Как создать бизнес игру

Анастасия Солнцева из Барнаула около десяти лет проводила тренинги по продажам — в основном для компаний своего региона. И однажды поняла, что от формата классических бизнес-тренингов клиенты попросту устали и в некоторой степени в них разочаровались. Тогда она стала разрабатывать новую перспективную нишу – создание и проведение бизнес-игр. О том, как трансформируется рынок профессионального обучения и как на нём сегодня можно заработать, Анастасия Солнцева рассказала порталу Biz360.ru.

Анастасия Солнцева, предприниматель и бизнес-тренер из Барнаула, основатель компании «Школа Продашь!» (разработка и проведение тренингов и деловых игр) и проекта «Снегирьки» (новогодние игрушки из дерева). Окончила Алтайский государственный университет по специальности «Связи с общественностью». Работала в HR-департаментах компаний «Мария-Ра» и «Агромаркет». Предпринимательством занимается с 2008 года.

Светлана Солнцева

Как всё начиналось

Я вступила в ассоциацию тренеров и консультантов «Интертренинг» ещё когда училась в университете, тогда же начала вести тренинги – это было в середине «нулевых». Это решение не казалось серьёзным и способным повлиять на дальнейшую жизнь, поначалу я просто проводила небольшие обучающие занятия по маркетингу и PR. Постепенно мой профессионализм рос, количество тем увеличивалось, и однажды в их числе появились продажи.

После окончания университета я стала корпоративным тренером – работала в штате крупных коммерческих компаний, проводила обучение для их сотрудников. В то же время познакомилась со своим будущим партнёром по бизнесу. Он создавал тренинговое агентство — и предложил присоединиться. Я согласилась и получила долю в компании.

Мне всегда было важно принимать решения самостоятельно. В работе по найму смущало, что моё мнение не окончательное, что кто-то «сверху» может решить всё сделать по-другому.

Светлана Солнцева

Наше агентство специализировалось на обучении продажам. Тогда эта тема была актуальной, как и сейчас – в России до сих пор не умеют хорошо продавать. Работали мы в основном вдвоём, клиентов искали с помощью активных продаж – обзванивали, ходили на встречи.

Весной и летом 2008 года наша клиентская база росла, а осенью рынок «упал» из-за кризиса. Запущенные проекты были приостановлены. И начало 2009 года оказалось очень тяжёлым. У нас накопились долги по аренде, зарплате. Мы сократили немногочисленных сотрудников, стали работать из дома.

Но к осени уже опять сняли офис, наняли первого сотрудника, дела стали налаживаться.

От тренингов – к бизнес-играм

Примерно через четыре года мой партнёр решил выйти из бизнеса – сфера тренингов перестала его интересовать. Я выкупила его долю и начала работать одна.

Через пару лет сменила название компании на сегодняшнее – «Школа Продашь!». Оно родилось на одном из проектов, который мы реализовывали с известным в Барнауле предпринимателем Константином Дорониным, а придумал его дизайнер Пётр Быков. Меня зацепила игра слов, и партнёры разрешили его использовать. Слова «продаж» и «продашь» произносятся одинаково, и в письменном варианте глагол выглядит неожиданно, привлекает внимание.

Охотники за продажами

Какое-то время я продолжала специализироваться на тренингах, а года четыре назад узнала о существовании бизнес-игр. Пока этим направлением занимаются всего несколько человек в стране, я познакомилась с некоторыми из них на отраслевой конференции.

Стала изучать рынок, он оказался очень интересным. Я решила, что буду придумывать и выпускать собственные бизнес-игры – теперь это один из основных продуктов моей компании. А от классических бизнес-тренингов у меня в этом году отпуск.

Как меняется рынок

Рынок тренингов и обучения за те годы, что я на нём работаю, с одной стороны изменился, а с другой – нет. В Барнауле он по-прежнему остаётся диким, странным, несформированным. Войти в этот бизнес можно с минимальными вложениями. Регистрируешь ИП, открываешь счёт – вот тебе и тренинговое агентство. Можно даже без офиса обойтись – работать из дома.

В конце «нулевых» начинали многие и довольно быстро закрывались – проводили одно-два мероприятия, на этом всё. Профессионалов с выстроенной годами репутацией очень мало. Ценообразование в нашей сфере невнятное – есть обучение за 10 тысяч рублей, а есть за 100 тысяч. И никто толком не может обосновать свою стоимость и объяснить, почему такая разница.

Светлана Солнцева

На рынке до сих пор нет нескольких крупных игроков, которые бы работали долго и договорились о каких-то правилах игры, выработали их и придерживались. Клиенты в итоге не могут сориентироваться. Раньше они не понимали, зачем вообще проводить тренинги – нужно было объяснять. А сейчас в них частично разуверились.

Технологии обучения продажам за это время изменились значительно. В продажах появились CRM-системы, записи телефонных переговоров с клиентами, автоматические заявки. Дистанционное обучение стало новым трендом, который оказывает сильное влияние на офлайн. Пандемия его только усилила – многие пытаются учиться в Zoom, проходить разные марафоны.

Изменилась и парадигма обучения. Современным людям сложно воспринимать материал как таковой, поэтому в занятия вводятся развлекательные механики. То есть сначала развлечение, а потом обучение.

Охотники за продажами

Мой муж занимается большим теннисом. Он рассказал мне, что раньше ребёнка обучали играть так: давали ему ракетку и мячик, вели к стенке и говорили — занимайся. Это хорошее упражнение: мяч отскакивает в разные стороны, и игроку нужно быть максимально включённым. Но если сейчас ребёнку предложить подобную тренировку, он убежит и больше не вернётся. Теперь с учениками сначала играют, вовлекают их в процесс, и уже потом обучают, иначе они не выдерживают нагрузку.

В нашей сфере то же самое. Никто не хочет идти на обучение как таковое. Все считают, что оно должно быть увлекательным и интересным. Скучные лекции больше не востребованы.

Охотники за продажами

Появился формат трансформационных игр – их в России очень много. Они в основном связаны с психологией, ограничивающими убеждениями, поисками себя и т.д. (в них есть как глубокие вещи, так и весьма сомнительные). Затем придумали бизнес-игры.

Эта ниша ещё не очень развита, но она интересная. Бизнес-игры стоят достаточно дорого. Экспертов, которые специализируются на этом формате обучения, пока немного, но их количество будет расти. Люди подустали от одинаковых тренингов, а необходимость прорабатывать навыки никуда не делась.

Обучение через игру

Наши игры тренируют работу с возражениями, словесными ударами, навыки продаж, презентаций, переговорные техники. Игры длятся от полутора до четырёх-пяти часов, в них одновременно может участвовать до 12 человек.

Например, одна из последних версий игры «Охотники за продажами» тренирует навык презентации. Мы изучаем типы клиентов с разными потребностями. Кто-то из них хочет показать свой статус, кто-то продемонстрировать власть или убедиться, что сделка безопасная и т.д. Обычно у человека оказывается доминирующей одна потребность, он руководствуется ею чаще всего. Но у некоторых потребности могут меняться.

Светлана Солнцева

Когда мы вступаем в переговоры, важно понимать свою ведущую потребность, цель на эти переговоры и то, что движет другим человеком, то есть его потребность. Зачастую люди аргументируют свои действия на основании своей потребности. Если у другого человека она такая же, то нас слышат. Но в основном происходит несовпадение. Допустим, один хочет показать себя, а другой демонстрирует безопасность – договориться сложно.

Важно понимать ведущую потребность другого человека и уметь говорить не о себе, а о том, что хочет услышать собеседник. Это не означает, что нужно притворяться или манипулировать. Мы учимся из широкого поля ситуации аргументировать тот или иной аспект.

В одной из частей игры участники делают презентации, ведущий (игропрактик) их разбирает. Говорит, какие были ошибки, а что наоборот хорошо, как в следующий раз сделать лучше. Например, люди часто рассказывают, какие они великие, работают 20 лет на рынке, какие у них награды и забывают, что презентация должна быть ориентирована на клиента.

Охотники за продажами

Игра учит делать более грамотные презентации и находить тот самый индивидуальный подход, о котором все говорят, но мало кто реально использует.

Мы не только продаём наборы, я и сама периодически провожу игры как сборные для всех желающих или как корпоративные мероприятия. Потом крупные компании включают вопросы, связанные с бизнес-играми, в аттестационное тестирование сотрудников. В небольших компаниях наши бизнес-игры становятся, скорее, инструментом дополнительного стимулирования команды.

Маркетинг и продажи

Сейчас у меня в штате работают четыре человека: личный помощник, интернет-маркетолог, дизайнер и верстальщик-программист. Игры мы продаём через свой сайт, Instagram (посты, прямые эфиры), а также в интернет-магазине macards.ru – ведущей площадке по продаже игр и метафорических карт.

Читайте также:  Банкротство проблемы в бизнесе

Цены на некоторые наши игры: «Работа с возражениями» — 1900 рублей, «Невербалика в переговорах» — 2900 рублей, «Презентуй или проиграешь» — 6000 рублей, «Охотники за продажами. Возражения» — 9000 рублей, «Охотники за продажами. Типы клиентов» — от 15 000 рублей.

Если говорить об играх как о мероприятиях, то инструменты продаж те же плюс обзвон клиентской базы и приглашения.

Светлана Солнцева

Сайт нашей компании вовлекает людей через блог. Аудитория из поисковиков приходит к нам на статьи, а потом её часть попадает в интернет-магазин. У наборов для бизнес-игр объёмы продаж пока не очень большие, но динамика хорошая. В 2020 году было плюс 70%, а в 2019-м – плюс 100% по сравнению с предыдущими годами.

В текущем году мы также планируем рост в два раза, потому что потенциал в нише большой. У нас есть очень простые и недорогие игры, которые может позволить себе каждая торговая компания.

Новый проект

Недавно я начала развитие нового проекта – наборы новогодних игрушек Snegirki. В прошлом году мы делали новогоднюю настольную игру, но так её и не запустили. Продукт праздничный, и мы размышляли, что положить в коробку в качестве сувенира.

Из этого родилась идея сделать наборы деревянных елочных игрушек. Те, что я видела на рынке, были плохого качества – одноцветные или не раскрашенные. Я поняла, что никогда не видела разноцветных, двусторонних и ярких деревянных игрушек.

Snegirki

Мы с нашим дизайнером разработали пять тематических наборов, производство заказали в Новосибирске и запустили продажи к Новому году. Они прошли довольно хорошо, хоть мы распродали и не все наборы.

Я поняла, что хочу сделать интернет-магазин качественных и красивых подарков ко всем праздникам. Сейчас в разработке находится посуда – дизайн также создал наш сотрудник, а производство мы пробуем в Москве. Запуск продаж запланирован на весну.

Наша цель – выпускать подарки, которые приятно держать в руках и дарить. С игрушками это получилось. Они красивые с обеих сторон – можно повесить как угодно. У них бархатная лента, и она крепится таким образом, что игрушка не будет направлена к вам торцевой частью. Наборы продаются в очень красивой коробке – у нас много хороших отзывов в том числе и о ней.

Светлана Солнцева

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360

Источник: biz360.ru

Геймификация как бизнес. Кейс разработчика деловых игр

Геймификация как бизнес. Кейс разработчика деловых игр

Геймификация в бизнесе — относительно молодое явление. Игропрактик и эксперт в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды Алексей Лычко разрабатывает игры с 2016 года. Он делится собственным предпринимательским и инженерным опытом, рассказывая о существующих проблемах и трендах в индустрии геймификации и о том, как делаются бизнес-игры.

Новости бизнеса и подборка кейсов — в вашей почте:
var PS_ErrPref = ‘Поля не заполнены или заполнены неверно: n’;

Первая деловая игра была разработана и проведена М. М. Бирштейн в СССР в 1932 году. Метод игрового обучения сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений — их запретили.

Второе рождение деловых игр случилось в США в 1960-х гг., но в России индустрия геймификации только развивается — как в образовательных учреждениях, так и в бизнесе.

Об авторе

Алексей Лычко, генеральный директор ООО «Безопасные Условия Труда»

Алексей Лычко, генеральный директор ООО «Безопасные Условия Труда», игропрактик, основатель but-safety.ru, окончил Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) по специальности «Инженерная защита окружающей среды», Московскую государственную юридическую академию (МГЮА), получив квалификацию юриста, и Российский университет дружбы народов (РУДН) по направлению «Управление персоналом».

В игровом бизнесе — с 2016 года. С коллегами из компании «Безопасные Условия Труда» и единомышленниками-игропрактиками создал запатентованное игровое решение, на основе которого за 4 года разработаны игры:

  • «Золото Аляски» — по охране труда,
  • «Битва Токов» — по электробезопасности,
  • «Дикий Запад» — по пожарной безопасности,
  • «Искатели» — по осознанному безопасному вождению.

Также, по запросам компаний, вместе с коллегами адаптировал под корпоративные требования порядка 20 игр. Провел 100+ игр в рамках корпоративного обучения и с целью демонстрации игры как инструмента вовлечения сотрудников в осознание важности вопросов безопасности.

Основная проблема индустрии деловых игр в России — непрофессионализм

Актуальное состояние индустрии деловой игры в России довольно противоречиво. С одной стороны, рынок геймификации активно развивается. С другой — очень много напускного, не отвечающего запросам бизнеса и мало подходящего под понятие геймификации как таковое. Много откровенно некачественных продуктов, поверхностного отношения и подмены понятий. Именно в сегменте бизнес-игр.

Вопрос качества в этой сфере остается очень болезненным, что порождает со стороны потенциальных заказчиков соразмерный скепсис к данным продуктам.

Часто игры делают люди, которые нигде не обучались и попросту не владеют основами игропрактики. Они разрабатывают обычные викторины наподобие «Что? Где? Когда?», но при этом позиционируют себя профессионалами, а свой продукт — уникальным.

Эмоциональная вовлеченность в соревнование — основное условие эффективности бизнес-игры

В процессе полуторачасового сета хорошей деловой игры человек проживает определённый трудовой опыт, эквивалентный десятилетию реальной деятельности. И эмоциональная вовлеченность играет ключевую роль в процессе качественного усвоения материала. Но если у игры не было конкретных бизнес-целей, а люди только расслабились и получили удовольствие, то никакого обучающего эффекта нет. Тогда это не бизнес-игра, а просто игра для «фана».

«Золото Аляски»: деловая игра по охране труда на предприятии

Игроки управляют рабочими на золотом прииске. Добыча золота связана с риском травмирования рабочих. Игрок «инструктирует рабочих», рассказывая им о правилах охраны труда: решает маленькие задачки на карточках.

Чтобы «инструктировать», игрок сам должен знать требования охраны труда и безопасного производства работ. В игру встроена простая имитационная вероятностная модель наступления несчастного случая. Если происходит несчастный случай, работник, получивший правильный и достаточный инструктаж от игрока, сохраняет жизнь и здоровье, а игрок получает прибыль — золотые монеты. Недостаточно или неверно инструктированный рабочий получает вред здоровью и выбывает из игры.

Деловая игра по охране труда на предприятии: карточка с вопросом

Может быть такое, что один человек владеет компетенциями и в игропрактике, и в какой-то специализированной области. Например, я могу разработать игру по охране труда без привлечения сторонних экспертов. А вот если меня приглашают, например, в команду для разработки игры по финансовой грамотности, то там я могу уже заниматься только технической, инженерной частью. Выполнять роль наблюдателя, анализирующего действия игроков с точки зрения свободы их действий.

Как я стал игропрактиком

20 лет я занимался вопросами обеспечения безопасности и охраны здоровья и жизни людей. Работал в крупных компаниях: Perfetti Van Malle, РУСАЛ, Honda, PepsiCo.

Материал в процессе игры действительно усваивается лучше. Когда человек отвечает неправильно на какую-то карточку, теряет монеты и проигрывает, то он надолго запоминает правильный ответ.

Мы обычно помним только яркие, лучшие моменты своей жизни, или наоборот — печальные. И как раз это обеспечивает эффективность обучения в игровой атмосфере.

Разработка игр как бизнес

Как искать заказчиков

В продаже деловых игр есть своя специфика. Рынок слишком разношерстный. Здесь нужно очень хорошо понимать, к какому клиенту и как вообще подходить.

Закономерным результатом бизнес-игры является укрепление корпоративного духа

Методы продвижения компании по разработке игр

На нашем рынке большую роль играет пиар. Причём пиар не компании, а эксперта.

Эффективно участие в выставках, в профильных, отраслевых мероприятиях. Сейчас индустрия геймификации в нашей стране находится на этапе формирования спроса, когда саму идею деловой игры необходимо популяризовать.

Бесплатный пиар: как попасть в СМИ

Люди очень боятся неклассических методов в бизнесе. Причём они боятся не потому, что думают, что это плохо. А просто для них это некоторая неопределённость: «Я не понимаю, во что я вкладываю деньги».

Нужно показывать на практике, что такое игра, каких результатов она помогает достичь. Словами или на пальцах это пока ещё объяснять очень сложно. Живая демонстрация игры помогает снять барьер непонимания и открывает возможности для последующего диалога.

Если человек хотя бы один раз сыграет в игру и поймёт, как она работает, только тогда он сменит непонимание и скепсис на расположение и доверие.

Геймификация в маркетинге

Конкуренция в сфере геймификации

Отношения между конкурентами — взаимотонизирующие, способствующие росту. Вот была, например, недавно большая конференция, куда меня пригласили как эксперта. А я, в свою очередь, позвал своих знакомых — конкурентов-игропрактиков, экспертов в области охраны труда. Потому что они классные специалисты и просто хорошие люди.

Читайте также:  Как узнать бизнесу ИП

Перспективы развития. Онлайн-игры

Мы начинали с разработки настольных и напольных офлайн-игр. Но Covid-19 способствовал тому, что мы начали заниматься переносом игр в онлайн.

На самом деле, я до сих пор с некоторым скепсисом подхожу к этой идее. Потому что определенным навыкам в области обеспечения безопасности можно качественно обучиться только при личном взаимодействии. И это не только моё мнение, но и мнение многих экспертов в области охраны труда. И действительно, один из наших мини онлайн-проектов оказался не особо живучим. Но мы всё равно работаем, совершенствуем это направление.

Мы живём во времена какого-то лихолетья. Пока что нет точного понимания, что «выстрелит» завтра.

С другой стороны, один мой коллега-игропрактик Алексей делает онлайн-квесты. И говорит, что потребность у людей есть.

Но опять же, если говорить о потребностях, то есть, прежде всего, потребность в живом человеческом общении. Несмотря на возможности современных технологий по организации дистанционного взаимодействия, эта потребность всё равно остаётся всегда актуальной. Спасибо тренерам — столько появилось инструментов! Нужно приложить желание, помноженное на сообразительность и приправить влюбленностью в свое дело.

Источник: businessolog.ru

Игровой формат корпоративного мероприятия: как получить предложения о решении проблем от пятисот руководителей

Автор — Елена Долина, бизнес-тренер, психолог, сертифицированный бизнес-коуч, директор по развитию в Бюро «Акцент», куратор ежегодного конкурса бизнес-тренеров «Тренерское мастерство».

Опубликовано в журнале «Управление развитием персонала» (Издательский дом «Гребенников»), №2, июнь 2017

Обложка журнала Управление развитием персонала

В статье описан опыт разработки игрового решения для масштабного корпоративного мероприятия. С помощью современного инструментария в деловую игру было одновременно вовлечено более полутысячи руководителей, получена и систематизирована бизнес-информация, интересовавшая заказчика.

Конференции на 100, 500 и более человек для клиентов нашей компании – обычное дело. Ежегодно перед любым крупным бизнесом стоит задача собрать топ-менеджмент компании, подвести итоги предыдущего периода, разработать стратегию и план действий на следующий год, а то и на несколько.

По сути, это единственная возможность собраться вместе, обсудить актуальные задачи бизнеса, понять, как меняется обстановка в мире и в отрасли, почувствовать дух единения и осознать, что вся компания согласованно движется в одном направлении, к единым целям. К тому же конференции позволяют повысить вовлеченность персонала, вносят вклад в формирование его лояльности.

Формат конференций, как и используемые при их проведении технологии, потерпел серьезные изменения. Если пару лет назад компании собирали своих сотрудников в основном для того, чтобы послушать доклады за отчетный период, то сейчас подготовка конференций становится полем для выработки креативных идей и решений, и каждый заказчик старается разнообразить это событие не только новыми форматами, но и современными технологиями, применяя системы голосования, гаджеты для решения кейсов и пр. Что касается вопроса содержания, то клиенты решают его по-разному. Кто-то проводит мероприятие в виде круглых столов, кто-то приглашает известных спикеров, чтобы вдохновить людей на достижение амбициозных целей, кто-то делает акцент на командообразование и заказывает тимбилдинги. Часто компании запрашивают помощи в организации таких событий в тренинговых агентствах.

«Одним из ведущих трендов сегодня стало использование игрового формата. Для своих конференций заказчики просят разработать игровой модуль, подразумевающий не только наличие развлекательной составляющей, но и возможности обучения и развития»

Один из последних выполненных нами запросов интересен тем, что для заказчика было найдено уникальное решение, не типичное для большинства подобных конференций. На примере данного кейса я поделюсь опытом работы в большом (с точки зрения количества участников) проекте и расскажу о проблемах, с которыми может столкнуться любая компания при подготовке и проведении масштабного мероприятия.

Содержание запроса заказчика на проведение деловой бизнес-игры

Запрос от клиента был получен за месяц до назначенной даты события. Надо отметить, что это очень небольшой срок для разработки и подготовки, а с учетом новогодних праздников он становился вообще критическим.

В компании – крупном ритейлере – была запланирована стратегическая сессия, на которой должны были быть подведены итоги года и выработан план действий на следующих отчетный период. Пятьсот руководителей из центрального офиса и регионов должны были приехать в Москву, чтобы отметить успехи последних лет и спланировать свою работу. Поскольку обсуждений предполагалось много, заказчик решил добавить в деятельность участников элемент игры, способствующий в том числе сплочению команды. К тому же заказчик посчитал важным ненавязчиво напомнить сотрудникам сети о принципах компании (я – часть команды, я – вдохновляющий лидер, я – проактивен, я работаю ради клиента).

Подготовкой таких мероприятий внутри компании обычно занимается отдел персонала в составе от трех до десяти человек. Его сотрудники продумывают концепцию, обсуждают с руководством бизнес-подразделения, какие задачи необходимо решить на данной конференции, выбирают площадку, подрядчиков для разработки и проведения мероприятия, а также для оформления события, сувениров и пр. Отдел обучения и развития, как правило, тоже включается в работу, и мы получили запрос именно от него, но впоследствии контактировали и с HR-, и с бизнес-подразделениями.

Итак, нам следовало решить, какую концепцию взять за основу, на какое количество команд разделить участников, какие именно задания для игры использовать. Надо сказать, что у нас был опыт похожих мероприятий и мы собирались опираться на уже разработанную игру «Эпоха перемен», внеся в нее необходимые коррективы. Определенные сложности вызывали правильное построение логистики и расчет необходимых ресурсов.

Выбор места для проведения деловой игры

Мы приняли решение, что группы должны включать не более 16 человек, чтобы у людей была возможность эффективно взаимодействовать. При таком раскладе у нас получалось 32 команды. Следовательно, нужно было несколько помещений достаточных размеров, чтобы участники не мешали друг другу при выполнении заданий.

К сожалению, в нашей практике часто бывают ситуации, когда разработку игры или обучения приходится проводить до того, как клиент определился с местом проведения мероприятия. Это сильно осложняет работу и может привести в дальнейшем к рискам снижения качества самого мероприятия. Однако в этот раз нам повезло: заказчик уже выбрал гостиницу «Рэдиссон Славянская», где под игру было выделено 10 залов.

Формирование команды бизнес-тренеров — модераторов деловой игры

Следующей нашей задачей был подбор 32 тренеров с равнозначными профессиональными компетенциями, которые смогли бы курировать работу групп. Такие специалисты должны не только обладать серьезным тренерским опытом, но и понимать специфику работы с руководителями, а также уметь работать по предложенной программе и вовремя реагировать на изменения. В подобные проекты мы обычно приглашаем уже проверенных тренеров, у которых на данный момент есть время для изучения материалов и могут прийти на тренировочные встречи.

Однако вскоре нас ждал неприятный сюрприз. В связи с ограничениями бюджета клиент не мог оплатить услуги наших ассистентов и предложил воспользоваться своими ресурсами – внутренними тренерами и специалистами из отдела оценки. Такие ситуации всегда связаны с большим риском и для нас, и для заказчика, но в данном случае другого выхода у нас не было.

Положение осложнялось тем, что часть команды составляли тренеры из регионов, которые должны были приехать накануне мероприятия, т.е. у нас был только один день для их подготовки. В связи с этим мы постарались максимально быстро подготовить материалы для изучения и отправили их заказчику для ознакомления.

Забегая вперед, скажу, что частично наши опасения оправдались. Не все тренеры успели в полной мере усвоить информацию (были те, кто постоянно запрашивал помощь, не соблюдал регламент), не у всех был опыт проведения тренингов, что сильно осложняло взаимодействие с группой, многие потеряли голос, не имея устойчивого навыка работы с аудиторией. Однако справедливости надо признать, что настрой был боевой у всех без исключения, и это не могло не радовать.

«Учитывая создавшуюся ситуацию, мы сделали вывод о необходимости наличия кураторов, которые должны сопровождать несколько (четыре-пять) групп и осуществлять контроль поддержку работы тренеров, в крайнем случае могут встать на место ведущего. При проведении больших мероприятий нужно подстраховаться везде, где это возможно»

Многое в таких мероприятиях зависит от профессионализма команды тренеров, и мы стараемся предлагать заказчикам прежде всего наши, проверенные ресурсы. Не всегда это исключительно внутренние тренеры.

Читайте также:  Деньги как бизнес павловская

Для того, чтобы проводить большие мероприятия, тренинговые компании часто привлекают специалистов со стороны, т.к. держать в своем штате 15-20 тренеров на постоянной основе экономически невыгодно. Однако при использовании аутсорсинга есть риск, что приглашенный тренер не справится с поставленной задачей. Именно поэтому мы постоянно знакомимся с новыми кадрами.

Прежде чем начать работать, мы проводим собеседование, собираем отзывы, организуем обучение и пилотные тренинги со своим персоналом и, только если человек полностью нас устраивает, начинаем сотрудничать. Хорошим способом найти новых специалистов являются рекомендации коллег. Тренерское сообщество относительно невелико, и почти все друг друга знают. Конечно, на проекты мы стараемся привлекать всех тренеров, с которыми работаем постоянно. Благодаря этому наши заказчики могут быть уверены в качестве предоставляемых услуг.

Формат проведения бизнес-игры

На этапе разработки концепции тоже было не все гладко. После общения с директором по персоналу мы получили еще одну вводную: основная задача игры должна быть прежде всего деловой, а не развлекательной и даже не обучающей. Для эффективной работы сети необходимо собрать информацию о проблемах на местах, их причинах и получить от руководителей предложения по их решению.

Таким образом, за три часа нам нужно было решить три задачи: повысить уровень коммуникаций в компании, проработать ключевые ценности (принципы), собрать необходимую бизнес-информацию. При этом сам формат должен был заинтересовать и мотивировать людей, создавая веселую и непринужденную атмосферу. Времени на разработку и подготовку оставалось все меньше, а наши цели становились все более амбициозными.

Разработка концепции деловой бизнес-игры под запрос заказчика

Немаловажной в любом подобном мероприятии является концепция, вдохновляющая идея, которая пронизывает все событие и придает ему особый смысл. Сеть нашего заказчика быстро и успешно росла: открывались новые магазины, завоевывались новые регионы, повышалось качество обслуживания, что приводило к увеличению количества покупателей.

Им было чем гордиться и за что сказать спасибо своему персоналу. Тем не менее впереди оставалось еще много новых задач и целей, требующих серьезных совместных усилий. По ряду причин, символичным для клиента стало число 17, и сюжет всем известного фильма «Легенда №17» удачно вписался в концепцию мероприятия. На второй день конференции был приглашен Владислав Третьяк – выдающийся советский хоккеист, вратарь, который должен был своим выступлением вдохновить руководителей на новые победы.

Соответственно, нам была поставлена задача разработать такую игру, которая бы стала продолжением принятой идеи.

«Из трех предложенных концепций в итоге мы с заказчиком остановились на сценарии, согласно которому 32 команды должны были сходиться в тренировочных матчах и, выполняя задания, зарабатывать очки. Предполагалось, что результаты матчей, отражающие рейтинг команд, выводятся на плазменном экране в фойе, отражая рейтинг команд. У каждой команды был свой маршрут и свой перечень задач. Некоторые задания были универсальными для всех, другие совпадали частично»

В некоторых кейсах участники должны были определять причины и последствия проблемы и предложить действия, необходимые для ее решения профилактики возникновения в дальнейшем. В качестве одного из примеров предлагалось разобрать ситуацию со скоропортящимся товаром.

Были задания, где участнику команды предоставлялась возможность взаимодействовать с «сотрудником компании» и обеспечить ему конструктивную обратную связь, или поставить задачу, или провести мотивационную беседу либо беседу-благодарность (четыре варианта кейса).

Финальным заданием стало составление плана действий по направлениям:

  • повышение эффективности бизнес-процессов;
  • создание сплоченной команды;
  • повышение качества общения руководителя с сотрудниками;
  • повышение уровня клиентоориентированности;
  • развитие сотрудников;
  • улучшение качества информирования;
  • улучшение кросс-функционального взаимодействия;
  • повышение инициативности сотрудника;
  • улучшение контроля;
  • снижение сопротивления сотрудников при внедрении изменений;
  • снижение потерь;
  • оптимизация бизнес-процессов.

Важной составляющей игры стал разработанный чек-лист. Тренеры должны были оценивать работу команды с точки зрения четырех принципов (ценностей), принятых в компании. Таким образом мы реализовали еще одно пожелание заказчика.

Команды зарабатывали очки за качественно выполненные задания (например, при наличии достаточного количества конкретных предложенных вариантов) и за обратную связь, полученную от тренера.

В конце игры предполагался красивый завершающий штрих – вручение подарочных шайб с автографом Третьяка, на которых участники должны были написать свою личную цель на следующий год.

Мелочи и дух современности

Надо сказать, что в таких проектах бывают важны любые мелочи, начиная с выбора принципа деления на команды и заканчивая его внешним оформлением. Здесь мы тоже следовали концепции мероприятия, решив указать на бейджах хоккейный счет (1:1, 5:2, 7:0 и т.д.) в качестве объединяющего признака. Для тренеров были подготовлены специальные таблички-транспаранты, чтобы команды могли быстро найти своего ведущего.

Конечно, не все было идеально – некоторые мелочи мы не успели предусмотреть. Например, оказалось, что, каким бы большим ни был плазменный экран, рейтинг 32 команд выглядит на нем очень мелко. И для нас, и для заказчика это послужило дополнительной информацией к размышлению. Чем раньше начинается планирование мероприятия, тем больше у нас возможностей протестировать, как это будет выглядеть в финале. Отсутствие времени, к сожалению, значительно увеличивает вероятность допущения подобных недочетов.

Еще одним вызовом для нас стало желание заказчика следовать духу современности и вместо распечатанных заданий и кейсов использовать планшеты. Задумка была такая: на гаджет капитана команды приходят задания, результаты выполнения которых команда также отправляет через специально установленное приложение. Поскольку в условиях сжатых сроков задача разработки подобного приложения становилась не реальной, мы решили адаптировать под игру одно из готовых приложений (Telegram). К счастью, наш опыт вовремя подсказал нам, что нельзя рассчитывать только на цифровые устройства. Кроме того, команде из 16 человек было бы просто не удобно читать задание с одного планшета.

«В связи с этим было принято решение продублировать кейс в печатном виде. Также мы постарались просчитать и другие риски – сбой программы или поломка планшета – и раздали тренерам письменные бланки для внесения результатов в ситуации форс-мажора. Однако проблема появилась не там, где мы ее ждали. С программой и гаджетами было все в порядке, но некоторые тренеры не смогли зафиксировать и отправить ответы группы, поскольку не успели полностью изучить полученные накануне инструкции. В итоге нескольким командам пришлось сдавать результаты в письменном виде. К счастью, мы предусмотрели такую возможность»

По технической части мы также сделали для себя ряд важных выводов. Того количества IT-специалистов, которые присутствовали на мероприятии в качестве поддержки, явно не хватило для оперативного реагирования на все вызовы участников. В идеале они должны были находиться в каждой аудитории. В дальнейшем мы будем настаивать на выделении бюджета под эти нужды.

Заключение

Самым главным итогом мероприятия для директора по персоналу стал отчет на 20 страницах. В нем была собрана вся необходимая информация от регионов, проанализировав которую можно было принимать решение о структурных и функциональных изменениях в компании, оценив включенность руководителей в этот процесс, а также выявлять системные ошибки. Кроме того, документ содержал планы оптимизации бизнес-процессов компании, перераспределения функционала, обучения сотрудников специализированным программам и навыкам коммуникации и другие предложения, например: провести анонимный опрос сотрудников о проблемах с общением, создать систему предоставления сотруднику обратной связи, ввести рейтинг лучших (доску почета), сформулировать требования (новый чек-лист), составить график выходов на смену и т.п.

Важным элементом отчета также стала информация, полученная от тренеров: какие корпоративные принципы были проявлены в наименьшей степени, что требует дополнительной отработки и развития.

Заканчивая описание работы по данному кейсу, хочу заметить, что заказчик остался доволен нашей работой и выразил готовность продолжать сотрудничество в других проектах. В свою очередь, мы по итогам подготовки и проведения мероприятия еще раз убедились, что для качественного выполнения работы необходимо:

  • иметь утвержденную концепцию за два-три месяца до начала мероприятия;
  • располагать вариантами площадок до утверждения концепции;
  • настаивать на использовании тренеров провайдера, а если это невозможно, договариваться о присутствии кураторов групп;
  • обучение тренеров осуществлять заранее, не позднее трех дней до начала проведения мероприятия;
  • продумывать все детали (вплоть до того, где и как группа, выходя из конференц-зала, должна найти своего тренера);
  • договариваться о присутствии достаточного количества специалистов технической поддержки;
  • иметь хорошо подготовленную сплоченную команду.

Источник: buro-akzent.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин