Какие условия развития российского общества обостряют потребность в соблюдении бизнесом морально

Нравственно-этические и институциональные аспекты российского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ИНСТИТУТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ЭТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / БИЗНЕС / ВЛАСТЬ / INSTITUTIONS / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ECONOMIC ENTITIES / BUSINESSMEN / MORALS / ETHICS / ECONOMIC BEHAVIOUR / PERSONAL QUALITIES / INTERPERSONAL RELATIONS / SYSTEM OF VALUES / MANAGEMENT STYLE / CORPORATE CULTURE / BUSINESS / AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина А.С.

Статья посвящена нравственно-этическим проблемам российского бизнеса . В ней указывается на то, что цивилизованный бизнес предполагает формирование такой институциональной среды , которая потребует от всех экономических субъектов строжайшего соблюдения нравственно-этических норм. Институты , регламентирующие хозяйственную деятельность, должны быть выстроены таким образом, чтобы вести себя этично было выгодным и обеспечивало бы бизнесу определенные конкурентные преимущества.

Параграф 11 «Экономическая культура»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронина А.С.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Этика предпринимательской деятельности как институциональная проблема
Этические факторы повышения социального капитала в России
Этика и бизнес: апология практического разума

Характерные черты социальной ответственности и этики в организациях малогои среднего бизнеса в России

Морально-этическая ответственность российского бизнеса
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral, Ethical, and Institutional Aspects of Business in Russia

The article is dedicated to moral, ethical, and institutional aspects of business functioning in Russia. «Civilized»-type business presupposes establishment of an institutional environment that will require that all economic entities strictly follow ethical and moral standards and norms. Institutions that control and regulate economic activity should be built in a way that makes ethical behavior of a business entity profitable, gaining good reputation and competitive.

Текст научной работы на тему «Нравственно-этические и институциональные аспекты российского бизнеса»

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Нравственно-этические и институциональные аспекты российского бизнеса

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры теории экономики финансового факультета Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского

Статья посвящена нравственно-этическим проблемам российского бизнеса. В ней указывается на то, что цивилизованный бизнес предполагает формирование такой институциональной среды, которая потребует от всех экономических субъектов строжайшего соблюдения нравственно-этических норм. Институты, регламентирующие хозяйственную деятельность, должны быть выстроены таким образом, чтобы вести себя этично было выгодным и обеспечивало бы бизнесу определенные конкурентные преимущества.

Ключевые слова: институты, институциональная среда, экономические субъекты, предприниматели, нравственность, мораль, этика, экономическое поведение, личностные качества, межличностные отношения, система ценностей, стиль руководства, корпоративная культура, бизнес, власть.

В экономических исследованиях, особенно в последние годы, все чаще применяется институциональный подход. На наш взгляд, это вполне оправдано, так как вся экономическая жизнь регламентируется действием определенных институтов, от успешного функционирования которых во многом зависит эффективность отечественной экономики. Характер взаимоотношений между различными экономическими субъектами определяется государственными, правовыми, социальными, финансовыми, общественными и другими институтами, которые могут быть формальными и неформальными. При этом институциональная неопределенность и несоответствие действующих институтов потребностям российского рынка свидетельствует о том, что российской экономике пока еще не удалось выбраться из «институциональной ловушки».

В настоящий момент многие российские предприниматели считают незавершенным процесс создания соответствующих рыночных институтов и адекватной им институциональной среды. Об этом свидетельствуют данные исследования, проводимого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в августе — сентябре 2009 года по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей. Было опрошено 1200 предпри-20

нимателей крупного, среднего и малого бизнеса, представляющих 3 макроотрасли (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) в 40 субъектах России. Большинство опрошенных предпринимателей выставляет уровню развития законодательной базы, регулирующей их деятельность, оценку ниже среднего (58 %). Выше среднего этот показатель оценивают 41 % опрошенных представителей бизнес-сообщества. Средний балл оценок после увеличения с 2007 по 2008 год (с 3,17 до 3,29 баллов из 7 возможных) в 2009 году вновь незначительно снизился (до 3,23).

Большинство представителей бизнес-сообщества (59 %) в 2009 г. отмечают низкий уровень защищенности частной собственности законом, однако доля негативных оценок постепенно снижается (с 65 % в 2007 году). Те, кто считает, что закон твердо стоит на страже частной собственности, по-прежнему в меньшинстве (14 %). Средний балл оценок постепенно увеличивается: с 2,92 в 2007 году до 3,22 из 7 возможных в 2009 году.

Две трети участников исследования убеждены, что приоритетом для предприятия является соблюдение принятых «правил игры в бизнес-сообществе» (69 %), а не следование букве закона (20 %). Для сравнения, в 2008 году мнения респондентов рас-

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

пределялись несколько иначе (45 и 41 % соответственно) [1].

В условиях институциональной нестабильности влияние неформальных институтов усиливается. Формирующаяся в обществе институциональная среда так или иначе включает в себя определенную систему ценностей, которая диктуется институтами нравственности и морали, а также господствующей на данный момент идеологией.

Многообразные институты создают свои стандарты, правила и нормы поведения, которые могут базироваться на существующей в данный момент в обществе системе ценностей, а могут вступать в конфликт с общепризнанными морально-этическими нормами в результате проявления эгоистических интересов, скептицизма, нигилизма, волюнтаризма, оппортунистического поведения. Сюда же можно отнести признание вполне законным использование любых, в том числе и безнравственных средств для достижения якобы моральных целей по принципу «цель оправдывает средства».

Достаточно вспомнить легендарного Робина Гуда или Юрия Де-точкина — персонажа известного фильма: «Берегись автомобиля», мастерски сыгранного И. Смоктуновским, которые вызывают скорее симпатию, чем антипатию. Практика показывает, что для некоторых российских предприятий, организаций и граждан данный принцип остается актуальным и по сей день.

Кстати, с позиций классической экономической теории, как известно, рациональным считается экономическое поведение, направленное на максимизацию прибыли. При этом люди делают самостоятельный выбор в использовании средств.

Казалось бы, что и здесь можно действовать по принципу: «цель оправдывает средства», но в странах с эффективно действующими институтами и развитой институциональной средой люди являются законопослушными гражданами и действуют, по крайней мере, на своей территории в рамках закона. Но бывает, что те же самые люди на чужой территории действуют иначе и пренебрегают некоторыми морально-этическими нормами, например, предлагая взятки чиновникам за возможность организации бизнеса в России.

Более того, иногда сомнительными являются не только средства достижения целей, но и сами цели. Например, Нижегородские ветераны-блокадники Ленинграда, младшему из которых было тогда 82 года, в 2008 году получили в подарок от администрации города тональный крем — пудру (Инструкция по применению на русском языке, естественно, отсутствовала)! Понятно, что некая фирма таким образом, за счет ветеранов попыталась решить свои проблемы, возможно даже реализуя залежалый и не востребованный товар. Поэтому, на наш взгляд, институты должны быть выстроены таким образом, чтобы было выгодно вести себя этично (институциональная этика).

В настоящее время значение нравственно-этического аспекта хозяйствования выдвигается на

передний план. Задача сделать российский бизнес респектабельным не только по форме, но и по сути становится крайне важной.

Это связано, во-первых, с желанием представителей большей части российского бизнеса играть конструктивную роль в развитии отечественной экономики, строить цивилизованные отношения с государством, партнерами по бизнесу и потребителями, нести социальную ответственность перед обществом и тем самым вернуть доверие к бизнесу. Во-вторых, с повышением квалификации и общекультурного уровня предпринимателей. В-третьих, с изменением методов конкурентной борьбы. В-четвертых, с усилением интеграционных процессов и увеличением международных коммерческих контактов.

Дополнительно пришло осознание того факта, что высокие личностные качества и межличностные отношения оказывают усиливающее воздействие на эффективность работы предприятия. Каждый человек, руководствуясь своими морально-этическими нормами, практически реализует их в повседневной жизни, на своем рабочем месте, где бы он ни работал (во властных структурах, на государственном или коммерческом предприятии и т.д.).

Наверное, именно это подразумевал И. Кант, когда в «Заключении» своей работы «Критика практического разума» писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой, и непосредственно связываю их с сознанием своего существования» [2]. Для эффективной работы предприятия очень важно, чтобы каждый человек, имея собственные морально-этические установки, все-таки принял ту систему ценностей, которая сформировалась в процессе реализации корпоративных целей, то есть нормы поведения, стандарты, ритуалы и т.п. (корпоративную культуру), существующие внутри организации. Практика показывает, что от нравственно-психологического климата в трудовом коллективе напрямую зависит творческая атмосфера в нем, а следовательно, и способность коллектива к продуцированию инноваций.

В первую очередь, оказываются важными личностные качества руководителя коммерческого предприятия, не зависимо от того является он собственником или менеджером. Современные лидеры — это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного не только на инновации и интеграцию усилий работников, но и на культурно-этические инструменты руководства. «Эффективным» руководителем сейчас может быть признан только тот, кто имеет реальный авторитет, а не формальный статус.

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

При этом отбрасывается авторитарный, а также «кабинетный» стиль руководства, устанавливаются личные, неформальные и доброжелательные контакты с большей частью работников, трудовые отношения строятся на доверии с делегированием соответствующих полномочий исполнителям с предоставлением возможностей для карьерного роста. Как показывает опыт высокотехнологичных корпораций развитых стран, подобный стиль руководства ведет к коммерческому успеху, поскольку поведение такого руководителя, его приоритеты и ценностные установки создают такой микроклимат в коллективе, который позволяет свободно высказывать новые идеи и обмениваться мнениями, что становится естественной формой рабочих взаимоотношений.

По нашему мнению, реализация всех основных функций руководства (организации производства и коллектива, системы управления, обучения и воспитания работников) опосредуется морально-этическими нормами. Такие общечеловеческие качества руководителей, как доброжелательность, справедливость, порядочность, честность, принципиальность, объективность становятся сейчас решающими в формировании в коллективах моральной атмосферы. Отметим, что собирательный портрет современного российского бизнесмена далек от идеала. Он характеризуется:

• краткосрочностью экономических интересов и стремлением любыми путями получить неоправданно высокую прибыль;

• неразборчивостью в средствах извлечения прибыли и ведения дел с контрагентами;

• стремлением скрыть имеющуюся информацию от деловых партнеров и общества.

В итоге в условиях социально-экономической нестабильности формируется руководитель, который не только далек от забот о своем «человеческом» имидже, но и в коммерческих делах вынужден полагаться не на точное, выверенное знание правил и норм, а на интуицию и удачу. В отношении с подчиненными он склонен проявлять авторитаризм единолично решать те вопросы, с которыми вполне успешно могли бы справиться его подчиненные.

В немалой степени успех коммерческого предприятия зависит от корпоративной культуры. Основной проблемой в области формирования положительной корпоративной культуры является подбор кадров. Успешное решение данной проблемы позволяет сохранить созданный и поддерживаемый длительное время морально-психологический климат в коллективе. Наиболее правильный и «безболезненный» путь — это карьерный рост сотрудников или привлечение на работу тех, с кем уже были деловые контакты в прошлом, и которые в той или иной степени уже являются носителями определенной корпоративной культуры либо имеют о ней представление.

Однако в отдельных случаях на этом фоне происходит вырождение корпоративной культуры, что является отражением ее мнимой или реальной конфликтности. Например, это случается, когда «мягкий» стиль руководства воспринимается амбициозными работниками как управленческая или человеческая слабость. В других случаях происходит оправданная борьба с бюрократизмом, с теми качествами руководителя, которые мешают внедрению инноваций.

Корпоративная культура включает в себя и сложившиеся между работниками отношения. По мнению Т. Веблена, в идеале они должны быть далеки от «завистливого соперничества» [3]. Это способствует развитой системе коммуникаций, когда потоки информации взаимонаправлены, а ее объем и достоверность полны.

Работники в таком случае относятся друг к другу с полным доверием, без предубеждений и излишней подозрительности. Они фактически ощущают себя единой командой. Нарушение действующих в подобном коллективе правил и норм, например, из карьерных соображений принципиально невозможно, поскольку вызывает «непрозрачность» информации, сбои в работе предприятия и в итоге отторжение «оппозиционера» самим же коллективом.

В поддержании высокой корпоративной культуры важны мотивационные основы организации: условия труда и отдыха, моральное поощрение, дополнительные льготы и социальные выплаты, гарантии занятости и карьеры, участие в принятии хозяйственных решений.

Удовлетворение всех справедливых требований ведет к тому, что коллектив становится «качественно и количественно» устойчивым, исчезает кадровая текучесть, у работников отсутствуют нематериальные стимулы для ухода. Такими условиями характеризуются японские предприятия. Это же приобретает особую значимость в российских условиях, когда переманивание квалифицированных работников с помощью «дополнительных условий» стало чуть ли не нормой деловой этики.

Общим «индикатором» корпоративной культуры следует считать постоянную заботу коллектива об общественном благе. Это разностороннее понятие должно включать в себя не только удовлетворение экономических, экологических, но и нравственноэтических требований потребителей продукции предприятия, включая и соответствующую культуру обслуживания клиента, в которой не существует мелочей. При этом нравственные качества должны быть благоприобретенными, то есть являться отражением реальных качеств человека и его внутренней духовной организации; любая иная подоплека становится явной для окружающих. Все это, несомненно, определяет эластичность спроса на продукцию предприятия.

Общеизвестно, что культура отечественного предпринимательства еще не сформирована. Счита-

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ется, что наиболее острыми и сложными проблемами на пути формирования деловой этики являются следующие:

• нарушение деловыми партнерами взаимных обязательств;

• применение силовых методов в деловых отношениях (включая рейдерские захваты);

• взаимоотношения с властными структурами и коррупция.

Отметим, что если исключить привнесенные обстоятельства, то можно считать, что за срывом поставок, несоблюдением условий договоров скрывается либо мошенничество, либо элементарная безответственность. Кстати, социологические опросы показывают, что чем выше образовательный и квалификационный уровень предпринимателя, тем нетерпимей он относится к недобросовестности партнеров, тем болезненней воспринимает нарушение норм деловой этики. Более того, большинство руководителей убеждено в том, что в принципе возможна успешная хозяйственная деятельность (ценой усилий!) без нарушения деловых обязательств.

Злободневной проблемой является «ненормативное» деловое поведение. Арсенал силовых методов широк, и они «встроены» в ткань хозяйственных отношений, в частности, в механизм контроля деловых обязательств. По сути, это стало своеобразной компенсацией за утрату административной и правовой защиты. Влияние криминального мира на бизнес губительно.

В этих условиях происходит падение морали, извращение ценностных установок. Отечественные предприниматели отказ от насилия связывают с правовой государственной защитой, повышением уровня транспарентности не только в экономической сфере, но и в обществе в целом, экономическим ростом и ограничением тенденций к монополизации в сферах производства и обращения.

Не менее острой нравственно-этической проблемой является взаимоотношение бизнеса и власти. Через присвоение и дробление функций контроля и управления незаконные, по сути, действия с помощью подзаконных актов принимают официальную форму. Это позволяет чиновникам, попирая нравственные нормы, доводить собственные доходы до «приемлемого» уровня.

В среднем 7 % оборота фирм превращается в коррупционный доход чиновников [4]. Почти 90 % отечественных предпринимателей приходилось сталкиваться с коррумпированными государственными служащими. В конце сентября 2008 года российский фонд «Общественное мнение» провел исследование частоты дачи взяток в России. В проведенном опросе участвовало 2000 респондентов из 100 населенных пунктов 44 субъектов РФ. В ходе исследования выяснилось, что среди предпринимателей доля дававших взятки составила 56 %. По данным опроса «ФОМнибус», проводимого 3-4 июля 2010 года, 55 % населения

считает, что искоренить коррупцию в России невозможно [4].

Возможными путями искоренения подобного рода негативных явлений являются: придание общественной огласке всех незаконных действий чиновников, создание атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе, формирование союзов (обществ) предпринимателей для отстаивания своих прав.

Справедливости ради, отметим, что неоднократно делались формальные попытки оздоровления предпринимательской морали с помощью кодексов («Кодекс профессиональной этики российского общества оценщиков»), хартий («Хартия бизнеса»), программ («Деловая культура»). В настоящее время в РФ для профилактики коррупции и повышения эффективности работы государственных служащих разработан «Кодекс поведения госслужащих», который формулирует этические нормы и правила служебного поведения чиновников. В результате можно констатировать, что осознание данной проблемы в предпринимательской среде и в высшем руководстве страной присутствует.

Таким образом, успешное функционирование российского бизнеса зависит не только от степени развития рыночных институтов и соответствующей им институциональной среды, регламентирующих взаимоотношения между различными экономическими субъектами, но и от благоприятных человеческих отношений между людьми, которые есть не что иное, как проявление доброй воли и здравого смысла на практике.

1. Буква закона или неформальные правила игры: что важнее для российского бизнеса? / ВЦИОМ, Пресс-выпуск № 1519 от 18.06.2010. URL: http:// old.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/ single/13593.html

2. Кант И. Критика практического разума / перевод с немецкого. — СПб.: Наука, 2007. — 528 с.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. — 357 с.

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Moral, Ethical, and Institutional Aspects of Business in Russia

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The article is dedicated to moral, ethical, and institutional aspects of business functioning in Russia. «Civilized»-type business presupposes establishment of an institutional environment that will require that all economic entities strictly follow ethical and moral standards and norms. Institutions that control and regulate economic activity should be built in a way that makes ethical behavior of a business entity profitable, gaining good reputation and competitive.

Key words: institutions, institutional environment, economic entities, businessmen, morals, ethics, economic behaviour, personal qualities, interpersonal relations, system of values, management style, corporate culture, business, authority.

Источник: cyberleninka.ru

Влияние этических норм на развитие предпринимательства

Любая деятельность человека, включая предпринимательство, имеет этические и правовые критерии и рамки. Законы, разрабатываемые государством, дают возможность обществу проводить в жизнь свою волю, которая касается и морально-нравственных параметров бизнеса. Однако, просто следуя законам, не всегда можно одновременно выполнять все принятые в обществе этические нормы.

В зарубежной и отечественной прессе, специальных деловых изданиях регулярно приводятся примеры неэтичного предпринимательства конкретных фирм и компаний, деятельность которых, не являясь нарушением законов, тем не менее, квалифицируется как неэтичная, так как входит в противоречие с моральными и нравственными нормами данного общества.

Чаще всего проблемы этического характера возникают в предпринимательской деятельности в отношениях с потребителями, конкурентами, партнерами.

Этическая сторона взаимоотношений предпринимателя с потребителями состоит в адекватности рекламных сообщений, упаковки, ярлыков, торговых знаков, цен истинным характеристикам товаров и услуг.

В этой связи предприниматели должны, прежде всего, подчиняться требованиям гласности (открытости) информации, касающейся их деятельности. Они обязаны публиковать свои учредительные документы, адрес, название своего предприятия, торговую марку (фирменный знак, товарный знак). Таким образом, Потребители и другие участники рынка узнают «кто» есть «кто» на товарном рынке. Кроме того, это сокращает риск приобретения анонимного товара сомнительного качества.

Отсутствие подобной информации, а также противоречие между предметом деятельности и опубликованными документами считается достаточным основанием для того, чтобы признать деятельность экономического субъекта неэтичной, а его самого недееспособным.

Строгие правила существуют в отношении конкуренции между предпринимателями. Конкурентная политика является одним из основных условий этики предпринимательства. Главная ее цель – обеспечение равных условий конкуренции, не допускающих нечестных методов конкурентной борьбы. К таковым относятся: промышленный шпионаж, подкуп и переманивание сотрудников конкурирующей фирмы, ложные переговоры с целью получения секретной информации и др.

Этические нормы в отношениях конкурентов запрещают злоупотребление господствующим положением на рынке и заключение соглашений, направленных на установление монопольных цен, введение демпинговых цен, раздел рынков и дискриминацию конкурентов.

Существует немало этических критериев цивилизованного предпринимательства, но особое место занимают честность и порядочность деловых отношений. Рыночные связи основаны на доверии между партнерами, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Для предпринимателя данное им слово – закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону, и никто не сомневается в их надежности. Важнейшим критерием оценки деловой этики является обоюдное желание партнеров продолжать контакты.

Формирующиеся в настоящее время в Украине и других странах Содружества предпринимательство значительно уступает по своим экономическим, социально-правовым и этическим характеристикам странам с развитой рыночной экономикой, где уже устоялись нормы и правила цивилизованного рынка. Это объясняется существованием таких элементов как:

· психологические барьеры, заключающиеся в том, что течение многих лет насаждалось отрицание необходимости предпринимательства, а также в антирыночной направленности сложившихся норм трудового поведения;

· дефицит потребительских товаров;

· юридическая неопределённость, неисполнение законов, непредсказуемо меняющиеся правовые условия коммерческой деятельности;

· административные препятствия, в том числе взяточничество и коррупция;

· стремление к автократии;

· экономическая неустойчивость предпринимательства.

По сложившимся в западном мире стандартам, критериями цивилизованного предпринимательства являются:

· честность и порядочность в деловых отношениях;

· стойкость к соблазну, что способствует укреплению морали и нравственности деловых людей, предотвращает мошенничество, жульничество и др.;

· удовлетворение потребностей, а не погоня за максимальной прибылью любыми средствами и ведение дела так, чтобы получать несправедливый выигрыш за счет кого-то другого;

· стремление делать людям добро и в то же время не давать им повода пользоваться этим себе во вред;

· справедливое отношение к служащим, клиентам, партнерам, конкурентам.

Успешному, с точки зрения этических норм, бизнесу способствует соблюдение некоторых рекомендаций отечественных и зарубежных специалистов:

· выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать не только с точки зрения пользы для вашего дела, но и соблюдения нравственных норм;

· выполняйте обещания в срок, если вы не смогли сделать это, определите новый срок и сдержите слово;

· будьте внимательны и объективны к предлагаемым идеям, сомнительные предложения вежливо отклоните;

· избегайте быть самоуверенными;

· больше всего компрометирует предпринимателя его растерянность;

· не забывайте, что ваша позиция не всегда оптимальна, учитывайте и другие мнения;

· не оставляйте без анализа ни один случай сбоя, промаха, нравственного ущерба;

· в общении с людьми стремитесь понимать то, что не высказано;

· руководствуйтесь в бизнесе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не разбрасывайтесь;

· будьте терпеливы к недостаткам людей;

· помните, что человека можно оскорбить, даже не желая этого;

· избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, свидетельствующего о пренебрежении к окружающим;

· нет ничего болезненнее для человека, чем унижение; не совершайте несправедливости.

Источник: studopedia.ru

Какие условия развития российского общества обостряют потребность в соблюдении бизнесом морально-этических норм?

Ответ

Загугли пирамида маслоу

Ответ

Ответ оставил: Гость

Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой» ) социальной структуры формируется функциональная («готовая») . Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, — на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

Ответ

Ответ оставил: Гость

Я думаю что каким образом он принимает решение.

Источник: yznay.com

Какие условия развития российского общества обостряют потребность в соблюдении бизнесом морально-этических норм?

Россия XIX — начала XX вв. характеризуется уже набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовала купеческая гильдия.

Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др.
Первая культура связана с описанной выше традиционной административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с ней и привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения субъектов — участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

1. Представители партийной (комсомольской) номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в 80-е годы. Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических структур, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

2. Люди, пришедшие в предпринимательство из «нормальной» жизни. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит в основном в сфере мелкого бизнеса.

Вторая культура — это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры. При этом они продолжают паразитировать на недостатках, но уже новой системы (такой паразитизм — единственный способ существования теневой экономики в любой стране).

По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В настоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое.

На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

Есть, однако, и факторы, препятствующие этому.

Во-первых, в России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества: принцип неприкосновенности частной собственности. Частная собственность в России не священна. Здесь сомкнулись особенности православной культуры, презирающей поклонение материальным ценностям, и социалистическое презрение к частной собственности.

Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда.

В-третьих, в современной России сложилось своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.

Разрешить этический парадокс российского предпринимательства возможно лишь в том случае, если государство выполнит свои функции и создаст цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России. Тогда станет возможным приход во власть и в бизнес людей, способных изменить себя и адаптироваться к новым условиям, для которых собственное благо вполне легитимно, но которые, ставя во главу угла заботу о благосостоянии своей семьи, добиваются этого через достижение благосостояния страны.

Подлинные этические основы бизнеса в России, по-видимому, только предстоит сформировать.

Самостоятельный выбор этических норм и степени их соблюдения в бизнесе — личное дело каждого индивидуума. Однако для бизнесмена, руководителя предприятия этот выбор весьма существенно сказывается как на работниках предприятия, так и на бизнесе в целом. Современная теория управления подчеркивает неразрывную связь между лидером бизнеса и самим бизнесом, причем не только стратегией, но и потенциалом бизнеса (Карлоф, 1996).

Источник: znaniiya.ru

Государство или потребители: кто поможет бизнесу сохранить мораль

Может ли бизнес в XXI веке быть моральным и что такое сетевые этические племена? Об этом рассказал в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» ординарный профессор кафедры маркетинга фирмы Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Игорь Липсиц.

Мораль в бизнесе: возможно ли это?

Спор о том, способен ли бизнес соблюдать этические нормы и моральные принципы, ведется вот уже много веков подряд. Так, английский философ и писатель конца XVII — начала XVIII веков, один из наиболее известных экономических мыслителей прошлого Бернард де Мандевиль был убежден в том, что мораль вредна для экономики, а пороки, наоборот, полезны, так как они обеспечивают сбыт продукции. А это, в конечном счете, все, что нужно предпринимателю. «В современном маркетинге мы видим множество примеров, когда человека (потребителя) сознательно подталкивают к определенному порочному поведению, и на этом зарабатывают неплохие деньги. А криминальный бизнес, прямо эксплуатирующий человеческие пороки, на сегодняшний день один из самых прибыльных», — подчеркнул Игорь Липсиц.

Российский ученый, эволюционист, палеоневролог Сергей Савельев сделал еще более провокационное, чем Мандевиль, заявление о том, что мораль и вовсе противоречит природе человека. Он считал, что «люди такие же обезьяны, как и раньше, и живут по тем же обезьяним законам, что и 20 миллионов лет назад. В основном все едят, пьют, размножаются и доминируют.

Это основа устройства человечества. Все остальные законы, системы только маскируют это явление». Далее Савельев утверждал, что все процессы — в сфере политики, бизнеса и так далее — строятся по биологическим законам. Предприниматели, например, стремятся на всем сэкономить, чтобы получить конкурентные преимущества и таким образом повысить свою доминантность.

Социальные же законы, моральные и этические установки, привитые родителями, наоборот, мешают бизнесу, и все стараются их обойти, чтобы больше заработать. Стремление доминировать, по мнению Савельева, абсолютно естественное поведение и животного, и человека как высшей формы животного мира.

Сегодня, как рассказал профессор Липсиц, любимая мысль многих экономистов сводится к тому, что бизнес находится «вне морали», так как он лишь помогает человеку удовлетворять свои желания, а собственнику — получать доход. Наиболее четко эту идею сформулировал знаменитый американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1970 год), автор самого популярного университетского учебника по экономике «Экономика: вводный анализ» Пол Самуэльсон. В своих ранних работах ученый полагал, что нашел формулу расчета человеческого счастья. А именно — счастье есть частное от деления потребления благ на желания получения этих благ. И эта величина стремится к единице.

Если аморальное поведение вредит бизнесу, тогда почему мошенничество и ложь так пышно цветут в бизнес-сфере?

Иными словами, чем ближе человек в своем потреблении приближается к пределу своих желаний, тем он счастливее. Самуэльсон верил, что бизнес не ограничен морально-этическими нормами, но ограничен только тем, что должен создавать те блага, которые желанны людям и потому — востребованны рынком. А значит, две главные задачи бизнеса — генерация прибыли для собственников и создание нужных обществу благ. И социальная ответственность бизнеса — это «не по теме». Соответственно такой модели бизнес наращивает предложение благ за счет прогресса науки, техники и развития производственных возможностей общества, а желания благ — стимулирует при помощи инструментов масс-медиа и маркетинга, «вбрасывая» в сознание потребителя образы все более и более комфортной жизни.

Однако, как рассказал Игорь Липсиц, если экономические институты общества не настроены на соблюдение «золотого правила нравственности» — ни делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе, а фирмы преследуют исключительно собственную выгоду, то такое общество рано или поздно неизбежно возвращается к состоянию, которое описал еще в XVI веке английский философ Томас Гоббс. В таком обществе все воюют против всех, человек человеку волк и «пусть победит сильнейший». «Удивительно, что многие современные бизнесмены беспрекословно поддерживают принципы, описанные Гоббсом, — отметил лектор. — Однако если эти принципы становятся доминирующими, то совершенно очевидно, что в таком обществе фирмы должны нести большие издержки на обеспечение выполнения контрактов, а это приводит к росту цен и снижает конкурентоспособность. А главное — обычным явлением становятся силовые методы наказания обидчиков — инициация заказных уголовных дел или отправка к обидчикам киллеров. В 90-е годы в России мы наблюдали именно такую ситуацию».

Со временем даже российский бизнес устал от «лихих 90-х» и серьезно задумался над тем, что без высокого уровня деловой морали невозможно взаимное доверие партнеров и построение стабильных долгосрочных отношений. «Тем не менее, — считает профессор Липсиц, — в мировой и российской практике мы нередко видим мошенничество бизнесменов, о чем регулярно сообщают различные масс-медиа. Даже в США, в стране классической предпринимательской культуры, люди начинают презирать, ненавидеть и тотально не доверять бизнесменам. Так, согласно опросам, в Соединенных Штатах только 16% потребителей верят в честность руководителей крупных компаний. Отсюда возникает логичный вопрос: а прав ли был Мандевиль, утверждая, что мораль вредит бизнесу? Мировая статистика показывает обратное — чем больше нарушений, тем хуже экономический рост, так как коррупция и растущие транзакционные издержки сокращают прибыль и искажают работы рыночных механизмов».

Причины аморального поведения бизнеса

Если аморальное поведение вредит бизнесу, тогда почему мошенничество и ложь так пышно цветут в бизнес-сфере? Как рассказал Игорь Липсиц, у такого поведения есть три причины.

Первая из них заключается в революции менеджеров XX века, когда управленческие функции перешли от собственников компаний к менеджерам высшего звена. Как известно, еще в XIX веке компании зачастую управлялись собственниками. Однако уже в веке XX образовавшаяся огромная прослойка менеджеров попала в очень комфортные для себя условия.

Главным образом потому, что менеджер не несет уголовной ответственности за действия компании. «Даже если он совершает какие-то аморальные действия, не нарушая при этом формально уголовный кодекс, он может быть и вовсе ненаказуем», — подчеркнул лектор. В Америке такую ситуацию пытаются изменить, вводя уголовную ответственность генерального директора за достоверность бухгалтерской информации компании, вплоть до конфискации всего личного имущества. В России всерьез обсуждается концепция уголовной ответственности юридического лица.

«Революция менеджеров привела к образованию огромной прослойки бесконтрольных управленцев, плюс к этому добавилось размывание капитала компании, когда огромное количество акционеров компании не имеет реальной власти, а Совет директоров выбирается все теми же менеджерами высшего звена», — подытожил профессор Липсиц.

Управленцы мирового масштаба не имеют личных обязательств ни перед кем

Вторая причина кроется в рождении суперкапитализма. «Мы попали в мир, в котором умирает национальное государство, — убежден Игорь Липсиц. — Потому что государство становится слабее транснациональных, глобальных компаний. Сегодня центры принятия решений, определяющих экономическую ситуацию в отдельно взятой стране, благосостояние и занятость ее населения все чаще находятся за границами этой самой страны. Роберт Райх, бывший министр труда в правительстве Клинтона, утверждал, что конкуренция нынче столь остра, что добродетельное и социально ответственное поведение бизнеса неизбежно повлечет дополнительные затраты для его потребителей и инвесторов, которые тут же уйдут к менее щепетильным компаниям. И изменить это нельзя, пока нет общих законов, требующих такого добродетельного и социально ответственного поведения от всех без исключения участников рынка».

И, наконец, последняя причина аморального поведения бизнеса заключается в том, что от революции менеджеров в отдельно взятой стране мир постепенно перешел к появлению глобального управляющего класса, иными словами, появилась новая прослойка управленцев, работающих в масштабе мира. По мнению лектора, глобальный управляющий класс не имеет национальной принадлежности, какая была у предпринимателей ХIХ века, чувствующих свою ответственность за страну и народ. Управленцы мирового масштаба не имеют личных обязательств ни перед кем. Потому что их дом — не отдельно взятая страна, а весь мир. Например, в календаре генерального директора компаний Renault, Nissan, Автоваз Карлоса Гона, который именует себя не иначе как «гражданином мира», время пребывания во Франции, США, Японии, России расписано по процентам.

Два пути развития общества в XXI веке

«И все же, несмотря на все угнетающие причины, бизнес может соблюдать моральные принципы, — уверен лектор, — но только в том случае, если это привлечет к нему достаточное число клиентов, ценящих моральную манеру ведения дел, что позволит добиться рентабельных продаж. А также, если, напротив, несоблюдение моральных принципов автоматически будет угрожать всем без исключения участникам рынка чрезмерно большими государственными санкциями или существенным оттоком клиентов (бойкоту товаров или услуг данной фирмы)». Но как этого добиться?

По мнению лектора, существует два пути развития общества в XXI веке.

Первый из них — развитие «жестких» институтов. Если в обществе ослаблены морально-этические нормы и не очень понятно, кто должен формировать нравственность, за дело берется государство. Этот путь предполагает усиление жестких государственных институтов (законов и системы их применения), а значит — детализацию законов, регулирующих работу бизнеса, улучшение системы обнаружения нарушения законов, ужесточение наказаний для нарушителей, расширение прав государства, возможно, национализацию бизнеса, вплоть до возрождения идей социализма. В результате власть в мире будет переходить к более авторитарным правителям.

«Последние десятилетия, — убежден Игорь Липсиц, — мир идет по этому опасному пути развития. При этом государства нередко сами начинают нарушать любые морально-этические нормы. Например, на наших глазах человек потерял право на защиту своей банковской тайны. Однако ставка на государство приводит экономику в тупик. Потому что, чем больше роль государства, тем медленнее растет благосостояние людей».

Если жесткие институты не выход, то второй вариант развития общества предполагает формирование понятия нравственности заново. И сделать это могут (возможно, при поддержке государства) только сетевые сообщества — группы потребителей, форсирующих для бизнеса соблюдения норм нравственности, считает лектор. Мораль и этика в доисторические времена формировалась опытом племени.

С возникновением современной цивилизации нравственность в ней формировали четыре силы — семья, религия, закон и культура. Сегодня, по мнению профессора Липсица, все четыре силы переживают глубокий кризис, так не пора ли людям вновь собраться в племена? Тем более что и площадка для сбора уже есть — Интернет.

Впервые идею возможности такого устройства экономических процессов доказала американский политолог и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2009 года Элинор Остром. Изучая правила жизни различных общин, ученый пришла к выводу, что, помимо двух стандартных моделей развития общества (рыночная экономика и плановое хозяйство) есть третий путь: когда живущие на одной территории люди, взаимодействуя друг с другом, вырабатывают неформальные правила, выгодные для всех. Остром считала, что «люди договариваются о взаимодействии тогда, когда ожидаемые выгоды от управления ресурсами превышают предполагаемые затраты на создание более совершенных правил и норм для большинства пользователей и их лидеров».

О том, что потребители могут заставлять бизнес учитывать свои требования свидетельствует история рождения Общества защиты потребителей. К примеру, почти 50 лет назад молодой американский юрист Ральф Нейдер опубликовал книгу «Опасен на любой скорости», в которой обвинил конструкторов General Motors в недобросовестной работе. Оскорбленная компания инициировала против Нейдера судебные процессы, пыталась всячески скомпрометировать обидчика, но проиграла суд и была вынуждена выплатить компенсацию в размере 425 тысяч долларов. На эти деньги юрист создал первое в мире общество по защите прав потребителей.

Позже популярный американский оратор Сет Годин в своих книгах по маркетингу описал сетевые потребительские племена — связанные через Интернет группы потребителей со сходными вкусами. «Сегодня такие общества успешно работают по всему миру, — говорит Игорь Липсиц, — а обиженные потребители все чаще и чаще объединяются в сети для решения общих проблем. На мой взгляд, единственная сила, помимо государства, которая может заставить бизнес ограничить свое аморальное поведение — угроза потери продаж и падения прибыли, которые могут реализовать потребители. Однако помимо потребительских сетевых племен, сегодня, как мне кажется, мы наблюдаем рождение сетевых этических племен (связанные через Интернет группы граждан со сходными моральными принципами) и сетевых политических племен (связанных через Интернет групп граждан со сходными политическими требованиями).

И бизнес уже почувствовал эту новую угрозу: 27% опрошенных в 2012 году американских компаний назвали главным риском именно социальные медиа. Сегодня нам нужно серьезно переосмыслить этические основы ведения бизнеса, иначе высока вероятность возвращения к авторитарному государству. Но с появлением этических сетевых племен, если они наберут реальную силу, возможно, мы сумеем этого избежать», — заключил Игорь Липсиц.

Источник: www.hse.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин