Какие аспекты внешней среды которые влияют на бизнес компании включает в себя аббревиатура pest

PEST-анализ — это маркетинговый инструмент для долгосрочного планирования в бизнесе, который позволяет учесть влияние факторов окружающей среды. Прогнозирование последствий такого влияния помогает принимать обоснованные решения, минимизировать ошибки.

Методику используют, чтобы изучить потенциальный рынок при выводе нового продукта, для оценки основных тенденций, а также для выявления рисков и возможностей.

Аббревиатуру образуют четыре английских слова:

  • P — Politics (политика).
  • E — Economics (экономика).
  • S — Socio-culture (социум-культура).
  • T — Technology (технологии).

Автор анализа — профессор Гарвардского университета Фрэнсис Агилар. Ещё в 1967 году он придумал инструмент сканирования макросреды и назвал его ETPS. Под этим названием метод вошёл в книгу «Сканирование деловой среды». Позже для упрощения произношения название изменили на PEST. Иногда метод называют STEP-анализом — от перемены мест факторов суть инструмента не меняется.

В некоторых случаях методику дополняют иными факторами, имеющими значение для конкретного предприятия. Например, анализ PESTEL — это PEST-анализ, расширенный факторами Ecological (экология) и Legal (право). При добавлении фактора Industry analysis (отраслевой анализ рынка) получается PESTELI-анализ. А метод LONGPEST-анализа вытекает из выполнения PEST-анализа на разных уровнях— Local (локальном) + National (национальном) + Global (глобальном).

PEST-анализ – самый высокий уровень маркетингового анализа, который предполагает изучение общерыночных факторов и тенденций. К PEST-анализу прибегают для принятия самых важных стратегических решений, от которых зависит успех компании – вывод новых продуктов, открытие национальных и региональных представительств, смена стратегии.

Источник: www.unisender.com

PEST-анализ: что это такое и как его провести на примерах

23 августа 2019

PEST-анализ: что это такое и как его провести на примерах

Евгения Чернова

Опытный финансовый аналитик, бизнес-консультант, на экспертном уровне владеющий МСФО, имеет диплом DipIFR, более 10 лет руководящей работы. Возглавляла финансовые подразделения компаний с миллиардным оборотом и штатной численностью более тысячи сотрудников. Успешно с нуля внедряла управленческий учет на базе «1С:Управление производственным предприятием», осуществляла трансляцию РСБУ – МСФО, финансовый контроль (P

  • внешняя политика страны, в которой расположена юрисдикция компании;
  • вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста);
  • внутренняя политика на государственном уровне;
  • налоговая политика;
  • уровень влияния государства на отрасль, его отношение к отрасли;
  • отношение государства к иностранному капиталу, уровень влияния на инвестиционные процессы;
  • субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов;
  • внутренняя политика на региональном и муниципальном уровне;
  • различные межгосударственные соглашения о раскрытии информации, об избежании двойного налогообложения и т.д.
  • Экономические факторы

    Влияние факторов этой группы на компанию трудно переоценить, поэтому их нужно рассматривать особенно тщательно.

    • динамика ВПП,
    • уровень инфляции,
    • ставка рефинансирования и связанная с ней динамика в банковской сфере,
    • изменение курса рубля,
    • уровень безработицы,
    • динамика доходов населения,
    • цены на нефть,
    • рост и насыщенность отраслевых рынков,
    • уровень конкуренции,
    • динамика на смежных рынках, влияющая на затраты компании,
    • уровень использования налоговых схем в отрасли.
    Читайте также:  Бизнес в Екатеринбурге что выгодно

    Социально-культурные факторы

    Факторы этой направленности оказывают косвенное воздействие на успешность компании.

    К ним относятся:

    • демографические данные: рождаемость, смертность, возрастной состав населения, миграционная динамика;
    • уровень жизни населения, зарплатные ожидания;
    • обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления и мифы;
    • уровень образованности, квалификация кадров;
    • трудоспособность и производительность населения.

    Технологические факторы пест-анализа

    Набирают все большую ценность, так как технологический прогресс ускоряется, степень его влияния на все сферы бизнеса, даже самые нетехнологичные, увеличивается.

    К технологическим факторам относятся:

    • научные открытия, новые технологии,
    • изменения в патентном законодательстве и индустрии,
    • влияние интернета и мобильных технологий на отрасль,
    • расходы конкурентов на R
    • продукты, которые она будет выпускать;
    • регионы, в которых она будет увеличивать или уменьшать присутствие;
    • инвестиции, которые она будет совершать или, наоборот, внешнее финансирование, которое она будет привлекать.

    Чтобы выбрать правильную стратегию, нужно понимать, какие возможности вам дает рынок.

    В-третьих, Пест-анализ дает исходные данные для выстраивания управления рисками в компании, фактически описывая макроэкономические риски. Как известно, составляющие управления рисками – это их определение, оценка и разработка мер по минимизации их воздействия. Проследим, как работает в этом случае ПЕСТ.

    Руководство по проведению PEST-анализа

    Как и любой другой, PEST-анализ начинается со сбора первичной информации о внешней среде компании. Чем эта информация будет шире, многостороннее и объективнее, тем лучших результатов можно добиться с помощью PEST.

    Для сбора информации можно использовать специализированную литературу по геополитике, обзоры макрорегионов и рынков на них, аналитические отчеты по отраслям, данные статистики, отчеты и прогнозы крупных аналитических агентств. Неплохо быть членом отраслевых ассоциаций, общаться на международных выставках и конференциях, для того чтобы узнавать новости точки зрения разных игроков, находящихся по разные стороны рынка: производителей, поставщиков, потребителей, дилеров и так далее. Не нужно забывать и про инсайдерскую информацию, получаемую на переговорах, и про узкоспециализированные сайты, размещающие новости на рынках и в отраслях.

    Обратите внимание! Поскольку PEST-анализ составляется на долгосрочную перспективу, вас должен интересовать прогноз по значимым изменениям внешней среды в дополнение к состоянию на сегодняшний день.

    Итак, первым шагом к составлению PEST будет определение на основании собранной информации факторов, влияющих на компанию, и их отнесение по четырем группам: политические, экономические, социально-культурные, технологические.

    Пример 1

    Перед советом директоров российского угледобывающего предприятия, расположенного в Кузбассе, поставлена задача – определить стратегию предприятия на 5 лет с тем, чтобы увеличить добычу и реализацию угля на 50%. Было решено провести сначала PEST-анализ, обновить свои знания об отрасли. Предприятие заказало несколько обзоров угольной отрасли в мире и маркетинговое исследование об угольном рынке в РФ. Также были опрошены несколько контрагентов и ключевые сотрудники на предприятии. Все они сделали свои прогнозы по развитию рынка, уровням потребления и месте предприятия на угольном рынке.

    Читайте также:  Как говорил билл гейтс если вашего бизнеса

    На основании проведенных исследований исполнители выделили факторы, оказывающие влияние на предприятие. Ранее в статье мы приводили основные факторы из каждой группы, для примера возьмем по три фактора.

    Факторы PEST
    Политические
    1Государственные программы поддержки угольной отрасли
    2Сложности в районе Донбасского угольного бассейна
    3Все более жесткие экологические нормативы
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
    1Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий
    2Падение внешних и внутренних цен на уголь
    3Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений и санкционной политики
    Социально-культурные
    1Снижение численности населения
    2Снижение уровня жизни
    3Повышение образованности населения
    Технологические
    1Ускоренное развитие альтернативной энергетики
    2Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами
    3Повышение точности контроля и сертификации угля

    Вторым шагом будет определение степени влияния каждого фактора на компанию. Для этого пригласите экспертов (желательно не менее пяти) и попросите их оценить:

    1. Влияние каждого фактора по пятибалльной шкале,
      где 1 – минимальное влияние,
      5 – максимальное влияние фактора,
    2. Вероятность изменения каждого фактора по трехбалльной шкале,
      где 0 – в будущем фактор перестанет существовать,
      1 – фактор не изменится в ближайшее время,
      2 – фактор усилится в ближайшее время.

    Рассчитайте среднее значение по влиянию факторов и средневзвешенное значение по каждому фактору с учетом прогноза изменений.

    Пример 2

    В качестве экспертов угольнодобывающий завод представил трех членов совета директоров, отвечающих за добычу, реализацию и финансирование, а также аудитора предприятия, имеющего опыт аудита других угольных заводов и председателя Ассоциации предприятий угольной отрасли. После того, как эксперты проставили свои оценки, была подготовлена сводная таблица (кликните, чтобы увеличить).

    Tabl_big.jpg

    Итоговая таблица представляется в знакомом матричном виде, факторы в каждой ячейке которой проставлены по убыванию влияния.

    ПолитическиеЭкономические
    Все более жесткие экологические нормативы4,2Падение внешних и внутренних цен на уголь3,36
    Сложности в районе Донбасского угольного бассейна3,84Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий3,36
    Государственные программы поддержки угольной отрасли1,52Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений1,92
    Социально-культурныеТехнологические
    Снижение численности населения4,48Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами8
    Снижение уровня жизни1,92Повышение точности контроля и сертификации угля2,72
    Повышение образованности населения1,44Ускоренное развитие альтернативной энергетики2,64

    Третьим шагом в проведении PEST-анализа будет выработка стратегии, включающей в себя наиболее «выигрышные» ответные действия на сигналы внешней среды.

    В этом поможет таблица, в которой на каждый фактор внешней среды прописано наиболее выгодное для компании ответное решение. Из совокупности таких решений и будет состоять стратегия.

    Читайте также:  Что такое сетевой бизнес кратко

    Пример 3

    Совет директоров проанализировал матрицу факторов PEST-анализа и разработал решения – ответы на возможности и риски внешней среды.

    Факторы PESTСредневзвешеннаяДействия
    Политические
    1Все более жесткие экологические нормативы4,2Заключать контракты с представителями стран третьего мира, чьи нормативы пока позволяются использовать сравнительно дешевый уголь
    2Сложности в районе Донбасского угольного бассейна3,84В период сниженной конкуренции занимать более активную позицию на рынке сбыта, увеличивать объем добычи
    3Государственные программы поддержки угольной отрасли1,52Использовать возможности поддержки, осваивать субсидии, входить в ассоциации
    Экономические
    1Падение внешних и внутренних цен на уголь3,36Снижать себестоимость добычи угля, лоббировать свои интересы на рынке ж/д поставок
    2Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий3,36Увеличивать экспортную составляющую
    3Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений1,92Заключать контракты с представителями стран третьего мира, чьи нормативы пока позволяются использовать сравнительно дешевый уголь
    Социально-культурные
    1Снижение численности населения4,48Запустить программу рабочей миграции квалифицированных кадров из соседних регионов
    2Снижение уровня жизни1,92Оптимизировать фонд оплаты труда, использовать повышенные премии за действительно высокое качество работы
    3Повышение образованности населения1,44Привлекать молодых специалистов по программам стажировок
    Технологические
    1Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами8Закупать передовое оборудование с тем, чтобы снизить стоимость добычи
    2Повышение точности контроля и сертификации угля2,72Использовать тесты качества угля на разных стадиях добычи для снижения имиджевых потерь
    3Ускоренное развитие альтернативной энергетики2,64Инвестиции в проекты по альтернативной энергетике.

    В итоге у руководства заводом появился черновик стратегии:

    • использовать возможности экспорта, особенно в Азиатский и Латиноамериканский регионы, а также на Ближний Восток;
    • поддерживать конкурентную цену за счет оптимизации затрат на добычу (оборудование и ФОТ) и на транспортные расходы (лоббирование интересов в отрасли ж/д перевозок);
    • использовать заведомо более высокое качество продукции для построения долгосрочных отношений с крупными зарубежными заказчиками;
    • привлекать квалифицированные кадры в регион посредством различных программ, самостоятельно и совместно с государством.

    Заключение

    Мы наглядно рассмотрели проведение PEST-анализа, чтобы вы смогли сделать его самостоятельно и убедиться, какие значимые результаты может он принести. Конечно, у этого инструмента есть свои преимущества и недостатки. Помните, что сделанный однажды PEST-анализ должен обновляться раз в год, так как внешняя среда постоянно меняется. Но на его обновление, а также на то, чтобы тактически быть в курсе событий, вам понадобится не так много времени. Ведь вы уже будете знать, куда смотреть и у вас будет готовый шаблон пест-анализа!

    Источник: upr.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин