ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА……………………..…4
Понятие крупного бизнеса……………………………………..…..4
Правовые основы функционирования крупного бизнеса………..5
История возникновения крупного бизнеса……………………. 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………. 17
2.1 Организационные формы крупного бизнеса……………………. 17
2.2 Механизм функционирования крупного бизнеса…………..………23
2.3 Концентрация крупного бизнеса……………………………..……..33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………. 39
3.1 Роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса…………………………………………………. ……………39
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России…………………….41
3.3 Проблемы развития крупного бизнеса в России……………….…..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..58
Файлы: 1 файл
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА……………………..…4
- Понятие крупного бизнеса……………………………………..…..4
- Правовые основы функционирования крупного бизнеса………..5
- История возникновения крупного бизнеса……………………. 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………… …………. 17
2.1 Организационные формы крупного бизнеса……………………. 17
2.2 Механизм функционирования крупного бизнеса…………..………23
2.3 Концентрация крупного бизнеса……………………………..……..33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………… …………. 39
3.1 Роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса…………………………………………………. … …………39
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России…………………….41
3.3 Проблемы развития крупного бизнеса в России……………….…..49
Главным элементом крупного бизнеса является современного рыночного хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является, обеспечивающим устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря этому идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей и механизм развития крупного бизнеса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Выявить сущность крупного бизнеса, путем рассмотрения его понятия, истории возникновения и правовых основ функционирования;
- Изучить закономерности развития крупного бизнеса, его организационные формы, механизм функционирования;
- Рассмотреть проблемы, связанные с функционированием крупного бизнеса
- Выяснить роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса, основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА.
- Понятие крупного бизнеса.
Предприятия крупного бизнеса представляют собой серьезные финансово-промышленные институты, часто являются транснациональными компаниями.
Форма собственности всегда выглядит как акционерное общество, т.е. является коллективной. Управление имеет свои нюансы: управление финансовыми потоками и распределением прибыли осуществляется советом директоров, где голоса распределяются пропорционально количеству акций владельцев, или же управление этими вопросами принадлежит наблюдательному совету, который назначается наиболее крупными держателями долей (акций) предприятия. Управление хозяйственной деятельностью крупного бизнеса осуществляется наемными руководителями, действующими аналогично наемным руководителям среднего бизнеса. Наемный руководящий персонал непосредственно подчиняется и отчитывается наблюдательному совету, или совету директоров[6].
Особенностью крупного бизнеса является освоение и разработка новых технологий производства, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств, или при помощи кредитования. Инвестирование для развития крупного бизнеса применяется крайне редко, так как эти предприятия довольно часто сами выступают в роли инвесторов при освоении новых рынков сбыта или производственных площадей.
В связи с объемами и спецификой деятельности крупного бизнеса государственные интересы довольно часто пересекаются с хозяйственными. Следует заметить, что в государственной поддержке крупный бизнес практически не нуждается, а иногда может быть привлечен для финансирования государственных программ.
Для представителей крупного бизнеса наиболее характерно наличие долгосрочного перспективного планирования с расчетов на 30-70 лет. Подобный план развития содержит в себе общую концепцию развития и характеризует тенденции предприятия в целом. «Кто остановился – тот отстал» (с) является основным лейтмотивом деятельности крупного бизнеса, поэтому перспективный план является залогом успешного развития и продвижения предприятия, а также служит основой для разработки текущих планов[10].
Сферой деятельности крупного бизнеса является добыча и переработка сырья, производство (как основной вид деятельности) и оптовая торговля, которую вернее будет назвать поставками. На оптовой торговле стоит заострить внимание, поскольку она имеет некоторые особенности – это масштабная торговля очень крупными партиями на международном уровне. Никакой другой вид торговли (за исключением реализации товаров собственного производства) крупный бизнес не привлекает и не интересует[9].
1.2 Правовые основы функционирования крупного бизнеса.
Понятие крупный бизнес ─ это понятие в основном экономическое. Законодательство, как зарубежных стран, так и российское, специально не выделяет понятие «крупный бизнес», но предусматривает ряд организационно-правовых форм, характерных для деятельности крупного бизнеса: акционерные компании и общества, концерны, конгломераты, корпорации, холдинги, субконтрактинг и др[10].
Акционерные компании ─ это такая правовая форма бизнеса, которая отличается и отделена от конкретных лиц, его владеющих. Владение выражается в пакетах акций. Основные организационные типы: корпорация, консорциум, картель, холдинг-компания, товарищества[12].
Корпорацией является такая компания, которая представляет собой объединение лиц, причем ее существование, права и обязанности полностью независимы от лиц, входящих в ее состав. Такая компания осуществляет свои права, может приобретать дополнительные права и нести потери, независимо от того, кому она принадлежит полностью или частично в результате владения акциями, или от тех, кто в ней работает.
─ собственность (активы) компании принадлежит самой компании, а не членам ее;
─ долги компании — это ее собственные долги, но не ее членов;
─ управляющие компании осуществляют свои полномочия в соответствии с ее уставом;
─ компания несет ответственность за любые нарушения, совершенные ее сотрудниками, наемными работниками или агентами во время исполнения своих производственных обязанностей[8].
Холдинговой называется компания, которая имеет контроль над другой компанией (компаниями) либо в результате владения достаточной частью ее (их) капитала (акций, имеющих право голоса), либо путем получения права назначать ее (их) директоров. Такая форма организации бизнеса позволяет добиться централизованного управления (например, в области политики) и наряду с этим децентрализации оперативной хозяйственной деятельности.
Наиболее распространенной формой холдинга в мировой предпринимательской практике и в современной российской являются холдинговые компании как совокупность основного, способного оказывать решающее влияние на принятие решений дочерними, и дочерних хозяйственных обществ. Раскрывая понятия основного (материнского) общества и дочерних хозяйственных обществ, законодатель устанавливает несколько возможных вариантов экономического контроля основного общества над дочерними:
— наличие преобладающего участия в уставном капитале, которое не обязательно должно превышать 50% голосующих акций (долей участия) — здесь не важен количественный, главное качественный критерий — способность определять решения другого юридически самостоятельного общества[1];
— наличие заключенного договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому. Это может быть договор кредита, ипотеки, залога, ценных бумаг, в законодательстве даже не содержится примерного перечня таких договоров;
— наличие иной возможности определять решения дочернего общества, к которой можно отнести, например, право избирать подавляющее большинство членов совета директоров, единоличный исполнительный орган[2].
Управляющее воздействие основного общества может заключаться и в распределении функциональных обязанностей между структурами смешанного холдинга, где основное общество наряду с владением контрольными пакетами акций дочерних обществ, осуществляет также самостоятельную производственную и/или торговую деятельность. Основное общество, как правило, организует финансовые потоки, осуществляет планирование, правовое, кадровое, информационное обеспечение дочерних обществ, ведет бухгалтерский учет, статистическую отчетность, иногда организует маркетинг и сбыт продукции дочерних обществ.
Дочерние общества зачастую лишены специализированных структурных подразделений, выполняющих указанные выше функции, и получают такие услуги на основании договоров с основным обществом. Поэтому формирование организационно-управленческой структуры основного и дочерних обществ, распределение между ними коммерческих, производственных и технологических задач имеет существенное значение для обеспечения влияния и контроля основного общества.
Существуют особые виды сотрудничества между компаниями в форме картелей (картельных соглашений). Иногда термин «картель» используется для определения незаконного соглашения между компаниями, с тем чтобы сократить выпуск продукции, урегулировать взаимную конкуренцию, гарантируя, таким образом, получение высоких прибылей для каждого участника и высокие цены, ограничение выбора для потребителя.
Нередко картелем также называют ассоциацию фирм для контроля над выпуском продукции (и, следовательно, ценами) и передачи функции маркетинга центральному органу, поскольку считается, что в данном случае это служит на благо экономики, так как гарантирует получение соответствующего дохода фермеру, регулярное снабжение потребителя, поддержание высокого качества. Такая форма ассоциации законна[14].
Общество с ограниченной ответственностью представляет собой форму объединения отдельных капиталов в общий. Это объединение капиталов, а не лиц. Участники общества несут ответственность по его обязательствам только своим вкладом, а не всем имуществом, т.е. несут ограниченную ответственность.
Конгломерат образуется в результате слияния компаний, у которых нет общих основных черт (таких как производство одинаковой продукции или выполнение одних и тех же технологических процессов). Часто связи между компаниями, составляющими конгломерат, весьма свободны, и в качестве связующего звена служат только произведенные капиталовложения и политика в области получения прибыли, руководимые единым центром.
Субконтрактинг (субконтрактация) представляет собой действенный метод сотрудничества между предприятиями, позволяющий достичь им высокого уровня производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных ресурсов[13].
Среди мотивов, которыми руководствуются малые и средние предприятия при построении технологических связей с крупными фирмами, следует выделить: повышение конкурентоспособности на рынке; возможность расширения круга инвесторов и укрепление отношений с финансовыми институтами; консолидация инвестиционных ресурсов и оптимизация материально-финансовых потоков; уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления платежной дисциплины партнеров, использования ими товарных кредитов, векселей, трансфертных цен; улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, в частности благодаря повышению ритмичности производства; облегчение отстаивания групповых интересов в государственных инстанциях.
К сожалению, в России при общей неразвитости субконцентрации, интеграция крупного бизнеса с малым, имеющим большие потенциальные возможности для диверсификации деятельности, находится в аморфном состоянии. Так, по мнению специалистов, общее влияние малых предприятий текстильной и легкой промышленности на деятельность крупных составляет в нашей стране менее 5%. Незначительное участие российского малого бизнеса в интеграционных процессах обусловлено в основном их слабостью как хозяйственных партнеров[21].
В Российской Федерации практически отсутствует вообще правовое регулирование взаимодействия малого и крупного бизнеса. В качестве единичного примера можно назвать ст.3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В ней предусмотрено участие структур крупного бизнеса в уставном капитале малого предприятия в объеме не более 25 % от его размера[3]. Существовавшая возможность у унитарных предприятий для обеспечения прав государственной и муниципальной собственности путем создания дочерних предприятий, которые, как правило, были небольшими, исчезла в связи с принятием Федерального закона от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», так как унитарное предприятие не вправе теперь создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества. Созданные ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям[4].
Источник: www.yaneuch.ru
Особенности становления крупного бизнеса в России
Становление крупного бизнеса в России имеет свою историю взлетов и падений. Именно большие предприятия играют основную роль в российской экономике. В основном это производственные объединения, занимающиеся машиностроением, добычей и переработкой полезных ископаемых.
История
Крупный бизнес в России начал свою историю с середины 90-х годов, когда целые государственные отрасли переходили в частные руки. Благодаря приватизации большинство сырьевых предприятий благополучно стали частными. Этот период развития характеризовался тесным взаимопроникновением финансовой верхушки и политической власти. Люди, приближенные к власти, не стесняясь, приобретали себе подходящие компании по вполне приемлемым ценам.
Кризис
Дефолт 1998 года разорил большую часть существовавших на тот момент банков, ударил он и по крупным предприятиям, чьи активы сохранялись в рублях. После кризиса большое развитие за счет сверхприбыли получили компании, работающие на экспорт, торговали они все тем же сырьем: металлом, древесиной, нефтью и газом.
Стабилизация
Начиная с 2000 г., ситуация стабилизировалась, многие компании даже вышли на внешний рынок, покупая производственные активы за рубежом. Но государство с каждым годом старалось усилить контроль за бизнесом, увеличивая налоги, и, когда ему было нужно, ставя под сомнение легитимность результатов приватизации.
Наступил очередной период в развитии крупного бизнеса, который можно назвать государственным капитализмом. Государство приобрело контрольные пакеты акций больших компаний, тем самым увеличивая свое влияние на целые отрасли. Многие предприятия поменяли собственника, из частных став государственными (например, Роснефть).
Современность
В экономике любой страны основу составляют малые и средние предприятия. Но определяющую роль все равно играют предприятия-великаны. Ведь именно благодаря им возможно развитие новых технологий, требующих серьезных финансовых вложений, проведения научных исследований. Они же являются главными источниками пополнения бюджета. На сегодняшний день российский крупный бизнес существует в нескольких формах:
- Интегрированные бизнес-группы – это объединения разных компаний и предприятий, имеющих общие экономические интересы. Они могут работать в различных секторах экономики, но имеют общих собственников и управленческий аппарат. Обычно состоят из банков, промышленных предприятий и торговых организаций.
- Компания – объединение предприятий, образующее одну технологическую цепочку, или выстроенное вокруг одной товарной группы.
- Отдельное крупное предприятие – единый неделимый объект бизнеса.
Получили распространение в России новые формы сотрудничества бизнеса и государства – государственно-частное партнерство, когда собственностью, находящейся в руках государства управляет частный капитал.
Особенности
Особенности крупного бизнеса в России в том, что большая часть капитала сосредоточена в руках нескольких десятков человек, тесно связанных с властью, а доля малого и среднего бизнеса гораздо меньше, чем в других, развитых странах. Большое влияние на рынке имеют государственные компании (Сбербанк, Газпром).
Проблемы
Проблемы развития крупного бизнеса в России тесно связаны с увеличением влияния государства. Огосударствление крупного бизнеса происходит не только там, где это необходимо, но и в других отраслях, которые вполне могли бы развиваться без вмешательства державы.
Отсюда может появиться еще одна проблема – отсутствие эффективного управления государственной собственностью. Хорошо ли, когда власть активно вмешивается в дела бизнеса? С одной стороны, если речь идет о развитии таких отраслей, как машино- или авиастроение, без кураторства государства не обойтись. Но если речь идет о банальном переделе собственности и сфер влияния между различными госструктурами, это может только ослабить экономику.
Перспективы
Каковы перспективы крупного бизнеса в России? Большим предприятиям гораздо легче пережить очередной кризис, в отличие от малого бизнеса, чувствительного к любым изменениям. Но нужно учитывать, что сокращаются и будут сокращаться объемы иностранных инвестиций. Иностранные партнеры сворачивают программы сотрудничества или замораживают их.
Во многих компаниях заметно снижение прибыли, в целях оптимизации грядут сокращения сотрудников.
Ожидается и усиление влияния государства – наряду с господдержкой предприятий, оставшихся без финансирования, пессимисты говорят о жестком регулировании цен и банковского сектора.
Как себя чувствует крупный бизнес в России: Видео
Источник: ipinform.ru
Государство и крупный бизнес
Отношения между государством и бизнесом в период с 1998 по 2000 год нередко называют периодом равноудаленности, когда, казалось, достигнуто определенное «соглашение» между бизнесом и государством о невмешательстве каждой из сторон: бизнеса — в политику, в управление страной, а государства — в сферу компетенции бизнеса. Однако длилось это недолго. С 2000 года власти повели активное наступление на бизнес, которое облегчалось тем, что постоянно возникал вопрос о легитимности его собственников. И неудивительно: ведь они получили собственность не путем постепенного накопления капитала и «правильного» инвестирования, а в результате проведенного в весьма сжатые сроки передела государственной собственности, широко используя при этом недостатки существующего законодательства, особенно в налогообложении.
Начало наступлению положило дело ЮКОСа — крупнейшей нефтяной компании страны. Затем последовало усиление налогового пресса на богатейшие холдинги, научившиеся за годы реформ ловко уводить свои доходы от налогообложения, и, наконец, стремление государства вернуть в лоно своей собственности некоторые важные, но ранее приватизированные сферы производства.
Появились даже деятели, призывавшие к пересмотру итогов приватизации, к реприватизации. Подобные действия имели бы плачевные результаты. В известном докладе Счетной палаты (2004 год), когда были выдвинуты серьезные обвинения против залоговых аукционов и последующих перепродаж крупной собственности, тем не менее, говорилось, что никакие претензии к действовавшей тогда нормативной базе «не являются основанием для отмены результатов приватизации. Ответственность за имевшие место негативные последствия приватизации полностью лежит на публичной власти».
Наступил как бы третий период в развитии российского капитализма. Многие экономисты и политологи склонны называть его тенденцией к государственному капитализму.
Отношение к происходящим событиям двойственное. С одной стороны наконец-то государство всерьез взялось за проведение промышленной политики: собирается строить нефтяные трубопроводы в Азию и газопроводы в Европу, отстаивает позиции национальной газовой компании за рубежом, развивает машиностроение, консолидирует национальный банковский капитал, оберегая его от засилья филиалов зарубежных банков. Список крупнейших компаний изменился не сильно, однако если посмотреть на такой показатель, как «торгуемость на фондовом рынке», то увидим, что сегодня среди наиболее ликвидных и признаваемых «фишек» уже не столько частные, сколько государственные компании, такие, как Сбербанк, Газпром, РАО «ЕЭС России».
В другом лагере с осторожностью оглядываются и спрашивают: а куда ведет эта дорога? Не возвращаемся ли мы туда, откуда начинали, то есть к жесткому ведомственному планированию с установленными нормами выработки, единой системой управления и прочими атрибутами социалистического государства?
Государство нарастило свое влияние в ряде отраслей и планирует продолжать эту стратегию. Приведем некоторые примеры.
Наиболее яркий — Газпром, где государство получило контрольный пакет акций компании. Затем началась либерализация ее рынка акций. Их стали свободно продавать на бирже. В результате Газпром оказался среди десяти крупнейших по капитализации компаний в мире, что, несомненно, можно считать серьезным прорывом.
Другим серьезным достижением газовый монополист обязан целенаправленной государственной политике, изменившей ценовую стратегию по отношению к странам Восточной Европы, традиционно получавшим российский газ по ценам, существенно более низким, нежели потребители дальнего зарубежья. Отход от прежней системы требовал не просто экономической обоснованности, которая всегда существовала, но политических шагов, подразумевающих изменение сложившихся отношений со странами-соседями по региону. И то, что теперь у Газпрома заключены новые договора с основными потребителями газа, странами Центральной и Восточной Европы, стало результатом не только увеличения монополистической надбавки к цене, но и долгих переговоров, которые велись на межправительственном уровне.
Оба эти события показали, что существует серьезная политическая поддержка Газпрома со стороны как органов власти, так и других государственных компаний, таких, как Роснефть, часть денег от первичного размещения акций которой (около 7,6 млрд долларов) была направлена на возврат средств, использованных для выкупа акций Газпрома.
Государственная поддержка Газпрома несомненно необходима, учитывая его масштаб и важность для экономики страны (доля выручки компании в ВВП составила в 2005 году около 7,8%). Она важна и для обеспечения энергетической безопасности всего европейского континента (крупнейшие страны Европы до половины своих потребностей в газе удовлетворяют благодаря Газпрому).
Еще один пример консолидации некоторых стратегически важных отраслей экономики — решение о создании под эгидой государства «Объединенной авиастроительной корпорации» (OAK), в которую войдут все отечественные производители самолетов независимо от формы собственности. Участие государства в капитале компании вначале составит 60-70%, а позднее снизится до 51%. Только так в современных условиях можно создать гигантскую компанию, способную конкурировать на международной арене. Предполагается, что к 2015 году объем инвестиций в нее достигнет 20 млрд долларов, причем половина из них придется на долю частных, в том числе и иностранных.
Руководство новой компании с самого начала настаивает на том, чтобы чиновники были отделены от участия в создании самолетов, в определении их «продуктового ряда». Как сказал по этому поводу директор ильюшинского комплекса Виктор Ливанов, «его определяет только заказчик и производитель, а поддержка государства должна быть такой, чтобы в авиабизнес пошел частный капитал».
Государство овладело высотами и в важнейшей стратегической отрасли — в нефтяной. После разгрома ЮКОСа и продажи по низкой цене самой эффективной его компании Юганск-Нефтегаз некой подставной фирме Юганск-Нефтегаз оказался в собственности государственной компании Роснефть. Присоединение новой компании и последующее размещение крупного пакета акций вывели Роснефть в число крупнейших предприятий нефтяной отрасли. На повестке дня стоит вопрос о возможности объединения государственной Роснефти и все еще частной компании Сургутнефтегаз.
Расширяется империя Рособоронэкспорта, который выступил с идеей объединить крупные автомобилестроительные предприятия России, включая ВАЗ, КаМАЗ и ГАЗ. Создается впечатление, что у государства, наконец, появилось серьезное отношение к российскому автопрому и желание инвестировать в его развитие, чтобы добиться главного — поднять долю новых российских машин на рынке.
Правда, есть большие сомнения, что государственная организация Рособоронэкспорт (она создана для координации экспорта российских военных технологий) способна решить задачу восстановления престижа отечественных автомобилей. Пока наблюдаются лишь серьезные проблемы в уже начатых проектах по производству совместно с «Дженерал Моторс», автомобилей марки Chevrolet, проблемы, уже приведшие однажды к временной остановке производства. И, может быть, не зря новое руководство начало свою деятельность с заявлений о намерении построить завод с нуля. Это может оказаться проще, чем переоборудовать существующие мощности, ориентированные на выпуск нынешнего семейства вазовских моделей.
Чем плоха или вредна подобная тенденция? Дело не в том, что государство, его налоговые органы начали более эффективно собирать налоги, что какая-то часть экономики находится или окажется под контролем государства, что государство найдет способы эффективно финансировать и стимулировать развитие высокотехнологичного бизнеса. В этой связи стоит привести высказывание крупного французского экономиста Жака Сапира, сделанное им в интервью журналу «Эксперт»: «Меня обнадеживает рыночная экспансия таких компаний, как Рособорон-экспорт и Газпром. Подобное укрупнение игроков во многих отраслях совершенно необходимо, если страна хочет продолжать быстрый рост. Мелкие игроки просто не смогут позволить себе такого объема инвестиций, особенно в условиях еще слабой банковской системы и отсутствия специализированных финансовых институтов, поддерживающих долгосрочные инвестиции».
Следует подчеркнуть и другое. Избранная стратегия превращения России в энергетического лидера мировой экономики требует от государства колоссальных инвестиций в нефтегазовый сектор, в разработку новых месторождений, в трубопроводный и железнодорожный транспорт. Все это будет способствовать увеличению веса государства прежде всего в этих отраслях, хотя и не исключает привлечения в них частного капитала, в том числе иностранного.
Если же говорить о минусах наметившейся тенденции, то главный из них состоит в том, что она появилась (особенно на начальной стадии) как результат борьбы за новый передел собственности, в которую включились чиновничьи, бюрократические структуры, тесно связанные с силовыми ведомства ми. Этот новый передел грозит серьезными политическими последствиями для страны, дестабилизацией экономической обстановки, снижением притока капитала, а в конечном счете — ослаблением роста экономики.
Опасно и другое. Там, где государство усиливает контроль над стратегически важными сферами экономики, способствуя консолидации бизнеса, усилению его конкурентоспособности, направляя в него инвестиционные ресурсы, такой контроль оправдан. Но беда в том, что начавшийся процесс инерционен, он продолжает набирать силу и без посредства государства. Как отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин, «правительство, похоже, не контролирует процесс расширения и госсектора, и скупки госпредприятиями рыночных активов. Между тем причины и мотивация такой экспансии должны быть обоснованы и понятны и бизнесу, и обществу».
Но главный риск, которому может быть подвержена современная экономическая политика, заключается в неверной расстановке приоритетов развития. Иначе говоря, в концентрации активности на направлениях, которые приносят наибольшую отдачу сегодня и вполне могут обходиться без государственного вмешательства, и в забвении тех отраслей, где государственное участие действительно нужно и где частная инициатива не вполне справляется.
Попробуем дать общую характеристику процессов, происходящих в компаниях, находящихся под государственным контролем. Эти процессы близки по своей сути к первому этапу формирования крупных частных компаний, который проходил в середине девяностых годов прошлого века.
Сегодня государство действует подобно первым интегрированным бизнес-группам, стремясь в короткий срок охватить своим контролем возможно более широкий круг активов, порой не отдавая себе полного отчета, как с ними дальше работать. Логично предположить, что государство будет повторять стратегию тех групп, которые в свое время занялись выстраиванием вертикально интегрированных холдингов. Как примеры назовем Северсталь-групп, Базовый элемент, Интеррос. Уже говорилось, что в их структуру входили сотни компаний, занимающихся добычей сырья, его переработкой, выпуском машиностроительной продукции, транспортом, банковскими операциями, — фактически они, являясь моделью государства в государстве, заменяли его в тех областях, где оно не справлялось с возлагаемыми на него задачами. Но впоследствии многие из этих групп изменили тактику, отказались от части непрофильных активов, которые могли бы с бoльшим успехом функционировать самостоятельно в условиях рыночной конкуренции.
И сегодня государство находится на начальной стадии формирования подобных вертикально интегрированных структур. Вопрос заключается лишь в том, каким окажется дальнейший вектор развития воскрешаемого государственного сектора. Сможет ли государство эффективно управлять обретенной собственностью?
Сегодня государство достигло первого крупного успеха, выведя национальную газовую компанию на уровень крупнейших мировых игроков. И он дал основание считать, что государственный контроль над собственностью — залог будущего успеха на рынке. Между тем, как показывают зарубежные исследования, да и наш собственный опыт, такая последовательность возникает далеко не в каждом случае. Мало купить компанию, надо еще наладить в ней систему управления, выстроить отношения с поставщиками, регулярно инвестировать в модернизацию производства.
Подводя итог, можно сказать, что за время реформ российский крупный бизнес, сформировавшийся путём приватизации и образовавший вполне современный корпоративный сектор экономики, пережил много преобразований, пройдя через дезинтеграцию, интеграцию, кризис. То, что он не только успешно прошел через эти стадии, но и сумел выйти на внешний рынок, а в ряде отраслей научился на равных конкурировать с ведущими западными компаниями, свидетельствует о значении крупного частного капитала в развитии российской экономики.
Источник: studwood.net