Каковы по вашему мнению должны быть перспективы развития бизнеса в России

2.3 Перспективы развития предпринимательства в России и разработка мероприятия, содействующих развитию отечественному предпринимателю

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Каковы перспективы развития малого, среднего и крупного бизнеса в России? Что будет с бизнесом в РФ?

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей.

Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса.

По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Стоит отметить, что у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По ориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4—1,5 млн. единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8—3,2 трлн руб.. Таким образом, занимая примерно 14—15% в составе ВВП страны (вместо 10,7% в 2002 г. ), предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

Подводя итог, можно выделить несколько болевых точек, устранение которых позволит отечественному предпринимателю выжить и развиваться:

1. Приведение в соответствие с требованиями времени действующей системы налогообложения, которая должна стимулировать развитие предпринимательства, а не вытеснять его в нелегальный бизнес.

2. Гораздо большее привлечение предпринимателей к реализации комплексных муниципальных программ.

3. Создание атмосферы доверия и сотрудничества между предпринимателями и властью, для чего надо убрать все бюрократические перегородки, связанные с развитием бизнеса.

4. Ликвидация губительной практики работы с аграрным сектором экономики. Необходимо срочно принять государственную программу по поддержке фермера.

5. Отказ от практики многочисленных проверок предприятий различными контролирующими органами.

Выполнение этих минимальных требований приведет к резкой активизации отечественного предпринимательства, на которое сегодня возложена историческая роль вывода страны к вершинам процветания 8 .

Источник: studfile.net

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Мартыненко, А. Г. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации / А. Г. Мартыненко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10532/ (дата обращения: 16.12.2022).

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотрены для субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, инновация, государство, инфраструктура.

Большую роль в экономике любого региона и страны в целом играет малый и средний бизнес. К малому предпринимательству относятся хозяйствующие субъекты, а именно юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону определены основные критерии отнесения предприятий к малому или среднему предпринимательству, которые представлены в таблицы № 1.

Основные критерии отнесения предприятий кмалому или среднему предпринимательству

Критерии

Малый бизнес

Средний бизнес

Численность работников на предприятии

от 101 до 250 человек включительно

Объем выручки от реализации товаров или услуг без учета НДС

Суммарная доля внешнего участия в уставном капитале

не должна превышать 25 %

не должна превышать 25 %

В масштабах страны роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России.

Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, которая выражается в различных инвестиционных программах, налоговой и кредитной сфере. В первую очередь к таким объектам относят различные инновационные предприятия и инфраструктурные объекты такие как, научные парки, венчурные и гарантийные фонды, кластеры, бизнес-инкубаторы и так далее.

Минэкономразвития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Для субъектов малого бизнеса к 2020 году предусмотрены следующие достижения показателей, которые отвечают за инновационное развитие экономики:

– увеличение доли малого бизнеса в общем ВВП, до 30 %. На сегодняшний день данный показатель составляет 20 %;

– увеличение доли занятого населения Российской Федерации в сфере малого и среднего бизнеса до 60 % и 30 % от числа всего занятого населения. В 2015 году в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 30,6 %;

– изменение отраслевой структуры малых и средних предприятий, а именно:

– снижение доли малых предприятий, которые заняты в сфере торговли до 20 %, но без сокращения их общей численности, а это в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом;

– рост предприятий, которые заняты в сфере ЖКХ, здравоохранении, науке и информационных услуг до 50 %, а это в 12 раз больше по сравнению с 2007 годом;

– рост компаний, занятых в таких сферах, как строительство и обрабатывающая промышленность в 4–5 раз;

Все ориентиры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса к 2020 году, сопоставимы со среднеевропейскими показателями и стимулируют общий рост числа субъектов предпринимательской деятельности, предположительно до 6 млн. [1]

Данные показатели социально — экономического развития могут быть достигнуты за счет основных действий государства по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса. К приоритетным действиям нужно отнести:

– помощь в создании инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, которые будут ориентированы на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;

– создание и реализация определенных мероприятий и программ поддержки конкурентоспособных и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;

– помощь институтам микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;

– формирование благоприятных условий для развития кредитования малого и среднего предпринимательства банками;

– совершенствование нормативной базы в целях снижения административных ограничений и барьеров для малого и среднего предпринимательства;

– реализация норм законодательства, которые определяют участие субъектов предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;

– дать возможность реального доступа субъектам предпринимательства к недвижимому имуществу, которое находится в государственной собственности. [1]

За последний год проблемам и перспективам развития малого предпринимательства в Российской Федерации стало уделяться даже больше внимания, чем в предыдущие годы. В основном такое внимание зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Но, как оказалось, созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.

Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:

– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;

– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;

– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству России необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны. Но также нужно учитывать то, что в настоящее время мировая экономика испытывает большое воздействие финансового кризиса. В свою очередь кризис может повлиять на длительное замедленное развитие мировой экономики, характеризующегося повышенной инфляцией и конфликтами между новыми и старыми центрами сил, странами экспортерами продукции и сырья, и постиндустриальными экономиками. Развивающие страны, наряду с большинством развитых экономик, также ощущают влияние кризиса. Конечно, в долгосрочной перспективе рост мировой экономике будет восстанавливаться, но если сравнивать с докризисным периодом, ее динамика будет подвержена циклическим колебаниям.

Количество инновационных предприятий в России, которые могут послужить мультипликаторами или основами распространения передового опыта и инновационной культуры, в настоящее время насчитывается от 1 000 до 2 000, а это порядка 0,1–0,2 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Если взять общую стоимость производимой данными предприятиями принципиально новой продукции и технологий, то она составляет примерно 15–20 млрд. рублей. [2]

По прогнозам и условиям Концепции предполагается увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса и должна составлять 15–20 %, как и в наиболее технологически развитых современных странах, например, в США и Японии. Данный прирост должен быть обеспечен за счет системной поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства, а также развитием инфраструктуры.

Общий оборот малого предпринимательства в Российской Федерации в 2015 году составил 2 477, 3 миллиарда рублей, это на 22,6 % выше показателя прошлого года. Также, если учесть инфляцию, то обороты малого бизнеса выросли на 12 %. [3]

Таким образом, можно утверждать, что уже сейчас прослеживается положительная динамика развития малого бизнеса в Российской Федерации, несмотря на существующие трудности в сфере бизнеса и мировой кризис.

  1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.- Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 28.02.2016)
  2. Издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов — «Российская газета». — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/04/srednii-klass.html (дата обращения: 27.02.2016)
  3. Интернет-издание о бизнесе и технологиях. — Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html (дата обращения 29.02.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, среднее, мировая экономика, предпринимательство, развитие малого, долгосрочная перспектива, долгосрочное социально-экономическое развитие, основной критерий отнесения предприятий.

Источник: moluch.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Развитие малого бизнеса является залогом роста конкурентоспособности экономики и формирование устойчивой экономической системы. Это объясняется вкладом субъектов малого предпринимательства в решение проблемы создания рабочих мест, рост ВВП, диверсификации экономики и преодоления структурных диспропорций, активизации научно-технического развития, увеличение поступлений в государственный и местный бюджеты и др.

Преимущественно локальный характер обслуживания рынков субъектами малого бизнеса приводит к усилению зависимости последних от политических и социально-экономических процессов, которые происходят в регионе их присутствия, и предопределяет необходимость идентификации и решения проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели на региональном и местном уровнях.

В современном научном мире проблема развития предприятий малого бизнеса, структурных сдвигов в организации производства активно обсуждается видными западными экономистами, такими как Освальд А., Стори Д., Рейнольдс П. и другие. Существенный научный вклад в анализ и оценку вопросов развития предпринимательства, в частности малого бизнеса, преодоления различных видов препятствий осуществили такие ученые, как А. Бутенко, Л. Воротина, З. Варналий, В. Гейць, А. Кужель, В. Ляшенко, Н. Шлафмант и другие.

Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема развития и перспективы малого предпринимательства является недостаточно изученной в макроэкономике.

Целью статьи является выявления проблем и изучение перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Развитие малого бизнеса должно быть образующим фактором формирования соответствия интересов и цивилизованных рыночных отношений в обществе. Малое предпринимательство делает рыночную экономику более гибкой, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, оно является серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов научно-технического прогресса, а также решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В условиях рыночной трансформации экономики России развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста. Малый бизнес – это создание новых рабочих мест, а также альтернатива наемному труду. Развитие малого бизнеса является очень важной для формирования среднего класса общества.

На рис. 1 представлено количество предпринимателей по федеральным округам, которые зарегистрированы в Едином реестре.

Согласно рис. 1 наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Централном ФО. Более половины малых предприятий региона находятся в г. Москва. В Москве на долю малых предприятий приходится более 60% оборота соответствующих предприятий округа. Две трети малых предприятий ЦФО заняты в оптовой и розничной торговле, в которых реализуется 82,5% оборота малых предприятий.

На сегодняшний день в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на 2017 год зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц — малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц — средние предприятия (0,4%) (рис. 2).

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется на основе ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017), в котором отмечается, что целью создания благоприятно возможных организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства государство должно предоставить надлежащую поддержку. Но на данном этапе развития малого бизнеса и предпринимательства есть значительные проблемы и одним из путей выхода из кризиса малого предпринимательства является кредитование данной сферы. В результате кризиса у банков возникла проблема ликвидности, выразившаяся в возрастании процентных ставок. Высокие процентные ставки за кредит, обязательное требование залога, стоимость, которой значительно превышает сумму кредита, практически делают невозможным доступность кредитных ресурсов для тех субъектов малого предпринимательства, которые начинают свое дело.

К основным тормозящим факторам развития предприятий малого бизнеса на различных уровнях управления стоит отнести:

-нерегулярное и не всегда гарантировано стимулирование программ поддержки и развития на региональном и государственном уровне;

-отсутствие четких ориентиров развития на инновационном фундаменте;

-отсутствие эффективной и результативной модели сотрудничества малого и среднего предпринимательства;

-нецелевое использование средств, которые выделены под проекты для развития, несовершенство системы мониторинга, контроля использования;

-невысокую квалификацию, достаточно низкую компетентность работников предприятий.;

-рост степени различных видов риска,

-в частности, имеющийся чрезмерный риск конкуренции и появления массового банкротства;

-чрезмерную конкуренцию с зарубежными компаниями;

-постоянные изменения, необходимость периодического обновления и модернизации;

-разного рода препятствия, прежде всего бюрократические и административные;

-ограниченность и бешеную нехватку финансирования для развития малого бизнеса;

-необходимость создания и внедрения инновационных технологий, новейших процессов, низкий уровень инновационной культуры и мышления;

Формирование рыночной экономики в России связано с ростом предпринимательской активности во всех отраслях. Развитие именно малого бизнеса является одним из перспективных средств создания конкурентной рыночной системы. Основание собственного предприятия сдерживается главным образом сложностями непосредственно открытия собственного дела.

Первоочередными мерами эффективной поддержки и определения главных перспектив развития малого бизнеса являются:

-государственная поддержка: способствовать формированию благоприятного

предпринимательского климата (привести действующие нормативно-правовые акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления в соответствие с принципами государственной регуляторной политики);

-разработать механизм частичного возмещения из местных бюджетов процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов;

-международная помощь (финансовая, техническая, в подготовке кадров): разработать механизмы предоставления материальной помощи малым предприятиям, которые производят экологически чистую продукцию сельского хозяйства, занимающиеся ее переработкой и экспортом;

-способствовать переориентации освобожденной рабочей силы на новые виды деятельности в сельском хозяйстве и в сфере развития «зеленого туризма»;

-способствовать привлечению безработных, зарегистрированных в городах, к трудоустройства на вновь созданных рабочих местах в сельской местности;

-интеграционная поддержка через субподряд, франчайзинг, лизинг и т.д.;

-кооперирование и самоорганизация малого бизнеса на политических и экономических началах;

-профессиональная подготовка и эффективное управление квалифицированными кадрами: местной власти необходимо содействовать самозанятости безработных путем предоставления им единовременной денежной помощи для начинания собственной предпринимательской деятельности;

-при переподготовке и повышении квалификации особое внимание следует уделять профессиям, что не только пользуются спросом на рынке труда, но и дают возможность начать собственное дело.

Для информационного обеспечения малых предприятий и упрощения их доступа к необходимой информации сформировать в регионах базы данных, которые будут накапливать, и упорядочивать информацию относительно норм действующего законодательства; информационно-аналитические материалы относительно развития предпринимательства региона, ценовой ситуации, регуляторной политики имеющихся банковских учреждений и кредитных союзов с перечнем их услуг в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства.

Ярким примером для России в этом контексте может выступить Япония. Исследования показали разносторонность, комплексность, системность и действенность базовых программ поддержки функционирования малых предприятий в Японии.

Например, финансовые программы помощи развития бизнеса в Японии охватывают кредитные программы, программы гарантирования возврата кредитов и инвестиционные программы (финансирование акционерного капитала). Кроме вышеупомянутых, важную роль играют управленческие и организационные программы поддержки деятельности малых и средних предприятий. Основными программами помощи в управленческой поддержке частного бизнеса в Японии есть программы развития культуры предпринимательства, совершенствование менеджмента в организациях, проведение тренингов и семинаров, информационные услуги и мероприятия по поддержке и внедрению инноваций, прогнозирования банкротства предприятия и финансовая поддержка в случае его наступления.

Рассматривая опыт развитых стран, можно сказать, что развитие малого бизнеса является одним из эффективных путей реформирования экономики. Именно они являются механизмом наибольшего привлечения ресурсов, в том числе и трудовых.

Таким образом, поддержка малого бизнеса может помочь стране решить много вопросов, среди которых социальные: создание новых рабочих мест, повышение уровня обеспеченности населения, а также экономические: привлекательность для иностранного инвестирования, ускорение оборота частного капитала, создание конкурентной среды. В западных странах имеются множество организаций, которые регулируют и поддерживают развитие малого и среднего бизнеса. Со стороны государственной власти ответственность за развитие лежит на нескольких министерствах, или их отделах. Обычно, политика поддержки малого предпринимательства осуществляется двумя-тремя министерствами.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий в значительной степени будет способствовать поддержанию конкурентоспособности малого предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках, его укреплению. В конечном итоге это положительно скажется на уровне социально- экономического развития страны и качества жизни населения России. Развитие малого бизнеса имеет важное значение в социально-экономических направлениях развития нашего отечества. Также стоит отметить весьма незначительную эффективность и результативность ведения предпринимательской деятельности, невысокую степень и качество менеджмента, необходимость усиления доступа к финансированию стратегического развития малого бизнеса и, как последствие низкий уровень инвестиционно – инновационной активности из-за отсутствия четкого стратегического ориентира развития малого бизнеса. Существующее состояние их функционирования и развития не находится на должном уровне, что свидетельствует о сложных экономико-политических условиях и среде ведения малого бизнеса в России.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017)

2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3. Осипов Е.М.. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 208 с.

4. Кузьмина Е.Е., Кузьмина Л.П.. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Юрайт, 2012. – 480 с.

5. Широков Б.М.. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496 с.

6. Ресурсный центр малого предпринимательства [электронный ресурс] – Режим доступа:https://rcsme.ru/ru/statistics.

7.Макроэкономика.Учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» /Отв. ред. М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе — Ростов на Дону, «Феникс», 2017.-409 с.

8 .Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация./Коллектив монография под общей ред. М.А.Эскиндарова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» 2017.- 466 с.

9. Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография; т. I //кол.авторов;под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 256 с.

10. Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография; т. II //кол.авторов;под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 286 с.

11 .Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/.

12 .Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. / Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В.- LSP 2017. -620 с.

13 .Цхададзе Н.В. Экономические теории и школы: история и современность: монография/Н.В.Цхададзе. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» , 2014.- 207 с

14 .Цхададзе Н.В. Эволюция мировой экономической мысли от истоков до наших дней: монография/Н.В.Цхададзе. – М.: Издательство «Русайнс», 2017.-166с.

Источник: izron.ru

Юридическая социальная сеть

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг500

Подписаться
Публикации
Юридическая публикация
Вопрос дня
Астрология
Государство
Жалоба на действия или бездействие
Мнение о специалистах и организациях

Образ жизни

Образование
Отзывы от товарах и услугах
Светская жизнь
Технологии
Курьёзные вопросы

Социальные сети
14 043 081
Актуальные темы
Законы и кодексы
Сообщества

Автор публикации
Александр Подписчиков: 0

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг500

Есть ли перспективы развития у малого бизнеса в России?

609 просмотров
152 дочитывания
0 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 14,60 рублей за дочитывания Зарабатывать

Есть ли перспективы развития у малого бизнеса в России?

Малый бизнес считается основой рыночной экономики страны. Развитие малого бизнеса обеспечивает рост конкурентоспособности экономики и формирование устойчивой экономической системы. Субъекты малого предпринимательства решают проблемы создания рабочих мест, рост ВВП, диверсификации экономики. Государству необходимо уделять больше внимания малому бизнесу.

Оно должно создавать тепличную среду для его развития и непрерывно совершенствовать ее. Развитие малого бизнеса должно предполагать значительную государственную поддержку. Это в первую очередь заключается в инвестиционных, налоговых и кредитных программах. Должны предусматриваться различные льготы, существовать информационная поддержка.

Популяризация занятия малым бизнесом также даст толчок роста. Весомым вкладом для развития малого бизнеса является образование, особенно высшее. Взаимосвязь между развитием малого бизнеса и развитием образования прямопропорциональная.

Исходя из вышеперечисленного, государство заинтересованно в развитии малого бизнеса. Оно проводит различные изменения в сфере малого бизнеса, также создает нововведения. Так, нормативная база к 2016 году претерпела ряд продуктивных изменений:

• упрощен процесс регистрации;

• ограничен объем плановых проверок мелких предпринимателей;

• сформирован институт омбудсменов, отстаивающих предпринимательские права в банках;

• увеличена максимальная доходность для переведения бизнеса на упрощенное налогообложение;

• открыт доступ малому бизнесу к заказам госзакупок;

• введен региональный торговый сбор, сумма которого зависит от габаритов занимаемого помещения, стоимости оформленного патента на используемый вид деятельности;

• повышен страховой взнос;

• установлен обязательный налоговый сбор на недвижимую собственность для предпринимателей, использующих систему УСН либо ЕНВД (ранее организации, работающие по данным системам налогообложения, налог не выплачивали);

• внедрен обязательный электронный метод отчетности для налоговых органов (рукописные отчеты по регламенту запрещено принимать), что облегчило деятельность предпринимателей в ракурсе формирования, подачи документации;

• изменено пороговое значение и доход лица, применяющего упрощенную налоговую систему;

• введены двухлетние налоговые каникулы для начинающих мелких предпринимателей;

• продлена упрощенная вмененная система налогообложения;

• установлены дополнительные полномочия в регионах органам, предоставляющим налоговые льготы микробизнесу.

Предпринимателям, имеющим небольшой бизнес, правительство нацелено помочь повысить конкурентоспособность, улучшить конкурентные условия для облегчения работы на рынке услуг, товаров. Поэтому основное направление проекта – создание новых рыночных ниш, позволяющих свободно вести бизнес. В результате планы регулятора дадут возможность существенно увеличить численность предприятий малого бизнеса, что обусловит увеличение занятости в указанном секторе.

В рамках проекта государственной поддержки налоговая служба разработала и внедрила реестр мелкого предпринимательства, охватывающий больше 5 миллионов субъектов МСП, в частности 2,6 млн. юридических лиц, 2,9 миллионов индивидуальных предпринимателей. Новый реестр предполагает получение бизнесменами преимуществ: отсутствие необходимости в оформлении документации, поскольку данные новых участников реестра вносятся автоматически; бизнес, присутствующий в реестровом перечне, поможет заручиться фондовыми средствами, выделенными в помощь предпринимательству.

Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:

– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн. руб.;

– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;

– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

В 2019 году государство выделило банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно распространилось на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование осуществилось более чем на 200 млрд руб.

Любому коммерческому предприятию важнее получить «живые» деньги на развитие предприятия, чем консультацию. Господдержка малого бизнеса в 2020 году предусматривает выделение предпринимателям 15 млрд рублей. Существует несколько вариантов получения финансирования.

1. Субсидия начинающим предпринимателям. Финансирование по линии Министерства экономики и развития предусматривает выделение безвозмездной субсидии для владельцев компаний, действующих на рынке менее 2 лет. Максимальный размер — 500 000 руб. Деньги выделяются на конкурсной основе – его условия и сроки оглашаются заранее.

2. Субсидия от центра занятости. Государственная служба занятости выдает субсидии безработным россиянам, планирующим открыть собственное дело. В рамках безвозмездного финансирования малого бизнеса государством в 2020 году выделяется на открытие ИП 60 000 руб.

3. Льготное кредитование. Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в 2020 году предусматривают финансовую поддержку при потребности в кредитовании. У предпринимателя три варианта: 1) оформить в банке заем, а затем получить субсидию в объеме процентной ставки; 2) оформить на небольшой срок микрозайм на сумму 10-100 тыс. руб. под 5-10 % годовых.

Обязательное условие — финансовое обеспечение (оборудование, мат. активы, недвижимость); 3) оформить льготный займ, обратившись за поручительством в гарантийный фонд. Лояльные условия предоставляются владельцам предприятий в сфере АПК: ставка по кредиту для них составит не более 5%. Остальное компенсирует Министерство сельского хозяйства.

4. Весомая поддержка государством малого бизнеса 2020 – конкурсные федеральные программы, в рамках которых начинающий бизнесмен может рассчитывать на получение внушительных сумм – до 25 млн руб.

Давайте обратим внимание на то, как обстоят дела с образованием. Согласно Росстату количество учебных заведений снижается и эта тенденция продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Динамика высших учебных заведений за последний исторический период также противоречива.

Сначала их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965, а на начало 2010/2011-1115. В дальнейшем из-за поглощения мелких вузов более крупными, а также вследствие ужесточения политики государства в данной сфере количество организаций стало падать. На начало 2018/2019 учебного года их было всего 741.

Такая же тенденция была и по количеству студентов — 4741,4 в 2000/2001 учебном году и рост до 70049,8 тысяч человек в 2010/2011 учебном году, а также падение до 4161,7 тысяч в 2018/2019 учебном году. В результате общее число людей с высшим образованием может в среднесрочной перспективе снизится. . С 2012 года последовательно сокращается численность аспирантов и докторантов. В вышеуказанном году их было 146754 и 4554 человек соответственно. А в 2018 – 90823 и 1048 человек. Этот процесс вызван отчасти некоторым ужесточением политики в области защиты диссертаций, отчасти кризисными проявлениями в российской науке.

Из вышеперечисленного можно сказать, что государство неэффективно участвует в развитии малого бизнеса. Некоторые изменения положительны, а некоторые отрицательны. В целом такие изменения никак не повлияли на малый бизнес. Согласно ФНС количество субъектов малого бизнеса и работников занятой в этой сфере практически не изменилось.

Доля малого бизнеса в экономике страны также практически не изменилась. С учетом экономического кризиса в стране, длящегося с 2014 года, неэффективной политики государства, международными санкциями, которые наносят урон экономики, и снижения иностранных инвестиций перспективы развития малого бизнеса в России отсутствуют. В ближайшие годы тенденция застоя в этой сфере экономики останется. Изменить такой ход событий в лучшую сторону может только государство, которому для этого необходимо принять эффективные меры.

Источник: www.9111.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин