Все типы ответственности проявляются не только во внутренней организации менеджмента, но и во взаимоотношениях организации и общества, которые имеют большое значение в развитии того и другого. В современных условиях решающую роль играет социальная ответственность корпораций. По мере развития производства, научно-технического прогресса, урбанизации жизни возникают и обостряются новые, чрезвычайно сложные проблемы: экологические, социально-экономические, технические, информационные, урбанистические, культурологические и др.
От комплексного решения этих проблем зависит будущее цивилизации. Но решение их в значительной мере определяется деятельностью современных корпораций, их ответственностью перед обществом и будущим. Вот почему проблема корпоративной социальной ответственности сегодня становится центральной проблемой менеджмента. Ее решение в экономическом, научно-техническом, социально-политическом ракурсе волнует умы многих представителей политики, науки, бизнеса и менеджмента.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества.
Понятие КСО включает:
— ответственность организации перед партнерами;
— социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг;
— корпоративное развитие — проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, персонала и общественных организаций;
— здоровье и безопасность персонала на рабочем месте;
— ответственную политику в отношении работников, управление развитием персонала;
— экологическую ответственность, экологическую политику и использование природных ресурсов;
— взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
— ответственность организации перед обществом в целом.
Корпоративная социальная ответственность в отличие от правовой подразумевает определенный уровень добровольного стремления выделять финансовые и материальные ресурсы на решение социальных проблем со стороны менеджмента организации. Это стремление имеет место но отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.
Жизнеобеспечение общества обусловлено в процессах жизнедеятельности уровнем потребляемых ресурсов и производством материальных благ. Совокупность территорий, природных ресурсов, населения в среде его проживания составляет жизненное пространство общества, пространство деятельности организаций.
Социальная ответственность менеджеров корпорации (топ-менеджеров), таким образом, состоит в организации и успешном управлении бизнесом, в постоянном поиске выгодных взаимодействий с государством. Плодами этого сотрудничества является сбалансированное и динамически развивающееся общество, в котором работа каждого члена общества выступает предпосылкой для общего благосостояния.
В российском менеджменте все больше увеличивается число участников, которые считают, что социальная ответственность перед собственным персоналом и перед обществом — это не что-то исключительное, порождаемое лишь особыми обстоятельствами, а норма, вытекающая из самой сущности деятельности организации. Социальные аспекты деятельности становятся столь же неотделимы от нее, как и аспекты экономические.
Объектами корпоративной социальной ответственности являются: экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых (рис. 1.1). Эти области развития человека и общества нуждаются в поддержке со стороны бизнеса, поддержке прежде всего экономической, а также политической, организационной.
Рис. 1.1. Объекты социальной ответственности
Для построения системы ответственности с учетом ее разнообразия необходимо знать характеристики ответственности в полном их составе и объеме.
Ответственность обладает следующими характеристиками:
1) Типологическая принадлежность ответственности — проявляется в сочетании различных типов, а не только в принадлежности к одному из вышеперечисленных. Искусство реализации ответственности в процессах менеджмента и состоит в построении этого сочетания.
2) Мера ответственности — отражает степень порицания, поощрения, силу наказания или одобрения результатов работы. Здесь необходимо иметь в виду, что ответственность в менеджменте выступает не только как фактор сдерживания или ограничения, но и как фактор мотивации. Действенность этих факторов определяется и типом, и мерой ответственности.
3) Адресность — кому ответственность предназначена, кто и как должен ее учитывать.
4) Организационная форма реализации — закрепляется в положениях, инструкциях, договорах, контрактах и т. д.
5) Условный характер — может действовать при определенных условиях, установленных заранее.
6) Источник реализации. Для внутренней организации деятельности — это уровень системы менеджмента, в соответствии с распределением полномочий. Для внешних отношений — организации, указанные в контракте или договоре, а также государственные органы регулирования.
7) Временные характеристики. Всегда существует время ее наступления и реализации. Более того, ответственность может изменяться во времени — ослабевать или усугубляться. Это может происходить при изменении ситуаций, условий, потребностей, организационных положений.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Корпоративная социальная ответственность
Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности [1] ) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Практика КСО является предметом многочисленных споров и критики [2] . Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики спорят, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса; одни утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности; другие говорят, что это попытка подменить роль правительства в качестве контролера мощных мультинациональных корпораций.
Развитие
Деловая этика — эта форма искусства прикладной этики, которая рассматривает этические принципы и моральные или этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде. На все больше ориентированном на сознательность рынке XXI века растет спрос на более этичные бизнес-процессы и действия (известные как этицизм).
Одновременно на промышленность оказывается давление для повышения деловой этики при помощи новых общественных инициатив и законов (например, более высокий дорожный налог в Великобритании на транспортные средства с высокими выбросами). Деловая этика может быть как нормативной, так и описательной дисциплиной.
В качестве корпоративной практики и специализации карьеры эта сфера, главным образом, нормативна. В научных кругах также используются описательные подходы. Диапазон и количество вопросов деловой этики отражают ту степень, в которой бизнес воспринимается как противоречащий неэкономическим социальным ценностям.
Исторически интерес к деловой этике резко возрос в 1980-х и 1990-х, как в крупных корпорациях, так и в научном мире. Например, сегодня сайты большинства крупных корпораций подчеркивают приверженность развитию неэкономических социальных ценностей под разнообразными заголовками (например, кодексы этики, уставы социальной ответственности). В некоторых случаях, корпорации изменили свои основные ценности в свете соображений деловой этики (например, уклон BP в сторону экологии под лозунгом «помимо бензина»). Сам по cебе термин КСО начал повсеместно использоваться в начале 1970-х годов, хотя эта аббревиатура встречалась редко. Термин «стейкхолдеры» (заинтересованные стороны), то есть лица, на которые оказывает влияние деятельность организации, использовался для описания корпоративных собственников помимо акционеров примерно с 1989 г.
Источник: studfile.net
Корпоративная социальная ответственность
6) Кому принадлежит данное определение: «КСО – соответствие деятельности организации экономическим, правовым и филантропическим ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период времени»?
7) Какой термин в бизнес-среде и в научных кругах чаще используется для обозначения «Корпоративная социальная ответственность»?
8) В какой религии следует искать истоки социальной ответственности?
9) Кто из ученых внес особый вклад в формирование новых трудовых отношений между предпринимателями и наемными работниками?
10) Главными причинами интенсивного развития КСО в 60-70-е годы ХХ века в экономически развитых странах стали:
11) Установите последовательность развития корпоративной социальной ответственности в российской экономике:
12) ___ отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать. «Без принципов, – утверждал он, – мы во тьме, в хаосе; без опыта и меры, даже с наилучшими принципами, мы тоже в трудном положении. Принцип – это маяк, помогающий ориентироваться: служить он может только тем, кто знает путь в порт».
13) Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних называются ___ .
14) ___ разработал теорию «корпоративного эгоизма».
15) Установите последовательность развития базового термина КСО:
16) Установите соответствие между названием и определением концепций КСО:
17) Нужно поправить вручную. Nokian Renkaat» (англ. Nokian Tyres) – финская компания, крупный
производитель шин в Скандинавии. Основные направления деятельности
компании в области социального развития представлены в концепции со-
циального равенства. «Nokian Tyres» уделяет серьезное внимание развитию персонала и его умению. Для отдельных подразделений разработано специальное обучение и повышение квалификации. Имеется возможность получить профессиональное образование. Кроме того, персонал принимает участие в обучении через различные каналы (сеть учебных заведений).
Какую концепцию КСО использует организация?
18) Установите соответствие между периодами развития КСО и основными направлениями деятельности в области КСО в России:
19) Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся принято:
20) Жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения называется моделью:
Источник: azelig.ru