споров и противоречивых оценок: одни считают, что она создает мир без границ и национальных приоритетов; другие — что суверенные государства не исчезнут, так как есть история, традиции, национальные особенности и привычки. Бесспорно одно — процессы эволюции мировой системы имеют собственную парадигму и объективно обусловливают вектор движения к новому обществу, к новому миру. Задачей политиков и бизнесменов является согласование противоречий глобальной экономики в движении к новому миру и национальных интересов, препятствующих этому процессу.

Источник: studref.com

Глобализация и интернационализация международного бизнеса

Суть глобализации заключается в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами мира.

При условиях глобализации международные корпорации становятся частью треугольника, в котором, кроме них, действуют местные фирмы, а также другие международные конкуренты. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу в трех направлениях:

1) с местным конкурентом данной страны;

2) с иностранным конкурентом в данной стране;

3) с иностранными конкурентами на зарубежных рынках.

Чтобы добиться успеха в условиях глобализации, международным корпорациям приходится предлагать, а местным фирмам воспринимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений — так называемые пакеты развития, содержащие все основные аспекты бизнеса: от исследований и персонала к рекламе и капитала.

Эта идея была обоснована С. Роненом [Rohnen, 1986, р. 67]. Согласно этой идее реальное продвижение бизнеса к эффективному производству товаров и услуг требует комплекса «пакета развития», в состав которого входят: капитал, технологии, информация, квалификация и компетенция персонала, рекламная и консалтинговая поддержка, сбытовая сеть и др.

Конечно, можно получать составляющие пакета долями отдельно от различных фирм и дешевле. Однако, в конце концов достижения мирового уровня производственных процессов замедляются. В этой связи следует обратить внимание на эффективность внедрения в Украине «пакетов развития» международных корпораций «Мак-Доналдс», «Кока-Кола», «Лукойл» и др.

С развитием процессов интернационализации формы международного бизнеса изменяются от простых (международная торговля) до сложных (международные корпорации с прямыми иностранными инвестициями).

К основным формам международного бизнеса можно отнести:

Следует подчеркнуть, что экспорт является простейшей формой международного бизнеса и представляет собой продажу товаров (услуг) в другие страны. В современных условиях внешнеторговые операции составляют более 80% объемов международного бизнеса. К тому же экспорт является наименее рискованной, но и наименее прибыльной формой международного бизнеса.

Указанные особенности заставляют участников международного бизнеса модернизировать экспорт. Наиболее распространенными формами такой модернизации является локальное складирования и продажа, а также локальное сборка и продажа.

Читайте также:  Изготовление памятников как открыть свой бизнес

Для понимания этапов интернализации полезно использовать известную модель EPRG (этноцентризм — полицентризм — региоцентризм — геоцентризм), разработанной Говардом Перлмуттером.

Этноцентризм (Е) означает подчинение зарубежных операций внутренним операциям.

Полицентризм (Р) — учет особенностей бизнес-среды каждой принимающей страны.

Региоцентризм (К) — сосредоточение полномочий и коммуникаций на региональном уровне, который включает группу принимающих стран-соседей.

Геоцентризм (глобализм) (О) — означает деятельность компании по всему миру путем развития сотрудничества штаб-квартиры с филиалами для разработки стандартов и процедур, отвечающих и общим, и локальным задачам фирмы.

Более развернутую схему интернационализации бизнеса предлагает Нэнси Адлер. Она приведена на рис. 1.1. Как видно из этой схемы, национальные фирмы (фаза I) не имеют международной деятельности. Международные фирмы (фаза II) направляют свои усилия на экспансию внешних рынков.

После превращения их на мультинациональные фирмы они пытаются сбалансировать свои связи в пределах собственных международных рынков (фаза III). Наконец, фаза IV означает, что сбалансирование внутренних связей сопровождается динамическим поиском новых рынков.

Рис. 1.1. Фазы интернализации по Н.Адлер

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Влияние глобализации на отдельные страны

■ В условиях глобализации изменяется роль государства, поскольку в результате международной конкуренции существенным образом ограничиваются (за счет вынужденной открытости экономики) возможности для государственного произвола при усилении контроля за денежной и фискальной политикой не только со стороны международных организаций, но и со стороны финансовых рынков. Эффективность роли государства, по мнению специалистов, должна проявляться в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное неравенство. При этом оно должно рассматриваться не как непосредственный участник экономического роста, а как гарант:

  • – основ законности;
  • – стабильности политической и макроэкономической обстановки;
  • – социального обеспечения и образования;
  • – защиты окружающей среды.

■ Под влиянием глобализации государства становятся объектами резких и быстрых экономических перемен, которые способны в короткие сроки девальвировать легитимность правительств. Подданные своих стран оказываются незащищенными перед набором новых идей, противоположных по значимости главным догмам национальных правительств. Богатство у владельцев технологий и ресурсов возникает буквально на глазах, но столь же быстро опускаются по шкале благосостояния и могущества те, кто «замешкался», кто не посмел пожертвовать собственной идентичностью.

■ Глобализация может быть причиной быстрого разорения государства и ухода на мировую обочину вследствие всесокрушающей конкуренции.

Читайте также:  Получить 250 000 на бизнес

Не каждой стране дается шанс быть частью привилегированной системы. Но практически все государства ставятся под пресс – они должны адаптироваться к вызову глобализации, к уровню наиболее успешных производителей среди частных компаний мира. Глобализацией практически не затронуты Африка, почти вся Латинская Америка, весь Ближний Восток (за исключением Израиля), огромные просторы Азии. Даже в отдельно взятых странах зона действия сил глобализации ограничена. Например, в Италии в сферу ее действия входит северная часть страны, а юг неподвластен ей.

■ Такой элемент глобализации, как прямые инвестиции транснациональных корпораций, вовсе не всегда дает плодотворные результаты. И те страны, которые настойчиво приглашали могущественных инвесторов, вполне «могут увидеть в этих гигантских корпорациях не необходимых инициаторов экономических перемен, а, скорее, орудия сохранения неразвитости. ТНК создают такие внутренние структуры, которые обостряют внутреннее социальное неравенство, осуществляют производство ненужных данной стране продуктов и ненужной технологии». Исключение целых обществ из процесса глобальной модернизации увеличивает риск этнонациональных конфликтов, терроризма, вооруженных конфликтов.

Влияние глобализации на деятельность фирм, занятых международным бизнесом

Глобализация оказывает огромное влияние на деятельность фирм, занимающихся международным бизнесом:

  • – во-первых, фирмам необходимо учитывать особенности мирового рынка, сложившегося в условиях глобализации, которые оказывают существенное влияние на их деятельность;
  • – во-вторых, одним из последствий глобализации является рост глобальной конкуренции и изменение ее характера. В современных условиях главной формой конкурентной борьбы компаний становится акцент на технологическое преимущество.

Мировой рынок обладает следующими особенностями.

■ На национальном рынке движение товаров обусловлено только экономическими факторами – на мировом рынке на движение товаров, наряду с экономическими факторами, существенное влияние оказывает внешнеэкономическая или внешнеторговая политика страны.

■ На национальном рынке все товары, произведенные экономикой, имеют свободное обращение – на мировом рынке движение товаров между национальными экономиками ограничено, а некоторые товары вообще не поступают на мировой рынок.

■ На мировом рынке существует особая система цен, которая называется «мировые цены».

■ Мировой рынок, по сравнению с национальным, монополизирован в значительно меньшей степени, так как на мировом рынке участвует значительно большее число компаний, чем на национальном.

■ Принципы функционирования мирового рынка выработаны ВТО:

  • – ТНК, МНК являются реальной экономической силой в мировой экономике;
  • – происходит кооперация между глобальными конкурентами, возрастают стратегические партнерства (альянсы);
  • – идет процесс слияний и приобретений.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин