Какое направление в исследованиях этики бизнеса доминирует в настоящее время

Различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

· Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: поскольку деловые организации должны служить интересам своих собственников, и т.к. менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.

· Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц – т.н. стейкхолдеров) — сформулирован профессором социологии, признанным гуру менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией её целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике этот подход является наиболее распространенным (на развитых рынках).

· Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 1960е-70е годы под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

Основные концепции в этике бизнеса

1. Религиозный подход.
2. Теория утилитаризма.
3. Деонтическая этика (этика долга).
4. Этика справедливости.

1. Религиозный подход строится в основном на истинах и заповедях христианского учения: «Не лги», «Не укради», «Не лжесви­детельствуй» и т.д.

Предприниматель при решении любых моральных проблем обязан руководствоваться некоторыми абсолютными нравст­венными ценностями. Тем не менее использование исключи­тельно религиозного подхода в современных условиях оказывает­ся неприемлемым. Причинами такого ограничения становятся: глобализация и несовместимость некоторых религиозных канонов и догм це­лям бизнеса.

Процессы глобализации усиливают связи между людьми, испо­ведующими христианство, иудаизм, ислам, буддизм, конфуци­анство.

Несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям биз­неса проявляется наиболее ярко в ситуациях нравственного выбо­ра, а также при толковании различных понятий. Например, вопрос долгов (кредитов): по религиозным трактовкам долги надлежит прощать, поскольку деятельность ростовщиков — пример недоб­росовестной наживы, а денежные средства — «презренный ме­талл». Но в этом случае платежеспособность и кредитоспособ­ность организации становятся абстрактными характеристиками, а существование банков и других кредитных учреждений можно и вовсе поставить под сомнение.

В России на становление предпринимательства оказало значи­тельное влияние православие. Один из первых литературных источников — «Домострой», авторкоторого — протопоп москов­ского Благовещенского собора Сильвестр. Книга регулирует по­ведение купцов в соответствии с нормами православия; затраги­вает вопросы репутации, бережливости, мести, возврата денег при неудовлетворительных характеристиках проданного товара.

2. Основоположник теории традиционного утилитаризма Иеремий Бентам (1748-1832) в своих трудах разрабатывал методику поиска объективных критериев, с помощью которых можно оце­нить соответствие целей социальной политики и общественного законодательства. Бентам выделял следующие критерии:

• степень соответствия образа действия и существующих законов;

• степень полезности и вредности действия.

Таким образом, Бентам считает возможным количественное измерение благ, возможность их суммирования и вычисления разности между количеством благ и количеством отрицатель­ных результатов, а, значит, — определения действия с макси­мальной чистой прибылью или с минимальными расходами.

Характерной особенностью данного подхода является ориента­ция на последствия и результаты действия.

Сторонники теории утилитаризма приводят ряд доводов в за­щиту своих идей:

• теория утилитаризма согласуется с природой человека, склон­ного руководствоваться соображениями о пользе и вреде сво­его поступка в отношении себя и других людей;

• имеет много общего с экономическими взглядами на хозяйст­венную деятельность, основанную на стремлении человека к максимизации своего благосостояния.

Критики теории обращают внимание на следующие ее недостатки:

• трудность количественного измерения полезности, а также учет только полезности эффекта в отношении общества в це­лом без увязки результата с результатами распределения полу­ченных благ между отдельными лицами;

Читайте также:  Экономика начинается с малого бизнеса

• невозможность количественного измерения доходов и расходов в некоторых ситуациях (например, при страховании жизни или здоровья не употребляется термин «страховое возмещение», по­скольку жизнь нельзя возместить, а используется оценка утра­ты человеком трудоспособности);

• невозможность прогнозирования размеров некоторых расходов и доходов (например, фундаментальных научных исследований);

• несовместимость моральных категорий: права и справедливости.

Ответом на эти недостатки стала теория норм-утилитаризма — скрытой формы традиционного утилитаризма, основная мысль которой заключается в требовании ограничения сферы действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали, а не сво­дится только к определению максимальной полезности, на­пример, договоренности о цене с конкурентами.

3. Деонтическая этика (этика долга) оказывается наиболее эф­фективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права.

В рамках этого подхода речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются:

• неразрывная связь с обязанностями;

• возможность самостоятельного и равноправного выбора цели;

• возможность оправдания и защиты.

Основой для данного подхода послужила рациональная этика И. Канта (1724-1804), а именно его категорический импера­тив, который формулируется так: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

В современной трактовке согласно деонтическому подходу этически правомерный поступок — это поступок, исполнитель которого желает, чтобы все прочие лица в аналогичной ситуа­ции действовали подобным образом. Это, в свою очередь, тре­бует универсальности личных мотивов (распространения на всех прочих лиц) и обратимости (проекции последствий на се­бя) любого действия. Таким образом, деонтический подход ориентирован на внутренние мотивы поведения.

Развитие идей этики долга послужило основанием для разра­ботки концепции прав человека и демократических основ.

4. Концепция этики справедливости связана исключительно с от­ношениями бизнеса и общества в целом. Основанием для справед­ливости служат моральные права индивида. Суть концепции со­стоит в том, что человек — это общественное существо, живущее и развивающееся в обществе и поэтому обязанное обеспечивать его функционирование.

Основной принцип — равенство и, как его выражение, справедливость. Следовательно, моральный долг — это подчинение закону, который одинаков для всех, отрицает привилегии и дискриминацию, то есть справедлив.

Тем не менее, положения концепции могут быть истолкованы по-разному, так как существует, по крайней мере, четыре трак­товки понятия «справедливость»:

Эгалитаристический подход (эгалитаризм — от фр. равенство) отрицает какие-либо различия между людьми, которые могут служить причиной для неравного к ним отношения. Поэтому распределение благ общественного достояния должно быть равномерным.
Капиталистический подход — справедливость в этом случае под­разумевает разделение благ в соответствии с размером вклада группы, организации, общества в общее дело, предприятие.
Коммунистический подход — справедливость в рамках уравни­вания всех членов общества (независимо от способностей).

Подход американского ученого Д. Ролза, предложенный им в книге «Теория справедливости» (1971), основан на двух принципах:

• равной свободы, который требует защиты прав граждан от посягательств других лиц и равенства этих прав;

• неравенства по социально-экономическим показателям, в рам­ках которого должны соблюдаться условия доступности обра­щения каждого к властным структурам и обеспечение возмож­ности извлечения максимальной прибыли наименее при­вилегированными лицами.

Сложность и многообразие моральных проблем бизнеса и осо­бенности современных культур вынуждают использовать раз­личные этические концепции, системы, принципы и ценности, что пред­полагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.

Источник: poisk-ru.ru

Лекция 5. Основные концепции в этике бизнеса

В этике бизнеса сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления. Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ори­ ентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: «Не лги», «Не укради», «Не лжесви­ детельствуй против ближнего своего» и др. Хорошо известно, что пер­ вые предприниматели были весьма религиозными людьми. Как пока­ зал М. Вебер, именно религиозные особенности протестантизма привели в Новое время к бурному развитию капиталистических отношений.

Хотя при решении любых моральных проблем человек с необходи­ мостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные цен­ ности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения. Во-первых, глобализация современного бизнеса приводит к тому, что агентами деловых отношений становятся люди, принадлежащие к различным религиозным традициям: христи­ анству, иудаизму, исламу, буддизму, конфуцианству и т. д. Более того, в значительной степени современная культура является светской по своему характеру.

Во-вторых, абсолютные нравственные ценности мало что могут дать человеку в ситуации конкретного нравственного выбора. Для этого биз­ несмен, даже и опирающийся на религиозные нравственные ценнос­ ти, нуждается в некотором этическом инструментарии, который мог бы помочь ему проанализировать и решить сложнейшие проблемы со­ временной предпринимательской практики. Другие три подхода в эти­ ке бизнеса опираются на три различные этические традиции — утили­ таризм, деонтическую этику (этику долга) и этику справедливости.

Читайте также:  Рыночный потенциал бизнес идеи по дж кикалу

Разумеется, влияние религиозного сознания на экономическое по­ ведение нельзя преуменьшать. Религиозные основания поведения че­ ловека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную тради­ цию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно поэтому в настоящее время бурно развивается область менеджмента, изучающая культурную

специфику поведения в разных странах. Именно поэтому авторы сочли необходимым отдельно проанализировать такого рода основания эко­ номического поведения в России.

Ниже в кратком изложении отражены основные моменты полемики различных подходов в этике бизнеса, представленные в работах аме­ риканских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш и некоторых других.

Источник: studwood.net

Бизнес — этика: современные подходы.

На фоне экономических реформ, развития частного предпринимательства, формирования новых рыночных отношений, а также в условиях привлечения зарубежных инвестиций, необходимость применения новых методов менеджмента приобретает актуальный характер.

Ныне предприниматели из Азербайджана устанавливают отношения не только со своими партнерами из стран СНГ, но также стремятся наладить контакты с зарубежными странами. Однако они, зачастую не обладая информацией о западной системе менеджмента, об их принципах и опытах, испытывают затруднения в процессе принятия решения, в завоевании доверия зарубежных партнеров, а самое главное, в отстаивании своих прав.

В то же время есть много фактов, свидетельствующих о надувательстве наших предпринимателей зарубежными партнерами. Иностранные инвесторы, налаживая контакты с какой — либо местной компанией, в первую очередь обращают внимание на такие факторы, как доверие к компании, соблюдение ею местных и международных законов, ее репутация среди населения.

В этом плане проблема бизнес — этики все более приобретает актуальный характер. В развитых странах мира к ней относятся с большим вниманием. Потому что, не учитывая этические аспекты бизнеса, невозможно создать нормальные торговые и экономические отношения между странами.

Известно, что развитие в какой — либо стране или в компании возможно в том случае, если члены компании или граждане относятся с доверием и уважением друг к другу. Подобное доверие и уважение основывается на таких понятиях, как социальная ответственность, хороший менеджмент и прозрачность. Вкратце, программа по бизнес — этике определяет ответственность предприятия или компании.

Бизнес — этика также регулирует и обобщает этические поведения сотрудников и других партнеров. Значит, бизнес — этика является средством осуществления двух важных целей компании. Подобный способ помогает руководителям предприятий обеспечить соблюдение устава и правил компании ее сотрудниками и другими партнерами, осуществлять контроль над ними.

С другой стороны, это дает возможность руководителю предприятия создать условия, базирующиеся на ценностях, которые превыше писаных законов. А также создаются такие условия, когда он может достичь более высоких целей.

Основой бизнес — этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции какой — либо страны и народа. Бизнес — этика имеет также социальную основу, т. е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий (неписаные законы).

Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, бизнес — этика является сводом правил и законов бизнеса, которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др. С точки зрения коммерции, это соответствует качеству товара, удовлетворению покупателей, соблюдению правил в рекламе продукта, здоровью и безопасности.

Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов — запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и «переманивание мозгов» искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или посредством шантажа и угроз также разрушает рынок. Основа современной деловой этики — социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

Читайте также:  Жизнь как бизнес проект радислав гандапас

Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:

1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли). Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:

— покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);

— работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);

— владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

— поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);

— конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);

— местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни). Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

2. Макроуровень в масштабе отрасли или национальной экономики. Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса. Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро- и микроуровнях.

3. Микроуровень в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов. Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т. д. Их нарушение влечет различные потери /рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др. На данном уровне решаются и постоянно возникающие, особенно в сфере управления людьми частные этические проблемы.

Как сделать эти принципы работающими? Не секрет, что менеджеры, привыкшие к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь, хотя и в ограниченной степени могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.

Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним — оценить качество моральных аргументов.

Имеются два наиболее распространенных принципа построения этической аргументации — принцип утилитаризма и принцип нравственного императива. Согласно принципу утилитаризма действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию приносить максимальную пользу максимальному числу лиц.

Суммарная польза сопоставляется с объемом причиняемого ущерба, и если он перевешивает, решение является неэтичным. Если же все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло».

В соответствии с принципом нравственного императива моральные решения не должны зависеть от конкретного результата (любая взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих).

Применять на практике оба эти принципа достаточно сложно. Выявить круг «задетых» решением лиц и организаций, просчитать все последствия, а главное, определить, чьими интересами поступиться, — трудоемкая, а иногда невыполнимая задача.

Источник: hr-portal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин