Взаимоотношения гражданского общества с бизнес-структурами в России
Как один из факторов, благоприятствующих успешной деятельности третьего сектора, и с которым связываются определенные перспективы развития российских НКО, мы склонны рассматривать взаимодействие некоммерческого сектора с бизнес-структурами и развитие отечественной филантропии. Сегодня механизмы сотрудничества бизнеса и некоммерческого сектора находятся в начальной стадии развития и исследованы еще меньше, чем партнерство между государством и третьим сектором.
Рассматривая причины сложного становления форм взаимодействия бизнеса с некоммерческим сектором, надо исходить из понимания того факта, что их развитие зависит от того, как выстраивается сотрудничество по оси бизнес-государство.
Таким образом, в треугольнике взаимоотношений можно найти широкий спектр ожиданий партнеров, которые сегодня действуют разрозненно, но необходимы друг другу. И эта ситуация проявляется в обществе, которое переполнено социальными проблемами. Власти хотелось бы выглядеть в глазах общества социальной, а бизнесу — менее агрессивным, более лояльным и патриотичным.
Развитие бизнеса (частного, коммерческого сектора) в последние 10-12 лет в России имеет свою динамику, отличную от тенденций становления третьего сектора. Если НКО имели резкий скачок в развитии, начиная с 1995 года, то бизнес прошел пик становления в 1992-1994 годах. Более того, как отмечают некоторые исследователи, с 1998 года малый и средний бизнес находится в стадии стагнации по ряду причин: кризис 1998 года, несовершенная законодательная база, создающая бюрократические препоны его развития, кредитная политика, отсутствие механизмов свободной конкуренции, коррупция и т.д.
Следовательно, основной участник благотворительной деятельности — малый и средний бизнес, сегодня ослаблен. Последовательно наращивают свой потенциал лишь естественные монополии, известные перерабатывающие холдинги и производители, работающие на сырьевых ресурсах (нефть, газ, никель и др.).
Сегодня представители власти и третьего сектора все чаще говорят о необходимости социально активного и социально ответственного бизнеса. Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, в России пока не появилось. То, что в зарубежной практике обычно называется «corporate community involvement» («корпоративная вовлеченность в дела местного сообщества»), у нас предлагается рассматривать как «социальную активность бизнеса в местном сообществе».
Понятие «социальная ответственность бизнеса» было сформулировано в середине прошлого века в качестве концепции, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом, вносит значительный вклад в улучшение качества жизни людей Управление социальными программами компании. / Под ред. С.Е. Литовченко. М., 2003. С.135..
Проявление социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в XX веке прошло в своем развитии три этапа:
1) 60-е — середина 70-х гг. характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя.
Деловая и социальная активность были максимально разграничены;
- 2) середина 70-х — начало 80-х гг. — становление стратегической филантропии, отличается готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации;
- 3) конец 80-х гг. — развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы все трех секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды Управление социальными программами компании. / Под ред. С.Е. Литовченко. М, 2013. С. 137..
Наш бизнес, скорее всего, находится на начальном этапе, и поэтому сегодня российским бизнесменам необходимо быть социально ответственными для того, чтобы они могли выходить на новые, в том числе, мировые рынки. Как показывает практика, это не просто дает укрепление отношений с клиентами и повышает лояльность сотрудников. Там же.
Такое поведение на рынке получило название «корпоративное гражданство». Компании желающие проявить себя как корпоративные граждане, чаще всего возвращают свой долг местному сообществу в виде благотворительности или филантропии (в последнее время это все чаще стали называть «корпоративными социальными инвестициями»).
При этом под сообществом понимается любая общность людей от населенного пункта, где проходит деятельность компании, до целой страны, по отношению к которой компания имеет интересы. Симпсон С., Туркин С. Социальное измерение в бизнесе. Как корпоративное гражданство в России может быть выгодно бизнесу и обществу. М., 2015. С.45.
Для российских компаний, стремящихся стать корпорациями мирового класса, использование подобного инструмента, способствующего улучшению имиджа на международной арене, становится необходимостью. Подобная стратегия обеспечивает рост устойчивости и стабильности на общероссийском и местном уровнях не только крупным корпорациям, но и компаниям среднего и малого бизнеса. В то же время реальная оценка свидетельствует, что компаний, способных совершить подобный прорыв, сегодня единицы. Там же.
Когда говорят о сотрудничестве третьего сектора и бизнеса, чаще всего подразумевается благотворительная деятельность коммерческих структур по отношению к НКО. Термин благотворительность исследователи используют по-разному. Вот лишь некоторые определения.
Благотворительность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. Там же. С.30.
В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: возможности и ограничения. М., 2014. С.45..
Существуют различные представления и о том, на что должна ориентироваться современная российская благотворительность: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции? На наш взгляд, жизнеспособность как государственных, так и негосударственных форм помощи в немалой степени будет зависеть от того, насколько удастся восстановить оптимальные черты российских традиций благотворительности. Там же.
Благотворительность как общественное движение широко развитое в дореволюционной России и ставшее в Советское время «буржуазным пережитком», возродилось в конце 80-х годов — в период перестройки и экономических преобразований. В течение следующих лет оно стремительно развивалось, становясь одним из инструментов строящегося гражданского общества.
Вопрос о благотворительности — это, как ни странно, вопрос о свободе предпринимателя, вопрос о возможности для него быть не только рабом закономерностей и диктата рынка, но свободным гражданином, имеющим возможность по собственной воле участвовать в социальном воспроизводстве, то есть в гражданской жизни, почувствовать себя свободным от диктата и государства, и рынка. Барова В.В. Социальная активность и социальная ответственность бизнеса в местном сообществе // Налоги. Инвестиции. Капитал. — 2012. — №№ 3-4.
Традиционно бизнесмены всего мира занимаются благотворительностью, и Россия не исключение. Российские предприниматели славились своим меценатством не меньше, чем знаменитые филантропы Европы и Америки. Сегодня участие бизнеса в социально значимых инициативах играет важную роль в процессе реформ Российской Федерации. Многие лидеры российского бизнес-сообщества («Интеррос», «Роснефть, «Альфа-банк» и некоторые другие) осознают важность развития отечественной филантропии и рассматривают ее как неотъемлемую часть своей основной производственной деятельности, ведь она составляет не менее важную часть бизнес-стратегии этих организаций, чем любой другой аспект менеджмента. Там же.
Позиция российского бизнеса по отношению к благотворительности остается неопределенной. В реализации своей благотворительной миссии корпорации по-прежнему сталкиваются со значительными бюрократическими трудностями.
По настоятельной «просьбе» региональных и местных администраций осуществляются поставки продуктов по сниженным ценам для воинских частей, столовых профессиональных технических училищ и других социальных учреждений. Интервью Председателя Координационного совета общероссийской коалиции общественных объединений «Мы, граждане!» Нины Беляевой. 28.11.2015 [цит. 13.12.2015]. HTML формат. URL: http://www.citizens.ru/coalition/palata/interview.html
Бытует точка зрения, что в развитом социально ориентированном государстве благотворительность вообще не должна существовать. В то же время мировой опыт говорит о том, что в материально обеспеченных странах благотворительность не только не исчезает, а активно развивается и приобретает новые социально эффективные формы. К таковым не без основания можно отнести фонды местного сообщества.
Эта модель пришла в Россию недавно: в 1998 году в городе Тольятти был зарегистрирован первый общественный Фонд, в 1999 году этому примеру последовали и в Тюмени (БФРГТ), а затем и в некоторых других российских городах. В большинстве своем такие фонды создаются учредителями как грантодающие фонды в поддержку социальных инициатив граждан, они являются фондами местного сообщества и аккумулируют средства бизнес-организаций и населения для решения социальных проблем.
Фомин Э.А. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи // Благотворительность в России. СПб., 2011. С.35.
Таким образом, самая главная проблема состоит в том, что в России практически не работает механизм побуждения корпоративной филантропии, суть которого состоит в налоговых льготах тем организациям-налогоплательщикам, которые жертвуют часть своей прибыли на благотворительные цели.
Согласно действующему законодательству, облагаемая налогом база уменьшается на сумму благотворительных взносов, если последние составляют не более 3-5% от прибыли. Принимая во внимание стремление большинства коммерческих структур скрыть свою прибыль в условиях неадекватно высокой налоговой нагрузки, совершенно очевидно, что столь незначительная скидка является весьма слабым стимулом для развития филантропии.
В целом, можно сказать, что взаимоотношения НКО с бизнес-структурами в России сегодня вышли на новый уровень и все чаще можно встретить крепкое, продуктивное партнерство между ними. Уже практически не встречаются бизнесмены, которые не понимают роли и возможностей третьего сектора и воспринимают его как вечного просителя — такие тенденции становятся все менее заметными как на общероссийском, так и на региональном уровне.
Источник: studwood.net
Системные основы взаимодействия власти, бизнеса и общества
Институциональные механизмы взаимодействия государства, бизнеса и общества
В условиях возрастающей взаимозависимости власти, бизнеса и общества эффективное социально-экономическое развитие страны может быть достигнуто только на основе совместного участия различных групп влияния в выработке и реализации ключевых решений. Государство, бизнес и общество выходят сегодня на новый этап взаимоотношений, для которого характерно признание важности сотрудничества на согласованных началах, что всецело отвечает важнейшим тенденциям развития глобализационных процессов, когда вместо жестких иерархических конструкций требуется укрепление горизонтальных схем партнерства власти, бизнеса и общества. Развитие данных процессов способствует развитию таких качеств социально-экономических систем, как прозрачность, открытость, высокая активность, повсеместное усиление конкуренции, обусловливает легитимизацию действий акторов и формирование специфических отношений между ними. Это дает экономическим системам скорость инновационного развития и способность к непрерывному обновлению, а значит, конкурентоспособность и шанс для экономического рывка. Еще один позитивный результат связан с возникновением новых управленческих технологий, которые позволяют эффективно реализовывать функции каждого из субъектов, а также новых продуктов и услуг.
Следует признать, что в реальной практике взаимоотношения в обозначенном выше тройственном формате встречаются реже, чаще можно наблюдать попарные отношения между сторонами — властью и бизнесом, властью и обществом, обществом и бизнесом. Во всех этих взаимоотношениях власть играет наиболее активную и инициативную роль, обладая возможностью как устанавливать формат общения, так и контролировать состав участников. Бизнес занимает более пассивное положение, но имеет возможности для взаимодействия с властью по своей инициативе и каналы для этого. Форматы для диалога власти и общества по инициативе последнего стали появляться чаще.
В отношениях бизнеса и государства в современной России ключевая роль принадлежит государству. Именно оно является системообразующим фактором, оптимизирующим возможности и перспективы экономического, социального и культурного развития Российской
Федерации. Более того, России и современному российскому государству предстоит осуществить труднейший, можно сказать — эпохальный исторический переход, сутью которого является движение от парадигмы служения государству к парадигме обслуживания государством общества.
О развитии взаимодействия и с институтами гражданского общества, и с бизнесом государство говорит давно и на всех уровнях. Помогают ему в этом и ученые, которые призывают бизнес быть социально ответственным, а государство, напротив, переложить часть своей ответственности на предпринимателей. Тем не менее, по взаимному признанию всех сторон процесса, до гармоничного сожительства двух этих сил в России еще далеко, но стремиться к этому нужно уже сегодня.
Следует отметить, что в Российской Федерации в последние годы создана нормативно-правовая база, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, бизнеса и институтов гражданского общества.
С начала 2000-х годов в Российской Федерации были законодательно закреплены такие важнейшие инструменты продвижения бизнес-интересов, как 1) общественное обсуждение, 2) оценка регулирующего воздействия, 3) мониторинг правоприменения, 4) институт саморегулируемых организаций, 5) система общественных палат, а также 6) общественных советов при государственных органах. Благодаря конструктивному диалогу бизнеса, власти и институтов гражданского общества действующее российское законодательство постоянно модернизируется, создавая новые институты прозрачного взаимодействия.
13 апреля 2010 года Президент Российской Федерации Указом № 460 утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2010 -2011 годы , согласно которому Министерству юстиции Российской Федерации было поручено в срок до 1 октября 2010 года внести в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о целесообразности формирования в Российской Федерации института лоббизма.
Данная инициативы нашла продолжение в Указе Президента Российской Федерации № 297 от 13 марта 2012 года «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении из- [1]
менений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [2] . В пункте 15 Указа содержалось поручение Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и другими федеральными государственными органами организовать обсуждения с представителями различных социальных групп вопроса о механизме формирования в Российской Федерации института лоббизма и по результатам обсуждений и с учетом опыта других государств, а также рекомендаций международных организаций внести до 1 декабря 2012 года конкретные предложения по формированию в Российской Федерации института лоббизма. Таким образом, впервые федеральные органы государственной власти выступили с инициативой формирования института цивилизованного лоббизма. Однако на практике эта инициатива до сих пор не реализована, институт лоббизма в России не создан.
11 августа 2011 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1393-Р было учреждено Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов [3] . При этом было установлено, что федеральные органы власти должны оказывать всемерную поддержку Агентству, обеспечить взаимодействие с сотрудниками Агентства по вопросам, отнесенным в установленном порядке к его компетенции, направлять по запросу материалы, необходимые для проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, участниками которых являются субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. Таким образом, Агентство стратегических инициатив стало еще одним инструментом влияния на решения органов государственной власти с широкими возможностями. Необходимо отметить, что данный орган был создан по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации, что может свидетельствовать о заинтересованности федеральных органов государственной власти в цивилизованном диалоге с представителями бизнес-сообщества, и в первую очередь с представителями быстрорастущего среднего бизнеса.
В рамках анализа новейших тенденций взаимодействия бизнеса и власти необходимо особо отметить процесс формирования системы открытого правительства — экспертного сообщества, созданного для подготовки детальных предложений по совершенствованию системы государственного управления, кадровой политики, по развитию конкуренции и предпринимательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года [4] в Российской Федерации был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющий деятельность на федеральном и региональном уровнях.
В частности, согласно федеральному закону, который был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, федеральный уполномоченный получил право направлять в федеральные и региональные органы государственной власти мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия нормативных правовых актов или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности. Также необходимо обратить внимание на право Уполномоченного давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [5] . В этой связи необходимо отметить, что характер предложений и заключений Уполномоченного имеет рекомендательный характер, что существенно ослабляет влияние данного института на состояние делового и предпринимательского климата в стране.
В целом 2000-ые годы характеризуются активизацией бизнеса по созданию ассоциированных организаций, представляющих интересы его различных категорий.
Структура представительства интересов на уровне этих ассоциированных организаций непростая, границы интересов зачастую смещаются. На этом поле существуют три формальных лидера.
- 1. В роли «тяжеловеса», безусловно, выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В начале 2000-х годов в РСПП вступают многие крупные российские предприниматели. В организационной структуре РСПП появляется новый элемент — Бюро Правления, большая часть членов которого входит в Совет по предпринимательству при Президенте РФ. Члены Бюро приглашаются на встречи с Президентом и на заседания в Государственную Думу. Приближенность к высшему уровню власти дала основание называть РСПП не иначе, как «профсоюз олигархов». И хотя членами РСПП являются отнюдь не только крупные бизнесмены, по своей сути РСПП является организацией, отстаивающей в первую очередь интересы крупного бизнеса.
- 2. Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» претендует на роль выразителя интересов среднего бизнеса. Создана она была в 2001 году по инициативе одноименного депутатского объединения, в которое входили некоторые члены РСПП. По сути дела, депутатская группа «Деловая Россия» была лоббистской структурой РСПП в Государственной Думе. «Деловая Россия» позиционирует себя как союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса, работающих в основном в несырьевом — перерабатывающем секторе российской экономики: в машиностроении, строительстве, лёгкой промышленности, в сельском хозяйстве и сфере финансовых услуг, информационных технологий и многих других. В настоящее время «Деловая Россия» объединяет предпринимателей из 77 регионов Российской Федерации, имеет 30 комитетов и 86 отраслевых отделений.
- 3. Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ» традиционно считается выразителем интересов малого бизнеса. Создана она была почти одновременно с «Деловой Россией». Общероссийская общественная организация. «ОПОРА РОССИИ» является площадкой для эффективного профессионального диалога владельцев и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и представителей федеральных органов исполнительной власти, региональной власти и муниципалитетов, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также представителей экспертного сообщества. «ОПОРА РОССИИ» имеет более разветвленную сеть отделений и представительств, чем «Деловая Россия», — 85 региональных отделений и 398 местных отделений.
Особенностью таких организаций, как «Деловая Россия» и «ОПОРА», является то, что они были созданы при прямом участии Администрации Президента, и были призваны не дать возможности РСПП стать выразителем интересов предпринимательского сообщества в целом. Ставка была сделана на создание нескольких специализированных корпоративных ниш и выстраивание отношений с каждым из объединений в отдельности. Можно предположить, что это обстоятельство объясняет недостаточный вес и авторитет этих организаций как представителей предпринимательских интересов.
Деятельность РСПП как представителя интересов предпринимателей более успешна. Взаимодействие РСПП с органами власти ведется на самом высоком, президентском уровне. Относительно регулярными являются встречи Президента с Бюро Правления РСПП. На этих встречах обсуждаются вопросы налоговой и административной реформы, валютного и таможенного регулирования и т.д.
Особо следует выделить роль и место в системе взаимодействия бизнеса и власти Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ). Эта негосударственная, некоммерческая организация, представляющая интересы малого, среднего и крупного бизнеса, является единственной организацией такого рода, деятельность которой регулируется Федеральным законом. ТПП РФ имеет в предпринимательской среде, пожалуй, самую разветвленную структуру. В ее систему входит 180 территориальных торгово-промышленных палат; более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, представляющих основные секторы российской экономики; около 50 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности.
ТПП РФ выполняет ряд государственных функций и полномочий, в частности, некоторые функции во внешнеэкономической деятельности: занимается экспертизой товаров, поступающих в Россию, осуществляет защиту прав российских разработчиков, предоставляет консалтинговые услуги, организует международные выставки, осуществляет усилия по привлечению иностранных инвесторов. Кроме этого, государство делегирует ТПП и его региональным структурам такие свои функции по развитию предпринимательства, как лицензионная деятельность, валютно-экспортный контроль, таможенные процедуры, организация выставок и ярмарок.
Помимо указанных организаций федерального уровня, в России существует целый ряд отраслевых организаций, таких, как Российский Союз строителей, Российское объединение работодателей легкой промышленности, Ассоциация российских банков, Национальная алкогольная ассоциация и другие. Такие организации по замыслу создаются для оказания влияния на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ политики, отвечающей профессиональным интересам их членов, в действительности они больше заняты предоставлением предпринимателям консультационных услуг, участием в различных выставках и форумах и т.д.
Отдельное место занимают в системе взаимодействия государства и бизнеса саморегулируемые организации (СРО), создаваемые в последние годы в самых различных отраслях. Основной смысл создания СРО — делегировать контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определённой сфере, выполняемые ранее государством, самим участникам рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.
Характеризуя в целом ситуацию в системе взаимодействия бизнеса и государства, можно согласиться с мнением А. Зудина о том, что идет процесс институционализации «работающего ядра» ассоциаций бизнеса по показателям организационного развития, присутствия в де-
ловых сообществах и в отношениях бизнеса и государства . Исследователь отмечает следующие признаки:
- 1. Функциональная специализация: определился круг выполняемых функций.
- 2. Масштабное присутствие в профильных сферах деятельности: обширная (по масштабам отрасли) и устойчивая членская база (низкие показатели текучести), отличающаяся хорошими качественными характеристиками (присутствие относительно успешных средних и крупных предприятий).
- 3. Организационная зрелость и внутренняя дифференциация. Показатели: постоянный бюджет и постоянный аппарат; четкая внутренняя структура, подчиненная решению основных задач (комитеты по направлениям или их аналоги); собственный информационноаналитического центр (или его аналог), который занимается регулярным мониторингом ситуации на профильных отраслевых рынках (иногда — связанный с ассоциацией исследовательский институт); отраслевой журнал (или его «сетевой» аналог); проведение регулярных общеотраслевых мероприятия: выставок, форумов, съездов; превращение в авторитетный (иногда — безальтернативный) источник информации о состоянии в отрасли (секторе); кодифицированный свод неформальных правил в отношениях между предприятиями в отрасли (этический кодекс и его аналоги); третейский суд и (ли) выполнение арбитражных функций в конфликтах между членами; разработка отраслевых стан- [6]
дартов; подготовка концепций (планов, стратегий) среднесрочного развития отрасли; участие в законодательной деятельности. Высокие показатели организационной зрелости наделяют ассоциации бизнеса институциональной устойчивостью: способностью к смене приоритетов деятельности без разрушения сложившихся организационных форм.
4. Интеграция в отношениях между государством и бизнесом. Адаптация к новому политическому порядку сопровождалась появлением признаков «организационного изоморфизма» между структурами ведущих ассоциаций бизнеса и доминирующей партии, но, как правило, не создавала угрозы для функциональной специализации ассоциа- ций бизнеса .
К специфическим институциональным механизмам взаимодействия государства, бизнеса и общества можно отнести корпоративную социальную ответственность (КСО) и государственночастное партнерство (ГЧП).
Если в концепции КСО и в практике ее реализации отчетливо просматривается роль и место институтов гражданского общества (в первую очередь в рамках стейкхолдерского подхода), то в проектах ГЧП (различных форм) места обществу не нашлось. И в законодательных документах (ФЗ-115 и ФЗ-224), и в публикациях ученых и экспертов обозначены только две стороны взаимодействия — государство в лице публичного партнера и бизнес в лице частного партнера.
Бесспорно, что объединение потенциала государства и бизнеса происходит на финансовом, организационном, институциональном уровнях. И все это предназначено для достижения тех общественно значимых целей, которые они совместно устанавливают. Но при этом за рамками ГЧП остается общественный интерес, то есть интерес потребителей услуг, предоставляемых при реализации проектов ГЧП.
Причем, зачастую одних и тех же потребителей интересуют результаты реализации проектов ГЧП в различных сферах. Характерный пример — проекты ГЧП в сфере ЖКХ, в здравоохранении и в дорожном строительстве. Таким образом, данная ситуация диктует и для государства, и для бизнеса необходимость понимания и принятия того факта, что общество не может быть лишь объектом, на которое государственно-частное партнерство имеет влияние. Необходимо признание общества как равноправного участника ГЧП, отстаивающего свои интересы, а государство и бизнес, в свою очередь, должны принимать и учитывать это. В таком случае ГЧП станет трехсторонним видом партнерства. [7]
Без общественного участия существует риск захвата (в форме частичной или полной приватизации) частными структурами сектора социальной инфраструктуры с последующим его подчинением своим интересам. Таким образом, такой формат взаимодействия можно называть коммерческой сделкой с государством или аутсорсингом государственной деятельности, к тому же вызывающей негативные экономические и социальные последствия. В экономическом плане это может привести либо к приватизации, либо к национализации секторов, и это будет показателем провала государственно-частных отношений. В свою очередь, это будет иметь отрицательные социальные последствия: при полной приватизации частник перестанет направлять ресурсы на обеспечение социальных нужд; при национализации государственные ресурсы будут реализовываться неэффективно. Таким образом, появляется необходимость в разработке механизма взаимовыгодного государственно-частного партнерства, направленного на обеспечение целей и задач общественного существования.
В рамках таких целей государственно-частное партнерство должно быть сформировано с существенной характеристикой социально-ответственной структуры. Таким образом, можно установить достаточно четко просматриваемую связь между ГЧП и КСО.
Источник: bstudy.net
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «БИЗНЕС – ВЛАСТЬ – ОБЩЕСТВО» В РАМКАХ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ «БИЗНЕС – ВЛАСТЬ – ОБЩЕСТВО»
«Salus populi suprema lex» (лат.) Благо народа – высший закон [1] .
знать
- • основные положения теории взаимодействия и формы сотрудничества бизнеса, власти и общества на территориях ведения хозяйственной деятельности;
- • основные права человека, связанные с ведением бизнеса;
- • методы государственного регулирования (участия) в развитии корпоративной социальной деятельности;
уметь
- • использовать идеологему гражданского общества в решении проблем в рамках КСО;
- • анализировать институциональную среду стран в части поддержки и развития корпоративной социальной ответственности;
- • давать оценку основных характеристик взаимодействий в разных кластерах;
владеть
- • правилами справедливого дележа ресурсов и доходов;
- • методами оптимизации структуры и оценки социального капитала для решения проблем в рамках КСО;
- • навыками моделирования взаимодействий и институциональных форм партнерства бизнеса, власти и общества в области корпоративной социальной ответственности.
Модели взаимодействия бизнеса, власти и общества в рамках КСО
Копейка рубль бережет.
Да рубль не сберег копейку! [2]
В мире сложились две базовые модели взаимодействия бизнеса, государства и общества – плюралистическая и неокорпоратистская [3] . Разделение основано на культурно-исторических особенностях стран, в которых они формировались.
Плюралистическая и неокорпоратистская модели взаимодействия. Исходная предпосылка плюралистической модели взаимодействия заключается в том, что государство, бизнес и общество находятся в координационной зависимости, а значит, исключается доминантная роль какого-то участника взаимодействия.
Характерной особенностью данной модели является равноудаленность государства от всех хозяйствующих субъектов, которое действует в интересах национальной экономики в целом, обеспечивая ее стабильность и относительное равновесие. Основу плюралистической модели составляют англо-американские традиции взаимодействия бизнеса и государства.
Исходной предпосылкой неокорпоратистской модели взаимодействия является стремление к добровольному взаимодействию государства, бизнеса и общества. Характерной особенностью данной модели является наличие институциональных форм правления, которые ориентированы па формирование партнерских, взаимовыгодных отношений. Основные положения моделей представлены в табл. 5.1.
Наиболее прогрессивной считается неокорпоратистская модель взаимодействий. Получило распространение деление стран по моделям [4] . Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландах традиционной является неокорпоратистская модель, а в США – плюралистическая. Положительными моментами неокорпоратистской модели, по мнению американского политолога XX η. Ф. Шмиттера, является сценарий ее развития «снизу», наличие хорошо организованных ассоциаций и групп по интересам, а также уязвимость интернационализированных экономик малых европейских стран. Однако в мировой практике ни одна из моделей ие реализуется в чистом виде, но как их синтез, причем с различием в преобладании одной модели над другой.
Основные характеристики плюралистической и неокорпоратистской моделей
- • Преобладающий принцип индивидуализма социально-экономического поведения основной части населения с присущей ему ориентации на личный успех и высокую степень готовности к принятию риска
- • Конкуренция как движущая сила развития. Попытки ее ограничить воспринимаются как нарушение принципа равных возможностей для всех
- • Прибыль как основной показатель успешности
- • Регулирующая роль государства, состоящая в выработке правил взаимодействия, разрешения конфликтов, с которыми не может справиться бизнес,
и поддержке национального бизнеса на международном уровне. Вмешательство государства в экономику как хозяйствующего субъекта не приветствуется
• Судебная процедура в качестве основного метода разрешения конфликтов
- • Ориентация на партнерские отношения и сотрудничество различных социальных и профессиональных групп
- • Нацеленность на обеспечение стабильности и успешного развития всей национальной экономики, а не отдельной личности
- • Выполнение социальных обязательств как важный результат ведения бизнеса
- • Конкуренция как важное условие развития, которая может быть ограничена в случае необходимости защиты интересов национальной экономики
- • Роль государства как равноценного экономического субъекта, обеспечивающего разработку и соблюдение «правил игры», который имеет большие социальные обязательства перед обществом и право формулировать требования к бизнесу
- • Разрешение конфликтов с помощью договоренностей при посредничестве профсоюзов, ассоциаций работодателей, саморегулируемых организаций и объединений граждан
Развитие российской модели взаимодействия бизнеса, государства и общества осуществляется также с учетом рассмотренных моделей. Сценарий формирования современной модели взаимодействия осуществляется в направлении от доминирования позиции противоборства и взаимного невмешательства к позиции тесного сотрудничества на базе государственно-частного партнерства (ГЧП). Вместе с тем для российского менталитета характерны такие культурно-исторические особенности, как соборность и патернализм, и поэтому экономика тяготеет к неокорпоратистской базовой модели взаимодействия.
Огромный практический интерес для развития российской модели взаимодействия государства, бизнеса и общества имеет анализ зарубежного опыта их социального взаимодействия, который показывает следующее. Модель взаимодействия «государство – бизнес – общество» образует триаду социальных взаимоотношений:
- • государство – бизнес;
- • бизнес – общество;
- • общество – государство.
В рамках этой триады происходит перераспределение ресурсов и доходов национальной экономики с учетом доминирования одного из направлений социального взаимодействия. Характеристики наиболее типичных зарубежных моделей социального взаимодействия – американской, германской и скандинавской, представлены в табл. 5.2.
Сравнительные характеристики моделей социального взаимодействия государства, бизнеса и общества [5]
Источник: studme.org