Подробная характеристика ключевых бизнес-процессов/параметров SCOR-модели приведена в табл. 7.1 [24, 32].
Таблица 7.1 — Характеристика ключевых бизнес-процессов SCOR-модели
Бизнес-процессы SCOR-модели | Характеристика ключевых бизнес-процессов |
Планирование (plan) | Определяются источники поставок, производится обобщение и расстановка приоритетов в потребительском спросе, планируются запасы, определяются требования к системе дистрибьюции, а также объемы производства, поставок сырья, материалов и готовой продукции. Решается задача Make or Buy – производить самостоятельно или покупать. Принимаются решения, относящиеся ко всем видам планирования ресурсов, мощности и к управлению жизненным циклом продукции. |
Снабжать (source) | Определяются ключевые элементы управления снабжением, а также различные процедуры: оценка и выбор поставщиков, проверка качества поставок, заключение контрактов с поставщиками. С этим процессом связаны все процедуры, относящиеся к получению материалов: приобретение, транспортировка, входной контроль, постановка на хранение и т. д. |
Делать (make) | К этому процессу относятся производство, выполнение и управление элементами «make». Определяются специфические процедуры производства и циклы, контроль качества, упаковка, хранение и выпуск продукции (внутрипроизводственная логистика). К структурным элементам процесса «make» относятся технологические изменения, управление производственными мощностями, производственные циклы, качество производства, график производственных смен и т.п. |
Доставлять (deliver) | Этот процесс состоит из управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, формирование стоимости, выбор конфигурации товара, создание и ведение баз данных по клиентам, товарам и ценам, управление дебиторами и кредиторами. В управление складом входят подборка и комплектация, упаковка, создание специальной упаковки/ ярлыка для клиента и отгрузка товаров. Управление транспортировкой и доставкой определяется правилами управления каналами и заказами, управлением товарами для доставки и управлением качеством доставки. |
Возвращать (return) | В рамках этого процесса дифференцируются структурные элементы возвратов (дефектных, излишних, требующих ремонта) как от «make» к «source», так и от «deliver». Здесь же: определение состояния продукта, размещение продукта, запрос на авторизацию возврата, составление графика возвратов, направление на уничтожение и переработку. |
Глубина детализации процессов определяется «пирамидой из четырех уровней», отражающей путь, который проходит компания, двигаясь к совершенствованию своей цепи поставок (рис. 7.4).
Рис. 7.4 — Структура SCOR-модели
Уровень 1 определяет рамки и содержимое SCOR-модели, все бизнес-процессы компании однозначно группируются в базисные процессы: Plan, Source, Make, Deliver, Return. На этом уровне компания формирует конкурентные цели для своей цепи поставок и готовит информацию для построения внутренней модели логистических процессов.
Уровень 2 дает определение 26-ти основным категориям процессов, которые могут быть структурными элементами конкретной цепи поставок. Организации могут формировать идеальные или фактические операции, используя эти процессы. На втором уровне (конфигураций — в терминологии SCOR) пять типов процессов разбиваются на категории, и компания может «сконфигурировать» цепочку поставок в соответствии с требованиями стратегии, учетом используемых технологий и т. д. На этом уровне каждый процесс может быть описан по типу/категории процесса.
Уровень 3 обеспечивает информацией, необходимой для успешного целеполагания и планирования усовершенствований цепи поставок. Сюда включаются определение требуемых усовершенствований, постановка эффективных целей для бенчмаркинга, определение лучшего опыта и программного обеспечения, обеспечивающего функционирование усовершенствований. На третьем уровне категории процессов разбиваются на элементы, их составляющие. Именно комбинация этих элементов будет определять конкурентоспособность компании на выбранных ею рынках. Здесь даются дефиниции элементов процессов и их взаимосвязь, приводится информация на «входе» и «выходе» каждого элемента, перечислены параметры и меры, которые нужно использовать при оценке их эффективности.
Уровень 4 определяет процедуры внедрения усовершенствований цепи поставок компании. Эти процедуры не определяются в SCOR-модели, т.к. они уникальны для каждой конкретной компании. На четвертом уровне декомпозиции при построении модели разбивают элементы процессов на составляющие их работы и элементарные операции, приспосабливая модель к особенностям ведения своего бизнеса.
Набор работ и операций будет уникальным для каждой организации, поэтому, естественно, никакая общая модель не в состоянии их описать. Собственно, на этом уровне и возникает ситуация «неудовлетворенности» заказчика стандартным ПО и появляется необходимость кастомизации продуктов под процессы конечного пользователя. К сожалению, это может оказаться очень непросто, и вместо изменения программного обеспечения под требования пользователя начинают кастомизировать процессы под то, что может поддержать ПО.
Источник: lektsia.com
Анализ основных процессов SCOR-модели
Процесс – деятельность, нацеленная на достижение определенных результатов. Процессы SCOR-модели определяются в соответствии с уникальными процессами самой цепи поставок, для того чтобы обеспечить достижение главной цели – выполнения заказов клиентов. В модели SCOR дается однозначное определение и обозначение для каждого уникального процесса (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Структура процессов SCOR первого уровня
Как уже указано выше, SCOR основана на пяти ключевых бизнес-процессах (процессах первого уровня). Опишем их подробнее.
Планирование. Процессы планирования описывают действия, связанные с развитием планов для управления цепочкой поставок. Они включают сбор информации о запросах потребителей и о доступных ресурсах, их сопоставление для определения существующих разрывов и возможностей будущего совершенствования. На данном этапе также определяются действия, необходимые для исправления идентифицированных разрывов плановых и фактических KPI.
Снабжение. Процессы, связанные со снабжением, описывают процедуры размещения заказов (или планирование поставок) и получения товаров и услуг. Процессы снабжения заключаются в размещении заказов на поставку или составлении графиков доставки, приемки и хранения товаров и принятии счета-фактуры от поставщика. Весь процесс поиска, оценки соответствия поставщика заявленным требованиям и ведения переговоров не описываются процессом снабжения. Исключением является ситуация, когда речь идет о товарах и услугах, спроектированных на заказ (ЕТО – engineer to order), – см. DCOR [1] .
Производство. Процессы производства описывают действия, связанные с преобразованием материалов или оказанием услуг. Здесь используется термин «преобразование материалов», а не просто «производство» или «обработка», поскольку в понятие «делать» («таке») включаются все способы преобразований материалов: сборка, химическая обработка, обслуживание, ремонт, переработка отходов для вторичного использования, реконструкция, восстановление, переборка и другие общие названия для процессов, реструктуризирующих и трансформирующих материалы. Стоит отметить, что отличительной особенностью этих процессов является то, что на входе существует одно или более наименований материалов, в то время как выходе процесса их гораздо больше.
Доставка. Процессы доставки описывают действия, связанные с созданием, обслуживанием и выполнением потребительских заказов. Процесс доставки заключается в получении, утверждении и создании базы потребительских заказов, составлении графика поставки, комплектации, упаковке, отгрузке и выставлении счета клиенту. Процесс D4–Доставка в розничные точки – предусматривает упрощенное представление процессов снабжения и доставки, в случае если речь идет о рознице, где применяется подход Производство на склад (MTS – make to stock).
Возврат. Процессы, связанные с возвратом, описывают действия, применяемые к обратным потокам товаров. Процесс возврата подразумевает идентификацию потребности в возврате, принятие решения о возврате, планирование процесса возврата и перевозки и, в итоге, получение товаров, подлежащих возврату. Процессы ремонта, переработки отходов для вторичного использования, реконструкции и восстановления не описываются при использовании элементов процесса возврата – см. процесс «Производство».
Для каждого процесса первого уровня существует три и более категорий процессов второго уровня. Каждый процесс второго уровня содержит элементы процесса третьего уровня. Такие иерархичные отношения между процессами делают возможной классификацию процессов.
Источник: studme.org
Какие ключевые бизнес процессы выделяются в scor модели
SCOR-модель[1] была разработана известной международной организацией — Советом по цепям поставок[2] (The Supply-Chain Council — SCC) с целью более эффективного анализа, планирования и проектирования цепей поставок. SCOR относится к классу процессно-ориентированных моделей[3]. Общая идеология SCOR-модели заключается в сочетании принципа неразрывности товарного и информационного потоков одновременно с функциональной интеграцией. Модель объединяет три весьма популярные современные управленческие концепции/технологии – реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering), бенчмаркинг (Benchmarking)[4], и использование наилучшей практики (Best Practice). Реализуя подход, аналогичный используемому при реинжиниринге бизнес-процессов, SCOR-модель предусматривает фиксацию текущего состояния процессов, и устанавливает, как процессы должны выглядеть в дальнейшем (Рисунок 1).
Рисунок 1 Этапы проекта SCOR-mod
Модель SCOR на сегодняшний день признается в качестве международного межотраслевого стандарта при планировании и управлении цепями поставок. Описывая цепи поставок путем комбинации готовых составляющих процессов, модель может быть использована как для описания самых простых цепей поставок, так и для сложных комплексных сетей, используя стандартный набор определений. В результате, несопоставимые отрасли бизнеса и отдельные компании могут быть легко интегрированы в описание структуры практически любой сетевой структуры цепей поставок. Модель позволяет описать и создать основу для совершенствования цепей поставок, как для глобальных проектов, так и для специфических конкретного подразделения компании. Границы модели определяются «от поставщиков поставщика до клиентов потребителя», т.е. модель описывает так называемую «расширенную» цепь поставок (Рисунок 2).
Рисунок 2 Обобщенный вид SCOR-mod
В общем случае участники цепи поставок реализуют следующие укрупненные группы процессов:
- Планирование (Plan)
- Снабжение (Source)
- Производство (Make)
- Доставка (Deliver)
- Организация возвратных потоков (Return)
для которых в рамках модели:
- даны характеристики последовательности и взаимосвязи процессов (по информационным потокам),
- предложены KPI для наиболее эффективной реализации процедур контроллинга и сравнительного бенчмаркинга,
- приведены лучшие практики технологий реализации процессов.
На текущий момент SCOR модель включает описание более 200 элементарных процессов, 550 лучших практик и 500 KPI (Key Performance Indicators – Ключевые показатели эффективности). Стандарт постоянно обновляется, сейчас актуальна версия 10.0.
SCOR-модель охватывает все аспекты взаимодействия с потребителями (от заказа до выставления счета), все трансакции (от поставщиков до потребителя), а также все рыночные взаимодействия (от понимания общих потребностей до исполнения конкретных заказов). При этом в SCOR-модель не включаются такие аспекты бизнес-деятельности, как маркетинг и продажи, технологические исследования и разработки, разработки новых продуктов, обслуживание клиентов после исполнения поставки. Для описания подобных процессов существуют дополнительные модели, назначение которых и принцип использования аналогичен SCOR:
- DCOR (Product Design) – Референтная модель разработки и проектирования продуктов
- CCOR (Sales OP)
HE.0236 Выбор и планирование видов транспорта
HE.0247 Управление электронными таблицами
HE.0265 Стратегические соглашения с поставщиками услуг
HE.0281 Транспортный аутсорсинг
HE.0286 Планирования транспортировки
HE.0299 Использование систем по управлению транспортомССЫЛКИ
[1] SCOR-mod — Supply Chain Operations Reference model — Референтная модель операций в цепях поставок.
[3] При процессно-ориентированном моделировании, деятельность организации – объекта моделирования рассматривается как совокупность «сквозных» процессов. Сквозной (или межфункциональный) бизнес-процесс – это процесс, в котором участвуют несколько структурных подразделений предприятия или независимых контрагентов (если речь идет о проектировании цепи поставок), потребляющий ресурсы внешних и внутренних поставщиков и создающий ценность для внешних клиентов. Идентификация процессов осуществляется путем привязки процессов к основным потокам.
[4] Подробнее см. статья Бенчмаркинг, журнал «Логистика и управление цепями поставок», №6 – 2011 г.
[5] Здесь необходимо заметить, что в практике управленческого и бухгалтерского учета в России нет единого определения категории «издержки» и соотношения их с терминами «затраты» и «расходы». В практике отечественного учета «затраты» становятся «расходами» только в составе реализованной продукции (работ, услуг). До момента реализации потребленные ресурсы учитываются как затраты и отражаются в балансе предприятия как активы в виде остатков НП, ГП на складе и т.д. Признание затрат расходами минуя получение дохода, возможно в отдельных случаях, например, при признании их убытками (потреблённые ресурсы не принесут дохода). Однако в контексте данной работы принимаем, что «расходы», «затраты» и «издержки» являются синонимами (от анг. «cost»).
Источник: lscm.ru